Работа на тему пенсионное обеспечение в РБ

Содержание

Введение

1 Пенсионное обеспечение государственных служащих

2 Пенсионное обеспечение муниципальных служащих

3 Пенсионное обеспечение иных категорий государственных служащих

Заключение5

Список литературы


Введение

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обусловил необходимость проведения пенсионной реформы в целях адаптирования пенсионных отношений к условиям рыночной экономики.

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, в статье 7 которой определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В развитие данной конституционной нормы в рамках пенсионной реформы принят целый пакет федеральных законов, посвященных регламентированию пенсионных отношений.

Правовая регламентация пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих имеет свои особенности. Данные особенности отражены в целом спектре нормативных актов.

Ввиду изложенного исследование правовой регламентации порядка пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих представляется актуальной.

Учитывая специфику данной темы, работа является в основном обобщением целого спектра нормативных актов, в которых содержатся нормы о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих.


1 Пенсионное обеспечение государственных служащих

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия за выслугу лет. Согласно нормам этого же Закона федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:

ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами РФ;

увольнению с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;

увольнению по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

При этом граждане, уволенные с федеральной государственной службы по основаниям, не связанным с ликвидацией государственного органа и сокращением штата, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В стаж государственной службы входит суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2003 года N 570 "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ" установлено, что включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, порядок определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, некоторым категориям должностей, предусмотренным Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413, включая условия их замещения.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в следующих должностях:

государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;

государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574;

государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;

государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации;

должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемые в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы;

должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе в период с 1 января 1992 г. до введения в действие соответственно Сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, перечней государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации:

в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;

в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;

в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в органах народного контроля;

в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и при федеральных органах исполнительной власти;

в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры);

в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее аппарате;

в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате;

в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления;

в упраздненных государственных учреждениях, функции государственного управления которых переданы федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств, с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, занимаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;

должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом;

должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе:

в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

в советах народного хозяйства всех уровней;

в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в международных организациях за рубежом - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;

в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, кроме должностей в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

должности в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), кроме должностей в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет;

должности в специальных временных органах, во временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах - представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией.

Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2004 года N 312.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих засчитываются периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей.

Исчисление стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

При подсчете стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периоды службы (работы) суммируются.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включается продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

Основным документом, подтверждающим стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, является трудовая книжка установленного образца.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

В случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, которые являются основанием для подтверждения периодов службы (работы), включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, в трудовую книжку вносятся изменения в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225.

В случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют записи, подтверждающие стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, данный стаж подтверждается на основании представленных архивных справок с приложением копий документов о назначении и освобождении от должности, подтверждающих периоды службы (работы) в должностях, которые включаются в этот стаж.

Периоды прохождения военной службы, другой приравненной к ней службы, а также периоды прохождения службы работников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов могут подтверждаться военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, послужными списками.

В необходимых случаях для подтверждения периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, могут представляться копии нормативных правовых актов либо выписки из них о назначении на должность или освобождении от должности.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды работы в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 года до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие 5 лет, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития РФ, согласованного с Министерством финансов РФ.

Такое решение принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы, оформленному не позднее двухмесячного срока со дня увольнения работника центрального аппарата федерального государственного органа и не позднее трехмесячного срока со дня увольнения работника территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего, имеющего на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), поданного одновременно с его увольнением.

Представление на федеральных государственных служащих, высвобождаемых в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, оформляется по заявлению, поданному одновременно с увольнением федерального государственного служащего, которому не более чем через три года может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

К представлению руководителя федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного служащего.

Принятое решение либо отказ в принятии такого решения направляются в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.

Представления руководителей федеральных государственных органов направляются в Пенсионный фонд Российской Федерации для их рассмотрения, подготовки по ним проекта решения и внесения его на утверждение Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 года N 44 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты.

Статья 14 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" определяет размер пенсий за выслугу лет федеральным госслужащим. Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 года N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, которые определяют порядок индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих (далее - пенсии) при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Так, пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим индексируются:

при централизованном повышении должностных окладов (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов (денежного вознаграждения);

при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством РФ в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, - на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утверждаемый Правительством РФ.

Индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

При индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов (денежного вознаграждения) размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 проиндексированного должностного оклада (0,8 проиндексированного денежного вознаграждения).

При индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, размеры пенсий, проиндексированных в соответствии с настоящими Правилами, увеличиваются в установленном порядке на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях).

Индексация пенсий производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

2 Пенсионное обеспечение муниципальных служащих

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законодательством РФ.

Согласно статье 10 Областной закон Ростовской области от 9 октября 2007 г. N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными и областными законами.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Областным законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Ростовской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Ростовской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Ростовской области.

Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами.

