Реферат
по теме: «Усыновление (удочерение)».
План
Введение.
1. История развития усыновления в России.
2. Понятие и условия усыновления
3. Порядок усыновления
Литература
Учебная
Антокольская М. В. Семейное право. Учебник для ВУЗов. М., 1996.
Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М. 1996
Комментарий к Семейному кодексу РФ/под общей ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. М. 2001
Комментарий к Семейному кодексу РФ/под ред. Л.М. Пчелинцевой. М. 2001
Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для ВУЗов. М. 2001
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ//Российская газета.№237 25.12.1993
Кодекс о браке и семье РСФСР//Ведомости ВС РСФСР 1969.№32.ст.1397.
Закон РФ от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»// Ведомости СНД и ВС РФ. 20.08.1992. №33.Ст.1913
Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании»//СЗ РФ. 15.01.1996.№3.Ст. 180
Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994// СЗ РФ 05.12.1994. №32. Ст. 3301
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995//СЗ РФ 01.01.1996. №1.Ст. 16
Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996// 29.01.1996. №5. Ст. 410
Федеральный закон от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ 24.11.1997. №47.Ст.5340
Федеральный закон от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// СЗ РФ 23.04.2001. №17.Ст.1643
Федеральный закон от 16.04.2001 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"// СЗ РФ 23.04.2001 №17. Ст.1643
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001// СЗ РФ 07.01.2002. №1(ч.1). Ст.1
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001// СЗ РФ 07.01.2002. №1(ч.1). Ст.3
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI.1993. вступила в силу для СССР 15.09.1990.
Введение.
На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на это особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались от 700 тысяч[] до 3 или даже 5 млн. детей[], что сравнимо только с периодом начала 20-х годов, когда к 1922 году в стране насчитывалось почти 7 млн. беспризорников.[] В частности в Белгородской области ежегодно выявляется около одной тысячи детей, оставшихся без попечения роди гелей (в 2000 году - 989, в 2002 году - 974).[] Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом РФ перечень угроз национальной безопасности.[]
Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье. В случаи если несовершеннолетний по каким либо причинам остался без попечения родителей, то наиболее приоритетной формой его устройства для защиты прав и законных интересов, воспитания и содержания является усыновление.
Глава №1. Понятие и развитие института усыновления (удочерения) в России.
§.1. История развития усыновления в России.
Одним из самых старейших правовых институтов наиболее оптимально регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение к институту усыновления в России было неоднозначным и с его содержание с течением времени изменялось.
Усыновление в России существовало с глубокой древности. Еще когда была семья с патриархальным отцом во главе, усыновление уже было известно. Оно вызывалось необходимостью сохранить численность, прочность общины, которая была сильна своим количеством. В нее одинаково входили и дети, и принятые в семью (так называемые примаки) из чужой семьи. Следует отметить, что искусственное увеличение общины достигалось также и путем так называемой «адаптации», которая могла быть коллективной и индивидуальной[].
Массовая адаптация женщин и детей возможна была, например, родом победителей, а также как индивидуальный акт. Он распространялся на чужих членов общества если «о потомстве не могло более быть и речи или когда тяжелая болезнь главы семьи, еще не имеющего наследника, грозила прекратить его жизнь, он заботился о передаче всех прав своих над семьей постороннему, избранному ему лицу»[].
С установлением христианства на Руси усыновление освящалось особым церковным обрядом «сынотворения». После совершения обряда выдавался особый акт, утвержденный епархиальным архиереем, что придавало усыновлению определенную силу.
При исследовании истории развития института усыновления Нечаева А.М. утверждает, что усыновление предусматривало ряд процедур, сохранявшиеся в нашей отчизне длительное время. В их числе:
- обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;
-женитьба на вдове брата в языческое время;
- фактический прием усыновляемого в дом;
- особый договорный акт между усыновителем и усыновленнымх[].
Следовательно, усыновление было известно еще в то время, когда существовала семья с патриархальным отцом во главе семейства с целью ее укрепления. Вместе с тем, можно утверждать, что усыновление приносило и пользу усыновленным, особенно если они не имели собственной семьи, родителей.
По мере развития многообразия форм собственности правила усыновления существенным изменениям не подвергались. В Московском государстве имелось лишь одно важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Это создавало определенные преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.
В петровскую эпоху и в эпоху царствования Екатерины Второй специальных законов, посвященных усыновлению не было.
Однако, можно отметить тот факт, что в порядке исключения императрица разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Это разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой Екатерины II. В каждом конкретно случае на усыновление было специально разрешение Императрицы.[]
И только в начале 19 века стало развиваться законодательство, посвященное усыновлению. 11 октября 1803 года был издан Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба и оставлении по смерти в наследство недвижимого имущества». Позже появляется ряд указов, специально посвященных усыновлению (16 ноября 1817 года, 19 апреля 1822 года, 20 сентября 1825 года). При этом принцип сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. соблюдался неукоснительно.
Более того, «усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, получило значение генеалогического»[]. Но существовало оно уже не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.
