ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”
Симферополь
1998
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Утверждено на заседании
кафедры политологии ТЭИ
Протокол № 5 от 20 января 1998 г.
Авторский коллектив: П.В. Кузьмин - кандидат философских наук,
доцент - руководитель
В.Н. Крет - кандидат философских наук,
доцент
Студенты политологического факультета:
Н.Ю. Булгаков
В.В. Попова
П.Э. Тагинцев
В.Г. Федоровский
Н.М. Чепурко
Научный консультант - Л.Ф. Малафеев - доктор философских наук,
профессор
Рецензент - Г.И. Мельников - доктор философских наук,
профессор
Редактор - В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии.
При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
Таблица Стр.
№
Тема 1. Политология как наука и учебная
дисциплина. 1-5 3
Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12 8
Тема 3. Теория демократии и историческая
практика. 13-19 15
Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22
Тема 5. Политическая система общества. 25-27 27
Тема 6. Государство в политической системе
общества. 28-34 30
Тема 7. Политические партии. 35-38 37
Тема 8. Политические режимы. 39-43 43
Тема 9. Личность и политика. Политическое
лидерство. 44-51 47
Тема 10. Политическое сознание . 52-56 55
Тема 11. Политическая культура . 57-61 60
Тема 12. Политический процесс. 62-66 65
Тема 13. Политические конфликты. 67-71 70
Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75
Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81 82
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1
ПОЛИТОЛОГИЯ |
Теоретическая полито- | Прикладная политология - | |
логия - решает научные | изучает проблемы,связанные: | |
проблемы, связанные: | ||
а) с преобразованием поли- | ||
а) с формированием фунда- | тической действительности, | |
ментального знания о поли | анализом путей и средств | |
тической сфере и жизни; | воздействия на политиче- | |
ские процессы; | ||
б) с объяснением процессов | ||
политического развития; | б) с изучением общественно- | |
го мнения, особенностей по- | ||
в) с разработкоц концеп- | литической ориентации и по- | |
туального аппарата полито- | литического поведения раз- | |
логии, методологии и мето- | личных социальных групп. | |
дов политических исследо- | ||
ваний. | ||
Таблица № 2
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ |
ПОЛИТОЛОГИЕЙ. |
Категории других | ||
социально-экономических | Собственные категории | |
и гуманитарных наук | ||
Общество | Политика | |||
Свобода | Политическая власть | |||
Власть | Политические отношения | |||
Государство | Политическая сфера | |||
Правовое государство | Политическая система | |||
Общественное мнение | Политический режим | |||
Гражданское общество | Политические интересы | |||
Большие и малые социальные | Политическая партия | |||
группы | ||||
Политическая культура | ||||
Общественное мнение | ||||
Политическое сознание | ||||
Демократия | ||||
Политическая идеология | ||||
Диктатура | ||||
Политический плюрализм | ||||
Идеология | ||||
Политический конфликт | ||||
Культура | ||||
Политическая стабильность | ||||
Оппозиция | ||||
Политическая деятельность | ||||
Плюрализм |
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция | Инструменталистская | |
призвана познавать полити- | функция призвана исполь- | |
ческую реальность и давать | зовать научные выводы в | |
знания о природе и источ- | политической практике, | |
никах властных отношений, | государственном управле- | |
способах их рациональной | нии, партийной стратегии и | |
организации | тактике, в процессах при- | |
нятия решений и техноло- | ||
гиях их реализации |
Воспитательно- социали- | Диагностическая функ- | |
зационная - призвана | ция призвана определять | |
формировать демократичес- | соответствие программ по- | |
кую политическую культуру | литических курсов как тен- | |
граждан, воспитывать инди- | денциям социального про- | |
вида как гражданина своей | гресса, так и реальным воз- | |
страны и как вообще “по- | можностям и состоянию | |
литического человека” | развития конкретного об- | |
щества |
Функция политической | Прогностическая функция | |
рефлексии призвана выра- | призвана разрабатывать | |
батывать способность раци- | желаемые и возможные ва- | |
онально-критически оцени- | рианты развития полити- | |
вать политические процес- | ческих процессов, учиты- | |
сы, свободно самоопреде- | вая действие различных | |
ляться в политической | факторов | |
жизни. |
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы | На чем акцентируют | Как изучают политику |
политологии | внимание | |
Институци- | На функционировании и | Анализ официальных |
ональный | взаимодействии политичес- | структур и формаль- |
ких институтов: права, госу- | ных правил принятия | |
дарства, политических пар- | решений | |
тий и движений и т.д. | ||
Историче- | На политических явлениях | Анализ изменений по- |
ский | и процессах во времени и | литических норм, от- |
пространстве | ношений, институтов в | |
контексте связи прош- | ||
лого, настоящего и бу- | ||
дущего | ||
Социологи- | На зависимости политики | Анализ политики как |
ческий | от социальных факторов: | сферы целенаправлен- |
экономики, социальной | ных взаимодействий | |
структуры, культуры и т.д. | социальных групп, | |
преследующих свои | ||
интересы | ||
Бихевио- | На личностном измерении | Анализ систематичес- |
ристский | политики, поведении от- | ки наблюдаемого по- |
дельного человека | ведения индивида, воз- | |
можность измерения | ||
его мотивации | ||
Психологи- | На субъективных механиз- | Анализ индивидуаль- |
ческий | мах политического поведе- | ных качеств, черт ха- |
ния: побуждения, желания, | рактера, бессознатель- | |
страсти и т.д. | ных психических про- | |
цессов, влияющих на | ||
политическое пове- | ||
дение | ||
Системный | На целостности политики и | Анализ характера вну- |
характере ее взаимоотноше- | тренних связей между | |
ний с внешней средой | составляющими поли- | |
тику элементами |
Таблица № 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | ||
ПОЛИТОЛОГИИ |
Фундаментальные | Прикладные | |
исследования | исследования |
- объективные условия, обеспечи- | - динамика политических про- | |
вающие устойчивость общества в | цессов и систем; | |
целом, политической системы в | - разработка концепций и мето- | |
частности; | дик современного государствен- | |
- диалектическое соотношение ко- | ного управления; | |
личественных и качественных пере | - процесс принятия политических | |
ходов и взаимопереходов в поли- | решений на различных уровнях | |
тической жизни; | управления; | |
- закономерности возникновения, | - электоральный процесс,полити- | |
развития и совершенствования | ческий менеджмент и маркетинг; | |
политической системы; | - влияние политической культуры | |
- о степени, глубине и форме вме- | на политические процессы и дея- | |
шательства политики в объектив- | тельность людей; | |
тивный процесс развития госу- | - содержание, направленность и | |
дарства и общества; | эффективность политико-комму- | |
- диалектика взаимотоношений | никационных процессов в об- | |
государства и гражданского об- | ществе; | |
щества; | - политологическая экспертиза | |
- тенденции развития политичес- | социально - экономических и | |
кой культуры; | иных программ развития; | |
- методология исследования поли- | - тенденции политического учас- | |
тических систем, партий и орга- | тия и др. | |
низаций, политического поведения | ||
граждан; | ||
- разработка нового типа научных | ||
категорий и понятий и др. | ||
Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6
Участие в делах государства, | Деятельность в сфере отношений | |
определение форм, задач, со- | между большими социальными | |
держания его деятельности | группами, связанная с регулиро- | |
ванием интересов путем исполь- | ||
зования политической власти | ||
П О Л И Т И К А |
Характеристика образа дей- | Совокупность вопросов или | |
ствий, направленных на до- | событий текущей государст- | |
