Роль госбюджета в общей системе финансовых отношений

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоведение»

по теме: «Россия в системе международных военно-политических отношений»


Введение

Роль России в системе военно-политических отношений в мире определялась, главным образом, ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом и статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль мировой державы сохраняется и сегодня, но созданный в XX веке мировой порядок переживает серьезные перемены, так как растет взаимозависимость всех государств планеты.

Поэтому система взаимодействия между ними стала более сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной конфронтации.


1. Характеристика военно-политической обстановки в мире

В складывающихся условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление её позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов её внешней политики, а также об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для её развития в качестве одного из ведущих государств мира.

На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника. Это определяется тем, что Российская Федерация обладает сопоставимым с США ядерным потенциалом.

Характерными особенностями современной военно-политической обстановки являются:

- значительное снижение угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;

- применение военной силы в миротворческой деятельности;

- формирование новых центров экономической силы (Германия, Япония, Китай и др.) и усиление геополитического соперничества между ними и США;

- сохранение и расширение потенциального кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;

- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;

- вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за её пределами. В результате альянс получил существенные военно-политические и стратегические преимущества по отношению к Российской Федерации. Принятие практически всех государств Центральной и Восточной Европы в НАТО привело к существенному нарушению сложившегося военно-стратегического равновесия на континенте и подрыву основных договоренностей по послевоенному устройству Европы. Европейские члены блока увеличили его военный потенциал почти на 30% по всем трем составляющим элементам: научно-техническому, военно-экономическому и собственно военному. Это привело к фактическому превращению Североатлантического союза в главный военно-политический инструмент Запада в отстаивании своих интересов и к дальнейшему ослаблению влияния России в политической, экономической и военной областях;

- растущая вовлеченность международных организаций и политических союзов в вооруженное разрешение конфликтов и операций по принуждению к миру;

- ухудшение экологической обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых актов по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.

На систему международных военно-политических отношений существенно влияют новые вызовы, угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации. В числе этих вызовов: определенное ущемление суверенитета государств; рост влияния транснациональных корпораций, финансовых рынков; ужесточение конкуренции; этническая нестабильность и этноконфессиональный экстремизм, деятельность радикальных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность; сепаратизм; политический и религиозный экстремизм, использующие массовый террор для достижения политических целей; сопутствующие им незаконный оборот оружия и наркотрафик; работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, такие, как контрабанда, морское браконьерство, пиратство.

Для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри.

В целом можно выделить следующие существующие и потенциальные угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:

- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;

- попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;

- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;

- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;

- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;

- вытеснение национальных интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);

- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;

- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.

2. Место России в системе международных военно-политических отношений

С момента образования (декабрь 1991 года) СНГ не раз испытывало кризисы. В его рамках постоянно происходит борьба между двумя главными тенденциями:

1) интеграционной (симметричная конфедерация вокруг России, направленная на новое объединение бывших союзных республик в стиле Европейского Союза);

2) полицентричной (асимметричная, «мягкая» конфедерация, основанная на двусторонних и многосторонних договорах с Россией и другими новыми независимыми государствами).

Первая тенденция проявляется в попытках образовать Евразийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из образованных союзов – союз России и Белоруссии, которые идут по пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества документов является Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 года), согласно которому у стран-подписантов имеются взаимные обязательства по охране границ СНГ.

Вторая тенденция проявляется в претензиях Украины, Узбекистана и Туркмении играть на постсоветском пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло выражение в соглашении Туркмении, Украины и Узбекистана относительно энергетического партнерства. Однако нельзя забывать, что, за исключением Казахстана, все страны СНГ являются энергетически зависимыми от России, причем получают российские нефть и газ не по мировым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже мировых.

В национальных интересах России тем или иным образом контролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:

1) в западном направлении по территориям Украины и Белоруссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через территорию Прибалтики осуществляется транзит в Калининградскую область;

2) западная граница Белоруссии практически является воздушной границей России (ее «держат» войска ПВО Белоруссии). К тому же если представить ухудшение отношений с НАТО и разрыв союза с Белоруссией, то Москва практически становится прифронтовым городом, так как от Смоленска (самого западного города) ее отделяет всего 6 часов езды на автомобиле;

3) южные границы Российской Федерации (самые уязвимые на сегодняшний день для наркотраффика и террористической угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются российскими войсками;

4) Россия заинтересована в судьбе более 25 млн. соотечественников, проживающих в новых независимых государствах;

5) учитывая энергозапасы каспийского региона, Россия не может не стремиться играть заметную роль в этой части бывшего СССР.

Несмотря на добрососедские отношения России и Китая Пекин добивается от нашей страны односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической и военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур сотрудничества и обеспечения безопасности в данном регионе. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее – более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Попытки притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.

Военно-политическая обстановка на Востоке определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации.

Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

3. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации

Рассматривая международные военно-политические отношения, нельзя не остановиться на внутренних угрозах военной безопасности Российской Федерации. Они связаны с негативными процессами, которые проявились в ходе экономических и политических реформ: рост социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого ряда кризисов и конфликтов.

Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную войну) является Кавказ, где четко просматриваются источники угроз для безопасности России. На Кавказе из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных противоречий остается ряд потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства. Деятельность экстремистских религиозных организаций на территории республик Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирований существенно дестабилизируют общественно-политическую обстановку. Уровень угрозы в данном случае будет обусловлен отношением России к этим конфликтам, ее ролью и местом в их урегулировании.

Наряду с этим главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России сегодня является необходимость освоения самого российского пространства. Незавершенная международно-правовая оформленность российских границ, депопуляция северных и дальневосточных территорий, недостаточная «стянутость» российских пространств автомагистралями, скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают угрозу потери контроля и управляемости даже в рамках Российской Федерации.

Пока не удается организовать эффективную работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал сообщения с северными районами Сибири. Существуют угрозы разрыва единого информационного и экономического пространства России. Все это требует четкого понимания и анализа существующей ситуации.

Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:

1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.


Заключение

Исходя из этого, поддержание Вооруженных Сил и внутренних войск МВД Российской Федерации в высокой степени боеготовности является непременным условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной системы сложившихся военно-политических отношений России с другими государствами и международными организациями.


Литература

1. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов.

2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006 г.





Похожие курсовые работы

1. На тему какую роль в вашей жизни играет ПК в

2. Какую роль играет живая природа в развитии культуры

3. Какую роль гликоген выполняет

4. Какую роль выполняют углеводы

5. На тему Роль информатики в жизни общества

6. На тему Роль экономики в жизни общества

7. Тему роль экономики в жизни общества

8. Лимфоциты и их роль в жизни организма

9. Тема роль экономики в жизни общества

10. Аптека будущего и ее роль в лекарственном обеспечении

11. Роль магния в природе и жизни человека

12. Биологическая роль магния в организме

13. На тему роль информации в жизни человека

14. Урок на тему Роль информации в жизни людей

15. Экономика и е роль в жизни общества

Курсовые работы, рефераты и доклады