Трехстороннее соглашение о зачете требований

Содержание

Введение

1. Актуальность управления персоналом

2. Система и последовательность развития персонала

3. Эволюция требований к персоналу управления и развитие ответственности

3.1 Понятие требований

3.2 Эволюция требований к менеджеру

3.3 Развитие ответственности персонала

4. Анализ системы развития персонала

в ОАО «Белэлектромонтаж»

5. Разработка плана мероприятий по повышению

квалификации управленческого персонала

в ОАО «Белэлектромонтаж» с учетом изменения

внешних и внутренних факторов

Заключение

Список использованных источников


Введение

Важнейшей задачей в рыночной экономике является удовлетворение потребностей экономики и социально-трудовой сферы в высококвалифицированных кадрах, формирование корпуса компетентных государственных служащих и контингента цивилизованных собственников, предпринимателей и менеджеров. Работа в сложных условиях нестабильности экономической ситуации предъявляет повышенные требования к квалификации руководителей, уровню их профессиональных знаний, обеспечивающих предприятию реальный переход к стратегическому управлению компанией в постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре.

Руководители большинства отечественных предприятий концентрируют сегодня основное внимание на управлении производством, финансами, маркетингом, в то время как совершенствование такой важнейшей составляющей управления предприятием, как человеческие ресурсы, продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления. Экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраиваются крайне медленно.

Глобализация экономики привела к переосмыслению функций управления человеческими ресурсами на оперативном, а также и стратегическом уровнях.

Целью данной работы является изучение таких основ как системы и последовательности развития персонала и эволюция требований к управленческому персоналу и развития ответственности. Рассмотрение практических вопросов развития персонала на примере конкретной организации ОАО «Белэлектромонтаж».


1. Актуальность управления персоналом

Современные предприятия вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, определяющие успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников предприятия.

Критическими факторами успеха, т.е. теми, без которых он практически невозможен, являются развитие персонала, инновации; сильные и надежные партнеры (поставщики, субпредприятия, альянсы и т.д.); ориентация на клиента; себестоимость продукции; быстрота поставок; логистика и ее состояние; уровень квалификации персонала и др.

Рынок постоянно изменяется. Организация вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изменениям внешней среды, но и к их скорости.

В этом случае организация должна представлять собой не застывшую систему, а мобильный организм с единственным постоянным фактором — обновления и непрерывного развития.

Традиционная организация имеет ярко выраженную иерархию, ориентирована на контроль и организационную структуру управления с жестко фиксированными задачами подразделений. Это — бюрократическая организация.

Организация нового тина ориентирована на управление процессами и управление персоналом. Последнее имеет решающее значение.

Переходные процессы в социальной и политико-правовой сферах привели к возникновению новых направлений управления:

стратегический менеджмент персонала;

индивидуальное планирование карьеры менеджера;

техника кадрового регулирования;

управление персоналом в экономически сложное время.

Решение перечисленных проблем и достижение успехов на новых направлениях имеют одну общую основу. Это ориентация на сотрудника, его новое восприятие своей роли и самосознание.

Дискуссии на ведущих предприятиях Беларуси о путях достижения успехов в новых условиях содержат принципиальные аспекты развития управления персоналом. Так, основными вопросами, обсуждения руководств предприятий и кадровых служб являются:

  1. кто выполняет функции управления персоналом?

  2. какой должна быть структуризация этой деятельности?

  3. Как обеспечить адекватные требованиям 2000 г. организационные формы работы кадровых служб?

  4. Каковы лучшие из них?

  5. Что и почему следует оценивать в деятельности персонала при его аттестации, а также при подведении итогов работы?

  6. Как обеспечить деловую активность персонала?

  7. В каком направлении ориентировать профессиональную деятельность по управлению персоналом отдела кадров, функциональных подразделений и линейных руководителей?

Ответы на эти принципиальные вопросы являются элементами концепции управления персоналом конкретной организации, включающей всех участников управления персоналом, прежде всего сотрудников, подразделения по работе с персоналом, управленческие кадры, совет акционеров или совет трудового коллектива и, разумеется, руководителей высшего звена управления организацией.