Во второй половине 19 века усыновление регулировалось предписаниями, изложенными в Законах Гражданских, которые по-прежнему охраняли принцип сословности. Статья 152 предписывала: «Усыновитель может передать усыновленному свою фамилию, если усыновленный не пользуется большими правами состояния сравнительно с усыновителем. Передача усыновителем фамилий потомственными дворянами может последовать не иначе, как с Высочайшего соизволения, испрашиваемого после усыновления»[].
Но кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые были связаны с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Так, усыновление лиц христианского вероисповедания не христианами и сих последних лицами христианского вероисповедания воспрещается[].
Но наиболее серьезный запрет к усыновлению содержала ст. 145, где говорилось, что «усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющего есть собственные законные и узаконенные дети»[].
Большое значение в развитии законодательства, посвященного усыновлению, стал Закон от 12 марта 1881 года “О детях усыновленных и узаконенных”[]. Этот закон впервые допускал возможность узаконивать и усыновлять незаконнорожденных детей, что являлось шагом вперед при защите их прав.
Вместе с тем Закон вводил некоторые ограничения. Так, усыновлять разрешалось лишь тем, кто не имел собственных или узаконенных детей, за исключением мещан и сельских обывателей. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет и т.п.
Сама же процедура усыновления, существовавшая в России в конце 19 века, была достаточно сложной. Она определялась Уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя. Даже для дворян она была непростой и состояла из нескольких этапов:
- составление акта об усыновлении у нотариуса (ст. 166 Устава);
- представление этого акта на разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя;
- утверждение этого акта судебной палатой.
Согласно вышеуказанному Уставу, дела об усыновлении разрешались окружным судом «по выслушиванию заключения прокурора»[].
Таким образом, в русском дореволюционном праве усыновление регулировалось законами, которые весьма подобно определяли правила усыновления для каждого сословия особо.
Институт усыновления в законодательстве советского периода прошел определенную эволюцию. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года категорически запрещал усыновление.[] Ст. 183 этого Кодекса гласила: «С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведение после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновленных»[]. Усыновленные ранее дети приравнивались в правах к родным.
Однако, жизнь показала, что такой институт необходим. Во-первых, первая мировая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи и родителей. Во-вторых, революционное брожение, концентрация внимания на вопросах политической борьбы в 1917 году, являлось отвлекающим фактором от заботы о детях, что привело к развитию детского бродяжничества, принявшего затем столь громадные размеры в эпоху гражданской войны и голода.
Эти и другие причины требовали возрождения института усыновления. Поэтому еще до принятия второго по счету семейного кодекса был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 года «Об изменении Кодекса Законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая по своему содержанию глава - пятая, посвященная специально усыновлению[].
В 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, в котором институту усыновления уделялось сравнительно мало внимания, тем не менее, появились правовые нормы, которые регулировали правоотношения в области усыновления.
Нормы Кодекса, касающиеся усыновления, с одной стороны, имели традиционный характер, касающиеся усыновления, с другой - имели свои особенности, порожденные временем, а в чем-то даже делали шаг вперед.
В годы Великой Отечественной войны усыновление детей, потерявших своих родителей и семью, приняло массовый характер и стало своеобразным символом проявления патриотизма и героизма. Жизнь требовала совершенствования законодательства по усыновлению. С этой целью в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении»[].
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года достаточно подробно урегулировал отношения, связанные с усыновлением и институт усыновления (удочерения) стал регулироваться нормами специальной главы.
В кодексе стал фигурировать термин «усыновление» и термин «удочерение», что предусматривает усыновление детей обоего пола.
Институт усыновления сохранился и приобрел много новых черт и в Семейном кодексе Российской Федерации. Глава 19 СК РФ регламентирует условия, порядок и правовые последствия усыновления.
Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье.
В настоящее время внимание к усыновлению не ослабевает. Мало того, необходимость более тщательной правовой разработки острых с точки зрения практики и теории проблем усыновления становится все более очевидной.
§2. Понятие и условия усыновления
Усыновление как общественное явление есть одно из оснований образования семьи наряду с браком, фактическим воспитанием и рождением. Это происходит в том случае, когда одинокие мужчина или женщина усыновляют ребенка (детей). Если же ребенка усыновляют супруги, то новая семья не образуется, ребенок принимается в сложившуюся семью, основанную на браке. Различие этих двух видов усыновления видится в том, что в первом случае ребенок войдет в родственный союз усыновителя или усыновительницы, а во втором – в родственный союз обоих супругов.
Семейный кодекс РФ не содержит легального определения усыновления. Однако исходя из анализа норм семейного законодательства наиболее полное определение дано Л.М. Пчелинцевой. Итак под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.[] При этом усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:
а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;
б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению.
То есть усыновление является одновременно как правообразующим, так и правопрекращяющим юридическим фактом.[]
О преимуществах семейного воспитания детей, о необходимости общения детей и родителей написано достаточное количество литературы. Причем, исследования ведутся с различных точек зрения - педагогической, психологической, социальной и пр. Поэтому в настоящее время усыновление из всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, признано наиболее оптимальной и предпочтительной[].
