Праздники народов мира

Оглавление


1. Физические упражнения и игры в древности

Возникновение физических упражнений и игр у народов, проживающих на территории современной России, как и у других народов мира, относится к первобытному обществу. Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих пародов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы нашего Севера с IV-III тыс. до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение па лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и других народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно широко в воспитательных целях использовались состязательные игры с бегом, метания копья, дротиков и топора, гребля, игры в медведя и оленя. Каждый из малых и больших народов и народностей, населявших территорию нашей страны в далекие времена, внес свой вклад в развитие отечественной физической культуры и спорта.

Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В VI-VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек - женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых славян. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, в метании копья, плавании. По - наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хозаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались культу матери-земли, мифическому богу сил природы Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. В игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука и метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (городки, бабки и др.). В жизни восточных славян игрища имели большое воспитывающее значение. Молодые люди приобретали в них требуемые и труде и военном деле навыки и умения. По свидетельству современников, славяне отличались храбростью, силой и выносливостью.

1.1 Военно-физическое воспитание

В Киевском феодальном государстве, начиная с X в., в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, владевшие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (развлечениях). Полезные советы о том, как воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении Владимира Мономаха конца XI в. "Поучение чадам своим". Ставя на первое место внушение детям страха перед богом, и духовенством, "Поучение" в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал не страшиться ни рати, ни зверя", но творить "мужское дело". В числе средств воспитания "Поучение" называет верховую езду и охоту. Советы Мономаха имели целью обеспечить нормальное физическое развитие, умственное и нравственное воспитание подрастающего поколения. "Поучение" явилось замечательным педагогическим памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры в Киевском государстве. В период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV вв) и в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв) физическое воспитание продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требованиями, которые предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и "городовых" полках (XVI в). Командовали войсками выходцы из княжеских, дворянских и боярских семей. Их заранее готовили к выполнению воинской службы.

В Киевском государстве (VIII - XI вв.), в период феодальной раздробленности Руси (XII-XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII вв.) народ продолжал сохранять и развивать физические упражнения и игры, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов, отстаивающих в тяжелых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость нашей Родины,

В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, любовь к Родине, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин, особенно выходцев из неимущих слоев населения. В летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 922г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира. Ипатьевская летопись упоминает, как в 972г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь Киеву русские дружины, стоявшие па другом берегу.

Среди народных масс широкой популярностью пользовалась борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один), В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам, летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники должны были придерживаться неписаных, но выработанных народом правил: "лежачего не бить", "заначку в рукавицу не класть"; "биться лицом к лицу, грудь с грудью", "подножек не ставить" и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение па лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля как способ передвижения по воде широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войсках Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов.

Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли в различных условиях труда, военного дела и быта передвижение па лыжах. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В бытовой жизни применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, в результате которых обнаружены экземпляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

Свои самобытные физические упражнения и игры имели пароды Урала и Поволжья. Среди этих пародов широкое распространение имели бег наперегонки, борьба, кулачные бон, прыжки, танцы. Они способствовали развитию ловкости и силы, мужества и выносливости.

Каждый парод, населявший современную территорию нашей страны, в далеком прошлом имел свои, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом самобытные формы физического воспитания.

Процессу развития народных физических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и всех других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в "эллинских беснованиях". Свод церковных постановлений "Стоглав" (1551) и книга житейских и моральных правил "Домострой" (1580) отдельными своими положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но в то же время поощряли телесные наказания. Кроме того, можно сказать, что церковь воспринимала занятие играми (зачатки спорта) ради повышения уровня здоровья как некую форму гордыни. Неприятие здорового тела как источника греховности проявлялось, в частности, в отношении к различного рода "юродивым" и калекам. Преклонение перед физически и духовно несовершенными людьми находилось в полном согласии с отказом от активности, творческой жизни, направленной на борьбу за лучшие условия существования. Против народных форм физического воспитания вола борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещения народных игр и забав.

Однако ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В пароде продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.


2. Физическая культура и спорт в XVIII и первой половине XIX вв.

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще отставала от передовых стран Европы. Ее отсталость была вызвана многолетним татаро-монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними междоусобицами, оторванностью от морских путей сообщения. Перед страной возникла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военного дела, усовершенствовании государственного аппарата, роста науки и техники, просвещения.

