Содержание
Введение
1 Основы оценки машин, оборудования и транспортных средств
1.1 Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочной деятельности
1.2 Методические принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств
2 Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
2.1 Затратный подход к оценке стоимости
2.2 Практические методы в затратном подходе к оценке машин, оборудования и транспортных средств
Заключение
Список литературы
Введение
В последние 10 лет наблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности в России. От отдельных опытов по оценке в основном недвижимости в начале 90-х годов до широкомасштабной деятельности, опирающейся на законодательные акты, регулирующие правительственные документы и богатейший опыт многих профессионально подготовленных оценщиков — таков путь, пройденный отечественной практикой в сфере оценки имущества.
Рынок машин, оборудования и транспортных средств очень структурирован, а оценка стоимости оборудования во многом зависит от состояния данного сегмента рынка. Практически каждая группа машин имеет свой сектор, и этих секторов оказывается гораздо больше, чем, например, на рынке недвижимости. Причем характер рынка в разных секторах различный. Для многих видов машин и оборудования массового применения характерен универсальный рынок (автомобили, строительная техника, компьютеры, бытовая и офисная техника, универсальные станки и др.). В то же время рынок специального и уникального оборудования в основном узконаправленный. Значительная часть специальной техники и инструментов изготавливается по индивидуальным заказам и не имеет открытого рынка.
Целью написания курсовой работы является расмотрение более делатьно затратного подхода в оценке машин, обородувания и транспортных средств. Стремительное развитие и становление оценочной деятельности определяет актуальность выбранной темы.
Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.
1. Основы оценки машин, оборудования и транспортных средств
1.1 Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочной деятельности
В последние 10 лет наблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности в России. От отдельных опытов по оценке в основном недвижимости в начале 90-х годов до широкомасштабной деятельности, опирающейся на законодательные акты, регулирующие правительственные документы и богатейший опыт многих профессионально подготовленных оценщиков — таков путь, пройденный отечественной практикой в сфере оценки имущества.
С переходом к рыночной экономике в стране становится все больше конкурирующих собственников имущества. Имущество предприятий и частных лиц активно включается в хозяйственный оборот, а отсюда все острее потребность в оценке его рыночной стоимости.
В последние годы нарастает не только объем оценочных работ, но и происходит изменение их направленности. Если в первой половине 90-х годов оценщики в основном занимались переоценкой основных фондов по заказам предприятий, то в настоящее время к услугам оценщиков обращаются по причине изменения состава собственников и их имущественных прав в ход таких хозяйственных процедур, как приватизация, привлечение новых участников бизнеса при дополнительных эмиссиях акций, страхование имущества, получение кредита под залог имущества, исчисление налоговых платежей, исполнение прав наследования и, конечно, разнообразные операции по реструктуризации предприятий особенно в условиях антикризисного управления.
Для решения задач реструктуризации предприятий оценочные работы все чаще интегрируются с аудиторскими и консалтинговыми работами. Под влиянием данной тенденции чисто оценочные компании укрупняются и трансформируются в смешанные аудиторско-оценочные компании. Чтобы добиться успеха в оценочной деятельности, оценщику недостаточно ориентироваться только на эпизодические, разовые заказы по «чистой» оценке. Клиентам (особенно средним и крупным предприятиям) все чаще нужна комплексная услуга, охватывающая вопросы и оценки, и анализа, и особенно управления стоимостью своих активов. Особенно остро эти вопросы встают при выполнении оценочных работ для целей реструктуризации предприятий. В этом случае оценщики должны тесно взаимодействовать с другими специалистами: финансовыми и инвестиционными аналитиками, аудиторами, техническими экспертами и системными интеграторами. Оценочные работы становятся важной составной частью выработки стратегической программы кардинальных преобразований деятельности предприятий.
Говоря о значении оценки, нельзя упускать из виду также и макроэкономический аспект данной проблемы. Ведь оценочная деятельность в масштабах страны позволяет получить адекватное представление о национальном богатстве государства.
Одним из весомых компонентов в активах предприятий являются машины, оборудование и транспортные средства. Представление о весомости этого элемента основных средств предприятий дают данные, приведенные в таблице 1 - структура основных фондов промышленного назначения крупных и средних промышленных предприятий (на начало 2000 г., в %% к итогу)
Таблица 1 - Структура основных фондов промышленного назначения:
Отрасли промышленности | Здания | Сооружения (включая передаточные устройства) | Машины и оборудование | Транспортные средства | Другие виды основных фондов |
Промышленность | 27,3 | 33,2 | 35,3 | 2,8 | 1,4 |
Электроэнергетика | 17,7 | 47,1 | 33,3 | 0,9 | 1,0 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 28,3 | 24,7 | 42,9 | 3,4 | 0,7 |
Машиностроение и металлообработка | 41,8 | 10,4 | 44,6 | 2,2 | 1,0 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 31,9 | 20,2 | 40,2 | 6,2 | 1,5 |
Промышленность строительных материалов | 40,7 | 19,9 | 33,6 | 4,8 | 1,0 |
Легкая промышленность | 52,3 | 8,8 | 35,9 | 2,2 | 08 |
Пищевая промышленность | 37,8 | 9,1 | 44,9 | 6,6 | 1,6 |
Топливная промышленность | 8,4 | 64,4 | 21,6 | 3,3 | 2,3 |
Черная металлургия | 35,2 | 23,7 | 36,6 | 4,1 | 0,4 |
Цветная металлургия | 32,4 | 28,5 | 34,2 | 3,9 | 1,0 |
Из таблицы 1 видно, что примерно 40% промышленных основных фондов составляют машины, оборудование и транспортные средства. Отсюда понятно, какое большое значение имеет правильность оценки рыночной стоимости этого компонента фондов. Например, практика показывает, что при оценке бизнеса (действующего предприятия) балансовыми методами неизбежна корректировка каждого объекта активов по рыночной стоимости.
