Массовая и элитарная культура., Определение понятий "массовая" и "элитарная" культура. , Влияние массовой культуры на современное общество.?| ,_ Особенность социальных реалий XX века является их широкая иас-
совнзация. Массовое общество - это индустриальное общество, которое ц|рявилось в результате замены примитивных орудий труда сложными машинами. Начавшись в экономике, активная роль миллионов людей орспространяегся на все остальные сферы жизни: духовное производ-«5СГВО, управление, политику, досуг, общение, искусство. Массовая культура - понятие, характеризующее особенности производсгва культурных ценностей в современном обществе. Она рассчитана на массовое потребление. Массовой культура является также потому, что она массово, каждодневно производится, доступно представляется массовой аудитории средствами коммуникации. Французские ^исследователи Моэн и Бюржелен называют ее первой в истории человечества "тотальной эстетической культурой".
Многие культурологи, философы, социологи, психологи пытаются чать анализ роли, функций массовой культуры, ее влияния на нрав-пвенносяъ, конфликтность или адаптационность, противопоставив эли-гарной культуре. Рассмотрим некоторые точки зрения. , Западная публицистика пытается объяснить рекреационную функцию и развлекательную форму массового искусства потребностям но-е юй технической цивилизации. • Как никогда прежде, общество остро нуждается в защитном механизме, который мог бы сбалансировать нарушенное психическое равновесие, возвратить личности чувство целостности и духовной безопасности. Если в прежние времена такую очистительную "разрядочную" (роль играли праздники, приуроченные календарю, карнавалы, ярмарочные забавы, то сейчас массовая кулыура идет на встречу реальной Потребности общества в психологической разрядке, организовавшись в Чощную индустрию развлечений, взяв на себя миссию социального и духовного "транквилизатора".
Английский социолог. Р. Хоггард разделял массовую культуру , "мертвую" и "живую" первая, насквозь коммерческая по духу и ори» •>, тированная на пассивное потребление ее массами, игнорирует потр» { ления личности, она стандартна и антигуманистична по содержанк используется властями, держателями средств информации в целях и с сового внушения нужных стереотипов поведения.
Но, по его мнению "массовая культура может быть н живо "Живая культура", удовлетворяя массовый спрос и, не чуждаясь полностью коммерческих соображений, обращается х личности и вызыв;
интерес к ее ценностям. Она и должка быть взята, по мнению Хоггар, д за основу изменения качества повседневного быта людей из сознание ;
образа жизни.
Профессор социологии (США) Э. Шилз в работе "Массовое обш< ство и его культура" разделяет культуру на три уровня качества. Э" так называемая "высшая", или "изысканная", "средняя", нл ""посредственная" н "низшая", или "вульгарная" литература и культур?-
В высшую культуру он включает лучшие образцы поэзии, рсмань философию, научные теории и исследования, скульптуру, живопись, м< зыкальные композиции (и их исполнение), историю, архитектуру. Ка-1 гория "посредственной" ("средней") культуры включает в себя про» ведения менее оригинальные, чем в "высшую", она более репрод тявна.
На третьем уровне стоит "низшая" культ
развиваются национальные школы живописи, расширяются международные связи. Европейская живопись испытывает влияние искусства неевропейских стран (главным образом Японии и Китая). Важное значение в живописи этого периода приобретает острая критика социальной действительности.
Огромное влияние на мировое искусство оказала Франция, которая по-прежнему была источником многих передовых и плодотворных идей. Ярким представителем романтического направления во французской живописи являются Т. Жерико (1791-1824; «Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») и Э. Делакруа (1798-1863; "Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ», «Взятие крестоносцами Константинополя»).
Важную роль в развитии реалистического пейзажа сыграли художники так называемой «Барбизонской школы» (по имени деревни, где многие из них работали): Т. Пуссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811- 1889), Ш.Ф. Добиньи (1817-1878), К. Труайон (1810-1865), а также К. Коро (1796-1875). Стремление к классической ясности композиции: сочеталось у К. Коро с лирической одухотворенностью, с живым чувством поэтической гармонии мира. Благодаря ему живопись на открытом воздухе (на «пленэре», фр. р1еш а1г - вольный воздух) стала достоянием массы художников Франции.
