Сообшения на тему Ломоносов и наука

ГОУ СПО Кунгурское педагогическое училище

Реферат

По предмету Человек и общество

Тема: Наука и мифология

2007


Содержание

Введение

1.Наука

2.Мифология

2.1.Сравнительная мифолог

Заключение

Литература


Введение

Я выбрала эту тему «Наука и мифология», потому что она очень интересно наблюдается и разбирается. Наука и мифология почти схожи между собой. Мифология – это начальный этап человеческого мышления, то же самое и наука – теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящее его существенные стороны в форме и основанные на данных научных исследований.


Наука

Наука – это теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследованиях.

Как мы уже видели, длительный период истории человечества располагало в основном лишь предположительными знаниями о мире, - через магию, мифологию и религию, полагаясь на них при принятии значимых решений. Лишь к новому времени успехи европейской науки в познании мира и технической ассоциации, практической деятельности обеспечили ей признание в обществе и высокий статус. Хорошо известно, что религия или астрология располагает своими доказательствами, своими правдоподобия, подлинности своих знаний об объективном мире, что делать их столь устойчивыми и распространенными формами познания окружающей действительности и жизненных ситуации. Приятно под наукой понимать прежде всего сферу человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности.

Отличную особенность собственного научного знания обычно видят в его согласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Предполагается, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научное положение и теории, которые, в свою очередь, проверяются на фактах. Однако этот критерий далеко не всегда позволяет отделить науку от не науки. Длительное время, казалось бы , бесспорные факты подтверждали астрологические наблюдения и теорию Птолемея, алхимические опыты. Астрология и магия пользуются не малым спросом и в наше время, а к ним следует присоединить уфологию, т.е. науку о неопознанных летающих объектов, эзотерическое знание о духовных сущностях и т.д. Требуется введение дополнительного критерия для того, чтобы отделять подлинное научное знание от других форм знания.

Наука в высокой оттепели представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя, именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками, лириками и т.д. Хотя в научных разработках принято подчеркивать, что наука имеет дело именно с фактами, т.е. с действительными явлениями и процессами, исходное понятие и принципы, которыми оперирует наука, относятся непосредственно к реальному объекту, а к идеальным конструктам, в которых обобщаются эмпирические данные и формируются рационально-логические умозаключения.

Не существует общество вообще, чистой духовности или идеально справедливого правления. Однако, вводя в научное мышление такого рода принципов, ученые отвлекаются от второстепенных и вторичных, несущественных свойств и связей реального мира и выделяют наиболее важные стороны. Это означает, что нельзя прямо соотносит научные конструкты с реальными явлениями и процессами, необходимы те или иные ограничения и допущения, введение промежуточных критериев и дополнительных факторов.

Содержание этих процессов заслуживает более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в главе XVII, где рассматривается культура постиндустриального общества.

Важная проблема в науке – выработка социализированного понятного языка, в максимальной степени фиксирующего свойство, объектов изучения, воспринимаемые как независимые от субъекта. Наука высокой степени представляет собой отделение субъекта от объекта и мышление этого объекта какого-либо ценного значения для наблюдателя. Понятие биологических наук сильно отличается от понятий социологии и социальной психологии.

Именно поэтому, чтобы встать специалистом или просто знающим специалистом, в которой области науки, студент вынужден затратить и мало времени на освоение языка и понятийного состава той или иной дисциплины. Необходимы совместные усилия ученого сообщества для того, чтобы выявить статус науки в дальнейшем эволюции нашего мира. Вопрос об истинной науке важное значение приобретает реализуемость тех или иных научных положений и гипотез. Некоторые научные гипотезы ждут своего подтверждения многие годы, а научная теория высокого уровня подлежат верификации лишь на основе фундаментальных, концептуальных разработок.

Наука представляет собой не только компонент культурного освоения человека внешнего мира, но и части общественного сознания. Она является также и формой производственной деятельности, в силу чего она становится частью совокупностью общественного производства.

