Политические взгляды социалистические

Содержание

1. Введение. Джавахарлал Неру, краткая биография

2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории

2.1 Экономические взгляды Джавахарлала Неру

2.2 Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

2.3 Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем

3. Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру

3.1 Джавахарлал Неру и модернизация Индии

3.2 Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру

4. Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру

Список использованной литературы


1. Введение. Джавахарлал Неру, краткая биография

Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец — Моти-лал Неру — адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905—1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии.

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929—1930, 1936—1937, 1946, 1951 — 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях — панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира — «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни.

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза — таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру — дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.


2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории

2.1 Экономические взгляды Джавахарлала Неру

В данном разделе рассматривается вопрос экономической теории и истории финансов в работах Неру, изучаются его взгляды на экономическую сущность капитализма, виденья Неру основных принципов внешнеэкономических отношений; раскрываются историко-экономические основы “курса Неру”.

Экономика, в понимании Неру, является ведущей сферой исторического процесса, который непосредственно влияет на всех, без исключения, области человеческой жизнедеятельности.

Неру отличал экономический рост как сугубо экономическую категорию, связанную с усовершенствованием орудий труда, от экономического роста как социально-экономической категории, которая возникла с внедрением кооперации. Невзирая на то, что Неру пытался преодолеть рьяное отношение к буржуазным коммерческим ценностям, разрушить обветшалые стереотипы периода феодализма и тем самым реформировать культурную традицию Индии, он не смог достаточно глубоко разобраться в некоторых вопросах денежно-кредитной политики, он также не разграничивал макро и микро уровни финансовой сферы. В своих исследованиях Неру хотел раскрыть, в первую очередь, моральную сущность экономических процессов, решить проблему моральной легитимации финансовой и денежно-кредитной политики. Неру определял двойное влияние финансовых олигархов на международную экономическую систему, и потому, с целью поддержки прогресса и финансовой стойкости государств, считал необходимым частично ограничивать и контролировать их деятельность. Неру считал, что побудительным мотивом капиталистического ведения хозяйства является личная выгода, а главными условиями существования капитализма является свободный мировой рынок и конкуренция.

Он указывал на противоречивость капитализма, а также на главную экономическую проблему капитализма – отсутствие взаимосвязи между вознаграждением и услугами, то есть несостоятельностью решить проблему деления снова созданного богатства. Все же таки Неру признавал прогрессивность капитализма, который решил проблему производства и подал много полезных уроков в области управления. Он вывел зависимость “производство - денежное накопление”, которая с учетом его склонности к выявлению взаимосвязей (денежное накопление-производство), позволяет допустить, что у него формировались элементы монетарного подхода. Империализм, по мнению Неру, был естественным порождением капитализма, сущностью которого было нарушение свободной конкуренции и неограничено стремление наживы. Неру выделял три периода в развитии империализма в Индом и отмечал, что с каждым периодом эксплуатация росла и приобретала все более “совершенную” форму, в результате чего Индия отстала в нормальном историческом развитии приблизительно на сто лет.

Обобщая макроэкономические взгляды Неру необходимо отметить: во-первых, он считал, что национальные монополии могут существовать только в пределах государственных образований; во-вторых, занимание государством или транснациональной компанией (ТНК) монополистического положения на любом сегменте мирового рынка Неру расценивал как естественную победу в честной конкуренции; в-третьих, государства, которые желают вступить в конкурентную борьбу с государством-монополистом или ТНК-монополистом, согласно Неру, должны проводить протекционистскую политику с целью создания равноправных условий для всех конкурирующих сторон; в-четвертых, интеграция в мировой рынок стран, которые развиваются, должен происходить постепенно и сбалансировано, чтобы не ослаблять внутренний рынок. “Социализация международной структуры”, по убеждению Неру, будет обеспечивать в будущем координацию, планирование и регуляцию внешнеэкономической деятельности всех цивилизованных стран. В историко-экономическом обосновании своего “курса” Неру акцентировал внимание на иррациональности капиталистической системы, необходимости ограничения конкуренции путем введения планирования, которое воплощает в себе дух науки и попытку применения продуманного научного метода, который обеспечивает широкую регуляцию и координацию. Неру осознавал, что индустриализация требует больших материальных средств, которые на первом этапе не окупаются. Однако, он считал, что единственным путем для решения проблемы безработицы в Индом является развитие новых отраслей промышленности и создания не средних, а больших промышленных предприятий.

