РЕФЕРАТ
по курсу «Юридическая психология»
по теме: «Профессиональная деятельность юридического психолога»
Содержание
Введение
1. Общая характеристика деятельности профессионального психолога.
2. Специфика подготовки практических психологов.
Заключение.
Введение
Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД.
Усложнение содержания форм и методов деятельности правоохранительных органов требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Признание высокой сложности профессии психолога выдвигает на первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД.
Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования и разработки системы научного обеспечения качественного отбора и подготовки работников милиции по указанному профилю.
В настоящее время осуществляется работа по формулированию четких профессиональных требований к специалистам, осуществляющим деятельность в социально-психологической сфере. Еще один комплекс проблем связан с социально-психологическими особенностями контингента сотрудников кадровых психологических служб правоохранительных органов.
Поэтому, среди мер, призванных способствовать повышению эффективности функционирования аппарата МВД, важное значение приобретает научная организация работы с практическими психологами ОВД, начиная с профессионального отбора и, в последующем, целенаправленным культивированием их профессиональных и личностных качеств.
Сложившаяся ситуация предопределила необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика обучения и подготовки психологов ОВД МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего она предъявляет к их личности комплекс разнообразных требований.
Исследования в этом направлении практически отсутствуют, что сказывается на качестве социально-психологической, кадровой и воспитательной работы с личным составом ОВД.
От того, в какой степени личностные психологические процессы и профессиональные качества практических психологов будут соответствовать требованиям к их подготовленности, во многом, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.
1. Общая характеристика деятельности профессионального психолога
В настоящее время в составе кадровых аппаратов работает более 2000 психологов. За последние годы, несмотря на объективные трудности в экономическом развитии страны и системы МВД России, были приняты меры по укреплению организационно-штатной и материально-технической базы психологической службы органов и подразделений внутренних дел.
В настоящее время в системе министерства введено более 1900 должностей психологов, в том числе более 1700 в органах и подразделениях внутренних дел. Действуют 718 кабинетов психологической разгрузки.
Весь этот арсенал направлен на то, чтобы более миллиона сотрудников органов внутренних дел России обеспечили выполнение поставленных задач в нелегких условиях нынешнего социально-экономического и криминогенного положения в стране.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, приказами МВД России в составе Главного управления объединенной группировки войск МВД России в Северо-Кавказском регионе при проведении антитеррористических операций против бандформирований постоянно работает отделение психологического обеспечения. В настоящее время в экстремальных условиях ведения боевых действий трудятся психологи из различных регионов страны.
Образованы подразделения психологического обеспечения на уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, подразделений ГИБДД, государственной противопожарной службы, вневедомственной охраны и др., что позволяет проводить индивидуальную психологическую работу, оказывать положительное влияние на результаты оперативно-служебной деятельности.
На сегодняшний день значительное число психологов, работающих в системе МВД, не имеют специального психологического образования. До настоящего времени основная переподготовка специалистов психологического профиля осуществлялась на 6-ти месячных курсах во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России (около 50 психологов в год). Этого явно недостаточно для удовлетворения реальных потребностей органов внутренних дел.
В связи с этим управление по работе с личным составом совместно с управлением профессионального образования готовит предложения о расширении существующей базы подготовки психологов на базе ведомственных образовательных учреждений.
Нормативно-правовой базой деятельности практических психологов ОВД служит ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. За последние время подготовлен ряд нормативных, организационных и методических документов МВД в России по вопросам работы с личным составом ОВД. Основные из них директива министра МВД России (№ 1; от 19.06.97 г.) «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России»;
Психологами органов внутренних дел субъектов Российской Федерации только к началу 2000 года было подготовлено более 5.тысяч методических материалов и рекомендаций для сотрудников различных категорий и служб. Обследовано более 150 тысяч кандидатов на службу, проведено более 15 тысяч индивидуальных мероприятий с сотрудниками и членами их семей, более 10 тысяч социально-психологических исследований коллективов, около 30 тысяч занятий по профессионально-психологической подготовке, 28300 консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности.
В результате проведенной психологами работы к 2000 году была восстановлена работоспособность почти 40 тысячам сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, можно только косвенно оценить, сколько было предотвращено чрезвычайных происшествий, конфликтов и нервно-психических расстройств среди личного состава благодаря вовремя оказанной профессиональной психологической помощи.