Много споров в науке о науке вызывает проблема соотношения науке с социокультурной средой. Важная проблема, на решение которой направлено было много усилий видных ученых за последние десятилетия, состоит в определении того места, которые занимает наука в системе духовного производства этих обществ. Эта проблема культурного контекста науки, охватывающая не только соотношения специфики каждой из цивилизации с универсальным кодом науки, а также и потребность преодоления западной – центристского понимания науки, не оставляющего для восточного аналога значимого социального и гносеологического места. Важнейший прорыв решения этого вопроса был сделан английским ученым Дж. Нидэлгом в многотонном исследовании «наука и цивилизация в Китае». Он провел обширную работу по изучению истории научного знания в Китае.

История науки Востока свидетельствует, что в определенные периоды в каждом из регионов были значительные достижения в математике, медицине, химии, физике, астрологии, географии, оптики, философии, литературе, искусстве и т.д. Научное познание: в науке выделяет эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело, прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с эмпирическими знаниями, которые устанавливаются в результатов объединений и эксперимента.

Теоретическое познание имеет дело более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также тайные объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру, электроны, гены. Среди этих законов – закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д.

Познавательное значение теории очень велико. Они позволяют описывать объяснять изучаемые явления и процессы, высказывать их развития будущего. Например: теория Ньютона или как его называли небесная механика, включающая закон всемирного тяготения.

Научное мышление и современный человек: каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуются плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Важнейшие социальные функции науки являются: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в) прогностическая (прогнозировать следствия таких изменений).

Мифология

Первые попытки рационально истолковать мифы были связаны с пониманием как аллегории. В мифе видели иносказания, поучение, уподобление, намеки. При таком отношении к ним богатство содержание мифов кажется по истине неисчерпаемым. Ярким примером подобного подхода было отношение к мифам основоположника методологии опытного знания Ф.Бекона. В тракте «О мудрости древних» он изложил многие античные мифы и собственные понимания скрытой в них мудрости. Он писал, что она представляет ему «подобной плохо отжатым виноградным гроздьям, из которых хотя и выжито кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется». Подобным уже образом истолковал мифы Гердер. Его взгляды положили начало свойственному уже для романтизма пониманию мифов. Вершины романтической концепции мифов стало учение Шелина.

Шелин делил различные способы изображения на три вида схематическая (общее обозначает особенная), аллегорическая (общее) и символическая (общего и особенного). Мифологию он понимал именно символически, т.е. неиносказательно, не историко-психологически, когда в мифах пытаются найти персонификации и одушевления. Миф для Шелина если что-то и знает, то именно то, о чем в нем идет речь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Но из подобного понимания следует, что мифотворчество может быть только явлением прошлого. В будущем полагал Шелин, возникает симбиоз науки и мифологии, которая будет создана эпоха в целом. Из сказанного должно быть ясно, что мифология как определение состояния сознание – это не только далекое прошлое духовной культуры.

Мифологию не возможно ограничить рамками первобытного мышления также, как нельзя провести резкие грани между мифом и научным мышлением, в общем. Ведь и то, и другое – мышление, как известно, в марксизме действительности мышления доказывается практикой. Но особенности мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается в доказательствах или в практическом обосновании. Мифология – это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм. В состоянии искренней и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей веры. Так, верующие в судьбу склонен видеть предопределенность даже в попытках разубедить его и объяснить случившиеся простым стечением обстоятельств.

Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. На смену приходят другие мифы, связанные с верой во всесилие политике или в оккультные учения, в «пришельцев» или в «скрытые» возможные человеческой психики. Общая характеристика мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от каких то элементов внешнего мира, и общие идеи. В мифологическом сознании эмоциональная сфера не отделена от рефлексивной, поэтому происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов. В мифе все идеальное и воображаемое вполне тождественно с материальным и вещным, а все вещественное ведет себя так, как будто оно является чем-то идеальным.

Мифологическое сознание по-своему организует противоречивую действительность.