На решение этих исторических задач в начало XVIII в. были направлены большие экономические, административные, военные и просветительные преобразования, проводимые в стране под непосредственным руководством Петра I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургическая промышленность и мануфактурное производство; усиленно укреплялось военное могущество государства, росло его международное значение; много внимания уделялось подъему русской национальной культуры. Но все это проходило под знаком укрепления власти дворян, помещиков и купцов, их возвышения.

Реформы, проведенные в начале XVIII в., оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта. Особенно большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.

Так реформы привели к тому, что военное дело становится повинностью всех слоев населения. Низшие слои поставляли солдат и матросов, дворянство (хотя служило поголовно) ставилось во главе вооруженной массы и руководить ее действиями и военной подготовкой. Кроме того, часть дворян должна была посвятить себя исключительно гражданской службе.

2.1 Введение физического воспитания в учебных заведениях

В условиях тех больших преобразовании, которые проводились в России со времен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифицированных кадрах. В стране стали открываться светские специальные учебные заведения. Они готовили кадры для промышленности, армии, флота и государственной службы. В 1701г. в Москве открывается школа математических и навигационных наук. В этой школе, расположенной в Сухаревой башне, физическая подготовка впервые вводится в качестве обязательного учебного предмета. В последующие годы физическое воспитание предусматривается и в других учебных заведениях: в общеобразовательной гимназии Глюка (1703), Морской академии (1715), кадетских корпусах (1731 и 1752). Учебные заведения главным образом были рассчитаны па обучение дворянской молодежи. Иногда в них принимали лиц из других сословии, проявивших склонность и интерес к учебе.

К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились фехтование ("рапирная наука"), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Например, в сухопутном Шляхетском кадетском корпусе учащихся обучали "арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, на лошадях ездить и прочим к военному делу потребным наукам".

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие учащимся внешних манер поведения, умении вести себя в высшем свете. В гимназиях наряду с другими" предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам.

В начале XIXв., создается государственная система образования в стране. В 1802г. учреждается министерство народного просвещения. Министерство отстаивало в области образования классовые интересы дворянства, помещиков и купцов. В 1804г. принимается Устав учебных заведений, по которому оформляется система образования, включающая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Эта реформа, как и последующие (1828 и 1852), не внесла каких-либо изменений в постановку физического воспитания в учебных заведениях (в приходских и уездных училищах физическое воспитание детей не было даже предусмотрено). В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как необязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями. Но такие возможности (средства, помещения, учителя и др.) в подавляющем большинстве учебных заведений отсутствовали. Высказывания передовых представителей прогрессивной русской педагогической мысли (А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, Г.С. Сковороды, В.Г. Белинского и других) о необходимости и полезности физического воспитания в учебных заведениях наряду с другими предметами царским правительством не только не поддерживались, но и отрицались. Несколько лучше физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях - лицеях. Так, в Царскосельском лицее был специальный зал, где под руководством учителей лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми.


2.2 Военно-физическая подготовка в русской армии

Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Вес началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и т.п. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось применять рукопашную схватку. В военных играх иногда участвовало до 30-40 тыс. солдат. С одной стороны выступали Семеновский и Преображенский полки, а с другой - стрелецкие полки. Особенно большие военные потехи проводились под селом Кожуховым в 1694г. Петр I рассматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

После смерти Петра I (1725) в русской армии насаждаются иностранные методы подготовки войск. Главное внимание стали обращать па обучение ненужным приемам, муштру солдат, парадность. Передовая часть русского офицерства (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и другие) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит выдающемуся полководцу Л.В. Суворову (1730-1800). Он поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной стране мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием А.В. Суворова. В своих литературных произведениях "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. А.В. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск. Суворовское выражение "пуля дура, штык молодец" указывает на широкое применение в обучении приемам штыкового боя. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе А.В. Суворова важное место занимала морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием "Священного союза" (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

В конце 30-х годов XIX в. делаются попытки внести кое-какие изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838г. разрабатывается инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были обеспечить, во-первых, физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования.

Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-х годов XIX в. показало существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск.

2.3 Физическое воспитание и спорт в народном быту

Просветительные, военные и другие реформы XVIII в. не оказали существенного влияния на физическое воспитание народных масс Российской империи. В народных школах (приходских и уездных) физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр. В народном быту XVIII и первой половине XIX в. продолжали сохраняться и развиваться многие виды игр и упражнений прошлых веков. Несмотря па царские указы об их запрете (1726,1832 и др.) и гонения со стороны церкви, они продолжали переходить по традиции от одного поколения к другому. В быту народов россии культивировались в большом разнообразии всевозможные игры, развлечения и физические упражнения. В играх и забавах русского народа, говорил В.Г. Белинский, со всей силой проявляются "... простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств".

Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных с металлическими полозьями коньках. Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Эта система дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.

В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность и т.д. Высокие морально-волевые и физические качества народные массы показывали в борьбе за независимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г. и др.

Многие народные физические упражнения и игры нашли свое отражение в художественной литературе, поэзии, изобразительном искусстве. А.С. Пушкин посвятил поэтические строки скульптурам "Парень, играющий в свойку" русского ваятеля А.В. Лагоновского (1836) и "Парень, играющий в бабки" Н.С. Пименова (1836). В скульптуре А.А. Иванова "Юноша, играющий в городки" показана одна из самых любимых игр русского парода.

Подробно описал кулачные бои Н.Г. Помяловский в романе "Поречане". Им же описана в "Очерках бурсы" народная игра в ножной мяч, носившая название "кила". Популярную игру сибирских и уральских казаков "Взятие снежной крепости" прекрасно изобразил замечательный русский художник В.И. Суриков.

Народы России использовали различные игры, упражнения и состязания не только как забаву, но и как одно из средств подготовки к борьбе со своими внутренними и внешними врагами.

Рост промышленного производства и торговли требовали притока рабочей силы. Происходит сильная миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытные формы физического воспитания народа постепенно приходят в упадок в сельской местности. Но, с другой стороны, народные физические упражнения и игры распространяются среди жителей городов. Государственные преобразования в области экономики, военного дела и культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сословия. Царское правительство стало стремиться к повышению духовной и физической культуры дворян. В 1717г. вышла в свет книга "Юности честное зерцало", представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе. В нем отмечалось: "Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, в танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть". Для поднятия культуры дворянства учреждались ассамблеи (впоследствии дворянские собрания), на которых проводились игры, танцы и другие развлечения. Особое внимание Петр I уделял развитию среди дворян парусного и гребного дела. При этом он преследовал практическую цель - пополнения офицерскими кадрами военно-морского флота. По его указанию в 1719 г. создается так называемая "Невская флотилия" и разрабатывается регламент по обучению парусному и гребному делу. В бесплатное пользование дворянам было роздано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучались управлению парусом и изучали искусство гребли. После Петра I парусное и гребное дело пришло в упадок. Екатерина I и Елизавета Петровна пытались возродить петровский регламент, но успеха они не имели. Лишь в 1846г. в Санкт-Петербурге открылся императорский яхт-клуб. Его членами состояли 125 человек, наиболее приближенных к Николаю I.

В быту дворянской знати России широко были развиты фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; охота пешая, конная, псовая и с птицами; верховая езда, как среди мужчин, так и женщин. Это были дворянские виды спорта. Они служили дворянской знати средствами развлечения. В то же время овладение этими видами спорта способствовало подготовке дворян к военной офицерской службе. Распространение фехтования и стрельбы из пистолетов связано еще и с тем, что в дворянской среде часто имели место дуэли. Для обучения фехтованию и верховой езде приглашались специалисты - больше всего иностранцы: фехтмейстеры - учителя фехтования и берейторы - учителя верховой езды.

В первой половине XIX в. получают распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные спортивные заведения, предназначенные для аристократических кругов. В большинстве своем они открывались иностранцами, приехавшими в Россию для обогащения. Их деятельность строилась на коммерческих началах. Иногда устраивались соревнования по стрельбе и фехтованию. Так, в одной из газет "С. - Петербургские ведомости" за 1808г. появилось следующее объявление: "В будущую субботу, 10 октября, в собрании любителей стрельбы будет дан генеральный фехтовальный бал или так называемое "АССО" единственно для членов данного собрания. Те из любителей, кои намерены вписаться в оное, должны заплатить годовой взнос, состоящий из 50 рублей". Периодически проводились состязания по конному спорту (бега, скачки) и среди русских троек. Для занятий и развлечений строились специальные сооружения - манежи, тиры, ипподромы, катательные горы, карусели и т.п.

