Совокупность преступлений
Введение
Решение социально-экономических задач обусловливает необходимость эффективной борьбы с негативными явлениями, тормозящими общественное развитие. Наиболее опасным из них является преступность. Ее резкое возрастание в последние годы порождает у населения неуверенность в своей безопасности, осложняет ход преобразований в обществе. Это вызывает объективную потребность значительного повышения уровня борьбы с преступными деяниями, совершенствования уголовного законодательства и разработки научно-практических рекомендаций его применения.
Важное значение реализация этих проблем приобретает в случаях, когда лицо совершает несколько преступлений и его противоправное поведение характеризуется повышенной общественной опасностью. Как показывают данные исследования, проведенные в нашей курсовой работе, такие ситуации встречаются почти по каждому пятому делу и в последние годы наблюдается тенденция к их росту. При разрешении таких дел судебно-следственным органам приходится сталкиваться с четырьмя задачами: во-первых, обоснованно привлечь лицо к уголовной ответственности за совершение двух и более преступлений; во-вторых, правильно квалифицировать содеянное по нескольким нормам уголовного закона; в-третьих, назначить виновному законное и справедливое наказание за каждое совершенное преступление и, в-четвертых, правильно избрать принцип и определить окончательное наказание по совокупности преступлений.
Решение этих задач должно полностью соответствовать положению о том, что правильное привлечение лица к уголовной ответственности за совершение нескольких преступлений и , как подчеркнул Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 23 апреля 1985 гола “ О применении судами РСФСР законодательства, регламентирующего назначение мер уголовного наказания”, назначение законного, обоснованного и справедливого наказания является важным средством в борьбе с преступностью, способствует эффективному исправлению осужденных, а также предупреждению новых преступлений.
Однако в практической деятельности правоохранительные органы сталкиваются с рядом проблем, которые заключаются в следующем:
1) действующее уголовное законодательство регламентирует лишь порядок назначения наказания при совокупности преступлений, оставляя на усмотрение судебно-следственных органов многие иные вопросы, имеющие приоритетное значение для применения наказания;
2) порядок назначения наказания при совокупности преступлений в ст. 40 УК РСФСР ( и аналогично в ряде проектов УК) приведен лишь в общей форме, не раскрывая вопросы о применении принципов определения совокупного наказания в зависимости от разновидностей совокупности, особенностях назначения дополнительных наказаний и др. В постановлении же Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года “ О практике назначения наказания при совершении нескольких преступлений и по нескольким приговорам” говорится лишь о том, что необходимыми условиями определения справедливого окончательного наказания являются:
а) правильная юридическая квалификация содеянного;
б) назначение соразмерного наказания за каждое преступление, входящее в совокупность, и
в) определение окончательного наказания с учетом требований общих начал назначения наказания и вида совокупности (реальная или идеальная) . Иных, более конкретных рекомендации, вышестоящие судебные органы не называют. Не нашли своего должного решения эти и некоторые другие вопросы и в проекте Уголовного кодекса РФ, 1995 года;
3) в ряде случаев вопросы, связанные с назначением наказания при совокупности преступления, разноречиво трактуются в судебной практике и юридической литературе.
Между тем, совокупность преступлении есть сложное социально-правовое явление, включающее и учение о преступлении, и учение о наказании , и правильное решение названных и других вопросов имеет важное практическое значение для определения оснований ответственности и пределов назначения наказания при совершении нескольких преступлении.
По мнению автора курсовой работы, изложенные проблемы предопределяют актуальность и в то же время практическую необходимость дальнейшего исследования вопросов, связанных с понятием совокупности преступлений, ее структурой, назначением наказания при совокупности преступлений и др.
В этих целях в настоящей работе автором произведена ояна из попыток комплексного исследования основных проблем, характеризующих институт совокупности преступлений с трех сторон.
а) социально-правовая природа и квалификация общественно опасных деяний, образующих совокупность преступлений;
б) определение критериев отграничения совокупности от единичных и иных видов множественности преступлений;
в) применение принципа индивидуализации и правил назначения наказания при совокупности преступлений.
2. Место совокупности преступлений в структуре множественности
Совокупность преступлений, будучи юридическим понятием, представляет собой определенное социальное явление, которое, как правило, свидетельствует о наличии у виновного устойчивой антиобщественной ориентации, о его повышенной общественной опасности. Совершение нескольких преступлений, кроме того, причиняет более значимый ущерб общественным отношениям и требует особого подхода при возложении ответственности на виновных лиц.
В связи с этим, исследование совокупности преступлений приобретает важное значение. Прежде всего необходимо определить ее место в структуре множественности преступлений и решить вопрос об основаниях, исключающих множественность, а следовательно, совокупность преступлений.
В юридической литературе и судебной практике совокупность преступлений долгие годы рассматривалась в связи с решением вопросов назначения наказания. Так, в конце 50-х годов Н.А. Стручков главное назначение совокупности преступлений видел в обеспечении правильного подхода к определению совокупного наказания. Позднее такой же точки зрения придерживался Я.М.Брайнин, который писал, что " совокупность преступлений существует не сама по себе, а исключительно в связи с назначением наказания". Именно этим можно объяснить тот факт, что совокупность изучалась в разделе учения о наказания, а в уголовном законе размещалась лишь в главе о назначении наказания.
Исследование совокупности преступлений в гаком аспекте является далеко неполным и односторонним. Безусловно, совокупность преступлений, как и любой иной институт уголовного права, в той или иной степени подчинен вопросам назначения наказания. Однако лишь этим, на наш взгляд, значение совокупности преступлений не ограничивается .
Мы полагаем, что проблема совокупности включает в себя три основных аспекта:
1) установление критериев отграничения совокупности от единичных преступлений и других разновидностей множественности;
2) определение оснований квалификации по двум или более нормам уголовного закона и
3) применение принципа индивидуализации и правил назначения наказания при совокупности преступлений. Каждый из этих аспектов представляет собой самостоятельную проблем, затрагивающую вопросы и учения о преступлении, и учения о наказании.
Совокупность преступлений означает сочетание нескольких преступных деяний в поведении одного лица до его первого осуждения. В этом отношении она представляет собой разновидность множественности преступлений и ее правильное определение возможно лишь при исследовании структуры множественности. Такая необходимость вызвана тем, что совокупность преступлений имеет сходство с иными видами множественности, что затрудняет их разграничение в судебной практике.
Например, приговором суда Б. осушен за кражу личного имущества граждан в мае 1992 года и феврале 1993 года. Квалифицируя действия Б. по ст. 144 ч.1 и ст. 144 ч. 2 УК РСФСР, суд не учел, что согласно ч .2 с т .144 УК РСФСР признак повторности, в отличие от совокупности, объединяет оба эпизода и дополнительно квалифицировать один из них по другой норме не требуется .
Подобные ошибки неединичны. Их можно объяснить тем, что закон не содержит должной регламентации множественности преступлений и её разновидностей. Хотя сама множественность является общепризнанным институтом уголовного права , ее законодательное определение в праве отсутствует. Мы полагаем, что множественность преступлений включает з себя несколько проблем, разрешение которых возможно лишь в законодательном порядке. А поэтому, считаем необходимым введение в общую часть уголовного закона отдельной главы, где разместить нормы о множественности преступлений- ее понятие, разновидности, различие и др. Это способствовало бы формированию правильных представлений о множественности, единообразному толкованию ее разновидностей, в определенной степени гарантировало бы от судебных ошибок при квалификации преступлений.
