Особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов
Введение.
Научная проблема исследования особенностей характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов состоит в том, что в спортивной литературе по психологии нет единого мнения относительно существования различий между чертами характера спортсменов, представляющих различные виды спорта (в нашем случае - легкоатлетов и баскетболистов). При использовании методики Ротера, предназначенной для исследования социального поведения личности, было установлено, что представители легкой атлетики (бегуны на средние дистанции) так же эмоционально нестабильны, как и не занимающиеся спортом [14]. Исследования показали, что более стойкие бегуны-марафонцы более чувствительны к сигналам своего тела [14]. Во многих исследованиях при попытке найти черты характера спортсменов, которые помогают прогнозировать их успех, выдвигается гипотеза о том, что лучшие результаты показывают те спортсмены, которые имеют больше положительных черт (например, доминирование, уверенность в себе) и меньше отрицательных (например, беспокойство) [11, 13, 14, 16]. Результаты одного интересного исследования стали объектом обсуждения относительно возможной патологии у вынужденного бегуна. Было показано, что бегуны, подобно женщинам, страдающим анорексией, были способны подавить свой гнев, управлять собой и даже отрицать реальную или мнимую собственную слабость. Кроме того, было обнаружено, что принудительные занятия бегом замаскировали их депрессивное состояние. "Принужденный атлет - типичный угнетенный человек, умеющий преодолеть депрессию бегая" [12]. Поэтому необходимо определить, свойственны ли и баскетболистам (представителям спортивных игр) такие же черты характера.
Целью исследования было определить особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить степень общительности (коммуникабельности) легкоатлетов и баскетболистов.
2. Определить эмоциональную устойчивость исследуемых.
3. Исследовать особенности абстрактного мышления легкоатлетов и баскетболистов .
Основные понятия:
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения [3].
Черты личности - устойчивые особенности поведения индивида [3].
Фактор - признак, выделенный при помощи метода факторного анализа и выражающий ту или другую черту личности [5].
Общительность (коммуникабельность) - способность к социальному взаимодействию [6].
Эмоциональная стабильность - способность человека к сохранению повышенной психической работоспособности при воздействии стрессогенных факторов. [2].
Мышление абстрактное - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций [3].
Методика и контингент исследования. Для исследования был использован тест Кэттелла (16PF), который позволяет определить 16 независимых и в психологическом отношении индивидуальных свойств личности, потому что этот опросник пользуется самой большой популярностью в мире среди психологов, интересующихся психикой спортсменов [1]. Интерпретация личности по факторам помогает раскрыть особенности характера. Для решения задач исследования основное внимание было сконцентрировано на трех факторах:
1. Факторе A. Сдержанность-общительность.
2. Факторе B. Конкретное мышление - абстрактное мышление.
3. Факторе C. Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная стабильность.
Таблица 1. Распределение испытуемых (в абсолютных числах) по общительности
Общительность Вид спорта, пол | Слабая | Умеренная | Выраженная | Всего |
Легкая атлетика |
Мужчины | 5 | 8 | 8 | 21 |
Женщины | 7 | 13 | 13 | 33 |
Всего | 12 | 12 | 21 | 54 |
Баскетбол* |
Мужчины | 3 | 12 | 34 | 49 |
Женщины | 1 | 6 | 17 | 24 |
Всего | 4 | 18 | 51 | 73 |
* - статистически существенные различия между баскетболистами и легкоатлетами (р<0,001)
Тест Кэттелла описан в литературе [9, 10], валидность и надежность метода проверены [2], поэтому более широкого анализа не дается.
Исследование было проведено в феврале 1999 г. в Литовской академии физической культуры. Объем выборки составила группа из 127 испытуемых. В их числе были 54 легкоатлета - бегуны на средние дистанции (33 женщины и 21 мужчина) и 73 баскетболиста (49 мужчин и 24 женщин).
Результаты исследования. Исследование показало, что легкоатлеты (женщины-бегуны) имеют более слабую общительность, чем баскетболистки: у 2/3 баскетболисток коммуникабельность была выражена сильнее, чем в среднем, и больше, чем у половины испытуемых - легкоатлетов-женщин была обнаружена умеренная или слабая общительность. Поэтому на основе информации о личностных факторах можно утверждать, что легкоатлет ки склонны к холодности, отчужденности. Вещи их привлекают больше, чем люди, они предпочитают работать сами, могут быть критически настроены, несгибаемы, компромиссов. Интересно отметить, что они проще, чем легкоатлеты-мужчины, приспосабливаются, когда сталкиваются с множеством нерешенных проблем. Однако различия по общительности между легкоатлетами-женщинами и мужчинами статистически несущественны (c2(2)=0,05, p>0,05) (табл. 1).