С 2000 года развернуто новое направление работы с сотрудниками, получившими ранения, травмы и увечья в период проведения контртеррористических операций и находящимися на лечении в медицинских учреждениях, а также с членами их семей. В условиях медицинских учреждений кадровые психологи проводят специальные психореабилитационные мероприятия, которые способствуют улучшению общего самочувствия, нормализации психического состояния, повышению фона настроения, снижению депрессивных проявлений и агрессивности, ускорению выздоровления в целом, социально-психологической адаптации к условиям мирной жизни.
Руководством министерства внутренних дел принято решение в состав всех командируемых ОМОН, СОБР, СОМ, ВОВД УВД МВД России по Чеченской Республике направлять специалистов-психологов. Общая численность психологов составляет более 100 человек. Эти психологи проводят психодиагностическую, психокоррекционную, социально-психологическую, консультативную работу с личным составом СОБР, ОМОН, СОМ, ВОВД, командирами указанных подразделений в местах временной дислокации.
Специфика выполняемой психологами работы по направлениям:
- обследование кандидатов на службу в органы внутренних дел.
- проведение индивидуальных мероприятий с сотрудниками и членами их семей.
- выполнение социально-психологических исследований коллективов.
- проведение занятий по профессионально-психологической подготовке.
- осуществление консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности.
- восстановление работоспособности сотрудников.
- осуществление выездов для работы в экстремальных ситуациях, включая Северо-Кавказский регион.
- подготовка методических материалов и рекомендаций.
Основные направления деятельности психологов:
1. Осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников (психокоррекция стресса, снижение боевых психических травм, стрессовых расстройств, суицидов, социально-психологическая реабилитация, консультирование, психологическая поддержка членов семей и др.).
Организация и проведение профессионального психологического отбора (психодиагностика, изучение скрытых мотивов и др.).
Организация и проведение социально-психологической работы в служебных коллективах (социально-психологический климат, раз решение конфликтов, комплектование групп, отслеживание социально-психологических процессов, консультативная помощь руководителям по психологическим аспектам и др.).
Осуществление профессионально-психологической подготовки (служебная и индивидуальная подготовка к особенностям профессиональной деятельности).
Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел, полиграфные исследования и др.).
Важным условием эффективной работы является наличие четкой координации работы по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений внутренних дел, существование организационного и методического центра, функциональной вертикальной структуры психологической службы.
Есть проблемы и в организации профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел. Не во всех регионах введено обязательное углубленное психологическое изучение кандидатов на руководящие должности.
В результате могут возникнуть случаи, когда руководителями подразделений назначаются сотрудники, не способные к работе с людьми, что приводит к серьезным проблемам в служебных коллективах, увольнению квалифицированных работников, снижению интереса к службе и другим негативным последствиям.
Важность психологического отбора и расстановки кадров обусловлена характером службы в органах внутренних дел: четкой правовой peгламентацией, необходимостью соблюдать дисциплину и подчиняться, вступать в отношения с представителями самых различных слоев населения, реализовывать, в рамках закона, властные полномочия, рисковать личной жизнью, сталкиваться с отрицательными явлениями в обществе. Это предъявляет особые требования к личным и индивидуально-психологическим свойствам сотрудников.
Участие психолога в профессиональном отборе должно начинаться на стадии первичного изучения кандидатов на службу.
С каждым годом растет количество проведенных психологами занятий, однако коренного изменения в подготовке сотрудников не наблюдается. Распространение психологических знаний, развитие профессионально-важных качеств сотрудников милиции нуждается в разработке новых методик, технологий, обобщении и распространении положительного опыта.
Во многих МВД-УВД субъектов Российской Федерации психологи проводят семинары по психологии управления и тренинговые занятия для руководителей. Однако в большинстве случаев эта работа проводится в качестве разовых мероприятий, зачастую формально и несерьезно, с охватом только части руководящего состава.
2. Специфика подготовки практических психологов
В настоящее время подготовка психологов осуществляется по специальной программе, которая включает:
Освоение форм и методов социально-психологической работы с коллективом сотрудников.
