ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Инженерная графика» составлена в соответствии с новыми действующими учебными планами и предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин.
Учебный план предусматривает изучение дисциплины в течение 1 года (III и IV семестры). Одновременно с этим изучаются большинство общетехнических и некоторые специальные дисциплины. Поэтому в изложении теории и в практических работах предусматриваются межпредметные связи и специфика специальности студентов.
Программа предмета предусматривает изучение техники черчения, основ начертательной геометрии и проекционного черчения, машиностроительного черчения, правил выполнения схем, планов цеха по специальности, а также приобретение студентами практических навыков выполнения конструкторской документации в соответствии с Государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Учебный процесс по предмету «Инженерная графика» организован таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно и инициативно выполнять и читать чертежи, приобрести навыки в пользовании учебниками, учебными пособиями, справочниками, ГОСТами, чертежными и мерительными инструментами.
Для лучшего усвоения программного материала по всем темам используются различные наглядные пособия: плакаты, планшеты, макеты, модели, детали механизмов, готовые чертежи.
Все графические работы выполняются карандашом на ватмане или миллиметровке. Упражнения, конспекты выполняются в рабочих тетрадях в клетку. Работы 1 семестра брошюруются в альбом с выполнением титульного листа. Все работы 1 и 2 семестра индивидуальны.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации;
способы графического представления пространственных образов и схем;
стандарты ЕСКД.
Студент должен уметь:
использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;
выполнять конструкторские документы, курсовые, расчетно-графические и дипломные работы с помощью компьютерной графики.
(специальность 2506)
Наименование разделов и тем | Максимал .нагрузка студентов | Самстоят. нагрузка студентов 3 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 2 | 2 | 2 | |
Раздел 1. Геометрическое черчение | 24 | 6 | 18 | 18 |
Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей | 8 | 2 | 6 | 6 |
Тема 1.2. Геометрические построения | 10 | 2 | 8 | 8 |
Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей | 6 | 2 | 4 | 4 |
Раздел 2. Проекционное черчение | 33 | 9 | 24 | 24 |
Тема 2.1. Методы проекций. Эпюра Монжа. | 5 | 1 | 4 | 4 |
Тема 2.2. Аксонометрические проекции | 10 | 2 | 8 | 8 |
Тема 2.3. Сечение геометрических тел секущими плоскостями | 6 | 2 | 4 | 4 |
Тема 2.4. Взаимное пересечение геометрических тел | 6 | 2 | 4 | 4 |
Тема 2.5. Проекции моделей | 6 | 2 | 4 | 4 |
Раздел 3. Техническое рисование и элементы технического конструирования | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3.1. Технические рисунки моделей | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 4. Машиностроительное черчение | 66 | 12 | 54 | 54 |
Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации | 2 | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Изображения – виды, разрезы, сечения | 11 | 1 | 10 | 10 |
Контрольная работа №1 “Построение целесообразного разреза”. | 2 | 2 | 2 | |
Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой | 5 | 1 | 4 | 4 |
Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи | 6 | 2 | 4 | 4 |
Тема 4.5. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей | 10 | 2 | 8 | 8 |
Тема 4.6. Чертежи общего вида и сборочные чертежи | 12 | 2 | 10 | 10 |
Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей | 18 | 4 | 14 | 14 |
Раздел 5. Чертежи и схемы по специальности | 21 | 5 | 16 | 16 |
Тема 5.1. Схемы по специальности | 11 | 3 | 8 | 8 |
Тема 5.2. Элементы строительного черчения | 8 | 2 | 6 | 6 |
Контрольная работа №2 “Сборочный чертёж” | 2 | 2 | 2 | |
Всего по дисциплине: | 150 | 34 | 116 | 116 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Цели и задачи предмета. Связь с другими дисциплинами учебного плана. Краткие исторические сведения о развитии графики. ЕСКД в системе государственной стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции. Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, материалами, чертежными принадлежностями, инструментами, приборами, приспособлениями и оснащением конструкторских бюро.
РАЗДЕЛ 1. Геометрическое черчение
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей
Форматы чертежей по ГОСТ (основные и дополнительные). Сведения о стандартных шрифтах. Размеры и конструкция букв и цифр (арабских и римских), а также знаков. Правила выполнения надписей на чертежах.