Постоянный характер отношений по усыновлению, а также возложение в результате этого акта определенных обязанностей как на усыновителя, так и на усыновленного, обязывает предъявлять известные требования не только к названным лицам, но и к другим лицам, а также к порядку усыновления. Все требования, необходимые для усыновления, можно разделить на несколько групп:
а) предъявляемые к усыновителям,
б) относящиеся к усыновляемому ребенку,
в) предъявляемые к третьим лицам.
Основной принцип, из которого исходит законодатель в своих требованиях к личности усыновителя, - это его способность осуществлять надлежащее воспитание и содержание ребенка В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации в качестве усыновителей могут выступать лица обоего пола, достигшие совершеннолетия.
Усыновление носит строго добровольный характер. Только по желанию самого усыновителя может быть принято решение об усыновлении, с соблюдением установленных законом правил. Согласно требованиям действующего законодательства усыновителем может быть любое дееспособное лицо, которое не включено в перечень, содержащийся в ст. 127 СК РФ. Условие о возрасте усыновителя за время существования данного института претерпело существенные изменения. В России усыновителю должно было быть не менее 30 лет, и он должен быть старше усыновленного на 18 лет (ст.146 Законов гражданских). «Во всех этих требованиях относительно возраста сказывается то же желание, как и в римском праве «подражать природе»[].
В юридической литературе высказывались мнения о необходимости установления разницы в возрасте усыновителя и усыновленного. Например, Н.М. Ершова пишет: «Практика органов опеки и попечительства, судебных органов показывает, что в интересах детей возраст желающих усыновить ребенка должен быть ограничен. Жизнь показала, что когда усыновителями маленьких детей оказываются престарелые люди, ничего хорошего из усыновления не получается. Иногда желающие усыновить ребенка не учитывают своего возраста и в полной мере не осознают всей ответственности и трудностей, которые их ждут»[]. При этом подчеркивалось, что “при естественной разнице в летах легче наладить отношения о детьми”[].
Однако с данным мнением согласиться нельзя, так как бывают различные ситуации и ограничение возможности усыновления разницей в возрасте усыновителя и усыновленного не будет способствовать обеспечению интересов детей. Да и сами высказывания о разнице в летах настолько неодинаковы, что подтверждают правильность изложенного. Конечно, в некоторых случаях разницу в возрасте следует все же принимать во внимание. Например, если тридцатилетний мужчина удочеряет шестнадцатилетнюю девушку, то органам опеки и попечительства при разрешении данного акта следует учесть и этот момент. Но возводить в закон обязательную разницу возраста с точностью до одного года, пожалуй, нецелесообразно.
Однако наш законодатель, в целях обеспечения выполнения усыновителем своих родительских обязанностей, установил разницу в возрасте не менее шестнадцати лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным (кроме случаев усыновления ребенка отчимом или мачехой (п. 2 ст. 128 СК РФ)).
Не могут быть усыновителями лица, получившие полный объем дееспособности до достижения 18 лет в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ), лица, которые заключили брак в силу п.2 ст 13 СК РФ, то есть статью 127 Семейного кодекса необходимо толковать буквально. Об этом говорится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №9 от 4 июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[].
Кроме того, не могут быть усыновителями:
• лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;
• лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
• лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
• лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
• лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
• лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть усыновителем, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данными заболеваниями являются:
• туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации 1,2, 5 групп диспансерного учета;
• заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
• злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
• наркомания, токсикомания, алкоголизм;
• инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
• психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
• все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, исключающие трудоспособность.[]
Для установления состояния здоровья кандидату в усыновители необходимо пройти медицинское освидетельствование[]. Освидетельствование проходят в государственных учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации по месту жительства кандидата. К государственным учреждениям относятся территориальные амбулаторно-поликлинические учреждения (отделения), специализированные диспансеры (отделения) системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. О результатах проведенного освидетельствования указывается в медицинском заключении. Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки) подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью. О проведении освидетельствования делается запись в медицинской карте амбулаторного больного. Цель освидетельствования не указывается для сохранения тайны усыновления. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течении трех месяцев.
Лишение лица дееспособности, ограничение в дееспособности, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, отмена усыновления по вине лица, бывшего усыновителем, отстранение лица от исполнения обязанностей опекуна вследствие ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей, наличие у лица судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан подтверждаются судебными решениями[]. Сведения о доходе лица, желающего стать усыновителем, содержатся в справке с места работы о должностном окладе. Факт наличия жилой площади подтверждают документы на право пользования или право владения жилым помещением.
Даже если кандидат в усыновители удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в статьях 127 и 128 Семейного кодекса Российской Федерации, это не означает, что суд вынесет решение в его пользу. Пленум Верховного Суда в Постановлении №9 от 4июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[] указывает «При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту)». Кроме того, помимо состояния здоровья усыновителя суд принимает во внимание и состояние здоровья проживающих с ним членов семьи; сложившиеся между ними взаимоотношения; отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. Пленум Верховного Суда поясняет, что вышеперечисленные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними липами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
Если одного и того же ребенка хотят усыновить несколько лиц, то предпочтение отдается родственникам усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК РФ), но с соблюдением требований, предъявляемых к усыновителям (п. 1 и 2 ст. 127 СК РФ) и интересов ребенка. Законодатель стоит на такой позиции потому, что между родственниками и усыновляемым ребенком легче создать семейные доверительные отношения. Эта норма вобрала в себя опыт сложившейся практики усыновления, поскольку была внесена в качестве дополнения к новому Семейному кодексу. Поэтому есть все основания сказать, что подобное положение имеет жизненную основу.
