Анализ стихотворения скучно грустно лермонтова

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА

«ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ».

Проплясал, проплакал дождь весенний, ------ 5

Замерла гроза. --- 3

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, ----- 5

Подымать глаза… --- 3

Скучно слушать под небесным древом ------ 5

Взмах незримых крыл: -- 3

Не разбудишь ты своим напевом ------ 5

Дедовских могил! --- 3

Привязало, осадило слово -------

Даль твоих времен. --

Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых ------

Прозвенит твой сон ---

Кто-то сядет, выгнет плечи, ----

Вытянет персты. ---

Близок твой кому-то красный вечер, -----

Да не нужен ты. ---

Всколыхнет он Брюсова и Блока, -------

Встормошит других. ---

Но все так же день взойдет с востока, ------

Так же вспыхнет миг. --

Не изменят лик земли напевы, ------

Не стряхнут листа… ---

Навсегда твои пригвождены ко древу --------

Красные уста. ---

Навсегда простер глухие длани ------

Звездный твой Пилат. --

Или, Или, лама савахфани, ------

Отпусти в закат. ---

<1917>

РАЗМЕР: хорей (5/3) с пиррихиями (см. выше ----)

РИФМА: женмужженмуж; перекрестная авав; полная

Фонетические средства: аллитерация – [пр][р][л]

[вс][вз] - Vстрофа

ассонанс – [о][ы][а]

******************************************************************************

Морфемные средства: Префиксы: про-конечность

При- связанность, невозможность движения

Вз-(вс-) – движение по кругу, замкнутость

******************************************************************************

Лексические: специальные – или,или, лама савахфани (др. евр) (библ. легенда курс на

->обращение к вечному, повторимость судеб: Поэт=Иисус) вечность

Просторечные – подымать, знать (близость к читателю)

Старославянизмы – крыл, персты, лик, древо, уста, длани

Синонимы –привязало, осадило – акцент остановки

Всколыхнет, встормошит - псевдооживление

Омонимыантонимы – проплясал, проплакал (но сливаются за счет [прапл] (созд-е однообразности жизни, в которой и печаль, и веселье суть одно)

******************************************************************************

Сравнения:– нет

******************************************************************************

Олицетворения: дождь, могилы, слово, напевы =>жизнь-смерть-песня

******************************************************************************

Метафоры: даль времен, прозвенит сон, вспыхнет миг, пригвождены ко древу уста

******************************************************************************

Гипербола:

******************************************************************************

Литота:

********************** НЕТ ********************************************************

Оксюморон:

******************************************************************************

Перифраз:

******************************************************************************

Эпитет А) метафорический: небесное древо, незримые крыла, глухие длани

Б) изобразительный: весенний дождь, тяжелые тома, красный вечер, красные уста

В) лирический: дедовские могилы (т.к. обобщение)

******************************************************************************

Метонимия:

*************************** НЕТ ***************************************************

Синекдоха:

******************************************************************************

Поэтический синтаксис: А) градация: нет

Б) повторы: анафора: скучно

В) эллипсис: нет (не мысли, но факт)

Г) инверсия: см. текст

******************************************************************************

Рит. приемы: А)восклицание: Не разбудишь ты своим напевом

Дедовских могил!

Б) вопрос: нет

В) умолчание: Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

Подымать глаза…

Не изменят лик земли напевы,

Не стряхнут листа…

Русская литература начала XX века – явление странное, ни на что не похожее. Стихи или прозу любого автора этого периода – будь он эмигрант или художник советский – не сможет читатель понять так легко, как понимает Пушкина или Гоголя. Нет, разумеется, мы говорим не об общедоступности произведений гениев века XIX, а лишь о том, что в многоплановых их творениях всегда есть та внешняя часть, которая удовлетворит читателя поверхностного и явится дорогой к глубинам, к истинному содержанию произведения для читателя «настоящего». В творениях же века XX серебряного внешний план обыкновенно отсутствует. Произведение литературы первой четверти столетия – загадка. Более того, автор начала века – загадка не меньшая: что ни судьба, то легенда, рай для биографа, дающий возможность сочинить жизнеописание художника, отличное от многих подобных, но – так и не приблизиться к разгадке пути Мастера. Думается, эту разгадку следует искать в творчестве, а не теряться в глупейших предположениях относительно прототипов и событий, толкнувших творца на создание произведения искусства. Ведь именно в творчестве, как правило, и отражается весь путь поэта, писателя… В творчестве художник размышляет о судьбах искусства, обращается к себе самому как к части искусства. Ярко и оригинально выражены такие обращения в лирике С. Есенина, который не просто просматривается сквозь образ лирического героя, но называет своего собеседника: Сергей Есенин.

