Сочинение хочу служить в пограничных войсках

Содержание

Введение

1. Проблемы формирования и развития социальных и нравственных качеств сотрудников пограничных органов ФСБ России

2. Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России

3. Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Многоплановость изменений в экономической, политической, социальной и духовной жизни современной России оказывает неоднозначное влияние на личность. С одной стороны, демократизация общественных отношений способствует утверждению свободы личности, а с другой - факты проявления политического корыстолюбия, правового нигилизма, беззакония и коррумпированности части чиновников, подрывают духовные устои общества, порождают лицемерие, цинизм, способствуют росту преступности, наркомании, проявлению различных форм аморализма.

В связи с этим повышается внимание к духовно-нравственной безопасности общества как системе условий, позволяющих ему сохранять свои жизненно важные параметры культурного и этического характера в процессе развития. Усиливается потребность общества в специалисте как человеке не только интеллектуально, но и нравственно развитом, духовно богатом, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способен к сотрудничеству, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Изменения, осуществляемые в структуре и в деятельности институтов власти, армии, пограничной службы ФСБ России, обусловливают необходимость формирования нового типа государственного служащего, в том числе и офицера пограничных органов, социально-профессиональный облик которого детерминирован политическими, правовыми, социальными, нравственными, профессиональными нормами и ценностями. Особенности военной, пограничной службы, специфика решаемых военнослужащими задач диктуют необходимость такой нравственной культуры офицера, которая бы способствовала решению проблем, связанных с защитой и охраной нашей страны и ее рубежей.


1. Проблемы формирования и развития социальных и нравственных качеств сотрудников пограничных органов ФСБ России

Активно осуществляется полномасштабная реализация плана модернизации структуры государственных институтов, в том числе и пограничной службы ФСБ России. Успех в решении этих задач во многом зависит от эффективности мер по оптимизации государственной службы, от профессиональной компетентности и социально-нравственных качеств государственных служащих, в том числе и офицеров-пограничников.

Высокий уровень этих качеств определяет:

а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, профессиональных знаний, навыков и умений;

б) систематическое выполнение офицером своих служебных функций;

в) политическую лояльность и нейтральность;

г) законопослушность, ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество принимаемых и реализуемых решений.

Изменения, осуществляемые в структуре и в деятельности институтов власти обусловливают необходимость формирования нового типа государственного служащего, в том числе и сотрудников пограничных органов ФСБ России, социально-нравственные качества которых детерминированы политическими, правовыми, специальными (профессиональными) нормами и ценностями морали и права.

Особенности пограничной службы, специфика решаемых ею задач диктуют наличие целой группы качеств, профессионально необходимых её кадровому составу, особенно в современных условиях, когда осуществляется трансформация Пограничной службы в специальную государственную службу ФСБ России. В соответствии с решением Совета Безопасности, состоявшегося 30 сентября 2003 года, существенно изменяются концепция охраны государственной границы, способы и методы деятельности пограничных органов и войск. Выступая на заседании Совета Безопасности, Президент России В.В.Путин отмечал, что «за формулировками «развитие пограничной инфраструктуры» мы должны прежде всего видеть людей». Все это предполагает дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, формирование профессионально необходимых социальных и нравственных качеств офицеров Пограничной службы ФСБ России.

Между тем, в практике формирования и развития социальных и нравственных качеств офицера-пограничника на сегодняшний день существуют и обостряются следующие противоречия, требующие своего разрешения:

- между существующими потребностями в определенных социально-нравственных качествах офицера-пограничника и возможностями их формирования в условиях современного российского общества и служебно-боевой деятельности пограничных органов, войск, институтов;

- между требованиями к социально-нравственным качествам, изложенным в нормативно-правовых актах, и степенью сформированности реальных профессионально необходимых качеств офицера, позволяющих осуществлять им различные виды служебной деятельности;

- между объективными и субъективными факторами, рассогласование между которыми порождает в последние годы преимущественно негативные тенденции в развитии и формировании социально-нравственных качеств офицера Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

Необходимость разрешения этих и других противоречий актуализирует необходимость исследования данной проблемы.

Требуют специального социально-философского анализа современные геополитические и социокультурные факторы, детерминирующие социальные качества сотрудников органов пограничной службы ФСБ России, механизмы воздействия на их формирование и развитие потенциала служебно-боевой деятельности пограничных органов и войск, образовательного процесса в пограничных институтах.

Во-первых, в серьёзном социально-философском анализе нуждается современная социокультурная ситуация в мире, российском обществе и военной организации государства, вызванная кардинальными изменениями во всех сферах общественной жизни и неоднозначно воздействующая на качества сотрудников органов пограничной службы ФСБ России, их социально-нравственный профессиональный облик.

