Содержание
Задачи прокурорского надзора
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека, интересов юридических лиц и государства
Полномочия прокурора при рассмотрении гражданских дел в суде
Составление процессуальных документов
Список использованных источников.
1. Задачи прокурорского надзора
Согласно статье 1 Закона РК «О прокуратуре» прокуратура РК - подотчетный Президенту РК государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента РК и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства:1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента Республики;
2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;
3) представляет интересы государства в суде;4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики;5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование;
6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальные учеты, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.
Задачами надзора являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан;
2) принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав.
Прокуратура не подменяет другие государственные органы и не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан.
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека, интересов юридических лиц и государства
В соответствии со ст. 29 Закона РК «О прокуратуре» при осуществлении надзора прокурор вправе:
1) вызывать граждан и должностных лиц и получать от них показания по вопросам проводимой проверки;
2) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности;
3) получать в банках сведения по операциям и счетам физических и юридических лиц по вопросам проводимой проверки с соблюдением требований к неразглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
4) в целях выявления скрытых преступлений требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с уведомлением об их результатах;
5) получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;
6) привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключений;
7) требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах; 8) привлекать к осуществлению проверок сотрудников других правоохранительных органов для обеспечения безопасности и надзорной деятельности;
9) назначать экспертизы;
10) выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законами РК. По результатам проверки прокурор:
1) вносит протест;
2) дает предписания об устранении нарушений законности;
3) выносит постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), принимает меры к возмещению материального ущерба;
4) в случае нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства приостанавливает действие незаконного акта, за исключением законов;
5) отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами;
6) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов государства, физических и юридических
3. Полномочия прокурора при рассмотрении гражданских дел в суде
Так, согласно статьи 55 ГПК РК участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом. Как отмечалось выше, прокурор вправе вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе суда для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов.
Прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов. Иск о защите прав, свобод и законных интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Иск в защиту интересов недееспособного гражданина может быть заявлен прокурором, независимо от просьбы заинтересованного лица.
Если истец не поддерживает требования, заявленного прокурором, то суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения, если не затрагиваются права, свободы и законные интересы третьих лиц. Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, а также несет все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ прокурора от иска, предъявленного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу.
Надзор за исполнением законов в производстве суда первой инстанции включает проверку законности и обоснованности судебных постановлений и опротестование их, если в этом есть необходимость. Очень важно выявить все нарушения законности и принимать меры к их устранению до вступления судебных актов в законную силу. Можно и нужно проверять судебные акты и после их вступления в законную силу. Но это уже в виде исключения. Основанием для обращения с протестами в данном случае являются необоснованность судебных актов или существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Осуществляется прокурорский надзор и а исполнением актов правосудия. Необходимость его вызывается стремлением добиться фактического устранения нарушений законности, реального восстановления нарушенного права и интересов граждан, учреждений, организаций, предприятий, государства. Прокурору следует соблюдать требования закона о месячном сроке, в течение которого суд вправе принять к производству его исковое заявление. Прокурор так же вправе обратиться в суд с заявлением, когда требуется возбудить особое производство. При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Как правило, прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, или изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это. В этих случаях прокурору не требуется согласовывать свою позицию с автором протеста, если бы даже он занимал руководящее положение относительно прокурора, выступающего в суде. Прокурор дает суду объяснения по предъявленному иску, представляет доказательства, в силу которых он считает обоснованными свои требования. Прокурор вправе представлять суду письменные документы. Прокурор, предъявивший иск в суде, выступает первым.
Апелляционная инстанция - орган, контролирующий законность и обоснованность судебных решений, определений, не вступивших в законную силу. Прокурор вправе опротестовать решение или поддержать обоснованные жалобы лиц, участвующих в деле, чтобы добиться устранения нарушений законности. Вместе с тем в его обязанности входит принятие мер по предотвращению отмены или изменения законных и обоснованных решений и определений суда первой инстанции. Эти меры состоят, во-первых, в опровержении доводов, содержащихся в жалобах лиц, участвующих в деле, во-вторых, в исправлении собственных ошибок, допущенных при опротестовании. Если протест принести неправильно, он должен быть отозван до начала судебного заседания.
