На тему Выпускники перед выбором профессии

XXV. КУЛЬТУРА XX ВЕКА — СМЕНА ПАРАДИГМЫ

Культура XX века — это культура ПЕРЕХОДНОГО периода, культура СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ.

Мир стоит перед выбором: либо погибнуть, не справившись со сложнейшими проблемами, которые остро стоят перед человеком уже сегодня, либо осуществить прорыв в принципиально новые области духа и бытия, творческих возможностей личности, знаменуя этим открытие новых возможностей и перспектив человечества.

XX век — век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.

Человечество начинает осознаваться как единое целостное существо. Так, Вл. Соловьев говорит о человечестве как едином «Вселенском теле»; для А.Платонова все человечество — одно дыхание, одно живое, теплое существо. Мотив единения людей Земли звучит у «русских космистов» и у М.Ганди, у Л.Толстого и у Б.Шоу. Человечество выходит на глобальный уровень понимания своего бытия, и одновременно усиливаются тенденции к сохранению национальных, региональных, местных традиций и особенностей.

Все большую роль играют информационные процессы, а технико-технологические возможности XX века позволяют создать единую и целостную информационную систему, к которой в принципе может приобщиться каждый человек. Возникает перспектива развития коллективного интеллекта, единого духовного пространства, одновременно существует угроза через СМИ или ИНТЕРНЕТ стандартизировать, унифицировать жизнь и сознание людей, культуру в целом. В то же время культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и понимается как его достоинство.

В XX веке уже с первых его десятилетий вызревали основные тенденции, которые и определили культуру XX века как переходную, где происходит глубинная переоценка ценностей.

Переходность культуры XX века, постепенная смена культурной парадигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в разных ее сферах. Покажем это на некоторых примерах.

С конца XIX века появляются скептицизм в отношении к классической традиционной модели мира, недоверие к идее ровного, поступательного прогресса. Все чаще мир кажется не таким уж простым и устойчивым, каким представлялся долгое время, а напротив, — сложным и противоречивым. Многое в этом мире обнаруживается как непонятное. Подобная атмосфера оказала воздействие на состояние естественных наук, «толкнув» их на знаменательные открытия. В начале XX века естествознание пережило подлинную революцию. Особенно значительны были успехи в области физики.

Новейшие открытия опрокидывали классические представления о мире и готовили почву для создания новой его картины. А-Эйнштейном была сформулирована общая теория относительности. Она выявила ограниченность представлений классической физики об «абсолютном пространстве и времени». Оформилась новая теория познания мира, объединяющая всеобъемлющие представления и принципы современных физических теорий — квантовая механика. Она впервые позволила описать структуру атомов, установить природу химических связей, объяснить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести.

В отличие от классических представлений, новая концепция допускала, что частицы выступают носителями корпускулярных и волновых свойств и эти свойства не исключают, а дополняют друг друга. Позднее Н.Бор сформулировал важный принцип дополнительности: одно и то же событие, сложная система могут быть рассмотрены с помощью разных подходов и эти взаимоисключающие подходы могут давать более полную картину системы, позволяют понять ее суть. Этот принцип применим не только для физических систем. Это — принцип понимания мира.

В такой интерпретации мир предстает разнообразным, многомерным, неоднозначным. Если классическая картина мира представляла его атомистическим, фрагментарным, где объекты независимы и самостоятельны, люди индивидуализированы, явления дискретны, то к концу XX века выстраивается иная картина — мир холистический, взаимосвязанный, объекты и люди интегрированы в сообщество.

Качественно меняется и представление об органических процессах в мире. Увеличивается число изучаемых объектов, появляются новые методы изучения, расширяется география исследования. Собранный информационный материал дает более широкую и несколько иную картину органического мира. Происходит перестройка всей системы и структуры наук, изучающих органический мир.

