Квоты на вылов морских живых ресурсов
Русецкий Александр Евгеньевич
Введение
Морские живые ресурсы составляют традиционный компонент обеспечения продовольственной безопасности России, основу жизни и источник занятости значительной части населения приморских субъектов Российской Федерации.
При надлежащей государственной организации управления такими ресурсами обеспечивается их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.
В настоящее время ряд запасов живых ресурсов в морских районах под суверенитетом и юрисдикцией России подорваны по причине загрязнения среды обитания, перелова или в силу иных причин. Требуются адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления таких запасов.
В соответствии с международным правом, и в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) и другими международными договорами, Россия имеет права и несет обязанности по сохранению морских живых ресурсов, управлению ими и рациональному использованию в морских районах под ее суверенитетом и юрисдикцией, а также за пределами этих районов.
Действующая в настоящее время схема наделения лимитами вылова морских живых ресурсов претендентов на ресурсопользование различных форм собственности осуществляется через многоступенчатую переработку исходных материалов.
В настоящее время в соответствии с проектом Федерального Закона «О Рыболовстве» (ст. 22) порядок распределения квот на вылов морских живых ресурсов определяется Положением, разрабатываемым бассейновыми рыбохозяйственными советами и утверждается руководителем федерального органа по рыболовству. (Указанное Положение должно соответствовать данному Федеральному Закону). Бассейновый рыбохозяйственный совет, в свою очередь, является высшим органом, определяющим содержание бассейнового плана государственного управления морскими живыми ресурсами, а также решающим вопросы реализации бассейновых планов, в том числе по распределению квот вылова морских живых ресурсов.
Право на использование морских живых ресурсов (МЖР).
Право на использование морских живых ресурсов предоставляется юридическим и физическим лицам (далее - пользователи), внесенным в реестр пользователей МЖР субъекта Российской Федерации, который составляет и ведет комитет рыбного хозяйства администрации данного субъекта. Реестр пользователей МЖР ежегодно утверждается и координируется на заседании бассейнового рыбохозяйтсвенного совета (БРХС).
Классификация пользователей морских живых ресурсов.
Пользователи морских живых ресурсов, включенные в реестр, делятся на три группы:
- Первая группа – пользователи морских живых ресурсов, осуществляющие промысел с использованием рыбопромысловых судов в пределах внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.
- Вторая группа – пользователи морских живых ресурсов, осуществляющие прибрежное рыболовство на рыбопромысловых участках, в пределах внутренних морских вод и территориального моря подзоны региона пассивными орудиями лова и (или) с применением маломерных судов.
- Третья группа – пользователи морских живых ресурсов, осуществляющие рыболовство в континентальных (пресноводных) водоемах субъекта Российской Федерации.
Квоты на вылов морских живых ресурсов для первой группы пользователей утверждаются приказом Государственного Комитета Российской Федерации по Рыболовству (Госкомрыболовство) по представлению администрации субъекта Российской Федерации на основании рекомендаций БРХС.
Квоты на вылов для второй группы пользователей по каждому объекту утверждаются приказом Госкомрыболовства отдельной строкой «Прибрежное рыболовство» по представлению администрации субъекта Российской Федерации на основании рекомендаций БРХС. Распределение квот между предприятиями прибрежного рыболовства утверждаются администрацией субъекта Российской Федерации и направляются в Бассейновое Управление по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства (в Приморском крае – «Приморрыбвод»).
Квоты на вылов для третьей группы пользователей по каждому объекту утверждаются приказом управления «Приморрыбвод» по представлению администрации субъекта Российской Федерации на основании рекомендаций научно-промыслового совета по пресноводным водоемам при БРХС.
Порядок распределения ОДУ морских живых ресурсов
Выделение квот вылова морских живых ресурсов между физическими и юридическими лицами Российской Федерации (далее - пользователи) осуществляется Госкомрыболовством.
Выделение квот вылова в водах России иностранным физическим и юридическим лицам осуществляется Госкомрыболовством на условиях и в порядке, определяемыми межправительственными соглашениями, иными договоренностями, решениями Правительства Российской Федерации или по его поручению - Госкомрыболовством.
