НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СМОЛЕНСКИЙ ГУММАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аналитическая записка
по предмету «Экономический анализ»
на тему:
«Характеристика транспортных услуг на современном этапе»
Выполнил: студент группы №45
ФКТ и Э
специальности «Налоги и налогообложение»
Кузьмин А. Ю.
Проверила: Моргун Т. Н.
Сдано:
Смоленск
2007 г.
Содержание
Введение
Основная часть
1. Характеристика транспортного комплекса России
2. Характеристика железнодорожного транспорта РФ за период 1999-2003г.
3. Характеристика железнодорожного транспорта Смоленской области
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт — необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость транспортируемой продукции. Наличие развитой транспортной системы обеспечивает необходимый оборот товаров и ресурсов, как между предприятиями, так и движение товаров, работ, услуг от поставщиков к потребителям. Транспорт так же является необходимой составляющей жизни каждого человека. Таким образом, экономическая и социальная значимость транспорта очень велико.
Целью данной работы является анализ транспортной инфраструктуры на макро и мезо уровне, более детальное рассмотрение функционирования железнодорожного транспорта как по России в целом, так и по Смоленской области. Задача состоит в анализе показателей транспортного комплекса за периоды 1999-2003 г.г., их динамики, структуры и темпов их роста.
Объектом исследований послужит транспортный комплекс России.
В основу работы положены статистические и аналитические данные за 1999-2003 г.г., публикуемые в периодических изданиях и учебных пособиях для Вузов. Основу будут составлять статистические показатели и выводы, сделанные автором, а так же мнение ученых, изучающих данную тему.
В начале работы будут рассмотрены основные показатели транспортного комплекса России, затем отдельно железнодорожного транспорта. В заключении будет проведен анализ транспортного сектора по Смоленской области и сравнение динамики и темпов роста с общероссийскими данными.
1. Характеристика транспортного комплекса России.
Транспортный комплекс включает в себя следующие виды транспорта:
гужевой транспорт, использующий тягловую силу животных;
внутренний водный транспорт, использующий энергию ветра, течения, двигатели в качестве тягловой силы и поверхность внутренних водоемов и водотоков в качестве среды перемещения;
морской транспорт
железнодорожный транспорт, использующий паровую, электрическую тягу и силу инерции для перемещения, а так же рельсы как способ сокращения трения;
воздушный транспорт.
автомобильный транспорт, включающий все типы самоходных колесных средств наземного пользования;
трубопроводный.
Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития страны или района, размещения производительных сил, комплексности развития района, концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления.
Основное звено транспортной системы России — железнодорожный транспорт — обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это обусловлено соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также технико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте — автомобильного и воздушного (Таблицы 1; 2). Соотношение видов транспорта меняется в разных районах и при перевозке различных грузов.
Таблица 1.
Перевозка грузов по видам транспорта
1999 | % к итогу | 2000 | % к итогу | 2001 | % к итогу | 2002 | % к итогу | 2003 | % к итогу | |
Транспорт - всего | 2428 | 100 | 2560 | 100 | 2610 | 100 | 2613 | 100 | 2756 | 100 |
в том числе: | ||||||||||
железнодорожный | 947 | 39,00 | 1047 | 40,90 | 1058 | 40,54 | 1084 | 41,48 | 1161 | 42,13 |
автомобильный | 556 | 22,90 | 550 | 21,48 | 561 | 21,49 | 503 | 19,25 | 490 | 17,78 |
трубопроводный | 802 | 33,03 | 829 | 32,38 | 853 | 32,68 | 899 | 34,40 | 976 | 35,41 |
морской | 31 | 1,28 | 27 | 1,05 | 24 | 0,92 | 26 | 1,00 | 24 | 0,87 |
внутренний водный | 91 | 3,75 | 106 | 4,14 | 113 | 4,33 | 100 | 3,83 | 104 | 3,77 |
воздушный | 0,7 | 0,03 | 0,8 | 0,03 | 0,9 | 0,03 | 0,9 | 0,03 | 0,8 | 0,03 |
Из таблицы видно, что положительный рост грузооборота наблюдается только на железнодорожном, трубопроводном, и речном транспорте. Факторный анализ изменения грузооборота можно представить в следующей таблице 1.1.