В силу того что многие отечественные предприятия уже давно не переоценивали свои фонды, это значительно повышает стоимость активов. Особенно это касается машин, оборудования и транспортных средств. На многих предприятиях значительная часть вполне работоспособного оборудования имеет нулевую остаточную бухгалтерскую стоимость, но в то, же время рыночная стоимость этого оборудования с учетом реального износа может составлять весьма значительную величину. Правда, возможны и обратные случаи, когда малоэффективные, тяжелые машины числятся на балансе по чрезмерно высокой стоимости. Подобные расхождения между оцененной рыночной стоимостью и учетной балансовой стоимостью могут исчисляться в несколько раз.
Оценка машин, оборудования и транспортных средств, это достаточно специфическая область оценочной деятельности, так как объекты оценки имеют много особенностей в экономическом, правовом и техническом отношении.
Как известно, в теории оценки сформировались четыре направления:
Оценка недвижимости;
Оценка бизнеса (действующего предприятия);
Оценка машин, оборудования и транспортных средств;
Оценка нематериальных активов.
Все эти направления опираются на единый методологический фундамент понимания категорий рыночной стоимости, цены и издержек, принципов рыночных и финансово-кредитных отношений с использованием сложных процентов.
Тем не менее, каждое из направлений теории оценки имеет свои специфические особенности. В методике оценки недвижимости особое место занимают вопросы долгосрочной аренды и арендных поступлений как индикатора доходности от земли и зданий, ипотечно-кредитного анализа и влияния на стоимость недвижимости процессов передачи права собственности и других вещных прав. В методике оценки бизнеса акцент делается на финансовом анализе состояния предприятия, оценке пакетов акций с точки зрения конъюнктуры рынка ценных бумаг, исследовании процесса формирования дивидендов и процентов по ценным бумагам. В методике оценки нематериальных активов центральное место занимают прогнозирование доходности этих активов в их взаимосвязи с материальными активами и определение долевого вклада в общий доход.
Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств тесно связана с методиками перечисленных выше направлений и, особенно, с методикой оценки недвижимости, но в то же время существенно от нее отличается.
1.2 Методические принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортных средств
Принципы оценки можно подразделить на следующие три группы:
Принципы, основанные на представлениях владельца имущества;
Принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества;
Принципы, связанные с рыночной средой.
Первая группа включает принципы, основанные на представлениях владельца имущества.
Принцип полезности заключается в том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей. Кратко это можно сформулировать так: есть полезность — есть стоимость, нет полезности — нет стоимости. Исследовать полезность оцениваемого объекта — значит определить, для кого, для каких целей и в силу каких свойств интересен данный объект, кто принципиально может быть его возможным покупателем (инвестором), как может измениться полезность объекта в перспективе и под влиянием каких причин.
Принцип замещения исходит из того, что цена на объект, которую может предложить возможный покупатель, не превысит сложившиеся на рынке цены на аналогичные по назначению и потребительским свойствам объекты. На основе данного принципа построены широко распространенные в практике оценки методы сравнительного подхода, когда стоимость определяется сравнением с рыночными ценами на аналогичные и идентичные объекты.
Принцип ожидания подчеркивает готовность покупателя (инвестора) вложить свои средства на приобретение или на изготовление объекта в настоящее время, ожидая получение доходов (выгод) от владения данным объектом в будущем. Данный принцип открывает возможность определить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогноза будущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя (инвестора) норме доходности на вложенный капитал. Тем самым закладывается методологическая база для реализации доходного подхода при оценке.
Вторая группа включает принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества.
Принцип формирования стоимости под влиянием факторов производства заключается в следующем. Оцениваемый машинный комплекс, с помощью которого производится какая-либо продукция или выполняются какие-либо работы, рассматривается как подсистема в производственной системе предприятия (бизнес-единицы), доходность которой, как следует из экономической теории, определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом. Чистый доход — результат действия всех четырех факторов, и поэтому на основе оценки дохода определяется стоимость всей производственной системы. Для оценки стоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) в формирование дохода всей системы, либо применить метод остатка, т.е. искомая стоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости других активов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла).
Принцип вклада применительно к машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительными устройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит к росту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этих устройств. Вклад дополнительных устройств в прирост стоимости объекта определяется тем, насколько повышается доходность функционирования объекта от применения этих устройств.
Принцип сбалансированности (пропорциональности) применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам следует понимать так, что все объекты, входящие в машинный комплекс, должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. При несоблюдении данного принципа добавление еще одного или нескольких объектов в состав комплекса не дает адекватного роста производственной мощности, а, следовательно, и стоимости машинного комплекса.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования требует того, чтобы оценка стоимости объекта, который может быть использован по-разному, производилась при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования. Применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам согласно этому принципу любая машина должна оцениваться, допуская, что она применяется по прямому назначению, обеспечивается полная загрузка машины во времени и по мощности, соблюдаются правила технического обслуживания и ремонта, поддерживается нормальный режим эксплуатации, рабочий персонал имеет соответствующую квалификацию. Трудности с соблюдением данного принципа возникают тогда, когда оценивают объекты, обладающие многофункциональностью и несколькими сферами применения. Например, трактор может применяться и на строительной площадке, и на сельскохозяйственных работах, и на промышленном предприятии. Доходность трактора в каждой сфере применения разная, соответственно разной будет и оцениваемая стоимость. В качестве базовой сферы применения для оценки трактора оценщик выберет ту, в которой наиболее полно реализуются функциональные возможности этой машины.