В конце XVIII в. и первой половине XIX в. начали выходить пособия, в которых излагались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам физических упражнении. В 1796г. учитель фехтования Балтазар Фишер написал книгу "Искусство фехтования во всем его пространстве". В 1808г. вышла книга Тевенота "Искусство плавать с рассуждениями". В середине XIX в. были опубликованы еще два учебных пособия по фехтованию: Н.В. Соколова "Начертание правил фехтовального искусства" (1843) и И.Е. Севербрика "Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах" (1852).

В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы, шашки. При Екатерине II был выписан из Франции "профессор мячиковой игры", который обучал дворянскую молодежь игре в жё де пом, прообраз современного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, напоминавший наш бадминтон, лапту, горелки, крокет и другие игры.

2.4 Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал развитию научных основ физического воспитания, заложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов в предшествующий период.

Передовые люди России XVIII и первой половины XIX столетий своей деятельностью внесли значительный вклад в педагогическую теорию физического воспитания. Еще сподвижники Петра I обращали внимание па физическое воспитание как полезную науку. Ученый и государственный деятель В. II. Татищев (1686 - 1775), подразделяя все науки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование, стрельбу и верховую езду к наукам нужным. Огромное значение для развития русской науки и педагогики имели труды и деятельность выдающегося ученого М.В. Ломоносова (1711 - 1765). Ломоносов проявлял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене, режиме питания. Гениальный ученый считал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение.

Много внимания физическому воспитанию в своей педагогической деятельности уделял И.И. Бецкой (1704-1795). Прожив много лет во Франции, Бецкой подробно ознакомился с педагогическими идеями Руссо и Локка. В "Кратком наставлении, выбранном из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями в воспитании детей от рождения до юношества" (1766), а также в Уставе и программе для воспитательных учреждений Бецкой устанавливает возрастные группы (от рождения до 18 лет), с учетом которых следует проводить физическое воспитание. К средствам физического воспитания он относил закаливание, чистый воздух, режим питания и сна, "увеселение невинными забавами и играми", различные "телодвижения". В ходе воспитания Бецкой советовал "никогда и ни за что не бить детей", но вкоренять в их души "страх божий".М.И. Бецкой как представитель дворянской педагогики в своей воспитательной системе выражал интересы господствующего класса крепостнической России.

Значительное место физическое воспитание занимало в педагогической деятельности и трудах известного русского просветителя Н.И. Новикова (1744-1818). Новиков много делал для просвещения простых людей, возглавлял общественное движение за создание школ для народа и оказание помощи учителям. В статье "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Новиков изложил своп взгляды па систему воспитания подрастающего поколения. В этом педагогическом труде рассматриваются три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Н.II. Новиков впервые в России вводит понятие "физическое воспитание". Он рекомендует начинать физическое воспитание детей с грудного возраста (закаливание, питание, режим). Затем физическое воспитание дополняется ходьбой, подвижными играми, бегом, борьбой, народными танцами под музыку. Новиков был против телесных наказаний детей. Он советовал воспитывать в них любовь и уважение к взрослым, трудолюбие, бережливость, скромность и другие добродетели.

Общественная и педагогическая деятельность Н.И. Новикова вызывала ненависть и раздражение правящих кругов России, особенно Екатерины II. Его обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Преследования царского правительства оказались не в силах приостановить распространение прогрессивных педагогических и просветительских идей Н.И. Новикова. Они оказали большое влияние на формирование и развитие передовых взглядов на проблемы воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Значительное место этим проблемам отвел в своих философских и публицистических сочинениях представитель прогрессивной педагогической мысли А.Н. Радищев, (1749 - 1802). Он жил и творил в годы усиления крепостнических порядков в России, выступал и защиту народных масс, отстаивал в философии материалистические! взгляды па природу, рассматривал человека в единстве его психического it физического развития. Борясь против дуализма и религиозно-идеалистического понимания природы человека, Радищев указывал на тесную взаимосвязь и взаимозависимость умственного, нравственного и физического развития личности. Он первым и России провозгласил идею о необходимости всестороннего воспитания человека для того, чтобы подготовить верного сына отечества. В своем главном труде "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев критиковал дворянскую систему воспитания щеголей и требовал от государства организации такой системы воспитания для детей всех сословий, благодаря которой можно подготовить истинного патриота родины. Взгляды Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека как существа социального. Радищев считал, что детей раннего возраста надо приучать к физическому труду, закаливать их организм, сообщать им правила гигиены, режим сна и питания. Полезно научить юношей плавать не уставая, поднимать тяжести без натуги, бегать без устали, ездить верхом, стрелять. Физическое воспитание как составная часть общего воспитания призвано способствовать подготовке людей к жизни, к борьбе за лучшее будущее человечества.