Покажем это на примере биологической науки, где в XX веке появляются новые отрасли: вибриология, гистология, микробиология, биогеография, генетика и др. Начало генетике положили крупнейшие открытия — клеточная теория Т.Шванна, открытие закономерностей наследственности Г.Менделя. Была обоснована хромосомная теория наследственности. Генетика показала, что наследственность и изменчивость основаны на преемственности и видоизменении сложных систем. Генетика внесла свой вклад в становление новой картины мира, показав взаимосвязи физико-химических и биологических форм организации материи.

Учение В.Вернадского о биосфере как особой оболочке Земли раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Дальнейшие исследования привели к открытию связей между биосферой и социосферой, что позволило обозначиться и развиться концепции ноосферы. На основе этой концепции формируются новые ценностные ориентиры экологической культуры, преодолевается традиционный антропоцентризм, утверждается представление об интегрированности человека в природу, а не господства над ней.

Открытия калейдоскопичности явлений мира, их сложных связей и постоянной изменчивости нарушило классическую стройность и упорядоченность его картины. К концу XX века мир представляется открытой, неравновесной, «хаотизированной» системой.

Достижения в естественнонаучной сфере отразились на остальных сферах жизни человека. Ускорился процесс внедрения научных открытий в практику, быт. В середине XX века человечество пережило научно-техническую революцию. Время медленного накопления знаний сменилось резким «скачком», изменившим качество всей жизни. Человечество на протяжении жизни одного поколения пересело с лошади на автомобиль и самолет, получило возможность летать в космос, общаться не только с помощью писем, телеграфа, телефона, но и через ИНТЕРНЕТ; узнавать о событиях в мире с помощью не только газет, радио, телевидения, но и компьютерных сетей.

Существенно изменились характер производства и экономические связи и отношения, представления о политической жизни общества. К концу XX века стала ощутимой потребность в смене ценностных ориентиров политической и экономической культуры. Если традиционная экономика, движимая конкуренцией и прибылью, носит эксплуатационный характер, то ее перспективы связаны с иными ценностями, а именно, — кооперативными усилиями. Повышается роль информации в организации экономики. В политике основанная на силе господствовавшая иерархия сменяется голархией, основанной на гармонии интересов.

Культура XX века, демонстрируя разрушение традиционных форм и связей, «настраивает» на усвоение новых ценностей. Ей во многом помогает духовная культура (в частности, философия), которая приобретает особую значимость, и, перестраиваясь сама, разрабатывает новую культурную парадигму.

Если традиционные философские системы ориентировались на онтологические и гносеологические проблемы, то новая философия на первое место выводит — ЧЕЛОВЕКА; она становится культурологической. Ее интересуют проблемы гуманизма в его новом контексте.

Человек, смысл жизни, личность —доминирующая тема философской культуры XX века. Экзистенциализм разрабатывает проблему человека как уникального явления. И не случайно сама философия — не сухая академическая доктрина, а философско-художественное эссе. Проблемы личности, гуманизма рождают философию фрейдизма, становление социальной психологии.

В середине XX века в концепциях Г.Маркузе, Э.Фромма, Ф.Франка и других критически переосмысливаются традиционные ценности, настойчиво говорится о перспективности гуманизации культуры, которая преодолеет тоталитаристские тенденции в обществе. Э.Фромм не приемлет развития современной культуры с ее потребительскими тенденциями и деперсонализацией.

Культура XX века (80-е годы) формулирует новый взгляд на социальный прогресс. Он возможен при ориентации на баланс, а не только на потребление ресурсов, при ориентации на услуги, а не на товары.

Внимание к проблемам личности в XX веке не могло не сказаться на переоценке самой культуры, ее места и роли в жизни общества. Не случайно именно в начале XX века оформляется самостоятельное направление в философии, именуемое «философия культуры», а затем и культурология как самостоятельная и важная область познания.

