Характеристика исследования в социальной работе
План
Понятие исследования в социальной работе
Программа социологического исследования
Объект и предмет исследования
Выборка исследования
Цель и задачи социологического исследования
Гипотезы исследования
Интерпретация основных понятий
1. Понятие исследования в социальной работе
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности является социологическое исследование, под которым обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений и какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире. Социологическое исследование в своей сущности представляет собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получения новых знаний об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Необходимо отметить, что социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научной проблемы позволяет определить объект исследования, т.е. определяет процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта, определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. После определения субъекта исследования, определяются цели и задачи. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определение средств (финансовых, людских, научно-технических, организационных). Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата в конкретной деятельности.
Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает материальных затрат.
2. Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа должна отвечать на следующие вопросы:
Что надо делать?
Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?
Как выполнить задуманное?
Основными функциями программы являются:
Методологическая функция – теоретическое обоснование направлений научного поиска. Она реализуется путем выявления исходных теоретических подходов (принципов, установок), которые выполняют регулирующую роль в процессе сбора, обработки и анализа информации, обеспечивая научный уровень исследования.
Методическая функция – определение процедуры сбора, обработки и анализа информации. Предполагает взвешенный, обоснованный выбор (поиск) наиболее эффективных приемов, способов, средств информационного обеспечения научной деятельности социологов, в целях достижения научных результатов исследования.
Организационная функция – координация деятельности участников исследовательского процесса. Направлена на оптимизацию объективных и субъективных факторов (условий), обеспечивающих качественное и экономное решение поставленных задач исследования
Программа социологического исследования обычно состоит из разделов (параграфов), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) предстоящего исследования.
Примерная структура программы:
Обоснование проблемы исследования;
Объект и предмет исследования;
Цель и задачи исследования;
Гипотезы исследования
Интерпретация основных понятий;
Методы сбора социологической информации;
Методы обработки информации;
Методы анализа информации;
Постановка социальных экспериментов;
Организация исследования.
3. Объект и предмет исследования
Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется. Объектом исследования могут быть большие или малые социальные группы. Другими словами, объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.
Объект исследования обладает следующими основными характеристиками:
Расположение объекта исследования (страна, регион, город и др.)
Структура объекта исследования (какими подразделениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав);
Взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами;
Границы будущего исследования (предварительная выборка);
Сроки проведения работ (месяц, квартал, лето и т.д.)
Предмет исследования – это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.
4. Выборка исследования
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.
В социологическом исследовании существуют следующие типы выборок:
Эмпирическая выборка – применяется в практике небольших по объему исследований.
А) стихийная выборка (выбор «первого встречного»);
Б) квотная выборка (создается модель, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);
Вероятностная выборка (или случайный отбор) – используются приемы теории вероятности.
А) простая вероятностная выборка – простой случайный отбор.
Б) систематическая вероятностная выборка (каждый пятый, сотый и т.п.)
В) серийная (гнездовая) – когда отбираются гнезда, иногда полярные по исследовательским качествам
Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.
Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки. Выделяют два вида ошибок:
Случайные ошибки – связанные со статическими погрешностями и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации.
Систематические ошибки – возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности, а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.
5. Цель и задачи социологического исследования
Уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель и провести операцию целеполагания.
Как известно, целенаправленность — важнейшая характеристика деятельности человека, отличающая ее и от инстинктивного поведения животных, и от хаотических, не ориентированных целью действий человека. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ потребного ему будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Подлинная деятельность возникает лишь тогда, когда действия человека целенаправленны и внутренне мотивированы.
Цель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, конечный результат научного исследования.
Целью социологического исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодействии с другими объектами. В качестве цели исследования нередко выступают прогнозы основных направлений развития изучаемых явлений или процессов. Чаще всего целью социологического исследования является конкретное изменение состояния изучаемого объекта, оптимизация структуры, улучшение условий его функционирования.
Выделяют три основных типа целей исследования: теоретическая, прикладная, смешанного типа.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
Если цель исследования выражается одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования.
Задачи исследования могут быть различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и неосновные (частные, производные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых – конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.
