ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Учебная дисциплина: «Психологическое консультирование»
Тема: «ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Одесса 2008 г
План
Введение
1. Что такое психологическое консультирование
1.1 Определение и цели психологического консультирования
1.2 Психологическое консультирование и другие виды психологической помощи
Заключение
Литература
Введение
В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной жизни среди общей размытости ценностных ориентаций, крушение старых идеалов, не дать охватить себя депрессивными тенденциями, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.
Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической поддержки людям разного возраста.
Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути. И если не так давно психолог нередко воспринимался людьми как психиатр, и можно было услышать: «Зачем мне психолог, я псих что ли?», то теперь практическая психология получила широкое распространение в различных сферах нашей жизни.
Основная цель данной работы - раскрыть сущность понятия «психологическое консультирование», его цели и отличие от других видов психологической помощи.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
1.1. Определение и цели психологического консультирования
Психологическое консультирование как профессия является относительно молодой областью психологической практики, выделившейся и психотерапии.
Эта профессия возникла в ответ на потребность людей, не имеющих клинических нарушений, однако нуждающихся в психологической помощи. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жихъзни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п.
С другой стороны, психологической консультирование как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Такая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений.
Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: « Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятия решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».
Специалистами-психологами предложено и такое определение: Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».
Имеются и другие сходные определения, но все они включают несколько основных положений:
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по своему выбору и усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.
Согласно данному направлению выделяются три основных принципа:
а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
б) каждая личность в состоянии быть ответственна за себя;
в) каждая личность имеет право выбирать ценности, цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, определение психологического консультирования охватывает стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта.
Универсальными целями психологического консультирования признаются:
- способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;
- обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
- облегчать реализацию и повышение потенциала личности.
Несмотря на определенную общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки расходятся в их понимании и определении. Так, например, психоаналитическое направление видит основные цели в проведении в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность. А экзистенциональная терапия – помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы и т.д.
Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет виду свою систему общих целей, а каждый клиент – свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.
Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящийся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее для себя и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить проблему.
Советы и рекомендации, предлагаемые клиентом психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый психически и физически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.
Клиент, однако, не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.
1.2 Психологическое консультирование и другие виды психологической помощи
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индивидуальной и групповой психиатрии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом – от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом.
В психиатрии, в отличие от практики психологического консультирования, активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблем клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействие психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе, здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.
В других видах практической психологической работы с клиентами, в отличие от консультирования, проводимая психотерапевтическая практика представляет непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.
В психологическом консультировании психодиагностика вначале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.
За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других видах психиатрической практики психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.
Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультативной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессионально владеть ее методами, так как в их применении и заключается часть его работы.
Таким образом, можно выделить специфические черты консультирования в отличие от других видов психологической помощи. Это:
- ориентация на клинически здоровую личность, имеющую психологические проблемы повседневной жизни;
- ориентация на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения и вере, что данный человек может измениться и решить свои проблемы;
- ориентация в большинстве случаев на настоящем и будущем клиентов;
- направленность на изменение поведения и развитие личности клиента.
Заключение
Итак, проведенное нами обсуждение дает возможность определить психологическое консультирование как особую область практической психологии, связанную с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения проблемы, с которой столкнулся в жизни клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи кратковременностью, эпизодичностью, рекомендательным характером советов, использование которых возлагается на клиента.
Задачами психологического консультирования являются: обучение положительному самоотношению и приятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.
Литература
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Академия, 2003. – 240 с.
Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.- М.: Академический Проект, 2002. – 464 с.
Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 528с.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. – 208 с.
1. Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности курсовая бесплатно
2. Курсовая информационное обеспечение
3. Работа по теме Сервисное програмное обеспечение
4. Информационное обеспечение в экономике
5. На тему информационное обеспечение
6. Инструментальное программное обеспечение курсовая
7. Социальное обеспечение курсовая работа
8. Направление документальное обеспечение управления
9. Технические средства пк программное обеспечение
10. Програмное обеспечение для экономистов
11. Правовое обеспечение охраны труда
12. Работа на тему пенсионное обеспечение в РБ
13. Социальное обеспечение курсовая
14. Документальное обеспечение