Усыновить ребенка могут как супруги, так и отдельные граждане (например, отчим или мачеха). Не могут одновременно усыновить ребенка лица одного пола или разного пола, но не состоящие между собой в браке (например, две сестры, дедушка ребенка и его тетка).
Требования, предъявляемые к усыновляемому, составляют вторую группу условий усыновления. В законе нет указания, о какого возраста можно усыновлять. Практика допускает усыновление ребенка с момента его рождения. Это не только не противоречит закону, но и, наоборот, способствует достижению главной цели усыновления - обеспечение интересов детей.
Статья 124 Семейного кодекса, дополненная и измененная Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года[], акцентирует внимание на необходимость учета этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности преемственности в воспитании и образовании, а также возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное воспитание. Данные изменения, несомненно связаны с реагированием Государственной Думы на печальный опыт усыновления детей как отечественными гражданами, так иностранцами.
Усыновление возможно только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Указывая на то, что усыновленным может быть только несовершеннолетний, законодатель установил максимальный возраст – до 18 лет. Это правило возражений не вызывает, ибо по достижению совершеннолетия утрачивается цель усыновления – создание детям, лишившимся родительского попечения, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Однако, как отмечалось выше, такое положение существовало не всегда, в различные периоды развития общества менялись цели и задачи института усыновления.
Кроме того, законом установлено правило, что не может быть усыновлен ребенок, не достигший совершеннолетия, но эмансипированный, поскольку такое лицо приобретает полный объем дееспособности (ст. 27 ГК РФ), а также вступивший в брак.
Имеется ряд нормативных актов, охраняющих интересы несовершеннолетних, хотя само понятие «интересы детей» законодателем не раскрыто. В действующих нормативных актов также подчеркивается необходимость учитывать интересы детей, в том числе и при усыновлении (ст. 124 СК РФ), но термин этот по-прежнему не получил легального разъяснения.
При научном толковании термина «интересы ребенка» исследователи выносят на первый план различные критерии. Однако большинство ученых придерживается мнения, согласно которому «усыновление признается отвечающим интересам усыновляемого, если в семье усыновителя имеются необходимые благоприятные условия (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье, для подготовки усыновляемого к общественно полезной деятельности и, наконец, если моральный облик усыновителя и членов его семьи отвечает требованиям общепринятой морали»[] При этом подчеркивается, что лучшие материальные возможности не могут иметь решающего значения.[ї Думается, что эта позиция наиболее правильно отражает цель усыновления.
Однако нельзя не остановиться на особенности содержания понятия «интерес ребенка», которое состоит в том, что интерес зачастую не осознается самим ребенком в силу возраста. Поэтому в литературе высказано мнение: «Интерес ребенка формируется самими родителями или другими взрослыми субъектами семейного правоотношения, которые должны сами определить, выявить интерес ребенка и строить поведение с учетом указанного интереса. Однако не всегда понимание взрослыми субъектами интереса ребенка соответствует его подлинному интересу»[]. Полагаем, что это не совсем верное суждение, потому что нельзя сформировать интерес ребенка, можно лишь его постигнуть, понять, определить. Более того, интерес ребенка не есть раз и навсегда определенная категория. Содержание этого понятия меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, окружающей среды, наклонностей ребенка. Далее, поскольку ребенок живет в обществе, то его интересы должны соответствовать интересам общества. Таким образом, понятие интересы ребенка, как и понятие интереса вообще, включает в себя два элемента: объективный и субъективный. Объективный подчеркивает общественный характер личности ребенка, а субъективный - индивидуальные потребности этой личности. Такой подход к понятию интересов ребенка обеспечивает правильное решение о возможности усыновления.
В связи с тем, что в литературе встречается термин «охрана детства», возникает вопрос о соотношении категорий «интересы ребенка» и «охрана детства». Несомненно, охрана детства проводится в интересах ребенка. Поэтому целью охраны детства является создание условий, способствующих полноценному физическому и моральному развитию ребенка, т.е. указанные понятия имеют одну цель, для достижения которой используются различные средства.
Некоторые авторы придерживаются иных позиций. Например, А.М. Нечаева полагает, что данные категории различны по объему своего содержания. Под интересами несовершеннолетних она понимает условия надлежащего воспитания. Охрана детства, по ее мнению, включает в себя еще заботу о физическом развитии[]. Однако понятие «воспитание» включает в себя заботу не только о моральном, но и физическом развитии ребенка. Поэтому только при наличии обоих условий можно говорить, что воспитание осуществляется в интересах несовершеннолетних и, следовательно, детство охраняется.