Студент должен знать:
размеры основных форматов (ГОСТ 2.301-68);
типы, размеры, назначение линий чертежа (ГОСТ 2.303-68);
размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков;
форму, размеры и содержание граф основной надписи (штампа) на графических документах;
Студент должен уметь:
выполнять различные типы линий на чертежах;
выполнять надписи на технических документах;
заполнять графы основной надписи.
Практическое занятие 1. Понятие о стандартах. Линии чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1. Карточки программированного контроля:
линии чертежа;
масштабы.
Практическое занятие 2. Чертёжный шрифт.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнение букв, цифр и надписей чертёжным шрифтом.
Графическое задание № 1: «Титульный лист» (формат А3).
Практическое занятие 3.
Упражнения по выполнению надписей чертёжным шрифтом (формат А4).
Тема 1.2. Геометрические построения
Уклон и конусность, определение, расчет, правила построения, обозначение. Деление окружности на равные части. Сопряжения, принципы построения сопряжения между прямыми и дугами. Лекальные кривые.
Студент должен знать:
масштабы по ГОСТ, определение, применение и обозначение;
правила деления окружности на равные части;
правила деления отрезка прямой, деления углов;
последовательность построения лекальных кривых (эллипса, гиперболы, параболы, циклоидных и спиральных кривых, синусоиды);
правила нанесения размеров на чертёж по ГОСТ2.307-68;
Студент должен уметь:
строить параллельные и перпендикулярные прямые, уклон и конусность;
строить сопряжения между двумя прямыми, дугами, между прямой и дугой;
строить различные виды лекальных кривых;
строить овалы и овоиды.
Практическое занятие 4. Деление отрезков, углов, окружности на равные части. Уклон и конусность.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнение деления отрезков, углов, окружности на равные части.
Карточки программированного контроля.
Практическое занятие 5.Сопряжения:внутренние, внешние, смешанные.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнение сопряжений разных видов.
Карточки программированного контроля.
Практическое занятие 6. Лекальные кривые. Коробовые кривые.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнение лекальных кривых.
Карточки программированного контроля.
Практическое занятие 7.
Графическое задание №2: «Плоский контур» (формат А3)
Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей
Общие требования к размерам в соответствии с ГОСТом 2.307-68. Линейные и угловые размеры и выносные линии, стрелки, размерные числа и их расположение на чертеже, знаки, применяемые при нанесении размеров.
Студент должен знать:
правила проведения выносных и размерных линий для угловых и линейных размеров;
общие требования к размерам (ГОСТ 2.307-68) ;
упрощения при нанесении размеров;
приёмы вычерчивания контуров деталей с применением различных геометрических построений.
Студент должен уметь:
правильно наносить размеры линии по отношению к изображению;
правильно располагать размерные числа;
определять масштаб изображения при компоновке чертежа.
Практическое занятие 8. Нанесение размеров на чертежах
Упражнения на закрепление материала:
1. Вычерчивание контура детали простой конфигурации.
2. Нанесение размеров на чертеже детали простой конфигурации.
Практическое занятие 9. Упражнения по вычерчиванию контура технической детали с нанесением размеров.
РАЗДЕЛ 2. Проекционное черчение
(Основы начертательной геометрии)
Тема 2.1. Метод проекций. Эпюра Монжа
Образование проекций. Методы и виды проецирования. Виды проецирования. Типы проекций и их свойства. Комплексный чертёж. Понятие об эпюре Монжа. Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой. Взаимное положение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве.
Студент должен знать:
методы проецирования
проецирование точки на три плоскости проекций;
проецирование отрезка прямой на три плоскости проекций.
Студент должен уметь:
измерять координаты точки;
читать комплексные чертежи проекций точек и прямых;
определять положение точки или поверхности относительно плоскостей проекций;
строить третью проекцию по двум данным.
Практическое занятие 10. Проецирование точки, отрезка, прямой.
Упражнения на закрепление материала:
Построение проекций точки, отрезка, прямой на плоскости.
Практическое занятие 11. Проецирование плоских фигур.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение проекций простейших геометрических фигур на плоскости.