Общие допустимые уловы морских живых ресурсов во внутренних водоемах, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации утверждаются Госкомрыболовством и Минприроды России на каждый календарный год по районам промысла и видам морских живых ресурсов на основе научно обоснованных прогнозов состояния их запасов, которые разрабатываются научно - исследовательскими институтами и проходят экспертизу в Межведомственной ихтиологической комиссии в установленном порядке.
При определении ОДУ в открытой части Мирового океана, районах действия международных соглашений по рыболовству и в зонах юрисдикции иностранных государств в обязательном порядке учитываются условия соответствующих международных соглашений, решения международных комиссий и иные международные договоренности.
Распределение ОДУ между пользователями осуществляется с учетом первоочередного обеспечения обязательств Российской Федерации по межправительственным соглашениям, решениям Правительства Российской Федерации и иным договоренностям, научных исследований, работ по воспроизводству и охране морских живых ресурсов, финансирования аварийно - спасательной службы. Объемы вылова для перечисленных выше целей определяются Госкомрыболовством и исключаются из ОДУ, подлежащих распределению между региональными рыбохозяйственными комплексами.
Распределение между пользователями части ОДУ, предназначенной для обеспечения обязательств Российской Федерации по межправительственным соглашениям, решениям Правительства Российской Федерации, научных исследований, работ по охране и воспроизводству морских живых ресурсов, финансирования аварийно-спасательных работ, а также ОДУ в открытой части Мирового океана и зонах иностранных государств осуществляется в порядке, определяемом Комитетом.
Разработка предложений по распределению ОДУ на региональные квоты для региональных рыбохозяйственных комплексов осуществляется Дальневосточным, Северным, Беломорским, Балтийским, Азово-Черноморским и Каспийским научно - промысловыми советами, которые формируются Госкомрыболовством из представителей заинтересованных Министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, других организаций.
Деятельность региональных научно-промысловых советов осуществляется в соответствии с Положением о бассейновом научно-промысловом совете, утверждаемом Госкомрыболовством.
Разработка предложений по распределению между пользователями региональных квот осуществляется соответствующими республиканскими, краевыми, областными рыбохозяйственными советами.
Бассейновые рыбохозяйственные советы формируются из представителей органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, бассейновых органов рыбоохраны, научных и рыбохозяйственных организаций, органов охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Составы бассейновых рыбохозяйственных советов и их председатели утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Госкомрыболовством.
Деятельность бассейновых рыбохозяйственных советов осуществляется в соответствии с Положением о бассейновом рыбохозяйственном совете, утверждаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Госкомрыболовством.
Порядок подачи и рассмотрения заявок на выделение морских живых ресурсов
Заявки на выделение квот вылова морских живых ресурсов представляются как отдельными юридическими и физическими лицами, так и ассоциациями, союзами и другими объединениями предприятий юридических и физических лиц, в Уставе которых эта представительская функция предусмотрена.
Бассейновые рыбохозяйственные советы разрабатывают обобщенные заявки на выделение региональных квот и представляют их в Рабочую группу соответствующего регионального научно-промыслового совета и Госкомрыболовство не позднее 1 октября предшествующего года.
Региональные научно-промысловые советы не позднее 1 ноября предшествующего года разрабатывают предложения по распределению ОДУ на региональные квоты между региональными рыбохозяйственными комплексами и представляют их на утверждение Госкомрыболовству.
Распределение ОДУ между региональными рыбохозяйственными комплексами осуществляется региональным научно-промысловым советом с учетом фактического освоения ими региональных квот вылова морских живых ресурсов в предыдущие годы, наличия рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих мощностей, а также утвержденных Правительством Российской Федерации региональных программ развития рыбной отрасли.
Госкомрыболовство рассматривает представленные предложения, утверждает их и не позднее 15 ноября предшествующего года информирует об этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Бассейновые рыбохозяйственные советы разрабатывают предложения по распределению региональных квот вылова морских живых ресурсов между пользователями всех форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и представляют их органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации с последующим направлением в Госкомрыболовство для утверждения.
К рассмотрению принимаются заявки на пользование морскими живыми ресурсами от юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации и имеющих лицензию на рыбопромысловую деятельность.
Юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, не имеющие собственного (арендованного) рыбопромыслового флота, могут подавать заявки на выделение морских живых ресурсов только для ведения прибрежного промысла в границах рыбопромысловых участков или промысла во внутренних водоемах.