В третью группу входят принципы, непосредственно связанные с рыночной средой.
Принцип соответствия объекта требованиям рынка, один и тот же объект разными категориями покупателей (инвесторов) оценивается по-разному. Например, комфортабельный легковой автомобиль высоко ценится в условиях города, тот же автомобиль не представляет особой ценности для сельского жителя особенно в условиях бездорожья. Если в некотором регионе имеется много промышленных предприятий, то на местном региональном рынке будет повышенный спрос на станки, пресса и другие технологические машины, соответственно и цены на это оборудование будут не низкими. В силу данного принципа обязательным элементом процедуры оценки должен быть анализ рынка, установление соответствия оцениваемого объекта запросам рынка.
Принцип ориентации на равновесные цены требует того, чтобы при оценке использовались равновесные цены аналогов. Из теории ценообразования известно, что на нормально функционирующем рынке цены стабильны и стремятся к равновесному уровню, при котором наступает соответствие между спросом и предложением. Равновесные цены можно назвать также согласованными, справедливыми ценами, одинаково выгодными и продавцам, и покупателям. Стоимость, рассчитываемая при оценке по этим ценам, также становится справедливой стоимостью.
Принцип учета характера конкуренции состоит в том, что товарные рынки могут существенно различаться по характеру и состоянию конкуренции и соответственно степени их монополизации. Характер конкуренции отражается на процессе ценообразования. Так, в условиях монополизированного рынка цены обычно искажены в пользу монополиста и содержат повышенную долю его прибыли. В условиях свободного конкурентного рынка происходит уравнивание доходности вложений, рентабельность продаж в ценах поддерживается примерно на стабильном уровне. Благодаря конкуренции экономическая структура цен становится стабильной и прозрачной, это открывает возможности использования затратного подхода при оценке стоимости.
Принцип изменения (подвижности) стоимости требует учета фактора непостоянства стоимости одного и того же объекта во времени. Общеэкономическая инфляция в стране, а также сдвиги в структуре отдельных товарных рынков вызывают динамику цен и соответственно стоимости. Отсюда следует требование о том, что каждая оценка стоимости должна содержать указание о дате оценки, т.е. о том моменте календарного времени, по состоянию на которое определена стоимость.
Машины, оборудование и транспортные средства — сложные, многокомпонентные изделия. При проведении оценки рыночной стоимости этих объектов применяют не только перечисленные выше общеэкономические принципы, но и другие общепринятые в научных исследованиях принципы и подходы, среди которых отметим такие, как системный анализ, функциональный подход, статистическое моделирование и принцип жизненного цикла.
Системный анализ предполагает рассмотрение оцениваемого объекта как сложной технической системы, состоящей из взаимосвязанных разнородных элементов и имеющей входы и выходы связей с другими системами (внешней средой). Интегративные свойства системы имеют особые качества и не сводятся к алгебраической сумме свойств входящих в систему элементов. Системный анализ включает такие операции, как структуризация системы, исследование связей между элементами и с внешней средой, определение параметров элементов и системы в целом.
Системный подход может быть применен также при анализе технико-экономических показателей объекта. При этом комплексный показатель рассматривается как система частных показателей разного уровня.
Функциональный подход заключается в том, что любой материальный объект рассматривается как носитель определенных функций. Функции могут быть полезными и бесполезными. Наличие бесполезных функций приводит к неоправданному удорожанию объекта. При этом стоимость объекта исследуется как совокупная стоимость его функций. Принцип функционального подхода лежит в основе теории стоимостного анализа и стоимостного инжиниринга (известного в России под названием функционально-стоимостного анализа).
Статистическое моделирование — методология, опирающаяся на положения теории математической статистики и дающая оценщику инструмент для построения экономико-математических корреляционных моделей. Как в оценке, так и в ценообразовании получили широкое распространение методы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделирования зависимости цены от технических параметров машин, а также для построения ценовых трендов. Статистическое моделирование позволяет также произвести анализ ошибок результатов оценки, разработать и обосновать экономические нормативы затрат и рентабельности, которые затем используются в расчетах стоимости.
Принцип жизненного цикла предполагает исследование параметров всех этапов жизни объекта: проектирование, изготовление, продажа, эксплуатация и утилизация. На каждом этапе жизненного цикла оценивают и анализируют доходы и расходы, т.е. денежные потоки. Положения теории жизненного цикла помогают решать такие практические задачи, как оценка эффективности функционирования объекта, прогнозирование срока полезного использования (срока службы), оценка степени старения (износа) объекта и другие.
Перечисленные выше принципы и подходы можно рассматривать как привлеченные из других наук для решения задач оценки стоимости. В то же время теорией и практикой оценки выработаны три методических основополагающих подхода:
сравнительный;
затратный;
доходный.
Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход исходит из указанного выше принципа замещения, а получаемая с его помощью стоимость часто называется стоимостью замещения.