Обучения приемам нейро-лингвистического программирования:
диагностика по невербальным реакциям;
облегчение негативных психических состояний;
комплексные визуально-кинестетические техники защиты психики; суггестивная лингвистика;
Комплексные занятия по системной психодиагностике и обучение работе со специальными техническими приборами, в т.ч. и в экстремальных условиях.
Освоение директивных документов, регламентирующих проводимую психологическую работу, а также служебную деятельность органов внутренних дел.
Цель психологической службы — повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Эффективность деятельности — это достижение общественно приемлемого результата с оптимальными затратами. С этой точки зрения такие показатели, как низкие раскрываемость преступлений и уровень их профилактики, а также показатели нарушения законности, дисциплины, правовые проступки и преступления, текучести кадров, заболеваемости, травматизма, гибели и валидности сотрудников являются критериями эффективности деятельности психологической службы.
При сравнении показателей текучести кадров, состояния дисциплины и законности, количества жалоб граждан на противоправные действия сотрудников и некоторых других установлено, что в тех подразделениях где психологи работают более двух лет и в достаточном количестве ситуация значительно лучше, чем там, где такие специалисты отсутствуют.
Психологам нужны типовые программы профессионально-психологической подготовки сотрудников различных служб, руководителей органов внутренних дел.
Необходимо совершенствовать систему подготовки и переподготовки практических психологов на базе ведомственных образовательных учреждений, в том числе в виде курсов и постоянно действующих семинаров.
Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел осуществляется в целях обеспечения их качественного комплектования, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения у сотрудников, курсантов и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.
Одновременно профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявления которых следует учитывать, контролировать, коррегировать в процессе профессионального становления, предотвращая тем самым профессиональную деформацию.
Основными задачами профессионального психологического отбора являются:
выявление среди кандидатов на службу, учебу лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;
оценка психологической пригодности к социально-психологической деятельности;
прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу в ведомственные вузы по специальности «практический психолог»;
оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на службу после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества деятельности позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить психологическое образование и в последующем стать практическим психологом ОВД,
Итак, основными особенностями профессиональной деятельности психолога ОВД являются:
- правовая, социально-психологическая, морально-этическая и нравственная регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений, осуществляемой деятельности;
- нестандартный, творческий характер труда психолога;
- самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность за объективность даваемых оценок и характеристик, принимаемых решений.
Психологический анализ профессиональной деятельности психолога, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму деятельности психолога (описание различных объективных характеристик деятельности и требований к ней), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на учебу в ведомственные вузы и службу в правоохранительных органах по специальности «практический психолог».
Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности психолога в правоохранительной системе являются:
-познавательно-прогностическая (когнитивная),
-коммуникативная (общения),
-организационно-управленческая,
-воспитательная.
Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого психологом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего является психологическое состояние кандидатов на службу или действующих сотрудников.
Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности.
Характерной чертой познания истины психологом, является закрепление в определенной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений.
В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность психолога обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции. Эта удостоверительная функция познавательного процесса практического психолога проявляется в составлении особого рода документов.
Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности психологов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:
- дефицит, неупорядоченность, разнообразие получаемой информации психологического характера;
- противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;
- применение методов познания с использованием служебных полномочий;
- эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, - воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность.
Изучение социально-психологических явлений, их анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности практического психолога.
К их числу относятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания в области общей и юридической психологии, педагогики и социологии; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.
Профессиональная деятельность психологов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.
Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места и роли общения в любой, тем более в психологической деятельности. Общение актуализирует в себе и социальные отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, и свойства личности.
Во многих случаях общение для психолога приобретает самостоятельный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ходе выступлений перед аудиторией, мероприятий нейро-лингвистического программирования, психотренинга, психокоррекции и т.д.
При этом профессиональное общение в качестве подструктуры психологической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).
Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда психологов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Значительный удельный вес в деятельности психолога занимают организационные вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах психологической деятельности значение организационных вопросов значительно возрастает и нередко этот аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.
Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать психолог. Особое значение это качество имеет для практического психолога, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных структурных подразделений ОВД, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей личного состава райотдела милиции, контролировать психологическое состояние подразделений и координировать оптимальные межличностные отношения между сотрудниками.
Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций.
Важную роль в организационной деятельности психолога играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения, оздоровляющие социальный микроклимат.
Поэтому многим психологам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества. Прежде всего это: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость;
- умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность;
нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.
Воспитательная функция в деятельности сотрудников социально-психологической службы органов внутренних дел МВД России определяется прежде всего целями и задачами психологической работы с личным составом подразделений и гражданами; участием психологов в проведении психолого-педагогических мероприятий. Работа психологов в ОВД предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения.
Однако такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд психологов, разработать профессиограмму их деятельности, определить критерии оценки социально-психологических качеств лиц, стремящихся стать психологами в системе МВД, создать надежную систему профессионального психологического отбора практических психологов для правоохранительных органов.
Определение путей повышения эффективности и качества психологического отбора и сопровождения деятельности сотрудников психологических служб милиции предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности практического психолога, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией.
В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение реформы МВД, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки практических психологов, принимаемых на работу в ОВД.
В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности психолога, разработке ее профессиограммы, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в социально-психологических службы и подразделения правоохранительных органов. О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности практических психологов ОВД Краснодарского края.
Проведенный профессиографический анализ деятельности практических психологов позволил сформулировать пять основных факторов их профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств личности.
I фактор—высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации.
Данный фактор напрямую связан с определенной нормативностью поведения психолога в любых, в том числе в сложных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников психологических отделений ОВД.
К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести: честность, гражданское мужество, совестливость;
Принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Свидетельством профессиональной непригодности психолога правоохранительных органов являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму и наркомании.
II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности психолога.
Рассматриваемый фактор предполагает:
- устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, вызывающих фру страцию;
- развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять - работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные внешние условия.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.
Ш фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность психолога, которые обусловлены следующими качествами личности:
- развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;
- гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;
- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;
- активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);
- развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабое внимание отрицательно сказываются на качестве исполнения психологом служебных обязанностей.
IV фактор — выраженные коммуникативные способности, высокая социальная активность личности практического психолога ОВД.
Эффективность осуществляемой деятельности социально-психологического характера во многом зависит от коммуникативной компетентности психолога. При этом предусматриваются следующие качества.
- способность устанавливать эмоциональные контакты с участниками общения, поддерживать с ними, в необходимых пределах, доверительные отношения;
- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;
- доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;
- умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;
- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов;
- развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в стрессовых ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора.
Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются:
- замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, внутренние переживаниях (интравертированность);
- легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность;
- эмоциональная неустойчивость, импульсивность;
- слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
V фактор — организаторские способности психолога ОВД.
Организаторские способности позволяют психологу оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.
Поэтому практический психолог милиции, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, должен иметь следующие качества:
- активность, инициативность, находчивость, распорядительность;
- смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность;
- чувство ответственности за свои действия и поступки;
- организованность, собранность, аккуратность в работе.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие, отмеченные выше свойства:
- коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.
Качествами, существенно снижающими организаторские возможности психолога ОВД и эффективность его социально-психологического взаимодействия с другими лицами, являются:
- психопатические свойства характера,
- повышенная агрессивность,
- несбалансированность процессов торможения и возбуждения,
- эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная - мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам деятельности практического психолога ОВД, эффективность его труда во многом зависит также и от мотивационной сферы личности:
- в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа,
- авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, с которыми ему необходимо контактировать. Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место.
После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые практическому психологу для успешного занятия им своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя работе в органах правопорядка, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?
В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.
Выполнение служебных обязанностей психологами МВД предъявляет высокие требования к уровню их профессиональной подготовленности.
Определяющее значение приобретает проблема организации качественного профессионального отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения, в т.ч. в системе МВД по специальности «практический психолог. Несмотря на достаточно строгую систему медико-психологического отбора, приведенные характеристики состояния здоровья современных выпускников общеобразовательных школ — основных кандидатов на обучение в образовательных учреждениях — в значительной мере распространяются и на студентов, курсантов и слушателей. В процессе анкетного опроса, проведенного А.В. Дуловым в 2000 году, до 55% курсантов и слушателей юридического института указали на нервное и физическое перенапряжение в процессе обучения.
