Супружеские конфликты на почве национальности
Противоречивость во взаимоотношениях супругов, приводящая к дестабилизации семьи, находит выражение в супружеских конфликтах. В качестве причин, вызывающих эти конфликты, могут выступать как социально-экономические условия жизни семьи (недостаточная материальная обеспеченность, плохие жилищные условия, алкоголизм одного из супругов и др.), так и психологические особенности супругов и специфика взаимоотношений в семье.
По мнению психологов, значительную роль в возникновении супружеских конфликтов играет противостояние их интересов, взглядов, представлений, вкусов, привычек. Некоторые исследователи связывают возникновение конфликтов между супругами также с несовместимостью их характеров, нравственных позиций, ролевых ожиданий, личностных качеств и мнений относительно целей брачного союза. Немаловажную роль играют противоречия, возникающие у супругов при совместном удовлетворении в браке ряда потребностей: в исполнении семейных ролей, в общении, материальных потребностей, потребности в защите собственного "Я".
Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичны у обоих брачных партнеров и нередко оказываются противоречивыми. Если у супругов хорошо развиты такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, то противоречия в этой сфере не принимают острых форм и успешно преодолеваются. Отсутствие же у супругов указанных качеств приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворить потребности каждого из брачных партнеров становится чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Это создает дисгармонию в супружеских отношениях и ведет к дестабилизации семьи.
Но не все конфликты являются деструктивными. Ведь любой конфликт - это есть столкновение разных интересов, в результате чего может выработаться взаимоприемлемое решение какой-либо проблемы. Но все зависит от формы протекания этого конфликта. Когда вскрываются скрытые мотивы партнеров, когда люди узнают друг о друге что-то новое для себя или неприемлемое, исход может быть различным. Но конструктивные конфликты способствуют осознанию взаимных претензий супругов и помогают им выработать единую позицию в решении спорных проблем. Такие конфликты протекают на общем фоне позитивных взаимоотношений супругов, их взаимной эмоциональной привязанности.
Деструктивные же конфликты не приводят к решению породивших их проблем и сводятся обычно к выяснению отношений между супругами. Это мешает им выработать единую точку зрения, приводит к дезорганизации общения и сотрудничества, ослабляет взаимную эмоциональную привлекательность партнеров.
В этой связи очень интересно - насколько сложнее протекают конфликты в семьях, где супруги принадлежат к разным национальностям и что чаще всего является их источником? Центром Конфликтологии Российской Академии Наук проводилось исследование особенностей супружеских конфликтов в семьях, где супруги являются представителями разных национальностей (разнонациональные семьи). Были опрошены 50 разнонациональных молодых супружеских пар и 50 однонациональных (контрольная группа). В разнонациональные семьи входили браки русских женщин с украинцами, литовцами, татарами, евреями, армянами, грузинами, узбеками, таджиками. Исследование показало следующее.
Конфликты в разнонациональных семьях могут возникать не только в результате противоречивых потребностей супругов, сформировавшихся к моменту вступления в брак на основе их индивидуальных особенностей и прошлого опыта, как это имеет место в однонациональных семьях. Дополнительным источником конфликтов у супругов в разнонациональных семьях могут быть также противоречия в потребностях супругов, основанных на различиях их национальных культур, которые особенно ярко проявляются в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций.
Успешная же адаптация супругов в разнонациональной семье зависит от умения преодолевать противоречия такого типа. Например, неспособность супругов проявлять взаимное уважение к национальному языку партнера, к его национальным обычаям и традициям, могут привести к обострению противоречий в потребностях супругов и к деструктивным семейным конфликтам.
Таким образом, взаимная адаптация супругов в разнонациональных семьях может проходить более сложно, чем в семьях однонациональных, не осложненных различием культур брачных партнеров. Однако сопоставление двух групп испытуемых, состоящих из однонациональных и разнонациональных супругов, показало, что каждая из этих двух групп включает приблизительно равное количество стабильных семей, где супруги удовлетворены своим браком, и нестабильных семей, неудовлетворенных семейной жизнью. Этот интересный факт свидетельствует о том, что взаимная адаптация супругов в молодой семье, как в однонациональной, так и в разнонациональной, проходит достаточно сложно и что для успешной взаимной адаптации супругов в обоих типах семей необходимо такое важное условие, как высокий уровень готовности молодых супругов к браку.