Таблица 1.1
Анализ изменения перевозки грузов
1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | |
Транспорт - всего | 132 | 50 | 3 | 143 |
в том числе: | ||||
железнодорожный | 100 | 11 | 26 | 77 |
автомобильный | -6 | 11 | -58 | -13 |
трубопроводный | 27 | 24 | 46 | 77 |
морской | -4 | -3 | 2 | -2 |
внутренний водный | 14,90 | 7 | -13 | 4 |
воздушный | 0,10 | 0,1 | 0 | -0,1 |
Самый большой рост грузооборота наблюдался на железнодорожном транспорте в период 1999-2000 г.г., он равен 100 млн. тонн, что составило 75% от общего прироста. Самое сильное падение наблюдалось на рубеже 2001-2002 г.г. – перевозки автомобильным транспортом упали на 58 млн. тонн. В целом же, львиная доля прироста грузооборота приходиться на железнодорожный транспорт, а в 2003 г. еще и на трубопроводный.
Если проанализировать таблицу 2, видно, что большую часть населения перевозит автобусный транспорт городского и междугороднего сообщения.
Его доля практически всегда составляет 50 %.
Таблица 2.
Перевозка пассажиров по видам транспорта
1999 | % к итогу | 2000 | % к итогу | 2001 | % к итогу | 2002 | % к итогу | 2003 | % к итогу | |
Транспорт - всего | 44093 | 100 | 43884 | 100 | 42419 | 100 | 40322 | 100 | 37083 | 100 |
в том числе: | ||||||||||
железнодорожный | 1338 | 3,03 | 1419 | 3,23 | 1306 | 3,08 | 1271 | 3,15 | 1304 | 3,52 |
автобусный | 22883 | 51,90 | 22033 | 50,21 | 20883 | 49,23 | 19620 | 48,66 | 17898 | 48,26 |
таксомоторный | 20 | 0,05 | 16 | 0,04 | 13 | 0,03 | 12 | 0,03 | 10 | 0,03 |
трамвайный | 7185 | 16,30 | 7421 | 16,91 | 7354 | 17,34 | 6982 | 17,32 | 6321 | 17,05 |
троллейбусный | 8460 | 19,19 | 8759 | 19,96 | 8604 | 20,28 | 8181 | 20,29 | 7291 | 19,66 |
метро | 4162 | 9,44 | 4186 | 9,54 | 4205 | 9,91 | 4200 | 10,42 | 4205 | 11,34 |
морской | 1,1 | 0,00 | 1 | 0,00 | 0,7 | 0,00 | 0,6 | 0,00 | 0,6 | 0,00 |
внутренний водный | 22 | 0,05 | 26 | 0,06 | 27 | 0,06 | 27 | 0,07 | 22 | 0,06 |
воздушный | 22 | 0,05 | 23 | 0,05 | 26 | 0,06 | 28 | 0,07 | 31 | 0,08 |
К примеру, воздушным транспортом пользуются всего лишь 0,08 %. Это легко объясняется, если представить себе расстояние, на какое перевозят пассажиров. Главной причиной отличий является число оборотов единицы перевозки. Но как бы то ни было, общее число перевозок сократилось за 5 лет на 7010 млн. человек. Главные причины снижения рассмотрим в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ изменения пассажирооборота.
1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | |
Транспорт - всего | -209 | -1465 | -2097 | -3239 |
в том числе: | ||||
железнодорожный | 81 | -113 | -35 | 33 |
автобусный | -850 | -1150 | -1263 | -1722 |
таксомоторный | -4 | -3 | -1 | -2 |
трамвайный | 236 | -67 | -372 | -661 |
троллейбусный | 299 | -155 | -423 | -890 |
метро | 24 | 19 | -5 | 5 |
морской | -0,1 | -0,3 | -0,1 | 0 |
внутренний водный | 4 | 1 | 0 | -5 |
воздушный | 1 | 3 | 2 | 3 |
Самое сильное влияние оказывает автобусный транспорт. Каждый год он снижал объемы перевозок на 1150-1200 млн. человек. Такими же быстрыми темпами движется и троллейбусный транспорт. Самое лучшее состояние движения пассажирских перевозок на воздушном транспорте. За пять лет не было зафиксировано сильных падений популярности этого вида транспорта, и ежегодный прирост составляет в среднем 1 млн. человек.
