ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь думы власть,/Одну, но пламенную страсть..." и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой "думы": "нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности" - вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине.
Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности ("Смерть поэта", Как часто пестрою толпою окружен"). Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив - ведущий и универсальный в "Думе" ("Печально я гляжу на наше поколенье"), где все общепринятые ценности поэт признает ложными.
Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность ("Парус"), желание активно бороться за нее ("Я жить хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в "стране рабов, стране господ" - второй важнейший лермонтовский мотив ("Утес", "На севере диком"). Герой обречен быть вечным странником ("Нет, я не Байрон", "Кинжал", "Листок"), изгнанником ("Тучи"), узником ("Желание" - 1832, "Узник", "Соседка").
Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость ("Пророк").
Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из "Думы": "И царствует в груди какой-то холод тайный,/ Когда огонь кипит в крови", - жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. "Холод тайный" приводит героя к пессимизму и опустошенности: "И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая шутка"; "И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад". "Огонь в крови" заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский мотив.
Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом ("Ангел", "Ветка Палестины"), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души ("На севере диком", "Утес", "В полдневный жар в долине Дагестана"). Однако он не верит в дружбу ("...друзей клевета ядовитая..."), что же касается любви - "Любить... но кого же? на время - не стоит труда,/А вечно любить невозможно". Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от "Брожу ли я вдоль улиц шумных" к "Вновь я посетил"), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре "Выхожу я один на дорогу".
Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. "Бородино" - очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении "Валерик" ("Я к вам пишу случайно"). Народ помогает герою обрести родину.
Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии "Погасло дневное светило", чувство родины заменяет радость изгнанника ("Желание", "Зачем я не птица, не ворон степной", "Спеша на север издалека"). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения.
Итоги исканий героя находим в стихотворениях "Бородино" и "Родина", в них родина - это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта.
Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество - значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта ("Пророк"). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный характер: "О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью...". Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум ("Смерть поэта", "Поэт", "Пророк"). Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В "Валерике" это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в "Завещании" ("Наедине с тобою, брат") - простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян.
Разберем с детства знакомый "Парус" (1832). Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении "Парус" представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е. повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. "Парус" символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и "в стране далекой" и ищет избавления от одиночества, которое "кинул он в краю родном". Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет "холода тайного", но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие "увы"). И бежит он, конечно, не от избытка счастья в "краю родном". Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг "тучки небесные" в другом стихотворении.
Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в "Тучах" (1840), но умиротворенность герою "Паруса" чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мятежность - характерная черта духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский ("Жизнь есть действование, а действование есть борьба") и Герцен ("Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека"). О таком человеке лермонтовский "Парус", его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.
1. Анализ стихотворения лермонтова и скучно и грустно
2. Анализ стихотворения и скучно и грустно лермонтова
3. Анализ стихотворения скучно грустно лермонтова
4. Урок геометрии Тема Гомотетия Презентация
6. А блок поэма двенадцать урок презентация
7. Анализ написания стихотворения Ангел Лермонтова в
8. Тема свободы в лирике пушкина урок
9. Анализ стихотворения лермонтова весна
10. Урок по биографии лермонтова
12. Анализ стихотворения лермонтова
13. Управление персоналом курсовая бесплатно скачать тема женщина как субъект управления мировой опыт
14. Анализ стихотворения узник м ю лермонтова
15. Лирика лермонтова открытый урок