Предприятия, не внесенные в реестр рыбохозяйственных организаций в комитете по рыбной промышленности администрации субъекта Российской Федерации и подающие заявки впервые, представляют лицензию на рыбопромысловую деятельность (промышленное рыболовство, промышленное рыбоводство), копии учредительных документов; устава предприятия, документа, подтверждающего государственную регистрацию предприятия. Владельцы судов представляют копии свидетельств о праве собственности на суда.
Что касается научно-исследовательских организаций, то они согласуют с администрацией субъекта Российской Федерации все планируемые экспедиционные исследования и контрольный лов сидячих и малоподвижных объектов промысла, а программы работ должны проходить экологическую экспертизу в Комитете Природы субъекта РФ с участием спецморинспекции субъекта Российской Федерации.
Заявки не принимаются от пользователей, допустивших грубые нарушения правил рыболовства и охраны природы за период, предшествующий заявочной компании.
При прочих равных условиях преимущественное право на использование морских живых ресурсов предоставляется внесенным в реестр пользователям:
- Первоочередного обеспечения потребностей нужд личного потребления и возрождения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
- Традиционности промысла с учетом обеспечения социально - экономических интересов населения, для которого рыболовство является традиционной сферой деятельности.
- Имеющим добывающий флот (или соответствующих береговых добывающих мощностей), включая суда, приобретенные с разрешения Комитета по бербоут-чартеру, находящихся в технически исправном состоянии.
- Участвующим в финансировании научных исследований, охраны и воспроизводства рыбных запасов, аварийно - спасательного флота.
- Принимающим задания по поставкам рыбной продукции в федеральные фонды и их выполнение в объемах, установленных Правительством Российской Федерации.
- Освоившим квоты вылова, выделенных в предыдущем году, при соблюдении правил рыболовства, в том числе своевременного представления достоверной отчетности в установленном порядке.
- Обеспечивающим бесплатное прохождение учебной и производственной практики курсантов и студентов, включая педагогический состав, высших и средних учебных заведений рыбной отрасли.
Право использования морских живых ресурсов может быть не предоставлено предприятию в случае недостаточности выделяемых для региона квот на вылов морских живых ресурсов. В этом случае предпочтение в выделении квот на морские живые ресурсы отдается традиционным пользователям (занимающимся промыслом морских живых ресурсов не менее трех лет), имеющим наибольшие коэффициенты государственной эффективности использования морских живых ресурсов.
Объем выделенной квоты определяется с учетом фактической производственной мощности собственного добывающего флота (или береговых добывающих мощностей), включая мощности судов, приобретенных с разрешения Госкомрыболовства по бербоут-чартеру.
В случае неполного освоения выделенных квот в течение последних трех лет объем выделяемой на очередной год квоты определяется с учетом фактического освоения ранее выделявшихся квот.
Для гарантированного обеспечения сырьем береговых перерабатывающих мощностей выделяются "сблокированные квоты", то есть совместные квоты для добывающих и перерабатывающих предприятий.
В освоенных районах территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации квоты выделяются только для рыбопромысловых судов под российским флагом, находящихся в собственности российских судовладельцев, за исключением случаев, предусмотренных межправительственными соглашениями, решениями Правительства или иными договоренностями.
В случае возникновения разногласий между юридическими и физическими лицами по вопросам распределения квот вылова морских живых ресурсов Госкомрыболовство принимает окончательное решение, которое может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
В случае неудовлетворительного освоения ОДУ отдельных видов морских живых ресурсов Госкомрыболовством устанавливается "олимпийская" система промысла в счет ОДУ или региональной квоты с отменой индивидуальных квот пользователей.
Перераспределение промышленных квот
Перераспределение промышленных квот морских живых ресурсов между пользователями региона производится бассейновым рыбохозяйственным советом на основании предложений рабочей группы с немедленным уведомлением и последующим представлением протокола заседания БРХС или его рабочей группы в Госкомрыболовство, в Бассейновое Управление по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства, соответствующее управление рыбвода, контролирующего район промысла, в котором производится перераспределение, рабочую группу регионального научно-промыслового совета и в региональный информационный центр.
