Понятие методологическая культура

Культура и власть


Оглавление:

Введение

1. Понятие культуры

2. Что такое власть?

3. Культура и демократия

4. Культура при тоталитарной власти

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».

На фоне этого широкого понимания проявления культуры понятно, что она или ее части могут быть и по разному функционализированы в их историческом бытовании. Например, нет противопоставления «культура» - «власть», когда их функция совпадает, то есть если идеологическая обусловленность, сохранение и укрепление власти достигаются любыми формами культурной деятельности с соблюдением определенных норм или проводятся, посредством цензурных ограничений, своеобразные запреты, или если функция культуры понимается вообще как опора власти в смысле гаранта существования человеческого общества или как средство сохранения самой власти. Но если функциональное понимание культуры раздваивается таким образом, что одна часть настаивает на совпадении культуры и власти, а другая претендует на самостоятельность всех культурных явлений, тогда шаг к их противопоставлению короткий. В таком случае любая культурная деятельность может становиться критикой власти или интерпретироваться как критика или противодействие органам власти. Примеров того или иного понимания культуры как таковой или ее узкой функционализации в истории диктатур много, в том числе и во время существования СССР. (1, с.9).

Если признать, что государство – это власть, то культура всегда противостояла ей как важнейший фактор ее ограничения и сдерживания. Склонность любой власти к насилию, ее стремление распространить себя на внутренний мир подданных, так или иначе духовно подчинить их, изолировав от нежелательных влияний, принципиально оправдываемая аморальность государственной власти – все это объясняет живучесть идей анархизма и извечное диссидентство интеллигенции. Помимо наших «великих» анархистов М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, едва ли не самым убежденным противником государства и власти в отечественной и мировой культуре был Л.Н. Толстой, который писал: «Не только нравственный, но и не вполне безнравственный человек не может быть на престоле, или министром, или законодателем, решателем и определителем судьбы целых народов. Нравственный, добродетельный государственный человек есть такое же внутренне противоречие, как целомудренная проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник».

Многие выдающиеся представители человечества, например, Платон, Гегель и др. не только не отрицали необходимости государства, но и видели в нем величайшее завоевание культуры. В истории русской общественной мысли «государственниками» были многие религиозные философы «серебряного века», среди которых выделяется И.А. Ильин, посвятивший значительную часть своего творчества теме российской государственности и национальной культуре. Трудно не согласиться и с мнением В. Соловьева, под влиянием которого складывалась отечественная культурологическая традиция. «Без государства, - писал он, - невозможен был бы культурный прогресс человечества, основанный на сложном сотрудничестве многих сил. Такое сотрудничество в сколько-нибудь широких размерах было достижимо для разрозненных родов, находившихся в кровавой постоянной вражде между собою. В государстве впервые являются солидарно действующие человеческие массы». Среди защитников государственности есть одна всемирно известная фигура – это итальянский мыслитель Николо Макиавелли. В его трудах обосновывается мысль о том, что государство и культура в ее важнейшем, нравственном проявлении – категории далеко неоднозначные, а порой и взаимоисключающие. (3, 274-277)

Цель данной работы – исследование взаимоотношений культуры и власти. Задача - анализ различных аспектов взаимодействия культуры и власти, их структуры и функции.

Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы


  1. Понятие культуры

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Термин культуры многозначен. Им можно характеризовать культуру определенной эпохи, народа, той или иной сферы жизни. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д., во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость.

Культура – совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры в отличие от понятия природы – характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политика культуры, художественная культура). (4 , с.594)

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

В современной культурологи существует много определений культуры, самыми распространенными из них являются: технологические, деятельностные и ценностные.

С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни; деятельностная концепция культуры рассматривает ее как способ жизнедеятельности человека, который и определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека: культура материальная – это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение и многое другое, что в современных терминах науки называется «искусственная среда»; вторая сфера жизни людей – социальная и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства, и, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духового производства – науки искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином языке. (2, с. 4-5).В.И. Добрынина «Культура и цивилизация»

Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, то есть сфера сознания – наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности. (3, с.113).

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. Существует великое множество различий между культурами.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовая культура является также потому, что она массово, каждодневно производится; это культура повседневной жизни, доступно и достоверно представляемая средствами массовой коммуникации она привлекательна в силу своей демократичности. Массовая культура наложила серьезный отпечаток на повседневное бытие сотен миллионов людей, формируя их потребности, ценностные установки, вкусы, идеалы, стандарты поведения и деятельности. (2, с.113). Т.П. Малькова «Субъекты культуры»

2. Что такое власть?

