По обществознанию на тему Человек природа общество

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.


 ПЛАН:

1) Понятие общества.

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

4) Общественные отношения.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.


Понятие общества.

Термин "общество" многозначен.Обычно указывают на следующие значения

этого слова:

* общество как группа лиц,объединившихся для современной деятельности

по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов,об-

щество любителей пива,общество трезвости и т.д.).В этом своем значении

слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение".

* общество как определенный этап в развитии человечества или страны

(первобытное общество,феодальное общество,французское общество эпохи

Реставрации,советское общество периода НЭП"а и т.д.).Здесь слово "об-

щество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период".

* общество как характеристика качественного состояния того или иного

этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления","ин-

формационное общество","традиционное общество" и т.д.).В этом случае

слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис-

тика.

* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма-

териального мира,которая обособилась от природы и определенным образом

взаимодействует с нею.В этом смысле обществом называют совокупность

всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между со-

бой,так и с природным окружающим их миром. _Это последнее определение и

 _считается философским определением понятия общества.

Прежде чем перейти к характеристике взаимодействия общества и приро-

ды,необходимо обратить внимание на то сходство,которое существует меж-

ду различными понятиями "общества".Это сходство можно увидеть,если

внимательно присмотреться к самому слову: "общество" - от слов "об-

щий","общность" (латинское societas также происходит от socius,что оз-

начает общий,совместный).

 12) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

Если принять во внимание происхождение слова "общество",становится

необходимым для его подробной характеристике ввести в употребление по-

нятие "системы" и рассмотреть общество с точки зрения системного под-

хода.

 2Система (от греческого "systema") - совокупность или сочетание час-

 2тей и элементов,связанных между собой и определенным образом друг с

 2другом взаимодействующих.

Говорят о Солнечной системе,речной системе,нервной системе.Системой

является любая совокупность явлений,которые связаны между собой и вза-

имодействуют друг с другом.В этом смысле системой является и то единс-

тво,составными частями которого являются общество и природа.

Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь

друг с другом.

Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с

нею,так как:

* оно возникло в результате развития природного мира,выделившись на

определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном про-

цессе становления человека),

* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы,необходимые для

своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных

почв,современная промышленность не может существовать без целого ряда

природных материалов,жизнь современного общества немыслима без исполь-

зования различных природных источников сырья),

* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой

природной среды,климатических и географических условий.(Северные наро-

ды (эскимосы,эвенки,чукчи) - в местах их проживания суровые климати-

ческие условия,поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)

(Древние цивилизации Востока (древний Египет,цивилизация древнего

Китая) возникают в долинах рек,климат засушливый,необходимы эригацион-

ные оросительные системы.Огромные трудозатраты и поэтому всегда силь-

ное деспотическое начало.)

Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как:

* оно вырабатывает различные средства приспособления,адаптации к окру-

жающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем,строить

дома,шить одежду,создал искусственные материалы,необходимые для жизне-

деятельности общества),

* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты,использу-

ет те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного

развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительны-

ми,так и благотворными).

Крым-раньше более засушливый климат.занимались в основном рыболовс-

твом,после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические

деревья,изменился климат (климат стал мягче).

В Голландии очень мало было плодородной земли,землю постоянно затап-

ливало.Голландцы создали сеть плотин,осушительных каналов,за счет этих

сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для

строительства так землепользования.

Было создано искусственное Рыбинское водохранилище,затопили села,де-

ревни и пойменные луга.Сейчас там плохая экология и гниет все то,что

находится под водой - отрицательное воздействие на природу.

Становится ли общество по мере своего развития более свободным,более

независимым от природы? Еще недавно ответ мог быть только положитель-

ным - человек рассматривался как существо,способное подчинить,покорить

себе природу (по принципу:"Мы не можем ждать милости от природы,взять

их у природы - наша задача").Сегодня очевидно,что общество не может

быть от природы независимым.В чем-то мы в современном мире зависим от

природы больше,чем когда-либо.Имеется в виду то обстоятельство ,что

общество стоит сегодня перед экологической катастрофой,созданной хищ-

ническим,потребительским отношением к природе.Исчерпание природных ре-

сурсов ,их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу вы-

живания,сохранение рода человеческого.В этой связи нужно упомянуть,что

ООН в в 1992 году приняла концепцию 1 устойчивого развития, 0обязательную

для всех государств и исходящую из необходимости обеспечить такое раз-

витие общества,которое позволило бы сохранить природный мир и обеспе-

чить выживание человечества.