Ницше в Европе, в определенной степени русские славянофилы и особенно творчество представителей серебряного века заложили основы культурологической традиции, прошедшей через весь XX век, ознаменовали его особенность и наметили перспективы культуры в XXI веке. Это направление представлено самыми разнообразными духовными течениями и национальными школами. Так или иначе к нему относятся: Г.Зиммель, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, К.Леонтьев, Э.Фромм, Н.Бердяев, А.Тойнби, П.Флоренский, С.Франк, Ф.Хайек и др.

Следует отметить особое место русской культуры конца XIX — начала XX века в.становлении новой духовной культурной парадигмы, в переориентации мировых культурных ценностей. Культура серебряного века объявила о приоритете духовных ценностей, поставила проблему личности и ее свободы, ее уникальности и самооценности, оценила значение триады добра-истины-красоты для целостного и гармоничного развития мира. Универсума, человека.

Современная культурология скептически относится к приверженности традициям, нормам, канонам, к жесткой детерминированности развития культуры. Сейчас больше ценится многообразие и богатство проявлений культуры, нестандартность, оригинальность ее существования. Повышается ценность местной, региональной, сословной, профессиональной и т.д. культуры.

В культурологии XX века сильны акценты духовности культуры, и потому все ее концепции заинтересованно относятся к личности, творения ее как незаурядной, непохожей на другие. Отмечается, что культурная практика многообразна, она может быть и не духовна, а утилитарна, прагматична, но приоритет принадлежит духовной культуре. Культура должна стремиться к идеалу — одному из проявлений ее духовности. Наличие духовности — это непременное условие саморазвития, самосовершенствования личности.

Главная же идея, к которой приходит культурология XX века, и которая, вероятно, будет доминировать в культурной парадигме XXI века — это ценность всякой культуры, равноправность существования и развития этих культур, если они несут в себе гуманистические ориентиры.

Для культурологии XX века важна идея плюрализма культур. В многообразии культурных традиций видится достоинство и высшая ценность ее существования.

Культурология XX века подвела человечество к осознанию необходимости преодоления евроцентристских подходов, колониальных по сути принципов отношения к культурам разных народов. На повестку дня встал вопрос осознания многоцентричности культуры, представляющей широчайший спектр разных культур. Многоцветие культур — это величайшая ценность человечества.

Общекультурные ориентиры не могли не повлиять на состояние художественной жизни бурного переходного периода в истории человечества, именуемого XX век.

Художественно-эстетическая система XX века вобрала в себя всю полноту духовных исканий общества. Художественная картина мира — отражение экспериментаторства человека в сфере искусства. Открытая, неравновесная и незавершенная, быстро меняющаяся, подвижная система объединяет множество относительно самостоятельных художественных направлений: от реализма до модернизма, включающего в себя экспрессионизм, супрематизм и авангардизм, сюрреализм и формотворчество в начале века до постмодерна со второй половины и до конца XX

века.

Каждое из направлений имеет свою художественно-культурную специфику, свои цели и ценностные критерии. Но есть некая принципиальная общность этого художественного калейдоскопа XX века: поиски новых ценностей, переоценка традиционных художественных систем.

Те направления художественного творчества, которые в XX веке продолжали традиции искусства в формах реализма, социалистического реализма и лучшие образцы которых являют собой современную классику, также представляют собой искусство XX века с его стремлением выйти на проблему личности, проблемы духовности. Эти поиски можно найти в творчестве Т.Манна, А.Барбюса, А. Франса, М.Горького, Г.Фал-лады и многих других художников пера. Интересны творческие открытия в области музыки у М.Равеля и К.Дебюсси, Д.Шостаковича и С.Прокофьева, И.Стравинского и С.Рахманинова. «Новое кино» открыло человечеству новые темы и способы поисков ценностей в творчестве Ф.Феллини и А-Тарковского, А.Довженко и М.Антониони, С.Эйзенштейна и С.Крамера, В.Пудовкина и А.Курасова, Д.Вертова и И.Бергмана. Перечень имен, представляющих реалистическое искусство XX века, своими наилучшими работами в разных видах и жанрах искусства можно продолжать и продолжать. Реалистическое искусство составляет основу развития художественной картины мира XX века. «Нервом» же развития современного искусства, творческим импульсом и зарядом его многокрасочности неожиданности является искусство модерна.