Современное общество, любой институт государства не могут прогрессивно развиваться без учёта ценностно-культурных параметров личности, её духовности и нравственности. Сегодня представляется актуальным сохранение и развитие ценностных ориентации и духовных традиций военнослужащих Пограничной службы в условиях ограниченных возможностей государства, снижения социального статуса и престижа военной службы в целом и пограничной службы в частности.

Во-вторых, изменениями, происходящими в структуре и деятельности институтов власти, которые обусловливают необходимость формирования нового типа государственного служащего, в том числе и сотрудника органов пограничной службы ФСБ России. Динамика характера пограничной деятельности сегодня требует от сотрудников пограничной службы не просто высокого профессионализма, но и принципиально новых социальных качеств: моральных, общественно-политических, государственно-правовых, интеллектуально-мировоззренческих, организационно-управленческих, коммуникативных и других. При этом базовыми, определяющими являются качества профессиональные.

Особенности пограничной службы, специфика решаемых ею задач диктуют необходимость целой группы качеств, профессионально необходимых её кадровому составу, особенно в современных условиях, когда осуществляется трансформация пограничной службы в специальную государственную службу, вносятся коррективы в способы и методы деятельности пограничных органов.

Всё это предполагает дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, формирование профессионально необходимых социально-нравственных качеств сотрудников пограничной службы ФСБ России.

В-третьих, сегодня важно выстроить, социально-философски обосновать и реализовать такую системную модель социально-нравственных качеств сотрудников органов пограничной службы ФСБ России, которую можно было бы использовать как базовую ценностно-праксиологическую основу формирования и развития его современного социально-профессионального облика. В этой связи представляется актуальным исследовать и выявить тот творчески-формирующий потенциал, который заложен в служебно-профессиональной деятельности пограничных органов и войск, в системе профессионального образования пограничной службы ФСБ России.

В-четвёртых, представляется необходимым и целесообразным определить и обосновать с позиции социально-философской науки, (во взаимодействии с другими гуманитарными областями научного знания) приоритеты и условия формирования и развития профессионально значимых социально-нравственных качеств офицеров-пограничников с учётом социальной динамики развития современного российского общества и Пограничной службы, существенно повысить эффективность их подготовки, обучения и воспитания.

В настоящее время наша страна возвращает свои позиции великой державы, что выражается в стабильном росте экономического развития, повышении авторитета России в мировой политике, установлении новых форм сотрудничества и партнерства со странами дальнего и ближнего зарубежья, социальной консолидации общества. Этими процессами определяется и политика государства в пограничной сфере. Решение сложных задач строительства пограничной службы в новых социально-экономических, политических и административно-структурных условиях российской действительности, вхождение пограничных органов в структуру Федеральной службы безопасности требуют и нового подхода, и особого внимания к вопросам подбора кадров и к их высокой профессиональной подготовке. Важнейшей частью этой работы является обеспечение высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, формирование и прочное усвоение принципов профессиональной этики сотрудников пограничных органов. Для этого необходимы основы научного знания о нравственности.

2. Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России

В условиях специализации труда и профессиональной деятельности складываются для формирования таких моральных систем, которые отражают особенности взаимоотношений людей сотрудничающих в определенной области общественного труда, что предполагает некоторые особые нравственные отношения и особые моральные качества сотрудников. Такие системы называются профессиональной этикой. Это конкретно-историческое, относительно устойчивое духовно-практическое образование, представляющее собой совокупность моральных норм и правил, регулирующих взаимоотношения людей внутри данного профессионального сообщества. Профессиональная этика также выступает в качестве системы научных знаний о законах формирования, развития и функционирования профессиональной морали, о содержании ее категорий и понятий, возникающих в профессиональной сфере деятельности и выражающих специфичность нравственных отношений внутри ее. Профессиональная мораль выступает как форма осознания профессиональной общностью и каждым ее членом нравственных норм и требований, необходимых для эффективного и оптимального результата совместного труда.

Носителем морали всегда является не отдельная личность, а определенная социальная общность (этнос, племя, народность, нация). Следовательно, носителем профессиональной морали является профессиональное сообщество. Носителем профессиональной морали сотрудников пограничных органов является вся совокупность людей (служащих военных и гражданских, начальников и подчиненных), занятых в сфере деятельности по охране государственной границы. Сюда следует включить и ветеранов службы охраны границы, насколько они сохраняют связь с пограничными органами, принимают участие в воспитательной работе и патриотической пропаганде.