2. Система и последовательность развития персонала

Комплекс элементов, содействующих повышению кадрового потенциала организации в соответствии с ее целями, называется системой развития персонала данной организации. В основе этой системы находятся относящиеся к конкретным должностям и рабочим местам информационные и образовательные процессы прямого и косвенного повышения квалификации сотрудников. Скрытая, или косвенная, квалификация сотрудников увеличивается в процессе изучения задач на тех рабочих местах, которые они занимают.

К числу элементов системы развития персонала относятся: элементы развития кадрового потенциала (штатное расписание, ротация, профессиональная карьера, замещение должностей); элементы развития личностного потенциала (переквалификация, повышение квалификации); информационные элементы (анализ рынка образования, анализ предложения и спроса на образование внутри организации, персонифицированная система данных о развитии кадров, результаты аттестации и оценки работы персонала).

Анализ элементов системы позволяет определить последовательность развития персонала. Зарубежный опыт выработал шесть этапов внедрения мероприятий по развитию персонала, каждый из которых требует ответа на конкретные вопросы.

1. Основополагающая кадровая политика

- Каких целей Вы хотите достичь?

- Есть ли необходимость в мероприятиях по развитию персонала?

- Каковы взаимосвязи кадровой политики с вопросами планирования персонала (например, проблема преемственности)?

- Какое кадрово-политическое решение необходимо принять?

2. Сбор информации и необходимость в ней

- Какими знаниями сотрудники уже владеют?

- Как эти знания оцениваются и ценятся?

- Какие мероприятия по повышению квалификации уже проводились?

- Какие требования предъявляются к персоналу сегодня, завтра и в связи с намеченными планами?

- Каковы потребности в персонале управления?

- Насколько велика разница между требованиями к рабочим местам и реальной квалификацией персонала?

- Есть ли потребность в особых мероприятиях, связанных с флуктуациями персонала?

3. Мероприятия и инструменты

- Какие мероприятия и инструменты необходимо применять исходя из возможностей предприятия?

- У каких мероприятий соотношение цены и качества наилучшее?

- Как осуществить выбор мероприятий с точки зрения структуры предприятия?

- Кто из сотрудников может провести или, по меньшей мере, поддержать проведение необходимых мероприятий?

- Как осуществить выбор фирм, предлагающих свои услуги по обучению, для участия в осуществлении мероприятий?

4. Организация как заказчик и исполнитель развития персонала

- Кто должен заниматься вопросами развития персонала?

- Отвечают ли руководители за рост своих подчиненных?

- Кто отвечает за организацию семинаров?

- Кто определяет даты проведения семинаров?

- Кто следит за порядком проведения семинаров?

5. Затраты и бюджет

- Существует ли в бюджете статья, направленная на развитие персонала? (Это ключевой вопрос в оценке результатов и эффективности мероприятий.)

- Отвечает ли руководитель напрямую за расходование средств на эти цели?

6. Контроллинг

- Насколько глубоко повлияли проведенные мероприятия на развитие персонала?

- Насколько окупились проведенные инвестиции?

- Были ли внедрены полученные знания?

Развитие персонала представляет собой средство усиления кадрового потенциала и поощрения, необходимых в будущем, кадровых ресурсов. Оно рассматривается как производная от философии и миссии предприятия и отталкивается от его долгосрочных целей. В связи с этим цели развития персонала формируются руководством предприятия. Одновременно они должны быть достижимыми с точки зрения сотрудника и приносить осязаемые результаты. Четкое определение задач, стоящих перед сотрудником, является предпосылкой к пониманию требований к нему и готовности повышать свой профессиональный уровень.


3. Эволюция требований к персоналу управления и развитие ответственности

3.1 Понятие требований.

Под требованиями к персоналу понимаются, прежде всего, деловые качества менеджера, а также те особенности в работе, которые диктует конкретная должность. К ним относятся образование и его профиль, возраст, стаж управленческой работы. Различия в требованиях обусловлены разнообразием решаемых задач и их дифференциацией в зависимости от уровня и масштабов управления.

Например, у руководителя крупной организации отсутствует необходимость в знании новых технологий или измерительной техники. Для этого существует разветвленный аппарат управления. Руководитель же организации меньших размеров нередко выполняет функции целого штаба.

Структура организации динамична, в ней происходит непрерывный процесс изменения задач и требований. В таких условиях особое значение приобретают предпринимательские, коммуникационные и информационные способности персонала управления.

