Примерная анкета социального исследования


Содержание

  1. Актуальность исследуемой проблемы.

  2. Объект и предмет исследования

  3. Цели и предмет исследования

  4. Гипотеза исследования

  5. Значимость исследования

  6. Операционные понятия

  7. Анализ основной и вспомогательной литературы

  8. Анкета исследования

  9. Анализ полученных данных

Выводы

Список используемой литературы.


1. Актуальность исследуемой проблемы

Проблема алкоголизма в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих алкоголь. Очень часто ни педагоги, и родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или милицию

Даже эпизодическое употребление алкоголя в подростковом возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потому что это сразу сказывается на психике, поведении подростка, на учении в школе и взаимоотношения с родителями. Алкоголизм у подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15 летних ребят с алкоголизмом второй и даже третьей стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, так как у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга- алкогольная энцефалопатия

По статическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголь именно в подростковом возрасте.

Причин, по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки, множество. В целом их можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которого он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте , так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостряться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.

Большое значение для развития нарушений поведения у ребенка, имеющие аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостатка воспитания.

Если ребенок растет в семье, где его воспитание и коррекцией поведения никто не занимается , где оба родителя злоупотребляют алкоголем или когда отец-алкоголик, а мать озабочена только пьянством мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, если ребенок растет в атмосфере скандалов или воспитывается в неполной или деформированной семье, - то все аномалии характера еще больше усиливаются.

Ко второй группе причин, по которым подростки начинают выпивать, относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.

Употреблению алкоголя в подростковом возрасте, как правило, предшествуют нарушения поведения.

Большинство современных подростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Несмотря на кажущуюся «взрослость», у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство ответственности и долга.

Подростки-акселераты не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Чтобы не отстать от других более развитых сверстников, не стать посмешищем, подросток старается «переплюнуть» самых « крутых» и доказать, что он не хуже других.

Несовершеннолетние обычно начинают выпивать в группе сверстников или под влиянием взрослых. Склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное, то начинает выписать вся подростковая группа.

Обычно инициатором является подросток, уже имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни – из любопытства, другие- чтобы приобщиться к «взрослой жизни», третьи – чтобы не отставать от других членов группы.

Если раньше существовали ограничения в продаже спиртного по возрасту и подросткам обычно не продавали алкогольных напитков, то сейчас, хотя эти запреты никто не отменял, большинству продавцов коммерческих ларьков абсолютно безразлично, кому они продают свой товар, взрослому или несовершеннолетнему. В любое время дня и даже ночи подросток может купить любой спиртной напиток

Преобладающим мотивов потребления алкоголя по социологическим данным были праздники в кругу семьи. В целом больше половины подростков из числа употребляющих впервые познакомились с алкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Наряду с этим каждый четвертый подросток употребляет алкогольные напитки по случаю праздника в компании друзей. Просто так «за компанию» пили спиртное 7,8% подростков из числа употреблявших. Остальные мотивы первого знакомства с алкоголем таковы: «случайно», «хотели казаться взрослыми».

Уровень распространенности алкоголизации среди подростков остается высоким. Это говорит о необходимости принятия срочных мер по контролю над ситуацией – от принятия соответствующих законов и мер в высших эшелонах власти до совместных усилий местных администраций и ведомств, органов здравоохранения, внутренних дел, просвещения и других заинтересованных ведомств. Для организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков с учетом местных особенностей, для оперативной корректировки и оценки эффективности необходимо постоянно, на регулярной основе отслеживать ситуацию то есть проводить на научной основе мониторинг этих факторов риска, как на местах, так и на федеральном уровне

2. Объект и предмет исследования

Предметом данного исследования послужил интерес мнений родителей о такой насущной проблеме, как подростковый алкоголизм, Было интересно узнать, что думают родители по поводу подростковой алкоголизации, выявить причины. Действительно ли подростковая алкоголизация явилась причиной, что в стране слабо проводится бескомпромиссная борьба с пьянством, школа самоустранилась от данной проблемы, или все же дети берут пример с родителей.

Объектом исследования стали родители, чьи дети учатся в одиннадцатом классе .