Выполнение требований общественной морали обеспечивается воспитанием, они выполняются членами сообщества добровольно, в силу усвоения принципов человеческого общежития и осознания необходимости учитывать в своих поступках и в своем поведении наличие других людей и их интересов. Мораль опирается только на силу общественного одобрения или общественного порицания, она имеет нормативно-рекомендательный характер, задает рамки поведения, которым сохраняется стабильность сообщества, возможность его самовоспроизводства и наиболее комфортное сосуществование его членов.

Однако в профессиональных общностях эти принципы могут действовать с некоторой специфичностью. Прежде всего, это относится к тем профессиям, в которых объектом деятельности является человек, где представитель профессии воздействует непосредственно на формирование человека, его взгляды и чувства, даже на его судьбу. Таковы профессии врача, учителя, юриста. Поэтому издавна существуют соответствующие моральные кодексы этих профессий, обязывающих их представителей проявлять заботу о людях, нуждающихся в их помощи, порой даже большую, чем о себе. Особое место в этом ряду занимают профессии, содержанием которых является обеспечение эффективного функционирования социальных институтов, в первую очередь, государственных учреждений. Это управленческая, административная деятельность и деятельность, направленная на сохранение безопасности страны и народа. Здесь также складываются особые моральные кодексы и особая профессиональная этика. Здесь имеют место повышенные моральные требования работникам, связанные с правом распоряжаться значительными материальными ценностями, принимать ответственные решения в системе социального и экономического управления, распоряжаться жизнями людей. И поэтому моральные нормы должностного лица не могут основываться только на его собственных представлениях о благе, о добре и зле, справедливости и несправедливости, но определяться общественными потребностями и системе ценностей, принятых в данном обществе.

Служебное поведение является контролируемым поведением. Здесь действует не только общественное поощрение или порицание, но в сфере моральных отношений применяются также санкции различной степени служебного поощрения или наказания вплоть до отстранения от должности. Следовательно, профессиональная этика имеет четко выраженный деонтологический (нормативный) характер. Она строго регламентирует должное поведение сотрудников в профессиональной сфере деятельности и не дает права вольной трактовки или выбора. Она включает в себя предписывающие нормы (как поступать в определенных случаях), запретительные нормы (что конкретно не разрешается в сфере служебного поведения) и рекомендательные (чем следует руководствоваться). Соответственно профессиональная этика предусматривает и определенные специальные процедуры и методы контроля нравственности сотрудников. Она тесно переплетена с правом и взаимодействует с ним. Законы, уставы, инструкции, директивы, приказы и предписания закрепляют в себе прямые моральные указания и в любом случае согласуются с принципами общественной морали. Но, во-первых, все предусмотреть невозможно, а, во-вторых, человек, выполняющий служебные обязанности, действует и как самостоятельная сводная личность, поэтому у него всегда есть свобода морального выбора. Решение зависит от уровня развитости его собственного морального сознания. Например, нравственность не позволит ему действовать в эгоистических и корыстных целях, не позволит выполнить нарушающее законность приказание.

В основе профессиональной этики сотрудников пограничных органов лежит их отношение к труду по охране государственной границы. По сравнению с другими прикладными моральными кодексами ее особенность состоит в значительном многообразии предметов и аспектов пограничной служебной деятельности, включающей в себя и управленческую, и административную, и дипломатическую, и учебную, и юридическую и военно-боевую деятельность. В последние годы пограничной службе приходилось выполнять функции, ранее не входившие в их компетенцию. Например, встали задачи охраны административных границ в условиях региональной нестабильности, борьбы с вооруженными бандформированиями и с международным терроризмом. Традиционно сложившаяся система войсковой охраны границы была преобразована, пограничная служба стала составной частью специальных служб государства.

В связи с многообразным характером деятельности для сотрудников различных пограничных органов в структуре их профессиональной этики могут быть несколько по-разному расставлены акценты. Так для сотрудников пограничных организаций центрального подчинения, деятельность которых связана с управлением и координацией всей пограничной сферы, особый интерес представляют принципы управленческой и административной этики. Она представляет собой значительный раздел этики государственных служащих. Для сотрудников, осуществляющих подготовку кадров, ведущих воспитательную работу, - главным ориентиром является педагогическая этика. Естественно, что весьма развитая часть деятельности пограничных органов относится к сфере юриспруденции и поэтому для них ведущее направление профессиональной этики задается юридической этикой. Сотрудники, непосредственно осуществляющие служебно-боевую деятельность по охране государственной границы, руководствуются принципами боевого товарищества. Конечно, это условные разграничения, ибо, как правило, сотрудники пограничных органов проходят службу в ее многообразных формах. Поэтому можно говорить о самостоятельной специфике профессиональной этики сотрудников пограничных органов.