Следует отметить, что подобное предложение в юридической литературе встречалось , однако анализ законопроектов, начиная от Основ уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик, 1391 года и заканчивая Уголовным кодексом 1995 года, показывает, что оно не нашло своего реального воплощения. Лишь авторы Уголовного уложения РФ в ст.34 определяют множественность преступлений (и проступков), как совершение одного (идеальная совокупность) или нескольких деяний (повторность), содержащих признаки нескольких видов уголовных преступлений (проступков). Что же касается проекта Нового УК РФ, 1992 г., то глава 8 хотя и названа "Множественность престуллений", однако само понятие множественности отсутствует.
Множественность преступлений есть одно из сложных социально-правовых явлений и именно поэтому ее определение в литературе неоднозначное. Одни авторы указывают на совершение лицом нескольких правонарушений, предусмотренных уголовных законом , другие - на два, три и более преступлений , третьи дополняют, что каждый акт общественно опасного поведения должен представлять собой самостоятельный состав преступления .
Вместе с тем, в юридической литературе в основном однозначно признается назначение множественности преступлений в том, чтобы отразить существование особой формы преступности, проявляющейся в неоднократном совершении преступных деяний. Однако, как отмечалось ранее, не любое отражение факта неоднократности может свидетельствовать о множественности. Для нее характерны особые условия, при которых само совершение не одного либо не первого преступления может быть отнесено к этому виду деяний. Такими условиями, на наш взгляд, являются следующую факторы.
Во-первых, понятие множественности, в первую очередь, отражает количественную сторону того или иного явления. Это есть "совокупность элементов, выделенных в обособленную группу по какому-нибудь признаку ". В правовом понятии множественность есть обособленная группа двух и более преступлений.
Во-вторых, образующие множественность преступления, могут быть совершены как посредством одного, так и нескольких деяний разновременно. Однако, главным в конструкции множественности является не столько количество деяний, сколько количество составов преступлений. Следовательно, каждый элемент множественности - это самостоятельный состав преступления независимо от характера и вида всей множественности и целого.
В-третьих, преступления» составляющие множественность, на момент рассмотрения дела должны сохранять свои правовые свойства. Это означает, что в отношении каждого преступления отсутствуют основаны, препятствующие включению его в объем обвинения либо учету при назначении наказания.
Анализ уголовно-правовых норм, точек зрений криминалистов по данное вопросу позволяет определить следующие основания утраты правового свойства преступления.
1) истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности;
2) истечение сроков давности исполнения обвинительного приговора;
3) погашение или снятие судимости;
4) освобождение от уголовной ответственности по амнистии, а разно освобождение от наказания по амнистии или помилованию, если эти акты предусматривают снятие судимости;
5) освобождение от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки;
6) освобождение от уголовной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности, передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по делам несовершеннолетних;
7) освобождение от наказания по приговору суда, если деяние потеряло общественную опасность либо лицо его совершившее, перестало быть общественно опасным;
8) освобождение от наказания в связи с применением принудительных мор воспитательного характера к несовершеннолетним;
9) освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным заявлением лица о совершенном преступлении в случаях, специально предусмотренных уголовным законом, например, в примечаниях к статьям 174, 218 ч.1, 227 ч.2 УК РСФСР, либо в связи с его деятельным раскаянием (ст. 75 УК. 1995г.);
10) отсутствие жалобы потерпевшего, когда дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных ч.З ст.27 УПК РСФСР;
11) издание закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, входящего в структуру множественности.
Названные обстоятельства могут относиться к любому из деяний. Их особенность заключается в том, что хотя само действие (бездействие) и содержит признаки определенного состава преступления, однако при наличии даже одного из этих обстоятельств оно теряет свои юридические свойства и в силу этого не подлежит учету в правовом отношении.
3. Определение понятия совокупности преступлений
Совокупность преступлений есть сложное уголовно-правовое явление, однако закон не определяет его понятия, а лишь регулирует порядок назначения наказания при совершении нескольких преступлений. Между тем, в судебной практике совокупность преступлений встречается почти по каждому пятому делу и судам приходится решать не только вопросы наказания, но и квалификации совокупности, ее отграничения от единичного (сложного) преступления, других видов множественности преступлений. Правильное же решение этих вопросов в значительной степени зависит от однозначного толкования самого понятия совокупности, а это возможно лишь в случае регламентации ее в уголовном законе.
Впервые понятие совокупности преступлений было приведено в Основах уголовного законодательства 1991 года, где в ст.22 совокупность определялась, как "совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями уголовного закона, ни за одно из которых лицо не было осуждено. При этом не учитываются преступления, за которое лицо было освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом". Фактически, такое же определение совокупности преступлений приводится в проекте Нового УК РФ. В проекте УК РФ, 1995 года, кроме того, упоминается об идеальной совокупности и конкуренции норм уголовного закона. А в проекте Уголовного уложения РФ идеальная и реальная совокупность разъединены и их понятие, определяется в различных статьях (ст.ст.35 и 37).
По-разному совокупность преступлений определяется в теории уголовного права. Например, А.М.Яковлев и Н.А.Стручков к ней относят случаи совершения виновным двух и более разнородных преступлений до вынесения приговора по любому из них. Однако такая позиция противоречит закону и судебной практике. Так, не вызывает сомнений, что злостное и особо злостное хулиганство есть однородные преступления, имеете с тем, согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1991 года " 0 судебной практике по делам о хулиганстве", в случае их совершения в разное время - содеянное по каждому из преступлений квалифицируется самостоятельно. Следовательно, совокупность могут образовать и однородные преступления, которые квалифицируются по разным частях даже одной и той же статьи УК.
Некоторые криминалисты совокупность преступлений определяют лишь в рамках ст. 40 УК РСФСР , что явно недостаточно для правового толкования этого понятия. Более подробно совокупность определяет В.П.Малков. Однако и его определение нуждается в уточнении. Например, автор относит к совокупности преступлений лишь случаи, когда "предметом разбирательства судебно-следственных органов является совершение лицом двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями уголовного закона". Между тем, совокупность образуют и те преступления, по одному или нескольким из которых уже вынесен приговор, а большинство статей уголовного закона подразделяются на части (пункты), описывающие самостоятельные составы преступлений.
Безусловно, любое определение не может полностью охватить все признаки того или иного понятия. Было бы бессмысленным стремление назвать в общем понятии все частные признаки конкретных явлений. В то же время, каждое определение, а правовое в особенности, должно содержать в себе указание на существенные признаки, характеризующие то понятие, которое необходимо определить.
В связи с этим, мы полагаем, что в определении совокупности преступлений должны найти свое отражение именно такие признаки, которые бы отличали совокупность от других видов множественности преступлений. К ним следует отнести: во-первых, совершение лицом одного или несколько деяний, содержащих признаки двух и более составов преступлений; во-вторых, ответственность за эти преступления должна быть предусмотрена различными нормами уголовного закона (то есть, статьями, частями либо пунктами статьи Уголовного кодекса); в-третьих, ни за одно из совершенных преступлений лицо не было осуждено и все они являются предметом судебного разбирательства; в-четвертых, если за некоторые преступления лицо и было осуждено, но все они совершены до постановления приговора по первому делу; наконец, в-пятых, все совершенные лицом преступления на момент рассмотрения дела не утратили правовых свойств.
Итак, первое, что необходимо отразить в понятии совокупности преступлений - это указание на то, что два и более преступления могут быть совершены одним лицом как посредством одного, так и нескольких деяний. Такое указание будет обязывать судебно-следственные органы в каждом случае разграничивать совокупность преступлений на ее разновидности: идеальную и реальную. А это, в свою очередь, позволит более правильно решать не только вопросы квалификации преступлений, но и вопросы назначения наказания по их совокупности в зависимости от разновидности последней.