Анализ результатов психологического отбора за последние три года свидетельствует о том, что только более 60% абитуриентов полностью или в основном соответствуют требованиям обучения.
Таким образом, вопросы учета и оценки профессиональной пригодности кандидатов на учебу, в частности на психологические специальности, решаются в рамках профотбора.
В контексте рассматриваемой темы профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность государственных структур, прежде всего - МВД по отбору абитуриентов и кандидатов на службу в ОВД. При организации данного процесса происходит учет позитивных и негативных качеств и свойств личности, оказывающих значимое влияние на качество исполнения обязанностей психологом.
Основные понятия, принципы и технологии профотбора и подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран подробно рассматривались в трудах английских и американских ученых.
Одно из наиболее глубоких исследований среди зарубежных авторов — докторская диссертация английского автора Л. Брауна. В ней анализируются труды английский и американских ученых, посвященных проблеме рекрутирования, отбора и подготовки кадров за последние 25 лет; установлены социально-психологические аспекты подготовки полицейских.
Англо-американские ученые серьезно и плодотворно занимаются изучением проблемы научной обоснованности процедуры психологического отбора на работу в полицию. Важно отметить, что главная направленность таких исследований — анализ содержания работы полицейского разной специализации и создание на этой основе эталонной модели отбора кандидатов, имеющих необходимые профессионально-значимые качества.
Отбор среди будущих сотрудников полиции, в т.ч. и психологов-полицейских, во многих странах происходит по следующим критериям: возраст, физические данные, уровень образования, итоги специальных проверок. Кроме того, подлежат проверке уровень интеллекта и познавательные способности, эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях, гибкость в решении сложных вопросов, общительность, соответствие поведения высоким морально-этическим нормам, побуждение к службе и т.д. в основном задачи профотбора на работу в полиции решаются в результате психологического тестирования.
В России проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу и учебу в системе МВД, а также к действующим сотрудникам милиции получила отражение в целом ряде научных работ.
Вместе с тем, в отечественной науке комплексного теоретико-прикладного исследования, посвященного вопросам разработки целостной унифицированной профессиограммы специальности «Практический психолог» до настоящего времени не подготовлено.
По нашему мнению, способности поступающего в вуз на психологический факультет и будущую профессиональную деятельность в качестве психолога ОВД целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности, необходимых для данной профессии.
В области общих требований социальной деятельности от кандидата на учебу, а в будущем милиционера-психолога требуется стремление к истине, гуманизм, честность, принципиальность.
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения за поведенческими реакциями людей, любознательность, выявление скрытых психологических особенностей людей.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли, умение расположить к себе собеседника, вызвать у него доверие к процедуре тестирования, собеседования и т.д.
В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью, необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание психологического состояния людей. В организаторской деятельности требуется обращать внимание на разумную настойчивость в получении значимой психологической информации, целеустремленность кандидата, его самоорганизованность и способность организовать психологические мероприятия (психотренинги, психокоррекции) с группами людей и т.д.
В области интеллектуально-творческой деятельности необходимо обращать внимание на развитие памяти, воображения и интуиции, способность анализировать получаемую информацию психологического характера, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность в выявлении психологических особенностей личности.
В основе принятия экспертного решения по итогам профотбора о принятии на учебу в ведомственный вуз или службу в ОВД лежит оценка его профессиональной пригодности в качестве практического психолога.
Психодиагностическое обследование кандидатов на учебу в ведомственные вузы по специальности «Практический психолог» и службу в правоохранительные органы по этой же специальности должно проводиться с помощью подобранной батареи тестов, обеспечивающих решение следующих связанных между собой задач:
1) отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в качестве психолога правоохранительных органах;
2) выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям, психическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым к сотрудникам социально-психологических служб и отделений ОВД.
В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:
выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к профессии практического психолога милиции;
быть достаточно надежными, обладать не только текущей (диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованный и достоверный прогноз относительно его дальнейшей эффективной службы;
быть компактными, удобными как для индивидуального, так и группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;
перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.
В настоящее время особую значимость приобретают диагностика и контроль подготовки абитуриентов, начиная с этапа их отбора и до выпуска в качестве офицеров милиции со специальностью «практический психолог».