Большой вклад в развитие теории физического воспитания внесли великие русские революционные демократы, представители прогрессивной педагогической мысли - В.Г. Белинский (.1811 - 184S) и А.П. Герцен (1812-1870). Они подвергли критике официальную педагогику, современную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от практики жизни. Герцен указывал, что "школы задавлены надзором и попами". Они требовали светского, общедоступного образования и воспитания, в результате которых ученик в первую очередь должен стать всесторонне развитым человеком.

Опираясь па философию материализма, Белинский и Гордон рассматривали природу человека в единстве духовного и физического. Гармоническое развитие человека - основное положение их педагогических взглядов. Белинский утверждал, что нельзя упускать "из "вида ни одной стороны воспитания... ". В содержание воспитания па равных должны входить умственное развитие, нравственное, эстетическое и физическое.

Белинский указывал, что "развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний". Большое внимание Белинский и Герцен уделяли воспитанию детей в семье. В дошкольном возрасте проводится главным образом физическое воспитание, в результате которого, говорит Белинский, лицо ребенка "должно носить отпечаток здоровья, веселости, живости, ясности". В последующие годы жизни детей физическое воспитание ставит своей задачей развитие силы, ловкости, смелости, решительности и других физических, а также нравственных и моральных качеств. При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, прививать детям правила общественной и личной гигиены. В качестве средств физического воспитания следует широко использовать народные виды физических упражнений (бег, прыжки, борьбу, метания и др.), гимнастические забавы и особенно всевозможные игры.


3. Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в.

В начале второй половины XIX столетия феодально-крепостническая система переживала глубокий экономический, политический и военный кризис. Поражение царской России в Крымской войне (1853-1855) особенно ярко показало всю гнилость и отсталость крепостной системы. Правительство вынуждено было пойти на проведение некоторых реформ.

После отмены крепостного права (1861) и проведения земской (1864), военной (1874) и школьных (60-80-е годы) реформ быстрыми темпами начинается развитие капитализма.

На специальных курсах офицеров и унтер-офицеров готовили для ведения занятий по гимнастике. Известное влияние на проведение физической подготовки в войсках оказала военная реформа 1874г., согласно которой сроки службы в армии значительно сокращались. В этих условиях предстояло за более короткий срок службы дать солдатам необходимую военно-физическую подготовку. Большой вклад в разработку методики и теории физической подготовки в русской армии внесли генералы М.И. Драгомиров (1830 - 1905) и А.Д. Бутовский (1838-1917).М.И. Драгомировым были разработаны средства и методы обучения солдат гимнастике, штыковому бою, стрельбе и военному строю. Занятия проводились в оборудованном снарядами гимнастическом городке, солдаты учились брать штурмом земляные укрепления, палисадники, рвы. При непосредственном участии А.Д. Бутовского создавались многие инструкции, положения и программы по физической подготовке в армии и военных учебных заведениях. Он руководил курсами, на которых офицеры учились гимнастике. Бутовский преподавал историю и методику физических упражнений. Им были разработаны методические указания для обучения общеразвивающим и прикладным физическим упражнениям. Однако военно-физическая подготовка стояла на должной высоте лишь в тех частях и подразделениях армии и флота, командование которыми находилось в руках прогрессивной части русского офицерства.

Поражение царской армии в русско-японской войне показало бездарность верховного командования, слабую общую военно-физическую подготовку царской армии.

3.1 Создание спортивных клубов и развитие спорта

Возникновение спортивных клубов и развитие спорта в пореформенной России происходило в новых экономических и социально-политических условиях, порожденных буржуазным обществом. Быстрое развитие капитализма, строительство заводов и фабрик, железных дорог, торговли обусловили рост городского населения. Во всех областях культуры происходят глубокие изменения. В крупнейших промышленных городах открываются различные спортивные общества и клубы.

В 60-80-е годы возникают спортивные клубы, доступ в которые имели лишь представители крупной буржуазии и дворянства. Одними из первых создавались "С. - Петербургский речной яхт-клуб" (1860) и "Речной яхт-клуб" в Москве (1867). В последующие годы подобные клубы возникли и в некоторых других городах. К аристократическим спортивным организациям относились также теннисные клубы и скаковые общества.