3. Цели и задачи исследования

Цель исследования – проблема подростковой алкоголизации глазами родителей.

Задачи исследования:

  1. Провести опрос родителей с целью выяснения их мнения о причине подростковой исследования.

  2. Установить значимость исследования.

  3. Проанализировать причины подростковой алкоголизации

  4. Рассмотреть каким образом можно решить данную проблему.

  5. Проранжировать полученные ответы.

  6. Подвести итог проделанной работы.

4. Гипотеза исследования

Итак, не одна, не две, а множество разнообразных причин порождают подростковую алкоголизацию. Трудно не согласиться, что серьезнейшим образом сказывается на развитие пьянства юных сограждан пример больше части родителей. Не случайно же дети детсадовского возраста играют в застолье и на полном серьезе чокаются, только без тостов.

У детей, подростков не воспитывается родителями отрицательное отношение к алкоголю. Да и как можно вырабатывать у молодежи негативное отношение к алкогольным напиткам, когда в семьях пьют, в учреждения, «события» не обходятся без застолья, выпускные вечера в учебных заведениях проводятся не на лимонадной основе. Откуда же может появиться у молодежи отрицательное отношение к алкогольным напиткам?

Антиалкогольная работа в учебных заведениях ведется слабо, досуг организован из рук вон плохо. Главное мероприятие – чаще всего дискотека.

Осведомленность учителей об ориентациях, поступках, поведении учащихся имеет, конечно, важное значение, но а какова реакция родителей? Как родители реагируют на то, что их дети время от времени потребляют спиртные напитки?

Гипотезой исследования следует считать, что подростковая алкоголизация ведется прежде всего из семьи. Безнадзорность, отсутствие контроля родителей, «пример» семьи и конфликтная в ней обстановка- это главные причины подросткового пьянства.


5. Значимость исследования

Как правило, родители в школе – редкие гости. Одни бывают на родительских собраниях, участвуют в ремонте класса и его подготовке к новому учебному году, другие приходят по поводу в случае ЧП, третьи участвуют в торжественных актах. Есть родители, которые не появляются в школе ни по какому поводу. Устойчивый контакт между семьей и школой отсутствует. Прочные связи затруднены занятостью и родителей и учителей. Нет инициативы ни с той, ни с другой стороны. Отсутствует понимание того, что кооперация всегда дает лучшие результаты, нежели разрозненные усилия. Зачастую нет должного взаимного уважения: родители не очень высокого ценят умение и желание учителей воспитывать, а те платят им таким же недоверием.

В анкете для родителей затрагивались вопросы, ориентированные на проблемы потребления подростками спиртных напитков. Моими респондентами были 5 отцов и 22 матери.

Среди респондентов были родители в возрасте 31-40 лет-63%, с 41-50 лет-37%. Их образование: до 9 классов (включительно)-8%, среднее и среднее специальное – более 40%, высшее почти 50%. Среди опрошенных: рабочих более 30%, служащих без высшего образования –25%, служащих с высшим образованием –45%, остальные – домохозяйки.

Особый интерес в данном исследовании представляет мнение родителей о причине употребления подростками алкогольной продукции и считают ли они, что подростковый алкоголизм является острейшей социальной проблемой.

6. Операционные понятия

Имитация- это стремление подражать во всем кому либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых.

Аддикция – это поведение, при котором индивид утрачивает контроль над потребление алкоголя, в результате чего возникают тяжелые последствия.

Алкогольное опьянение – нарушение физической координации: речь становится бессвязной, человек не способен к адекватным действиям, у него нарушена память.

Простое алкогольное опьянение – это состояние, возникающее после приема алкоголя.

Патологическое влечение к алкоголю – господствующий мотив поведения. При этом потребления спиртного не служит никаким целям, кроме одной – достигнуть состояния алкогольного опьянения.

Абстиненция. Суть состоит в том, что организм, перестроившись под влиянием длительного и массивного употребления алкоголя, уже не может без него нормально функционировать и возникает физическая потребность в алкоголе.

Клиническая симптоматика алкоголизма – это патологическое влечение к алкоголю, утрата контроля за количеством выпитого и ситуацией потребления алкоголя, рост толерантности по отношению к алкоголю и абстинентный симптомокомплекс.