Таким образом, пенсионное обеспечение муниципальных служащих регламентируется законодательством субъекта федерации.


3 Пенсионное обеспечение иных категорий государственных служащих

Некоторые особенности предусмотрены также для некоторых категорий государственных служащих.

Так, в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. В составе Федеральной таможенной службы РФ действует соответствующая пенсионная служба, на которую возлагается организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ. В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:

исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы):

в таможенных органах в качестве сотрудников или федеральных государственных служащих этих органов;

в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах. В настоящее время Федеральная служба налоговой полиции РФ ликвидирована;

военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Указанное время службы засчитывается на льготных условиях;

время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания;

время работы в органах и центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти;

время работы в органах и центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации в качестве руководителей и инспекторов по профилю работы указанного федерального органа исполнительной власти;

время работы (службы) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям";

время работы в качестве судьи;

время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев;

иные периоды работы, кроме вышеперечисленных, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (зачисленной в таможенные органы до 1 сентября 1997 года).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Нормы пенсионного обеспечения работников противопожарной службы нашли свое отражение в иных нормах законодательства РФ. Подпункт 9 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" указывает, что досрочно пенсия назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в порядке, предусмотренном для пенсионного обеспечения военнослужащих.

Кроме того, Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит норму, согласно которой время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством РФ.

Наравне с военнослужащими пенсионное обеспечение осуществляется и для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Им назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Особые льготы предусмотрены сотрудникам аварийно-спасательных служб. Так, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 года N 702 утверждены Перечни должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется также в порядке, аналогичном пенсионному обеспечению военнослужащих. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов. В соответствии с данными Правилами лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, в выслугу лет для назначения пенсии включаются время службы, работы и иные периоды, предусмотренные для военнослужащих, а также:

время службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников либо на государственных должностях федеральной государственной службы, срок испытания в качестве стажеров на должностях сотрудников;

время приостановления службы в связи с избранием их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществлением ими указанных полномочий на постоянной основе, а также полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - на период осуществления указанных полномочий в календарном исчислении;

время службы, работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленную в указанных органах на момент их увольнения, а также время службы, работы в федеральных органах налоговой полиции с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 года в качестве федеральных государственных служащих и работников организаций бюджетной сферы на должностях, если до перевода на эти должности они проходили службу в качестве сотрудников, имевших специальные звания;

время службы, работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, исчисленную в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

время службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

время службы (работы) в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве должностных лиц, имеющих специальные (персональные) звания, исчисленное для работников таможни;

время работы в органах и учреждениях прокуратуры в качестве прокурорских работников, имеющих классные чины, исчисленное для работников прокуратуры;

время обучения (до поступления на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо иную службу, работу, периоды которой включаются в выслугу лет для назначения пенсии в указанных органах) в гражданских государственных, муниципальных и других имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования СССР и Российской Федерации независимо от формы обучения при условии их окончания (получения диплома о среднем профессиональном образовании или диплома бакалавра, специалиста либо магистра) в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы, но не более 2 лет и 6 месяцев.

Лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, для назначения пенсии в общую продолжительность службы, которая должна составлять не менее 12 лет и 6 месяцев в календарном исчислении, включаются:

военная служба;

служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

служба в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, а также в период с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 года служба, работа в качестве федеральных государственных служащих и работников организаций бюджетной сферы, если до перевода на эти должности они проходили службу в качестве сотрудников, имевших специальные звания;

служба (работа) в таможенных органах Российской Федерации в качестве должностных лиц, имеющих специальные (персональные) звания, - не ранее чем с 21 июля 1993 года;

работа в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в качестве имеющих классные чины прокурорских работников, пенсионное обеспечение которых осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, - не ранее чем с 1 июля 1994 года.

В данном разделе рассмотрен порядок пенсионного обеспечения только некоторым категориям государственных служащих, т.к. большего не позволяет объем работы.

Но и из рассмотренного можно сделать вывод, что порядок пенсионного обеспечения государственных служащих носит комплексный характер.


Заключение

В работе были рассмотрены аспекты правового регулирования различных категорий государственных и муниципальных служащих.

Как видно из изложенного, система правового регулирования порядка пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих носит комплексный характер. Так данные отношения регулируются не только нормами права, входящими в нормативные акты, относящиеся к отрасли права социального обеспечения, но и к другим отраслям права, таким как конституционное, муниципальное право и др.

Так порядок пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих регулируется федеральными законами о пенсионном обеспечении в РФ, а также законами о государственной службе, законами, регламентирующими деятельность различных силовых структур, судебных органов, законодательных органов и т.д.

Нормы права, регулирующие порядок пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных и муниципальных служащих разбросаны по многим законам и подзаконным актам, что зачастую вызывает коллизии и путаницу, в результате возникновения которых зачастую ущемляются права граждан на пенсионное обеспечение.