Тема 2.2. Аксонометрические проекции
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Коэффициенты искажений. Построение плоских фигур в аксонометрии. Замена построения эллипса (аксонометрия круга) построением овала. Аксонометрия геометрических тел: цилиндра, призмы, пирамиды, конуса и шара.
Студент должен знать:
назначение аксонометрических проекций;
виды аксонометрических проекций (изометрия, прямоугольная и косоугольная диметрия), расположение осей и коэффициенты искажения;
Студент должен уметь:
изображать координатные оси, плоские фигуры, геометрические тела в аксонометрии;
строить овалы, заменяющие эллипсы.
Практическое занятие 12.
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрии.
Упражнения на закрепление материала:
Изобразить правильный пятиугольник на трех плоскостях проекций, в различных аксонометрических осях.
Практическое занятие 13. Комплексный чертёж плоских фигур.
Упражнения на закрепление материала:
1.Изобразить геометрические тела в различных видах аксонометрических проекций.
Практическое занятие 14. Проекции геометрических тел.
Упражнения на закрепление материала:
Построение геометрических тел в различных проекциях.
Практическое занятие 15.
Графическое задание №3: Построить комплексные чертежи и аксонометрию 4-х геометрических тел. Найти на них проекции заданных точек (миллиметровка формат А3).
Тема 2.3. Сечение геометрических тел плоскостями
Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины сечения. Построение разверток поверхностей усеченных геометрических тел. Изображение аксонометрии усеченных геометрических тел.
Студенты должны знать:
о получении сечений проецирующими плоскостями;
правила нахождения действительной величины фигуры сечения;
о развертках геометрических тел;
о применении усеченных тел;
Студент должен уметь:
строить действительную величину фигуру сечения тела;
изображать усечённые геометрические тела в аксонометрических проекциях.
Практическое занятие 16. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Действительная величина сечения.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение развёртки усечённых геометрических тел.
Практическое занятие 17.
Графическое задание №4: Построить комплексный чертеж, развертку и аксонометрию усеченного геометрического тела. Выполнить фигуру сечения в натуральную величину (формат А3).
Тема 2.4. Взаимное пересечение поверхностей тел
Что такое линия пересечения двух геометрических поверхностей. Методы построения линий пересечения. Метод вспомогательных секущих плоскостей. Пересечение многогранников и тел вращения. Пересечение двух призм, построение в аксонометрии.
Студенты должны знать:
о применении пересечения геометрических тел в технике;
о линиях пересечения и перехода геометрических тел;
Студент должен уметь:
строить линии пересечения 2-х геометрических тел ;
строить аксонометрию пересекающихся геометрических тел.
Практическое занятие 18. Взаимное пересечение поверхностей вращения.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение линии пересечения цилиндров, полусфер.
Практическое занятие 19.
Графическое задание №5. Построить комплексный чертеж и аксонометрическую проекцию двух пересекающихся геометрических тел (формат А3).
Тема 2.5. Проекции моделей
Построение третьей проекции модели по двум данным. Построение комплексного чертежа по наглядному изображению модели или с натуры. Построение аксонометрического изображения по комплексному чертежу. Нанесение собственных теней. Выбор положения модели для более наглядного ее изображения.
Студент должен знать:
о назначении технического рисунка и отличие его от чертежа, выполненного в аксонометрических проекциях;
зависимость наглядности модели от выбора аксонометрических осей ;
Студент должен уметь:
строить по двум данным проекциям третью проекцию модели ;
строить комплексные чертежи моделей по аксонометрическому изображению и с натуры;
вычерчивать аксонометрические проекции модели;
зарисовывать плоские фигуры и окружности, расположенные в разных плоскостях проекций.
Практическое занятие 20. Построение третьей проекции по двум данным.
Упражнения на закрепление материала:
Построение третьей проекции по двум данным.
Практическое занятие 21.
Графическое задание №6: Призма с вырезом (формат А3).
РАЗДЕЛ 3.Техническое рисование и элементы технического конструирования
Тема 3.1. Технический рисунок модели
Приёмы построения рисунков моделей. Элементы технического конструирования и рисунки деталей. Приёмы изображения вырезов на рисунках моделей. Штриховка фигур сечения. Теневая штриховка.