Необходимость отражения в понятии совокупности преступлений ее разновидностей в разных вариантах предлагалась в юридической литературе, однако практической реализации такое предложение в большинстве законопроектов но нашло.
Второй признак совокупности заключается в том, что все совершенные преступления должны квалифицироваться различными нормами уголовного закона. Так, в п.2 постановления Пленума верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года." О практике назначения наказания при совершении нескольких преступлений и по нескольким приговорам", на наш взгляд, справедливо указано на квалификацию совокупности преступлений но только по различным статьям, но и по разным частям (пунктам) одной и той же статьи уголовного закона, предусматривающим отдельные составы преступлений. Кроме того, совокупностью признаются и случаи совершения лицом однородных действий, из которых одни квалифицируются как оконченное лреступление, а другие - как приготовление, покушение или соучастие в преступлении . Этого принципа придерживается и современная судебная практика. Например, Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 22 апреля 1992 года " 0 судебной практике по делам об изнасиловании" разъясняет, что при совершении двух и более изнасилований, ответственность за которые предусмотрена различными частями ст.117 УК РСФСР, а также при совершении в одном случае покушения на изнасилование или соучастие в этом преступлении, а в другом - оконченного изнасилования, действия виновного по каждому из указанных преступлений должны квалифицироваться самостоятельно .
Как свидетельствуют данные нашего обобщения, наибольшее число лиц, совершивших несколько преступлений, осуждается по двум нормам уголовного закона. Так, из 400 лиц по двум нормам осуждено 298 (74,5%), по трем -66 (16,5%),по четырем -19 (4,8%), по пяти и более нормам - 17 лиц (4,2%). Среди них в отношении 56 лиц (14%) отдельные преступления, входящие в совокупность, были квалифицированы как по статьям Особенной, так и Общей части УК. Это, в свою очередь, также доказывает необходимость включения в определение понятия совокупности указания на квалификацию двух и более преступлений различными нормами, а не статьями, уголовного закона. Такое указание является более приемлемым для всех случаев квалификации совокупности преступлений и но вызывает каких-либо затруднений в применении закона.
Третий признак говорит о том, что ни за одно из совершенных преступлений лицо еще но было осуждено. Как отмечалось, этот признак отличает совокупность от рецидива, для которого характерно совершение преступления после осуждения за предыдущее. В связи с этим, необходимо уяснить смысл понятия осуждения.
В юридической литературе по этому вопросу существует две противоположные точки зрения. Одни авторы полагают, что правила о назначении наказания по совокупности преступлений распространяются на случаи совершения преступных деяний как до, так и после вынесения приговора, но до вступления его в законную силу. При этом, утверждается, что правовые последствии, порождаемые приговором, наступают только о момента его вступления в законную силу .
Четвертый признак заключается в том, что в ряде случаев совокупность образуют и преступления, по одному из которых уже вынесен приговор. Такие ситуации в судебной практике нередки: в Новгородской области, например, они имели место по 4,5% изученных нами дел о совокупности преступлений. Однако эта разновидность совокупности в общем определении этого понятия ни в одном из законопроектов не упоминается, о ней лишь говорится при назначении наказания.
По нашему мнению, этого недостаточно. В данном случае речь идет об отдельной разновидности совокупности преступлений, назовем ее совокупностью при разновременном осуждении за преступления. И поскольку такая совокупность существует и, как свидетельствует судебная практика, вызывает наибольше затруднений, то ее отражение в общем определении совокупности просто необходимо. Так, данные нашего обобщения показывают, что ошибки, связанные с неправильным толкованием этой совокупности составляют более 4% ко всем нарушениям закона, выявленным Новгородским областным судом в 1933 году. Наиболее характерной из них является то, что суды зачастую не отличают названную совокупность преступлений от совокупности приговоров.
Наконец, пятым признаком, подлежащим отражению в определении совокупности, является указание на сохранение за совершенными преступлениями на момент рассмотрения дела правовых, свойств. О практическом значении этого признака говорилось при рассмотрении разновидностей множественности преступлений.
Таким образом, с учетом рассмотренных признаков, мы полагаем, что совокупностью преступлений признаются случаи совершения лицом одного или нескольких деяний, содержащих признаки двух и более составов преступлений, квалифицируемых по различным нормам уголовного закона, за которые лицо не было осуждено и по которым не утрачены правовые свойства. Если за некоторые деяния лицо было осуждено, но все преступленияясовершены до вынесения приговора по первому делу.
В основу деления совокупности преступлений на виды могут быть положены различчые критерии. Наиболее общими из них, на наш взгляд, являются: 1) характер преступного поведенияялица в зависимости от которого совокупность подразделяется на идеальную и реальную; 2) форма вины при совершении нескольких преступлений, позволяющая выделить совокупность умышленных, неосторожных и с двойной виной преступлений; 3) время осуждения за преступления, входящие в совокупность с учетом которого можно выделить совокупность преступлений при одновременном осуждении и совокупность преступлений при разновременном осуждении.
Первый критерий, - характер преступного поведения лица,- подразделяет совокупность преступлений на два основные
4. Применение общих начал назначения наказания при совокупности преступлений
Вопросы назначения наказания занимают одно из центральных мест в уголовном законодательство и в теории уголовного права. Внимание к ним обусловлено особым положением наказания в системе правовых мер борьбы с преступностью.
Раскрывая сущность наказания, проект УК РФ, 1995 года, закрепляет, что оно есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. В проекте УК РФ (Общая часть) указывается на то, что наказание есть кара за совершенное преступление и применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Следовательно, наказание является важным сродством борьбы с преступностью и от того, насколько справедливо оно назначено, зависит успех в выполнении его задач и целой. Поэтому, назначение наказания является одним из ответственных этапов в деятельности судебных органов. Особую важность решение этих вопросов приобретает, когда деяния лица представляют собой совокупность преступлений. В таких случаях уголовный закон, помимо общих начал назначения наказания, предусматривает специальные правила, применение которых вызывает определенные трудности. А это обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблемы назначения наказания при совокупности преступлений и разработки предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.
В соответствии со ст. 37 УК РСФСР и аналогично ст. 60 проекта Уголовного кодекса РФ, 1990 года, при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.
Как видно из данной нормы, суд, назначая наказание, обязан учесть три группы обстоятельств:
а) относящиеся к характеристике преступного деяяия, - его характер и степень общественной опасности;
б) относяяиеся к характеристике личности виновного, - его социальный статус;
в) влияющие на степень ответственности виновного, - обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В теории уголовного права под характером общественной опасности подразумевают признак, присущий всем преступлениям данного вида и определяетсяяон, в первую очередь, значением и важностью того охраняемого законом общественного отношения, которое является объектом преступных деяний . В уголовном законодательство характер общественной опасности является основой для подразделения преступлений на категории. Однако в Уголовном кодексе РСФСР нет специальной нормы, регламентирующей эти вопросы. В проекте Уголовного кодекса РФ 1995 года преступления подразделяются на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Подобным образом этот вопрос решался и в ряде предыдущих проектов. Авторы Уголовного уложения, помимо названных, указывают на преступленияя"исключительной тяжести", к таким относят преступления, за которые предусмотрено исключительное наказание - смертная казнь.
Представляется, что выделение таких преступлений в отдельную категорию является обоснованным. Вместе с том, по нашему мнению, следовало бы признать необходимым выделение в особую категорию неосторожных преступлений, которые характеризуются ситуативностью и отсутствием злонамеренности, что определяет своеобразный характер общественной опасности виновного. Ранее такое предложение уже высказывалось в литературе, однако своего практического решения не нашло.