стижение определенных це- | венной или общественной | |
лей в отношениях людей | жизни | |
между собой | ||
В истории - виды, намерения, цели и образ |
действий правителей и их приближенных, |
нередко искусно скрываемые ими |
Таблица № 7
СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ | |
Политический интерес - первопричина, осознанный источ- | |
ник политического поведения | |
Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия | |
субъектов политики и власти | |
Политическая организация, отражающая роль институтов, | |
публичной власти как центров управления и регулирования | |
общественными процессами | |
Политическое сознание - ориентации либо на сохранение | |
данной политической системы, власти, либо на её | |
дестабилизацию и изменение | |
Политическая деятельность - активность, направленная на | ||
изменение или сохранение существующих политических | ||
отношений |
Таблица № 8
Политика - как деятельность. | ||
Главное внимание уделяется | ||
политической практике, де- | ||
ятельности политических | ||
институтов, отдельных соци- альных групп | ||
Подходы | ||
к | Политика - как наука включает | |
анализу | в себя прежде всего теоретиче- | |
политики | ские разработки, различного | |
как | рода политические документы, | |
общественного | методологические основы по- | |
явления | литики | |
Политика - как искусство - | ||
искусство управления, осуще- | ||
ствления власти | ||
Таблица № 9
Организованные действия социаль- | ||
ных групп и представляющих их | ||
учреждений власти по управлению | ||
общественной жизнью | ||
Общественные отношения между | ||
социальными группами и сообщест- | ||
вами людей по поводу государст- | ||
венной власти, её завоевания, удер- | ||
жания и использования | ||
Политика | ||
как | ||
деятельность | Научно обоснованную теорию, | |
охватывает | ориентирующую политику, опре- | |
комплекс | деляющую её цели, стратегию, так- | |
взаимосвязан- | тику | |
ных явлений | ||
и процессов | ||
Политическую идеологию, совокуп- | ||
ность идеологических ценностей и | ||
норм | ||
Профессиональное политическое | ||
руководство | ||
Таблица № 10
ПОЛИТИКА КАК НАУКА |
Главная задача - моделирование, прогнозирование различных |
аспектов политической деятельности, определение целей и |
задач политики |
Наличие четкой теоретической основы | ||
и следование ей на практике | ||
Гибкость, умение находить политиче- | ||
ские компромиссы с учетом изменчи- | ||
вости политической ситуации | ||
Принципы | ||
научной | Умение и стремление перенимать опыт | |
у более опытного и сильного, в т.ч. и | ||
политики | идейного противника | |
Приоритет решения общих вопросов | ||
перед частными | ||
Соответствие форм, методов и средств | ||
осуществления политики целям и зада- | ||
чам |
Критерий научности политики - соответствие политической |
линии (государства, партии) объективным законам общест- |
венного развития |
Таблица № 11
Умение разби- | Умелый, творче- | Умение работать | ||
раться в полити- | ский и критиче- | с людьми, прислу- | ||
ческой психоло- | ский подход к | шиваться к голосу | ||
гии и политиче- | подбору, расста- | масс | ||
ском поведении | новке и воспита- | |||
масс | нию кадров |
Направление и | Умение делать | |||
регулирование | ПОЛИТИКА | выводы не только | ||
деятельности | КАК | из успехов и по- | ||
политических | ИСКУССТВО | бед, но и из не- | ||
институтов | удач, поражений |
Определение форм, методов | ||
Разработка и творческое про- | и средств политической дея- | |
ведение в жизнь научно-обо- | тельности с помощью кото- | |
снованной политики с опре- | рых намеченные цели могут | |
делением ближайших и пер- | быть достигнуты оптималь- | |
спективных целей | ным образом | |
Таблица № 12
Интеграция различных сфер общественной | |||||
жизни, обеспечение целостности и стабиль- | |||||
П | ности общества | ||||
Ф О | Выражение интересов социальных групп и | ||||
слоев общества, отдельных граждан | |||||
У | |||||
Л | |||||
Н | Управление и руководство политическими | ||||
и общественными процессами в интересах | |||||
К И | наиболее влиятельных слоев и групп населе- | ||||
ния и (или) общества в целом | |||||
Ц Т | |||||
И | Обнаружение и рассмотрение социально- | ||||
И | политических конфликтов, разрешение их | ||||
И | цивилизованными способами и методами | ||||
К | |||||
Социализация личности, включение её в | |||||
сложный мир общественных отношений | |||||
И | |||||
Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека | |||||
Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Таблица № 13
Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народо- | |
властие, форма правления государства, характеризующаяся | |
признанием народа источником власти, равноправием | |
граждан, выборностью основных органов государственной | |
власти, соблюдением прав и свобод человека. | |
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ | |
Признание в качестве источника власти народа или его | |
определенной части |
Выборность представительных органов власти | |
Постоянное влияние общества на государственную власть | |
Равноправие граждан в смысле участия в политической | |
жизни |
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | |
Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- | |
ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства |
Политический плюрализм | |
Таблица № 14
ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ | |
Институты представительной и прямой демократии | |
Органы законодательной, исполнительной | |
и судебной власти |
Институт права | |
Политические партии и другие | |
общественно - политические организации | |
Средства массовой информации | |
Система местного самоуправления | |
В многосоставных обществах - институт федерализма | |
Таблица № 15
ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ | ||
Ч | ||
Малые размеры государства по | ||
территории и населению | ||
Е | ||
Прямое участие граждан в решении | ||
государственных дел | ||
Р | ||
Большинство населения из демократии исключалось. | ||
Участвовали лишь полноправные граждане. | ||
Т | ||
Организация политической жизни носила | ||
монистический характер, отсутствовали | ||
политические партии, общественные организации | ||
Ы | ||
Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные | ||
права и свободы человека |
Таблица № 16
ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | ||
Возникает институт представительства, | ||
политический процесс получил возможность | ||
Ч | распространения на огромные территории | |
Ограничиваются возможности | ||
прямого законотворчества населения | ||
Е | ||
Демократия стала приемлема в странах, имеющих | ||
этническое, языковое, религиозное, имущественное | ||
Р | разнообразие населения | |
Значительное расширение круга лиц, | ||
причастных к решению государственных дел | ||
Т | ||
Появляются политические организации, | ||
партии, ассоциации | ||
Ы | ||
Расширяются индивидуальные права человека, | ||
защищенные конституцией | ||
Таблица № 17
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ | ||
Гражданские и политические права | ||
предоставляются самому широкому | ||
Ч | кругу людей | |
Свободные, всеобщие выборы | ||
Е | ||
Право баллотироваться на любую | ||
государственную должность | ||
Р | ||
Право на оппозицию | ||
Т | Контроль над правительственными решениями | |
Право критиковать правительство, режим, | ||
идеологию, которая в данный момент | ||
Ы | является господствующей |
Право на автономную, независимую информацию | ||
Право граждан создавать ассоциации, партии, | ||
группы по интересам | ||
Таблица № 18
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ | |
Традиционно - либеральная. | |
Главная идея - приоритет личности, индивида над | |
обществом, над государством. | |
Теория плюралистической демократии. | |
Исходит из возможности более полной представленности | |
в системе политической власти и управления интересов | |
различных социальных групп и мнений политических сил. | |