Подтверждением сказанного может служить и тот факт, что некоторые авторы употребляют термин, объединяющий указанные категории. Например, Н.С. Алексеенко пишет: «Правовая охрана интересов... - понятие объемное, широкое, она предполагает регулирование нормального поведения участников семейных отношений по воспитанию и содержанию детей».
О том важном значении, которое придает законодатель интересам несовершеннолетнего, можно судить на основании ч.1 ст. 124 СК РФ, указывающей, что усыновление допускается только в интересах несовершеннолетних детей, а также ч.2 ст.141 СК РФ, подчеркивающей, что усыновление может быть отменено, если этого требуют интересы ребенка.
Закон не разрешает усыновлять братьев и сестер разными лицами. Это - общее правило. Позиция законодателя понятна, поскольку разлучение ребенка и без того обделенного семейным вниманием со своим братом или сестрой травмирует его психику. Однако из данного правила возможны исключения в тех случаях, когда усыновление братьев и сестер разными лицами отвечает их интересам. Подобные ситуации могут возникнуть, если дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно либо не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.
В статье 12 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, участницей которой является и Россия, сказано: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»[].
Такой возраст наше национальное законодательство, Семейный кодекс, в частности, определяет как 10 лет. Для того, чтобы усыновить ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо получить его согласие. Согласие ребенка не должно быть общим. Оно должно быть конкретизированным. То есть от ребенка требуется согласие на его усыновление определенным конкретным лицом. Согласие выявляется органом опеки и попечительства и оформляется в письменной форме либо отражается в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка, а также оно может быть выражено в устной форме в судебном заседании, но должно быть занесено в протокол судебного заседания (п. 25 Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам)[].
Пункт 2 статьи 132 Семейного кодекса в исключение из общего правила разрешает усыновление ребенка без его согласия, если он до подачи заявления об усыновлении усыновителями проживал в их семье, и считает их своими родителями. Законодатель разрешает усыновление без согласия ребенка, в подобных случаях руководствуясь, прежде всего, его интересами, поскольку получение согласия у ребенка означает разглашение тайны усыновления.
Для усыновления ребенка необходимо, чтобы будущие усыновители имели представление о состоянии здоровья усыновляемого, поскольку закон ничего не указывает о том, что усыновлению подлежат лишь здоровые дети. А для установления усыновления над больным ребенком необходимо, чтобы будущий усыновитель шел на это осознанно, чтобы такой ребенок не был для него обузой. В вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда определено, что суд «вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и независящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка». Одним из таких оснований называется «выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении». В связи с этим, в отношении детей, подлежащих усыновлению, экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации проводится освидетельствование, о результатах которого делается медицинское заключение. При наличии у ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном развитии администрация учреждения, где находится ребенок, предупреждает об этом кандидатов в усыновители под расписку.
Разъяснения о характере заболевания ребенка, его возможных последствиях проводится главным врачом воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
В личном деле ребенка отмечается, что усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его последствиях.
Кроме того, лица, желающие усыновить ребенка, имеют право провести независимое обследование здоровья усыновляемого ребенка.
Третью группу условий усыновления составляют требования, изложенные в ст.ст. 129, 130, 131, 132, 133 СК РФ, из содержания которых усматривается, что для усыновления требуется согласие определенных лиц. Эти условия были введены КЗоБСО РСФСР 1926 года (ст.ст. 61, 62, 63) и имели большое значение при решении вопроса усыновления. «Усыновление может состояться лишь с согласия предусмотренных законом лиц: самих усыновителей; кровных родителей ребенка или лиц, заменяющих родителей; супруга усыновителя, если он не усыновляет ребенка, и, наконец, самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет»[].
Согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, не признанных в установленном порядке недееспособными или безвестно отсутствующим, на усыновление должно быть выражено в письменной форме (ст. 129 СК РФ). Усыновление, произведенное без согласия родителей в тех случаях, когда такое согласие требовалось, может быть отменено судом по иску родителя, если суд установит, что возвращение ребенка соответствует его интересам (ст. 141 СК РФ).
Родители могут дать согласие на усыновление своего ребенка определенным лицом, либо предоставить выбор усыновителей органам опеки и попечительства. Некоторые ученые высказывали сомнения в правомерности заранее данного родителями согласия на усыновление детей, находящихся в детском учреждении. Такие опасения не обоснованы, ибо если родители отказываются от предоставленного им права воспитывать своего ребенка, то вопрос о том, кто будет его воспитывать, затрагивает в первую очередь интересы самого несовершеннолетнего. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы, например, А. Пергамент пишет: «следовало бы дать отрицательный ответ только в том случае, если было бы установлено, что такое заранее данное согласие в какой-то мере противоречит интересам ребенка, родителей или усыновителей, тем самым противоречит и закону, направленному на охрану этих лиц»[.