В отличие от характера, степень общественной опасности есть признак, характеризующий конкретное деяние и определяется совокупностью всех обстоятельств, при которых оно было совершено. К кругу таких обстоятельств Верховный Суд СССР в постановлении Пленума от 29 июня 1979 года " 0 практике применения судами общих начал назначения наказания" отнес: форму вины, мотив, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления, др.
На необходимость различать и учитывать при назначении наказания характер и степень общественной опасности преступных деяний неоднократно указывали Верховные Суды СССР и РСФСР при разрешении конкретных дел . Важное значение учет этих Факторов имеет в случае совершения лицом нескольких преступлений. Это объясняется том, что в таком случае они влияют не только на размер наказания за каждое преступление, но и на определение окончательного наказания, по их совокупности. "Его размер, - как отмеччет А.С. Горелик, - зависит от соотношения характера и степени опасности отдельных преступлений, которое является одним из обстоятельств, определяющих применение судом поглощения, частичного или полного сложения наказаний" .
Результаты нашего обобщения показывают, что совокупность одинаковых по характеру общественной опасности преступлений составляет 32%. Из них: 7,8% - совокупность тяжких, 0,5% - совокупность неосторожных преступлений. Что касается степени общественной опасности преступлений, входящих в совокупность, то в этом отношении можно выделить совокупность, включающую неоконченные преступные дояния (13,5%) и соучастие в преступлениях (0,5%).
Вторым важным требованном общих начал назначения наказания является требование об учете личности виновного. Как отмечает П.С.Дагель, под личностью виновного (преступника) понимается совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовноправовое значение . Данныы о личности подсудимого, отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 года "0 практике применения судами общих начал назначения наказания", имеют существенное значение для определения вида и размера наказания, а поэтому должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Строгое соблюдение этих требований общих начал является одним из важных условий определения законного, обоснованного и справедливого наказания лицам, виновным в нескольких преступлениях. Как правило, совершение лицом нескольких преступлений, особенно умышленных, свидетельствует о повышенной общественной опасности не только содеянного, но и личности виновного. Лицо, которое два, три раза или более нарушило закон, безусловно является более общественно опасным, чем лицо, впервые нарушившее закон. Этот вывод вытекает из нашего обобщения дел о совокупности преступлений.
Так, если проанализировать рецидивную преступность, то, например, в 1993 году число осужденных, ранее совершавших преступления, в Российской Федерации составило 37,3% , в Новгородской области - 39,4%. Среди же лиц, осужденных за совершение нескольких преступлений, этот показатель равняется 70,5%. Аналогично можно говорить и о лицах, совершивших преступления в состоянии опьянения: в Российской Федерации -51,8%, в Новгородской области - 56,7%, а среди осужденных за совокупность преступлений - 63%.
Анализ других данных о личности осужденных за совершение нескольких преступлений показывает, что 54,8% из них отрицательно характеризовались, 25,5% - не занимались общественно полезной деятельностью, 15,5% - совершили преступления в период отбывания уголовного наказания, 43,5% - в течение пяти лет после отбытия последнего наказания.
Все эти данные имеют важное значение для индивидуализации наказания и, на наш взгляд, они должны учитываться на двух этапах: при назначении наказания за каждое преступление н его определении по их совокупности.
Третьим требованием общих начал назначения наказания является то, что суд обязан учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, названные в ст. ст. 38 и 39 УК РСФСР. Их особенность при назначении наказания по совокупности, преступлений заключается в том, что то или иное обстоятельство может относиться как к одному из преступлений, так и ко всей их совокупности. Вместо с том, следует отметить, что если какое-либо из обстоятельств указано в диспозиции статьи Особенной части уголовного закона в качестве одного из признаков преступления, оно дополнительно не должно учитываться как смягчающее или отягчающее ответственность при назначении наказания за это преступление. В таких ситуациях нужно говорить не об отягчающем либо смягчающем ответственность обстоятельстве, а о большей или меньшей степени общественной опасности совершенного преступления.
Анализ дел о совокупности преступлений показывает, что в судебной практике это правило и иные положении общих начал соблюдаются но всегда. Наиболее противоречиво решаются вопросы об учете двух обстоятельств: отягчающего совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление, и смягчающего - совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, если это преступление но представляет большой общественной опасности.
Так, при учете первого обстоятельства суды допускают ошибки троякого рода. Во-первых, признают его отягчающим в случаях, когда ранее совершенное преступление влияет на квалификацию последнего, например, определяет его как повторное. Характерным является дело в отношении Е. Он признан виновным в том, что в июне 1990 года совершил хищение государственного имущества, а в августе того же года - кражу личного имущества граждан. Осуждая Е. по ст.ст.89 ч.1 и 144 ч.2 УК РСФСР, суд признал обстоятельством, отягчающим ответствен -ность, совершение кражи лицом, ранее совершившим преступление, и учел это обстоятельство при назначении наказания, хотя в данном случае налицо повторность и все деяния охватываются единым составом преступления, предусмотренным ч.2 ст.144 УК РСФСР .
Безусловно, учет данного обстоятельства в подобных случаях означал бы усиление ответственности за деяния дважды и не соответствовал бы принципу справедливости. Поэтому, представляется, что ст. 39 УК РСФСР должна быть дополнена нормой, запрещающей такое решение, например: "Суд не вправе признать отягчающими ответственность такие обстоятельства, которые характеризуют преступное деяние либо являются признаками составе преступления. В такой же редакции мы предлагаем изложить ч.2 ст.62 проекта Уголовного кодекса РФ, 1995 года.
Во-вторых, по смыслу п.1 ст.39 УК РСФСР, признак "совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление", охватывает три разновидности множественности : неоднократность, реальную совокупность и рецидив.
Однако, данные нашего исследования показывают, что этот признак учитывается как обстоятельство, отягчающее ответственность, лишь при неснятой и непогашенной судимости за предыдущие преступления и в редких случаях - при реальной совокупности. Что ^е касается случаев совершения неоднократных тождественных деяний, например, нескольких эпизодов злостного хулиганства, то применение п.1 ст.39 УК РСФСР нами не выявлено ни по одному делу. По изученных же делам эта норма подлежала применению в отношении 335 осужденных, а применена лишь к 110-й, как правило, ранее судимым, что составляет 32,8%.
Такое положение, на наш взгляд, является следствием недостаточно четкого изложения п.1 ст. 39 УК РСФСР, с одной стороны, а с другой - наличия иного решения этого вопроса. Например, по мнению А.Зелинского, суд не вправе ссылаться на п.1 ст. 39 УК при назначении наказания по совокупности преступлений, поскольку порядок назначения наказания в таких случаях определяется ст. 40 УК и было бы нелогично и несправедливо учитывать повторность дважды, применяя ст. 40 и п.1 ст. 39 УК . С такой точкой зрения согласиться нельзя, поскольку в данном случае речь идет о нормах уголовного закона, регулирующих различный круг вопросов: ст. 40 УК регламентирует назначение наказания, когда оно ухе назначено за каждое из преступлений, входящих в совокупность, и не касается порядка назначения наказания за отдельно взятые преступления, так как этот порядок установлен общими началами, предусмотренных ст. ст. 37-39 УК РСФСР; п.1 ст. 39 УК РСФСР требует необходимости усиления наказания за повторное совершение преступления, безотносительно к тому, входит или но входит оно в совокупность преступлений, и в какой-либо взаимосвязи со ст. 40 УК РСФСР но находится. Таким образом, применение наряду со ст. 40 УК также п.1 ст. 39 УК обусловлено необходимостью индивидуализации наказания за множественность преступлений.
