Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ВВП И МЕТОДЫ ЕГО РАСЧЕТА
1.1 Метод добавленной стоимости
1.2 Метод расчета ВВП по расходам
1.3 Метод расчета ВВП по доходам
НОМИНАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ВВП
ПРИЧИНЫ НЕТОЧНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЯ ВВП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого.
При макроэкономическом подходе к анализу основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов и обобщающие результаты этой деятельности.
Следует отметить, что с одной стороны разделение экономической науки на микро- и макроэкономику в известной степени условно. В то же время интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли, отдельного рынка и интересы общества не равнозначны и с этой точки зрения необходимо разделение на микро- и макроэкономику. Для анализа экономических событий необходима целостная система показателей. Наиболее значительными являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД), чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).
Важнейшее место среди этих показателей занимает валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой внутренний продукт – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.
1. ВВП и методы его расчета
Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важнейшее место занимает показатель валового внутреннего продукта (ВВП). При расчете ВВП используют три основных метода.
1.1 Метод добавленной стоимости
ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год.
Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств или фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Например, продовольственные товары, стиральные машины, парикмахерские услуги, приобретаемые домашними хозяйствами – типичный пример потребления конечных товаров и услуг. В отличие от них, мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба, представляет собой промежуточную продукцию. Если в ВВП включить промежуточные продукты, т.е. товары, используемые для производства других товаров, то мы с неизбежностью получим завышенную оценку ВВП. Так, цена муки будет учтена несколько раз: вначале как результат деятельности мукомольного завода (собственно цена муки), потом – в цене выпеченного хлеба, далее – в цене расфасованного хлеба в супермаркете и т.д.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Иными словами, добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.
Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.
1.2 Метод расчета ВВП по расходам
При расчете ВВП на основе расходов суммируются следующие величины:
Потребительские расходы населения ().
Валовые частные инвестиции в национальную экономику ().
Государственные закупки товаров и услуг ().
Чистый экспорт (), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют объем ВВП, обозначаемого в макроэкономической теории символом , и показывают рыночную оценку годового производства:
Расходы домашних хозяйств на личное потребление () включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.
Валовые частные инвестиции (