Презентация по биологии на тему митоз

Реферат на тему:

“Общая характеристика биологии в додарвиновский период”


Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты.

Общие указания

В этом разделе курса следует обратить внимание па то, что эволюционное учение появилось лишь с возникновением в философии материалистического мировоззрения. Господствовавшее до того идеалистическое мировоззрение провозглашало творцом всей природы Бога. А согласно материалистическому учению первоначально возникла неживая, а затем живая природа и и ходе ее длительного развития появились высокоразвитые существа. Их никто не создавал, они — следствие эволюционных преобразований живой материи, вершиной которых стал человек. Рассматривая природу с идеалистических позиций, ученые считали ее раз и навсегда созданной Богом, неизменной, отвечающей цели своего существования, т. о. целесообразной. Такое направление в науке называется метафизическим. Из представителей данного направления следует отмстить К. Линнея (XVIII в.), наиболее прогрессивного ученого, работы которого — «Система природы» и «Философия ботаники» — не только сыграли огромную роль для своего времени, но и послужили фундаментом для новых исследований живой природы.

С накоплением научной информации меняются взгляды в философии - формируется материалистическое учение; в биологии появляются первые представления об эволюции, содержавшиеся уже в поздних работах К. Линнея, а затем эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка .

Вклад в науку К. Линнея (1707-1778)

- Открыл около 1,5 тыс.видов растений.

- Описал около 10 тыс.видов растений и около 4,5 тыс.видов животных.

- Разработад короткие и четкие определения каждой группы организиов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.

-Ввел удобную бинарную номенклатуру вместо употребляющихся ранее громоздских полиноминальных (т.е. состоящих из многих слоев) названий:эта номенклатура упоьребляется и в наше время.

-Разработал принципы построения классификаций живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.

-Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

Взгляд К. Линнея на понятие о виде

К. Линнеи считал вид реальной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещинаемость их с представителями других видов.). Поскольку Линией был креационистом и метафизиком, то он считал, что виды не изменяются, и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.

Принципы систематики

В качестие оспоиы классификации Линней принял категорию вида. Сходные виды объединяют, ел в роды, роды — в отряды, отряды в классы, которые являлись кысшей категорией. Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. еоподчипешшети) таксонов. С развитием науки в .чту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и др., а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поатому классификация Линнея, несмотря на то, что была научной, оказалась искусственной. Сам Лшшей осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Оп писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Систематика животных

Все животные; подразделялись Линнеем на следующие шесть классов по признаку строения дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, звери.

Систематика растений

Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (юлосемешп.тх и споровых). Среди яшшбрачпых первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенадцати тычинок, а при отнесении (метений к 14 23 классам учитывалось еще и строение андроцея однобратственный, двубратственный, двусильный, четырех-пяти и т.д.) И приведенных примером видно, что согласно этой системе в один класс попадают растении, имеющие: мало общего между собой, а родстиенпые друг другу представители одного семейства злаковых (душистый колосок, рис и бамбук) оказались разбросанными но разным классам. Однако было бы несправедливо не отметить, чти при отнесении растений к 14-23 классам такой.) разнобоя уже не наблюдается. Это объясняется тем, что и этом случае учитывался уже и тип гинецея, который объективно отражает эволюционное родспю растений. Так, относящийся к 23-му классу растения семейств молочайные и сумаховые яштяются родственными. Они имеют мелкие невзрачные цветки, собранные н компактные соцветия, в которых встречаются как обоеполые, так и тычиночные и пестичные цветки (полигамные).

Вклад в науку Ж.-Б. Ламарка (1744-1829)

- Ввел термины «биология» (1802), «зоология беспозвоночных» (1794) и определил их содержание.

Заложил основы систематики беспозвоночных.

Проводил обширные исследования в области ботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии.

Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Создал первую анолюционную теорию. Его главный научный труд — двухтомная «Философия зоологии» (1809) — наиболее крупное "теоретическое обобщение в биологии начала XIX в., в котором с материалистических позиций обосновывается идея постепенного развития во времени живой природы под действием естественных причин и разрабатываются основы естественной системы животных.