Вместе с тем, данная норма не должна охватывать совершение неосторожных преступлений, когда лицо действует без цели причинения вреда общественным интересам. Иначе было бы несправедливо применять к такому лицу дополнительные уголовноправовые меры, усиливающие ответственность.
Третья группа ошибок при применении п. 1 ст. 39 УК РСФСР характеризуется том, что суды в ряде случаев признают обстоятельством, отягчающим ответственность, наличие у лица судимости за ранее совершенное преступление, хотя она погашена в установленном законом порядке. По данным нашего обобщения такие ошибки составили 12% среди всех выявленных в связи с неправильным применением п. 1 ст. 39 УК РСФСР по делам о совокупности преступлений.
С учетом этих рассуждении, мы полагаем, что смысл рассматриваемого отягчающего обстоятельства точнее передает выражение: "совершение лицом умышленных преступлений неоднократно, если преступления не утратили правовых свойств".
В проектах уголовного законодательства это обстоятельство формулируется по-разному. Например, в проекте Уголовного кодекса РФ, 1995 года, указывается на неоднократность, рецидив и совершение преступлений в виде промысла, в проекте Уголовного уложения РФ учитываются и те обстоятельства, которые предусмотрены в качестве "необходимого либо квалифицирующего признака" преступления. С такими решениями согласиться трудно, о чем отмечалось ранее. Кроме того, в проектах среди обстоятельств, отягчающих ответственность, не исключены неосторожные преступления.
Что касается обстоятельства, смягчающего ответственность, предусмотренного в п. 4 ст. 38 УК РСФСР, то "совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, если это преступление не представляет большой общественной опасности", вопреки своему смыслу, учитывается как при совершении нескольких (при реальной совокупности), так и тяжких либо особо тяжких преступлений. Например, по ст.ст.102 п."а", 146 ч.2 п.п."а","б", "в",17 и 149 ч.2, 218 ч.1 УК РСФСР осужден А. Он признан виновным в совершении четырех преступлений, два из которых особо тяжкие: разбой и умышленное убийство из корыстных побуждений. Однако суд, назначая А. наказание, признал обстоятельством, смягчающим ответственность, то, что преступления он совершил впервые . Нет сомнений в том, что но только с юридической, но и социальной точки зрения, такое решение суда нельзя признать справедливым.
В этой связи, представляется обоснованным решение Верховного Суда РСФСР по делу в отношении Б., осужденного по ст. 93-1 УК РСФСР. Отменяя приговор из-за мягкости наказания, суд подчеркнул, что в силу п.4 ст.38 УК РСФСР совершение преступления впервые может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, каким оно признано, лишь в случаях, когда преступление не представляет большой общественной опасности и совершено вследствие случайного стечения обстоятельств .
По нашему мнению, данное обстоятельство должно признаваться в соответствии со своим смысловым назначением. В частности, применительно к совокупности преступлений оно может быть признано смягчающим ответственность лишь в случаях идеальной совокупности, включающей преступления, не представляющие большой общественной опасности. В тех же случаях, когда в деяниях лица усматривается неоднократность, рецидив и реальная совокупность преступлений либо идеальная совокупность, включающая особо тяжкие, тяжкие и менее тяжкие преступления, применение- п.4 ст.38 УК РСФСР следует признать неоправданным.
5. Стадии и принципы назначения наказания при совокупности преступлений
Уголовное законодательство помимо общих начал содержит специальные правила назначения наказания за совершение нескольких преступлений. Эти правила регламентируют порядок назначения наказания за два вида совокупности: при одновременном и разновременном осуждении за два и более преступления. Процесс назначения наказания за каждую совокупность имеет свои особенности, а поэтому подлежит рассмотрению самостоятельно.
А. Назначение наказания согласно ч.1 ст.40 УК РСФСР. Наиболее раслространенной в судебной практике является совокупность двух и более преступлений, когда дело о них рассматривается одновременно. В этих случаях в соответствии с ч.1 ст.40 УК РСФСР суд назначает наказание отдельно за каждое преступление, а затем определяет окончательное наказание по их совокупности путем поглощения менее строго наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний в пределах, установленных статьей, предусматривающей более строгое наказание.
Как видно из этой нормы, назначение наказания при такой совокупности преступлений состоит из двух стадий:
1) назначения наказания отдельно за каждое преступление, входящее в совокупность, и
2) определения окончательного наказания по совокупности преступлений. Обе стадии можно назвать самостоятельными, поскольку в каждой из них решается своеобразный круг вопросов.
Так, в первой стадии суд, назначая наказание за каждое преступление отдельно, руководствуется при этом общими началами, учитывая характер и степень общественной опасности каждого преступления в отдельности, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и иные обстоятельства совершенных преступлений.
В ряде случаев эти требования закона но соблюдаются. Как показывают результаты нашего исследования, суды не всегда в полной море учитывают характер и степень общественной опасности каждого преступления, входящего в совокупность, в результате чего ответственность за них не дифференцируется и порой создается видимость Формального подхода к назначению наказания.
Характерным является дело в отношении С. Он признан виновным в том, что, находясь в состоянии опьянения, из-за ревности учинил ссору со своей женой, угрожал ей охотничьим ружьем, а когда проходивший мимо К. пытался пресечь его действия, стал производить в него выстрелы, причинив легкие телесные повреждения. Через некоторое время при задержании работниками милиции С. оказал сопротивление, высказывал угрозы расправой. Осуждая его по ст.206 ч.З и 191-1 ч.2 УК РСФСР народный суд назначил за каждое преступление одинаковое наказание - по три года лишения свободы . Нет необходимости доказывать о существенном различила характере и степени общественной опасности совершенных деяний и в связи с этим важности дифференцированного подхода к назначению наказания за каждое преступление.
Вопросы назначения наказания в этой стадии неоднозначно решаются в теории уголовного права. Так, одни авторы полагают, что наказание должно назначаться не за каждое преступление, а с учетом всей преступной деятельности виновного, поскольку в противном случае игнорируется тот факт, что каждое преступление является звеном в цепи других преступлений .
Другие авторы, наоборот, считают, что при назначении наказания за каждое преступление отдельно суд должен рассматривать их изолированно друг от друга, как бы отвлечься от факта совершения лицом нескольких преступлений. Обосновывается это тем, что изолированное рассмотрение каждого из преступлений есть гарантия соблюдения принципа индивидуализации ответственности, согласно которого за отдельное преступление должно назначаться соразмерное ему наказания .
По нашему мнению, с такими точками зрения согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют как закону, так и судебной практике. В частности, согласно ст.40 УК и 315 УПК РСФСР суд при назначении наказания за совершение нескольких преступлений, обязан вначале назначить наказание за каждое преступление в отдельности. Из содержания названных норм нельзя сделать вывод, что каждое преступление необходимо рассматривать изолированно, вне связи с другими даяниями, входящими в совокупность. Наоборот, учитывая универсальное значение общих начал назначения наказания, суд, например, согласно п.1 ст.39 УК РСФСР при определении наказания за второе и каждое последующее преступление обязан принять во внимание в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность то, что они совершены лицом, ранее уже совершившим преступление.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 31 июля 1981 года "О практике назначения наказания при совершении нескольких преступлений и по нескольким приговорам" подчеркнул, что правильная юридическая квалификация содеянного и назначение соразмерного наказания за каждое преступление, входящее в совокупность, является необходимым условием определения справедливого окончательного наказания .