Теперь обратимся к данным, характеризующим оснащенность России транспортными путями, так сказать жилами, по которым наши потоки транспорта и протекают (таблица 3).
Таблица 3. Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
железнодорожные пути | 86 | 86 | 86 | 86 | 85 |
в том числе электрифицированные | 40 | 41 | 42 | 42 | 43 |
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая ведомственные) | 753 | 754 | 755 | 756 | 745 |
трамвайные пути | 3 | 3 | 3 | 2,9 | 2,9 |
троллейбусные линии | 4,7 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 |
пути метро | 0,4 | 0,4 | 0,41 | 0,41 | 0,42 |
внутренние водные судоходные пути | 85 | 85 | 102 | 102 | 102 |
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы) | 61 | 61 | 61 | 63 | 63 |
Как ни странно, протяженность автомобильных дорог с каждым годом сокращается. А вот транспорт, использующий электроэнергию в качестве основного «топлива» явно берет верх: так протяженность электрифицированных железных путей, троллейбусных линий и линий метро увеличились на 1 – 2 тыс. км. Но больше всего радует использование самого древнего вида транспортного сообщения – речного. С 1999 г. протяженность используемых судоходных рек и озер увеличилось на 17 тыс. км.
Как сообщает Госкомстат РФ, на железных дорогах общего пользования на 1 января 2004 г. протяженность дефектных рельсов в главных путях составила 1,5% общей протяженности. В пути эксплуатируется 5,0 тыс. дефектных стрелок (3,0% от их общего числа) и 6,3 тыс. дефектных крестовин (3,7% от их общего числа). Низкое качество имеют автомобильные дороги общего пользования: 9,1% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие.
В настоящее время 32,7% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.
Россия располагает 43 основными морскими торговыми портами, в которых эксплуатируется 351 перегрузочный комплекс для обслуживания транспортного флота с причальным фронтом протяженностью 57,3 тыс. м и мощностью 238,0 млн. т грузов в год.
Используя первые таблицы, можем найти грузооборот транспорта, т.е. объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Определяется путем суммирования произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах. Данные о грузообороте приведены в таблице 4.
Как видно из таблицы самым большим грузооборотом обладают наши лидеры по перевозкам: железнодорожный и трубопроводный транспорт. Хоть речной транспорт и обладает самой большой протяженностью путей, но в грузообороте он явно проигрывает.
Таблица 4
Грузооборот по видам транспорта
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Транспорт - всего | 3315 | 3480 | 3592 | 3802 | 4106 |
в том числе: | |||||
железнодорожный | 1205 | 1373 | 1434 | 1510 | 1669 |
автомобильный | 22 | 23 | 23 | 23 | 25 |
трубопроводный | 1904 | 1916 | 1962 | 2100 | 2273 |
морской | 121 | 100 | 94 | 93 | 65 |
внутренний водный | 61 | 65 | 76 | 73 | 71 |
воздушный | 2,3 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,7 |
Воздушный транспорт также находиться на использовании только при очень сильной необходимости. Это не удивительно, ведь издержки железнодорожного транспорта и, к примеру, автомобильного намного ниже авиационных.
Теперь стоит проанализировать состояние парков транспортных средств и оборудования по отдельным категориям. Данные показатели приведены в таблице 5.
