Реферат
Зеленин о народной вере
восточных славян
Д.К. Зеленин о народной вере восточных славян
Д.К. Зеленин характеризует традиционную культуру восточных славян совершенно определенного исторического периода. Экскурсы в более ранние исторические слои эпизодичны и редки. Их функция — содействовать истолкованию более позднего материала. В исторической эрудиции ученого можно не сомневаться. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об определенной и продуманной методике. Именно об этом он и сообщает читателю в очерках ”Русской мифологии”: ”Все почти исследователи, занимавшиеся русской мифологией, шли от старого к новому, исходя из исторических известий о древнерусском историческим Олимпе, и старались пристегнуть к этим старым известиям данные современных русских поверий. Наш путь совсем иной. Отправною точкою для нас всегда и везде служат современные верования и обряды русского народа. С ними мы сопоставляем исторические известия, если таковые имеются. И вообще, мы идем не от старого к новому, на от нового, нам современного и более нам близкого” [4, 16].
Здесь имеется в виду мифология или, точнее — верования — и связанные с ними обряды, однако эта декларация имела для Д.К. Зеленина более широкое методологические значение. В одной из немногих статей и Зеленине, опубликованных в последние годы, этот метод был назван ”ретроспективным” [1, 172]. Вероятно, это название не совсем точно, хотя имеет несомненное преимущество. Оно как бы объясняет интерес к ”генетике" культуры”, который характерен для работ Д.К. Зеленина конца 20-х и 30-з годов. В соответствии с современной терминологией метод Зеленина можно назвать синхронным и даже системным и осознать его как одно из наиболее ранних проявлений подобной методики не только в нашей, но и в европейской науке [1, 178].
бабьими запугами и примахами, т.е. женскими предрассудками, и обычно только женщины принимают их всериез” [3, 412]. Эта тенценция наблюдается и десятилетия спустя исследований Д.К. Зеленина. В деревнях остатки народных верований сохраняются либо как детские сказки, либо как предрассудки неграмотных старух. Выросший же интерес к народным верованиям, который является следствием общего подъема интереса к религиозной мысли, в последние годы относится практически полностью к среде городской интеллигенции. И если сейчас удастся стать свидетелем празднования дня Ивана Купалы, то можно быть уверенным: почти у всех его участники образование, как миниумум, — незаконченное высшее. колдунов. До принятия христианства колдуны-шаманы были слугами светлых, небесных божеств. Смена религии низвела их, хотя и не сразу, до уровня ”черных шаманов”, т.е. повелителей нечистой силы.Гаген-Торн Н.И., Васина А.И. Ретроспективный метод анализа в трудах Д.К. Зеленина. — Очерки по истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. V. М., 1971. С.171—180.
Зеленин Д.К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов. Л., 1930.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Выпуск первый: умершие естественной смертью и русалки. П.., 1916.
Зеленин Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и белорусов. ИАН, 7 серия, отд. обществ. наук, 1993, № 6
Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975.
Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К.Зеленина). Л., Наука, 1979.
1. Восточные славяне в древности их расселение
2. Занятие и общественный строй восточных славян в вв
3. Славяне в древности Расселение быт верования
4. Восточные славяне в древности религия
5. Особенности хоз развития восточных славян
6. Гераклид и парменид два великих философа древности
7. Славяне в древности их быт и верования
9. Великие мыслители древности
11. Дома разных народов в древности
12. Маленькие для класса на тему рим в древности
14. Возникновение измерений в древности
15. Ы на тему мордва в древности ы на тему буртасы