Западная теория трех стадии доиндустриальное

Реферат

На тему:

Некоторые вопросы интеграции


Западная Европа - один из трех центров мировой экономики

В системе мировой экономики Западная Европа — один из трех «центров силы», которая наряду с США, Японией объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой. На долю стран Западной Европы приходится почти треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.

Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР — микроэлектроника, робототехника, биотехнология и т.д.

Отраслями европейской экономики обеспечивающей ее глобальную конкурентоспособность являются:

1) традиционные:

автомобилестроение — Германия, Франция;

авиационная промышленность — Великобритания, Германия,Франция;

текстильная промышленность — Италия, Франция.

2) новые:

программное обеспечение — Германия, Бельгия, Нидерланды; и цифровое телевидение — Франция, Германия;

• мобильная связь — Швеция, Финляндия, Великобритания. При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупные высокоразвитые государства — Германию, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50% населения и около 70% совокупного ВВП региона. Они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.

Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые — это Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится 20% ВВП региона.

Вторая группа. В-третьих, в рамках этой концепции стало меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над собственными же планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня.

Глобальная мировая экономика становится уже не просто внешней сферой мирового хозяйства, но и приобретает черты системы. Она основывается на технико-экономическом базисе интернационализированного производства, общих согласованных между многими странами торговых и валютно-финансовых режимах.

Теперь ясно, что, начиная с выхода во внешний мир в 1942 году, США фактически ни кого не сдерживают, а следуют простой решительной и целеустремленной стратегии, названной «мировое преобладание». Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли», «открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира, вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли», «открытость экономики» представляла собой стремление к безудержной экспансии американских корпораций. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.

Конечно, с одной стороны, США имеют возможность оказывать на глобализацию наибольшее влияние, но с другой — они не могут распространить свою модель на все страны хотя бы потому, что многие страны имеют свой менталитет, основанный на особых традициях и вере (не христианской). Значит, для США выгодно направить глобализацию по содержанию и форме в русло своих национальных интересов, т. е. использовать ее для поддержания и усиления национальной конкурентоспособности. Но ведь и другие страны также намерены в ходе глобализации выиграть, а не проиграть. Вот почему глобализация становится одним из главных направлений конкурентной борьбы В системе мировой экономики Западная Европа — один из трех «центров силы», которая наряду с США, Японией объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой. На долю стран Западной Европы приходится почта треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.

Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР — микроэлектроника, робототехника, биотехнология и т.д.

Отраслями европейской экономики обеспечивающей ее глобальную конкурентоспособность являются:

1) традиционные:

автомобилестроение — Германия, Франция;

авиационная промышленность — Великобритания, Германия, Франция;

в текстильная промышленность— Италия, Франция.

2) .новые:

программное обеспечение — Германия, Бельгия, Нидерланды;

цифровое телевидение — Франция, Германия;

в мобильная связь — Швеция, Финляндия, Великобритания.

При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупные высокоразвитые государства — Германию, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50% населения и около 70% совокупного ВВП региона. Они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.

Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые— это Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится 20% ВВП региона. Вторая группа это Австрия, Дания, Греция и Финляндия, на долю которых приходится более 8% ВВП. Третья группа — Португалия, Ирландия, Люксембург— имеет узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает 2% ВВП.

США как центр глобализации

Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

Одним из наиболее крупных и фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и окружающими странами.

Учитывая мощь США, их роль в международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в данном случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней, оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и — главное — хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя «избранной», «особой», «наиболее любимой богом». В-третьих, США"обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное — гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.

Утверждение «США— единственная сверхдержава» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, об основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это, прежде всего, означает усиление степени ответственности США и их политического механизма.

Во-вторых, выводы из концепции «единственной сверхдержавы» определяют также объем и содержание функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их союзников возлагается ответственность за поддержание общей международной стабильности В-третьих, в рамках этой концепции стало меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над собственными же планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня.

Глобальная мировая экономика становится уже не просто внешней сферой мирового хозяйства, но и приобретает черты системы. Она основывается на технико-экономическом базисе интернационализированного производства, общих согласованных между многими странами торговых и валютно-финансовых режимах.

Теперь ясно, что, начиная с выхода во внешний мир в 1942 году, США фактически ни кого не сдерживают, а следуют простой решительной и целеустремленной стратегии, названной «мировое преобладание». Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли», «открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира, вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли», «открытость экономики» представляла собой стремление к безудержной экспансии американских корпораций. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.

Конечно, с одной стороны, США имеют возможность оказывать на глобализацию наибольшее влияние, но с другой — они не могут распространить свою модель на все страны хотя бы потому, что многие страны имеют свой менталитет, основанный на особых традициях и вере (не христианской). Значит, для США выгодно направить глобализацию по содержанию и форме в русло своих национальных интересов, т. е. использовать ее для поддержания и усиления национальной конкурентоспособности. Но ведь и другие страны также намерены в ходе глобализации выиграть, а не проиграть. Вот почему глобализация становится одним из главных направлений конкурентной борьбы.

Особенности интеграционных процессов в арабских странах

Проявляют растущий интерес к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству и арабские государства Персидского залива. С 1981 года был создан и функционирует поныне Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, иначе называемых «нефтяной шестеркой».

