Релаксация как метод реабилитации спортсменов
Кандидат технических наук В.О. Ксендзов
Рубцовский индустриальный институт Алтайского государственного технического университета, Рубцовск
Актуальность. Современный спорт, особенно спорт высших достижений, часто предъявляет к спортсменам требования, граничащие с их психофизическими возможностями. Постоянные тренировки, перенапряжение, иногда при отсутствии полноценного отдыха и на фоне нерегулярного, несбалансированного питания - все это может привести к хроническому утомлению и переутомлению.
В настоящее время среди медико-биологических средств восстановления работоспособности спортсменов наибольшей популярностью пользуются такие, как баня, сауна, теплые ванны, расслабляющий массаж [1, 2, 5]. Однако они не всегда легкодоступны. Это приводит к тому, что спортсмен полностью не восстанавливается и переутомление приобретает тяжелые формы, вплоть до развития разного рода заболеваний. В связи с этим представляется целесообразным использование в качестве реабилитационного средства спортсменов метода релаксации как метода легкодоступного и позволяющего частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слово "релаксация" означает расслабление. Это понятие чаще всего упоминается в литературе как составляющая часть различных психотехник, например аутотренинга или идеомоторной тренировки [3, 4, 6]. Сущность этого метода заключается в том, что расслабляя с помощью специальных приемов напряженные мышцы своего тела, человек приходит в состояние глубокого расслабления, называемого состоянием релаксации. Когда мышцы глубоко расслаблены, заметно снижается тонус центральной нервной системы, всех органов и систем человеческого тела. Это создает благоприятные условия для восстановления после любых видов утомления, будь то утомление физическое или психическое. Доказано, что при релаксации восстановление организма происходит в 1,5-2 раза быстрее, чем после обычного сна. Однако исследований влияния релаксации на организм спортсмена после физических и психических нагрузок в научно-методической литературе мы не обнаружили. Поэтому изучение данного вопроса и стало целью настоящей работы.
Использовались следующие методы: аналитический обзор научно-методической литературы, педагогический эксперимент, физиологические методы исследования (пульсометрия, измерение артериального давления). Статистический анализ полученных данных включал в себя расчет среднего арифметического (М) и ошибки репрезентативности (m). Достоверность различий показателей оценивали по t-критерию Стьюдента.
Организация исследования. Исследования проводились на базе Рубцовского индустриального института АлтГТУ в 2004 г. В них приняли участие 12 действующих спортсменов -волейболистов 17-26 лет 1-го и 2-го разрядов. В процессе педагогического эксперимента исследовалось функциональное состояние сердечно-сосудистой системы спортсменов по показателям артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое сидя. Было поставлено две серии опытов. В первой серии волейболисты тестировались до тренировки, после тренировки и после 30 мин пассивного отдыха с момента ее окончания. Во второй серии опытов тестирование проводилось до и после тренировки, а также после выполнения комплекса релаксационной гимнастики, разработанного О. Грегором [6]. На его выполнение спортсмены затрачивали около получаса.
Результаты исследования. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что после тренировочного занятия у всех спортсменов наблюдалось достоверное изменение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: понижение АД (в среднем на 4,6% от систолического АД и на 6,8% - от диастолического) и увеличение ЧСС (в среднем на 25%). Это свидетельствует о том, что тренировочные занятия вызывали у спортсменов утомление.
Результаты первой серии опытов свидетельствуют, что после 30-минутного пассивного отдыха показатели АД спортсменов остались практически на том же уровне, что и после тренировки, а ЧСС снизилась незначительно (в среднем на 7,8%).
Анализ результатов второй серии опытов выявил, что после выполнения комплекса релаксационной гимнастики у всех спортсменов наблюдалось изменение контролируемых функциональных показателей в сторону их исходного уровня до тренировки. В 86% случаев эти изменения достигли достоверно значимого уровня и в среднем составили: по показателю систолического АД - 3,2%, диастолического - 4,8%, ЧСС - 20,4%.
В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод, что релаксационные упражнения оказывают благотворное влияние на функциональное состояние организма и вызывают ускорение восстановительных процессов, что позволяет рекомендовать их к использованию в качестве одного из средств реабилитации спортсменов
Список литературы
1. Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. - М.: ФиС, 1979.
2. Бирюков А.А. Особенности методики спортивного массажа в отдельных видах спорта: Учеб. пос. для тренеров, массажистов и студентов ин-тов физ. культ. М., 1981. - 87 с.
3. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура (Физкультура для здоровья). - М.: Советский спорт, 1989. - 44 с.
4. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук В.Л., Евдокимов В.И. - СПб.: Изд. дом "Сентябрь", 2001. - 260 с.
5. Полуструев А.В., Якименко С.Н., Турманидзе В.Г. Ручной массаж в тренировочном процессе квалифицированных бадминтонистов //Теория и практика физ. культуры. 2005, №1, с. 35-38.
6. Стресс жизни: Сборник. - СПб.: ТОО "Лейла", 1994. - 384 с.
1. Готовое сочинение на тему берегите природу за класс
2. Готовое сочинение на тему береги природу
3. Готовое сочинение комедии Недоросль
4. Готовое сочинение на тему почему я не хочу учится
5. Готовое сочинение на тему чудный собор
6. Сочинение на спортивную тему конный спорт
7. Готовое сочинение по картине н м ромадина керженец
8. Георгий победоносец сочинение готовое
9. Готовое одно сочинение на тему на английском языке
10. Сочинение на тему берегите природу земли
11. Сочинение на тему люди берегите природу
12. Сочинение берегите природу в
13. Сочинение с планом берегите природу
14. Сочинение почему я хочу служить в фсб сочинение почем
15. Сочинение на тему Береги природу в