Реферат по политологии
на тему
«Теория власти и властных отношений»
Содержание
1. Социальный порядок и власть
2. Сущность власти и её особенности
3. Господство как форма власти
4. Проблема власти в современной России
1. Социальный порядок и власть
Известно, что общество отличается от природы социальной организацией, наличием социального порядка. Установлению социального порядка способствует целый ряд механизмов, регулирующих поведение людей путём упорядочивания и согласования совместных действий. Согласованию поведения отдельных индивидов способствуют, во-первых, обмен, понимаемый как взаимное предоставление услуг, имеющих ценность для обеих сторон; во вторых, их общий интерес, в третьих, солидарность, обусловленная общность чувств, возникающих на основе родственных, этнических, расовых уз, религиозной принадлежности, преданности какой-либо идее и т.д.
Во всех 3-х случаях стороны, чьи действия согласуются, не только равноправны, но и, как правило, сами устанавливают образцы своего поведения. Авторитарных действий, проявления господства в форме навязываемого распределения социальных ролей при этом не наблюдается.
Если же социальный порядок в ходе совместных действий устанавливается при помощи власти, то образцы поведения постулируются уже не самими участниками коллективных действий, а внешними факторами, т.е. лицам выступающими в качестве субъектов власти, как бы (генерирующими) отношения господства и подчинения.
2. Сущность власти и её особенности
Категория «власть» по своему объёму является более общей, чем категория «политика» и, можно сказать, гораздо более древней, так как существовала в отдельных своих проявлениях еще в родовом обществе.
Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть- это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.
Власть как социальный феномен обладает рядом специфических признаков. Так, например, для нее характерна всеобщность- она способна проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов. Далее, функциональным признаком наличия власти выступают порядок и согласованность действий сторон, обусловленные различными факторами, например, общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием, привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению.
По содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную и т.д.
3. Господство как форма власти
По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путем следованиям конкретным моделям или образцам поведения, идеалом и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями, регулирующими, например, условия трудовой деятельности с точки зрения предоставления или изъятия каких либо благ или привилегий.
Господство- это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е легитимными.
М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства - традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.
Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.
Рационально-легитимное государство основывается на предположении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на выборах.
Харизматическое господство отличается от остальных тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами.
Господство всех трех видов признаётся законным, так как основывается на обыденном представлении, что всякая власть- от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан и т.д. Иными словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определённой мере тоже имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон выходящее. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь имеет прямой, а не опосредствованный характер. В обоих случаях субъект и объект власти испытывают потребность в признании существующей власти законной, обоснованной в правовом отношении.
Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать общепринятым моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит общепринятому распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.
Общественным мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда она неэффективна, например, неспособна бороться с коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации.
4. Проблема власти в современной России
В настоящее время в России господствует по сути авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и совета федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.
Для современной России характерно противостояние двух тенденций.
С одной стороны, принята на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат, уже больший по численности, чем в СССР, постоянно реорганизуется и, следовательно, не работает как должно, а присматривается к новому начальству и ждет новых назначений.
С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит, покажет ближайшее будущее.
Список литературы
1. Белов Г.А. Политология: Курс лекций-М: ЧеРо, 1996.
2. Вебер М Избранные произведения- 1990.
3. Макиавелли Н Государь.-М.: Планета, 1990
4. Паренти М. Демократия для немногих.- М.: Прогресс, 1990
5. Политологический словарь/ Под ред. В.Ф. Халипова.- М.: Высшая школа, 1997
6. Политология:: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко-1997.
7. Политология. Учебное пособие для вузов/ Под ред. Г.В. Полуниной.- М.: Акалис, 1996.
1. Бихевиористическая теория развития личности
2. Западная теория трех стадии доиндустриальное
3. Западная теория доиндустриального общества
4. Материалистическая теория отражения язык и мышление
5. На тему органическая теория общества Г спенсера
6. Красводр на тему теория государства и права
7. На тему теория информации и ее роль в современном мире
8. Зигмунд Фрейд психоаналетическая теория
9. Легистская теория происхождения права
10. Органическая теория общества Г Спенсера
11. Органическая теория общества Спенсера
12. Органическая теория общества Герберта Спенсера
13. Кросворд по теме клеточная теория
14. Вопросы по теме теория панспермии
15. Заключение теория массового обслуживания