С середины XIX века в живописи Франции утверждается реалистическое направление. В этот период расцветает творчество великого французского графика, живописца и скульптора О. Домье (1808-1879), мастера сатирического рисунка и литографии. Его картины посвящены тяжелой жизни людей («Бурлак», «Суп», «Вагон III класса»), чистоте их внутреннего мира («Тяжелая ноша», «Прачка»), силе духа («Восстание», «Камилл Демулен призывает народ к восстанию»), интеллектуальным потребностям людей («Любитель эстампов», «В мастерской художника») и т.д.
Реалистически изображал трудовую жизнь крестьянства Ж.Ф. Милле (1814- 1875; «Сборщицы колосьев», «Анжелюс»). Образы простых людей тружеников воплотил в своих произведениях Г. Курбе (1819-1877; «Дробильщики камня», «Ваялыцицы», «Похороны в Орнане»). Он впервые употребил слово «реализм» по отношению к живописи.
Жизнь французского города с его контрастами и противоречиями, его темными и светлыми сторонами мастерски изображена на полотнах одаренных живописцев: Э. Мане (1832-1883; «Завтрак на траве», «Чтение», «В лодке», «Нана»), Э. Дега (1834-1917; «Туалет»,
«Звезда». «Гладильщи
элементарны. Общая вульгарность ощущения н восприятия - характ ная ее особенность. Наибольший размах произвело распростране! < "посредственной" и "низшей культуры", а "высшая культура" по- ••" исчезает. Шеэп считает, что если бы продукция "низшей" культуры ( ла доступна или продажная способность ее ограничивалась, то возр ло бы количество потребителей "высшей"" культуры. Эту мысль Ши.1 хочется поддержать, действительно, низкий маскульт необходим ограничивать, особенно литературу н фильмы, наполненные насилием ? порнографией. Искусство действует не только на разум, но и на подсо нание. формируя ориентиры, идеалы.
Детальный анализ "массы" и "массовой культуры" дан испански» философом Ортегой-и-Гассетом в работе "Восстание масс", в которой)
он с грустью замечает, что "герои исчезли, остался хор". Оргега называет "массового человека" поплавком, которого несет течение, который, как радар, следящий за сигналами извне и пассивно подчиняющийся им. Возродить угасающее общество может только культурная элита, куда Ортега включает высшую в умственном отношении часть любого класса или социальной группы, которая способна творчески мыслить, которая можег реализовать общенациональные и общечеловеческая задачи "Духовность, духовный аристократизм" - таков ориентир возрождения общества, по мысли Ортега.
Высшие, духовные ценности всегда создавало меньшинство - духовная элита, но только истинное искусство становилось классическим, и оставалось ценностью на всем протяжении истории. Примечательно, что в нашей стране, наряду с серой, заидеологизированной духовной культурной почти все воспитывались на классике из всех сфер искусства, классике, созданной талантливыми представителями всех народов, и это способствовало нравственности, духовности. Классическая, элитарная, в лучшем смысле этого слова, литература, музыка, живопись была основой воспитания молодого поколения. Маскульт сейчас широким потоком заполняет чаши книжные полки, экраны, поэтому эта проблема становятся одной из самых актуальных для судьбы наших детей, нашей страны. Культура жива, пока она нравственна.
Итак, проблемы существования культуры культурологии объясняют рациональным, техническим характером европейской цивилизации. Рационализация жизни обуславливает и рационализацию духовно сферы, высокое искусство гибнет, по словам Моля, потому чго массовое производство делает его банальным, "сложился новый тип страдающего художника", замечает Зельдмайер, - оказавшегося среди пассажиров поезда, который должен отправится во вселенную, но едет в Ничто, Художкики, разочаровавшись в низком наскульте, уходят в различные течения модернизма, авангарда, понятного зачастую только самим авторам. Но и это не решило проблем: движение контркультуры постепенно, как отмечает Белл, сближается с массовой рыночной культурой, с постмодернизмоы сейчас воюет с цивилизацией вообще как с формой репрессивности по отношению к культуре.