Таблица 5
Наличие транспортных средств (тыс. шт.)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Грузовые транспортные средства: | |||||
рабочий парк железнодорожных вагонов | 427 | 464 | 476 | 498 | 498 |
грузовые автомобили (включая икапы и легковые фургоны) – всего | 4083 | 4122 | 4218 | 4331 | 4363 |
в том числе: | |||||
транспорт общего пользования | 152 | 130 | 112 | 90 | 72 |
в собственности граждан | 1410 | 1548 | 1678 | 1888 | 1966 |
морские грузовые транспортные суда общего пользования (без грузопассажирских), шт. | 235 | 221 | 207 | 190 | 197 |
речные грузовые суда общего пользования | 9,4 | 9,1 | 8,6 | 8 | … |
Пассажирские транспортные средства: | |||||
автобусы общего пользования | 112 | 109 | 107 | 101 | 93 |
легковые автомобили – всего | 19624 | 20247 | 21152 | 22342 | 23271 |
- в собственности граждан | 18520 | 19061 | 19971 | 21088 | 22046 |
трамвайные вагоны | 12,3 | 12,1 | 11,8 | 11,3 | 10,9 |
троллейбусы | 12,2 | 12,2 | 12,1 | 11,9 | 11,8 |
вагоны метро | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5,9 | 5,9 |
морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда общего пользования, шт. | 12 | 12 | 11 | 8 | 7 |
речные пассажирские и грузопассажирские суда общего пользования | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | … |
гражданские воздушные суда | 7,3 | 6,5 | 6,1 | 5,9 | 5,8 |
Доминирующую позицию в транспортном парке занимают грузовые и легковые автомобили, находящиеся как в собственности организаций, так и граждан. Данные таблицы свидетельствуют о всеобщей автомобилизации страны, а особенно повышение числа легковых авто, находящихся в собственности физических лиц. Это можно отменить как положительный признак роста, как экономики нашей страны, так и повышения доходов наших граждан и уровня их благосостояния. Так же положительная тенденция развития парка транспортных средств наблюдается и на железной дороге. По сравнению с 1999 г. число вагонов и локомотивов увеличилось на 71 тыс. шт. Что касается остальных видов транспорта, то здесь ситуация менее благополучная. Большинство транспортных средств, таких как трамваи, троллейбусы, автобусы и вагоны метро эксплуатируются еще со времен СССР. На лицо конечно сильный моральный и физический износ транспортных средств. Их ресурс практически выработан, и многие машины просто списываются, в отличии от железнодорожных локомотивов, морских судов и самолетов, чей ресурс использования может превышать 20-25 лет.
В 2003 г. инвентарный парк тепловозов железнодорожного транспорта общего пользования сократился по сравнению с 2002 г. на 1,3%, электровозов – на 0,9%, пассажирских вагонов увеличился на 0,8%, электровагонов - на 1,3%.
По данным ГИБДД МВД России, на конец 2003 г. в стране общее наличие зарегистрированных грузовых автомобилей, включая специальные автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки грузов, составило 4668,7 тыс. шт.; общее наличие легковых автомобилей, включая пикапы, легковые фургоны (грузопассажирские) и специальные легковые автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки пассажиров, составило 23383,1 тыс. шт.
К началу 2004 г. морской торговый флот РФ, предназначенный для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей, насчитывал 3,9 тыс. судов (включая суда смешанного «река-море» плавания) суммарным дедвейтом 8,2 млн. т, речной и озерный флот – 33,5 тыс. судов общей грузоподъемностью 12,5 млн. т.
2. Характеристика железнодорожного транспорта РФ за период 1999-2003 г. г.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.
Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования. По протяженности электрифицированных магистралей Россия находится на 1-м месте в мире. Увеличилась и доля электрической тяги в общем грузообороте с 62,5% в 1980 г. до 79% в 2000 г. Одновременно продолжалась реконструкция железнодорожных путей — укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части России. Она складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и другие.
Обратимся теперь к данным, которые публикует Госкомстат РФ. На диаграмме 1 представлены данные по перевозке грузов промышленного железнодорожного транспорта. Как можно заметить, что с 2000 по 2003 г. объем перевезенных грузов оставался практически неизменным. Это говорит о постоянстве в железнодорожных перевозках, о том, что этот вид транспорта занял свое прочное место в нашей экономики и является постоянным партнером по грузоперевозкам для многих промышленных компаний.
Диаграмма 1.