Подготовленность к браку включает правильное понимание и выполнение супругами семейных ролей, готовность супругов к компромиссам и сотрудничеству, ответственность за семью, высокую культуру общения. Наиболее важным конфликтогенным фактором в молодой семье является культура общения супругов, т. е. умение соблюдать в общении друг с другом и с родственниками элементарные нравственные нормы повседневной жизни - вежливость, тактичность доброжелательность. Если супруги систематически нарушают эти нормы (позволяют себе грубость в обращении с партнером или его родственниками, проявляют бестактность, равнодушие, недоброжелательность, невнимательность к партнеру), это может провоцировать конфликты не только в однонациональных семьях, но и переноситься в сферу национальных разногласий в национально-смешанных семьях, находя выражение в неуважительном отношении к национальным обычаям партнера, его национальному языку, религии и т.п.
Полученные в исследовании данные позволяют сделать и такой вывод: поскольку в разнонациональных семьях противоречия в потребностях супругов могут возникать не только на основе индивидуальных особенностей и добрачного опыта, но и на основе специфики национальных культур, то вероятность возникновения конфликтов в этих семьях может быть выше, чем в однонациональных семьях.
Однако эта вероятность реализуется в зависимости от уровня подготовленности молодых супругов к браку. Если супруги в разнонациональной семье хорошо подготовлены к семейной жизни, то различия их потребностей легко сглаживаются и преодолеваются за счет умения правильно выполнять семейные роли, высокой культуры общения, хорошо развитой установки на сотрудничество, взаимопомощь, моральную поддержку партнера. В этом случае успешно разрешаются конфликты и первого, и второго порядка.
В исследовании разнонациональных семей была также затронута еще одна интересная проблема: как влияет на стабильность брака отдаленность культур, к которым принадлежат супруги?
Оказалось, что чем более отдаленными являются культуры, к которым принадлежат разнонациональные супруги, тем более высокой является возможность возникновения конфликтов между ними. В группе нестабильных разнонациональных супругов, включающей значительное число браков русских с представителями народов Средней Азии и Кавказа, наблюдалось значительно больше супружеских конфликтов, чем в нестабильной группе однонациональных семей. Эти конфликты были основаны главным образом на столкновении потребностей разнонациональных супругов, вытекающем из специфики национальных особенностей их образа жизни.
У представителей народов Средней Азии и Кавказа в большей степени, чем у русских, сохранились элементы традиционного образа жизни, традиционные этнические связи, предполагающие главенство мужа в семье, психологическую и экономическую зависимость молодых супругов от родителей. Поэтому в таких семьях различия во взглядах супругов на семейное лидерство, на содержание семейных ролей, на отношения между поколениями и между самими супругами приводили к острым противоречиям и конфликтам. Например, многие испытуемые отмечали, что их тяготит общение с родителями супруга из-за того, что они строго придерживаются своих национальных обычаев. Часть испытуемых была обеспокоена тем, что супруг стремился строить свою семейную жизнь на основе советов родителей, в соответствии с их национальными обычаями. В ролевой сфере супругов часто не устраивало то обстоятельство, что, согласно национальной культуре партнера, строго регламентируются обязанности мужа и жены, и для мужа считается недопустимым выполнение домашней работы, закрепленной как бы за женщиной.
Испытуемые пары указывали также на разногласия, которые проявлялись между разнонациональными супругами в сфере семейного лидерства: их беспокоило, например, что партнер нередко претендовал на главенство в семье не на основе личных достоинств, а лишь в соответствии с предписаниями национальных традиций.
Таким образом, исследование показало, что вероятность супружеских конфликтов в разнонациональных семьях может быть выше, чем в однонациональных, не осложненных различием национальных культур в брачной диаде. Несмотря на то, что эта вероятность реализуется в зависимости от уровня подготовленности молодых супругов к браку, межличностное общение супругов в разнонациональных семьях ставит перед ними ряд дополнительных сложных проблем по конструктивному разрешению супружеских конфликтов, которые они часто не в силах решить без квалифицированной помощи специалистов-психологов и психологической поддержки социального окружения.
Список литературы
1. Социально экономические конфликты
2. Социально-трудовые отношения курсовая
3. Социально политические учения т мора
4. Социально политическая мысль эпохи возрождения
5. Социально политическая философия эпохи возрождения
6. Социально политические учения Томас Мор
7. Социально политическое учение Томаса Мора
8. Социально медицинские проблемы пожилых людей
9. Социально политическая проблема недоросли
10. Социально политические проблемы
11. Земля как объект социально экономических связей
12. Социально ориентированное рыночное хозяйство
13. Социально-политические мотивы в творчестве а башлачева курсовая работа бесплатно
14. Социально экономическое и политическое киевской руси
15. Социально экономические преобразования Петра