Методы сравнительного подхода особенно эффективны при существовании активного рынка сопоставимых объектов. Если же рыночная информация бедная, сделки купли-продажи нерегулярные, рынок слишком монополизирован, то оценки этими методами становятся ненадежными, а иногда и невозможными.
Тем не менее именно методы сравнительного подхода дают представление о действительно рыночной стоимости.
Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, с учетом его износа. Затраты на изготовление объекта и его последующую реализацию — очень важный фактор в формировании стоимости.
Методы затратного подхода предполагают обязательную оценку возможной полной себестоимости изготовления объекта и других затрат, которые несет изготовитель и продавец. Эти методы незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически не встречаются на открытом рынке и изготовляются по индивидуальным заказам, к их числу относится специальное и уникальное оборудование. При оценке затратным подходом как бы моделируется процесс формирования цены продавца (предложения) исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и получения достаточной прибыли. Поскольку методы затратного подхода исходят не из реальных цен на аналогичные объекты, а из рассчитанных нормативных затрат и нормативной прибыли, то они, строго говоря, дают оценку не чисто рыночной стоимости, а так называемой «стоимости объекта с ограниченным рынком». В методах затратного подхода важную роль играет также оценка степени износа оцениваемого объекта, это объясняется тем, что получаемая вначале воспроизводственная или восстановительная стоимость объекта не учитывает износа и только на следующем этапе полученная оценка стоимости понижается с учетом полного износа объекта.
Надежность оценки стоимости затратным подходом в значительной степени зависит от полноты и достоверности экономической информации из подотрасли машиностроения, к которой относится оцениваемый объект (экономическая структура цен на продукцию подотрасли, сложившиеся показатели рентабельности продаж, некоторые нормативы затрат и т.д.).
Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протяжении срока его полезного использования как основной фактор, определяющий современную величину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за ряд лет его жизни методы доходного подхода используют приемы, известные из теории сложных процентов.
Методы доходного подхода опираются на такие отмеченные выше принципы, как ожидания, учета факторов производства, наилучшего и полного использования, вклада. Несомненным достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный комплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования.
Применение методов доходного подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное значение, чем экономическое.
2. Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
2.1 Затратный подход к оценке стоимости
Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.
Процедура затратного подхода как бы моделирует схему затратного ценообразования, согласно которой цена описывается простой формулой: «себестоимость объекта + прибыль».
Правда, необходимо при этом отметить очень важное ограничение: чтобы цена воспринималась и покупателем, и продавцом как цена справедливая, затраты, входящие в себестоимость, должны быть технологически оправданными (т.е. нормативными или плановыми), а прибыль соответствовать разумному, среднеотраслевому уровню рентабельности.
В общем случае с помощью методов затратного подхода определяется стоимость воспроизводства. Смысл полной (без учета износа) стоимости воспроизводства хорошо передает постановка перед оценкой такого вопроса: «В какую сумму обойдется приобретение точно такого же нового объекта потенциальному покупателю, если покупатель решит:
купить агрегаты и своими силами собрать объект (полагаем, что у покупателя имеется соответствующая производственная база);
разместить заказ на изготовление и поставку объекта от некого машиностроительного предприятия?».
Ответ на этот вопрос и ищет оценщик, используя затратный подход.
Затратный подход обладает исключительной универсальностью, теоретически любой объект техники поддается оценке этим подходом. Ведь любой объект есть продукт производства и, следовательно, характеризуется своими производственными затратами. Ограничивает применение затратного подхода малая доступность для оценщиков экономической и другой информации из сферы производства. В то же время имеется большой класс машин, оборудования и транспортных средств, для оценки которых методы затратного подхода являются единственно возможными. Речь идет о специальном и специализированном оборудовании, опытных и исследовательских установках, уникальных образцах машин, которые изготовлены по индивидуальным заказам. Для этих объектов невозможно найти аналоги, свободно обращающиеся на рынке или регулярно заказываемые изготовителям, и поэтому сравнительный подход для их оценки не осуществим.
Процедура затратного подхода начинается с того, что собирается и анализируется информация о внутреннем строении объекта, его структуре и составе основных элементов. При этом одной технической характеристики недостаточно, требуются подробное описание конструкции, чертежи общего вида и спецификации. Проводится также тщательный осмотр объекта.
Прежде всего, в конструкции объекта выделяют стандартные узлы и элементы, для которых можно подыскать аналоги на рынке и которые, следовательно, могут быть оценены методом прямого сравнения или каким-либо другим методом сравнительного подхода.
Затем в конструкции объекта выделяют основные агрегаты на основе принципа их материальной и технологической однородности. Количество таких агрегатов (блоков, узлов, систем) небольшое (обычно не более 10), а совокупные затраты на их изготовление составляют около 90% всей себестоимости объекта.
Оценку каждого из этих агрегатов выполняют отдельно с помощью того или иного метода затратного подхода. Например, водогрейный котел содержит три основных агрегата:
Корпус, выполненный из листовой конструкционной стали;
Система труб из жаропрочной стали
Горелка (газовая, мазутная или др.).
На последнем этапе для получения стоимости всего объекта суммируются ранее полученные стоимости отдельных агрегатов и добавляются затраты на общую сборку.
Таким образом, оценка затратным подходом является по агрегатной (поэлементной), и с этим связана ее высокая трудоемкость.
Привлекаемая для оценки информация может быть подразделена на два вида:
ценовая;
производственно-экономическая.