2.2 Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается только в конце 20 – в 30-ые годы, что объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского социализма духовным или моральным подходом в исторических взглядах.

В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее развитие за счет послабления его интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции социализма Неру происходит окончательное смещение акцента из социально-экономических аспектов на социокультурную сторону социализма. В политической сфере Неру принимает концепцию смешанной экономики и склоняется к сочетанию социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса.

Особенное внимание Неру обращал на негативные социальные последствия искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжиння в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.

Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.

2.3 Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем

В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.

По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством.

Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х – конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих.

Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации.

Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся от международного единства и некоторой международной организации, то, по его мнению, должны возникнуть наднациональные районы, которые будут функционировать как одно огромное государство. На фундаментах своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой политического единства выступает единство историческая и эмоциональная.


3. Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру

3.1 Джавахарлал Неру и модернизация Индии

Подраздел освещает осуществление социально-экономической модернизации Индии под руководством Неру, изучается связь общественно-политических взглядов Неру с политической модернизацией Индии.

Неру целеустремленно и последовательно осуществлял свой социально-экономический курс на создание государственного сектора и кооперацию сельского хозяйства в Индом.

Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской экономики. Благодаря осуществлению политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении.

Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 –1958 гг. не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации – идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-ым гг..

Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость размораживания золотого запаса, которое должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), – показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений.

Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command).

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.

3.2 Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру

В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.

Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты величия”, и потому кратчайшим путем до всестороннего прогресса Индии должно быть взаимное обогащение больших государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря цивилизационному подходу Неру определил три приоритетных партнеров Индии на международной арене: Америка, Россия и Китай.

Таким образом, цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как позитивные, так и негативные черты США и СССР, подталкивал его к привлечению лучшего опыта обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая вместе с его методологическими ошибками в исторических исследованиях привело к отрыву политической практики Неру от самодовлиючеи исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.

Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении правительства Индии оставить связь с Содружеством наций. Кстати, исключительно личная позиция Неру обусловила последующее пребывание Индии в составе Содружества наций. Неру сознательно пытался изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней.

Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно интерпретировал социокультурную традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу – адвайта веданту – но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии.


4. Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру

Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал моральный подход к политике, за которым моральные принципы неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. На основании исторических исследований Неру пришел к выводу, что средний класс является движущей силой социального прогресса, и потому пытался обеспечить благоприятные условия для его развития, как путем ограничения интересов большого капитала, который рвался к власти, так и путем активной борьбы с бедностью большинства индейцев. В процессе своих общественно-политических исследований Неру приобрел твердую уверенность в прогрессивности демократии, и потому отказался от диктатуры или жесткого авторитаризма.

Под его руководством началась широкая политическая модернизация Индии, которая охватила всю общественно-политическую систему страны, включая общественную и государственную идеологии. Особенностью политической модернизации Индии стал курс Неру на укрепление демократии в Индом. Он предусматривал максимально возможную концентрацию власти на высшем государственном уровне при сохранении парламентской демократии в сочетании с максимальной демократизацией и децентрализацией на низших уровнях власти, то есть на уровне местного самоуправления. Неру хотел создать гражданское общество, в котором народ должен был быть источником стабильных позитивных изменений, а не государство, которое, как правило, является главным инициатором и проводником радикальных превращений. Государственной идеологией в Индом стал демократический социализм, которой предусматривал построение смешанной экономики, укрепления демократии и внедрения широких социальных программ.

В качестве общественной идеологии Неру оставил национализм, при условиях его многоуровневого осознания. Комплексный исторической подход к национализму позволил Неру в период пребывания у руля власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального сознания, которое, в свою очередь, он крепил принципами интернационализма. Результатом общественно-политических исследований Неру стало создание собственной концепции социализма. Основным содержанием данной теоретической концепции было создание прогрессивного, гармоничного общества, которое основывается на принципах равных возможностей, социальной справедливости, демократии и общественной (государственной) собственности на основные средства производства.