Эта специфика выражается, во-первых, в том, что общие нормы нравственности у сотрудников пограничной службы могут проявлять себя в особых нравственных императивах (внутренних повелениях, обеспечивающих выполнение служебной задачи), и не всегда прямо отражают нравственный характер действий. Во-вторых, исторически сложилась система нравственных ценностей российских пограничников, в которой безопасность территории социума, определенная границей, осознается как высшее благо, в свете которого решаются все нравственные вопросы о добре и зле, справедливости, долге, чести и т.д. Формируется соответствующая система служебных и внеслужебных отношений, направляемая, таким содержанием нравственного сознания. И еще один важный аспект профессиональной этики сотрудников пограничных органов состоит в том, что ее содержание формируется на стыке культур сопредельных государств, необходимо включает в себя знание обычаев и традиций приграничного населения, умение учитывать их и руководствовать ими в своем поведении. Эта сторона дела представляет особую важность для сотрудников организаций центрального подчинения и сотрудников органов пограничного представительства.

Таким образом, в структуре профессиональной этики сотрудников пограничных органов, как и в общей системе морали, можно выделить три важнейших структурных элемента: нравственную деятельность, нравственное сознание и нравственные отношения, содержащие в себе те особенности, о которых было сказано.

Нравственная деятельность - это поступки и поведение людей, определяемые их отношением к тому, что есть благо. Нравственная деятельность сотрудников пограничных органов в значительной мере регулируется и контролируется нормативными служебными предписаниями: уставами, наставлениями, инструкциями, приказами. Нравственная деятельность в еще большей мере определяется нравственной культурой личности, ее сознательно организованным поведением. Такое поведение определяется нравственным сознанием, в содержание которого входят нравственные чувства, нравственные взгляды и нравственные принципы. Моральное сознание пограничников характеризуется профессиональной научной подготовкой, корпоративностью и преемственностью, высокой степенью устойчивости, готовностью к охране государственной границы в любых трудных и даже экстремальных условиях.

Эмоциональное отношение людей к проявлениям добра и зла и к его пониманию выражается в нравственных чувствах. Чувства приобретают нравственное содержание, если они возникают и переживаются по поводу отношения человека к добру и злу. Нравственные чувства могут переживаться не только по отношению к другим людям, но и по отношению к различным объектам, насколько в этих отношениях проявляется духовный мир человека. Так, для пограничников характерно нравственное чувство границы. Высоконравственными чувствами являются патриотизм и коллективизм.

Нравственные взгляды включают в себя этические знания и возникающие на этой основе нравственные убеждения. Высшей формой развития нравственных взглядов является нравственное учение и этическая теория. Выработанные конкретным историческим обществом представления о сущности высших нравственных ценностей выступают как нравственный идеал. Нравственные взгляды и нравственные чувства находят свое оформление в исторически определенных нравственных принципах и нормах, выражающих направленность интересов людей. Для сотрудников пограничных органов особенностью их нравственного сознания является его направленность на служебную деятельность как главный смыслообразующий фактор их жизни.

Нормы и принципы, проявляющиеся в поступках и поведении, создают структуру нравственных отношений, Высокой нравственной ценностью, например, обладают отношения взаимопомощи, сочувствия, уважения, добросовестности. Устойчивые нравственные отношения формируются в процессе жизнедеятельности людей, и, в свою очередь, формируют ее как в сфере бытовой, так и в сфере социальной и профессиональной. Нравственная деятельность сотрудников пограничных органов происходит в двух сферах. Одна - в служебных коллективах, внутри организационно-штатных структур и складывается как отношения начальников и подчиненных, и отношения равных по званию и по служебному положению. Здесь особенно важна роль документов, регламентирующих поведение служащих. Наиболее часто нравственные коллизии возникают из-за неправомерного перенесения характера личных отношений на отношения служебные. Другая сфера образуется из отношений сотрудников пограничных органов с другими категориями людей: с иностранными гражданами, с лицами без гражданства, с представителями взаимодействующих органов (МВД, МЧС, ГТК, ВС и др.), а также с органами власти приграничных территорий, с приграничным населением, представителями иностранных ведомств. Здесь также значительная часть поведения сотрудников предусмотрена служебным регламентом, особенно в плане официальных контактов и отношений. Но в отношениях неформальных успех дела сильно зависит от личностных моральных качеств сотрудников пограничных органов, от умения расположить к себе, вызывать доверие, от честности и открытости в поведении, от проявляемой твердости в решении задач охраны государственной границы.

