Введение
1. Спрос, кривая спроса
1.1 Факторы изменения спроса
1.2. Эластичность спроса
2. Предложение, кривая предложения
2.1. Факторы изменения предложения
2.3. Эластичность предложения
3. Взаимодействие спроса и предложения
Заключение
Введение
Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
Покупатель всегда будет стараться купить нужный ему товар, по более низкой цене, а продавцы, соответственно, имеют стремление к продаже, по более высокой. Цена товара - это важный фактор, как для предложения, так и для спроса, и является их общим фактором. Так же, вместе с ценой, на спрос влияет возможность покупателя заменить данный товар, на аналогичный, т.е. близким по значению и выполняемым функциям, а на предложение - уровень развития, в данной отрасли, технологии.
Так как желания продавцов и покупателей выполняются исключительно за счет друг друга, то их встреча просто неизбежна, в связи с этим образуется РЫНОК. Рынок - это система экономических отношений между поставщиками товара, и его покупателями, вследствие которых они совершают сделки.
В своей работе я хочу рассмотреть эластичность спроса и предложения, а также кривые их изменений.
Эластичность считается одной из самых важных категорий в экономике. Она была введена А.Маршаллом. Эластичность - это изменение одной переменной в связи с изменением другой, выраженных в процентах. с помощью данного понятия можно узнать, как изменение факторов рынка, влияет на его адаптацию. Обычно считается, что продавец (фирма, организация и т.д.) увеличивает выручку, путем повышения цены на свой товар, но на самом деле дела обстоят не так: поднятие цены не всегда ведет к увеличению прибыли, возможна даже совершенно обратная реакция - снижение выручки, за счет сокращения спроса на данный товар и как следствие, сокращение сбыта.
Эластичность определяет, на какую величины изменится объем сбыта, после изменения цены, поэтому она имеет большое значение для продавцов (производителей).
Самая важная задача продавцов - это изучение спроса и мотивации покупателей, когда те собираются совершить покупку. Чем полнее информация, тем проще производителю конкурировать на рынке, расширяться и обеспечивать себе нормы продаж.
Продавец просто обязан знать, от каких факторов зависит спрос на предоставляемый им товар. Величина спроса в основном зависит от сопоставимости доходов покупателей и цен на товары., и конечно, от цен на взаимозаменяемые (шоколад и карамель, масло и маргарин, кола и пепси) и взаимодополняемые (принтер и бумага, кофемолка и кофе, машина и бензин) товары. Так же на спрос влияют и другие факторы.
Если фирма-производитель поднимет цены на свой продукт, то спрос, вероятно, понизится, что даст возможность фирмам конкурентам, выпускающим аналогичный товар по менее высоким ценам, увеличить спрос на их продукцию, и тогда спрос на товар данного продавца упадет еще ниже. Если же доходы населения (покупателей) увеличатся, то можно рассчитывать на то, что количество продаж (сбыт) увеличится тоже.
1. Спрос, кривая спроса
Для удовлетворения своих потребностей покупатель приобретает нужные ему товары, причем только на ту сумму которая у него имеется на данный момент. Он хочет исполнить максимум своих желаний, истратив на это лишь данную сумму. Для этого он составляет комбинацию необходимых покупок, которая будет удовлетворять его потребности полностью и будет доступна по своей стоимости. Таким образом формируется желание покупать требуемые товары, которое укрепляется возможностью их оплатить, т.е. Индивидуальный спрос. Для какой-либо группы людей общим спросом будет сумма индивидуальных спросов.
Для анализа спроса нужно определить его количественную трактовку, в этих целях спрос определяют как зависимость потребности покупателя, имеющего доступ к рынку определенного продукта, которую он может оплатить в конкретном количестве продуктов от цены на этот продукт. Проще говоря, покупатель приобретет различное количество товаров, при разных ценах на данный продукт. При условии, что остальные факторы, влияющие на приобретение, останутся без изменений.