Особенностью социализма Неру является приоритет в исторической перспективе социокультурных факторов над экономическими факторами общественного развития, что ставило социальный прогресс в непосредственную зависимость от степени духовного и морального совершенствования людей. Основным путем построения более совершенного общества Неру считал сочетание научного подхода, основанного на эмпирическом опыте, с философией, которая опирается на логические выводы, и с религией, которая неразрывно связана с интуицией. Религиозные, философские, исторические, социально-экономические и политические установки Неру создают своеобразную, но непротиворечивую идеологическую систему, которую можно определить как новый социализм или неосоциализм.

Главным заданием “курсу Неру” было преодоление стихийности капиталистической системы путем развития государственного и частного секторов экономики, перехода к плановой регуляции. Понимания Неру экономического роста как социально-экономической категории, сущностью которой является кооперация, обусловило его расположение к идее внедрения кооперативной системы в сельском хозяйстве Индии, поддержку кооперативного движения в кустарной промышленности и малом бизнесе. Курс Неру на внедрение сельскохозяйственной кооперации должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики. Недостаточно глубокие знания Неру относительно основ и опыта осуществления финансовой и денежно-кредитной политики объясняют неудачу в проведении ускоренной социально-экономической модернизации Индии. Валютный кризис 1957-1958 гг. в Индом не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации. Изрыл ускоренной индустриализации повлек в начале 60-х годов неожиданный для правительства Индии рост занятости населения в малом бизнесе, который успешно обслуживал потребности рынка и государственного сектора.

Цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения в мировоззрении Неру. Этот подход позволил Неру увидеть историческую необходимость сохранения связи Индии с Британским содружеством наций, углубить финансово-экономическое и научно-техническое сотрудничество из СССР и США, распространить цивилизационное влияние на ПСА. Политика неприсоединения для Неру была не только наиболее выгодной внешнеполитической стратегией Индии, а также одним из методов построения “современной цивилизации”, которая должна была создать условия для полноценного развития всех наций. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая в сочетании с методологическими ошибками в его исторических исследованиях обусловило отрыв политической практики Неру от самовыключения исторической традиции Китая. Рядом с несостоятельностью Неру подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, к существенным просчетам Неру также следует отнести и то, что он не смог обеспечить преемственность своей идеологической и политической линии.

Модернизация Индии под руководством Неру стала эмпирической базой для формирования более зрелых концепций модернизации, в которых ученые отказались от “вестернизации”, то есть решение проблем модернизации в позитивистском социологическом плане. На фундаментах своих исторических исследований Неру пришел к пониманию специфики, своеобразия и исторического наследия не только Индии, но и других стран и народов. Это позволило ему поддерживать стабильность и удерживать относительное политическое единство индийского общества, контролировать заданный превращением темп при неизменной структуре реформ.

Таким образом, благодаря большому опыту общественно-политических исследований, Неру смог творчески подойти к политике модернизации и в своей политической деятельности превзойти концепции модернизации, которые предлагались социологической и политической науками его времени.


Список использованной литературы

1. Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру Москва, изд. «Политическая литература», 1989 год.

2. Евтушенко А.Б. Трансцендентное в формировании политической культуры государственного деятеля: анализ взглядов и деятельности Джавахарлала Неру // Москва, изд. Лидер 1999 г.

3. Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Восточный мир. – Киев 2000 г.

4. Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год.

5. Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год.





Похожие курсовые работы

1. Социалистические политические взгляды Социалис

2. Социалис социалистические политические взгляды

3. Социалистические политические взгляды

4. Что такое социалистические политические взгляды

5. Общественно политические взгляды аврелия августина

6. Индифферентные политические взгляды что это

7. Политические взгляды Спенсера

8. Индифферентные политические взгляды индифферентные

9. Политические взгляды это

10. Социалистиче кие политические взгляды

11. Политические утописты их взгляды

12. Социалистиче кие политические взгляды это

13. Что такое Социалистиче кие политические взгляды

14. Что значит коммунистические политические взгляды

15. Республиканские политические взгляды А Н Радищева

Курсовые работы, рефераты и доклады