Понятие социальная политика

Социальная политика государства и безработица


СОДЕРЖАНИЕ

1. Социальная политика: основные понятия, цели, принципы и направления

2. Неравенство доходов и кривая Лоренца

3. Безработица

Список использованных источников


1. Социальная политика: основные понятия, цели, принципы и направления

Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий.

Цели социальной политики:

1) обеспечение условий повышения уровня жизни населения;

2) поддержание социальной справедливости в обществе;

3) нейтрализация негативных последствий функционирования рыночной экономики;

4) создание системы социальной защиты населения.

Социальная политика реализуется посредством создания гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечения занятости населения, повышения уровня жизни, решения проблем социальной справедливости.

Основными принципами социальной политики являются равенство и социальная справедливость. Социальное равенство означает одинаковое положение людей в обществе, общие исходные условия экономической деятельности людей. Социальная справедливость предполагает соответствие благ, получаемых человеком или социальной группой в обществе пропорционально их заслугам и вкладу в общее благосостоянием.

Основные проблемы социальной политики: обеспечение эффективной занятости и создание условий для роста благосостояния всего населения, определение минимальной заработной платы и соотношения с прожиточным минимумом, сокращение численности людей, живущих за чертой бедности.

Важнейшими направлениями социальной политики являются: государственная политика занятости, регулирование доходов населения и его социальная защита, социальная ориентация экономики.

Социальная ориентация экономики — социальное подчинение хозяйства задачам развития личности.

Политика занятости предполагает:

1) меры государства по стимулированию роста занятости, самозанятости и увеличению числа рабочих мест посредством использования льготного налогообложения, льготного кредитования, компенсаций инвестиций на прирост рабочих мест (или убытков от их сохранения);

2) расширение форм и условий для подготовки и переподготовки работников;

3) активное использование в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости;

4) социальную защиту безработных.

Методы и меры по регулированию занятости делятся на две группы: активные и пассивные. Первая группа представляет собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных мест и сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности и занятости населения. Ко второй группе относятся выплаты пособий по безработице.

Социальное партнерство – согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

Важнейшим направлением социальной политики является политика формирования и регулирования доходов населения.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфляционной спирали "цена-зарплата".

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

В условиях переходной экономики показатели социального развития ухудшаются. На первое место выступают проблемы обеспечения минимальных доходов населения, организации рынка труда, охраны здоровья, адресной поддержки бедных.

Показатели результативности социальной политики - уровень и качество жизни.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Для оценки уровня жизни используется система показателей, которая включает объем, качество потребляемых благ и услуг, реальные доходы населения, размеры оплаты труда, общественные фонды потребления, объем, накопленного имущества, денежных сбережений, уровня труда, продолжительность рабочего и свободного времени и т.д.

В целях поддержки малообеспеченных слоев населения и нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики используется система социальной защиты, представляющая собой часть политики государства, стремящегося обеспечить нормальные условия жизни членам общества, прежде всего тем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении.

Реализация системы социальной защиты предполагает комплекс мер по регулированию уровня жизни, которые включают обеспечение условий для повышения благосостояния каждого члена общества за счет личного трудового вклада; гарантию минимальной оплаты труда и ее совершенствование; регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджета (МПБ); компенсацию, адаптацию и индексацию доходов; оказание социальной помощи бедным, безработным; денежные выплаты из доходов общественного потребления (пенсии, пособия, стипендии); обеспечение льгот, связанных с условиями труда, предоставлением жилья; возможность бесплатного образования, бесплатного медицинского обслуживания; дифференцированное налогообложение предприятий и населения.

Для определения категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, выявляющие черту бедности, которая отражает уровень доходов, необходимый, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни. В Республике Беларусь черту бедности определяет прожиточный минимум (социальный и физиологический), который составляет 60 % от МПБ.

Прожиточный минимум включает такой набор товаров и услуг в стоимостной форме, который является предельно допустимым при достигнутом уровне экономического развития.

Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных потребностей.

Физиологический минимум предполагает затраты на удовлетворение основных потребностей и оплату услуг в относительно короткий период времени (без приобретения одежды, обуви и других промышленных товаров).

Прожиточный минимум рассчитывается, исходя из потребительской корзины, представляющей собой набор продовольственных и непродовольственных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, и обеспечивающей поддержание минимального уровня жизни.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей людей. С 1992г. в Республике Беларусь разрабатывается МБП для различных групп населения.

Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице. Нужно помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и неработающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.

Социальная защита малообеспеченных слоев населения проявляется в виде денежных выплат, предоставления благ и услуг в натурально-вещественной форме, а также различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, частичной (полной) оплате коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты из социальных общественных фондов потребления в Республике Беларусь это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и многое другое.

Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели. Сегодня при существующей неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие весьма затруднительно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий широким слоям населения для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

2. Неравенство доходов и кривая Лоренца

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов.

Для количественной оценки дифференциации доходов населения используются функциональное распределение и кривая Лоренца.

Кривая Лоренца измеряет степень неравенства при персональном распределении доходов населения. Ее расположение отражает фактическое распределение доходов. Построение кривой Лоренца (рис.1) предполагает отложение по оси абсцисс доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Возможность абсолютного равного распределения дохода представлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Область между линией абсолютно равного распределения доходов и линией фактического распределения (кривой Лоренца) указывает на степень неравенства доходов: чем больше расхождение этих линий, тем выше степень неравенства доходов. Каждая точка кривой Лоренца показывает, какую долю в совокупном доходе занимает то или иное число семей с определенным уровнем доходов.