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

Подымать глаза.

«Скучно» - это слово рефреном пройдет через шесть строф стихотворения. Ему, автору этих строф, надоело бессмысленно звучать вместе с поэтом Есениным. Что «ему» с того, что крылья взлетят и опустятся под высоким небом, и весенняя гроза с ее ритмом, звоном, запахами окажется заключена в результате волшебного взмаха в двух строках:

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза.

Гроза поймана со всем ее глухим стуком капель по крышам – четкий рисунок повторяющейся группы [прапл] и одного [л] в конце первых двух слов – и особенностью последней капли, стекающей по стеклу – [рл] с переходом на [р] и [з] во второй из приведенных строк, - но что это дает? Этим «напевом» не разбудить «дедовских могил», не сотворить чуда…

Слово изменяет мир Поэта, не доносит его до читателя, упивающегося «красным вечером» стихотворения, но не видящего в нем Художника. Читателю нужен не поэт-человек с его переживаниями, а только поэт-творец «вечеров». Человек же способен «всколыхнуть» немногих других поэтов небольшого круга – автор не зря называет здесь две фамилии, еще более конкретизируя, сужая этот круг. А «других», не посвященных в творчество, «сон» поэта лишь «встормошит» отголоском той волны, что живет в стихах его. Но это безразлично уже Художнику, он видит бессмысленность искусства: ведь «все так же день взойдет с востока, так же вспыхнет миг»… Автору ясно, почему волшебные зеркальные «напевы» Сергея Есенина «не изменят лик земли»: уста поэта навсегда «пригвождены ко древу», к тому древу, которое во второй строфе предстает «небесным» - к вечности. Наряжая «сон» в слово, стихотворец обрекает его (сон) на жизнь «в томах тяжелых», а не в ветре. Книга «не стряхнет листа» с ветки, а ветер умрет в тяжелой словесной оправе…

Но автор не обвиняет поэта. Поэт не выбирает: путь предопределен.

Навсегда простер глухие длани

Звездный твой Пилат, -

и участь Художника – сочетание несовместимого всегда противоречие: ветер его снов неясен, а слова, понятные людям, способны нарисовать момент «сна», но не передать его движение – движение ветра…

И – пик стихотворения: автор его и Сергей Есенин сливаются в единое. Теперь строка звучит молитвой, а не рассуждением:

Или, Или, лама савахфани,

Отпусти в закат.

«Боже! Зачем ты меня оставил?» - эти слова кричал Иисус на кресте, эти же слова повторяет Поэт. Он молит о вечном закате, неизменяемом ничем земным, том самом закате, что у Булгакова назван «покоем» - просит о возвращении в истинный дом Мастера, Художника, Творца…

Путь художника перед нами – от юношеского восторга перед собственным могуществом до зрелого крика о бессилии. Остается лишь добавить, что стихотворение написано двадцатидвухлетним поэтом, который не только знал о предначертанности Пути, но и угадывал его – наверное, поэтому творчество Есенина, несмотря на раннюю его смерть не «раннее», а полное, и стихи двадцатых годов мы называем «зрелыми». Он знал и хотел успеть совершить все задуманное... Он успел все. И отправился «в закат», не прощаясь, но говоря: «До свиданья».





Похожие курсовые работы

1. Анализ стихотворения и скучно и грустно лермонтова

2. Анализ стихотворения лермонтова и скучно и грустно

3. Анализ стихотворения пушкина и скучно и грустно

4. И скучно и грустно анализ стихотворения

5. Анализ стихотворения лермонтова

6. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Я люблю

7. Анализ стихотворения узник м ю лермонтова

8. Анализ стихотворения лермонтова весна

9. Анализ стихотворения юному поэту В Брюсова

10. Анализ стихотворения лермонтова поэт и толпа

11. Подробный анализ стихотворения Лермонтова поэт

12. Анализ написания стихотворения Ангел Лермонтова в

13. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Каменщик

14. Анализ стихотворения брюсова ночь

15. Анализ стихотворения брюсова я люблю тебя и небо

Курсовые работы, рефераты и доклады