7. Анализ основной и вспомогательной литературы

Изучая проблему подросткового алкоголизма и его причины в теоретическом плане была изучена литература, которая помогла мне при написании данной работы.

Так, книга Бородина ,с, «Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика» рассматривается вредное влияние алкоголя на подростковый организм. Особое внимание уделено патологии высшей нервной деятельности, памяти у пьющих подростков, аномалиям физического и психического развития детей.

Достоинством книги Заиграева Г.Г. «Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения» является то, что автор анализирует механизмы возникновения психологической им физиологической зависимости от алкоголя в подростковом возрасте. Описаны пути фармакологической коррекции влечения к нему. Обосновывается необходимость комплексного подхода к борьбе с подростковым алкоголизмом на основе научных данных

В учебном пособие «профилактика наркомании и алкоголизма», авторы Сирота Н.А. и Ялтонский В.М. излагают теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний. Особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, основы психологической реабилитации лиц зависимых от алкоголя.

В книге Еникеевой Д.Д. «как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков» описано пьянство и алкоголизм у детей и подростков. Определены группы риска, на которые в коллективе необходимо обратить внимание в первую очередь.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Проблемы, связанные с потребление алкоголизма» перечисляются признаки, дающие основание предположить, что ребенок принимает алкоголь, рассмотрены особенности поведения подростков, склонных к ранней алкоголизации. Даны рекомендации по профилактике распространения этих явлений у детей и подростков.

Кроме вышеперечисленной литературы были изучены журнальные статьи об интересующей проблеме, где приводится статистические данные при социологических исследованиях по актуальной теме.


8. Анкета исследования

  1. Были ли случаи , когда ваш ребенок приходил домой в нетрезвом состоянии. А) да ; Б) нет;

  2. Если вы узнали , что Ваш ребенок употребляет спиртные напитки, Ваши действия.

А) объясню, сколь вредно это;

Б) Буду следить, чтобы это впредь не повторялось;

В) буду воздействовать личным примером трезвости;

Г) посоветуюсь в школе, как мне поступить;

Д) затрудняюсь ответить;

  1. Является ли трезвость родителей обязательным условием трезвости Ваших детей: а) да, является; б) нет, не является.

  2. Считаете ли Вы, что потребление алкоголя и потребление наркотиков имеет нечто общее? а) да; б) нет;

  3. Как часто в Вашей семье употребляют спиртные напитки? а) раз в неделю; б) только по праздникам; в) ежедневно

  4. Какие причины, по вашему мнению, побуждают подростков употреблять спиртные напитки? а) любопытство; б) не знают чем заняться в свободное время;

в) было неудобно отказаться ;

г) хотят отвлечься от повседневных забот;

д) просто так, без всякой причины;

е) не развиты здоровые интересы, нет цели в жизни;

  1. Что необходимо предпринять, чтобы алкоголизация не получили дальнейшего распространения среди подростков:

а) профилактические меры;

б)больше внимания уделять детям в семье;

в) усилить контроль учителей и повысить роль школы в воспитательной работе;

г) объединить скоординировать усилия семьи и школы;

  1. Достаточно ли хорошо проводится антиалкогольная пропаганда в школе? а) да , достаточно; б) нет, не достаточно;

  2. Считаете ли Вы, что учитель должен быть трезвенником?

а)да, обязательно; б) нет, необязательно;

  1. Надо ли уделять внимание в средствах массовой информации проблеме подростковой алкоголизации?

а)да ; б) нет; б) затрудняюсь ответить;

9. Анализ полученных ответов

На первый вопрос анкеты утвердительно ответило 53,6% опрашиваемых родителей.

Представляют интерес намерения родителей в том случае если они узнают, что их дети потребляют спиртные напитки (2 вопрос).

Большинство понимают, что даже категорический запрет еще не сулит успеха, а главное не запретить или запугать, а объяснить, сколь вредно это(69,1%). Возьмут под контроль данную ситуацию 24,1%, воздействуют личным примером трезвости 3,7% , посоветуются в школе, как поступить 0,5% и затруднились дать ответ на поставленный вопрос 2,6%.