В профессиональной этике сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения ведущее место занимают понятия долга и чести. В профессиональной этике долг представлен, прежде всего, как служебный долг. Он состоит, прежде всего, в обеспечении интересов государства. Это означает, что сотрудник органов не только официально наделяется государством обязанностями по охране границы, но, в силу своей личной убежденности в исключительной социальной важности этой деятельности, берет на себя добровольную обязанность исполнять ее в соответствии с Законом, с наибольшей эффективностью, инициативно и творчески, с полной отдачей сил. Нравственное содержание воинского долга достаточно четко выражено в Присяге. Для офицера-пограничника его воинский и его нравственный долг слиты органично, поскольку охрана государственной границы, как бы ни менялись политические коллизии, всегда имеет высокий общественнозначимый смысл как охрана интересов народа.

Человек, нравственно воспитанный и, следовательно, осознающий свой долг, выполняет его по убеждению, добровольно, бескорыстно, без принуждения, без оглядки на мнения и, что очень существенно, получает от этого нравственное удовлетворение. Но человек может и не осознавать своего долга, он может его осознавать, но избегать выполнения, он может пренебрегать долгом. Все это случаи или нравственной невоспитанности, или нравственной ущербности. Следовательно, общество для своего самосохранения определенным образом вынуждено обеспечивать выполнение долга, и это могут быть меры принуждения: от общественного порицания и осуждения, до применения правовых мер.

Следует обязательно иметь в виду, что не только личность имеет долг перед обществом, но и общество со всеми своими институтами перед человеком. Эта сторона дела довольно легко отодвигается на второй план или вообще забывается, особенно в сфере экономики и политики. Но органы государственной безопасности, предъявляя высокие нравственные требования к своим сотрудникам, выполняют и свой долг по отношению к ним. Это выражается в придании высокого социального престижа профессии, в поддержке и помощи в служебных и житейских обстоятельствах, в обеспечении и защите их служебных и личных интересов.

С понятием долга неразрывно понятие «честь». Профессиональная честь есть осознание и выражение социального статуса своей профессиональной общности и себя как индивидуального носителя этого ее ценностного статуса. Честь сопряжена с обязательным исполнением долга, определенных правил поведения, предписываемых сообществом, постоянной заботой о сохранении престижа сообщества и своего лично. Совокупность требований, правил и норм поведения воина подлежала особому вниманию, они фиксировались, представляя собой так называемый кодекс чести. Честь сотрудников пограничных органов составляет, прежде всего, беззаветное служение своей Родине и обеспечение неприкосновенности государственной границы. А это предполагает сохранение и приращение воинской славы и боевых традиций пограничников, коллективизма, добросовестное отношение к служебной деятельности, достойное представительство Федеральной службы безопасности и своего подразделения, гордость за принадлежность к ним.

Итак, делая общий вывод, можно сказать, что профессиональная этика сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения представляет собой часть высоконормативной служебной этики и включает в себя многое содержание этики государственного служащего, управленческой и административной этики, а также воинской этики. Но она имеет и свои специфические особенности, следующие из содержания деятельности сотрудников спецслужб, предъявляющей повышенные требования к моральной подготовленности и устойчивости личности.


3. Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ России

Исходя из анализа различных подходов к пониманию ценностей, представляется наиболее адекватной современным реалиям позиция современных исследователей данной проблемы, которые дают следующее определение ценности. «Ценности - конечные основания деятельности, определяющие, чем должен руководствоваться, на что ориентироваться субъект деятельности». В состав ценностей принято включать не только критерии оценки, но и сами оценки результатов деятельности. «Ценностные ориентации - это те ценности, которыми реально руководствуется в своей деятельности ее субъект».

Из различных вариантов определения ценностей напрашивается вывод, что ценности применительно к пограничникам - это те ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Базовыми для них можно считать ту часть общих ценностей общества, реализация которых должна осуществляться в ходе их служебной деятельности по охране Государственной границы. Это те ценности социума, на защиту которых непосредственно направлена деятельность пограничных органов ФСБ России. Это те ценности общества, которые не должны быть нарушены в ходе их деятельности. И, наконец, эти ценности должны быть исходными для построения всей ценностно-нормативной системы деятельности пограничников.

При этом базовые ценности нравственного поведения представляют собой специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, честность, верность, справедливость, трудолюбие, патриотизм) и выступающие как качества личности. Цена этих качеств очень высока, несмотря на то, что далеко не всегда они проявляются у людей, а те, кто ими обладают, пользуются уважением в обществе. Эти ценности, представленные в их совершенном, абсолютном значении, являются этическими идеалами.

Нравственные регуляторы выступают как правила поведения, ориентированные на указание ценности. Во всякой культуре имеется сложившийся набор общепризнанных нравственных регуляторов, в котором они приобретают статус моральных норм.