Представляется необходимым унифицировать законодательство, регламентирующее порядок пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных и муниципальных служащих.

В этом случае в максимальной степени будут защищены конституционные права граждан на пенсионное обеспечение.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

  2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

  3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

  4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.

  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изменениями от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 1 апреля 2005 г., 2 марта 2007 г.) // "Российская газета" от 31 июля 1997 г.

  6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г.) // "Российская газета" от 18 августа 1995 г.

  7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

  8. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 2 июня 1998 г.

  9. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г.) // "Российская газета" от 5 января 1995 г.

  10. Областной закон Ростовской области от 9 октября 2007 г. N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" // "Наше время" от 17 октября 2007 г. N 350-356 (18413-18419)

  11. Указ Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" (с изменениями от 25 ноября 2003 г., 6 августа 2005 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2002 г.

  12. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с изменениями от 4, 20 марта, 8 сентября, 16 октября 2006 г., 20, 28 марта, 7, 31 мая, 1 августа, 24 сентября, 6, 17 декабря 2007 г., 1 марта 2008 г.) // "Российская газета" от 12 января 2006 г.

  13. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (с изменениями от 20 декабря 1996 г., 23 октября 1998 г., 20 марта 2006 г., 31 мая 2007 г.) // "Российская газета" от 17 января 1995 г.

  14. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (с изменениями от 11 января 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 2003 г.

  15. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (с изменениями от 6 февраля 2004 г., 1 марта 2008 г.) // "Российская газета" от 22 апреля 2003 г.

  16. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 346 "Об индексации пенсий федеральных государственных служащих" (с изменениями от 14 декабря 2006 г.) // "Российская газета" от 3 июня 2005 г.

  17. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" (с изменениями от 5 января 2000 г., 15 февраля 2001 г., 15 мая, 8 августа 2003 г.) // "Российская газета" от 20 февраля 1998 г.

  18. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" // "Российская газета" от 11 октября 2001 г.

  19. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" (с изменениями от 17 ноября 2004 г., 30 декабря 2005 г.) // "Российская газета" от 2 июня 2004 г.

  20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2004 г. N 312 "Об утверждении Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы" // "Российская газета" от 1 февраля 2005 г.

  21. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 44 "Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты" // "Российская газета" от 20 августа 2003 г.

  22. Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В. Трудовое право и право социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии. Сборник статей. - М., 2002, № 9. - С. 65-68

  23. Гражданин и публичная власть. Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. Учебное пособие / Бондарь Н.С. - М.: Городец, 2004. - 352 c.

  24. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Бароцкая К.Б. - Челябинск, 2006. - 187 c.

  25. Курс права социального обеспечения / Лушникова М.В., Лушников А.М. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - 600 c.

  26. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право. - М.: Интел-Синтез, 2006, № 12. - С. 81-85

  27. Пенсионное право России / Аракчеев В.С. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 351 c.

  28. Права человека и их защита. В 3-х томах. Т. 2 / Беломестных Л.Л.; Под ред.: Безуглов А.А. - М.: Изд-во АЭФП, 2003. - 907 c.

  29. Право и социальная защита / Миронова Т.К. - М.: Права человека, 2006. - 336 c.

  30. Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Шитов М.В. - М., 2006. - 217 c.

  31. Россия на рубеже веков: укрепление государственности / Под ред.: Соколова А.Н. - Калининград: Янтарный сказ, 2001. - 761 c.

  32. Сборник Действующего законодательства по вопросам деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Справочное издание / Сост.: Куртин А.В., Селиванова З.М., Толмачева Н.В. - М.: ФИД "Деловой экспресс", 2005. - 480 c.

  33. Социальная защита государственных служащих. (Правовые вопросы). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Горбатов Е.И. - Екатеринбург, 2001. - 167 c.

  34. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.). Монография / Лушников А.М. - Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ун-та, 2001. - 150 c.

  35. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Гречук Л.А. - Томск, 2002. - 169 c.





Похожие курсовые работы

1. Бесплатные ы на тему для чего нужны знаки препинания

2. Анкета на тему курение и алкоголь

3. Беседы со школьниками на тему курение алкоголь

4. Работа по теме Сервисное програмное обеспечение

5. БЕСЕДА НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

6. На тему информационное обеспечение

7. Анкета социологического опроса на тему алкоголизма

8. Беседа на тему о вреде курения

9. Социальное обеспечение курсовая работа

10. Бесплатные презентации на тему Крещение Руси в

11. Studzona курсовая на тему преобразование плоскости

12. Банк речей по риторике на тему берегите лес

13. Контрольные и курсовая работа по международному праву на тему территория и другие пространства

14. Анкета на тему алкогол зм

15. Экономическое содержание налогов и основа их построения курсовая работа

Курсовые работы, рефераты и доклады