В настоящее время в странах арабского региона функционирует целый ряд региональных интеграционных соглашений на двусторонней основе. Общей главенствующей организацией для всех арабских государств является ЛИГА арабских стран со штаб-квартирой в Каире. Семь государств Африки (Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис) являются членами Арабского валютного фонда (АВФ), что, й частности, объясняется их причастностью к мусульманской религии.

Основными задачами АВФ в валютной сфере являются стабилизация обменных курсов валют стран-участниц и создание условий для их взаимной обратимости, устранение в рамках организации валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой валюты. Расчетной единицей АВФ является арабский динар.

Интеграционные процессы в Африканском регионе

Если сравнивать африканский регион с другими регионами даже развивающегося мира, то особых успехов в области интеграции в странах Африки нет. Однако африканские страны осознали, что только объединив усилия, они способны занять достойное место в новом миропорядке, который характеризуется экономической глобализацией и формированием новых центров в многополюсном мире.

Концепция африканского единства зародилась в рамках панафриканского движения задолго до получения странами Африки независимости. В начале 60-х континент разделился на два лагеря: сторонников ускоренной интеграции и создания Соединенных Штатов Африки и тех, кто поддерживал теорию «Африки отечеств» — укрепления государственного суверенитета. Нелегкого компромисса достигли в мае 1963 года, когда была создана ОАЕ. Организация, имевшая только консультативный статус, постоянно сталкивалась с финансовым дефицитом и была фактически не в состоянии наладить процесс всеафриканской интеграции. В отличие от ЕС или АСЕАН, где экономическое и культурное взаимодействие повлекло за собой необходимость институционализации и политического диалога, интеграция в Африке идет сверху. Кроме того, здесь нет крупного государства или нескольких государств, которые могли бы стать движущей силой объединения, как Россия в СНГ или Франция и Германия в ЕС. До второй половины 90-х стратегия ОАЕ заключалась в поддержке региональных объединений —таких, как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) или Сообщество развития Юга Африки (САДК), где немалую роль в качестве лидера может сыграть в данном регионе ЮАР (как сильная и экономически развитая страна). Подписание в 1991 году Договора об Африканском экономическом сообществе (АЭС) создало предпосылки не только для успешного функционирования Общего рынка, но и для более тесного политического сотрудничества.

Для африканского континента создание полноценного Африканского союза будет означать следующее.

Во-первых, появятся коллективные органы, которые консенсусом или большинством голосов смогут принимать решения прямого действия, обязательные на территории государств-членов. Прежде всего, это важно для предотвращения и урегулирования конфликтов (Африка — единственная часть света, где число конфликтов неуклонно возрастает). До сих пор страны слепо следовали принципу невмешательства во внутренние дела, для миротворчества не хватало ни средств, ни политической воли. А всякий конфликт приводил к тому, что между членами ОАЕ, поддерживающими разные стороны, возникали глубокие противоречия.

Во-вторых, перспективы создания к 2030 году Общего рынка стран Африки (включая экономический и валютный союзы), как это и было предусмотрено Договором 1991 года, станут более реальными.

В-третьих, африканские государства смогут в большей степени координировать свою внешнюю и внутреннюю политику, выступая с единых позиций по различным международным вопросам. Это значительно повысит политический вес Африки в системе международных отношений.

Таким образом, на новом этапе развития Африка возвращается к идеям прошлого. Но в отличие от начала 60-х главной проблемой является не индивидуальная независимость государств, а обеспечение политической и экономической независимости и стабильности всего региона.

Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция

Азия, особенно тихоокеанский регион в настоящее время отличается достаточно высокими темпами развития, о чем свидетельствуют высокий уровень жизни населения, рост среднедушевых доходов, улучшение социальных условий.

Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. В настоящее время участниками Форума является 21 страна {экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

В странах — членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутренний продукт этих стран превышает 18 трлн долл. (1999г.). На их долю приходится более 47% мировой торговли.

В рамках АТЭС вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам и т.д.

Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

  1. достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления;

  2. продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы к подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации;

  3. поддержание устойчивого экономического роста;

  4. предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.


Литература

1. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А Мировая экономика и международные экономические отношения. Р н/Д: 2004. – 160с.

2. Сапич B.I., Сапич Н.М. Міжнародна економіка: Практикум: Навчальний посібник. - Суми: ВТД «Університетська книга», 2003. - 159 с.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 727 с.





Похожие курсовые работы

1. Западная теория доиндустриального общества

2. Бихевиористическая теория развития личности

3. Базовая теория развития личности

4. Материалистическая теория отражения язык и мышление

5. Красводр на тему теория государства и права

6. Зигмунд Фрейд психоаналетическая теория

7. Легистская теория происхождения права

8. Кросворд по теме клеточная теория

9. Бихевиористическая теория власти

10. Вопросы по теме теория панспермии

11. Заключение теория массового обслуживания

12. Экономическая теория курсовая страны европы

13. Теория государства и права

14. Кроссворд на тему теория культуры

15. Теория государства и права курсовая работа

Курсовые работы, рефераты и доклады