Легкоатлеткики, по сравнению с легкоатлетами более спокойные, более миролюбивые, больше верят в то, чему их научили.
Результаты исследования выявили, что баскетболистки по сравнению с легкоатлетками имеют более выраженную общительность, они более приспособляемы, предпочитают деятельность, связанную с занятиями с людьми, ситуации с социальным значением.
Легкоатлеты по сравнению с баскетболистами менее общительны: только 1/3 легкоатлетов имеет выраженную общительность, а 2/3 - средний и низкий уровни общительности.
Статистические различия между баскетболи стами и баскетболистками не достоверны (c2(2)=0,12, p>0,05) (табл. 1).
Анализ данных и женщин, и мужщин вместе показал, что статистически существенные различия между баскетболистами и легкоатлетами по общительности существуют (c2(2)=14,21, p<0,001) (см. табл. 1). Баскетболисты более веселы, более склонны к эмоциональному выражению, более внимательны, более готовы к сотрудничеству. Они не боятся критики, лучше запоминают фамилии, имена и отчества, проще включаются в активные группы.
Полученные результаты не позволяют утверждать, что женщины более общительны чем мужчины.
Эмоциональная стабильность - также важная черта личности спортсмена. Полученные результаты не позволяют утверждать, что легкоатле ты-женщины эмоционально более стабильны, чем баскетболистки. Более слабый уровень эмоциональной стабильности характерен для для шести баскетболисток и только одной легкоатлетки. Более высокий уровень по этой особенности показала половина испытуемых. Более высокий уровень эмоциональной стабильности характерен для 11 легкоатлетов (из 21) и 24 баскетболистов (из 49). Выявлено, что легкоатлеты мужчины и женщины статистически существенно не отличаются (c2(2)=1,04, p>0,05), также не выявлены статистически существенные различия между баскетболи стами и баскетболистками: (c2(2)=0,50, p>0,05). Анализ данных женщин и мужчин вместе показал, что баскетболисты и легкоатлеты статистически значимо различны (c2(2)=8,33, p<0,05): легкоатле ты эмоционально более стабильны (табл. 2).
Таблица 2. Распределение испытуемых (в абсолютных числах) по эмоциональной cm а бильноcmи
Уровень эмоциональной стабильности Вид спорта, пол | Низкий | Средний | Высокий | Всего |
Легкая атлетика |
Мужчины | 2 | 8 | 11 | 21 |
Женщины | 1 | 14 | 18 | 33 |
Всего | 3 | 22 | 29 | 54 |
Баскетбол* |
Мужчины | 11 | 14 | 24 | 49 |
Женщины | 6 | 5 | 13 | 24 |
Всего | 17 | 19 | 37 | 73 |
* - статистически существенные различия между баскетболистами и легкоатлетами (р<0,05)
Таблица 3. Распределение испытуемых (в абсолютных числах) по уровню абстрактного мышления
Уровень абстрактного мышления Вид спорта, пол | Низкий | Средний | Высокий | Всего |
Легкая атлетика |
Мужчины | 1 | 9 | 11 | 21 |
Женщины | 4 | 17 | 12 | 33 |
Всего | 5 | 26 | 23 | 54 |
Баскетбол* |
Мужчины | 0 | 16 | 33 | 49 |
Женщины | 1 | 5 | 18 | 24 |
Всего | 1 | 21 | 51 | 73 |
* - статистически существенные различия между баскетболистами и легкоатлетами (р<0,05)
Если принять во внимание информацию об эмоциональной стабильности как о личностном факторе, то полученные данные позволяют утверждать, что легкоатлеты эмоционально более зрелые, более терпеливые, более трезво оценивают действительность, в большей степени способны к соблюдению общественных моральных норм. Баскетболисты и баскетболистки более невротически утомляемы, более раздражительны, более эмоционально возбудимы.
