Племена Казахстана в эпоху бронзы

1. В II тыс. до н. э. в жизни племён Казахстана произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получило название бронзовый век.

Эпоха бронзы делится на три периода:

  1. Ранняя бронза – XVIII – XVI вв. до н. э.

  2. Средняя бронза – XV – XIII вв. до н. э.

  3. Поздняя бронза – XII – VIII вв. до н. э.

В эпоху бронзы началось производственное освоение металла, в том числе и золота. Появление новых форм пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось ещё в IV тыс. до н. э. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Из-за этого происходит крушение матриархального рода и на смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

2. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Её памятники распространены на обширной территорий от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В 1914 году экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г. Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской. В 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. Далее перечислены основные районы Андроновской культуры:

Центральный Казахстан – основной район расселения племён в эпоху бронзы, обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. Андроновская культура Центрального Казахстана делится на три периода: ранний – нуринский; средний – атасуйский; поздний – бегазы-дандыбаевский.

В Северном Казахстане археологи открыли более 80 поселений и могильников – наиболее крупные поселения Алексеевское, Садчиковское вблизи р.Тобол, поселения Петровка и Боголюбово в Приишимье. Уже в этот период появились предшественники древних городов, одно из них Аркаим - на границе Кустанайской и Челябинской областей.

В Восточном Казахстане – в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, в степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников, наиболее крупные из них – Канай, Трудниково, Малакрасноярка.

В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелди.

В Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолеи Тегискен, Таутары.

3. а) Важную роль жизни андроновцев играло скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов - бактериан. Палеозоологи по найденным костям эпохи бронзы смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры:

Быки отличались массивностью, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога;

Овцы были крупные, высотой до 70 см и весом до 50 кг;

Лошади были трёх пород. 1. Малорослые лошади, высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие, были похожи на современных монгольских лошадей; 2. Наиболее многочисленными в табунах были лошади высотой 160 см, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей; 3. Кони-тяжеловозы, высотой до 200 см.

Верблюд был приручён в III тыс. до н. э. в южных районах Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана, во II тыс. до н. э. – в Казахстане.

В период бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочёвки, длина таких сезонных кочёвок в разных природных зонах были различной. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочёвки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни. Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стада, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличилось число овец и лошадей. В X – IX вв. до н. э. у андроновцев преобладает коневодство.

b) Андроновцы вели осёдлый образ жизни до I тыс. до н. э. Их хозяйство было смешанным: скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений найдены горшки с остатками пригоревшней каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотёрки использовались для растирания зерна в муку.

c) Важную роль в жизни племён того времени играла металлургия. Основным сырьём для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Основные преимущества бронзы по сравнению с медью:

А) Низкая температура сплава;

Б) Крепче, твёрже

В) Красивый золотистый цвет.

Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане. Вот основные районы месторождений:

1. Жезказган, Зырянов - медь. В Жезказгане добывали 100 тыс. тонн меди;

2. Атасу, в районах Калбинского и Нарымского хребта – олово;

3. Степняк, Акжал, Балажал – золото. Разработка этих месторождений велась за IV – III тыс. до н. э.

Андроновцы применяли следующие методы определения, добычи и сплава руды:

Путем закладывания выработок определяли места залежей руды и приступали к добыче;

Рыхлые руды добывали методом «кайлования» с помощью отбойников и молотков из камня;

Плотные породы добывали методом «огневой проходки», при котором на поверхности жилы разводили костёр, а когда порода нагревалась, охлаждали её водой. В результате резкой смены температуры рудное тело давало трещины.

При глубинных породах использовали метод «подкоп» или шахтный метод;

Рядом с шахтой добытую руду дробили и промывали, чтобы отделить её от пустой породы. Мелкодробленую руду сгребали деревянными лопатами и относили в кожаных сумках к местам плавок. Выплавка металла производилась на местах поселений в специальных плавильных печах. Остатки таких печей обнаружены при раскопках поселений на Атасу, Суыкбулак, Канай, где рядом с печами найдены шлаки, слитки меди, литейные формы. Из полученного метала изготовляли орудия труда, оружия и ювелирные украшения. Использовалась ковка, литьё, тиснение и чеканка. Например, путём литья – бронзовые кинжалы, наконечники стрел, копий, а путём ковки – шилья, иглы, скрепки для ремонта посуды. Основные орудия горняка – каменные молоты и отбойники, ступки, песты, колотушки, тёрки, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробилки.

d) Если у древних земледельцев Индий, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуду изготавливали на гончарном круге специальными мастерами, то в Казахстане каждая семья сами делали посуду для себя. Посуда изготавливалась ленточным способом, вручную. Вначале изготавливалось дно, а затем к нему прилепливались кольцо туловища, кольцо плечика, кольцо венчика. При такой технике лепки на месте перехода тулова в шейку образовывалось ребро-уступ, являющейся характерным признаком андроновской культуры. Основной орнамент керамических посуд – геометрический. У андроновцев присутствовало несколько типов посуды:

1. На раннем этапе эпохи бронзы были – горшки с округлым плечиком, одного размера и украшали её – треугольниками, линиями, различными их сочетаниями при помощи гребенчатого штампа. Орнамент наносился только в верхней части горшка, от венчика до середины тулова.

