Восточные мыслители об обществе

1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО.

Славяне были восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных славян происходит разложение родоплеменных отношений и складываются предпосылки для образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у славян был период военной демократии. Соседская община (вервь).

Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. В лесу - подсечно-огневое земледелие. Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия - соха, мотыга, позднее - плуг с железным лемехом.

Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах (вече). Военная власть у князя (с дружиной).

9-12 вв. - образование гос-ва Киевская Русь. (откуда взялось слово «Русь» - хуй его знает). Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они взяли власть в государстве (стали княжить).

Религия: В эпоху по строя славяне были язычниками. Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы. Через некоторое врямя язычиство было потеснено христианством. Владимир долго думал насчет религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христиансто круто повлияло на русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси.

2 АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.

Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров - зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» - 1-е камеенное здание. Спасо-Преображенский собор - самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии Оранты.

С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила - Архангела в Смоленске).

Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.

Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.

Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими охуенными, что все иностранцы их покупали.

3 ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.

9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях.

Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи.

Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности. «Слово о законе и благодати» Иллариона - прославляет Русь. Идея равноправия христианских народов. «Поучение Владимира Мономаха» - тоже нехуевая книга - призыв Мономаха к детям - соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви. «Повесть временных лет» - повествует о развитии , становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись. «Слово о полку Игореве» - поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры.

4 КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.)

В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.

В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы.

С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве) . Русские земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное творчество - фольклор. Много былин и сказаний о богатырях и прочих героях борьбы против монголов. Новый жанр - историческая песнь («песня о Авдотье-Рязаночке»).

Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках церкви. Граммотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках). Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции).

Появляется «скоропись» - новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для частного чтения (читьи).

Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское летописание («Троицкая летопись» и «Владимирский полихрон»). Из светских книг были воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»). После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житие князя Дмитрия иваныча».

Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород - крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церьков Федора Стратилата). В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн).

14-15 вв. - расцвет живописи. Черта живописи - драматизм. Феофан Грек умел охуенно расписывать церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире). Икона «Троица» - шедевр Рублева.

5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.

Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен - его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу.

Просвещение. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили «мастера грамоты» в своих частных училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать. !-е печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Букварь».

Политическая мысль. Теория происхождения московской власти от Киевских князей. Москва - 3-й Рим (как центр мирового христианства). Движение еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом. «Никоновская летопись - самая известная.

Архитектура. Распространенность кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой), Архангельский собор, храм ,Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись. Краска делалась из глины и разводилась водой. Добавляли яичный желток и природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке), темпера (роспись по сухой штукатурке). Представители живописи - Дионисий (рисовал красивый внешний облик людей).

5 РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.

Гражданская война в России. Многочисленные восстания. Смута. Смута привела в Россию много иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых в Росии в обмен на условие обучать русских своему мастерству. На этих же условиях приглашались мастера искусства. В быт входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов. Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась большая группа недовольных (раскольников). Их ловили и жгли на кострах.

Т.о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга.

6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.

Расширяются связи с западом. Литература. Возникают новые жанры. Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля церкви. Новый жанр - «демократическая сатира» в котором высмеивается государство и церьков. Пример этого - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о ерше-ершовиче». Много жизнеописаний : «Житие протокопа Аввакума». Сближение лит-ры с бытом, появление любовных романов: «Повесть о Марфе и Марии». Зодчество. Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле. Строители - Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных деталей. Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом - новый стиль строительства. Стиль «Московское барокко» - - башеннообразные, слитые с колокольней церкви. Пример - храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся оживленнее. Ушаков - иконописец. Стиль живописи - «парсуна» - портретные изображения исторических личностей. Это - чисто свецкое направление в живописи: писали портреты царей (в основном). Во фресковой живописи преобладает «бытовизм» (сценки из реальной человеческой жизни). Просвещение. Все большее количество людей тянется к знаниям. Появляется идея естественных прав человека.

Т.о. в этот преид искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским.

7 СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.

Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы , где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников). Издан «Букварь» и «Юности честное зерцало». Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывае об новых героях - людях незнатного происхождения, но умных и находчивых: «История о матросе Василии Кариотском». Попытки написания отечественной истории. Новое направление искусства - чеканка медылей. Скульптурное искусство идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей). Строительство парадных дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и кулььтурно-просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости.

Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев - талантливые портретисты.

В быту мода на немецкое и французкое. Ломоносов - видный человек. Открытие МГУ !!!. Кулибин. Татищев.

8 КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.