Маркузе считает, что человек должен осознать, к чему может прий-ги технически рационализированное общество с его коммерцизировав-вым сознанием и сделать свободный выбор к переходу в новое качественное состояние на пути к туманному обществу, "эстетическому эт-восу".
А. Швейцер подчеркивает, что в современном мире быстрыми темпами идет самоуничтожение культуры, поэтому каждый человек дол-кен решительно повернуть свою жизнь к новой этике добра к культуры, которые разработаны Римским клубом и опубликованы в Мани-ресто: культурная эволюция человека и мировая солидарность человечества - единственное средство спасения жизни планеты и выживащ» человека, его цивилизации. Каким обратом можно прийти к гуманн< цивилизации? На наш взгляд, необходимо преодолевать отчужден) каждого человека от творчества, от результатов и достижений культа ры. Отчуждение можно преодолеть в результате разумной социально экономической и культурной политики, где в центре"стоит человек, к< торому не должны навязываться как идеологизированные ценност» основанные на классовости, национализ
цы», «Отдых танцовщиц»), О. Ренуара (1841-1919; «Зонтики», «Мулендела Галетт», «Ж. Самари»).
О. Ренуар считается последним большим мастером классической поры французского реализма. В конце века он становится одним из основателей импрессионизма. В своих произведениях импрессионисты не порывали с реальной природой, они наполняли живопись светом и воздухом, воспевали чувственную красоту и радость бытия, обновляли технику и приемы организации живописной поверхности. Широкой известностью пользуются такие крупные художники-импрессионисты, как К. Моне (1840-1926;
серия «Стога сена», «Впечатление. Восходящее солнце», «Руанский собор»), К. Писсаро (1830-1903; «Вспаханная земля», «Бульвар Монмартр в Париже»), А. Спелей (1830-1899; "Деревня на берегу Сены").
Трагическим разладом с действительностью, протестом против ее противоречий пронизано творчество французских художников-постимпрессионистов П. Гогена (1848-1903; близок к символизму и стилю «модерн» - «Брод», «А, ты ревнуешь?»), П. Сезанна (1839-1906; «Берега Марны», «Персики и груши»), голландского живописца В.Вана Гога (1853-1890; «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя»).
Крупнейшим представителем постимпрессионизма был французский живописец и график А.Тулуз-Лотрек (1864-1901), мастер острых, порой язвительных характеристик, изысканно-гибкого рисунка. Основная тема его произведений - развлечения и быт парижской богемы, «полусвета» («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», «В Мулен-Руж», «Танец в Мулен-Руж», «Со своей милой», «Певица Иветт Гильберт», «В салоне на улице Де-Мулен», «Модистка»).
В Англии расцвет живописи, начавшийся в середине XVIII века во времена У. Хогарта и Т. Гейнсборо, закончился в первой трети XIX века. Крупный художник этого периода - Дж. Констебл (1776-1837), искусство которого способствовало утверждению реалистических тенденций в живописи. Он изображал обыденную сельскую местность во всей ее прелести и изменчивости, мастерски воссоздавал трепетность свето-воздушной среды. Его произведения проникнуты ощущением гармонического единства природы («Телега для сена», «Собор в Солсбери с реки», «Дедхемская долина», «Хлебное поле», «Уэймутская бухта). Д.Ж. Констебл сыграл важную роль в развитии пленэрной живописи. Впервые в исто
1. Влияние пестицидов на микрофлору почвы фото
2. Влияние пестицидов на микрофлору почвы
3. Влияние лазерного луча на организм человека
4. Влияние лазерного о излучения на организм человека
5. Влияние пестицидов на микроорганизмы почвы
6. Влияние идей великой французской революции на россию
7. На тему влияние человека на окружающую среду
8. Влияние наследственности на развитие человека
9. На тему влияние алкоголя на организм человека
10. Влияние углерода на организм человека
11. Презентация влияние алкоголя на организм человека
12. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду
14. По теме влияние человека на природу
15. Презентация влияние человека на природу