К ценовой информации относятся цены на идентичные или аналогичные стандартные устройства и элементы, встречающиеся в конструкции оцениваемого объекта. Например, цены на электродвигатели, трансформаторы, реле, измерительные приборы, системы ЧПУ к станкам, насосы, редукторы и т.д.
Кроме того, собираются цены на установки, устройства и машины, которые могут быть признаны как материально и технологически однородные объекты по отношению к основным агрегатам оцениваемого объекта. Источниками информации служат прайс-листы и ценники предприятий-изготовителей и дилерских компаний.
Так как при оценке затратным подходом цены однородных объектов часто подвергаются «расщеплению», то необходимо собранные цены подвергнуть калибровке, т.е. привести их значения к дате оценки, обеспечить единообразие в учете НДС, очистить от наценок, скидок и других искажений. Следует использовать, прежде всего, отпускные цены предприятий-изготовителей, так как они лучшим образом отражают производственные затраты. Цены дилеров и посредников отягощены сбытовыми наценками, поэтому их лучше не применять либо тоже подвергнуть калибровке с целью приведения к ценам изготовителей.
Для осуществления затратного подхода необходимо иметь информацию не только о ценах, но и об их экономической структуре (хотя бы в приближенном виде). На основе экономической структуры отпускной цены изготовителя можно установить связь между этой ценой и полной себестоимостью. Как известно, отпускная цена изготовителя (без НДС) включает три компонента: себестоимость Сп, чистую прибыль Пч и налог на прибыль Sн, т.е.:
Ц = Сп + Пч + Sн.
Введем понятие рентабельности продаж как отношение чистой прибыли к цене, т.е.:
Кр = Пч/Ц,
отсюда Пч = Кр?Ц
Напишем формулу для цены в следующем виде:
Ц = Сп + Кр?Ц + Нпр?(Ц – Сп),
где Нпр — ставка налога на прибыль.
После преобразований получим:
Ц = (1 – Нпр)Сп
1 – Нпр – Кр
То же для цены, содержащей НДС:
Ц= (1 + Ндс)(1 – Нпр)Сп,
1 – Нпр – Кр
где Ндс — ставка налога на добавленную стоимость.
Следовательно, полная себестоимость объекта может быть рассчитана исходя из отпускной цены изготовителя (с НДС) следующим образом:
Ц = (1 – Нпр – Кр)Ц
(1 + Ндс)(1 – Нпр)
Производственно-экономическая информация, получение данной информации представляет для оценщиков большие трудности, так как данная информация формируется на предприятиях-изготовителях и является в основном закрытой. Поэтому отметим узкий круг сведений, который необходим для расчетов стоимости методами затратного подхода.
В приведенных выше формулах используется показатель рентабельности продаж. Этот показатель зависит в первую очередь от того, насколько ликвидным является объект оценки.
На машиностроительном предприятии показатель рентабельности для разных изделий может колебаться от 5 до 30%. Некоторое представление о показателе рентабельности можно получить из статистических материалов, публикуемых Госкомстатом РФ. Например, показатель рентабельности продукции на крупных и средних предприятиях машиностроения в 2000 г. составляла 13,6%.
Ценную информацию может почерпнуть оценщик из калькуляций себестоимости на некоторые изделия, которые близки к оцениваемому объекту по конструкции, материальному составу и технологии производства. Как известно, итоговый показатель калькуляции есть себестоимость, в ней аккумулированы все операционные (текущие) затраты на производство и отчасти на реализацию данной единицы продукции. Упрощенная структура калькуляции единицы продукции, совмещенная с расчетом отпускной цены, представлена в таблице 2.
Анализ калькуляции позволяет выявить следующие показатели, которые оценщик может использовать при расчете и обосновании стоимости объекта:
Структура себестоимости по статьям калькуляции. Если себестоимость довольно подвижный показатель, то структура себестоимости, как правило, стабильна для отдельных видов производств и продукции. В структуре можно выделить те статьи затрат, которые имеют наибольший удельный вес к итогу. Это позволяет детально рассчитывать только самую весомую статью затрат, а полное значение себестоимости находится делением самой весомой статьи затрат на ее удельный вес.
Из калькуляции можно определить коэффициент отношения собственных затрат предприятия к расходам на материальные и энергетические ресурсы.
Из калькуляции можно увидеть базы распределения косвенных (накладных) расходов.
Таблица 2 - Калькуляция и расчет отпускной цены
№ | Статья затрат | Сумма | Порядок расчета |
1 | Основные материалы(за вычетом стоимости возвратных отходов) | По ценам и нормам расхода на материалы | |
2 | Покупные комплектующие изделия | Согласно сертификации и ценам на комплектующие изделия | |
3 | Услуги производственные сторонних организаций | По договорным соглашениям | |
4 | Оплата труда основных рабочих | По трудоемкости и тарифным ставкам | |
5 | Единый социальный налог | Согласно установленным нормам | |
6 | Содержание и эксплуатация машин и оборудования | В процентах от заработной платы основных рабочих или по другой базе распределения | |
7 | Общепроизводственные расходы | В процентах от заработной платы основных рабочих | |
Итого: | Цеховая себестоимость | ||
8 | Общехозяйственные расходы, включая налоги и проценты, относимые на себестоимость | В процентах от заработной платы основных рабочих | |
Итого: | Производственная себестоимость | ||
9 | Коммерческие расходы | В процентах от производственной себестоимости | |
Итого: | Полная себестоимость | ||
10 | Прибыль валовая | Согласно плановому нормативу рентабельности | |
Итого: | Отпускная оптовая цена |
При анализе калькуляции себестоимости следует учесть, что текущие операционные затраты подвержены воздействию ряда производственно-технологических факторов, в результате чего калькуляции одного и того же изделия на разных заводах будут существенно различаться.