Концепция элитарной демократии. | |
Утверждает, что народ представляет в системе политичес- | |
кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в | |
открытости формирования элит и подконтрольности их | |
деятельности по осуществлению власти и управления. | |
Теория партиципальной демократии. | |
Исходит из необходимости участия большинства народа | |
не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и | |
в других видах политического процесса, включая формиро- | |
вание правящих групп и выдвижение политических лидеров | |
Социалистическая ( марксистско - ленинская | |
концепция демократии ). | |
Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др. | |
концепциям конкурентной демократии. Базируется на при- | |
знании социально и политически единого народа, как | |
основы его власти. |
Таблица № 19
П Р О Т И В О Р Е Ч И Я | |
СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е | |
Между провозглашением Украины демократическим, | |
социальным, правовым государством и существующими | |
социально - экономическими, политическими, духовно- | |
идеологическими предпосылками. | |
Между конституционными правами человека и | |
гражданина и социальной незащищенностью | |
населения. |
Между политическими притязаниями управленческой | |
элиты и ее интеллектуальным и профессиональным | |
потенциалом. |
Между объективной потребностью демократизации | |
общества и уровнем его гражданской | |
зрелости. |
Между декларированным характером прямой и предста- | |
вительной демократии и механизмом ее реализации, | |
возможностью рядовых граждан быть избранными в | |
органы государственной власти | |
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Таблица № 20
Власть: |
1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, |
чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- |
дение и деятельность людей с помощью различного рода |
средств - права, авторитета, воли, принуждения; |
2) политическое господство над людьми; |
3) система государственных органов; |
4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- |
ными, административными полномочиями. |
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
волевой характер власти пред°@U °@U РпD аS5 AU Р@U Р@U й характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Таблица № 21
Ресурсы власти - средства, использование которых | |
обеспечивает влияние на объект власти в соответствии | |
с целями субъекта | |
Экономические: | |
- материальные ценности,необходимые для общественного | |
производства и потребления; | |
- деньги; | |
- плодородные земли; | |
- полезные ископаемые и т.п. | |
Социально-политические: | |
- численность населения, его качество; | |
- социальное единство; | |
- социальная стабильность и порядок; | |
- демократизм общественных отношений; | |
- участие населения в политике; | |
- патриотизм гражданского общества и т.п. | |
Морально-идеологические: | |
- идеалы, интересы, убеждения людей; | |
- идеология, вера, доверие, общественное настроение; | |
- чувства (патриотические, национальные, религиозные), | |
эмоции людей и т.п. | |
Информационно-культурные: | |
- знания и информация; | |
- институты науки и образования; | |
- язык; | |
- пропаганда во всех её формах; | |
- средства массовой информации и т.п. | |
Силовые: | |
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- | |
лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) | |
: | |
Таблица № 22 | |
МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ | |
Господство, т.е. подчинение одних социальных групп | |
другим, что закрепляется в государственных нормативно- | |
правовых актах | |
Руководство, т.е. определение и законодательное закрепле- | |
ние стратегии развития общества, политической системы, | |
выбор средств осуществления основных задач и целей | |
Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп- | |
равленческих решений, согласование, упорядочивание | |
деятельности различных социальных групп,личностей,дей- | |
ствий политических и неполитических организаций и уч- | |
реждений | |
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть | |
следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ- | |
ленческие решения | |
Таблица № 23
Легитимность власти - соответствие власти законно установ- | |
ленным нормам, а также основополагающим целям государств | |
и общепринятым принципам и ценностям | |
Типы легитимности власти | |
Легальный - власть узаконена нормами права, основана на | |
признанных обществом конституционных принципах государ- | |
ства | |
Идеологическая легитимность - власть признается обоснован- | |
ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности | |
тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены | |
Традиционная легитимность - власть признается легитимной, | |
поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- | |
циях, и соответствует традиционным ценностям масс | |
Структурная легитимность - правомочность власти вытекает | |
из убеждения в законности и ценности установленных струк- | |
тур норм, регулирующих политические отношения | |
Харизматическая легитимность - признание власти основывает | |
ся на вере масс в особые способности политического лидера, | |
вождя | |
Таблица № 24
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ | |
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ | |
Совершенствование законодательства и государственного | |
управления в соответствии с новыми требованиями | |
Создание такой политической cистемы, легитимность которой | |
основана на традициях населения, и потому не только более | |
стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан | |
Личные харизматические черты политического лидера | |
Успешное осуществление государственной политики, поддер- | |
жание законности и правопорядка | |
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Таблица № 25
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |
Системный подход | Структурно-функциональ- | |
ный подход | ||
С р е д а |
Институциональная подсисте-
ма - совокупность институтов, |
“вход” “выход” | связанных с функционировани |
ем политической власти: госу- | ||||||
Требо- | Поли- | Реше- | дарство, политическая инфра- | |||
вания, | тиче- | ния и | структура, СМИ, церковь | |||
под- | ская | дейст- | ||||
держка | сист-ма | вия | ||||
Идеологическая подсистема - |
Обратная связь | политические идеи, взгляды, |
представления, чувства участ- |
С р е д а ников политической жизни об-
щества |
Коммуникативная подсистема - | ||
совокупность отношений и форм | ||
взаимодействия, складывающих- | Нормативная подсистема - | |
ся между классами, нациями, ин- | политические нормы и тради- | |
дивидами по поводу политиче- | ции, определяющие и регули- | |
ской власти, её формирования, | рующие политическую жизнь | |
распределения и реализации | общества | |
Культурная подсистема - | |
комплекс типичных для данного общества уко- | |
ренившихся стереотипов (образцов), политич. Представлений, ценностных ориентаций и по- литического поведения |
Таблица № 26
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | |
Определение целей, задач общества, выработка программ | |
его жизнедеятельности | |
Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен- | |
ных целей | |
Интеграция всех элементов общества вокруг общих | |
социально-политических целей и ценностей | |
Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста- | |
бильности общества, его политического строя | |
Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности | |
Таблица № 27
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ | |
В структурном отношении: | |
образуется новая система властных органов, формируется | |
многопартийность, в то же время отсутствует целостность, | |
единство и согласованность элементов политической сис-мы | |
В плане регулирующих норм: | |
принята новая Конституция Украины,создается новое законо- | |
дательство, однако механизм реализации Конституции, зако- | |
нодательных актов практически не работает или же работает неэффективно | |