Ценности нравственного поведения и нравственные регуляторы тесно связаны между собой. Любая базовая ценность нравственного поведения предполагает наличие соответствующих регуляторов, нацеленных на ее воплощение. В то же время любой нравственный регулятор подразумевает наличие ценности, на которую он направлен.

Рассматривая поведение с нравственной точки зрения, появляется необходимость определения взаимоотношения поведения и морального сознания. Исходя из того, что человеческая деятельность предполагает сознательный выбор целей и средств для их достижения, можно предположить, что поведение людей включает в себя в качестве существенного элемента также деятельность сознания. Следовательно, говорить о человеческом поведении вне его связи с деятельностью сознания бессмысленно. Гегель, рассматривая нравственность в контексте деятельности, отмечал, что «действительное моральное сознание есть сознание, совершающее поступки».

Безусловно, сознание обладает относительно самостоятельной внутренней структурой, что позволяет в научных целях вычленять его в качестве самостоятельного объекта исследования. Но возможность такого абстрагирования совсем не означает, что сознание действительно существует независимо от поведения и находится рядом с ним или над ним.

Мысль о том, что нравственное сознание существует только в контексте поведения и что о моральном сознании людей можно судить, лишь наблюдая за их поступками, была широко представлена в философских учениях прошлого. Так, Аристотель в своей работе «Этика», раскрывая это положение, отмечал, что совершенный человек - добродетельный человек, но добродетель есть умение избрать надлежащий поступок. И кто думает, что может стать нравственным, только рассуждая о нравственности, также не может стать им, как не может стать здоровым больной, который внимательно слушает врачей, но не следует за их предписаниями на деле.

Внешним проявлением содержания базовых ценностей нравственного поведения являются моральные качества личности. Моральные качества - это наиболее типичные нравственные черты поведения людей. Определяя моральные качества как «сущностные силы» или деятельные способности личности, можно утверждать, что моральные качества не могут пониматься как некие свойства индивидов безотносительно к тем или иным видам деятельности. Моральные качества - это духовно-практические свойства личности, реализуемые в объективно-предметной деятельности. Следовательно, моральные качества пограничника - это духовно-практические свойства его личности, реализуемые им в ходе выполнения задач по охране государственной границы.

Природа моральных качеств такова, что, с одной стороны, их нельзя свести к некоей «внутренней сущности» человека, противопоставленной практической деятельности, с другой стороны, их нельзя отождествлять с самой этой деятельностью. Как отмечает В.А. Блюмкин, «в нравственных качествах хорошо просматривается включенность морали во все виды социальной деятельности, индивидуального и массового поведения.

Моральные качества могут характеризовать как поступки, так и отдельные стороны поведения личности, выступающие как свойства ее характера (великодушие, правдивость, щедрость, скромность и т.п.). Понятие моральных качеств является общим понятием по отношению к понятию моральных норм, так как в них в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны поведения человека. Так, например, такие качества, как требовательность и ответственность, находят выражение в целом ряде частных норм поведения, исходя из которых человек определяет сам, как ему поступить в конкретной обстановке.

Успешное выполнение стоящих перед пограничными органами ФСБ России задач во многом обусловливается наличием у российских пограничников определенных моральных качеств, важнейшими из которых являются:

- любовь к своему Отечеству, народу, его языку и культуре. Именно верность Родине, преданность своему народу помогали российским пограничникам даже в самые трудные военные годы успешно решать задачи по защите общества и государства;

- чувство долга и личной ответственности, которые превращают требования морали в личную задачу каждого пограничника, что в значительной мере способствовало и способствует своевременному и эффективному решению задач, стоящих перед пограничными органами;

- честность, правдивость, скромность, достоинство и честь, отражающие наиболее характерные стороны поведения сотрудников пограничных органов;

- смелость, стойкость, выдержка и самообладание, которые не раз проявляли сотрудники пограничных органов в самых сложных и критических ситуациях.

Моральные качества содержат в себе оценочные характеристики, в которых осуществляется одобрение или осуждение, устанавливается соответствие или несоответствие поступка (мотива или поведения в целом), черт характера личности и т.д. определенным моральным требованиям.

Базовые ценности являются важным составным элементом нравственной культуры российского пограничника. В свою очередь нравственная культура личности российского пограничника представляет собой диалектическое единство сознания и поведения, при этом моральные знания, ценности и нормы образуют «духовно-теоретическое» ядро нравственной культуры, нравственные отношения - ее функциональные связи, а поступки - ее материализацию.

Базовые ценности российских пограничников предполагают наличие источников своего формирования как ценностных оснований деятельности личности, в конкретном случае деятельности российского пограничника. Такими источниками базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников можно считать:

- место и роль России в мире;

- национальные интересы;

- общественные идеалы;

- базовые ценности силовых органов государства;

- особенности профессиональной деятельности российских пограничников.