Студент должен знать:
зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей;
приёмы построения технического рисунка модели;
об элементах дизайна в конструкции детали;
Студент должен уметь:
выполнять технические рисунки моделей с использованием теней.
Практическое занятие 22. Технические рисунки моделей.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнение технического рисунка модели с натуры (формат А4).
РАЗДЕЛ 4. Машиностроительное черчение
Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации
Машиностроительный чертёж, его назначение. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68 (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект). Виды конструкторской документации в зависимости от содержания по ГОСТ 2.102-68. Виды конструкторской документации в зависимости от стадии разработки по ГОСТ 2.103-68 (проектные и рабочие). Шифры документов.
Студенты должны знать:
об этапах проектирования;
о зависимости качества и эффективности производства от качества чертежа и правильности применения стандартов;
о современных тенденциях усовершенствования чертежно-графических и проектно-конструкторских работ;
назначение машиностроительного чертежа;
виды изделий (ГОСТ 2.101-68);
виды конструкторской документации (ГОСТ 2.102-68, ГОСТ 2.103-68);
шифры конструкторских документов;
Студент должен уметь:
правильно выбирать и заполнять штампы на различных конструкторских документах;
определять назначение документов.
Практическое занятие 23.
Основные сведения о машиностроительных чертежах.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить основные надписи на различных конструкторских документах.
Тема 4.2. Изображения – виды, разрезы, сечения
Виды, их классификация, расположение, обозначение. Требования к выбору главного вида. Разрезы, их назначение, классификация, обозначение. Совмещение вида и разреза. Сечения, их классификация, обозначение. Графическое обозначение материалов в сечении. Выносные элементы. Их назначение и оформление. Условности и упрощения при выполнении изображений.
Студент должен знать:
виды основные, дополнительные и местные, их расположение и обозначение;
разрезы простые и сложные, их обозначение и оформление;
сечения выносные и наложенные, их обозначение и изображение;
выносные элементы, область применения;
условности и упрощения, сокращающие количество и размер изображений, облегчающие выполнение изображений и повышающие их наглядность;
Студент должен уметь:
выбрать изображение главного вида;
выполнять основные, местные и дополнительные виды, обозначать их;
правильно выполнять, располагать и обозначать простые разрезы;
графически обозначать материалы в сечении;
выполнять и обозначать сечения;
применять условности и упрощения.
Практическое занятие 24. Виды: классификация, обозначение, изображение, назначение.
Упражнения на закрепление материала:
Построить все основные виды в проекционной связи модели с натуры. Выбрать необходимое количество видов.
Практическое занятие 25. Сечения: виды, обозначение, изображение.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить вынесенные сечения, обозначить их.
Практическое занятие 26. Разрезы: виды, обозначение, изображение.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить простой разрез.
Практическое занятие 27.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнить сложные разрезы технических деталей.
Практическое занятие 28.
Упражнения на закрепление материала:
1.Выполнить выносные элементы технических деталей.
Практическое занятие 29.
Контрольная работа №1 “Построение целесообразного разреза”
Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой
Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы (по форме профиля, по назначению, по числу заходов, по направлению витков и т.д.). Основные параметры резьбы. «Крупная» и «мелкая» резьба. Обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепёжных деталей.
Студенты должны знать:
о винтовой поверхности;
классификацию резьбы, основные параметры и характеристики стандартных резьб общего назначения;
правила изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек);
Студенты должны уметь:
изображать и обозначать по ГОСТу стандартные резьбы;
изображать и обозначать резьбовые соединения.
Практическое занятие 30. Основные сведения о резьбе.
Упражнения на закрепление материала:
Изображение резьбы на чертежах.
Практическое занятие 31.
Упражнения на вычерчивание крепёжных деталей с резьбой.
Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи
Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая части конструкторского документа. Применение нормальных диаметров, длины и т.п. Понятие о конструктивных и технологических базах.
Назначение, сходство и различия эскиза и рабочего чертежа. Последовательность выполнения эскиза детали с натуры. Глазомерный масштаб. Центровые отверстия. Обозначение материала, применяемого для изготовления детали. Мерительный инструмент. Приемы обмера. Порядок составления рабочего чертежа детали по ее эскизу.