На вопрос о том, является ли трезвость родителей обязательным условием трезвости их детей (вопрос3) 73.6% опрошенных показали своими ответами, что хорошо осознают эту зависимость, ее отрицают лишь 26,4% отцов и матерей. Трезвость старших, по мнению родителей может дать наибольший эффект. Это прежде всего трезвый образ жизни самих родителей.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, родители, а их оказалось 85,2% ответили, что потребление алкоголя и наркотиков ничего общего между собой не и имеют. Это говорит о том, что родители считают, что потребление алкоголя не так страшно, как потребление наркотиков.

Пятый вопрос показал, что 32% в семье принимают спиртные напитки раз в неделю, 17% - ежедневно.

Большую тревогу высказывают родители в связи с усилением в стране алкоголизации подростков. Наиболее важный вопрос этой проблемы – почему, какие обстоятельства, причины, быть может, случайности побуждают подростков увлекаться спиртными напитками (вопрос6)

Обращает на себя внимание, что по всем названным показателям большая часть отцов и матерей (49,3%) ответили « не знают чем заняться в свободное время; 25,6% считают, что у современных подростков не развиты здоровые интересы, нет цели в жизни; 1,7% - хотят отвлечься от повседневных забот, 10,5% - было не удобно отказаться, остальная часть опрошенных респондентов , считают из-за любопытства.

Ответы на вопрос 7 распределились очень интересными показателями – по 20% был оценен каждый вариант ответов.

Это говорит о том, что родители заинтересованы в профилактических и воспитательных мерах. Им не безразлична та ситуация, которая складывается в современном обществе в связи с распространение подростковой алкоголизацией.

Восьмой вопрос показал что родители считают наше общество, которое не ведет в стране, бескомпромиссной борьбе с пьянством подростков. Антиалкогольная работа по мнению опрошенных (80,4%), проводится слабо. Считаю, что против этой оценки нельзя возразить, так как наблюдается плохая организация досуга школьников со стороны школы.

Важный вопрос потребляет ли учитель алкогольные напитки (9 вопрос). Родители, и их большинство 79,4% считают трезвость учителя важным фактором воспитания, так как, по их наблюдениям, информация, дошедшая до учащихся, что их учитель употребляет спиртные напитки, влияет на них очень плохо, сводит на ней все учительские увещевания, призывы и запреты. Только 20,6% родителей полагают, что это никак не сказывается на учащихся.

Интересное мнение родителей о том, надо ли уделять внимание в средствах массовой информации проблеме подростковой алкоголизации (вопрос 10). Убеждены, что приращение знаний и информации об алкоголизме приведет к формированию убеждения о вреде алкоголизма и сокращению числа их потребителей, почти 70% , родители придерживаются противоположного мнения – «это может способствовать возникновению любопытства и увеличению числа потребителей спиртного» –10%, остальные затруднились что- либо сказать по данному вопросу.


Выводы

Итак, одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем среди подросткового поколения нашей страны является выяснение причин , вызвавших массовое употребление алкоголя среди подростков.

Это вредная привычка, как фактор риска, оказывает неблагоприятное влияние на показатели здоровья: ее следствием стало увеличение заболеваемости, травматизма, инвалидности, обострение криминальной ситуации.

Всему этому способствует сложившаяся кризисная ситуация в нашей стране, когда дети буквально остались забытыми, государство фактически отвернулось от нужд подрастающего поколения.

Молодым стал лозунг – думать о сегодняшнем дне, о своем благополучии, а не о будущем страны и тех, кому в этом будущем предстоит жить.

Подтверждение тому является широчайшая пропаганда алкогольных напитков, осуществляемая в средствах массовой информации через рекламу; повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, продажа ее без возрастных организаций; отсутствие системы мер в борьбе с подростковым алкоголизмом.

Главный тормоз в борьбе с пьянством можно назвать отсутствие долговременной научно обоснованной проблемы преодоления пьянства и подросткового алкоголизма, недостаточную последовательность и «аритмию» в осуществлении правительственных решений по преодолению пьянства, пассивность и формализм в антиалкогольной работе государственных органов, некомпетентность в борьбе за трезвость и пассивность общественности.

