Проблема истины

Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы.

Проблема поиска истины – это одна из наиболее актуальных тем в русской литературе. Хоть раз в своей жизни, над этим задумывается каждый человек, независимо от своего образования, религии и условий жизни. Начнем с того, что же такое истина. Толковый словарь Ожегова определяет ее, как «адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно». То есть у каждого она своя, кто-то находит ее, а кто-то - нет, но не оставляет попыток найти свою истину на протяжение всей жизни. И литература, несомненно, может помочь человеку в этом поиске.

Из всех литературных персонажей, искавших истину, я бы хотела рассмотреть путь Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Мой выбор основан на том, что, читая роман, меня поразила глубокая психологичность, способность автора показать самосовершенствование героев, невероятная точность в словесной передаче их внутреннего мира, их чувств и мыслей. И интереснее всего для меня было отслеживать сложный и необычный нравственный путь Пьера Безухова.

В начале произведения Пьер, по словам автора, - это «массивный молодой человек со стриженою головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Он был незаконным сыном екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе…» По мнению Анны Павловны, «молодой человек не умел жить». И, читая строки о Пьере в начале произведения, мы убеждаемся в этом. Но по ходу развития сюжета романа ярко прослеживаются этапы духовных исканий Пьера.

Являясь человеком эмоциональным и непосредственным, Пьер чувствует всю ложь и демонстративность светского общества. Он не находит единомышленников, а ему необходимо понимание, он хочет чувствовать свою нужность. В обществе же его считают «не от мира сего». Пьер предпринимает попытку некоего внутреннего бунта и совершает много ошибок, ища то, что ему действительно нужно в этой жизни.

Первым этапом духовных исканий Пьера Безухова стала ориентация на идеи Наполеона, «общественный договор» Руссо и идеи французской революции. Он тесно сближается с Андреем Болконским и получает от него совет – бросить беспутную жизнь и заняться делом, поскольку он «один живой человек среди всего нашего света». Но Пьер продолжает кутежи с Анатолем Курагиным, за что высылается из города. В это время и наступает новый этап в его жизни – получение наследства, едва ли не самого большого в России, а также скоропалительная и престижная, по мнению Пьера, женитьба на Элен. Конечно, брак с пустой и неинтересной, да к тому же еще и ветреной Элен не приносит Пьеру счастья, что выливается в сильнейший духовный кризис и дуэль с Долоховым. Мятущаяся душа Пьера, отсутствие духовной поддержки со стороны, неудачи в личной жизни – все это толкает его к масонству, которое он понимает как учение о равенстве и братстве. Масонство было попыткой Пьера уйти от проблем, погрузиться в вымышленный мир.

Однако сватовство князя Андрея к Наташе возвращает его к реальности. Он осознает все свои прошлые ошибки: «Я желал произвести республику в России, быть Наполеоном, философом, тактиком, победителем Наполеона.… А вместо этого – вот он – богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить, и, расстегнувшись, слегка побранить правительство». Пьер осознает свое существование ничтожным. С этого времени можно проследить путь духовного возрождения Пьера. В его душе вспыхивает нежное чувство к Наташе Ростовой. Военное время способствует раскрытию Пьера как героического человека. В его жизни появляются организация ополчения, Бородино, батарея Раевского. В итоге этих испытаний Пьеру снится сон, в котором он видит масона Баздеева, простых солдат, молящихся на икону, что и помогает ему окончательно понять смысл своей жизни, перевести иносказание сна в правильное русло и окончательно встать на правильный путь в жизни. Это выражается в отказе уйти из оставленной жител! ями Москвы, намерении убить Наполеона, и ценой собственной жизни спасти Отечество. Пьер спасает жизнь девочке во время пожара и избавляет женщину от надругательства. Попав в плен, он сближается с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, от которого Пьер набирается крестьянской мудрости и обретает внутренне спокойствие. Вернувшись из плена, он так же, как и прежде, добр и рассеян, но в его характере появляется такая черта, как всепрощение, он легко находит взаимопонимание с людьми. Теперь Пьер Безухов – духовно самодостаточный человек, который находится в гармонии со всем окружающим миром.

Этим и знаменуется последний его этап в духовном поиске – женитьба на Наташе Ростовой, в браке с которой достигается цель жизни Пьера – крепкая верная семья и дети, идиллия любви.

В завершении хочется отметить яркость образа Пьера Безухова в романе. Ни один из персонажей не проходит такой путь самосовершенствования, не меняет так кардинально свои взгляды и мысли. Что ж, поиск истины всегда сложен. На мой взгляд, в достижении истины главное – это правильно определить цель своей жизни и найти самые верные, самые правильные пути достижения своей цели. Пьер проделал очень большую внутреннюю работу, и его вполне можно считать человеком, который нашел свою истину.

Список литературы





Похожие курсовые работы

1. На тему Проблема истины в философии

2. На тему проблема истины в познании

3. В чем заключается проблема истины

4. Курсовая по дисциплине теория социальной работы на тему сиротство как социальная проблема

5. На тему Экологическая проблема Азовского моря

6. Главная проблема обострения водной проблемы на Земле

7. По философии на тему проблема личности

8. На тему проблема пищевых ресурсов

9. Проблема загрязнения морей эсс

10. Проблема загрязнения атмосферы

11. Проблема загрязнения литосферы в рф

12. Проблема воспитания гражданина в комедии недоросль

13. Проблема альтернативного экономического выбора

14. Логический вывод и проблема решения

15. По географии на тему проблема войны и мира

Курсовые работы, рефераты и доклады