В смысле политических отношений: | |
неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче- | |
ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво- | |
ренность большинства общества эффективностью деятельно- | |
сти государственной власти | |
По поводу идеологии: | |
возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-кая идеология, ценности либеральной идеологии не воспри- | |
нимаются большинством населения | |
По форме государства и по политическому режиму: | |
формируется смешанная президентско-парламентская форма | |
правления, политический режим характеризуется превалиро- | |
ванием авторитарных форм и средств правления |
Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Таблица № 28
ГОСУДАРСТВО |
Основной институт политической системы, организующий, |
направляющий и контролирующий совместную деятельность |
и отношения индивидов, общественных групп, классов. |
Концепции происхождения | Атрибуты | |
государства | государства | |
- патриархальная | - территория | |
- теократическая | - население | |
- теория насилия | - публичная власть | |
- общественный договор | - суверенитет | |
- социально-экономическая | - монополия на легальное | |
- психологическая | применение силы | |
- антропологическая | - исключительное право на | |
издание законов | ||
- всеобщность | ||
- право на взимание налогов | ||
и сборов с населения | ||
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
Таблица № 29
Представи- | а) аппарат | б) гражда- | Исполнит.- | ||
тельные ор- | управ- | не | распорядитель- | ||
ганы (парла- | ления | ные органы: | |||
мент) | президент, | ||||
премьер, | |||||
правительство | |||||
Надзорно- | |||||
контрольные | |||||
органы | Судебная |
система | ||||
Органы | Органы госу- | |||
охраны об- | Вооруженные | дарственной | ||
щественного | силы | безопасности | ||
порядка | ||||
Таблица № 30
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ |
По полити- | По админи- | По форме | По соци- | |||
ческому | стративно- | правления | ально-клас- | |||
режиму | территори- | совым от- | ||||
альному | ношениям | |||||
устройству | (К. Маркс) | |||||
Монархия: | ||||||
тотали- | - абсолют- | рабовла- | ||||
тарное | унитарное | ная; | дельческое | |||
- консти- | ||||||
туционная | феодальное | |||||
автори- | федерация | Республи- | ||||
тарное | ка: | буржуаз- | ||||
- президен- | ное | |||||
тская: | ||||||
демокра- | конфедера- | - парла- | ||||
тическое | ция | ментская; | социали- | |||
- смешан- | стическое | |||||
ная | ||||||
Дополни- |
тельно выде- |
ляют: |
стабильные и |
нестабильные |
государства |
военные и |
правовые го- |
сударства |
социальное |
государство |
Таблица № 31
Правовое государство - государство, в котором | |
функционирует режим конституционного правле- | |
ния, существует развитая и непротиворечивая | |
правовая система, обеспечивается реализация прав | |
и свобод личности | |
Верховенство права и закона | ||
Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, | ||
П | высокий уровень защищенности личности | |
Р | ||
И | Взаимная ответственность гражданина | |
и государства | ||
Н | ||
Ц | ||
Разделение властей | ||
И | ||
П | ||
Равенство всех перед законом и судом | ||
Ы | ||
Самостоятельность, независимость суда, | ||
подчиненного только закону |
Таблица № 32
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА |
Внутренние | Внешние | |
законотворческая | обеспечение внешней бе- | |
зопасности и целостности | ||
экономическая | государства, его независи- | |
(государство-предпринима- | мости | |
тель, координирующий эко- | ||
номический процесс) | сотрудничество с другими | |
государствами | ||
социальная | ||
(организация социальной | участие в решении глобаль- | |
жизни) | ных проблем | |
обеспечение правопорядка | ||
защита существующего об- | ||
щественного строя от внут- | ||
ренних деструктивных сил | ||
культурно-воспитательная, | ||
пропагандистская |
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Таблица № 33
Государство |
Cодержание: сфера реализации |
общезначимых ин- |
тересов социаль- |
ных групп, классов, |
этносов |
Средства конституция, власть, |
реализации: принуждение, право |
Основа политические инсти- |
государства: туты, органы власти, |
лидеры, элита |
Политические силы: |
партии, движения, группа дав- |
ления, которые представляют |
интересы граждан |
Гражданское общество |
Содержание: сфера реализации пов- |
седневных интересов |
индивидов |
Средства убеждение, правовые |
реализации: и моральные нормы, |
традиции, обычаи и т.д. |
Основа свободный индивид |
гражданско- с неотъемлемыми пра- |
го обще- вами и неполитиче- |
ства: ские организации |
Таблица 34
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО |
Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной |
теории для обозначения государства современного демократического |
типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики |
движение к | ослабление | предоставле- | сохранение | формирова- |
утвержде- | социального | ние каждому | мира и со- | ние благо- |
нию в обще- | неравенства | человеку ра- | гласия в об- | приятной для |
стве со- | боты или | ществе | человека | |
циальной | иного источ- | жизненной | ||
справедли- | ника суще- | среды | ||
вости | ствования | |||
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Таблица № 35
ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ | |
Организация, т.е. относительно продолжительное | |
во времени объединение людей. | |
Существование устойчивых местных организаций, | |
поддерживающих регулярные связи с национальным | |
руководством. |
Цель партии - завоевание и осуществление власти. | |
Стремление обеспечить себе поддержку народа с по- | |
мощью выборов или других способов. | |
Партия - носитель определенной идеологии, | |
мировосприятия . | |
Таблица № 36
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | |
Представительство интересов социальных | |
групп и слоев общества. | |
Борьба за обладание государственной властью, | |
за политическое руководство или упрочение своего | |
руководящего положения. |
Идеологическая | |
( а) деятельность, направленная на производство идей; | |
( б) политическая социализация личности). |
Разработка и осуществление политического курса . | |
Организаторская (деятельность по подбору, расстановке | |
кадров в самой партии и в других государственных | |
и общественных организациях). |
Обеспечение связи масс с государственными структурами, | |
институализация политического участия граждан . |
Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование | |
интересов борющихся сил, политическая стабилизация | |
общества). |
Таблица № 37
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | |
УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ | |
ОРИЕНТАЦИЯ. | |
Национал - радикальные партии У к р а и н ы . | |
- Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив, | |
Ю. Криворучко); | |
- Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ- | |
ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский); | |
- Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько); | |
- Украинская консервативно - республиканская партия | |
(С. Хмара). | |
- Всеукраинское политическое объединение “Государст- | |
венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др. | |
Черты: - идеологическая основа - интегральный национа- | |
лизм (доминанта национального интереса над какими - | |
либо иными). | |
- Государственное устройство - самостийное национальное | |
унитарное, централизованное государство. | |
- Экономическая платформа - разработана слабо, стремле- | |
ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти | |
абсолютный экономический изоляционизм. | |
- Внешняя политика - выход Украины из СНГ, ориентация | |
на европейские страны, прежде всего Германию. | |
Национал - демократические партии У к р а и н ы. | |
- Народный Рух Украины (В.Черновил); | |
- Демократическая партия Украины (В. Яворивский); | |
- Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский); | |