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости. Учение о градации органов. Ламарк считал, что все животные формы — растения и животные - являются подлинными произведениями природы, т.е. не существовали изначально, а возникли В определенное время. Первые организмы произошли (и происходят ныне) путем самозарождения из тел неорганической природы. Развитие природы началось и всегда начинается с образования иростешггих живых тел; его ход — от простого к сложному. Поэтому классификация оргаппзмон не может быть произвольной, она должна отражать действительный порядок природы, т. е. отображать процесс развития от низших форм к высшим. Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, т.с. образует «лестницу существ». Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Все многообразие животных Ламарк подразделил на 14 классов, которые распределил по 0 градациям. При выделении градаций пи учитывал анатомо-физиологические особенности основных систем организма (главным образом нервной и кровеносной). Ламарк считал также, что подобная ступенчатость имеет место и в растительном мире.

Лестница существ по Ж.Б. Ламарку

14.Млекопитающие

13.Птицы

12.Рептилии

11.Рыбы

10.Моллюски

9.Усоногие

8.Кольчецы

7.Ракообразные

6.Паукообразные

5.Насекомые

4.Черви

3.Лучистые

2.Полипы

1.Инфузории

Ламарк предложил более совершенную, чем Линней, классификацию животных. Вместо двух линнеевских классов — черви и насекомые Ламарк предложил 10 самостоятельных классов, мложив, таким образом, осноны систематики беспозвоночных. И отличие от системы Линнея Ламарк разместил вес классы жи-интных в восходящем порядке.

Суть учения об изменчивости отражают два закона, сформулированные Ламарком.

I закон - "Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление к ослаблению и исчезновению".

II закон - "Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются".

Таким образом, главными факторами изменчивости Ламарк считал влияние внешней среды и упражнение или неупражнение органов. При этом изменения среды приводят, по Ламарку, к адекватным изменениям организма, которые затем наследуются. Причиной прогрессивных изменений Ламарк идеалистически считал врожденное внутреннее стремление организмов к совершенствованию.Изменчивость представлялась .Ламарку ничем не ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей гр аницы вида. Поэтому он отрицал существования видов в природе.

Ламарк о происхождении человека

Положения об эволюции органического мнра Ламарк распространил и на объяснение происхождении человека от высших "четвероруких обезьян". Ом рассматривал человека как чисть природы, покизал его анатомо-физиологическое сходство с животными и отметил, что развитие человека подчиняется тем же законам, что и развитие всех других живых существ.

Значение эволюционной теории Ламарка

  1. Первая эволюционная теория об историческом раз-питии органического мира от простейших форм до человека.

  2. Ламарк подробно проанализировал предпосылки эволюции (изменчивость, наследственность), главные направления эволюции (усложнение организации, т. е. градации классов и многообразие форм внутри класса вследствие изменчивости).

  3. Теория показала: изменчивость организмов имеет естественные причини.

  4. Эта теория позволила разработать первую генеалогическуюклассификацию животных, т.е. классификацию, построенную на принципах родственности организмов, а не только их сходстиа. Однако эта теория не смогла дать материалистического объяснения причин эволюции. (Эту проблему решил Ч. Дарвин, разработав теорию естественного отбора.)

Первые русские эволюционисты

Ломоносов М. К. выдающийся русский ученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, основоположник отечественного материалистического естествознания. Положил начало русской научно-техническом терминологии, обосновал положения о материальности мира и его развитии. Развивал исторический взгляд па природу, утверждал, что земная кора и ее слои - результат сложных естественных процессов), происходящих на протяжении длительного времени.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Радищев А. Н. - русский философ-демократ. Развивал материалистические идеи о единстве и развитии мира, взаимосвязи явлений природы, их причинной обусловленности. Вес предметы неорганической и живой природы он связывал в одно целое, рассматривал их в развитии и разместил в виде восходящего ряда — от минералов до растений, животных и человека. Считал мозг материальным органом мышления и старался решить проблему мышления. Близко подошел к понимании роли внешней среды в изменчивости организмов.