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре.

Оптимальным является такое определение: « Власть - в общем смысле способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.); политическое господство, система государственных органов» ( 4, с.197)

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти были предприняты ещё в ранний период политической истории. Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету.

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

Глубинным источником, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т.д.), но естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями). (5, с. 98).

Власть это центральное, организационное политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволили понять многие ее проблемы. Немало толкований власти остались спорными, некоторые ее аспекты еще ждут объяснения. Однако уже есть основание построить относительно целостное учение о власти и осветить ее важнейшие стороны.

Власть представляет собой средство осуществления политики. Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность, способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Власть - идеальное, волевое или эмоциональное и иное отношение и не может сама производить какое-либо действие; это действие производят две стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Активный субъект власти сам же и способен реагировать на внешние воздействия и реализовать их. Это означает возможность субъекта и объекта власти совмещаться в одном лице или коллективе, т.е. минимальное отношение власти может сводиться к одной стороне этого отношения. Отношения власти, как и политические отношения, характеризуются их универсальностью и включенностью, способностью проникать во все сферы деятельности и жизни. Совокупность всех проявлений власти, ее универсальный, всепроникающий характер позволяют рассматривать ее как такое же всеобщее начало жизни общества и человека, как и политика, как автономную общественную сущность. Присутствующая в обществе как целостное начало - власть наделена и единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п.).

Приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена. В современной политологии выделяют, как минимум три аспекта власти, три ее измерения:

  1. директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;

  2. функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и умение практически реализовать функцию общественного управления;

  3. коммуникативный аспект, учитывающий, что власть так или иначе реализуется через общение, через определенный «язык», который понятен всем сторонам общественного отношения власти. (5, с. 103)

В XVII в. политико-философская мысль пришла к идее такой ее структурной реорганизации, которая должна была ее демократизировать, подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на объективный механизм ее организации и функционирования, чем на добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга.

Функции политической власти обозначены ее определением: это формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д., управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений. В конечном счете - создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от государств (автаркического) общества, присущей данному государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и др. политических характеристик общества.

Структура власти выглядит следующим образом: субъект-объект власти, источники, основания и ресурсы власти. Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, регуляции, контроля, управления, координации, организации мобилизации.

Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть индивид, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

3) наказание как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта.

Власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

Важнейшим структурным элементом власти являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления самой власти и ее оснований. По сферам жизнедеятельности общества можно выделить экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания и ресурсы власти. (5, с.105-110).

3. Культура и демократия

Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики можно найти немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, парламентские формы демократии в Англии и т.д.).

Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально-демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека, и радикально-демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частными. Среди современных теоретических моделей демократии можно отметить: модель конкурентной эллинистической демократии, модель Липсета - Лернера, модель «полиархической демократии» Р. Даля, экономическую модель Э. Даунса, демократическую модель «интегративной демократии». (5, с.271)

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

  1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.

  2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам .

  3. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.

  4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

  5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

  6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

  7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства. (5, с. 269-270).

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

В области культуры демократическое государство защищает плюрализм мнений и творческих проявлений, а также свободу выбора – принципы, которые, реализуясь в обществе, и создают огромное разнообразие его духовной и материальной жизни. По существу, культуре также необходим плюрализм, как экономике рынок. Ведь если унифицировать мнения, например, в форме единой и обязательной для всех марксистко-ленинской идеологии или художественные проявления в форме пресловутого «социалистического реализма», то получится однообразная и серая официально-государственная культура, которая господствовала в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Это, конечно, не значит, что не существовало другой, подпольной, «диссидентской» культуры, прозябавшей в состоянии внутренней и внешней эмиграции. И если сейчас плюрализм мнений, хотя и с трудом, становится нормой, то свобода выбора все еще ограничена, главным образом, по причине бедности и строящегося псевдокапитализма.(3, с.283-284).