Студенты должны знать:
об элементах формы детали;
о графической и текстовой части чертежа;
о конструктивных и технологических базах, нормальных диаметрах, длине и особенностях конструирования деталей машин;
требования к рабочим чертежам детали;
как применять глазомерный масштаб;
последовательность выполнения эскиза с натуры;
Студенты должны уметь:
выполнять и читать эскизы деталей;
применять сечения, разрезы и выносные элементы;
измерять размеры мерительным инструментом;
правильно оформлять основную надпись (штамп) и другие надписи на эскизах и рабочих чертежах.
Практическое занятие 32. Назначение эскиза и рабочего чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
Графическая работа №7: Выполнить эскиз валика с резьбой, применяя вынесенные сечения и другие необходимые изображения (миллиметровка А3).
Практическое занятие 33.
Графическая работа №8. Выполнить эскиз детали типа «Корпус», применяя простые разрезы, а также технический рисунок той же детали (формат А3).
Тема 4.5.Разъёмные и неразъёмные соединения деталей
Разъемные и неразъемные соединения, их виды, изображение и обозначение. Особенности резьбовых соединений. Условное обозначение стандартных крепежных деталей. Изображение крепёжных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. Сборочные чертежи неразъёмных соединений.
Студенты должны знать:
об условных изображениях и обозначениях сварных, заклепочных, паяных соединений, соединений склеиванием;
о шпоночных, штифтовых, трубных соединениях;
разницу между разъемными и неразъемными соединениями;
обозначения стандартных крепежных деталей;
Студенты должны уметь:
изображать болтовые, винтовые и шпилечные соединения по условным соотношениям;
условно изображать сварные соединения.
Практическое занятие 34.Виды разъёмных соединений.
Упражнения на закрепление материала:
Вычерчивание с упрощениями стандартных крепёжных деталей.
Практическое занятие 35. Виды неразъёмных соединений.
Упражнения на закрепление материала:
1. Условное изображение сварных, клеевых, паяных, клёпочных соединений.
Практическое занятие 36.
Графическая работа №9. Болтовое соединение деталей по условным
соотношениям (формат А3).
Практическое занятие 37.
Контрольная работа № 2. Виды соединений.
Тема 4.6. Чертёж общего вида и сборочный чертеж
Назначение и содержание сборочных чертежей. Последовательность выполнения сборочного чертежа. Обозначение изделия и его составных частей. Назначение спецификации и порядок ее заполнения. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже.
Студенты должны знать:
о порядке сборки и разборки сборочных единиц;
об обозначении изделий и их составных частей;
назначение и содержание сборочного чертежа и чертежа общего вида, их отличительные особенности;
порядок выполнения сборочного чертежа и заполнения спецификации ;
Студент должен уметь:
последовательно выполнять сборочный чертеж резьбового соединения;
наносить позиции и размеры, составлять спецификацию.
Практическое занятие 38. Сборочный чертёж. Чертёж общего вида.
Упражнения на закрепление материала:
1. Составление спецификации.
Практическое занятие 39.
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Упражнения на закрепление материала:
Систематизация эскизов по группам условностей и упрощений.
Практическое занятие 40.
Способы нанесения размеров на сборочных чертежах.
Упражнения на закрепление материала:
Нанесение размеров на сборочные чертежи
Практическое занятие 41.
Графическая работа № 10.1. Сборочный чертёж (формат А3).
Практическое занятие 42.
Графическая работа № 10.2. Составление спецификации.
Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей
Назначение конкретной сборочной единицы. Принцип работы. Развернутый план чтения чертежей общего вида. Габаритные, присоединительные, установочные размеры. Количество стандартных и оригинальных изделий. Изображения, представляемые на чертеже. Технические требования.
Деталирование (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования. Определение и увязка сопрягаемых размеров.
Студенты должны знать:
назначение и принцип работы конкретной сборочной единицы, узла;
габаритные, установочные и присоединительные размеры;
Студенты должны уметь:
читать сборочный чертёж согласно принятому плану чтения;
деталировать сборочный чертёж.
Практическое занятие 43. Назначение сборочной единицы.
Упражнения на закрепление материала:
Чтение чертежа общего вида.
Практическое занятие 44. Развёрнутый план чтения чертежа общего вида и сборочного.
Упражнения на закрепление материала:
1. Чтение чертежа общего вида в группе.