В художественных исканиях XX века сильно ощущение протеста против традиционного, канонизированного искусства, которое не способно выражать то, что волнует современного человека. Представителей модерна, авангарда не удовлетворяет простое, нетворческое повторение художественных норм и правил классического искусства. Они выступают против пассивного и поверхностного копирования действительности. Их тянет разобраться в этом мире, найти его первоосновы, выразить их в новых художественных формах и «сконструировать» мир заново. Художники XX века ощущают потребность в более свободном и раскрепощенном общении с миром. Отсюда подчеркнутая эстетическая антинормативность, порой приобретающая бунтарский, эпатирующий, экстравагантный характер. В художественных программах и манифестах провозглашаются новые художественные и эстетические принципы, на смену которым вскоре приходят новые ценности. Роднящая современных представителей искусства, при всем их разнообразии и непохожести черта, — «измена самим себе». Художники находятся в постоянном поиске, многие переживают несколько периодов в художественном творчестве, проявляя себя в различных «ипостасях» (П.Пикассо, В.Кандинский, И.Стравинский, Ле Корбюзье).

Следующее, что объединяет художественную систему XX века, — некие универсалии, без которых не обходится ни один художник: логико-структурный подход к миру и одновременно — алогичный, метафоричный, мифологичный; мир предстает то в образе технических устройств и механизмов, то тончайших интуитивных прозрений, то в виде разорванного бытия, то как целостно-духовный.

«Разнорегиональность» и «многоязычие» искусства XX века все чаще воспринимается как «свое». Весьма показателен синтез разнорегиональ-ных и разновременных художественных традиций. Это особенно характерно для постмодерна. Кроме характера «мирового», искусство XX века все больше приобретает черты «всемирного». В XX веке все ярче проявляется весомая роль искусства. Оно приоритетно в осмыслении картины мира и придании этой картине человеческих черт.

Эти черты нашли свое отражение и в традиционных видах искусства — изобразительных, литературе, театре, музыке, и в новых — кино, художественной фотографии, телевидении.

Так, в литературных произведениях Ф.Кафки, А.Камю, Дж. Джойса, олицетворяющих собой определенный этап искусства XX века, доминируют тревожность, ощущения неопределенности, мрачность и пессимизм.

Саморазорванность сознания, ощущение оторванности и замкнутости личности в этом мире звучат в драматургии Э.Ионеско, С.Беккета, Ж.-П. Сартра. Рождается «драма абсурда». Схожие настроения и переживания, выраженные средствами изобразительного искусства, — у О.Цадкина, С.Дали, в некоторых полотнах П.Пикассо. На картинах С.Дали, например, кошмарные фантасмагории и видения, исполненные с потрясающей достоверностью; музыкальными средствами — у А.Шенберга, К.Пендерецкого, И.Стравинского. Последний прошел путь в творчестве от неоклассики до додекафонии.

Крайняя форма проявления модернизма — творчество авангардистов. Они яростно выступали против сведения искусства в особую эстетическую сферу, активно искали всеэстетические способы воздействия на человека. Среди этих способов и преувеличенная эмоциональность, обращение к непосредственному чувству, проявившемуся в экспрессионизме; и культ машины — художественная реплика успехов науки и техники, но не иллюстрация, а художественное прочтение социальных явлений XX века; и утверждение о самоценности слова в футуризме, и разрушение всякого традиционного содержания смысла в слове (дадаизм).