Взаимосвязь культуры и демократии проявляется не только в том, что демократия способствует развитию культуры, но и в обратной обусловленности. Это отмечали еще классики марксизма, справедливо утверждая, что «каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе». В наше время едва ли не общим местом политологии и культурологи стал бесспорный тезис о невозможности полной свободы и демократии там, где отсутствует культура. И это неудивительно, ибо сама демократия, как одна из форм власти, является ее высшим продуктом и достижением. При этом сколько бы ни называли себя некоторые режимы «свободными», «демократическими», «социалистическими», чаще всего они таковыми не являются именно в силу недостаточной общекультурной основы их государственности. Речь здесь идет не только о личной серости и духовном примитивизме добравшихся до власти революционных «вождей» и псевдоэлитарных слоев, попадающих «из грязи в князи», но и об определенной политической незрелости допустившего этого народа. Ведь способность к демократическому существованию, как в верхах, так и в массах воспитывается веками и даже тысячелетиями, причем не абсолютными лозунгами, а повседневной практической жизнью в коллективе каждого гражданина, призванного обладать определенным минимумом национального самосознания и индивидуальной культуры. (3, с.284)

При всей простоте и прозрачности тезиса о благотворности демократии для судеб культуры, его более пристальное рассмотрение показывает, что для многих выдающихся представителей общественной и культурологической мысли он оказывается далеко не столь бесспорным. В определенных исторических условиях демократия как господство народа может превращаться в «медиократию» - господство посредственностей, или еще хуже, - господство толпы.

Если демократия в политической жизни может представляться чуть ли не идеалом, то в области науки и искусства как господство ученых или художников наиболее наглядно воплощаясь в массовой культуре, которая сознательно ориентирует материальные или духовные ценности на некие усредненные и стандартизированные образцы. Будучи продуктом общества потребления, с его прагматизмом и бездуховностью, массовая культура становится и социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовно-практического освоения мира. ( 3, с.285-286).

Итак, если демократия как форма власти при всех своих несомненных достоинствах именно в области культуры обнаруживает определенную несостоятельность, а механическое большинство далеко не всегда является носителем правды, добра и красоты, то какой же должна быть оптимальная структура общества для поддержки и развития талантов? Ведь подлинно творческой личности столь же претит самодурство очередного тирана, сколь и всевластие свергающей его «черни». Речь идет об известном иерархическом строении общества, обусловленном изначальным неравенством людей, одни рождаются умными и талантливыми, другие – лишенными этих прирожденных качеств и даров, противопоставленной формальному иерархизму физической силы, происхождения и должностей. Так и в условиях демократии должна сохраняться и поддерживаться социальная дифференциация, основанная на реальных заслугах и талантах отдельных личностей. По этому пути и пошла, хотя не без издержек, после Великой Французской революции западная культура, успешно сочетающая демократическое начало с иерархическим. (3, с.288-289).

Главные требования демократии – взаимная терпимость, уважение к ближнему, критическое отношение к самому себе, и конечно, суверенитет личности. А это важнейшие показатели личной и коллективной культуры.(3, с.284-285).

4. Культура при тоталитарной власти

Тоталитаризм- это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. (5, с.238) Термин «тоталитаризм» был введён в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б.Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 году газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашисткой Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма». (5, с. 238).

Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Основные признаки тоталитарного режима:

1) Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. – подчинены идеологии.

2) Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером.

3)Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.

4) Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой и др.

5) Контроль над вооруженными силами.

6) Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.(5, с.238)

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал - социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.

Фашизм - право - экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России.

Третья разновидность тоталитаризма – национал - социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. (5, с.240-241).

Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

В чем же заключается воздействие тоталитаризма на культуру?

Во-первых, монополизация и стандартизация системы образования и воспитания, представляющая собой неразрывную и ревниво контролируемую цепь от дошкольных учреждений до докторантуры, где готовятся научные кадры высшей квалификации. При этом допуск в академическую и художественную псевдоэлиту производится не на основе способностей и талантов, а по признакам социального происхождения или национальности. Свидетельство последнего – типичный для тоталитарных государств скрытый или открытый антисемитизм. Вся эта система работает «под колпаком» единой идеологии, носящей расистский, националистический или классовый характер с обязательным подчеркиванием приоритета коллектива над личностью и соответствующими молодежными организациями. Частное и платное образование и университетская автономия при этом обычно отсутствуют или влачат жалкое существование. Важной чертой тоталитаризма в области научного знания является запрет на отдельные, нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук. Так, при Гитлере преследовался марксизм-ленинизм, а при Сталине с не меньшим ожесточением преследовались генетика, фрейдизм, позднее – кибернетика. В искусстве наблюдалась такая же картина: анекдотичным выглядит запрет в СССР до сговора Гитлера и Сталина «фашисткой» музыки Вагнера и ее немедленная «реабилитация» после подписания пакта Молотова - Риббентропа, когда в срочном порядке в Большом театре была поставлена опера «Валькирия».(3, с.291)