Отметим основные производственно-технологические факторы, которые влияют на себестоимость производства единицы продукции в машиностроении:
Серийность производства (или размеры заказываемых предприятию серий-партий продукции). С ростом серийности постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции, снижаются, и соответственно снижается себестоимость в целом. Рост серийности создает дополнительно предпосылки эффективного применения высокопроизводительных технологий и вызывает экономию также на переменных затратах;
Технический уровень производства, т.е. наличие в парке оборудования высокопроизводительных и автоматизированных станков, автоматических линий и комплексов;
Технологичность конструкции оцениваемого объекта;
Уровень организации и управления производством на предприятии, с ростом этого уровня сокращаются административно-управленческие расходы.
2.2 Практические методы в затратном подходе к оценке машин, оборудования и транспортных средств
Затратный подход реализуется в следующих практических методах:
Расчета по цене однородного объекта;
Поагрегатного (поэлементного) расчета;
Расчета по удельным затратным показателям;
Расчета с помощью затратных корреляционных моделей.
Сущность метода расчета по цене однородного объекта заключается в том, что для оцениваемого объекта, если объект не сложный и конструктивно однородный, или для определенного агрегата в составе сложного объекта подбирают технологически однородный объект, который похож на оцениваемый объект по конструкции, используемым в конструкции материалам и технологии изготовления. Причем технологически однородный объект может иметь другое назначение и применяться в другой отрасли. Однородный объект должен пользоваться спросом, и его цена должна быть известна. При этом предполагают, что полная себестоимость изготовления однородного объекта близка к себестоимости изготовления оцениваемого объекта и находится под влиянием общих для сравниваемых объектов производственных факторов.
Полная себестоимость однородного объекта определяется исходя из его цены с учетом ставок налогов и вероятной рентабельности:
Сп.од = (1 – Нпр – Кр.од)Цод ,
(1 + Ндс)(1 – Нпр)
где Сп.од — полная себестоимость производства однородного объекта;
Цод — цена однородного объекта (включая НДС);
Кр.од — показатель рентабельности продаж у однородного объекта.
Рекомендуемые значения показателя рентабельности: для пользующейся повышенным спросом продукции в интервале 0,25–0,35, для продукции, имеющей средний спрос, — 0,1–0,25, для низко ликвидной продукции — 0,05–0,1, для неликвидной продукции — 0.
Далее рассчитывается полная себестоимость оцениваемого объекта или какого-то агрегата. Для этого в себестоимость однородного объекта вносятся корректировки по одному-двум производственным факторам, например, с учетом различий в массе объектов и серийности выпуска:
G Ксер ,
Сп = Сп.од ? Gод ? Ксер.од
где Сп — полная себестоимость изготовления оцениваемого объекта или его агрегата;
G и Gод — масса конструкции оцениваемого и однородного объектов соответственно;
Ксер и Ксер.од — коэффициент серийности производства оцениваемого и однородного объектов соответственно. Коэффициент серийности зависит от типа производства, он равен 1 при крупносерийном, 1,1 — при среднесерийном, 1,2 — при мелкосерийном и 1,3 — при единичном производстве.
Полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) оцениваемого объекта или его агрегата рассчитывается по формуле:
SB = (1 – Нпр)Cп ,
1 – Нпр – Кр
где Кр — коэффициент рентабельности продаж у оцениваемого объекта.
Например, определяем полную стоимость воспроизводства механической части испытательного стенда. В качестве технологически однородного объекта выбран редукторный механизм, цена которого с НДС равна 70 000 руб. Коэффициент рентабельности у однородного объекта — 0,15, коэффициент рентабельности стенда — 0,06. Стенд изготовлен в единичном производстве, а редукторные механизмы выпускаются в среднесерийном производстве. По массе — объекты почти не различаются. Ставка налога на прибыль — 0,24, ставка НДС в цене — 20%.
Полная себестоимость однородного объекта: 70 000?(1 – 0,24 – 0,15)/(1 + 0,2)?(1 – 0,24) = 46 820 руб.
Полная себестоимость механической части стенда: 46 820 ?1,3/1,1 = 55 330 руб.
Полная стоимость воспроизводства механической части стенда:
SB = (1 – 0,24)?55 330 = 60 070 руб.,
1 – 0,24 – 0,06
Разновидностью изложенного выше метода является метод расчета по цене однородного объекта с балльной корректировкой на конструктивно-технологическую сложность. Он отличается тем, что полная себестоимость оцениваемого объекта рассчитывается путем корректировки полной себестоимости технологически однородного объекта с помощью балльного показателя конструктивно-технологической сложности.
Полная себестоимость однородного объекта выводится из цены этого объекта таким же образом, как было описано выше. Полная себестоимость оцениваемого объекта определяется по формуле:
Q ,
Сп = Сп.од ? Qод
где Q и Qод — балльный показатель конструктивно-технологической сложности оцениваемого и однородного объектов соответственно.
Показатель Q дает интегральную оценку конструктивно-технологической сложности объекта в баллах. Он является функцией нескольких конструктивных и технологических параметров.