Авангардисты отказываются от привычных, по их представлению, шаблонных элементов традиционного искусства: «сюжет», «характер»; переосмысливают ритмы своего времени, тяготеют к отвлеченному мышлению, к ассоциативным структурам. Здесь можно усмотреть аналогию с поисками физиками структуры материи. А К.Малевич, например, объявляет о новом пластическом строе. Его плоскостные, двумерные одноцветные формы супрематических построений объявляются творцом «автономными, живыми» и не имеющими никакой связи с реальным миром.

Считалось, что новое искусство должно создавать, конструировать новый мир форм, используя не привычные взаимоотношения формы и цвета, а на основе веса, скорости, направления движения. В изобразительном искусстве это нашло отражение в творчестве М.Шагала, П.Филонова, В.Кандинского; в литературе — у Б.Брехта, Л.Арагона, В.Незва-ла; у В.Мейерхольда — в театре.

В панораме художественной жизни XX века выделяется направление, где силен порыв к духовности. Это русский символизм (А.Блок, В.Брюсов и др.). Здесь звучит грусть из-за утраты гармонии мира, одиночества личности и иллюзорности свободы человека. Но в творчестве символистов сильно и стремление найти новую гармонию с миром и в мире.

Художественно-эстетические искания в XX веке представляли собой ценный опыт человечества по осознанию себя в новых социокультурных условиях. Этот опыт помогает современному человеку выйти из мира — «музея», где все разложено по полочкам, где каждый экспонат описан, пронумерован, изучен и «оправдан», в мир креативный, мир творчества, где человек в большей степени проявляет свою свободу, самостоятельность и творчество.

Культурный опыт XX века позволил в конце столетия осознать приоритетные направления существования человека, актуальные и перспективные для третьего тысячелетия. Это проблемы: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — как новая мера культуры; ГУМАНИЗАЦИЯ — как главное направление и смысл развития культуры; ГАРМОНИЗАЦИЯ, коэволюция природы и общества — как главное условие выживания и дальнейшего развития человечества.

Человечество на исходе XX века готово выбрать одну из альтернатив будущего существования: встать на путь самоуничтожения, самоистребления, повторив ошибки прошлого, или осуществить прорыв в принципиально новые области человеческого духа, творческих возможностей. Выбор в XXI век открыт.

Литература

1. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий//Вопросы философии. 1989. № 9.

2. Кандинский В.В. О духовности в искусстве. — Л., 1990.

3. Липкое А.И. На пороге видеокомпьютерной эры. — М., 1988.

4. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизму/Вопросы философии. 1991. № 3.

5. Новикова Л.И. Цивилизация перед выбором//Вопросы философии. 1990. № 7.

6. Прохорова А.В., Разлогов К.Э., Рузин В. Д. Культура грядущего тысячелетия//Вопросы философии. 1989. № 6.

7. Раппопорт А.Г. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Фило-нова//Вопросы философии. 1991. № 11.

8. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.

9. Сумерки богов. — М., 1989.

10. Эрвин Ласло. Век бифуркации. Постижение изменяющегося ми-ра//Путь. 1995. № 7.





Похожие курсовые работы

1. Бесплатные ы на тему для чего нужны знаки препинания

2. 2008 2009курсовая работа по гражданскому праву на тему вексель и вексельные правоотношения

3. Анкета на тему курение и алкоголь

4. Выбор профессии на тему профессиональная ориентация

5. Беседы со школьниками на тему курение алкоголь

6. Бесплатные ы на тему почему я хочу служить в ФСБ

7. Бесплатные презентации на тему Крещение Руси в

8. Скачать бесплатно курсовую работу на тему управления социальным развитием организации

9. Бесплатные ы на тему ядерное оружие

10. БЕСЕДА НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

11. Анкета на тему Алкоголизм среди подростков

12. Анкета социологического опроса на тему алкоголизма

13. Беседа на тему о вреде курения

14. Курсовая бесплатно материальная ответственность работодателя перед работником

15. Бесплатные ы на тему экономика юар

Курсовые работы, рефераты и доклады