Мифологические сюжеты строятся на противопоставленном оппозиционном: вверх – низ, левый – правый, близкий – далекий, внутренний – внешний, большой – маленький, теплый – холодный, сухой – мокрый, светлый – темный и т.д. Эти оппозиции объективируются пространственно-временных элементов (небо – земля, земля – подземный мир, север – юг, запад – восток, день – ночь, зима – лето, солнце – луна), в социальных отношениях (свой – чужой, мужской – женский, старший – младший, низкий – высокий), в соотношении социального и природного (человек – космос, дом – лес, селение – пустыня), в жизненных антиномиях (жизнь – смерть, счастье – несчастье, удовольствие – страдание). Миф возникает через непосредственное внимание человека в мир, дополняемое субъективным воображением. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства. Миф актуализирует мир значений, предавая их соучастника человеческой деятельности. Мифологические боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает в контаминациях (смешение).

Сравнительная мифология

Интерес к мифологии усиливается в новое время в связи с открытием Америки. В XVIII в. французский миссионер Ж.Ф. Лафито стал одним из первых исследователей быта североамериканских индейцев. Это дало возможность сравнить мифы народов живущих в различных частях света. Содержание мифов уже не воспринималось как что-то случайное. Все чаще внимание привлекало похожесть мифов, закономерный характер их возникновение в древности. Глубоко исследовал мифологию итальянский философ Дж. Вико. В соответствии со своей концепцией история, о которой мы уже говорили, он рассматривал мифы как «божественную поэзию» и сравнивая ее с детским соотношением психики. Его философия мифа содержала в себе начало почти всех последующих направлений в изучении мифологии. В отечественной науке общекультурное значение мифов исследуется давно. Особое значение имеет связь мифологии и истории. Отмечается повторяемость событий, выступающая основой их мифологического истолкования, а также научного познания. В некоторых случаях мифология может рассматриваться как первое приближение к первобытной науке. В мифологических преданиях иногда говорят о событии, которое «снова происходит».

Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньше мифотворчество существует в науке XX в.

Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются.

Идеология - это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступало мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова.


Заключение

Методический замысел реферата состоит в том, чтобы в этом виде показать путь образования «науки и мифологии».

Структурно данный раздел включает две главы: первая глава это « Наука», а вторая «Мифология». Кроме того, эта глава позволяет раскрыть определенное слово, без которой немыслимо понимание.

На материале первой главы я познакомилась с зарождением общественной науки, а на материале второй главы – она представляется, как мифологии отражались древнейшие представления.

В данном случае я имею возможность опираться на получение мной в сведение о своеобразии мифа как способа, отражения реальности, не совпадающего с наукой и вместе с тем, содержащего как бы сведения, не противоречащие науки.

Наука начинает доказывать все возрастающие влияния на жизнь общества.

В Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. На рубеже XIX –XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории, исследовательские центры.

Роль мифологии для человека: мифы повествуют о событиях, которые когда-то были, когда-то произошли. Мифы обладали свойством диахронии, смены времени, о которой повествовалось. Но миф – не история, которая когда-то произошла и стала всего лишь прошлым. Для мифологического сознания, события мифа – настоящая, действительная события, которые происходят и существуют всегда. Миф обладал свойством синхронии, т.е события в мифе происходят сейчас, поскольку они являются содержанием мифотворческого сознания. Поэтому события в мифе переживались как реальные, происходившие с самим человеком. Человек жил событиями мифа, и они были его прошлым, настоящим и будущим одновременно. В жизни древних людей не только сами обряды, песни или танцы были посвящены мифическим событиям, но и изобретение обрядов, песен или музыкальных инструментов приписывалось героям мифов.

Является характерным свойство именно мифологического мышления.

Ведь есть ответственная свобода, и есть принципиально отличная от нее свобода безответственности, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.


Литература

  1. Бэкон Ф. Энциклопедия. – М. 1987

  2. Иванов В.В. Философский энциклопедический словарь. – Санкт-П.,1882

  3. Иванов В.В. Культура антропологии и история культуры.- М.,1883

  4. Малитинский Е.М. Энциклопедия. – М. 1990

  5. Топоров В.Н. Семиотика и общая теория мифа.- Минск, 1881

  6. ТокаревС.А. Энциклопедический словарь. – М.,1886





Похожие курсовые работы

Курсовые работы, рефераты и доклады