Положение страны будет являться одним из основных источников базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников. В свою очередь это положение будет определяться, прежде всего, геополитическими факторами и закрепит в сознании российских пограничников те ценности, которые необходимы для надежной защиты страны, ее суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод ее граждан.

Еще одним важным источником базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников являются базовые ценности силовых органов государства.

Ценности сотрудников силовых органов государства - это те ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности, это конечные основания их деятельности.

Ценностные основания деятельности сотрудников силовых органов государства - это та часть общих ценностей общества, которая реализуется в процессе позитивно значимого силового принуждения. Это те ценности общества, которые реализуются с помощью правового силового принуждения, на защиту которых непосредственно направлена их деятельность, которые не должны быть нарушены в ходе их деятельности, это ценности исходные для построения всей ценностно-нормативной системы деятельности силовых органов государства.

В обществе, где существует общезначимая система ценностей - силовые органы сориентированы на защиту этих ценностей.

Доминантные ценности - цели, на которую направлена деятельность.

Ограничивающие - те, которые нельзя нарушать, двигаясь в определенном направлении.

Направляющие ценности сотрудников силовых органов государства - это те ценности на достижение которых направлена их деятельность. К ним относятся:

- права и свободы граждан, закрепленные в национальном и отечественном праве;

- правовое государство, его территориальная целостность, суверенитет, его Конституция и законы, полномочия законной власти;

- собственность;

- внешний и гражданский мир;

- монополия силовых органов государства на применение силы;

Ограничивающие ценности сотрудников силовых органов государства - это те ценности, которые нельзя нарушать в процессе деятельности.

- права и свободы сограждан;

- лояльность законно избранной власти и подконтрольность ей, презумпция виновности;

- законосообразность, легальность действий - разрешено только то, что прямо предписано законом;

- внепартийность, надконфессиональность, надэтничность;

- политическая активность: активная защита и поддержка существующего политико-правового устройства, соразмерность средств, выделяемых на силовые органы и их размер возможностям общества и государства и существующим угрозам;

- нестяжательство и внекоммерционность, минимизация потерь личного состава.

Пограничные органы российского государства должны быть профессионально подготовлены, иметь в своем составе лучших представителей общества. Их конечные цели - общенациональные интересы, а не партийные, то есть интересы какой-либо части общества. Сотрудники пограничных органов должны быть сознательными защитниками политического строя и проводниками политики государства.

В основе построения базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников должны лежать принципы гуманизма и государственно-правового патриотизма.

Таким образом, базовыми ценностями нравственного поведения российских пограничников в современных условиях целесообразно считать: Конституцию Российской Федерации; территориальную целостность; законность и правопорядок; демократические права и свободы граждан; безопасность государства и в том числе безопасность в пограничной сфере; обустроенность государственной границы; надежную охрану границы; борьбу с контрабандой как составляющую экономической безопасности; справедливость; образованность; профессионализм; равенство всех граждан перед законом; терпимость; сохранение окружающей среды, в том числе природного потенциала приграничья в интересах России и всего человечества; противодействие пандемиям как разновидности трансграничных угроз; усиление контроля за ветеринарной и фитосанитарной обстановкой на границе; способность пограничной охраны противостоять различным угрозам России в пограничной сфере и др.


Заключение

Система угроз безопасности личности, обществу и государству в пограничной сфере и необходимость противостояния им, обусловили необходимость подготовки и проведения политических, военных, экономических и иных мер. В их числе перестройка системы образования, введение новых видов обеспечения, таких как морально-психологическое, специальное информационное и другие. Обеспечение безопасности в пограничной сфере в современных условиях требует от всего личного состава войск и органов, и в первую очередь от офицерского корпуса высокой психологической готовности, развития преимущественно качественных параметров Пограничной службы (ПС) Российской Федерации. Это и предусматривает концепция охраны государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, в соответствии, с которой особые требования предъявляются к подготовке офицерских кадров, к уровню их профессиональной готовности. Среди приоритетных направлений в работе с ними одно из ведущих мест занимает психологическая подготовка молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности, формирование у них тех личностных психологических структур, которыми определяется высококачественное, заинтересованное отношение к своим служебным обязанностям. Весьма актуальной в этой связи выступает научная задача формирования психологической готовности у курсантов высших военных заведений ПС России на этапе овладения профессией офицера-пограничника.

Трудности, которые приходится преодолевать молодым офицерам-пограничникам в современных условиях функционирования Пограничной службы Российской Федерации, обусловлены как объективными, так и субъективными предпосылками.