«Анкетные данные» опрошенных родителей дают определенную пищу для родителей. Поэтому поводу считаю нужным сказать следующее.

Во-первых, из существования зависимости, о которой идет речь, не следует делать ложный вывод, будто правильно поступают те родители, которые спешат сами угостить своих детей вином. Формальное участие родителей подростков из неблагополучных континентов, разумеется, ни в коей мере не является причиной неблагополучия их детей – наоборот, неблагополучное развитие детей ( в чем в свою очередь, во многом виноваты родители) приводит к тому, что дети берутся за рюмку сами ( в одиночку или в своей компании) и просто опережают родителей. Понятно, что если родители начнут думать о том, как бы не упустить тут первенство, а не о том, как лучше воспитывать детей то станет только хуже.

Попутно отмечу и другое. Решающее значение имеет общее воспитательное искусство родителей, их авторитет и умение влиять на детей. Известны случаи, когда «трудные родители» строжайше запрещают своим детям пить, курить, дерзить старшим и т.д. – ни запреты, ни стоящие за ними побои сами по себе, однако, не помогают, личный пример, даже если он дурной, всегда воспитывает сильнее слов.

Во-вторых, анализ бюджетов времени наглядно показывает, что у современных родителей на воспитание детей остаются в будни считанные минуты, не многим больше в выходные дни. В основном дети предоставлены сами себе и улице. Вот поэтому-то, не снимая ответственности за воспитание с родителей, приходится говорить об увеличении роли и ответственности школы.

В-третьих, растет роль школы и в связи с усиление негативных явлений в молодежной среде. Без активного и умелого участия школы в профилактике социальных болезней трудно рассчитывать на успех в воспитании здорового, в физическом и нравственном отношении, молодого поколения.

Учителя самокритично признают, что антиалкогольная работа в учебных учреждениях ведется слабо и единодушно отвечают, что все старшеклассники уже знают вкус спиртного и с разной периодичностью его потребляют.

Страшно беспечны те немногие родители, которые считают, что обращение их детей к спиртному «в порядке вещей». И все же большинство родителей, по данным опроса, запрещают детям потреблять спиртные напитки, не одобряют этого, стараются убедить детей не прикасаться к алкоголю.

Необходимо воспитывать в ребенке трудолюбие, ответственность, умение вести себя – эти качества уберегут от пьянства. Воспитывать названные качества должны не только родители, но и учителя.


Список используемой литературы

  1. Бородкин Ю.С., Алкоголизм: причины, следствия, профилактика., Л., 1987

  2. Братусь Б.С., Психологический анализ изменений личности при алкоголизме., М., 1974

  3. Еникеева Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков., М., 1999

  4. Заиграева Г.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения., М., 1986

  5. Заиграева Г.Г. Государтсвенная политика как фактор алкоголизации населения// Социс, 1997 №4

  6. Левин Б.М., Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен // Социс., 1997 №4

  7. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Л., Алкоголизм., М., 1983

  8. Медицинская энциклопедия., М., 2002

  9. Мендельсон Г.А., Ткачевский Ю.М., Алкоголизм и преступность ., М., 1969

  10. Нарушения связанные с потребление алкоголя /Под ред. Дж.Эдварса., М., 1978

  11. Проблемы связанные с потребление алкоголя: Докл. Комитета экспертов ВОЗ., Женева, 1982

  12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Профилактика наркомании и алкоголизма., М., 2003

  13. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике., М., 2001

  14. Скворцова Е.С., О распространенности алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников // Социс., 1992 №4





Похожие курсовые работы

1. Анкета социологического опроса на тему алкоголизма

2. Образец анкеты социологического исследования

3. Подготовка программы социологического исследования

4. Анкета социологического опроса пример

5. Анкета для социологического опроса

6. Анкета социологического опроса

7. Пример программ социологического исследования

8. На тему Методы исследования информационных потоков

9. Примеры анкет для социологического исследования

10. Образцы социологические исследования опросы анкеты

11. Исследования рынка средств информатики во франции

12. Социологические исследования пример анкеты

13. Инженерные исследования Леонардо да Винчи

14. Контрольная работа основы научных исследования

15. Исследования и выводы Э Майо

Курсовые работы, рефераты и доклады