 13) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаи-

модействующих подсистем и элементов.

Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни.Обычно гово-

рят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер:

 2экономическая-  0 |  2 политическая-  0| 2 социальная-  0| 2 духовная-

охватывает отно- |охватывает отноше-|охватывает отно- |охватывает от-

шения ,возникаю- |ния,связанные с |шения,связанные с|ношения,

щие в процессе |взаимодействием |взаимодействием |связанные с

производства,рас- |государства,партий|классов,социаль- | развитием об-

пределения,обмена |политических орга-|слоев и групп |щественного

и потребления ма- |низаций по поводу | |сознания,науки

териальных благ |власти и управле- | |культуры,

|ния | |исскуства

Данные подсистемы (сферы),в свою очередь,могут быть представлены сово-

купностью входящих в них элементов:

* экономическая - производственные учреждения (заводы,фабрики),учреж-

дения транспорта,фондовые и товарные биржи,банки и т.п.,

* политическая - государство,партии,профсоюзы,молодежные,женские и

пр.организации и т.п.,

* социальная - классы,страты,социальные группы и слои,нации и т.п.,

* духовная - церковь,образовательные учреждения,научные учреждения и

т.п.

 14) Общественные отношения.

Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входя-

щие в него подсистемы и элементы.Важно показать,что они находятся во

взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между

социальными группами,нациями,индивидами,возникающими а процессе эконо-

мической,политической,социальной,духовной жизни общества.Для обозначе-

ния этих связей используется термин  _"общественные отношения" ..

Виды общественных отношений:

 2материальные:  0 |  2 духовные:

по поводу поизвод-|политические ,

ства,распределения|правовые,

обмена и потребле-|нравственные,

ния материальных |идеологические

благ | и др.

 15) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность

элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.Сферы об-

щественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера)

порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общест-

венных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы

и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается

апатией,смятением духа,но и - духовными поисками,интенсивными научными

исследованиями,усилиями деятелей культуры,направленными на осознание

истоков кризиса и путей выхода из него.Таков один из примеров,иллюст-

рирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического

кризиса,резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера),разногласие

в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни

общества.(Пиночет (1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в ре-

зультате военно-фашистского переворота,установил режим жесточайшего

террора,экономика улучшилась,разногласие в обществе,творческая интел-

лигенция ушла в п подполье.

 _Основные понятия .:

общество,система,общественные отношения,сферы общественной жизни

Вопросы и задания:

1) Дайте определения перечисленным выше понятиям.Проанализируйте их.

2) Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества

на природу.

3) Дайте классификацию сфер общественной жизни и видов общественных

отношений.Приведите жизненные ситуации,которые иллюстрировали бы тео-

ретический материал.

4) Приведите свои примеры (не менее двух) взаимодейстия основных сфер

общественной жизни.





Похожие курсовые работы

1. Бесплатные ы на тему для чего нужны знаки препинания

2. Ы по обществознанию на тему человек

3. 2008 2009курсовая работа по гражданскому праву на тему вексель и вексельные правоотношения

4. Обществознание человек природа общество класс

5. Анкета на тему курение и алкоголь

6. Беседы со школьниками на тему курение алкоголь

7. БЕСЕДА НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

8. Человек и природа по обществознанию

9. Скачать бесплатно курсовую работу на тему управления социальным развитием организации

10. Бесплатные ы на тему почему я хочу служить в ФСБ

11. Бесплатные презентации на тему Крещение Руси в

12. Анкета социологического опроса на тему алкоголизма

13. Беседа на тему о вреде курения

14. Бесплатные ы на тему ломоносов

15. На тему я человек

Курсовые работы, рефераты и доклады