2. В эпоху средней бронзы – горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Орнамент располагается по венчику, верхней части тулова и у дна.

3. В позднюю бронзу появляются – горшки с прямым венчиком и шаровидным туловом. Орнамент – налепные валики, шишечки, подковообразные фестоны покрывают большую часть тулова. Способы нанесения орнамента: гладкий штамп, нарезка, защипы пальцами.

Гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл:

А) Налепной поясок-валик символизировал наполненность сосуда;

Б) Налепные шишечи – сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко;

В) узоры в виде свастики – символ солнца;

Г) менадры – олецетворяли воду и её движение;

Д) орнамент оберегал содержимое сосуда от «сглаза» и «порчи».

Также у андроновцев было развито ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождений ювелирного искусства на территорий Казахстана во II тыс. до н. э. (XVI – XIVвв.). Они немного числены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях. Среди украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры является серьги и подвески в полтора оборота, свёрнутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Высоким совершенством отличаются зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки. Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривны, иногда одетыми в них золотыми колечками, на руках – браслетами и перстни. В качестве амулета носили, клыки диких животных, раковины с берегов Аральского и Каспийского морей. Андроновцы изготавливали произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы. Также в андроновской семье могли делать все необходимое для жизни – прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, расшивая их узорами аппликацией и бисером. Уже был известен ткацкий станок и веретено. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных деталей от веретён в поселениях Атасу, Канай, Алексеевское. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, также использовали коноплю, дикий лён, крапиву.

4. Природно-климатические условия Казахстана – малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территорий ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Переход к кочевому скотоводству положил начало:

А) переходу общества к патриархальной общине;

Б) зарождение семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства;

В) появление социальных слоев – родовые вожди, жрецы, военачальники.

Андроновское общество не было однородным: 1. Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций; 2. В особую группу выделяются – войны, что свидетельствуют богатые захоронения войнов; 3. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка; Об имущественном расслоении свидетельствуют могильники. Так в эпоху бронзы появились одиночные погребения с большей величиной и глубиной могил, сложными деревянными конструкциями, большим количеством керамических горшков с пищей, остатки колесниц, кости коней, украшения, оружия и каменные булавы, служившие знаком власти. Среди рядовых захоронений выделяются грандиозные курганы диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м, обнесенные двойным или тройным кольцом ограды из монументальных плит.

5. Основным жилищем андроновцев были – землянки и полуземлянки, прямоугольной и овальной формы. Котловина для жилищ глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк. В Центральном Казахстане в XII – IX вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м. и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5 – 0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалась для содержания скота. В эпоху поздней бронзы (XII – IX вв. до н.э.) на основе жилищ андроновцев появляется – юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугылы. В эпоху бронзы появляются древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города:

1. Развитая система фортификаций – укреплений, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений;

2. Наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение;

3. Вся территория поселения делится на несколько зон – жилую, производственную и общественную.

Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков.

I Существовала сложная система представлений о загробной жизни, что свидетельствуют сложные погребальные ритуалы:

1. В раннем периоде эпохи бронзы – покойника сжигали на костре, и его прах вместе с личными вещами помещался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии принося в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме.

2. В средней и поздней бронзе – умершего в каменный склеп в скорченном положений на боку головой на запад или на юго-запад.

II Много численные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев:

1. Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили быка или барана. Главный опорный столб дома символизировал связь людей с небом.

2. Домашний очаг был семейной святыней. Разрушить очаг считалось страшным поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего.

В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире. Казахстан – одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Рисунки Тамгалы, Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами, и стало достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район - Семиречья (урочище Тамгалы). Рисунки на камнях – это ценнейший источник информаций о духовной культуре человека, о его мировозрений.

Антропологический тип андроновцев – европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане).

Язык андроновцев – индоиранская языковая группа.

6. Бегазы-Дандыбаевская культура – археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе с Маргуланом А.Х.

Особенности Бегазы-Дандыбаеской культуры:

1. Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве.

2. Строительство особого типа надгробных сооружений.

3. Своеобразный погребальный обряд.

4. Появление новых форм глиняной посуды.

5. Наличие большого количества шахт по добыче меди.





Похожие курсовые работы

1. День духовного единства народа казахстана ы

2. Классные часы на тему день республики казахстана

3. День единства народов казахстана классный час

4. Мини сочинение будущее казахстана

5. Презентации классных часов о конституции казахстана

6. Будущее казахстана сочинение

7. Классный час успехи Казахстана

8. Сочинение береги природу Казахстана

9. Защита прав потребителей казахстана

10. Классный час по экологии казахстана

11. Воспитательный час на тему природа казахстана

12. Открытый урок экология казахстана

13. Экологическое будущее Казахстана

14. Классный час Казахстана

15. Сочинение будущие казахстана

Курсовые работы, рефераты и доклады