К объективным предпосылкам можно отнести то, что в сложившейся системе внешних и внутренних, реальных и потенциально действующих угроз безопасности личности, обществу и государству на государственной границе и приграничных территориях войска и органы Пограничной службы России выполняют поставленные задачи по обеспечению пограничной безопасности, нерушимости государственной границы и территориальной целостности нашего государства. Выпускники военно-учебных заведений встретятся с реальными угрозами интересам пограничной безопасности России, которые не снижаются, а по отдельным параметрам нарастают. Особенно напряженной военно-политическая и оперативная обстановка остается на участке Северо-Кавказского регионального управления. Обострение обстановки в регионе может быть вызвано и негативным развитием ситуации в грузинском приграничье, где нарастает активность боевиков. Не менее сложной остается обстановка на Центрально-азиатском направлении. Здесь определяющими факторами по-прежнему будут являться: продолжение внутри афганского противостояния; активизация деятельности исламских экстремистских организаций на территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, недостаточная защищенность внутренних границ между государствами Центрально-азиатского региона.

На других участках государственной границы войска и органы Пограничной службы ведут непрерывную борьбу с незаконной миграцией, контрабандной, иной противоправной деятельностью, противостоят увеличению масштабов браконьерства, охраняют морские биоресурсы Российской Федерации.

К субъективным же причинам можно отнести низкий уровень психологической готовности офицеров к исполнению своих профессиональных обязанностей. Это объясняется тем, что ныне в условиях коренных изменений в общественной жизни и пограничной службе происходят серьезные трансформации в психике, сознании офицеров, особенно у тех из них, которые находятся на одном из самых сложных этапов своей служебной карьеры - этапе адаптации и профессионального становления.

На служебной деятельности молодых офицеров-пограничников сказывается недостаточная материальная обеспеченность и социальная защищенность, отсутствие уверенности в жизненной и профессиональной перспективности.

С одной стороны, развитие и совершенствование Пограничной службы как никогда требует офицера-пограничника, который, руководствуясь осознанием гражданского и воинского долга, профессионально бы выполнял свои служебные обязанности, психологически грамотно подходил бы к работе с личным составом, трудился с интересом и желанием, с другой - немалая часть выпускников военных институтов проявляет нежелание продолжать службу, стремиться покинуть ряды офицерского корпуса в следствии недостаточной психологической готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, не подлежит сомнению, что безопасность государства имеет не только политическую, правовую, но и нравственную ценность. Разумеется, она должна быть охарактеризована, прежде всего, с политической и правовой точек зрения, но важно видеть и ее нравственно-гуманистический смысл. Безопасность государства означает возможность сохранения конституционного порядка, мирного и суверенного развития страны и ее граждан, обеспечивает стабильность власти, дает ей возможность сосредоточиться на решении задач развития общества. Обеспечение безопасности государства означает сохранение свободы и независимости страны, создание условий для реализации не только общегосударственных, но и личностных интересов. Именно эти стороны обеспечения безопасности государства придают данному процессу характер нравственного блага, нравственной ценности.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 10 апреля 1995 г.

  2. Положение о Федеральной службе безопасности. 18 августа 2003 г.

  3. Административная этика. Учебное пособие. - М., РАГС, 1999.

  4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.

  5. Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. - М.: ВПА, 1971.

  6. Ежов О.В. Военная служба как фактор социализации личности (Социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук - М.: ВУ, 1999.

  7. Емец B.C. Социализация военнослужащих кадрового состава войск и органов Пограничной службы РФ: Политологический анализ. - М.: Академия ФПС России, 2002.

  8. Капитонов Н.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - М., 2005

  9. Костиков Н.А. Культура офицеров ФСБ. - М., 1997.

  10. Морхат П.М. Нравственные основы российского законодательства и государственной службы. - М., 2005

  11. Мяготин А.В. Профессиональная этика государственных служащих. - М., 2005.

  12. Нравственные основы государственной службы России. Учебное пособие. - М., РАГС. 2003

  13. Основы профессиональной этики. Курс лекций. - ГПИ ФСБ РФ, 2008.

  14. Панов АИ. Офицерский корпус и политические процессы в обществе: мировой опыт и российская действительность. - М, 2000.

  15. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. - М.: Щит. 2004.

  16. Сараф М.Я. Основы профессиональной этики. - Голицыно, 2003.

  17. Социальный портрет пограничника//НИР «Портрет». - М: ЦОПИ ФПС РФ, 1998.

  18. Сухарев В.А Социально-профессиональные качества офицера пограничника и их формирование. - М: Академия ФПС России, 2003.





Похожие курсовые работы

Курсовые работы, рефераты и доклады