Изменение структуры организации — только один из многих факторов, приводящих к изменению задач, стоящих перед менеджером, и требований к нему. Для установления перечня качеств, которыми должен обладать менеджер, необходимо точное знание управленческих и производственных задач, стоящих перед ним. Их структура определяет количество и уровень требований, предъявляемых к менеджеру. Качества менеджера обусловлены функциями, которые он выполняет. Изменение задач влечет за собой изменение функций, что в свою очередь обусловливает изменение требований. Степень пригодности к выполнению функций оценивается по соответствию требований должности и качеств кандидата на эту должность. Качества менеджера зависят от задач, производных от целей организации (рис.1).[image]

Рис. 1 Взаимосвязь целей организации и требований к исполнителям

Шкала требований к персоналу управления имеет несколько разрядов. Например, пятибалльная шкала может выглядеть следующим образом:

  1. ограниченно соответствует требованиям;

  2. существенно соответствует;

  3. весьма соответствует;

  4. полностью соответствует;

  5. в высшей степени соответствует.

Оценка качеств менеджера может быть представлена в различной форме, например в виде линейного профиля, или полярного профиля оценок, основанного на противоположных качествах, например: непостоянный — стабильный, мягкий — жесткий, подозрительный — доверчивый, нуждающийся в защите — независимый.

Полярный профиль оценок может включать и ряд других противопоставлений вместе с их оценками в баллах. Такой профиль образуется при обобщении экспертных оценок.

Не существует требований, полное соответствие которым гарантировало бы приход наиболее подходящего менеджера. Но профессиональный успех по определенным качествам можно предвидеть и способствовать его достижению в интересах организации и самого менеджера.

3.2 Эволюция требований к менеджеру.

Один из первых исследователей качеств администраторов - французский ученый и предприниматель, владелец современных горно-обогатительных предприятий А. Фаиоль. В 20-е гг. он разработал систему требований, которая известна как шкала Файоля (табл. 1). В ее основе - разделение знаний на три группы и различная значимость этих групп в зависимости от должности.

Таблица 1 Шкала Файоля

Должность

Знания

управленческие

технические

экономические

Итого

Рабочий

5

85

10

100

Мастер

15

60

25

100

Старший мастер

25

45

30

100

Начальник цеха

30

30

40

100

Технический руководитель

35

30

25

100

Директор

40

15

45

100

Генеральный директор

50

10

40

100

А.Файоль еще в начале XX в. утверждал, что управленческому мастерству следует обучать так же, как и техническим знаниям: сначала в учебном заведении, потом на практике.

А.Файоль считал, что управленческие данные должны обязательно дополняться профессиональной подготовкой и практическим опытом (табл.2).

Таблица 2 Структура качеств руководители (по А.Файолю)

Качества

Содержание качеств

Физические

Здоровье, энергичность, внешний вид

Умственные

Способность понимать и усваивать, здравый смысл, способность активно мыслить и адаптироваться

Моральные

Твердость, готовность принять на себя ответственность, инициативность, лояльность, тактичность, собственное достоинство

Образовательные

Общее знакомство с вопросами, не относящимися непосредственно к выполняемой функции

Техническая эрудиция

Имеет специфическое содержание в зависимости от выполняемой функции

Опыт

Приобретается в процессе работы


В отличие от системы требований А. Файоля в нашей стране на протяжении долгого времени наиболее часто учитывались:

- общественно-политическая зрелость (партийность, личная ответственность, добросовестность, способность подчинять личные интересы государственным, чуткое отношение к людям, морально-политическая устойчивость);

- дисциплина и добросовестное отношение к труду (трудолюбие, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе, умение воспитывать у окружающих трудолюбие, личная дисциплина, умение планомерно вести работу);

- уровень знаний (знания техники, технологии, экономики, структуры и функций управления, перспективность);

- организаторские способности (умение подбирать и использовать работников, обучать и воспитывать в процессе труда, обеспечивать контроль и стимулирование, коротко и ясно излагать мысли, способность выслушивать руководителей и подчиненных, целеустремленность).

В современном зарубежном кадровом менеджменте акцент сделан на динамику требований, их ситуационную восприимчивость. Однако существуют устойчивые требования, выработанные десятилетиями практики управления людьми в организациях. К их числу относятся: предприимчивость, ответственность, компетентность, коммуникабельность, творческий подход к решению профессиональных проблем, "пробивная сила", солидарный стиль лидерства, способность внушать и оправдывать доверие.