В конце XIX в. стали создаваться спортивные клубы буржуазно-демократического направления. Значительное влияние на их возникновение оказало общественное движение прогрессивных сил за улучшение физического развития, воспитания и укрепление здоровья молодежи. Передовые ученые и писатели, врачи и педагоги, публицисты и журналисты своей деятельностью и трудами способствовали распространению спорта и организации спортивных клубов. Так, в 1883г. в Москве начало свою деятельность русское гимнастическое общество, среди учредителей которого были А.П. Чехов и В.Л. Гиляровский. Это общество отличалось своей демократичностью. В нем занимались студенты, служащие, интеллигенция. В 1885г. общество провело первые гимнастические соревнования, в которых участвовало всего 11 человек. В том же году в Петербурге врач В.Ф. Краевский открыл у себя на квартире кружок тяжелой атлетики. В кружке занимались борьбой и гиревым спортом. Постепенно возникают клубы и общества по другим видам спорта. Большую популярность приобрел велосипедный спорт. Велосипед - русское изобретение. Еще в 1801г. русский умелец Е.М. Артамонов изобрел самокат, на котором приехал в Москву на коронацию Александра I. Однако это изобретение, как и многие другие, не находили практического распространения и быстро забывались. Во второй половице XIX в. появляются велосипеды, завезенные в Россию из Германии, Англии, Франции. Начинается массовое увлечение ездой на велосипеде. Ею занимались Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.И. Куприн. В 1888 г. открывается московский клуб велосипедистов-любителей. Велосипедный спорт получает распространение в Петербурге, Ярославле, Туле.

Среди других видов спорта, сделавших свои первые шаги в нашей стране во второй половине XIX в., следует отметить конькобежный и лыжный спорт, футбол и хоккей с мячом, бокс, легкую атлетику, фигурное катание на коньках. Подавляющее большинство спортивных клубов было малочисленно. Они насчитывали всего по нескольку десятков членов. Большинство клубов и обществ находилось под покровительством меценатов, которые оказывали им материальную поддержку.

Большое значение для развития спорта в России имели встречи русских: спортсменов с зарубежными. В конце XIX в. представители и спортсмены России принимали активное участие в международной спортивной жизни. В 1894г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международного олимпийского комитета.

С большим успехом в состязаниях с зарубежными спортсменами соперничали русские конькобежцы, борцы, тяжелоатлеты, велосипедисты, фехтовальщики и гребцы. В зимнем сезоне 1888/89 г. конькобежец Александр Паншин вышел победителем в матче па звание сильнейшего скорохода мира, устроенном Амстердамским клубом любителей бега на коньках. Оп опередил лучших конькобежцев Норвегии, Австрии, Голландии и Америки. В 1896г. русский гонщик М. Дьяков стал первым на открытом чемпионате Англии среди велосипедистов.

3.2 Развитие теории и методики физического воспитания и спорта

Спорта, развивающегося на основе некоей системы, школы, в дореволюционной России не было. Тем более что в основном он распространялся среди привилегированных классов и в учебных заведениях. Учебная работа по физическому воспитанию дополнялась организацией во внеурочное время занятий спортом, играми, экскурсиями и соревнованиями. Силами общественности создавались площадки, катки, купальни. Демократическую часть педагогов воодушевляло стремление восполнить пробел в организации физического воспитания в школах и оказать посильную помощь в оздоровлении детей. На этом поприще трудились замечательные русские педагоги Н.С. Филитис, Н О. Массалитинова, И.Я. Герд, Н.В. Зак и другие профессиональные учителя. В своей деятельности они использовали новейшие достижения отечественной и зарубежной теории и методики физического воспитания. Официальная педагогика не обобщала и не распространяла их передовой опыт работы.

Передовые русские ученые, педагоги, врачи, развивая отечественную теорию и методику физического воспитания и спорта, не копировали иностранные системы. Они стремились выработать свою, научно обоснованную точку зрения.