Для механической части нестандартного оборудования, детали которого изготавливаются из углеродистой и низколегированной стали, применяется следующая эмпирическая формула:
Nз Nмо
Q = 0,73G(1 + N) + 12N(1 + N) + 20Nкп,
где G — масса конструкции, кг;
N — количество нестандартных деталей, входящих в объект;
Nз — количество деталей, изготовленных из сложных заготовок (отливок и поковок);
Nмо — количество деталей, требующих сложной механической обработки;
Nкп — количество типоразмеров кинематических пар.
Первое слагаемое приведенной выше формулы определяет в основном затраты на материалы и комплектующие изделия, а другие два слагаемых — затраты на оплату труда и косвенные (накладные) расходы.
Все параметры, входящие в приведенную выше формулу, берутся на основе анализа чертежа общего вида конструкции оборудования. Затем рассчитывается полная стоимость воспроизводства по приведенной выше формуле.
Применение метода поагрегатного (поэлементного) расчета целесообразно тогда, когда оцениваемый объект в большей его части можно собрать из нескольких составных типовых или стандартных частей. Эти части можно приобрести на рынке, и цены на них известны. Вместе с тем делается допущение, что сборка не является слишком сложной и не требует сложного и дорогостоящего оборудования. Например, данный метод может быть применен при оценке стоимости поточной технологической линии, состоящей из нескольких единиц типового оборудования, а также при оценке компьютеров, агрегатных станков и т.д.
Расчетный алгоритм включает следующие этапы:
Этап 1. Анализируется строение оцениваемого объекта и составляется перечень стандартных узлов и агрегатов, по которым может быть получена ценовая информация.
Этап 2. Собирают ценовую информацию по каждому агрегату. Цены соответствующим образом калибруют.
Этап 3. Определяется полная себестоимость объекта оценки.
затратным показателям
К методу расчета по удельным затратными показателям относятся такие показатели, изменение которых приводит к однозначному изменению себестоимости машины, а, следовательно, и ее стоимости воспроизводства. Среди наиболее характерных затратных показателей можно отметить такие, как масса конструкции машины, ее габаритный объем, суммарная мощность электродвигателей. Затратные показатели не являются потребительскими показателями. Так, например, потребитель не заинтересован в приобретении станка большой массы или больших габаритов. Наоборот, чем больше
масса и габаритные размеры станка, тем больше расходов несет потребитель по доставке, монтажу, а также при ремонте и обслуживании, больше требуется площадей под оборудование. Однако имеется строгая прямая зависимость между ценой и массой оборудования, и эта связь является косвенным проявлением затратного подхода.
Метод расчета стоимости по удельным затратным показателям использует наличие прямой пропорциональной связи между стоимостью и затратным показателем:
Sв = Sуд ? Х,
где Sв — полная стоимость воспроизводства объекта;
Sуд — удельный затратный показатель;
Х — значение затратного показателя у оцениваемого объекта.
Удельный затратный показатель характеризует размер стоимости, приходящийся на единицу затратного показателя. Это не стоимость всей машины, а частное от деления цены на значение (номинал) главного какого-либо технико-экономического параметра.
Удельные затратные показатели достаточно просты в восприятии и легко применимы особенно для экспрессных оценок. Их несомненным достоинством является то, что они могут быть применены к любым видам машин, оборудования и транспортных средств. Например, удельная стоимость машины на один килограмм ее массы может быть рассчитана для любой техники. Далее можно говорить об устойчивости значения этого показателя и широты его применимости для машин и оборудования разных классов и типов.
Основная задача данного метода — определение удельного показателя, приемлемого для оценки данного объекта. Для этого сначала формируют выборку объектов, которых можно считать схожими с оцениваемым объектом по конструкции, составу материалов и технологии их изготовления. На эти объекты должны быть известны цены. Нужно иметь в виду, что удельный затратный показатель в некоторой степени зависит от величины самого затратного показателя, поэтому в выборку должны попасть объекты с затратным показателем, близким к оцениваемому объекту.
Для всех объектов выборки рассчитывается удельный показатель и берется его среднее значение. Далее среднее значение удельного показателя проверяется на устойчивость с помощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации. Если коэффициент вариации укладывается в допустимые границы, то удельный затратный показатель признается устойчивым, и его принимают для оценки объекта. Если удельный показатель неустойчивый, то состав выборки меняют и вышеописанную процедуру повторяют.
Метод расчета с помощью затратных корреляционных моделей является частным случаем применения корреляционно-регрессионного анализа для решения задач оценки, когда в качестве влияющих на стоимость факторов используются затратные показатели.
В описанном выше методе расчета по удельным затратным показателям была использована связь между ценой (стоимостью) и затратным показателем в виде прямой пропорциональной линейной функции, проходящей через ноль. Такая аппроксимация может выдерживаться только в узких диапазонах изменения затратного показателя. Вот почему для каждого диапазона приходится назначать свой удельный показатель.
Расширить диапазон математической модели можно, если применить более сложные функции связи между ценой (стоимостью) и влияющим параметром путем подбора наиболее подходящего уравнения регрессии. В практике оценки наибольшее распространение получили парные корреляционные модели, поэтому на них мы остановимся подробнее.
Парная корреляция подразумевает выявление наличия и формы корреляционной зависимости между результативным показателем (ценой) и одним из главных факторных признаков (значением главного ценообразующего параметра) путем обработки данных по имеющейся статистической выборке машин. При затратном подходе выборка машин строится из соображений их однородности по конструкции, материальной структуре и технологии изготовления. При этом предполагается условное равенство значений всех прочих неучтенных параметров в сравниваемых машинах, а результативный показатель Y является функцией от значения главного затратного показателя X однородных объектов, т.е. Y = f (X).