Участие прокурора в заседаниях суда второй инстанции допустимо по любому гражданскому делу. Форма участия - дача заключения о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Надзор за законностью и обоснованностью определений выражается в проверке соответствия их действующему законодательству и в принесении в случае необходимости протестов.
Отмена или изменение незаконных и необоснованных решений и определений, вступивших в законную силу, производится надзорной инстанцией. Участие прокурора в ее заседаниях реализуется в форме поддержания принесенного им или вышестоящим прокурорам протеста и даче заключения по делу, если оно рассматривается по протесту председателя соответствующего суда или его заместителя. Осуществляется так же контроль за законностью и обоснованностью определений и постановлений, выносимых судами в порядке надзора. Прокурор вправе своим заявлением ставить перед соответствующим судом вопрос о пересмотре судебных решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
4. Составление процессуальных документов
Центральное место в деятельности органов государственного управления занимает издание правовых актов. Это - основная юридическая форма исполнительной и распорядительной деятельности.
Правовые акты управления есть юридические варианты управленческих решений, то есть исходящих от субъекта управления обязательных к исполнению управляемыми объектами установлений (предписаний), которыми определяются соответствующие цели и действия (поведение), необходимые для их достижения.
Акты управления имеют государственно-властный характер, так как издаются они органами государства, обладающими властными полномочиями.
В актах управления содержатся определенные веления, предписания государственного органа или должностного лица, исполнение которых обеспечивается прежде всего организацией и убеждением, а в необходимых случаях и принудительной силой государства. Наряду с предписаниями правовые акты органов управления часто содержат разрешения и рекомендации, адресованные конкретным органам управления, организациям и гражданам.
Акты органов государственного управления имеют подзаконный характер, они издаются на основании или во исполнение закона, в пределах компетенции соответствующего органа, в установленных законом порядке и форме. Необходимый признак управления состоит в том, что он всегда порождает юридические последствия. Эти последствия сводятся в основном к тому, что акт управления:
устанавливает или изменяет, отменяет правила поведения, нормы права (это характерно для нормативных актов);
выступает в качестве юридического факта (то есть порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения);
служит основанием для возникновения других правоотношений (гражданских, трудовых и др.);
является при рассмотрении судом гражданских, трудовых дел и дел, вытекающих из административных правоотношений.
Юридическая сила актов органов государственного управления различна и определяется местом органа, издавшего акт в общей системе органов государства. Однако различная степень юридической силы указанных актов не означает разной степени их обязательности. Исполнение их безусловно обязательно, если они изданы компетентными органами, в установленном законом порядке и вступили в законную силу.
Сущность правовых актов управления характеризуется следующим:
издавая в пределах своей компетенции юридические акты, органы государственного управления (должностные лица) решают на основе закона возникающие в процессе их деятельности вопросы; этими решениями опосредуются связи между субъектами и объектами государственного управления; акт управления есть форма выражения юридически властных волеизъявлений полномочных органов государственного управления (должностных лиц);
содержание этих волеизъявлений составляют односторонние предписания нормативного или индивидуального характера, адресуемые управляемым;
-правовые акты управления, соответственно являются важным средством создания и обеспечения режима законности в сфере государственного управления.
В соответствии со ст. 18 Закона РК «О прокуратуре» систему правовых актов прокуратуры составляют:
1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, указание, представление, разъяснение закона;
2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.
Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.
Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров
В документах прокурорского реагирования надлежит указывать:
а) кем допущено нарушение закона;
б) какое его положение нарушено;
в) в чем состоит нарушение;
г) что следует предпринять для его устранения;
д) в какой срок нарушение должно быть устранено.