Если представить, что существует какой-то определенный набор товаров, удовлетворяющий потребности потребителя. На любой товар из этого набора существует своя цена, и покупатель рассчитал, что его потребность будет удовлетворена, в случае если он приобретет определенное количество каждого продукта. Если же цены на товары нужные покупателю упадут, то у него появятся свободные деньги для выполнения или улучшения выполнения других потребностей. Спрос может увеличиться либо только на определенный товар (на который цена упала), либо на несколько видов товаров, с наличием или отсутствием данного, в любой пропорции, в зависимости от приоритетов покупателя. Таким образом, при снижении цены на товар спрос точно не уменьшиться, а может даже возрасти.
На рынке предоставлено огромное количество товаров, которые очень близки по назначению - способны удовлетворить одну и ту же потребность- но отличаются по интенсивности удовлетворения этой потребности (количество затраченного времени, сложности извлечения пользы).
Предположим, что перед снижением цен на конкретный товар данную сумму денег можно было с большей выгодой потратить на аналогичный товар другой марки :
Например, у покупателя есть возможность купить 10 единиц товара (А) или 20 единиц товара(Б). 10 единиц товара(А) дает немного меньше удовлетворения чем 20 единиц товара (Б), покупатель всвязи с этим приобретает товар (Б). Если цена на товар падает и за ту же сумму покупатель может приобрести 13 единиц товара (А) или все те же 15 единиц товара (Б). Те дополнительные 3 единицы товара (А) могут прекрасно закрыть разницу в полезности товара (А), и тогда выбор явно перейдет в сторону товара (А), на который цена была снижена. Можно сделать вывод, что падение цены на товар, делает его более привлекательным, в сравнении с взаимозаменяемым товаром. Но все это возможно лишь, в случае если прирост количества товара, появившийся всвязи со снижением цены, достаточен для покрытия разности полезности, в противном случае, спрос, скорее всего, останется неизменным.
Постоянный спрос на товар вероятен, но при падении его цены , почти никогда не может сохраняться, при условии дальнейшего постепенного снижения цен. Средства, сэкономленные на покупке данного товара, покупатель тратит на повышенное удовлетворение других потребностей, но вскоре он захочет повысить качество удовлетворения и этой потребности, т.к. она будет отставать от других. Такой же вывод можно сделать и из того, что возможный прирост количества товара все таки приведет к выбору большего количества товара (А) по сравнению с прежним количеством товара (Б).
Для каждого, отдельно взятого покупателя, приоритеты в удовлетворении потребности и оценка полезности товара в сравнении с другими будут различными. Поэтому спрос на товар будет возрастать при снижении его цены и постоянстве остальных факторов. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут, способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей.
Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:
Рис. 1 Кривая спроса
Ясно, что вышеприведенные рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупки стиральных машин даже при исключительно малой их цене; существенным является и то, является ли некоторое минимальное количество товара принципиально важным для физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающем характере кривой спроса в общем случае можно вполне уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений при «слишком» больших и «слишком» малых значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо.
На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.
1.1. Факторы изменения спроса
Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением активной рекламной кампании для данного продукта, изменением моды на данный продукт или исследованием спроса на данный продукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса.
Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.
Как уже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к интересующему товару по характеру удовлетворяемой с их помощью потребности покупателя, т.е. интересующий товар, входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары, появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими характеристиками спрос на конкретный товар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет за счет уменьшения спроса на другие товары.
Извлечение пользы из многих товаров требует наличия у потребителя некоторого другого товара, т.е. два или несколько товаров могут являться взаимодополняющими (например, кофе в зернах и кофемолка). Повышение или уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводит к соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.
Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на спрос, причем в данном случае существенным оказывается вид исследуемого товара. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, – они называются товарами низшей категории и включают в себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд, восстановленные автопокрышки.
Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.
Изменение неценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенном графике Q=D(P) (при этом под «смещением», естественно, не может пониматься сдвиг каждой точки кривой спроса вправо или влево на одно и то же значение ?Q, параметрическая зависимость в общем случае предусматривает и некоторую графическую трансформацию кривой спроса).
Во избежание путаницы под термином «изменение спроса» принято понимать изменение самой функции Q=D(P) («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины спроса» - реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).
Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется так называемая функция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.).
1.2. Эластичность спроса
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене .
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
,