Более подробно позицию по вопросу назначения наказания в первой стадии Верховный Суд СССР высказал по делу в отношении Б. Отмечая, что закон допускает при определении окончательного наказания по совокупности преступлений применить как поглощение меньшего наказания большим, так и полное или частичное сложение наказаний. Верховный Суд СССР вместо с тем подчеркнул, что в любом из этих случаев определение наказания за каждое из входящих в совокупность преступлений в отдельности должно производиться в строгом соответствии с требованиями общих начал назначения оказания с тем. чтобы ответственность была дифференцирована в зависимости от характера и степени общественной опасности этих преступлений .
В юридической литературе такое решение этого вопроса поддерживают большинство криминалистов. Наиболее четко его формулирует Н.А.Беляев. В учебнике по уголовному праву он пишет: "Суд, определяя наказание отдельно за каждое преступление, входящее в совокупность, вовсе не обязан рассматривать их изолированно друг от друга. Более того, он не имеет права отвлечься от факта, что виновный совершил не одно, а несколько преступлений, так как в соответствии с общими началами назначают не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность" . Аналогичное решение можно встретить в монографиях А.С. Горелика, В.П. Малкова и на это обращается наше внимание в курсовой работе.
Таким образом, при назначении наказания по совокупности преступлений суд в первой стадии должен рассматривать совокупность как бы с двух сторон: во-первых, как состоящую из самостоятельных преступлений, подлежащих исследованию и наказанию каждое в отдельности, и, во-вторых, учитывать место каждого преступления в совокупности, его взаимосвязь с другими преступными деяниями, а также соблюдать указания закона об общих началах назначения наказания, предусмотренных в ст.ст. 37-39 УК РСФСР. Только в единстве этих сторон возможно выполнение основной задачи - назначение наказания в точном соответствии с общими началами и принципами уголовного закона.
Соблюдение такого порядка назначения наказания при совокупности преступлений имеет важное практическое значение. Во-первых, назначение наказания за каждое преступление необходимо для достижения целей исправления и перевоспитания виновного, общего и специального предупреждения преступлений: суд признает каждое деяние осуждаемым и наказуемым, что убеждает в неотвратимости ответственности, справедливом и индивидуальном подходе при назначении наказания. Во-вторых, такой порядок обеспечивает возможность проверки приговора в кассационном и надзорном порядке, особенно если в этих инстанциях изменяется или отменяется приговор в части осуждения за одно из преступлений. В-третьих, это позволяет правильно применять закон, смягчающий либо устраняющий уголовную ответственность за отдельные преступления. В-четвертых, назначение наказания за каждое преступление в отдельности служит правильному решению других вопросов, например, о признании лица особо опасным рецидивистом, назначении вида исправительно-трудовой колонии, условно-досрочном освобождении и т.п.
Следовательно, первая стадия назначения наказания при совокупности преступлений имеет определяющее значение. В связи с этим, наказание за каждое преступление в этой стадии должно быть назначено таким образом, чтобы не возникало сомнений относительно соответствия его требованиям закона и не создавало трудностей при исполнении приговора: суд должен точно обозначить его вид и размер по конкретной норме УК за каждое преступление. Такие же требования содержатся в соответствующих нормах проектов Нового УК, УК РФ, УК РФ (0бщая часть), Уголовного уложения РФ, последнего УК РФ, 1995 г.
Вторая стадия назначения наказания при осуждении за несколько преступлений - это определение окончательного наказания по совокупности преступлений. Согласно ст.40 УК РСФСР такое определение возможно "путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний". По нашему мнению, более удачным и соответствующим правовой форме было бы указание не на пути, а принципы назначения наказания по совокупности преступлений. В отличие от общих, это - специфические, можно сказать, частные принципы, которыми должен руководствоваться суд во второй стадии - при определении совокупного наказания за два и более преступлений.
Анализ ст.40 УК РСФСР позволяет сделать вывод, что таких принципов три:
1) принцип поглощения менее строгого наказания более строгим;
2) принцип частичного сложения и
3) принцип полного сложения назначенных наказаний. Аналогичные принципы предусмотрены и в названных нами законопроектах.
В судебной практике эти принципы применяются по-разному. Так, проведенное нами обобщение показало, что при назначении наказания по совокупности преступлений суды чаще всего прибегают к принципу поглощения менее строгого наказания более строгим. Так, среди 400 осужденных за два и более преступлений этот принцип применен в отношении 246 лиц, что составляет 61,5%. Такого рода тенденция подмочена и другими авторами. Например, по данным М.Ленау, поглощение применялось по 85% дел , А.С.Горелик указывает на 80% , В.П.Малков- на 57,8% , Ю.А.Красиков-на 86,8% дел .
На наш взгляд, столь широкое применение принципа поглощения можно объяснить, во-первых, несовершенством действующего уголовного законодательства, оставляющим решение этого вопроса на усмотрение суда вне зависимости от вида совокупности и образующих ее преступлений, во-вторых, отсутствием четких рекомендаций в правовой литературе и действующих постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и РФ по применению того или иного принципа и, в-третьих, более упрощенным порядком назначения совокупного наказания при поглощении. Об этих факторах свидетельствуют и данные нашего исследования. Так, среди 300 лиц, осужденных судами Новгородской области в 1988-1983 годах за совершение нескольких преступлений, принцип поглощения назначенных наказаний был применен в отношении 64%. лиц. По результатам обобщения в суды было направлено письмо, где предлагалось шире использовать принципы частичного и полного сложения наказаний и давались рекомендации по решению этих вопросов. В результате, в 1990 году при выборочном изучении 100 дел выяснилось, что количество случаев применения принципа поглощения уменьшилось на 10%. По смыслу закона, суть данного принципа заключается в том, что менее строгое наказание поглощается более строгим и окончательная мера наказания определяется равной наиболее строгому наказанию, назначенному за одно из преступлений, входящих в совокупность. Именно такой порядок делает этот принцип наиболее упрощенным.
Как показывают результаты нашего обобщения, совокупность преступлений могут составлять различные по характеру и степени общественной опасности деяния. Например, можно выделить: совокупность тяжких и особо тяжких преступлений; совокупность не относящихся к тяжким, но одинаковых по степени общественной опасности преступлений; совокупность различных по характеру и степени общественной опасности преступлений, но характеризующих общую направленность преступного поведения лица; совокупность преступлений одно (либо несколько) из которых отражается в квалификации последнего как повторного; совокупность преступлений общественная опасность которой определяется главным образом одним деянием, а другие являются явно малозначительными по сравнению с ним; совокупность преступлений, включающая, наряду с умышленными, неосторожные преступления.
В зависимости от этого, принцип поглощения наказаний, на наш взгляд, следует применять в двух случаях: во-первых, при сочетании совокупности и повторности, то есть, когда одно (либо несколько) из преступлений, входящих в совокупность, отражается в квалификации последнего преступления в качество повторного и, во-вторых, когда одно (либо несколько) из преступлений, входящих в совокупность, явно малозначительное по сравнению с другим, определяющим совокупность. По данным нашего обобщения среди 372 лиц, осужденных за реальную совокупность преступлений, такие случаи встречались у 32% осужденных.
6. Назначение дополнительных наказаний по совокупности преступлений
В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 марта 1971 года "0 практике назначения судами РСФСР дополнительных мер наказаний" подчеркивается, что эти меры, назначенные в соответствии с требованиями закона, имеют важное значение в предупреждении новых преступлений . Выполнение этих требований приобретает особое значение в случае совершения лицом нескольких преступлений, когда назначение дополнительных наказаний является одним из средств индивидуализации ответственности.
Однако, как "оказывают результаты нашего исследования, суди не всегда учитывают повышенную общественную опасность совокупности преступлений и но во всех случаях назначают виновным дополнительные наказания. Так, по изученным нами делам в отношении 400 осужденных, 224 лица осуждено по закону, предусматривающему возможность назначения дополнительных наказаний. Однако такие наказания назначены лишь 87-й лицам, что составляет 33%.