- Христианско-демократическая партия Украины | |
(В. Журавский); | |
- Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла- | |
чинда) и нек. др. | |
Черты: - идеологическая основа - консерватизм с нацио- | |
нальной спецификой; | |
демократический национализм, что в понимании национал- | |
демократов означает баланс интересов нации и личности, | |
единство прав нации и прав человека. | |
- Государственное устройство - унитарная децентрализован- | |
ная Украина (выступают за расширение прав местного | |
самоуправления); | |
поддерживают идею сильной исполнительной вертикали; | |
сторонники сильной армии. | |
- Экономическая платформа - выступают за радикальное | |
реформирование экономики, за форсированную, преимуще- | |
ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб- | |
ственности на землю, развитие фермерства, предприни- | |
мательства. | |
- Внешняя политика - выходУкраины из СНГ, ориентация на | |
2-х сторонние отношения с Россией, вхождение в | |
европейские структуры, в НАТО. | |
Центристские партии и объединения либерально- | |
-демократической направленности. | |
- Либерально - демократическая партия Украины (В.Климчук) | |
- Либеральная партия Украины (В. Щербань); | |
- Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев); | |
- Народно - демократическая партия Украины (А.Матвиенко); | |
- Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев) | |
и нек. Др. | |
Черты:- идеологическая основа - либерализм. | |
-Государственное устройство - президентско-парламентская | |
республика с эффективной законодательной, исполнитель- | |
ной и судебной властью. | |
-Экономическая платформа - ускоренная рыночная транс- | |
формация экономики, разгосударствление, приватизация. | |
- Внешняя политика - вхождение Украины в европейские | |
структуры, укрепление СНГ. | |
Социал-демократические партии У к р а и н ы. | |
- Социал - демократическая партия Украины (объединенная) | |
- В.Онопенко | |
- Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган); | |
- Партия труда (В. Ландык); | |
- Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк); | |
-партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и нек.др | |
Черты:- идеологическая основа - социальная демократия | |
(приоритет прав человека; разделение властей; привержен- | |
ность политической, экономической, социальной демокра- | |
тии; социальная справедливость); | |
- Государственное устройство - разброс мнений: | |
административная автономия - СДПУ; | |
федерально-земельное устройство - ГКУ. | |
- Экономическая платформа - выступают за социально ори- | |
ентированную экономику; | |
за сочетание рынка с государственным регулированием. | |
- Внешняя политика - вхождение Украины в европейские | |
структуры, укрепление СНГ; | |
ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и Бе- | |
лорусии. | |
Социалистические и коммунистические | |
партии У к р а и н ы. | |
- Селянская партия Украины (С. Довгань); | |
- Социалистическая партия Украины (А. Мороз); | |
- Прогрессивная социалистическая партия Украины | |
(Н. Витренко и В. Марченко); | |
- Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко) | |
- Объединение “Трудовая Украина” и нек. др. | |
Черты: идеологическая основа - марксизм - ленинизм, но | |
разные партии отдают предпочтение разным его сторонам. | |
- Государственное устройство - унитарное государство с | |
широкими правами местного самоуправления; против пре- | |
зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за | |
обновленный союз народов. | |
- Экономическая платформа - большинство левых призна- | |
ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок | |
должен быть цивилизованным, частная собственность - | |
трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту- | |
пают против частной собственности на землю. | |
- Внешняя политика - укрепление СНГ, тесное сотрудни- | |
чество со славянскими народами. | |
Таблица № 38
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | |
У К Р А И Н Ы. | |
По критерию политического опыта - практически все | |
партии находятся в процессе становления и не имеют | |
политического опыта. | |
По критерию численности - большинство партий малочис- | |
ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, УРП, | |
СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др. | |
По критерию программных целей и установок - а) многие | |
партии имеют сходные программы, стоят на позициях возрож- | |
дения национального украинского государства; б) у части пар- | |
тий отсутствуют четкие позитивные программы, до конца ос- | |
мысленные и сформулированные идеологические концепции. | |
По критерию идеологии - в Украине есть партии всего спектра. | |
Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и нек. др., | |
правый -Конгрессом Украинских Националистов, Консерватив-но- республиканской партией, Украинской Национальной Ассам-блеей - Украинской Народной Самообороной, РУХом | |
По организационному критерию - большинство партий | |
являются промежуточными между централизованными и | |
децентрализованными. | |
По влиянию в обществе - усталость граждан от проводимой | |
политики, разочарование в способности партий выразить и | |
защищать социальные интересы масс, малочисленность партий, | |
отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, что партии | |
маловлиятельны в украинском обществе. | |
Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Таблица № 44
Социальный | Политическая | Характер | Интеллект | |||
опыт | направлен- | |||||
ность | ||||||
Социальная подструктура | Психологическая подстуктура | |
Личность - политический субъект |
биологичес- | духовная подструктура | |
кая | ||
по°@U °@U РпD аS5 AU Р@U Р@U td> |
темперамент | образован- | культура | нравст- | |||
ность | венность | |||||
Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
Таблица 45
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ | |
ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | |
Материальные предпосылки | |
чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче- | |
ским формам вовлечения личности в политику; | |
уровень благосостояния оказывает влияние на политические | |
убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои | |
общества являются более либеральными, а более бедные - | |
нетерпимыми. | |
Социально-культурные предпосылки | |
Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, | |
определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм | |
поведения. | |
Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- | |
лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- | |
пользованию демократических, легитимных форм политичес- | |
кого участия. Участие политически неграмотного человека | |
обычно протекает в экстремальных формах или же он становит- | |
ся объектом манипулирования. | |
Политико-правовые предпосылки | |
определенный политический режим; | |
доминирующая в обществе политическая культура; | |
правовая обеспеченность демократических процедур форми- | |
рования власти; | |
гарантированность политических прав личности. |
НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ:
Таблица № 46
Уровень научности политического сознания и зрелость политической |
культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о |
власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта полити- |
ческого процесса. |
Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов |
политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обя- |
занностей. |
Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет |
анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообраз- |
ные формы и методы политического участия. |
Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, |
придающие поведению устремленность к достижению цели, способст- вую щие проявлению гражданского долга и мужества. |
Таблица № 47
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ |
ЛИЧНОСТИ |
Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).
Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.
Личность пассивная к политике.
5) Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
Таблица № 48
Политическое лидерство - личностная способность влиять |
на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и |
психологических взаимоотношений и ориентаций в |
группе, организации, обществе. |
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА | ||
“Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый | ||
особыми чертами лидера (ум, волевые качества, | ||
энергия и т.д.). | ||
“Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, | ||
сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от- | ||
дается предпочтение условиям, принижается активность | ||
личности. | ||
Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе | ||
лидерства лежит преимущественно бессознательное | ||
влечение сексуального характера. | ||
Теория конституентов. Лидерство - фунция от ожидания | ||
ведомых, принимающих или отвергающих лидера | ||
последователей. | ||
Интерактивный анализ - попытка осуществить | ||
комплексное исследование лидерства, используя все его | ||
компоненты. |
Таблица № 49
ТИПОЛОГИЯ | ||
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА | ||
По типу авторитета: | ||
традиционное; | ||
рационально-легальное; | ||
харизматическое. | ||
По характеру влияния: | ||
конструктивное; | ||
деструктивное. | ||
По стилю руководства: | ||
авторитарное; | ||
демократическое. | ||
По форме влияния: | ||
формальное; | ||
неформальное. | ||
В зависимости от имиджа лидера: | ||
лидер-знаменосец; | ||
лидер-служитель; | ||
лидер-торговец; | ||
лидер-пожарный. | ||
Таблица № 50
ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА |
Наличие собственной политической программы или новаторской |
стратегии и политики. |
Способность выражать и отстаивать интересы той или иной соци- |
альной группы. |
Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по |
реализации программы и объединении своих сторонников (настой- |
чивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.). |
Необходимый уровень политической культуры. |
Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в |
данном обществе, группе. |
Популярность, ораторские способности. |
Наличие “команды” помощников и исполнителей. |
Наличие поддержки со стороны народных масс,властных структур |
Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям. |
Таблица 51
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО | |
ЛИДЕРА | |
Интегративная: объединение и согласование различных групп | |
и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признан- | |
ных обществом. | |
Ориентационная: выработка политического курса, отражающе- | |
го тенденции прогресса и потребности групп населения. | |
Инструментальная: определение способов и методов осущест- | |
вления поставленных перед обществом задач. | |
Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с | |
помощью создания развитых стимулов для населения. | |
Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью | |
предупреждения отчуждения граждан от власти. | |
Гаранта справедливости, законности и порядка. | |
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Таблица 52
Правовое | ||||
сознание | ||||
Экономическое | Эстетическое | |||
сознание | сознание | |||
Общественное | ||||
сознание | ||||
Нравственное | Религиозное | |||
сознание | сознание | |||
Политическое | ||||
сознание | ||||
Сфера общественного сознания, образуемая сово- |
купностью социальных чувств, представлений, |
взглядов, отражающих реальные политические |
отношения |
Функции |
политического сознания |
Познавательная | Оценочная | Регулятивная | ||
Интегративная | Прогностическая | Нормативная | ||
Таблица № 53
КОМПОНЕНТЫ | |
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ | |
Психологические | Идеолого- | |
теоретические | ||
совокупность чувств, | система знаний, пред- | |
переживаний, умона- | ставлений, оценок, | |
строений и ориента- | понятий, теорий, | |
ций, связанных с по- | принципов, идеалов | |
литической деятель- | ||
ностью и отношени- | ||
ями | ||
Менталитет | ||
устойчивые эмоции, | ||
настроения, установ- | ||
ки и связанные с ни- | ||
ми модели политиче- | ||
ского поведения, | ||
имеющие религиоз- | ||
ные и национальные | ||
особенности. | ||
Таблица № 54
УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО |
СОЗНАНИЯ |
С точки зрения | По глубине отражения | |
субъекта | действительности | |
Реально дей- | |||||
ствующее | |||||
массовое | политическое | ||||
сознание | |||||
массовой об- | |||||
щности | |||||
Формируется | |||||
обыден- | на базе жиз- | ||||
ное | ненного опы- | ||||
та человека | |||||
Сознание | |||||
больших и | |||||
группо- | малых групп: | ||||
вое | классов, по- | ||||
литической | |||||
элиты, свя- | |||||
занных с по- | Формируется | ||||
литикой | социальными | ||||
научное | группами на | ||||
основе иссле- | |||||
дования по- | |||||
процессов | |||||
Система мо- | |||||
тиваций и | |||||
ценностных | |||||
индиви- | компонентов, | ||||
дуальное | обеспечиваю- | ||||
щих познание | |||||
личностью | |||||
политики |
Таблица № 55
По содержанию политическое сознание может быть: | ||
Демократическое или авторитарно-тоталитарное | ||
Революционное или реформаторское | ||
Религиозное или атеистическое | ||
Радикальное, либеральное, консервативное | ||
Национальное или интернациональное | ||
Традиционное или нормативное | ||
Таблица № 56
Особенности политического сознания украинского | ||
общества | ||
Коренная ломка устоявшихся идеалов, стереотипов и | ||
поиск новых политических и духовных ориентиров | ||
Неоднородность, неустойчивость, противоречивость, | ||
дифференциация массового политического сознания | ||
Поляризация взглядов в оценке исторического прошлого | ||
Украины и современных реформ в ней | ||
Низкий рейтинг государства, отдельных его органов | ||
(МВД, армия), а также политической и управленческой | ||
элиты | ||
Неавторитетность политических партий и их лидеров |
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Таблица № 57
Политическая культура - исторически сложившиеся устойчивые |
политические представления, убеждения, ориентации, а также |
обусловленные ими модели и нормы политического поведения лю- |
дей, стили деятельности политических институтов. |
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: |
- степень знания и использования гражданами гражданских прав; |
- степень понимания и осуществления массами политики |
государства; |
- степень включенности граждан в политическую жизнь общества; |
степень развитости политических институтов и участие масс в них ; |
- наличие демократических основ реализации политики государства; |
- формы и методы функционирования политических институтов; |
- накопленный социально - политический опыт, существующие по- |
литические традиции и обычаи; |
- стиль и методы общения субъектов политики в политическом |
процессе; |
- обоснованность подготовки и деловитость осуществления полити- |
ческих решений. |
Таблица № 58
С Т Р У К Т У Р А | |
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | |
Культура политического сознания: | |
- политические установки; | |
- политические представления и убеждения; | |
- политические традиции, обычаи, нормы. | |
Культура политического поведения: | |
- культура политического участия; | |
- культура политической деятельности. | |
Культура функционирования | |
политических институтов: | |
- культура принятия и реализации политических решений; | |
- культура электорального процесса; | |
- культура восприятия и регулирования социально - | |
политических конфликтов. | |
Таблица № 59
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани- |
ями, необходимыми для политической деятельности, | |
обеспечении исторической преемственности, накоплении | |
и передаче опыта от поколения к поколению. | |
Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и |
политических норм определенные взаимоотношения | |
между социальными общностями, гражданами и госу- | |
дарством. | |