По своей научной направленности задачи исследования подразделяют на:
Фундаментальные (анализ социальных закономерностей);
Прикладные (выработка методов, приемов, средств преодоления противоречий в конкретных условиях);
Комплексные (комбинированные);
По типу логической связи с объектом исследования задачи бывают:
Поисковые (выявление проблемной ситуации)4
Описательные (констатация имеющихся противоречий);
Объяснительные (установление причинно-следственных зависимостей);
Экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных условиях);
Внедренческие (связаны с внедрением практических рекомендаций );
6. Гипотезы исследования
Гипотеза исследования – это предположение о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития.
Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс. Ясно, что в психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция.
В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.
Гипотеза — это своего рода эпицентр исследования, проводимого как на макро-, так и на микроуровне. В форме гипотезы возникает и развивается новое знание, новая теория. Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации.
Целесообразно содержательную сторону гипотезы рассматривать в единстве с ее языковым оформлением.
Возможны различные типы гипотез:
Описательные (дают общую характеристику изучаемого явления), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта исследования); прогностические (предсказания на основе анализа объективных тенденций развития изучаемого объекта);
Первичные (выдвигаемые на первых этапах исследования), вторичные (повторные, уточняющие первичные); рабочие (служат в качестве исходных, предварительных предположений);
Основные (важнейшие, определяют логику исследования, его основные задачи); неосновные (связаны с частными задачами, имеют выход на промежуточные или побочные результаты);
Гипотезы основания (базовые) и гипотезы следствия (как результат дедуктивных выводов от общих теоретических посылок к частным, эмпирически интерпретируемым следствиям);
Существуют определенные требования к сформулированным гипотезам:
Гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования;
Опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана;
Не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;
Основываться на репрезентативной информации;
Проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.
7. Интерпретация основных понятий
Обязательным условием любого научного исследования является уточнение (интерпретация) используемых понятий.
Интерпретация понятий – это процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Его основной смысл:
Достижение необходимого научного уровня исследования;
Обеспечение единого подхода к содержанию исследовательских процедур на всех этапах;
Адекватный «перевод» понятий с теоретического на эмпирический язык и обратно;
Создание единого понятийного каркаса для научного анализа социологических данных.
Виды интерпретации понятий:
Теоретическая интерпретация – конкретизация понятия путем сравнения с понятиями большей степени общности через указание признаков, отличающих его от других, ему подобных;
Эмпирическая интерпретация – выделение эмпирических признаков (структурных компонентов, элементов) понятия через их перечисление – прием, обратный абстрагированию: от общего к частному.
Операциональная интерпретация – завершает эмпирическую, детализируя и расчленяя понятие до уровня эмпирических составляющих; итог этого вида интерпретации – операциональные определения, включающие в себя перечень эмпирических индикаторов и показателей, важных для данного исследования и приближающих исследователя к практической реализации цели исследования.
Процедуру эмпирической интерпретации понятия в упрощенной форме можно представить в виде следующих этапов:
Формирование общего представления о структуре понятия, создание «образа» изучаемого явления (предмета) на базе теоретических определений и специально созданной для этого эмпирической информации в период разработки программы исследования;
Уточнение «сетки» основных характеристик (признаков, индикаторов) понятия, составляющих его эмпирическое содержание;
Определение категорий анализа, единиц анализа и единиц счета, дающих возможность перехода к количественным изменениям.
Интерпретацией основных понятий завершается методологическая часть программы исследования, после чего возможен переход к разработке и обоснованию методов сбора, обработки и анализа информации.
Литература
Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005. – 208 с.
Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. – М., 2005.
Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов/ В.Осипов, Л.Н.Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с.
Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 208 с.
1. Анкета социологического опроса пример
2. Пример анкеты социологического опроса
3. Социологические исследования пример анкеты
4. Пример социологического опроса
5. Пример программы социологического
6. Пример проведения социологического опроса
7. Внешнеэкономический контракт купли продажи пример
8. Баланс торговой организации пример
9. Баланс предприятия форма и форма пример
11. Вед контракт пример украина импорт
12. Бюджетно распределительные счет пример
13. Анкета по социологии пример
14. Образец анкеты социологического исследования
15. Международный контракт пример форма