Признание родителей в установленном порядке недееспособными иди безвестно отсутствующими - основание для усыновления без их согласия. Это положение также направлено на охрану интересов несовершеннолетнего. Родители в данном случае не могут осуществлять свое право на воспитание ребенка и подучить их согласие на усыновление невозможно, поэтому при создании ребенку надлежащих условий воспитания и содержания с помощью усыновления целесообразно произвести его без их согласия» Подобного мнения придерживается ряд ученых. Однако есть и другие мнения. Так, К. Колибаб, выступая против такого правила, писал: «Признание гражданина безвестно отсутствующим не прекращает его личные и имущественные права и даже влечет за собой принятие мер к ограждению его законных интересов. Лишь признание гражданина умершим прекращает его личные права и имущественные. Эти же правила применяются при решении вопросов семейных отношений. Тем более нет никаких оснований отказываться от установленных этими правилами гарантий прав граждан при решении вопроса о родительских правах, неразрывно связанных с жизненными интересами несовершеннолетних детей.
Закон не рассматривает психическую болезнь как основание для лишения граждан личных и имущественных прав. Наоборот, именно для защиты личных и имущественных прав и законных интересов устанавливается опека над личностью и имуществом душевнобольных. Ввиду этого следует признать незаконным лишение душевнобольных граждан родительских прав путем усыновления их детей»[].
Ошибочность этой позиции подтвердило время. Лишать ребенка семейного воспитания в надежде, что возможно когда-нибудь его родители выздоровеют или объявятся, является нарушением интересов ребенка. Более того, если кровный родитель сознательно не дает согласия на усыновление, не выполняя в то же время своих обязанностей по воспитанию ребенка, то представляется возможным усыновление без его согласия, ибо такой безмотивный отказ нарушает интересы детей.
Относительно усыновления ребенка несовершеннолетних родителей Семейный кодекс разрешает вопрос следующим образом: для усыновления детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке и не достигших 16 лет, требуется также согласие и их родителей либо опекунов (попечителей). А при отсутствии оных, необходимо согласие органа опеки и попечительства. В случае, если законные представители несовершеннолетних родителей, не достигших 16 лет, не дадут согласия на усыновление, оно не может быть произведено. Если же несовершеннолетним родителям уже исполнилось 16 лет, то они наделяются всем комплексом родительских прав и обязанностей независимо от того, состоят ли они в браке (ст.62 Семейного кодекса), а значит, при усыновлении их ребенка требуется только их согласие. Законодатель установил подобное правило потому, что родитель, не достигший 16 лет и, не состоящий в браке, сам еще будучи ребенком, не может самостоятельно решать жизненно важные вопросы. Ему необходима помощь и советы законных представителей, тем более в таком вопросе, как судьба ребенка.
Семейный кодекс в части 2 пункта 1 статьи 129 определяет форму, в которой должно быть выражено согласие родителя на усыновление ребенка. Оно оформляется заявлением, которое заверяется нотариально либо руководителем учреждения, где находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Согласие может быть также выражено непосредственно в суде. В этом случае оно фиксируется в протоколе судебного заседания и лично подписывается родителями. Кроме того, оно отражается в выносимом решении.
Родители имеют право отозвать согласие на усыновление ребенка в любой момент до вынесения решения. Мотивы подобного поступка не имеют никакого значения.
Кроме указанных условий для усыновления в силу ч.1 ст. 133 СК РФ необходимо согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
Условие согласия супруга необходимо постольку, поскольку даже если один из супругов не хочет брать на себя обязанность по воспитанию ребенка, если он будет против того, чтобы другой супруг возложил на себя такие обязательства, то установить с ребенком здоровые семейные отношения не представится возможным. Семейный кодекс, разрешая усыновление ребенка одним из супругов, стоит на позиции соблюдения, прежде всего интересов ребенка. А усыновление ребенка обоими супругами более предпочтительно, так как дает ему и отца и мать, а следовательно максимально приближает его жизнь к жизни в полноценной семье. При установлении усыновления суд принимает во внимание все обстоятельства, а, следовательно, и выносит решение с учетом индивидуальных особенностей.
Согласие супруга на усыновление не требуется в случае, если супруги фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Признание такого супруга безвестно отсутствующим не требуется. Доказательствами о неизвестности местонахождения супруга могут служить заявление усыновителя, а также сведения, полученные в порядке опроса по месту жительства супруга.
Статья 131 Семейного кодекса устанавливает, что для усыновления ребенка, находящегося под опекой (попечительством) необходимо согласие, выраженное в письменной форме его опекуна (попечителя), ребенка, находящегося в приемной семье - письменное согласие приемных родителей. Если усыновляется ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, то необходимо письменное согласие руководителей данных учреждений.
Однако согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей вышеперечисленных учреждений не может заменить согласия кровных родителей, если они живы, не лишены родительских прав, не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими и не уклоняются от воспитания и содержания ребенка. Отказ лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 131 Семейного кодекса, дать согласие на усыновление, в отличие от отказа кровных родителей не препятствует положительному решению вопроса об усыновлении ребенка, если таковое будет в его интересах (п. 2 ст. 131 СК). Поскольку «противодействие усыновлению может объясняться сугубо личными мотивами, субъективной оценкой сложившейся ситуации, негативным отношением к личности будущих усыновителей и т. п.»[].
§3. Порядок усыновления
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством[]. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ[].
Аналогичные мероприятия предусмотрены и законодательством ряда субъектов РФ[].
Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти[].Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121—123, 125, 140, 142, 145, 147, 150—151 и др.), в ГК (ст. 31—41), ГПК (ст.270--272), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы должны решаться в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей выполняются муниципальными отделами (департаментами) образования, входящим в структуру местной администрации.
Поскольку проблема детской беспризорности, обездоленности, сиротства при живых родителях приобрела глобальный размах, законодатель в целях содействия по выявлению этих детей и устройству их судьбы, обязал должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и иных учреждений, а также всех граждан, располагающих сведениями об этих детях, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по фактическому местонахождению ребенка. Обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто сможет располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. После получения таких сведений органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни ребенка. Оно преследует цель выяснения действительной обстановки, знакомство с ребенком, с условиями, в которых он находится. Такое обследование носит характер первичного. Его результаты оформляются двумя документами: актом обследования и заключением. Акт обследования содержит информацию о проведенной работе, об установленных фактах, описывает условия, в которых находится ребенок. Заключение же обобщает все факты и содержит сделанные на основе проведенного первичного обследования выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка. Форму устройства органы опеки и попечительства избирают индивидуально для каждого ребенка с учетом выявленных обстоятельств. Статья 123 Семейного кодекса гласит, что для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, они могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.
Данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы. Кроме того, после проведения первичного обследования условий жизни ребенка органы опеки и попечительства обязаны принять меры по охране имущества ребенка; составить его опись.
Пункт 2 статьи 122 Семейного кодекса обязывает руководителей воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщать органам опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. За нарушение указанного срока на вышеперечисленных лиц налагается административная ответственность в порядке статьи 5.36 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа. Органы опеки и попечительства в течение месяца при получении сведений, указанных в пункте 1 и 2 статьи 122 Семейного кодекса обеспечивают устройство ребенка.
Федеральным Законом « О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года пунктом 3 статьи 122, изложенным в новой редакции, был отменен централизованный порядок учета детей и введен учет детей в государственном банке данных. Статья 2 этого Закона указывает, что до введения в действие Федерального Закона о порядке формирования и пользования государственным банком данных (а он еще не введен), необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».[]
15 марта 2001 года был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», который определяет его формирование и пользование. Согласно данному Закону государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей есть совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и представление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свою семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.
В данном нормативном акте обозначены цели формирования и использования государственного банка, данных о детях. Такими целями являются:
1). осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;
2). оказание содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;
3). создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях.
Государственный банк данных о детях создается в целях систематизации и упрощения процедуры усыновления в России. Данный банк наглядное отображение действительности, основной способ осуществления учета детей-беспризорников. Немаловажным является и то, что государство в лице государственного банка данных о детях выполняет свое обязательство по обеспечению законных прав и интересов граждан.
В продолжение вышеуказанной мысли следует заметить, что формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации. Абзац 3 пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации указывает, что ни одно физическое либо юридическое лицо не вправе подменять органы опеки и попечительства в их деятельности по устройству детей. Эта мера необходима потому, что существование фактов продажи детей для усыновления неоспоримо. Вехой нашего времени стала и деятельность международных организаций по посредничеству в усыновлении детей, естественно, за определенную плату. А поскольку это явление приобретает размах национальной трагедии, законодатель ввел специальную статью, регулирующую данный вопрос.[] Статья 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени, и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается».
Законодатель перечисляет, деятельность каких органов не является посреднической. Это:
• Органы опеки и попечительства;
• Органы исполнительной власти. Поскольку закон не уточняет, какого уровня органы исполнительной власти могут заниматься деятельностью по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, думается, что это правило необходимо толковать расширительно. Значит, данной деятельностью вправе заниматься федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации;
• Органы или организации по усыновлению детей, специально уполномоченные на то иностранными государствами и осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации в силу международного договора либо на основе принципа взаимности.
Контроль за деятельностью иностранных органов и организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации, а также порядок ее осуществления курируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Органы, наделенные полномочиями по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не вправе в своей деятельности преследовать коммерческие цели. Пункт 4 анализируемой статьи указывает: «Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации». В качестве таковой выступает статья 5.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ и статья 154 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей в виде штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев.
Если по истечении месяца со дня первичной регистрации по фактическому месту жительства ребенок не был передан на воспитание в семью, то орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта, подбирают детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, он направляет копию анкеты ребенка и его фотографию в Министерство образования Российской Федерации для постановки на федеральный учет с целью оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Если в правовом статусе ребенка происходят изменения, например, родителей, лишенных родительских прав, восстанавливают в них, то соответствующий орган исполнительной власти в течение семи дней сообщает об этом в Министерство образования Российской Федерации.
На основании сообщений, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации формирует федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ведет учет этих детей, подбирает для лиц, обратившихся в Министерство образования Российской Федерации и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает направление в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью.