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич- |
ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- | |
мированию интереса к политической жизни, выработке | |
определенных установок на общественно-политическую | |
деятельность. | |
Информационная, направлена на удовлетворение потребностей |
личности в политических сведениях, освещающих проис- | |
ходящие в мире события, явления, процессы. | |
Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ори- |
ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- | |
вития событий. | |
Таблица № 60
Политические субъекты: | Неполитические субъекты: | |
- государство; | - семья; | |
- политические партии и | - система образования; | |
политические движения; | - церковь; | |
- средства массовой ин- | - деловые круги, мир | |
информации. | бизнеса; | |
- научная и культурная | ||
элита общества. | ||
Политическая | Субъекты и | |||
символика | факторы | |||
(гимн, герб, флаг), | формирования | Я з ы к | ||
государственные | политической | |||
ритуалы | культуры | |||
Политический | Географический | |
р е ж и м | ф а к т о р | |
с т р а н ы | ||
Характер внешних | ||
отношений страны | ||
Таблица № 61
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ | |
КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА | |
Невысокий уровень политической грамотности | |
населения, низкий статус личных притязаний на | |
участие в политической жизни. | |
Дифференциация политических | |
идеалов, взглядов, настроений. | |
Предрасположенность к конформизму, легковерности | |
и подвижности политических взглядов. | |
Правовой нигилизм. | |
Слабая развитость гражданских позиций. | |
Таблица № 65
Специфика политической модернизации | ||
в Украине. | ||
Имеет вторичный, догоняющий характер. | ||
Происходит переход от одной социально-политической | ||
системы к другой. | ||
Осуществляется в условиях строительства независимого | ||
государства. | ||
Протекает в сложных условиях, страна находится в со- | ||
стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества. | ||
Таблица № 66
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА |
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ |
В УКРАИНЕ. | ||
Отсутствие научно-обоснованной концепции | ||
политической модернизации. | ||
Декларативный характер независимости Украины, | ||
отсутствие необходимой экономической и | ||
социальной базы политической модернизации. | ||
Снобизм, аморальность и отрыв господствующей | ||
элиты от интересов народа, её неспособность | ||
осуществлять политическую модернизацию | ||
последовательно. | ||
Неэффективность функционирования | ||
государственной власти, усиление её кризиса . | ||
Незрелость и неавторитетность политических партий, | ||
их лидеров в Украине и неспособность стать | ||
субъектами политической модернизации . | ||
Несоответствие замысла политической модернизации | ||
уровню гражданской зрелости и политической | ||
культуры общества . |
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
Политический конфликт - столкновение, противоборство раз- | |
личных социально-политических сил, субъектов политики в | |
их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные | |
прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре- | |
деление, изменение своего политического статуса, с полити- | |
ческими перспективами развития общества. | |
С Т Р У К Т У Р А | |
Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта, | |
его скрытое состояние. | |
Участники конфликта, которые не всегда могут быть | |
противниками, но всегда иметь различные цели и интересы. | |
Сила оппонентов в конфликте. | |
Средства и способы, используемые конфликтующими сто- | |
ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения. | |
Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо, | |
желания, интересы группы. | |
Характер конфликта. | |
Пространственно - временные параметры. | |
Последствия и результаты. | |
Таблица № 68
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. | |
- объективного выражения неудовлетворенности; | |
- разрядки напряженности; | |
- достижения внутригрупповой сплоченности; | |
- коммуникативно - информационная; | |
- стимуляция социальных изменеий. | |
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. | |
НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ | |
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации | |
данной политической системы; | |
- может отрицательно влиять на авторитет и | |
функционирование власти; | |
- материально- разрушительная и жизненно-опасная; | |
- духовно - деградирующая. | |
Таблица № 69
Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной | |
ситуации и достижение консенсуса между участниками | |
конфликта. | |
Э т о в о з м о ж н о: | |
- с помощью переговоров (общения); | |
- с помощью сотрудничества; | |
- путем угрозы или насилия. | |
СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. | |
Подготовительная - анализ участниками конфликта | |
существующей конфликтной ситуации. | |
Переговоры - непосредственный контакт | |
участников конфликта или их доверенных лиц. | |
Успех переговоров зависит от: | |
а) степени проработки вопросов на предварительной | |
стадии; | |
б) умения посредника создать из участников конфликта | |
коллектив, способный к решению задач, к совместной | |
работе. | |
Вывод участников переговоров из конфликтной | |
ситуации и определение объективных критериев | |
контроля за реализацией принятых решений | |
Таблица № 70
Конкуренция, т. е. | Уклонение, т. е. | |
Соперничество с отста- | попытка уйти из поля | |
иванием собственных | конфликта. | |
позиций. | ||
Формы | ||
урегулирования | ||
конфликта. | ||
Приспособление - | Сотрудничество, т.е. | |
действие, направленное | поиск совместного реше- | |
на самостоятельную | ния обеими сторонами, | |
выработку решения од- | удовлетворяющего обе | |
ной из сторон, но | стороны. | |
удовлетворяющее обе | ||
стороны. |
Компромисс - поиск | ||
решения, основанного | ||
на взаимных уступках. | ||
Таблица № 71
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. | |
Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- | |
ного моратория на действия, обостряющие конфликт. | |
Стремление к выработке у участников кооперативных | |
ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. | |
Установление честного, открытого процесса взаимных | |
коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) | |
Выработка альтернативных подходов. | |
Обязательное соблюдение норм, правил, законов | |
международного права. | |
Учет психологических аспектов конфликта (теории | |
восприятия, теории личности, учет возможных эффектов | |
на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы | |
конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). | |
Подключение арбитров, беспристрастность которых не | |
вызывает сомнения у обеих сторон. | |
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
Политическая идеология - форма политического сознания, |
определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление |
политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде- |
алов определенных социальных групп и слоев, национальных |
образований. |
Легитимация власти определенных | ||
политических сил и режимов. | ||
Мобилизующая и интеграционная. | ||
ФУНКЦИИ | ||
ПОЛИТИ- | К р и т и ч е с к а я. | |
ЧЕСКОЙ | ||
К о г н и т и в н а я. | ||
ИДЕОЛОГИИ | ||
Н о р м а т и в н а я. | ||
К о м п е н с а т о р н а я. | ||
Таблица № 73
Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение, | |
объединяющее сторонников буржуазно - парламентского | |
строя, выступающих против любых форм контроля за его | |
экономической и духовной деятельностью со стороны | |
светской и церковной власти. | |
Ведущие идеологи классического либерализма: | |
Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ), | |
Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), | |
А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) | |
О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : | |
Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль- | |
ное (от рождения) равенство всех людей. | |
Признание определенных неотчуждаемых прав человека | |
( право на жизнь, свободу, собственность ). | |
Теория и практика правового государства. | |
Главные условия процветания государства: | |
- господство частной собственности; | |
- невмешательство государства в экономику; | |
- простор для личной инициативы. | |
Идея гражданского общества, как общества экономического | |
основанного на частной собственности и рынке, и | |
независимого от государства и политических институтов | |
Концепция социального прогресса | |
Идея “естественного неравенства людей”. | |
Неравенство - естественный биологический, социальный и | |
исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. |
Таблица № 74
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ | |
ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. | |
Целью общества провозглашается прогресс человечества | |
на основе конституционного закона и порядка. | |
Признание допустимости и необходимости | |
вмешательства государства в экономическую сферу. | |
Расширение деятельности государства в | |
социальной сфере.. | |
Особое внимание уделяется правам и свободам | |
человека, а в государственном устройстве - принципу | |
разделения властей. | |
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм | |
мнений, реализуемых через многопартийность. В то же | |
время равенство и участие рассматриваются не как | |
императив, а только как возможность, реализуемая при | |
наличии благоприятных условий, в целом же приоритет | |
отдается компетентости. | |
Таблица № 75
К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю- | |
щая за сохранение традиций и устоев государственного и | |
общественного устройства. | |
Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр | |
(1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) | |
П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И : | |
Преклонение перед традициями и историческим прошлым. | |
Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- | |
ное отношение только к тем изменениям, которые согла- | |
суются с существующим порядком и развиваются подконт- | |
рольно, а не стихийно. | |
Критическое отношение к потенциальным возможностям | |
совершенствования человека и общества с помощью поли- | |
тических средств и методов: только религиозная вера может | |
сделать человека лучше, политические законы лишь не | |
позволяют ему поступать плохо. | |
Государство и правящая элита должны не только управлять | |
обществом, но и воплощать мудрость нации. | |
Оправдание решительных мер в защиту консервативных | |
ценностей. | |
Таблица № 76
Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в | |
основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к | |
новым условиям общественного развития. | |
Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге- | |
лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. | |
В мировоззренческом плане: | |
- приоритетность принципа свободы над принципом равенства. | |
Равенство возможно только как равенство возможностей, но не | |
как равенство условий и результатов; | |
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима- | |
ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. | |
В экономической области: | |
- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ; | |
- содействие частной инициативе с помощью предоставления | |
налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и | |
предложения на рынке. | |
В политической сфере: | |
- функционирование политических институтов представитель- | |
ной демократии; | |
- демократия должна быть вертикальной, элитарной; | |
- политическая деятельность - профессия, доступная каждому, | |
но лишь при наличии у него соответствующих способностей, | |
призвания и специального образования; | |
Суть социальной политики - создание условий, позволяю- | |
щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от | |
государственного “социального попечительства”. | |
Таблица № 77
С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я - | |
доктрина постепенного реформирования буржуазного | |
общества путем утверждения демократии во всех сферах | |
жизни - политической, экономической, социальной и | |
международной. | |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ | |
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) | |
Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным | |
от политического принуждения, действовать в силу | |
своих личных целей и индивидуальных возможностей. | |
Равенство. Оно предполагает равную ценность всех | |
людей и служит условием свободного развития личности | |
и социального прогресса. | |
Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный | |
характер. Это выражение общности человечества и чув- | |
ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная | |
и материальная поддержка. | |
Таблица № 78
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . | |
О с н о в н ы е п о л о ж е н и я . | |
Политическая демократия : | |
- наличие свободных выборов; | |
- предоставление гражданам действительного выбора | |
между различными политическими альтернативами; | |
- возможность смены правительства мирными средствами; | |
- гарантия прав личности и меньшинства; | |
- существование независимой судебной системы, основан- | |
ной на верховенстве закона. | |
Экономическая демократия | |
- “плюралистическая экономика, основанная на началах | |
самоуправления, предполагающая элементы планирования | |
и сохранение рынка, как регулятора производства”; | |
- государство регулирует рынок в интересах людей; | |
- развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- | |
равлении капиталистическими фирмами, а также развитие | |
“самоуправления”. | |
Социальная демократия | |
Борьба за социальную демократию - это борьба за более | |
высокое качество жизни, которое характеризует степень | |
социальной свободы человека, условия и содержание его | |
труда, доступность системы образования и духовных цен- | |
ностей, состояние окружающей среды. | |
Международная демократия | |
Мир и сотрудничество государств. |
Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 79
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
Процесс разработки научно обоснованных суждений о возмож - |
ных вариантах развития политических событий, о сроках, путях |
изменений политических явлений и выработка конкретных реко - |
мендаций для практической деятельности. |
Таблица № 80
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ:
Внутриполитическая
Внешнеполитическая
Военно-политическая
Идеологическая
Социальная
Экономическая
Экологическая
Продолжение табл. № 80
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
Принципы | Методы | |||
Достоверность | Статистические | |||
Проверяемость | Фактографические | |||
Непрерывность | Математические | |||
аналогии | ||||
Системность | ||||
Исторические | ||||
аналогии | ||||
Многоплановость | ||||
Экстраполяция | ||||
Точность | ||||
Опрос | ||||
Наличие обратной | ||||
связи | ||||
Анкетирование | ||||
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 81
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ |
? ? ? |
Определение объекта, цели, методов прогноза. |
Сбор данных, влияющих на объект. |
Разработка поисковой модели. |
Составление нескольких возможных вариантов |
развития событий. |
Выработка рекомендаций для принятия |
политических решений. |
1. Гражданское право украины в схемах и таблицах
2. Трудовое право в схемах и таблицах
3. Конституционное право в схемах и таблицах
4. Уголовное право в схемах и таблицах
5. Отрасли права в схемах и таблицах
6. Гражданское право особенная часть в схемах
7. Военные реформы петра в таблицах
8. Реформы петра и екатерины в таблицах
9. Реформы петра в таблицах для класса
10. Гражданское право в схемах гражданское право в схемах
11. Таможенное право украины в таблицах
12. Финансовые реформы петра в таблицах
13. Военная реформа петра в таблицах
14. Уголовное право общая часть в схемах