Большое значение для развития прогрессивной теории и методики физического воспитания и спорта имели труды и общественная деятельность русского демократа и гуманиста В.В. Гориневского (1857 - 1937). Он родился в Архангельской губернии. После обучения в гимназии Гриневский окончил медико-хирургическую академию в Петербурге. Его научная деятельность началась в 90-х годах прошлого столетия. Он считал себя учеником П.Ф. Лесгафта.В. В. Гориневский вел большую просветительную и методическую работу, выступал в печати, на методических совещаниях в министерстве народного просвещения. Из дореволюционных работ Гориневского следует отметить труд "Физическое образование" (1913). В этой книге он подвергает научному анализу и критике зарубежные гимнастические системы (немецкую, сокольскую, шведскую), подробно останавливается на состоянии здоровья детей и постановке физического воспитания в школах. Гориневский выступал против засилья военной гимнастики, за введение игр в школе, за горячие завтраки для детей неимущих родителей, за медицинский контроль при занятиях физическими упражнениями, Он, как и П.Ф. Лесгафт, боролся за гармоническое развитие личности ребенка. В своем труде Гориневский показывает воздействие физических упражнений па сердечно-сосудистую, костную и мышечную системы организма. Его научные интересы выходили за рамки физического воспитания и касались проблем тренировки в спорте. Научная деятельность В.В. Гориневского особенно развернулась после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Его труды оказали большое влияние на формирование научных основ советской системы физического воспитания.

Важная роль в научно-теоретическом обосновании физического воспитания принадлежит ученому-гигиенисту В.Е. Игнатьеву (1867 - 1927). Его труд "Физическое воспитание" (1912) - один из лучших в дореволюционной России. В.Е. Игнатьева, как и всех передовых ученых его времени, волновали проблемы здоровья школьников и постановка физического воспитания детей. В своих трудах он обосновывает влияние занятий физическими упражнениями с медико-биологической стороны, показывает значение гимнастики и игр для развития мышечной, сосудистой и костной систем организма. В послеоктябрьские годы профессор В.Е. Игнатьев стал первым ректором Государственного центрального института физической культуры в Москве.

Большое значение для теории, методики и практики спорта имели труды Б. Котова "Олимпийский спорт" (1916), Н. Панина "Фигурное катание на коньках" (1910). В трудах отечественных ученых закладывались научные основы физического воспитания и спортивной тренировки.

3.3 Развитие спорта и участия русских спортсменов в международных соревнованиях

С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. После студенческих волнений (1901 - 1902) царское правительство, стремясь отвлечь студентов от политической борьбы, вынуждено было разрешить организацию различных кружков, в том числе и "для занятий разного рода физическими упражнениями" в высших учебных заведениях. В университетах и институтах Петербурга, Москвы, Томска и некоторых других городов создаются кружки спорта, гимнастики и игр. Этому во многом способствовал рост демократических настроений среди студентов. В 1911г. организуются С. - Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений. К началу войны в России было 105 вузов, в сорока из которых были спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика (сокольская и шведская), футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов.

Ко времени вступления России в первую мировую войну (1914) в стране насчитывалось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (около 800) объединяли 50 тыс. спортсменов. По уровню развития спорта и числу занимающихся им Россия далеко отставала от Германии, США, Англии, Франции и других крупнейших стран мира.

Спортивное движение в стране было весьма сложным по своему социальному составу. Среди членов спортивных клубов 54% составляли промышленники и торговцы, 46% учащиеся, ремесленники, интеллигенция, продавцы, верхушка рабочих.

Наибольшее распространение имели футбол, лыжный спорт, борьба, легкая атлетика, конькобежный спорт, гимнастика, гребной спорт, поднятие тяжестей. Первые шаги в своем развитии делали баскетбол, плавание, русский хоккей (с мячом), ручной мяч, автомотоавиаспорт. В стране стало проводиться большое количество соревнований в городах и губерниях, а по некоторым видам спорта (лыжный и конькобежный спорт, футбол, борьба и др.) разыгрывалось первенство России. Несмотря на общую отсталость развития спортивного движения, в России имелись талантливые спортсмены, добившиеся выдающихся результатов в отдельных видах спорта. В историю русского спорта прочно вошли имена Н, Панина-Коломенкина (стрелковый спорт и фигурное катание), Н. Струнникова и В. Ипполитова (конькобежный спорт), С. Елисеева (штанга), И. Поддубного (борьба), А. Харлампиева (бокс), М. Свешникова (гребля), И. Канунникова, П. Исакова и П. Батырева (футбол), П. Бычкова, Н, Васильева, А. Немухина (лыжный спорт), В, Архипова (легкая атлетика) и других спортсменов. Много содействовали развитию спорта его энтузиасты и поклонники А.И. Куприн, В.Н. Песков, Л.А. Чаплинский, Б.М. Чесноков, П.П. Москвин, Г.А. Дюперрон и другие.

В тяжелой атлетике результаты сильнейших спортсменов известны. В 1914г. в толчке был зафиксирован рекорд 105кг (265,5 фунтов). В рывке одной рукой 122 фунта, а в толчке 171 фунт.