В соответствии со ст.125 СК РФ усыновление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного и гражданско-процессуального законодательства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
Согласно действующему законодательству граждане, которые хотят усыновить ребенка, должны обратиться в суд с заявлением. Для граждан РФ заявление об установлении усыновлении помимо реквизитов, необходимых для искового заявления (ст. 131 ГПК РФ), содержит сведения, необходимые для разрешения вопроса об усыновлении. А именно:
• Фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер. Как уже было отмечено, информацию о детях заявители получают в органах опеки и попечительства, о родителях усыновляемых — там же;
• Обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В качестве доказательств может выступать медицинская документация, содержащая диагноз, говорящий о том, что заявители больше не могут иметь детей либо не могут иметь их вообще;
• просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя) — при желании усыновителей (усыновителя) внести соответствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка. Кроме того, кандидатам в усыновители к заявлению необходимо приложить некоторые документы, подтверждающие удовлетворение требований, предъявляемых к усыновителям. Ими являются:
• копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке. Она необходима для удостоверения судом в существовании возрастной разницы в шестнадцать лет между усыновителем и усыновляемым;
• копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке. Свидетельство о браке подтверждает супружество лиц, желающих усыновить ребенка, поскольку, как уже было отмечено, усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими в супружеских отношениях запрещено законодательством;
• при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруга прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительство другого супруга неизвестно. Законодатель устанавливает правило, согласно которому, если лицо не может представить документ, подтверждающий вышеизложенный факт, например, решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим, то им могут быть использованы все средства доказывания, предусмотренные статьей 55 ГПК РФ.
• медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
• справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
• документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
Учитывая серьезность правовых последствий усыновления нельзя переоценить необходимость тщательной подготовки к слушанию дела. В связи с этим суд в стадии подготовки дела обязывает органы опеки и попечительства представить заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Интересы ребенка не следует понимать лишь в материальном аспекте. Безусловно, прочное финансовое положение семьи дает большие возможности в обеспечении ребенка, но наряду с этим необходимо учитывать и морально-нравственный фактор, духовный мир кандидатов в усыновители.
К заключению органов опеки и попечительства прилагаются следующие документы:
• акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя). В зависимости от конкретных обстоятельств дела обследование производится по месту жительства (нахождения) ребенка либо по месту жительства усыновителей. Но это может иметь место лишь при усыновлении ребенка российскими гражданами. В акте обследования условий жизни усыновителей находят отражение сведения о сложившихся в семье взаимоотношениях между всеми ее членами, их отношении к передаче в семью ребенка из детского учреждения. В том случае, когда супруга состоят в браке, но оформить усыновление ребенка изъявляет желание один из них, выясняются мотивы отказа другого супруга от усыновления, как это может отразиться на воспитании и жизни усыновляемого. Тщательное обследование проводится в тех случаях, когда усыновляют ребенка, страдающего недугом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания и содержания. Кроме того, в акте обследования отражаются сведения об условиях жизни усыновителей и родителей, о целесообразности либо отсутствии таковой передачи ребенка от родителей в другую семью, о том, улучшаются ли при этом условия его жизни, о необходимости прекращения правоотношений усыновленного не только с родителями, но и с братьями и сестрами, другими родственниками по восходящей и нисходящей линии либо отсутствии таковой;
• свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;
• медицинское заключение о состоянии, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;
• согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, фамилии, отчества и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется). Пленум Верховного Суда в Постановлении №9 от 4 июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» указывает, что согласие ребенка может быть установлено и в судебном заседании);
• согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, - также согласие их законных представителей, а при их отсутствии - согласие органов опеки и попечительства) или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии со статьей 130 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия его родителей;
• согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Порядок принятия судом решения суда по заявлению об установлении усыновления ребенка регламентируется ст. 274 ГПК. Суд, рассмотрев дело об усыновлении по существу, выносит решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении полностью или только в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.
При удовлетворении судом заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК; п. 2 ст. 274 ГПК). Здесь важно также иметь в виду, что усыновление ребенка осуществляется не на какой-то определенный отрезок времени, а навсегда. В последующем оно может быть отменено только судом при наличии предусмотренных законом оснований.
Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК; п. 3 ст. 274 ГПК), которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.
Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется гл. V (ст. 39—47) Закона об актах гражданского состояния. Усыновителям на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка, а прежнее свидетельство аннулируется в установленном порядке. Усыновителям выдается также и свидетельство об усыновлении ребенка (ст. 274 ГПК РФ, ст. 40—44 Закона «Об актах гражданского состояния»). Таким образом, государственная регистрация усыновления с оформлением соответствующих документов имеет важное значение не только для защиты прав усыновленных, но и для обеспечения установленной законом тайны усыновления (ст. 139 СК).
При наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд, исходя из п. 1 ст. 212 ГПК, вправе по просьбе заявителя или по своей инициативе обратить решение к немедленному исполнению (то есть до вступления его в законную силу), указав причины, по которым он пришел к выводу о необходимости применения названной выше нормы (например, требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка)[].
1. Гражданское право украины в схемах и таблицах
2. Томоженное право Украины учебник
3. Учебник Таможенное право Украины
4. Семейное Право Украины на листов
6. Гражданское право украины кроссворд в
7. Кроссворд гражданское право Украины
11. Таможенное право украины в таблицах
12. Таможенное право украины книга
15. Юриспруденция гражданское право курсовая договор аренды