Плюсы аграрной реформы столыпина

Реформы Столыпина

Содержание

1. Каким был П.А. Столыпин

2. Попытка предотвращения новой революции

3. Поворот в аграрной политике

4. Противоречивые итоги

5. Компромиссы по рабочему и национальному вопросам

6. Выводы

Список использованной литературы


1. Каким был П.А. Столыпин

Пётр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех вдруг оказался у её вершин. Современники, удивлённые этим взлётом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он «приказчик», исполняющий чужие приказания, локомотив, вытягивающий поезд в указанном кем-то направлении.

Подлинного Столыпина мы до сих пор не знаем. Имя его оказалось прочно связанным с одной из немногих реализованных реформ, автором которой, строго говоря, он не был, хотя она входила в систему задуманных им преобразований. Сначала её беспощадно поносили, в ней не разобравшись, а потом стали восхвалять, так и не потрудившись разобраться.

Его действительно не понимали ни при жизни, ни после смерти. Не понимали ни его сподвижники, ни враги. И притом не был он слишком сложным, недоступным для понимания человеком и политиком. Дело было в том, что его действия, всегда определённые и целенаправленные, ударяли по очень многим людям, из разных классов и групп, и вызывали всплеск отрицательных эмоций. В такой обстановке трудно было рассчитывать на объективную оценку.

2. Попытка предотвращения новой революции

Политику премьер-министра П.А. Столыпина, возглавившего правительство в 1906 года, можно охарактеризовать как модернизацию России с сохранением самодержавия и привилегий дворянства. Реформы преследовали цель расширить социальную базу самодержавия за счет зажиточного крестьянства и крупной буржуазии, ускорить социально-экономическое развитие страны с помощью административных и экономических мер, повысить эффективность управления империей. Стратегической целью реформ было предотвращение новой революции, разрешение общественных противоречий мирным путем.

Противоречия между дворянами и торгово-промышленным классом разрешалось в рамках Государственной думы. Избирательный закон 3 июня 1907 года гарантировал правительству существование двух депутатских блоков: монархистов-октябристов и октябристов-кадетов. Поскольку праволиберальная партия октябристов стала фактически правительственной партией, премьер-министр получил возможность организовывать нужное для принятия законов большинство в зависимости от ситуации. При необходимости принять консервативный закон формировалось монархически-октябристское большинство, а для принятия либерального закона формировалось октябристско-кадетское большинство. Император категорически отказался включить в состав правительства представителей думской оппозиции и тем более сделать правительство подотчетным думе.

Под влиянием революции правительство решило перейти от политики поддержки крестьянской общины, сдерживания имущественного расслоения, ограничения переселения на восточные окраины к политике разрушения общины, утверждения частной крестьянской собственности, массовой колонизации Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. При этом преследовались политические цели (формирование зажиточного крестьянства, которое стало бы опорой власти в деревне, сохранение помещичьих земель, разрушение общины сплачивавшей крестьян в борьбе с правительством), экономические цели (повышение производительности труда в сельском хозяйстве за счет интенсификации производства на частных землях, вовлечение в хозяйственный оборот новых земель, повышение покупательной способности крестьян как гаранта стабильности внутреннего рынка), социальные цели (расслоение крестьян и уход бедноты в города для работы в промышленном секторе, превращение малоземельных крестьян в источник дешевой рабочей силы для кулацких и помещичьих хозяйств, сокращение аграрного перенаселения путем переселения на восток страны).

3. Поворот в аграрной политике

Летом – осенью 1906 года был издан ряд указов, подготовивших поворот в аграрной политике. Крестьянский банк получил в свое распоряжение казенные, удельные (собственность царской семьи), кабинетские (личная собственность императора) земли в Европейской России и Сибири для продажи крестьянам. Отменялись сословные ограничения для крестьян при приеме на государственную службу и в учебные заведения.

Основу реформы составил указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года. Ставший законом в 1910 году указ предоставил крестьянам право свободного выхода из общины. В собственность отдельных домохозяев переходила надельная земля, находившаяся в постоянном пользовании на момент издания указа. Заявление о выходе из общины должно было утверждаться сельским сходом, а если сход в течении месяца не принимал положительного решения, земский начальник своей властью удовлетворял ходатайство о выходе.

В общинах, где последние 24 года не проводились переделы земли, излишки сверх душевой нормы (количество земли, полагавшееся лицу мужского пола) переходили крестьянам бесплатно. В общинах, где передел проводился, крестьянин платил за излишки по ценам 1861 года, которые были значительно ниже рыночных земельных цен 1906 года. Крестьянин мог требовать, чтобы ему выделили землю в одном участке на хуторах и отрубах. При хуторском типе землеустройства усадьба переносилась на сведенный воедино земельный участок, а при отрубном типе оставалась в деревне.

Важную роль в осуществлении реформы сыграл Крестьянский банк, который продавал крестьянам помещичьи и государственные земли с рассрочкой платежей на 50 лет. Чтобы стимулировать образование отрубов и хуторов, банк предоставлял кредиты на сумму всей стоимости покупки. В период 1907-1915 годов на банковских землях было создано 270 тыс. отрубов и хуторов, на укрепленных в собственность надельных землях – 300 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов. Однако не менее половины хуторов и отрубов были не прибыльными предпринимательскими хозяйствами, а малодоходными земельными участками. Цель их создания заключалась в получении кредитов и дальнейшей перепродаже.

Более 3 млн. переселенцев освоили 30 млн. десятин земли в Сибири и на Дальнем Востоке, что способствовало подъему экономики региона и страны в целом. Поскольку переселялись в основном малоземельные крестьяне из общинных районов, они переносили на новые земли общинные порядки землевладения и землепользования. Несмотря на значительные масштабы колонизации, не удалось уменьшить проблему перенаселенности центральных губерний, так как естественный прирост вдвое превышал темпы переселения.