Нередко при этом суды допускают ошибки. Например, по данным моего обобщения ошибочные решения встречались по 7% дел. Как правило, характер ошибок заключается в том, что дополнительные наказания назначаются лишь по совокупности преступлений, а не за отдельные преступления, входящие в совокупность, а затем по их совокупности.
Названные ошибки имеют довольно распространенный характер, на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд РСФСР, например: в постановлениях Пленума от 23 апреля 1985 года "О применении судами РСФСР законодательства, регламентирующего назначение мер уголовного наказания"; от 20 декабря 1988 года "0 ходе выполнения судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР о практике назначения дополнительных наказаний "; в ряде обзоров судебной практики ; при разрешении конкретных дел , т.п.
Устойчивость ошибок, на наш взгляд, объясняется тем, что уголовный закон не предусматривает особого порядка назначения дополнительных наказаний по совокупности преступлений, а содержащаяся в ч.2 ст.40 УК РСФСР норма, недостаточно конкретна. Так, в ней говорится о том, что к основному наказанию может быть присоединено любое из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, устанавливающими ответственность за те преступления, в совершении которых лицо было признано виновным. Аналогичное правило содержится в проектах уголовного законодательства.
Представляется, что такая редакция закона оставляет открытыми, по крайней мере, три вопроса, по которым требуются специальные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Первый вопрос заключается в том, каким образом следует присоединять дополнительное наказание: лишь по совокупности преступлений, либо предварительно за отдельное преступление, входящее в совокупность ?
В юридической литературе на этот вопрос можно встретить два ответа. Например, Б.А.Куринов полагает, что дополнительные наказания могут быть назначены по совокупности как тогда, когда они назначались отдельно за какое-либо преступление, так и тогда, когда они предусмотрены в соответствующих санкциях, но отдельно за преступления не назначались. Аналогичную точку зрения, но применительно к совокупности преступлений при разновременном осуждении (ч.З ст.40 УК РСФСР), высказал А.С.Никифоров .
Другие авторы, наоборот, считают недопустимым назначение дополнительных наказаний по совокупности преступлений, если они не были назначены за отдельные преступления, входящие в совокупность. В противном случае, как полагают, например, И.М.Гальперин и Ю.Б.Мельникова, приговор подлежит отмене вследствие нарушения закона при назначении наказания.
По нашему мнению, вторая точка зрения является более обоснованной: она соответствует не только сложившейся судебной практике, но и принципам индивидуализации и справедливости наказания, особенно в случаях, когда вышестоящими судебными инстанциями приговор по одному из обвинений отменяется, а дело производством прекращается. В связи с этим, порядок назначения дополнительных наказаний предварительно за каждое преступление и лишь затем по их совокупности должен быть предусмотрен не в судебных разъяснениях, а в самом законе. Вместо с тем, нельзя согласиться с предложением, согласно которого назначение дополнительных наказаний только по совокупности преступлений должно во всех случаях влечь отмену приговора. Хотя в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 августа 1980 года " 0 практике назначения судами дополнительных наказаний" и говорится о том, что назначение дополнительного наказания только по совокупности преступлений следует рассматривать как неправильное применение уголовного закона и может служить основанием для отмены приговора , однако при анализе судебной практики Верховных Судов СССР и РФ по конкретным делам таких фактов нами не выявлено и в этом каждый раз нет необходимости. Законно и обоснованно назначенное основное наказание по совокупности преступлений, в ряде случаев может быть вполне достаточным для исправления виновного без применения дополнительного наказания. Именно поэтому вышестоящие судебные инстанции чаще всего исключают из приговора решение суда о назначении дополнительного наказания лишь по совокупности преступлений.
В отдельных случаях отмена приговора все же необходима. Такое положение возникает тогда, когда, например, исключение из приговора неправильно назначенного дополнительного наказания делает наказание в целом чрезмерно мягким.
Второй вопрос, возникающий при назначении дополнительных наказаний,- это возможность назначения по совокупности преступлений нескольких дополнительных наказаний, предварительно назначенных по нескольким статьям уголовного закона. Согласно ч.2 ст.40 УК РСФСР к основному наказанию может быть присоединено любое из дополнительных наказаний. Такая редакция этой нормы вызвала двойственное решение этого вопроса.
Так, по мнению В.П. Малкова, к основному наказанию, назначенному по совокупности преступлений, может быть присоединено одно дополнительное наказание из числа назначенных за отдельные преступления. Иное же решение но соответствовало бы принципу экономии репрессии, привело бы к неоправданной жестокости наказания и сложностям при исполнении .
Иную точку зрения высказывают, например, И.М. Гальперин и Ю.Б.Мельникова. Они полагают, что коль скоро допустимо назначение более одного дополнительного наказания за совершение одного преступления, то том более нет принципиальных оснований для исключения возможности назначения нескольких дополнительных наказаний при осуждении по совокупности преступлений .
Мы полагаем, что при решении этого вопроса необходимо учитывать, что дополнительные наказания отличаются но только по своему характеру, но и целям. Именно поэтому законодатель в ряде случаев за одно преступление предусматривает возможность назначения несколько дополнительных наказаний, в том число, когда они прямо и но указаны в санкциях статей Особенной части, например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, за отдельные преступления назначение дополнительных наказаний является обязательным. При таких условиях, присоединение к окончательному наказанию по совокупности преступления лишь одного дополнительного наказания не соответствовало бы принципу справедливости, и целям самого уголовного наказания. А поэтому, на наш взгляд, правило о назначении по совокупности преступлений несколько дополнительных наказаний необходимо отразить в уголовном законе.
Наконец, третий вопрос касается применения принципов поглощения, частичного и полного сложения этих полагает В.П.Малков, к основному наказанию по совокупности но могут присоединяться несколько дополнительных наказаний, кроме конфискации имущества и лишения воинских и специальных званий . Логически вытекает вывод, что при назначении иных дополнительных наказаний суд вправе применить лишь принцип поглощения. Однако с таким мнением согласиться нельзя.
Как отмечалось выше, суд не ограничен в количестве дополнительных наказаний, которые он может назначить по совокупности преступлений. Нет каких-либо ограничений в применении принципов поглощения, частичного либо полного сложения дополнительных наказаний и в уголовном законе. Эти принципы в равной мере относятся ко всем наказаниям безотносительно к тому, применяются ли они в качестве основных или дополнительных.
Вместо с тем, применение этих принципов при назначении дополнительных наказаний имеет свои особенности. Дело в том, что дополнительные наказания в теории уголовного права подразделяются на однородные и разнородные. При этом, каждое дополнительное наказание имеет самостоятельное значение и применяется судом с определенной целью, например, ограничить либо лишить осужденного прав по владению имуществом, занятию определенной деятельностью и т.п. Если суд за преступления, входящие в совокупность, назначил несколько однородных (одинаковых) дополнительных наказаний, то безусловно, по совокупности преступлений он должен определить одно, итоговое дополнительное наказание. В этом случае суд вправо применить любой из принципов, названных в ч.1 ст.40 УК РСФСР.
С учетом изложенного, мы полагаем, что в случаях назначения за отдельные преступления, входящие в совокупность, разнородных дополнительных наказаний, последние в силу своей природыыдолжны присоединяться полностью к основному окончательному наказанию и исполняться самостоятельно.