В структуре требовании к руководителям доминируют управленческие и экономические знания. Техническая компетентность, если она не является областью профессиональных знаний, для современного руководителя не обязательна. На предприятии есть службы главного конструктора, технолога, механика, а в цехах - технологи, механики, энергетики. Здесь можно провести аналогию с тем, что при развитой сфере обслуживания водителю достаточно изучить правила и научиться управлять автомобилем и не обязательно знать его устройство и механизмы.

Современный руководитель должен концентрировать свое внимание на управлении персоналом, поведении сотрудников, их хозяйственной деятельности.

3.3 Развитие ответственности персонала.

Ответственность в менеджменте рассматривается на уровнях: личности; организации или ее подразделений; всей системы управления (социальный критерий развития менеджмента персонала).

Для человека ответственность - личное качество, включающее интеллигентность, общественную зрелость. Когда человек становится сотрудником организации, ответственность трансформируется в желание и способность квалифицированно подойти к выполнению своей работы в интересах организации. Для менеджера ответственность означает личную потребность и необходимость квалифицированного подхода к принятию или реализации управленческого решения, способность предвидеть последствия своих действий, личную причастность к делу.

Ответственность менеджера может интерпретироваться как:

  1. ответственность в смысле сознательности, т.е. готовности соблюдать или учитывать интересы тех, кого касается данное решение. Речь идет о позиции обязательности перед сотрудниками или партнерами. Ответственность в этом смысле тесно связана с этикой менеджера;

  2. ответственность за последствия, т.е. персональная ответственность за последствия действий и риск. Необходимость и обязанность отвечать за успехи и ошибки связаны с возможностью и правом на самостоятельные действия.

На уровне организации основой ответственности служит функция управления. Ответственность интерпретируется в организационно-функциональном смысле. Специальные подразделения, например отделы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного бухгалтера, отвечают за выполнение соответствующих функций в масштабах всей организации.

Ответственность менеджера может быть нескольких видов.

Собственная ответственность - обязанность отвечать за собственные действия и их последствия. Такая ответственность вступает в силу вместе с принятием решения о собственных действиях, т.е. до самих действий.

Чужая ответственность - обязанность отвечать за решения или действия других (как правило, сотрудников рангом ниже) носителей решений или исполнителей действий.

Ответственность перед собой имеет место в случае, если принимающий решение и его исполнитель являются одним лицом.

Внешняя ответственность - ответственность по отношению к внешним объектам, зависящим от деятельности организации.

Внутренняя ответственность - ответственность по отношению к внутренним объектам организации.

Ответственность перед предприятием (организацией) характеризует учет интересов организации или ее представителей.

Общественная ответственность учитывает интересы общего благополучия.

Социальная ответственность содержит учет социальных интересов сотрудников организации.

Экологическая ответственность - ответственность по отношению к окружающей среде.

Глобальная ответственность - учет влияния человека на состояние Земли.

Ответственность непосредственно менеджера обусловлена интересами собственников и организации. Во имя этих интересов менеджеры реализуют деловые цели, стремление к которым иногда приходит в противоречие с другими интересами.

Деятельность менеджера затрагивает систему интересов, в которую входят интересы:

- собственников организации и пайщиков (например, сохранение фондов, прибыль, ее распределение);

- наемных работников и сотрудников (доходы, социальное обеспечение, пенсии, гарантии места работы, достойные человека условия труда);

- потребителей (товары, цены, качество, гарантии, обслуживание, информация);

- общественности (экология, поддержка общественных проблем и т.д.), конкурентов (правила конкуренции и профессиональной этики).


4. Анализ системы развития персонала в ОАО «Белэлектромонтаж»

ОАО «Белэлектромонтаж» создано при поддержке государства для ведения всех видов электромонтажных работ. Вот уже 65 лет на строительном рынке ОАО «БЭМ» показывает высокий профессионализм, причем не только на территории РБ, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Основные направления деятельности — электромонтажные и пусконаладочные работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей электроснабжения, освещения, связи, радио, телевидения, КИПиА. Весь спектр услуг применяется на объектах промышленности, жилья, соцкультбыта, здравоохранения, связи, индивидуального строительства и т.д.