Требование об указании лица, совершившего правонарушение не относится к постановлению о возбуждении уголовного дела - в нем могут быть названы только признаки преступления. Ссылаясь на положение закона, которое нарушено, прокурор называет его статью (часть, пункт). Изложение нарушения закона означает описание его фактической стороны. Указание о том, что необходимо предпринять должностному лицу или органу для устранения нарушения, дается в виде требований. Срок устранения нарушения определяется законом «О прокуратуре», применительно к предписанию он может быть конкретизирован прокурором.
Документ прокурорского реагирования включает в себя:
1) вводную часть — фамилию, инициалы и должность лица или наименование органа, которому адресуется документ, название документа, дату и место его вынесения, а применительно к постановлению — должность, классный чин, фамилию, инициалы прокурора или его заместителя;
2) описательно-мотивировочную часть — источник информации о нарушении закона, кем и какое его положение нарушено, в чем состоит нарушение, ссылка на норму, которой руководствуется прокурор;
3) заключительную (резолютивную) часть—указание на то, что необходимо предпринять для устранения нарушения законы, причин нарушения и способствующих ему условий (в протесте, предписании, представлении), в отношении кого возбуждается дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, какому должностному лицу или органу документ направляется для рассмотрения или кому поручается расследование уголовного дела. В документе указывается также, что он подлежит обязательному рассмотрению в установленный законом срок и о результатах должно быть сообщено прокурору, разъясняется право на обжалование (в предписании).
Документ должен быть подписан прокурором (его заместителем) с указанием должности, классного чина, фамилии и инициалов.
К документу могут быть приложены материалы, подтверждающие изложенные в нем выводы и требования. Кроме общих, к документам прокурорского реагирования предъявляются и специальные требования .
Копии документов прокурорского реагирования безотлагательно высылаются вышестоящим прокурорам. Это позволяет своевременно направлять подчиненным прокурорам замечания по документам или отказывать их. Поводом к отзыву могут быть, во-первых, необоснованные принесение протестов, внесение предписаний и представлений, вынесение постановлений и, во-вторых, несоблюдение требований изложенных выше. В первом случае отзываются как рассмотренные, так и нерассмотренные документы, во втором - только нерассмотренные. Предписание можно также отозвать в связи с рассмотрением поданной на него жалобы. При отзыве рассмотренного документа устраняются последствия нарушения закона, допущенного в связи с выполнением необоснованных требований прокурора (признается утратившим силу приказ об отмене опротестованного прокурором акта, отменяется наложенное дисциплинарное взыскание и т.д.).
Список использованных источников
Конституция РК от 30 августа 1995 года, Алматы, “Жети жаргы”, 2002 г., 32с.
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан. Учебное пособие. – Алматы: Издательство Норма-К, 2005 г., 160 с.
Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. «О Прокуратуре» N 2709. Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 24.
Гурвич М.А. Прокурорский надзор. М: ИНФРА-М. 2004. - 561 с.
Комиссаров К.И., Семенов В.М. Гражданский процесс. М: Юрайт. 1998. - 548 с.
Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. Алматы. – 235 с.
Баймолдина З.Х. Гражданское процессуальное право РК. том 1, Алматы, 2001. - 443 с.
Арсеньева О.В. Прокурорский надзор. Учебное пособие. Челябинск: Рекпол, 2000 г. - 168 с.
Галкин Б.А. Прокурорский надзор по гражданским делам, М.: Юрайт. 1995. –352с.
Осипов Ю. К.. Прокурорский надзор. М: Юрист. 1995. - 549 с.
2. Договор взаимозачета трехсторонний образец
3. Акты прокурорского реагирования в украине образец
4. Акты прокурорского реагирования образец
5. Договор взаимозачет готовый образец
6. Договор поставки трехсторонний образец
7. Гражданско правовой договор с работником образец
8. Договор взаимозачет образец
9. Образец договор взаимозачета
10. Договор поставки стройматериалов образец
11. Акта прокурорского реагирования образец
12. Трехсторонний договор купли продажи образец
13. Договор по совместительству образец
14. Образец акта прокурорского надзора
15. Договор о взаимозачете образец