Практическое занятие 45. Развёрнутый план чтения чертежа общего вида и сборочного.
Упражнения на закрепление материала:
1. Чтение чертежа общего вида Микродвигателя МК-12 В.
Практическое занятие 46. Деталирование сборочного чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1.Графическая работа №11.1: Выполнить эскизы 3-х деталей (миллиметровка А2).
Практическое занятие 47. Деталирование сборочного чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1.Графическая работа № 11.1: Увязка сопрягаемых элементов.
Практическое занятие 48 Деталирование сборочного чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
Графическая работа № 11.2: Выполнить рабочие чертежи 3-х деталей ( формат А2).
Практическое занятие 49. Отчёт по выполнению графических работ.
РАЗДЕЛ 5. Чертежи и схемы по специальности
Тема 5.1. Схемы по специальности
Определение схемы. Классификация схем. Шифр схемы, состоящий из обозначения вида и типа схемы. Назначение схем. Правила выполнения и оформления схем. Условные графические обозначения гидравлических, пневматических и схем автоматизации. Таблица контрольно- измерительных приборов. Перечень элементов.
Студенты должны знать:
о видах и типах схем;
о назначении схем;
правила выполнения и оформления схем;
как составляется шифр схем;
условные графические обозначения;
Студенты должны уметь:
выполнять схемы автоматизации технологических процессов;
составлять перечень элементов.
Практическое занятие 50. Общие сведения о схемах.
Упражнения на закрепление материала:
Составление маркировок различных типов схем.
Практическое занятие 51. Обозначения на пневматических и гидравлических схемах.
Упражнения на закрепление материала:
Вычерчивание элементов гидравлических схем.
Практическое занятие 52.
Графическая работа №12. Выполнить схему автоматизации функциональную технологического процесса (формат А1).
Практическое занятие 53. Схема автоматизации
Упражнения на закрепление материала:
Составление перечня элементов.
Тема 5.2. Элементы строительного черчения
Определение плана здания. Изображение плана цеха. Нанесение сетки опор и размеров цеха. Отметки уровня. Условные графические обозначения оборудования. Перечень оборудования (экспликация).
Студенты должны знать:
о назначении планов зданий;
правила выполнения плана цеха или участка;
Студенты должны уметь:
изображать план цеха или участка с технологическим оборудованием;
наносить размеры здания и размещения оборудования;
обозначать сетку опор и отметки уровня;
составлять перечень оборудования.
Практическое занятие 54. Элементы строительного черчения.
Упражнения на закрепление материала:
Составление сетки опор унифицированных размеров.
Практическое занятие 55. Условные обозначения на планах зданий.
Упражнения на закрепление материала:
Вычерчивание ограждающих конструкций и элементов дверных и оконных проёмов.
Практическое занятие 56.
Графическая работа № 13. План здания на отм. 0,000 (формат А1).
Практическое занятие 57.
Контрольная работа № 2: Прочитать чертеж общего вида
(ответить на вопросы по конкретному изделию сборочной единицы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Н.А.Бабулин « Построение и чтение машиностроительных чертежей » - Москва, «Высшая школа» , 1997 г.
С.К.Боголюбов, А.В.Волков « Черчение » - Москва, «Машиностроение», 1989
С.К.Боголюбов « Задание по машиностроительному черчению » - Москва, «Машиностроение» , 1976 г.
С.К.Боголюбов, А.В.Волков « Машиностроительное черчение » - Москва, «Высшая школа» , 1976 г.
И.С.Вышнепольский, В.И. Вышнепольский « Техническое черчение с элементами программированного обучения » - Москва, «Машиностроение» , 1988 г.
И.С.Вышнепольский, В.И.Вышнепольский « Машиностроительное черчение с элементами программированного обучения » - Москва, «Машиностроение», 1983 г.
Р.И.Гжиров « Краткий справочник конструктора » - Ленинград, «Машиностроание» , 1984 г.
В.О.Гордон, М.А.Семенцев-Огневский « Курс начертательной геометрии » - Москва, «Наука» , 1977 г.
Н.С.Дружинин, Н.Т.Чувиков « Черчение » - Москва, «Высшая школа»,1982г.
« Инженерная и компьютерная графика » - под редакцией Э.Т.Романычевой – Москва, «Высшая школа», 1996 г.