Паллас II. С. (1741 - 1811) — высказал гипотезу о происхождении видов от общих родопачальных форм, выдвинул идею классификации организмов по типу ветвящегося древа, связывал ископаемые формы с ныне живущими.

Каверзнев А. А. (1748—?) — разрабатывал проблему развития животных («О перерождении животных», 1775). Па основании изучения домашних и диких животных сделал вывод, что организмы всегда связаны с особенностями земной поверхности. Обосновал положение об изменчивости животных под влиянием нищи, климатических факторов, одомашнивании, скрещивания. Многообразие, животного мира и его развитие пытался объяснить тем, что индивидуальные изменения, возникшие вследствие естественных причин, усиливаются от поколения к поколению и приводят к образованию новых форм животных.

Дядьковекий И. Е. (1784.-1841) - обосновал положение о материальности мира, единстве природы и ее развитии, об изменчивости видов под влиянием условий их жизни.Двигубскшт И. А. (1771 - 1839) - развивал идеи о постепенной изменяемости земной поверхности и населяющих ее существ под влиянием естественных причин.

Таушер М. - на основании материалов, собранных во время экспедиций па юго-восток России, опубликовал работы о последовательности развития отдельных групп организмов и о непрерывном появлении новых организмов благодаря закономерно действующим силам природы. Па основе исторического метода и идеи (I поступательном прогрессивном развитии он пытался создать естественную классификацию организмов.

Кайдапов М. К. (177 - 1855) — анализировал этапость развития природы от примитивных форм к высокоорганизованным.

Максимович М. А. (1804 - 1873) — отстаивал мысль о прогрессивном развитии как универсальном законе природы, о широкой изменчивости видов под влиянием внешних условий и других причин.

Утверждал, что в природе не бывает двух абсолютно одинаковых особей; они отличаются тем больше, чем больше отличаются условия их существования. Считал, что длительные влияния обусловливают более стойкие изменения, которые затем наследуются, вследствие чего возникает новый вид. Горянинов П. Ф. (1796-1865) — обосновывает идею единства природы и ее развития от первичного эфира до человека. Вольф К. Ф. (1733-1794), Пандер X. И. (1794-1865), Бэр К. М. (1792-1876) — заложили основы эмбриологии. Результаты их исследований дали богатый материал для обоснования идеи общности животного мира и его развития. Рулье К. Ф. (1814-1858). Его труды положили начало развитию экологии и эволюционной палеонтологии. В противовес упрощенным взглядам на изменчивость видов Рулье выдвинул положение о том, что характер изменений животных обусловлен двумя причинами: особенностями самого организма и внешними причинами. Показал, что изменчивость — необходимое условие для формирования приспособлений к новым условиям. Проанализировал значение для эволюции другого фактора — наследственности, которая вырабатывается исторически и несет на себе отпечаток влияния среды в предыдущих поколениях. В трудах Рулье есть указания на то, что организмы, которые не способны изменяться, приспосабливаться, гибнут.

Основные положения учения Рулье об эволюции:

  1. Постепенность образования всего существующего; последующее является развитием предыдущего с добавлением нового,

  2. Усложнение организации в процессе эволюции.

  3. Многообразие видов растений и животных нарастает





Похожие курсовые работы

1. Презентация жизненный цикл клетки митоз

2. Презентация деление клетки митоз

3. Презентация по биологии на тему деление клетки

4. А блок поэма двенадцать урок презентация

5. Александр блок биография презентация

6. Презентация Блок поэма Двенадцать

7. Презентация на тему системный блок

8. Андрей рублев презентация к уроку

9. Презентация на тему системный блок виды корпусов

10. А а блок биография презентация

11. А Блок урок презентация

12. Блок Двенадцать Презентация

13. Презентация Блок двенадцать

14. А С Пушкин Детские и лицейские годы класс презентация

15. Андрей рубл в презентация

Курсовые работы, рефераты и доклады