"Кривая Лоренца" - это метод графического изображения уровня неравномерности распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис.1).

ОЕ - абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения.

Однако реальное распределение (ОАВСDЕ) всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой.

[image]

Рис. 1.Кривая Лоренца.

Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с линией ЕF. Но поскольку "сверхбедные" и "сверхбогатые" всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая - "кривая Лоренца", отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Точки, находящиеся в заштрихованной области, являются иллюстрацией "коэффициента Джини":

G = T / OFE,

где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной "уравниловки", а при коэффициенте, равном единице, - в ситуации "нищего большинства и сверхбогатого меньшинства".

Цивилизованная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

3. Безработица

Макроэкономические диспропорции усиливают риск предпринимательской деятельности, создают ситуацию экономической нестабильности. Нарастание экономической нестабильности углубляет спад производства, вследствие чего растет безработица. Последняя связана с ухудшением уровня жизни и самих безработных и работающих, ибо избыток предложения рабочей силы является благоприятным фоном для уменьшения цены труда. Создается и реальная угроза социальных конфликтов, что еще больше ухудшает стимулы деловой активности. В такие периоды у капитала, имеющего свободные средства, активность может проявиться в "бегстве" из зоны бедствия в те районы, который характеризуются более стабильным экономическим развитием. Снижение жизненного уровня населения ведет к сокращению потребительского спроса, снижению уровня сбережений, что также способствует свертыванию части производства. Безработица, будучи порождением спада производства, становится тем звеном экономической нестабильности, которое способно этот спад усугубить. Нарастание нестабильности происходит следующим образом:

Спад производства > рост безработицы>углубление спада производства>дальнейший рост безработицы.

Основные причины безработицы – циклическое развитие экономики, экономические кризисы (снижение объемов производства, банкротство, необходимость модернизации и т.п.).

Однако считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста:

1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках.

2. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

3. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

Вместе с тем считается, что наличие безработицы влечёт за собой и ряд негативных эффектов:

1. При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства. Поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей.

2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Даже при последующем включении в производственный процесс работник выходит на нормальный устойчивый уровень производительности труда примерно за полугодовой срок.

3. Рост безработицы, как показала медицина, подрывает психическое здоровье нации. Считается, что стресс, полученный при извещении об увольнении, по своей силе равнозначен реакции на смерть близкого родственника или на сообщение о неизбежности тюремного заключения.

4. Рост безработицы служит фактором роста преступности.

5. Оценивая безработицу как потери общества, следует упомянуть и те факторы экономической нестабильности, о которых уже ранее говорилось. Это - снижение покупательного спроса, сокращение сбережений, снижение инвестиционного спроса, сокращение предложения, спад производства.

Безработица может быть добровольной, существовать при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

Вынужденная безработица связана с установлением заработной платы выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом на труд и его предложением.

Современная экономическая наука выделяет три формы безработицы.

Фрикционная безработица связана с региональными профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход та детьми и т. д. ). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки.

Структурная безработица тесно связана с особенностями развития отдельных регионов и отраслей, при этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться ее нехваткой в других; структурные кризисы и структурная перестройка экономики увеличивают масштабы этой формы безработицы.

Циклическая безработица определяется изменениями экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицы равняется естественной безработице. Очевидно, что такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость — это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.

Понятие естественного уровня безработицы тесно связано с категорией потенциального уровня ВНП (валового национального продукта).

Потенциальный ВНП — это такой объем ВНП, который произведен в условиях полной занятости (естественного уровня безработицы). В связи с этим становится ясным, что фактический и потенциальный ВНП могут не совпадать, как и не всегда совпадает фактическая и естественная безработица. Под рабочей силой понимается следующая величина: население страны за вычетом: А) лиц, не достигших 16 лет; Б) выбывших из состава рабочей силы, т. е. учащихся, пенсионеров и т. п.; В) находящихся в специализированных учреждениях (тюрьмах, психбольницах и т. п.).

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то общество "недополучает" некую часть ВНП. Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон, согласно которому превышение фактического уровня безработицы на 1% ее естественного уровня приводит к отставанию объема фактического ВНП по сравнению с потенциальным ВНП на 2,5%. Это так называемый закон Оукена, а цифра 2,5 — коэффициент Оукена.

В отношении безработицы государство располагает тремя типами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса и т.д.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.


Список использованных источников

1. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-ое изд., изм. М.: Норма, 2005 г. – 576 с.

2. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – 2-ое изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 366 с.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, Изд-во "Питер", 2000

4. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр, и доп. / Под об. Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.-М,: ИНФРА-М, 2005. – 322 с.





Похожие курсовые работы

1. Внешняя и внутреняя политика михаила романова

2. Внутреняя и внешняя политика михаила романова

3. Внешняя политика Михаила Федоровича Романова

4. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова

5. Внешняя политика России в начале века краткий ответ

6. Внешняя политика Михаила Романова

7. Внешняя политика Первых Романовых в России века

8. Внешняя политика россии в первой четверти века

9. Внешняя политика михаил романова

10. Внутренняя и внешняя политика М Ф Романова

11. Внешняя политика россии в веке кратко

12. Внешняя политика М Ф Романова

13. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИ В НАЧАЛЕ ВЕКА

14. Внешняя политика россии кратко

15. Внутренняя и внешняя политика михаила федоровича

Курсовые работы, рефераты и доклады