Э.Д.Мерзон, И.Э.Мерзон « Задачник по машиностроительному черчению » Москва, «Высшая школа», 1980 г.
И.А.Ройтман, В.И.Кузьменко « Основы машиностроения в черчении » - Москва, «Владос», 2000 г.
М.М.Селиверстов « Черчение » - Москва, «Высшая школа», 1980 г.
А.П.Федоренко, А.И.Шошин « Справочник по машиностроительному черчению – Ленинград, «Машиностроение», 1976 г.
А.А.Чекмарев « Инженерная графика » - Москва, «Высшая школа», 2000г.
А.П.Ганенко и др. « Оформление текстовых и графических материалов » - Москва, «Академия», 1999 г.
Самостоятельная работа
№ | Содержание | Виды заданий | Кол-во часов | Формы и методы контроля |
Задание 1 | Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей | Графическая работа “Титульный лист” (формат А3). | 2 | Соблюдение размеров букв и межбуквенных расстояний согласно ГОСТ2.304-81 |
Задание 2 | Тема 1.2. Геометрические построения | Графическая работа “Плоский контур” (формат А3). | 2 | Выполнение сопряжений, лекальных кривых, уклонов. |
Задание 3 | Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей | Практическая работа “Плоский контур” (формат А3). | 2 | Нанесение размеров согласно ГОСТ 2.307-68 |
Задание 4 | Тема 2.1. Методы проекций. Эпюра Монжа. | “Проецирование геометрических тел”. | 1 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 5 | Тема 2.2. Аксонометрические проекции. | Графическая работа “Аксонометрические проекции группы геометрических тел”. | 2 | Выполнение аксонометрии согласно ГОСТ 2.317-69 |
Задание 6 | Тема 2.3. Сечение геометрических тел секущими плоскостями. | Графическая работа “Усечённая пирамида”. | 2 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 7 | Тема 2.4. Взаимное пересечение геометрических тел. | Графическая работа “Пересечение цилиндров”. | 2 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 8 | Тема 2.5. Проекции моделей. | Графическая работа “Призма с вырезом”. | 2 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 9 | Тема 3.1. Технический рисунок моделей. | Практическая работа “Технический рисунок модели”. | 2 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 10 | Тема 4.2. Изображения – виды, разрезы, сечения. | Практическая работа “Построение простого и сложного разреза детали”. | 1 | Выполнение изображений согласно ГОСТ 2.305-68 |
Задание 11 | Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой. | Графическая работа “Эскиз вала”. | 1 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 12 | Тема 4.4 Эскизы деталей и рабочие чертежи. | Графическая работа “Эскиз корпуса”. | 2 | Выполнение различных проекций и видов изображений. |
Задание 13 | Тема 4.5. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей. | Графическая работа “Резьбовые соединения”. | 2 | Выполнение резьбовых соединений согласно ГОСТ2.311-68 |
Задание 14 | Тема 4.6. Чтение чертежей общего вида и сборочных. | Практическая работа “Чтение чертежа микродвигателя МК-12В”. | 2 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 15 | Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей. | Графическая работа “Деталирование сборочного чертежа”. | 4 | Контрольные вопросы, упражнения. |
Задание 16 | Тема 5.1. Схемы по специальности. | Графическая работа “Схема автоматизации функциональная”. | 3 | Выполнение схем согласно ГОСТ 2.704-76 |
Задание 17 | Тема 5.2. Элементы строительного черчения. | Графическая работа “План здания”. | 2 | Выполнение Плана здания согласно СНиП |
Итого по дисциплине: | 34 |
1. Рабочая программа группы продл нного дня в
2. Интересные факты о планетах земной группы интересное
3. Программа группы продл нного дня
4. Интересные факты планетах земной группы
5. О планетах земной группы интересные факты
6. Интересные факты о планетах земной группы
7. Интересные фактыо планетах земной группы
8. Планирование группы продл нного дня класс
9. Интересное о планетах земной группы
10. Факты о планетах земной группы
11. Интересных факта о планетах земной группы
12. Интересные факты земной группы
13. Планеты земной группы интересные факты
14. Рабочая программа группы продленного дня
15. Факт о планетах земной группы