Во-вторых, монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием. Это делается, с одной стороны, методом жестокой цензуры, а с другой – путем гипертрофии пропагандисткой функции радио, телевидения и прессы в ущерб их информационному назначению. Цензуре подвергается все, что угрожает ослаблением государственной власти, особенно в сфере общественной мысли, политики, конечно, искусства. Объективная передача сведений о событиях в стране и мире максимально сокращается, и их место занимают идеологические мифы, восхваление режима, развлекательный материал, различного рода призывы и лозунги. Наоборот, в условиях развитых парламентских демократий предпочтение обычно отдается не такого рода методам искусственного укрепления государственности, а так называемому «свободному потоку информации», хотя и там не обходится без пропагандистской «приправы», которая носит, однако, более замаскированный и утонченный характер. Вообще же в мире, вступающем в электронно-информационную эру, понятие «пропаганда» все чаще приобретает отрицательный оттенок и воспринимается как препятствие на пути прогресса и одно из остаточных «зол» предшествующей цивилизации. Ни в одной из стран, претендующих на демократический статус, никогда не существовало, например, такого государственного органа, как министерство пропаганды. В то же время общеизвестно и весьма показательно, что первым в истории» министром народного просвещения и пропаганды» был в нацисткой Германии главный идеологический подручный Гитлера - доктор Йозеф Геббельс. Именно он считается у специалистов по общественной психологии «отцом» современных методов манипулирования массовым сознанием, взятых позднее на вооружение многими диктаторскими и тоталитарными режимами, в том числе и деятелями сталинского «агитпропа». (3,с.292).

В-третьих, поскольку одним из главных общественных слоев, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая «диссидентская» интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает ее всяческого рода преследованиям. Вообще антиинтеллектуализм – неотъемлемая черта любого режима, проявляющего склонность к авторитарным и диктаторским методам управления. В этой связи широко известны преследования немецкой интеллигенции после прихода Гитлера к власти; массовая эмиграция, высылка и физическое уничтожение российской интеллигенции большевиками в годы революции и гражданской войны; мартиролог советского диссидентства в сталинскую и постсталинскую эпоху.

Дискриминация передовой интеллигенции в условиях тоталитарного государства, чаще всего ориентированного на популизм, иногда принимает и более утонченные, не насильственные формы в зависимости от общего и культурного уровня правящей верхушки. В то время как режимом сознательно создается привилегированный, высокооплачиваемый слой продажных интеллектуалов, писателей и служителей искусства, основная масса работников умственного труда и духовной сферы (учителя, врачи, инженеры, работники культурных учреждений, критически настроенные лица «свободных профессий» и т.д.) вынуждены влачить полунищенское существование.

В-четвертых, характерным признаком тоталитаризма в духовной сфере является стремление государства не только лишать народ исторической памяти, но и изолировать его от внешнего мира разного рода «железными занавесами», «берлинскими стенами» и т.п. насильно насаждаемые массовые беспамятство и изоляционизм призваны скрыть от подданных культурное убожество режима на фоне общего поступательного развития мировой цивилизации. Для погрязших в самовосхвалении и самоуверенности «фюреров» и «вождей» тоталитаризма славное прошлое собственного народа и достижения соседей – нежелательные и неприятные конкуренты.

В-пятых, тоталитаризму в духовной сфере соответствует и еще одна непреложная закономерность: с ним всегда в той или иной степени связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности. Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вел к таким губительным для культуры действиям, как борьба с религией. Религиозность и связанная с ней духовность десятилетиями рассматривались как вызов режиму, все это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших художественных и культурных ценностей, человеческой духовности вообще.(3, с.293-294).


Заключение

На протяжении тысячелетий культура и государство, культура и власть находились в состоянии скрытого, а порой и явного противостояния при стремлении власти монополизировать право на руководство людьми, в том числе и в такой сфере, как духовность.

При разных режимах власти, при разных вариантах официальной идеологии власть стремилась контролировать культуру и информационное пространство с помощью сменявших друг друга методов. На фазе ослабления строгого централистского управления культурой и ее функционализацией, когда имела место отвоевание хотя бы частичной автономии отдельных областей культуры и информации, наблюдались, прежде всего, попытки общественности уклониться от ограничений и контроля, для чего она творчески использовала имевшиеся свободные, не полностью контролируемые государством и его аппаратом управления, пространства. В таких случаях начиналось противодействие единой и унифицированной культурной политики, и это происходило, несмотря на преемственность основных идеологических стереотипов руководства культурой, от которых власть никогда публично не отказывалась.