К 1915 году из общины вышло 2,5 млн. домохозяев, что составляло ? всех общинных хозяйств. Наиболее активно выход происходил в регионах с развитыми товарно-денежными отношениями – в Новороссии, Поволжье (на Украине из общины вышло до 50% общинников). В губерниях Черноземного центра из общины вышло 27% дворов, в Нечерноземье – 14%. Таким образом, реформа разрушила общину там, где для этого имелись экономические предпосылки. В центральном районе община, избавившись от пролетарских и зажиточных элементов, только усилилась, несмотря на административное давление чиновников.


4. Противоречивые итоги

Аграрная реформа способствовала росту объема сельскохозяйственного производства, повышению производительности и товарности хозяйств. Крестьяне стали больше использовать сельскохозяйственную технику, высокими темпами росла кредитная, сбытовая и потребительская кооперация. Однако реформа не сумела решить самой главной политической задачи – создать значительный слой зажиточных крестьян с частной собственностью, который наряду с дворянами стал бы опорой власти в деревне. Община осталась преобладающей формой землевладения и землепользования. Зажиточные крестьяне вместе середняками и бедняками по-прежнему рассчитывали на раздел дворянских земель.

Большинство крестьян отказалось принимать реформу, ибо она противоречила сложившимся представлениям о коллективном способе хозяйствования, общности земли, уравнительной социальной справедливости. Насильственные методы преобразований также вызвали неприятие крестьян. Буржуазная по духу реформа натолкнулась на сопротивление традиционного аграрного общества.

5. Компромиссы по рабочему и национальному вопросам

В рабочем вопросе правительство П.А. Столыпина старалось удовлетворить некоторые экономические требования рабочих, чтобы поднять их жизненный уровень и отвлечь от участия в политической борьбе. Не смотря на сопротивление промышленников, правительство добилось принятия законов о 10-часовом рабочем дне, страховании на случай болезни и несчастных случаев, легализовало профсоюзы. Создавались воскресные и вечерние школы, чтобы приобщить рабочих к традиционным культурным ценностям и отвлечь их от нелегальной пропаганды социалистов.

В национальном вопросе проводилась жесткая линия на русификацию окраин – создание земств в западных губерниях с национальными куриями, что давало преимущество русскому крестьянству над польскими помещиками. В Финляндии распространялось имперское законодательство. Продолжавшиеся еврейские погромы сочетались с разрешением эмигрировать в США.

Историки неоднозначно оценивают результаты консервативной модернизации 1907-1914 годов. С одной стороны, они способствовали смягчению социально-экономических и политических противоречий. С другой стороны, не удалось создать массовую опору среди крестьянства, обеспечить лояльность режиму со стороны пролетариата и некоторых национальных регионов империи. Модернизация имела шанс предотвратить новую революцию, если бы реформы осуществлялись в спокойных внешнеполитических условиях в течении нескольких десятилетий. Но история не предоставила такой возможности.

6. Выводы

Первая российская революция 1905-1907 годов произошла в силу обострения противоречий между различными социальными группами, которые накануне и в ходе революции оформились в политические организации. Политическую оппозицию самодержавию составили либералы и социалисты. Первые выступали за принятие конституции, которая бы гарантировала россиянам основные политические права и свободы, выборы законодательного парламента. Либералы признавали необходимость умеренных социально-экономических реформ на основе законности и компенсации прав собственников. Социалисты требовали установления демократической республики и радикального передела собственности в интересах трудящегося населения.

Характерной чертой первой российской революции являлось доминирование социалистов над либералами в степени влияния на массы населения. Это объяснялось как популярностью идеи социалистов в преимущественно крестьянской стране, так и невысокой революционностью российской буржуазии. Она выражала желание войти во власть, но не была готова взять всю полноту власти. Самое активное участие в революции сыграла интеллигенция.

В ходе революции самодержавие было вынуждено осуществить политическую и аграрную реформы. Они преследовали стратегическую цель: расширить социальную базу царизма за счет торгово-промышленного класса, либеральной интеллигенции, зажиточных крестьян. Реформы П.А. Столыпина можно охарактеризовать как консервативную модернизацию страны. Они не изменили основ политического и экономического строя, но способствовали некоторой демократизации общественной жизни и ускорению экономического роста.

Несмотря на частичные успехи реформ, в России сохранились острые противоречия в аграрном, рабочем, национальном вопросах. Ни либералы, ни тем более социалисты не отказались от борьбы за воплощение своих идей. Участие России в Первой мировой войне резко изменило политическую и экономическую ситуацию, создав мощные предпосылки к новой революции.


Список использованной литературы

1. История России. Курс лекций. С.В. Расторгуев. Москва, 2006г.

2. История России. В помощь абитуриенту. М.Н. Зуев. Москва, 2005 г.

3. Долуцкий И.И. «Отечественная история 20 век» Москва. 1993г.





Похожие курсовые работы

1. Реформы Столыпина плюсы и минусы

2. Реформы столыпина кратко реформы столыпина

3. Реформы столыпина и витте кратко

4. Реформы витте и столыпина таблица

5. Реформы столыпина Содержание результаты значения

6. Реформы Петра Столыпина

7. Реформы столыпина презентация

8. Презентация реформы Столыпина

9. Реформы столыпина реформы столыпина

10. Все реформы столыпина

11. Значения и последствия аграрной реформы

12. Значения аграрной реформы александра

13. Содержание реформы Столыпина

14. Все реформы столыпина таблица

15. Таблица реформы столыпина

Курсовые работы, рефераты и доклады