Основанием для перераспределения квот на морские живые ресурсы между пользователями являются:
- отказ пользователя квот морских живых ресурсов от их освоения;
- взаимная договоренность пользователей морских живых ресурсов на перераспределение квот между предприятиями;
- изменение состава добывающего флота или других средств для промысла у пользователя морских живых ресурсов;
- лишение пользователя квот на вылов морских живых ресурсов или лицензии на промышленное рыболовство в установленном порядке;
- неспособность пользователя морских живых ресурсов освоить выделенные квоты;
- допущенные нарушения правил рыболовства или непредоставление, а также искажение оперативной и статистической информации о промысловой и производственно-хозяйственной деятельности.
Выдача разрешений на промысел.
Выдача разрешений на промысел морских живых ресурсов пользователям первой группы производится соответствующим управлением Бассейнового Управления по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства на основании квот, утверждаемых приказом Госкомрыболовства по распределению промышленных квот вылова морских живых ресурсов между предприятиями в региональном промысловом бассейне на соответствующий год, а также в соответствии с произведенными перераспределениями.
Выдача разрешений на промысел морских живых ресурсов для пользователей второй группы производится Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства на основании объемов, указанных в строке «Прибрежное рыболовство» приказа Госкомрыболовства об утверждении промышленных квот вылова морских живых ресурсов по предприятиям в региональном промысловом бассейне на соответствующий год и письменного уведомления администрации субъекта Российской Федерации о выделенных пользователю квотах, а также в соответствии с произведенными перераспределениями.
Выдача разрешений на промысел морских живых ресурсов для пользователей третьей группы производится Бассейновым Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства на основании объемов, указанных в приказе Бассейнового Управления по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства об утверждении промышленных квот вылова морских живых ресурсов по предприятиям субъекта РФ.
Право на пользование квотами на вылов крабов и креветок
Право пользования квотами на вылов крабов предоставляется предприятиям, имеющим собственные и (или) приобретенные ранее по бербоут-чартеру (с правом последующего выкупа) специализированные суда, включенные в установленном порядке в список краболовных судов соответствующего бассейна. Предприятие-краболов имеет право пользования тех видов крабов и в тех районах промысла, которые оговорены в ходатайстве администрации края на включение судов данного предприятия в список краболовных судов соответствующего бассейна.
Право пользования квотами на вылов креветок предоставляется предприятиям, имеющим собственные и (или) приобретенные ранее по бербоут-чартеру (с правом последующего выкупа) специализированные суда ловушечного и тралового лова, включенные по предложению Ассоциации креветколовов субъекта Российской Федерации в список креветколовных судов субъекта РФ, утверждаемый БРХС.
Прекращение прав на пользование морскими живыми ресурсами и их восстановление.
Прекращение или приостановление прав на пользование морскими живыми ресурсами осуществляется Госкомрыболовством или Бассейновым Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства по следующим основаниям:
- добровольный отказ пользователя от промысла морскими живыми ресурсами;
- истечение срока действия лицензии на промышленное рыболовство в части добычи рыбы, других водных животных и растений;
- истечение срок действия разрешения на добычу морских живых ресурсов;
- допущение грубого нарушения Правил рыболовства и охраны морских живых ресурсов в течение календарного года или превышение выделенных квот добычи морских живых ресурсов;
- отсутствие на судах пользователя технических средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле морских живых ресурсов;
- неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды;
- непредоставление или искажение установленной отчетности;
- самовольная передача (продажа) квот добычи морских живых ресурсов;
- списание или продажа промыслового флота;
- неиспользование рыбопромысловых участков в течение двух лет с момента закрепления их за пользователем.
Восстановление прав на пользование морскими живыми ресурсами производится Госкомрыболовством или Бассейновым Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства после устранения пользователем причин, приведших к прекращению прав на пользование морскими живыми ресурсами.
Список литературы
1. Внешняя политика России в начале века краткий ответ
2. Внешняя политика Первых Романовых в России века
3. Внешняя политика россии в первой четверти века
4. Внешняя политика россии в веке кратко
5. Внешняя политика россии кратко
6. Внешняя политика России кроссворд
7. Развитие науки и образования в современной россии
8. Развитие конного спорта в России
9. Возникновение и развитие налогообложения в России
10. Внутренняя и внешняя торговля россии в начале века
11. Курсовая налоговая политика в россии на современном этапе
12. Амортизационная политика россии
13. Курс финансы и кредит курсовая развитие рынка ценных бумаг в россии
15. Аграрный кризис в россии и реформа Столыпина