В последние десятилетия стал очевиден процесс перехода от культуры управляемой, стабилизирующей систему, от «культуры системой покоряемой» к культуре диалогической, самоуправляемой, которая все более освобождается от культурно-политического администрирования, становится источником реформаторских и плюралистических импульсов уже нового общества.

В то же время тенденция к модификации сменяется постепенным становлением новой культурной парадигмы, которая уже не регулируется, как было раньше, идеологической моделью, но является следствием нараставшей приватизации государственных институтов и сопутствовавшего ей утверждения рыночных отношений, которые завоевывают все более полно государство. Стабилизирующая, однозначно регулирующая функция культуры, не пользовавшаяся больше спросом как «культурный регулятор», приобрела в течение нескольких лет сомнительный характер. Вдруг не стало больше ни литературы, ни искусства, отвечающих ясным и гарантированным нормам. Многие отрасли науки, в первую очередь касающиеся культуры, оказались противоположностью тому, чем их считали. На место прежде регулирующей идеологии и политики партии приходят «власть денег» и «информационная власть», так что ввиду очевидного ухода государства из сферы культуры больше нельзя говорить о соотношении политики и власти, определяющем все общественное развитие. (1, с.10)

Когда мы говорим о культуре и власти, то, конечно, имеем в виду и объективный социальный статус их носителей, а также психологические характеристики определенных настроений и самочувствий, имеющие отношение к нравственной и мировоззренческой рефлексии. Цепочки отношений сложны и изменчивы, вопросы возможного для индивида пересекаются с вопросами полномочий и поведения управленческих аппаратов. Даже если речь идет о принципиальных вопросах функционирования диктатур, вопросы эти каждый раз возникали по-иному на фазах их формирования, полного развития и упадка. Поэтому высказывания общего порядка оказываются слишком обобщающими в отношении и системы как таковой, и отдельных групп интеллектуальной элиты. У нас еще недостаточно знаний о системном характере очень скрыто и гибко развивавшихся на заднем плане взаимоотношений между духовной элитой и иерархически организованными центрами власти, как центральными, так и периферийными.

Именно они имели решающее значение для обеспечения определенной преемственности отношений власти, но одновременно с общественной стабильностью, которую делали возможной эти отношения, они формировали существенные предпосылки для плюралистических тенденций развития, давших себя знать уже довольно скоро и оказавшихся характерными для явлений распада общественных структур в переходные фазы. Это неброский общественно-политический процесс, типичный, однако, для длительного развития - будь то на пути к диктатуре, будь то на пути её трансформации.(1, с.11).

Но отношения между интеллигенцией и властью интересны не только с точки зрения корректной реконструкции и аналитической оценки

Только то государство является здоровым, жизнеспособным и отвечающим своему назначению, которое возникает как порождение определенной национальной или многонациональной культуры, как ее законное дитя, вскормленное ее неповторимым многовековым опытом. Именно поэтому экономические и политические амбиции крупных государств, направленные против своих инокультурных автономий или других национальных общностей, не желающих менять своей самобытности, наталкиваются на столь ожесточенное сопротивление.


Список использованной литературы:

  1. Культура и власть в условиях коммуникационной революции 20 века / под. ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И.Грабовского. – М.: «АИРО-20», 2002. – 480 с.

  2. Культурология: учеб. пособие. – М.: Знание, 1998. – 160 с. – (История и теория культуры).

  3. Мамонтов С.П. Основы культурологии: учеб. пособие. – 3-е изд., доп. – М.: Олимп, ИНФРА-М,2001. – 320 с.

  4. Новый энциклопедический словарь. – М., 2004. – 1456 с.

  5. Политология: учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 2000. – 592 с.





Похожие курсовые работы

1. Детские кроссворды на тему культура китая

2. Кроссворды на тему культура китая

3. Презентации культура византии культура византии

4. Русская культура конца начала века презентация

5. Кроссворд Русская культура конца начало

6. Культура Византии в средние века

7. Культура Византии урок презентация

8. Крестьянская культура средневековья презентация

9. Век музыкальная культура в России презентация

10. Презентация на тему византийская культура

11. Индо буддийская культура

12. Культура древней индии культура древней инди

13. Презентация на тему Русская культура

14. Культура западной европы в средние века презентация

15. В ч м состоит культура общения

Курсовые работы, рефераты и доклады