Сегодня "Белэлектромонтаж" — современное мощное предприятие, оснащенное необходимым оборудованием, инструментом и механизмами для проведения электромонтажных работ. Его производственная база насчитывает сотни единиц электрифицированного инструмента, оборудования для сварки черных и цветных металлов, соединения и оконцевания кабелей, транспортировки и укладки кабеля механизированным способом, пиротехнического инструмента для крепежных работ и пробивки отверстий в конструкциях зданий и т. д. Для транспортировки и укладки кабелей в траншеи используются более сотни единиц автотранспортной техники различного назначения и тракторов.

За годы существования ОАО «Белэлектромонтаж» сложился стабильный, опытный коллектив рабочих и инженерно-технических работников. Подготовка и повышение квалификации персонала осуществляется через Белорусский государственный экономический университет, Белорусский национальный технический университет, институты повышения квалификации.

В большей мере сотрудниками управленческого звена становятся работники, которые имеют непосредственный опыт в проведении электромонтажных работ и получившие специализированное высшее образование. При этом каждый из них обладает практически полным набором знаний для эффективного управления организацией.

Со временем сложился устойчивый принцип регулирования, что доказано столь долгим периодом существования ОАО «БЭМ». На сегодняшний день управленческий аппарат применяет новые технологии управления, которые не меняют старые принципы, а только дополняют их.


5. Разработка плана мероприятий по повышению квалификации управленческого персонала в ОАО «Белэлектромонтаж» с учетом изменения внешних и внутренних факторов

Как было отмечено выше, управленческий состав основывается на работниках непосредственно участвовавших в строительных работах и параллельно получивших высшее специализированное образование. В отдельных случаях происходит набор из числа студентов, заканчивающих ВУЗ, но при этом они получают как минимум полугодовой опыт электромонтажных работ.

Основными мероприятиями по повышению квалификации управленческого персонала могут быть:

  1. Создание совета организации по принятию решений о необходимости повышения квалификации сотрудников организации.

  2. Создание учебных программ по освоению интересующих вопросов управления организацией на базе учебного центра организации.

  3. Разработка, апробация и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов по профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

  4. Использование учебных программ различных институтов повышения квалификации (напр. БГЭУ, АУ при Президенте РБ).

  5. Создание и разработка программ по освоению и использованию сети Интернет в учебно-информационных целях.

  6. Использование программ по профессиональному обмену сотрудниками управленческого аппарата между организациями и предприятиями одной отрасли, как в пределах нашей страны, так и за ее пределами.

  7. Разработка и создание программ по информационной поддержке управленческих процессов, использованию информационных ресурсов в управлении.

Заключение

Наступает время, когда эффективное руководство организацией зависит от эффективного управления персоналом. Человеческий фактор начинает играть основополагающую роль в регулировании процессов производства. Повышение уровня квалификации руководящих сотрудников обеспечивает стабильность, надежность и высокую самообеспеченность организации.

В данной контрольной работе автор провел анализ некоторых вопросов, касающихся непосредственно самого персонала. Такие важные понятия как развитие, эволюция и ответственность персонала являются неотъемлемой частью «жизни» организации, которым необходимо уделять особое внимание.

Проведя исследования и анализ реально-действующей организации ОАО «Белэлектромонтаж» были показаны некоторые (имеющие рекомендательный характер) мероприятия по повышению квалификации управленческого состава данного предприятия.


Список использованных источников:

  1. Беляцкий Н.П. Управление перосоналом / ООО «Интерпрессервис», Минск, 2002г.

  2. Дафт Д.Л. Менеджмент / Д.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса, ППП «Типография «Наука», 2005.

  4. - сайт ОАО «Белэлектромонтаж»





Похожие курсовые работы

1. Соглашение о зачете взаимных требований образец

2. Образец трехстороннее соглашение о взаимозачете

3. Образец мировое соглашение между банком и должником

4. Форма соглашения о зачете взаимных требований

5. Образец мировое соглашение в гражданском процессе

6. Соглашение трехстороннее зачет

7. Форма трехстороннего договора соглашение

8. Определение Лицензионное соглашение

9. Трехсторонний акт зачета взаимных требований

10. Образец соглашения о взаимозачете

11. Образец трехстороннего договора поставки

12. Договор о взаимозачете образец

13. Акт трехстороннего взаимозачета образец

14. Образец трехстороннего взаимозачета

15. Трехсторонний акт выполненных работ образец

Курсовые работы, рефераты и доклады