Падение Хазарии в восточных летописях и споры ученых
Восточные писатели дают более подробное описание разгрома Хазарии Святославом. Именно восточные источники сообщают о падении Хазарии. Наиболее раннее сообщение об этом имеется в труде Ибн Хаукаля: "...не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью" ([4], с. 222).
Споры между учеными ведутся как о количестве походов русов, так и о месте их начала. М. И. Артамонов ([2], с.67), С. А. Плетнева ([7], с. 71) полагают, что поход Святослава на Хазарию начался с Верхней Волги, был он один, и что князь Владимир также совершил поход на хазар. По мнению А. П. Новосельцева, таких походов было два -один в 965 г., когда был взят Саркел (Белая Вежа), а второй - в 968/ 969 гг., когда были взяты и опустошены волжские города Хазарии. При этом второй поход князя Святослава был во время пребывания его на Руси, куда он прибыл из Балканской Болгарии по зову матери - святой равноапостольной княгини Ольги [[б}, с. 226).
Представляется возможным согласовать оба эти мнения, если предположить, что поход Святослава против Хазарии был один, но продолжался он два года. Странного ничего в этом нет, если иметь в виду время пребывания Святослава в Дунайской Болгарии. Это был не кратковременный поход, а длительный - с 967 г. по 971 г. Таков же был поход Святослава против Хазарии.
Начался он со Средней Волги. Перезимовав у вятичей и получив их разрешение на поход с Оки на Волгу, он опустошил Булгар, Хазаран, лежавший, как и Булгар, на Левобережье, вышел оттуда к Северному Кавказу, опустошил Семендер, а оттуда прошел к Дону и взял Белую Вежу, откуда снова пошел на Волгу. При этом был взят Итиль, часть столицы хазар, лежавшая на правом берегу. В летописи называется только Белая Вежа, потому что в русском понимании городом была именно только она, имевшая каменную крепость, построенную греками. Булгар, Итиль, вероятно, и Семендер таких крепостей не имели. Это были ставки правителей.
Поднимаясь вверх по Волге, вероятнее всего ее правым берегом, князь подверг опустошению земли хазар, буртасов и булгар, живших здесь, и, выйдя к Оке, обложил данью вятичей. Неясно, какое преимущественно войско было с князем Святославом во время этого похода - пешее, как в Балканской Болгарии, или конное. Судя по летописному отрывку, который предшествовал походу Святослава на Оку в 964 г., войско в значительной мере было конным. Только такое войско могло совершить столь длительный по протяженности переход. Это войско сначала шло по левому берегу Волги, а на обратном пути - по правому. Пешие воины плыли в лодках. Из их числа оставались в важнейших местах сторжевые отряды. Если же считать, что князь Святослав ходил на вятичей дважды - в 964 г. и в 966 г., а в 965 г. - на Хазарию - получается мотание из конца в конец огромной страны большого войска, что мало вероятно.
Как бы то ни было, но Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития
Сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения - порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения - духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы. Не случайно, при выборе вер одним из основных недостатков иудеев святой равноапостольный князь Владимир считает отсутствие у них собственного государства.
Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман и христиан, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Этому не помогло даже временное закрепление Хорезма в Нижнем Поволжье. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги. Именно победа над Хазарией дала возможность Святославу заявить в Переяславце на Дунае: "Хочю жити в Переяславцы на Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорьсребро икомони, и из Руси же скора и воск, мед и челядь".
Не случайно князь Владимир, сын Святослава называет себя каганом. Чтобы скрепить части огромного государства Владимир первоначально пытается укрепить на Руси язычество, введя в число киевских богов восточных, близких и понятных союзным кочевникам. Вскоре, однако, князь Владимир делает окончательный выбор, остановившись на Православии.
Уже в XIII в. киевский князь Мстислав Романович говорил: "Пока я в Киеве, то от Яика и до Черного моря и до реки Дунай никому с саблей не воевать". Следовательно, значение победы Святослава понимали не только его ближайшие, но и отдаленные потомки.
Сокрушение Хазарии вовсе не означало крушение заслона от кочевников на востоке Руси. Мы помним, как огромные орды угров в IX в. наводнили южно-русские степи. В 915 г. печенеги приходили на Русь, когда еще была Хазария. Трудно согласиться с утверждением (это наиболее свойственно западным ученым), что Хазария спасла Русь и Европу от арабов. События 837 г. показали, коков на самом деле был этот заслон.
Русские летописи и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе. Хазарские воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские летописи вспоминают о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП вв. Но если после разгрома Хазарии и восточные и западные источники отождествляют хазар с иудеями, то русские летописи и былины этого не делают.
В русских былинах есть два образа - Козарина и Жидовина. Первый наряду с русскими богатырями воюет против врагов Руси. Со вторым сражается Илья Муромец. В былинах и духовных песнях в народе сохранилась память о борьбе с "царем иудейским" и "силой жидовскою". То есть русский народ видел разницу между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата. Истинных хазарских памятников до сих пор не обнаружено. Потомками хазар в Крыму считают караимов - особую секту в иудаизме. Литовский князь Витовт часть их вывел из Крыма в Литву и поселил возле Вильно. Небольшая часть продолжает жить в Крыму.
Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского каганата. Почти полутора столетняя освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования. "Хазарское царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства рассыпалось на составные свои части, в дальнейшем растворившиеся в половецком море", - заключает историю хазар крупнейший ее знаток М. И. Артамонов ([2], с. 456).
Список литературы
Повесть временных лет. М.-Л., 1950.
Артамонов М.И, История хазар. Л., 1962.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
Мавродин В.В. Древняя Русь, Л., 1946.
Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.
Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.
1. На тему Восточные славяне в догосударственный период
2. Восточные славяне в догосударственный период
3. Восточные славяне в древности религия
4. Восточные славяне в древности их расселение
5. Восточные славяне их религия ы
8. Про семью восточные мыслители
9. Восточные мыслители об обществе
10. Презентация на тему восточные славяни
12. Славяне в древности Расселение быт верования
14. Славяне в древности их быт и верования
15. Презентация на тему славяне