С начала XX в. русские спортсмены стали принимать более активное участие в международных соревнованиях. Они выступали в товарищеских матчах и официальных чемпионатах по многим видам спорта. С иностранными спортсменами встречались русские борцы и штангисты, лыжники и конькобежцы, футболисты и хоккеисты, фехтовальщики и гребцы, и представители других видов спорта. Нередко русские спортсмены выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпийских играх. Так, замечательный русский спортсмен Н. Струнников дважды, в 1910 и 1911 гг., становился чемпионом мира по конькобежному спорту. Четвертые олимпийские игры, проходившие в Лондоне в 1908г., оказались наиболее удачными для нас. Из 6 человек, участвовавших в соревнованиях, 3 вернулись с наградами. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золотую медаль по фигурному катанию (этот типично зимний вид спорта был включен в программу летних игр). На этих играх борцы Н. Орлов и А. Петров удостоились серебряных медалей. В 1912г. Россия впервые официально выступала па Олимпийских играх в Стокгольме. Однако комплектование русской национальной олимпийской команды проходило из рук вон плохо. Российский олимпийский комитет, созданный в 1911г., бездействовал. Отсутствие необходимой организаторской деятельности привело к тому, что наибольшие шансы попасть в олимпийскую команду имели учащиеся офицерской фехтовально-гимнастической школы. Лучшие спортсмены клубов и обществ в олимпийскую команду не попали. В результате Россия заняла в неофициальном зачете предпоследнее место. Лишь две серебряные и две бронзовые медали привезли домой русские спортсмены. После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского олимпийского комитета было решено ежегодно проводить спортивные Олимпиады. В 1913г. Олимпиада состоялась в Киеве, а в 1914г. - в Риге. Итоги этих соревнований показали, что при умелой организации и лучшей подготовке русские спортсмены могли бы гораздо успешнее выступить на Олимпийских играх в Стокгольме.

Развитие спорта в России хоть и продвигалось, но все-таки односторонне. Многие виды спорта у нас не привлекались. Мало было универсальных спортсменов. А самое главное заняться спортом в России стоило очень дорого. Лишь таланты-одиночки, энтузиасты и подвижники (такие, например как велогонщик М. Дьячков, выигравший чемпионат Англии на треке, чемпион мира по скоростному бегу на коньках А. Паншин) способны были преодолеть социальные преграды, встававшие на их пути.

Кроме того, даже по достоинству не были оценены их победы. Так Панин-Коломенкин с горечью вспоминал, что после триумфа ему пришлось оставить выступления в качестве фигуриста, дабы не раздражать начальство, грозившее ему, чиновнику, переводом в провинцию. А самое обидное состояло в том, что придуманные олимпийским чемпионом элементы ("специальные фигуры") остались неиспользованными и никем не повторенными (в то время).

В заключение можно сказать, что дальнейшее развитие спорта зависит от нас, сможем ли мы понять ошибки, совершенные ранее и постараться сделать так, чтобы их не было. Мы не должны превращать его в нечто особо элитарное (только для определенного круга лиц) и не должны недооценивать своих спортсменов.

Изучение истории спорта до начала XX в. позволяет не только узнать что-то неизвестное, но и дает возможность понять, чем можно воспользоваться сейчас.


Список использованной литературы
  1. Князьков С. Время Петра Великого. - М.: Планета, 1991. - 712С.

  2. Колесникова Н.А. Взгляд с трибуны. - М.: Советская Россия, 1987. – 192 с.

  3. Лисицын Б.А. Спорт и религиозные организации. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 80 с.

  4. Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1982. – 287 с.

  5. Оливова Вера. Люди и игры: у истоков современного спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 240 с.





Похожие курсовые работы

1. Жилища разных народов мира

2. Жилища народов мира

3. Традиционные жилища народов мира

4. Геоцентрическая картина мира птолемея

5. Геоцентрическая картина мира Аристотеля

6. Религии народов мира

7. Геоцентрическая картина мира

8. Геоцентрическая система мира К Птолемея

9. Естественно научная картина мира в эпоху Возрождения

10. Картина мира аристотеля птолемея

11. Картина мира Аристотеля Птолемея основывается на

12. На тему геоцентрическая система мира

13. Геоцентрическая система мира

14. Картина мира птолемея

15. Аристотелевская картина мира

Курсовые работы, рефераты и доклады