Екатерина-2 была очень просвещенной бабой. При ней в россии был «просвещенный абсолютизм». В годы ее правления был огромный прогресс в просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные). Несмотря на огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего образования. Создается много театров. Распространены частные крепостные театры, принадлежащие дворянам (театр Шереметьева - самый известный). В литературе наступакт эпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранных музыкантов гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и патриотизма. В искусстве преобладали люди простого происхождения (дворяне считали искусство занятием недостойным). Казаков построил здание Сената в Кремле. Баженов пострил дом Пашкова. Строили много загородных императорских дворцов. Портретная живопись преобладает. Портретисты - Шибанов, Ерменев. В литературе - сентиментализм. Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин. Выдающиесе произведение - «Путешествие из Питера в Москву» Радищева.

9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.

10 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.

Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других сословий. Также были начальные школы и университеты. ВУЗы - универы и академии, институты. Много технических учебных заведений. Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки). Открыт Эрмитаж. Промышленные выставки. Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области електротехники, гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие хирургии. Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии, он впервые применил наркоз. Карамзин написал «Историю государства Российского».

Т.о. завершился один из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой эпохи - реализм, народность и гражданственность.

11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

Падение крепостного права положило начало формирования капиталистического строя в Росии. Распространение просвещения. Создание народных школ. Провозглашена бессословность школы. Начальные школы - земские. Средние - гимназии, тоже бессословные. Гимназии реальные и классические . Доступ к ВУЗу был только из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к получению образования, кроме высшего. Развитие библиотек, музеев. Ослабление цензуры. Менделеев. Русское географическое общество организовывает успешные экспедиции, и ислледует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай исследовал острова с людаедами. В философии - материализм. В медицине прославился Павлов. Ключевский написал «Курс русской истории». «Толковый словарь живого великорусского языка» написал Даль. В длитературе главными действующими лицами становятся разночинцы (простые люди). Тургенев, Толстой, Достоевский. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Война и мир» Толстого. Скульптура и архитектура почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и архитекторы используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко, рококо. Рациональная архитектура - дома практичные, с металлическими перекрытиями. Крастое архитектуры стали уделять меньше внимания. Появляются многоквартирные жилые дома. «Псевдорусский стиль» Ропета - возрождение традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма - скульптура почти изчезает. В живописи отличился Перов. Движение передвижников в живописи под командованием Крамского. Они писали образы прогрессивных людей современности - рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В музыке отличился Мусоргский и Бородин.

12 КОНЕЦ 19 НАЧАЛО 20 ВЕКА.

Это - переломная эпоха во всех сферах жизни общества. Этот период условно можно разделить на 3 периода: 1890-1905, 1905-1907, 1907-1917.

Кризис народничества. Серебряный век. Возникает много течений, обьединений, группировок: «Союз русских художников». Рылов, Малявин, Васнецов. Репин - выдающиеся художники. Они писали в основном пейзажи. Другой кружок - «Мир искусства». - увлекались портретной живописью. Особое направление в живописи - политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2 течения: одно тяготело к экспрессионистической(!?!?!) концепции творчества, а другая - к неоприметивизму(!?!?!). Но многие художники и не укладывались в эти два течения и действовали самостоятельно. Начало беспредметного искусства - «Черный квадрат» Малевича. Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не монументальна, но пластична. Лансере «Мальчик, собирающийся купаться» - пример мелкой пластики. В архитектуре - упрощение, в связи с новым назначением и функций зданий - создан «стиль модерн» - простые и практичные здания : Шехтель, Лидваль - архитекторы этого стиля. В поэзии - символизм (символисты признавали идеализм и религию). Именно с понятием «символизм» связано понятие «серебряный век» русской поэзии. Философы - Флорецкий, Бердяев, Федоров - создали направление русского космизма (отвергали европейский материализм и вернули людям веру в Бога и в космос). В музыке отличидись Рахманинов, Скрябин - романтический пафос предреволюционных лет. Получает распространение кинематография , 1-я картина - «Стенька Разин».





Похожие курсовые работы

1. Восточные славяне в древности религия

2. На тему Восточные славяне в догосударственный период

3. Восточные славяне в древности их расселение

4. Восточные славяне в догосударственный период

5. Восточные славяне их религия ы

6. На тему Восточные славяне

7. Про семью восточные мыслители

8. На тему восточные словяни

9. На тему восточные словяне

10. Восточные словяни

11. Презентация на тему восточные славяни

12. Закрепощение крестьян во франском обществе

13. Компьютеров в нашем обществе эссе

14. По обществознанию на тему правила в обществе

15. Особенности власти в первобытном обществе

Курсовые работы, рефераты и доклады