СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы: Основы предпринимательства
Тема: Предпринимательство в экономической структуре общества
Класс: 10
Время: 45 мин.
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
Ознакомиться с историей становления предпринимательства в России.
Ознакомиться с ролью предпринимательства в экономической структуре общества.
Ознакомиться с субъектами предпринимательства, ее сущностью, целями и задачами.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
Знать об истории становления предпринимательства в России.
Знать о роли предпринимательства в экономической структуре общества.
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
Уметь воспроизводить субъекты предпринимательства, ее сущность, цели, задачи.
Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
Учитель:
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела – «Основы предпринимательства».
Учитель: Как вы думаете, когда возникло предпринимательство?
Ученики: ???
Учитель: Предпринимательство возникло очень давно. Еще во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов — звероловства и бортничества.
Учитель: А кто по вашему были первыми предпринимателями?
Ученики: ???
Учитель: Русские купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Они торговали и в Византии, и на Кавказе, и в Багдаде.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Предпринимательство в экономической структуре общества» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала
Учитель: А что, по вашему мнению, могло, побудило к предпринимательству в России?
Ученики: ???
Учитель:
Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства.
К XI веку на Руси появился первый документ, регулировавший предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный князем Ярославом Мудрым.
Учитель: Кто сможет сказать, что в нем было написано?
Ученики: ???
Учитель: В нем излагался принцип права владения и права неприкосновенности имущества, предусматривалась возможность продажи имущества за долги, то есть закладывалось начало понятия о банкротстве. Однако согласно тому же документу купец, вообще человек, не вернувший долга, несостоятельный должник, мог быть продан в рабство или мог сам себя продать в рабство за долги. В то же самое время в германских землях подобные споры об имущественном или денежном долге решались в судах в пользу свободы должника.
На дальнейшем развитии предпринимательства отрицательно сказалось монголо-татарское иго, задержав его на несколько столетий. Вплоть до XV—XVI веков предпринимательство существовало в виде сельских промыслов: звероловства, рыболовства, бортничества, солеварения, изготовления мочал и т.д.
С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Зарождается поколение промышленников, первыми представителями которого были Строгановы. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило в период правления Петра I. Число мануфактур при нем увеличилось с 10 до 230.
Дальнейший подъем предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права (1861 год), но только проведение земельной реформы (1864 год) по-настоящему открывает путь свободному предпринимательству.
К началу XX века предпринимательством в России занималось около пяти миллионов человек. Существовало полторы тысячи акционерных компаний.
Развитию торгового предпринимательства способствовало биржевое и финансово-банковское дело. Организационными формами предпринимательства были кооперативы, артели, товарищества.
Учитель: А какая форма предпринимательских отношении бытует сегодня в нашей стране?
Ученики: ???
Учитель: Сегодня в нашей стране формируются рыночные отношения, которые способствуют возрождению предпринимательства. Но пока оно лишь начинает свой путь.
Учитель: Скажите, а что означает слово «бизнес»?
Ученики: ???
Учитель: Слово «бизнес» — «business» переводится с английского буквально как «занятие». Подразумевается же как любое занятие, приносящее доход, прибыль. В русском разговорном языке слово «бизнес» широко употребляется, однако в российском законодательстве оно не принято, там используется слово «предпринимательство».
Учитель: А что же такое предпринимательство?
Ученики: ???
Учитель: Это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. И, пожалуй, «предпринимательство» точнее передает смысл обозначаемой этим словом деятельности: «пред» и «принять», то есть заранее принять меры, дабы получить выгоду, прибыль. И так оно и есть и по-английски, и по-русски, и по-японски, и на всех языках: занятие, дело, которое приносит прибыль.
Учитель: А кто может заниматься предпринимательством?
Ученики: ???
Учитель: Закон разъясняет, что заниматься предпринимательством может любой субъект права: лицо физическое или лицо юридическое.
Учитель: А кем может являться физическое лицо?
Ученики: ???
Учитель: Физическое лицо — это любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, даже лицо без гражданства, которое действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения с другими физическими лицами, так же как и с юридическими.
Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации предприятия, что необходимо юридическим лицам.
Учитель: А кем может являться юридическое лицо?
Ученики: ???
Учитель: Юридическое лицо — это уже организация, предприятие, фирма. Оно выступает как единый самостоятельный носитель прав и обязанностей, имеет свое название, устав (положение), юридический адрес, печать, расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.
Учитель: И, подводя итог сказанному, отметим: возможность самореализации, в том числе в предпринимательстве, осуществляется при экономической системе, основанной на частной собственности. Ибо лишь полное владение имуществом, капиталом, средствами производства, землей, позволяет быстро распоряжаться этими ресурсами; организовывать их взаимодействие наивыгоднейшим образом; опираясь на свои новаторские, творческие способности, искать, находить и внедрять в свое дело новые идеи, технологии; предлагать новые товары, услуги, формы организации труда. При том, что, осуществляя эту новаторскую функцию, предприниматель подвергает свое дело риску. И на это его толкает не только собственное желание, но и его конкуренты, то есть бизнесмены, ведущие то же, что и он сам, дело. Произведя тот же товар, ту же услугу при меньшей затрате ресурсов, значит, имея возможность продать дешевле, и потому — быстрее, конкурент быстрее возвращает затраченные на производство товара или услуг капиталы и получает возможность расширить, модернизировать свое предприятие или торговлю. Сегодня в сферу конкурентного соперничества включились и идеи экологии: экологически чистый продукт, экологичная машина быстрее находят покупателя даже при более высокой цене.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель:
Сегодня вы познакомились с историей становления предпринимательства в России, и ее роли в экономической структуре общества, а также вы узнали о субъектах предпринимательства, ее сущности, цели и задачи.
VI. Задание домашнего задания
Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель:
Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!
1. План урока по баскетболу для класса урока
2. План конспект урока по физической культуре баскетбол
3. План конспект урока по аэробики
4. Бизнес план магазина одежды бизнес план магазина
5. План конспект урока по литературе Евгений Онегин
6. План конспект урока по литературе
7. План конспект урока аэробика
8. Физкультура план конспект урока
9. План конспект урока физкультуры по л а
10. План конспект урока по чехову
11. План конспект урока по боксу в
12. План конспект урока по физической культуре в ВУЗ
13. План конспект урока по литературе Пушкин
14. План конспект урока по физкультуре для классов
15. План конспект урока производственного обучения