Назначая дополнительные наказания при совокупности преступлений и применяя в отношении их принципы поглощения, частичного или полного сложения, суд не связан с тем, какой из этих принципов применен в отношении основных наказаний. Иными словами, принцип поглощения, например, основных наказаний может сочетаться с принципами частичного либо полного сложения дополнительных и наоборот. В литературе такое решение одни авторы относят к разновидности частичного сложения, другие называют применением "смешанного" принципа при назначении совокупного наказания .
Представляется, что в таких случаях речь может идти о применении принципа частичного сложения наказаний, поскольку в конечном итоге окончательное наказание по совокупности преступлений но равняется как сумме всех наказаний, назначенных за отдельные преступления, так и наказанию, назначенному за наиболее тяжкое преступление. Поэтому при назначении окончательного наказания суд в приговоре должен указать, что оно определяется по принципу частичного сложения. Таким образом, анализ особенностей, возникающих при назначении дополнительных наказаний по совокупности преступлений, позволяет сделать вывод, что процесс назначения этих наказаний, хотя и осуществляется параллельно с назначением основных наказаний, в то же время он носит самостоятельный характер и в силу этого должен быть более подробно регламентирован в уголовном законе.
Заключение
Проведенное нами исследование показало, что совокупность преступлений есть сложное социально-правовое явление. Эта сложность заключается в том, что во-первых, по своей природе совокупность представляет собой сочетание двух и более самостоятельных преступлений, квалифицируемых по различных нормам уголовного закона. При этом, преступления могут быть самыми разнообразными и их совершение возможно как посредством одного, так и нескольких деяний. В этой связи важное значение приобретает вопрос о понятии и структуре единичного преступления, являющегося элементом совокупности, с одной стороны, а с другой - об отграничении совокупности от других разновидностей множественности преступлений.
Во-вторых, совокупность преступлений, и в особенности реальная, характеризуется более высокой степенью общественной опасности и требует особого подхода при определении пределов уголовной ответственности и назначении мер уголовного наказания.
Однако, анализ действующего уголовного законодательства, упомянутых нами проектов Уголовного уложения и Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе, УК РФ, 1995 года, показывает, что отдельные положения, затрагивающие названные вопросы, требуют совершенствования.
На мой взгляд, это касается следующих норм.
1. Юридической сущностью единичного общественно опасного деяния является состав преступления. В проектах уголовного законодательства, например, в ст.8 проекта УК РФ, 1995 года, хотя указывается, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, однако само понятие состава преступления не приводится. В связи с этим, мы предлагаем изложить данную норму в следующей редакции.
" Основанием уголовной ответственности является общественно опасное деяние, содержащее все признаки состава преступления.
Составом преступления признается система предусмотренных Общей и Особенной частями настоящего кодекса объективных и субъективных признаков общественно опасного деяния, необходимых для признания деяния преступлением".
2. Среди разновидностей единичных преступлении в судебной практике наибольшую сложность вызывает разграничение составных, продолжаемых и длящихся преступлений. Поэтому, для однообразного их толкования следовало бы закрепить в законе их определенно, например, в Главе 3 "Понятие и виды преступлений" проекта УК РФ 1995 года в следующей редакции.
Статья... Понятие составного преступления. Составным преступлением признается совершение одного либо объединенных внутренним единством двух или более деяний, посягающих на различные объекты и вызывающих разнородные, но взаимосвязанные между собой последствия, одно из которых определяет характер всего преступления.
Статья... Понятие продолжаемого преступления.
Продолжаемым признается преступление, слагаемое из неоднократных, объединенных единством вины и цели, тождественных деяний, представляющих отдельные акты единой деятельности лица, направленной на один и тот же объект (предмет) для достижения общего результата.
Статья... Понятие длящегося преступления.
Длящимся преступлением признается деяние, сопряженное с последующих нарушением либо невыполнением лицом в течение неопределенного времени установленных законом запретов либо обязанностей под угрозой уголовного наказания.
Длящееся преступление признается оконченным с момента прекращения противоправного "поведения лица либо наступления событий, препятствующих такому поведению.
3. Совокупность преступлений является одной из разновидностей множественности преступлений и именно это создает определенные трудности в отграничении ее на практике. Поэтому в целях устранения разнообразия в решении этих вопросов важным было бы предусмотреть в Уголовном кодексе Российской Федерации самостоятельную главу "Множественность преступлений", в которой подробно определить понятие множественности, ее разновидностей и некоторые другие вопросы, имеющие общее значение как для единичных, так и нескольких преступлений. По нашему мнения, данную главу следует изложить в следующей редакции.
Глава... Множественность преступлений. Статья... Понятие множественности преступлений. Множественностью преступлений признается наличие в деяниях лица, безотносительно к (акту осуждения, двух и более составов преступлений, по мотором не утрачены правовые свойства для привлечения к уголовной ответственности, учета при квалификации и назначении наказания.
Список литературы
1. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1985, №7,стр.5.
2. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1981, № 5, стр.9.
3. Горелик А.С. Наказание по совокупности преступлений
и приговоров. Красноярск, 1991, стр. 3.
4. Караев Т.Э. Повторностъ преступлений. М., 1983, стр.6:
5. Волженкин Б. Квалификация при обвинении в совершении нескольких преступлений. -" Социалистическая законность” 1984, № 10, стр.33,др.
6. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений, М., 1972, стр.279.
7. "Российская газета”, 25.01.1995 г.
8. Архив Новгородского городского народного суда: дело № 1-848, 1990г. и дело № 1-150, 1991 г.
9. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1972, № 3, отр.23.
10. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования, М., 1987, стр.45.
11. Марцев А.И. Вопросы совершенствования норм о преступлении. “Советское государство и право", 1988,№II, стр.86.
I2. Дурманов Н.Д. Понятие преступления, М.,1948, стр.62.
13. Ковалев М.И. Понятие преступления в советском уголовном право. Свердловск, 1987, стр.21.
Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность.М.,1969, стр.46, др.
14. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Издательство Московского униворситета,1984,стр.75.
15. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии
поступка. Издательство Ленинградского университета, 1990, стр.18.
16. Пионтковский А.А. Учение о преступлении. М. 1961, стр.632-633.
17. Яковлев А.М. Совокупность преступлений по советскому уголовному праву. М. 1960. стр. 22, др.
18. Архив Солоцкого районного народного суда, дело 1-28, 1989 год.
19. Архив Ленинского районного народного суда г.Новгорода, дело 1-66, 1989 год.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.М., 1946,стр.541-542.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.М., 1977, стр.104.
22. Золинский А.Ф. Квалификация повторных преступлений. Волгоград, 1976, стр.8.
23. Архив Новгородского городского народного суда, дело 1-238, 1991 год.
24. Пинтковский А.А. Учение о преступлении. М., 1961, стр.632-633.
25. Бажанов М.И. Назначение наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров. Харьков, 1977,стр.12.
26. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. М., 1987, стр.608.
27. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1963, № 4, стр.7.
28. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1973, № 1, стр.7.
29. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, № 6, стр.5.
30. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1970, № 1, стр.14.
31. Малков В.П. Совокупность преступлений. Казань, 1974.
32. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность.М.,1992.
1. Решение задач по налогообложению в
2. Е онлайн решение задач симплексным методом
3. Задачи и решение задач по римскому праву
4. Решение задач по гражданскому праву онлайн
5. Решение задач по программированию лп онлайн
6. Нетто ставка в страховании решение задач
7. Гражданское право практикум решение задач ч
8. Решение задач линейного программирования онлайн
9. Кривая производных возможностей решение задач
10. Задачи и решение по налогообложению на амортизацию
11. Минимум средних издержек решение задач
12. Решение задачи по налогообложению прибыли
13. Гражданское право решение задач
14. Решение задач методом фурье
15. Решение юридических задач по римскому праву