В начале выбирают вид уравнения регрессии, при этом могут быть использованы следующие основные виды корреляционной зависимости (уравнений регрессии).
К достоинствам затратного подхода можно отнести такие его качества:
1. Исключительная универсальность. Принципиально методы затратного подхода применимы для оценки любой единицы оборудования и транспортного средства. Для оценщиков ограничителем может быть только недостаточность производственно-экономической информации из сферы машиностроительного производства. Для видов специальной и уникальной техники затратный подход часто оказывается единственно возможным.
2. Благодаря детализированному порядку расчета по отдельным единицам машин и оборудования (и даже их агрегатам) имеется возможность точнее оценить совокупный износ (разные агрегаты изнашиваются в разной степени), выполнить детализированные оценки страховой стоимости и страхового возмещения (разные агрегаты имеют разную степень риска), получить оценки имущества, удобные при его разделе.
3. При достаточности исходных данных результаты расчетов стоимости поддаются надежному обоснованию.
В то же время у методов затратного подхода имеется и ряд недостатков:
1. Затратный подход в процессе формирования стоимости в большей мере отражает интересы производителя или продавца. Получаемые результаты зависят в первую очередь от количества расходуемых ресурсов на создание и реализацию объектов, чем от потребительской полезности этих объектов. Тем самым оцененная стоимость может откланяться от подлинно рыночной стоимости, т.е. стоимость материалоемких и трудоемких в производстве объектов завышается, а конструктивно рациональных и более качественных объектов занижается.
2. Расчеты стоимости воспроизводства затратным подходом из-за их детализированности оказываются весьма трудоемкими, поэтому оправданность такой кропотливой работы имеет место тогда, когда оцениваются дорогостоящие и повышенной ответственности объекты (автоматизированные технологические линии, технологические комплексы, энергетические блоки и т.п.).
3. Исходная информация из сферы производства может быть не всегда надежной (например, сведения о рентабельности продаж, о коэффициенте накладных расходов, о серийности производства и т.д.), в результате искаженной может быть оценка и себестоимости (затрат), и исчисляемой на ее основе стоимости воспроизводства.
Отмеченные выше плюсы и минусы затратного подхода оценщик должен учитывать при согласовании результатов, полученных разными подходами, и выведении окончательного результата оценки.
Заключение
Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.
Большую остроту имеет проблема идентификации оцениваемых объектов, зачастую их количество только на одном предприятии может достигать нескольких тысяч единиц очень разнообразной по назначению и устройству номенклатуры. При этом необходимо отделить оборудование от других объектов, например от недвижимости. Например, вентиляционные, отопительные и осветительные системы в зданиях по существу представляют собой оборудование, но относятся к недвижимости. Лифт в здании, его кабина, привод и управление – это оборудование, а шахта лифта – это сооружение и к оборудованию не относится.
В затратном подходе присутствуют достоинства к которым относятся: универсальность(применимы для любой единицы оборудования и транспортного средства), детализация расчета по отдельным единицам машин и оборудования, результаты расчетов стоимости поддаются обоснованию, если достаточно информации, так и недостатки: в процессе формирования стоимости в большей мере отражает интересы производителя или продавца, расчеты стоимости воспроизводства затратным подходом из-за их детализированности оказываются весьма трудоемкими, информация из сферы производства может быть не всегда надежной.
При использовании оценщиком затратного подхода, ему необходимо учитывать плюсы и минусы подхода при согласовании результатов, полученных разными подходами (доходным и сравнительным), и выведение окончательного результата оценки.
Список литературы
Промышленность России стат. сб. Госкомстат России. Москва 2006г.
Ковалев А.П., Кушель А.А., Хомяков В.С., Андрианов Ю.В., Лужанский Б.Е., Королев И.В., Чемерикин С.М. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Москва: «Интерреклама» 2008г.
Ковалев А.П. Затратный подход в оценке машин и оборудования. Оборудование: рынок, предложение, цены. 2007г. № 3.
Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости машин, оборудование и транспортных средств. Москва: РИЦ РФ 2009г.
Оценка недвижимости: учебник под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. 2-е изд. Москва: Финансы и статистика 2008г.
Симионова Н.Е. Методы оценки имущества: бизнес, недвижимость, земля, машины, оборудование и транспортные средства. Ростов-на-Дону: Феникс 2009г.
Васляев М.А. Оценка бизнеса и оценочная деятельность. Москва: Приор-издат 2008г.
Григорьев В.В., М.А. Федотова Оценка предприятий: теория и практика. Москва: ИНФРА-М 2007г.
Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход. Учебно-практическое пособие Москва: Дело 2008г.
1. Образец заполнения калькуляция транспортных услуг
2. Договор взаимозачета трехсторонний образец
3. Образец договор взаимозачета
4. Договор взаимозачет готовый образец
5. Гражданско правовой договор с работником образец
6. Договор взаимозачет образец
7. Акты прокурорского реагирования в украине образец
8. Договор поставки трехсторонний образец
9. Акты прокурорского реагирования образец
10. Трехсторонний договор купли продажи образец
11. Образец калькуляции на услуги образец калькуляции
12. Образец калькуляции образец калькуляции на услуги
13. Акт взаимозачета трехсторонний образец бланк
14. Договор по совместительству образец
15. Договор о взаимозачете образец