Выявлено, что легкоатлеты-мужчины и женщины статистически существенно не отличаются по интеллектуальному развитию (c2(2)=1,72, p>0,05), также не выявлено статистически существенных различий между баскетболистами и баскетболистками: c2(2)=2,96 (p>0,05).
Совокупный анализ данных женщин и мужчин показал наличие статистически существенных различий между баскетболистами и легкоатлетами по способности абстрактно мыслить: c2(2)=11,20 (p<0,01) (см. табл. 2). Принимая во внимание информацию об абстрактном мышлении как о личностном факторе, можно утверждать, что баскетболисты являются более интеллектуально развиты, более сообразительны, у них выше способность к обучению. Легкоатлеты мыслят конкретнее, чаще предпочитают буквальную интерпретацию.
Обсуждение результатов. Полученные нами данные отличаются от данных, сделанных Ж. Касюлисом [7]. По его данным, студентки эмоционально более устойчивы, а их мышление более конкретно, чем у студентов. Однако у вышеупомяну того автора не обозначена статистическая надежность результатов. Полученные на литовских баскетболистках данные показали, что им свойствен средний уровень эмоциональной стабильности [4]. Это также не противоречит заключениям нашего исследования. Кроме того, согласно нашим исследованиям легкоатлеты и баскетболисты эмоционально более стабильны, чем представители циклических видов спорта [8]. Полученные данные совпадают с данными зарубежных исследователей о том, что студенты - представители спортивных игр более способны к абстрактному мышлению по сравнению с испытуемыми других видов спорта [15]. Согласно W.P. Мorgan, легкоатлеты и баскетболисты имеюво многом схожие черты характера. По мнению его мнени, спортсмены, которые орентируются на достижение успеха, превосходят других спортсменов по многим чертам характера [15]. Проверка этой гипотезы могла бы стать целью дальнейшей исследовательской работы.
Список литературы
1. Кретти Б. Психология в современном спорте.- Москва: Физкультура и спорт, 1978.
2. Психология /Под ред. В. М. Мельникова. - Москва: ФиС, 1978.
3. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- Москва: Политиздат, 1990.
4. Dumciene A., Voveryte J. Krepsininkiu priesvarzybines busenos ypatumai. Respublikines mokslines konferncijos "Sporto mokslas - 1997" pranesimu tezes. Kaunas, 1997, p 47-48.
5. Gostautas A., Bajoras A., Leonavicus A. 16 asmenybes faktoriu (Adaptuotas 16 PF variantas). - Kaunas, 1976.
6. Jacikevicius A. Siela, mokslas, gyvensena. - Vilnius, 1994.
7. Kasiulis J. Studentu asmenybes savybes ir ju veiklos sekme// Kulturos tyrinejimai. - Kaunas, 1995, p. 137-141.
8. Malinauskas R. Cikliniu sporto saku sportininku emociniu busenu ypatumai// Sporto mokslas. 1998. Nr. 5, p. 79-82.
9. Psichologinas rekomendacijos sportininko asmenybei verinti. - Vilnius, 1986.
10. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor Questionaire. - Champaign: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
11. Gould D., Hornt T., Spreeman J. Competetive anxiety in junior elite wrestlers// Journal of Sport Psychology. 1984, 2, p. 58-71.
12. Hotlander E.P. Principles and methods of social psychology. - New York, 1967.
13. Hanin Y.L. A study of anxiety in sports // Stroub W.F. Sport psichology: - New York, 1980, p. 236-249.
14. Jones J.G. Hard Stress and cognitive functioning in sport// Journal of Sport Sciences. 1988, 1, p. 41-63.
15. Р.К. Малинаускас, доктор педагогических наук Особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов.
1. План конспект мильон терзаний
2. Готовый конспект по теме Мильон терзаний И А Гончаров
3. Краткий план конспект мильон терзаний
4. План конспект по Мильон терзаний ГОнчарова
5. План конспект статьи гончарова миллионы терзаний
6. Готовый план конспект для класса баскетбола
7. И А Гончаров Мильон Терзаний план статьи
8. План конспект урока по физической культуре баскетбол
9. Конспект урока и а гончаров мильон терзаний
10. Гончаров мильон терзаний план
11. Гончаров мильон терзаний конспект по плану
12. Мильон терзаний гончаров краткое содержание план
13. Составить конспект статьи Гончаров мильон терзаний
14. План конспект по физкультуре на тему баскетбол класс
15. План конспект по ф к баскетбол