В процессе их отбора можно выделить несколько взаимосвязанных этапов:
Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и выявлены психологические и психомоторные процессы, » испытывающие повышенную нагрузку, а также целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной деятельности. Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой.
Выбор психодиагностических методов исследования, в т.ч. тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
Психодиагностика — психологическое и психофизиологическое изучение претендентов на службу и овладение профессией, оценка их общего развития, направленности личности, уровня развития качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности к выполнению элементов целостной деятельности в различных условиях.
Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии и полученных психодиагностических характеристик кандидата, с акцентом на оценку личностных свойств; выявление возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально-значимых качеств; определение вероятности адаптации к профессии; учет возможности появления экстремальных воздействий.
Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями служебной деятельности сотрудника милиции.
Важно отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей служебной деятельности в правоохранительных органах.
Заключение
Оценка профессиональной пригодности в психологическом отборе кандидатов на учебу и работу в ОВД охватывает такие черты личности, как честность, справедливость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность. Здесь представляется перспективным обозначить одно из направлений будущих исследований данной проблемы. Это — проведение полиграфных проверок абитуриентов и кандидатов на службу в качестве педологов. Ценность такого подхода повышается еще и потому, что большинство практикующих психологов хорошо знают предлагаемые тесты и опросники и легко могут обходить «неудобные» вопросы. В условиях полиграфных проверок эти явления сведены к минимуму.
Даже небольшой опыт использования полиграфа при отборе кандидатов на службу в ОВД свидетельствует об эффективности его применения.
Таким образом можно прогнозировать успешность применения полиграфа («детектора лжи») при организации процедуры профотбора и выявления скрытых фактов, препятствующих учебе в милицейском вузе и работе в качестве практического психолога ОВД.
Развернутая характеристика профессии практического психолога, представленная в профессиограмме, необходима для качественной организации целенаправленной подготовки будущих практических психологов милиции, а также выявления степени соответствия выпускников юридического института требованиям данной профессии.
Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на этом уровне деятельности.
Психологическое изучение профессии является необходимым условием научной организации труда в различных сферах деятельности, в том числе психологической.
Изучение закономерностей деятельности психолога, призвано раскрыть ее своеобразие, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для психолога-практика. Одним из главных результатов анализа служебной деятельности психолога ОВД должно явиться создание профессиограммы, представляющей комплексное отражение основных сторон его профессии, а также качеств, которые в ней реализуются. Исходным пунктом для исследования профессиональной пригодности является профессиограмма.
Профессиограмма сотрудника ОВД должна определять «центр тяжести» профессии работника милиции в отношении нагрузки на психофизиологические функции и требования к личностным качествам.
Профессиограмма психолога ОВД представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и взаимозависимости.
По нашему мнению, способности поступающего в вуз на психологический факультет и будущую профессиональную деятельность в качестве психолога ОВД целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности, необходимых для данной профессии.
В области общих требований социальной деятельности от кандидата на учебу, а в будущем милиционера-психолога требуется стремление к истине, гуманизм, честность, принципиальность.
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения за поведенческими реакциями людей, любознательность, выявление скрытых психологических особенностей людей.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли, умение расположить к себе собеседника, вызвать у него доверие к процедуре тестирования, собеседования и т.д.
В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью, необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание психологического состояния людей. В организаторской деятельности требуется обращать внимание на разумную настойчивость в получении значимой психологической информации, целеустремленность кандидата, его самоорганизованность и способность организовать психологические мероприятия (психотренинги, психокоррекции) с группами людей и т.д.
В области интеллектуально-творческой деятельности необходимо обращать внимание на развитие памяти, воображения и интуиции, способность анализировать получаемую информацию психологического характера, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность в выявлении психологических особенностей личности.
В основе принятия экспертного решения по итогам профотбора о принятии на учебу в ведомственный вуз или службу в ОВД лежит оценка его профессиональной пригодности в качестве практического психолога.
Список литературы
1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.
2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник – СПб., 2006.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.
1. Гимнастика пробуждения после сна в детском саду
2. Гимнастика после сна в детском саду упражнения
3. Гимнастика после сна в средней группе в детском саду
4. Гимнастика пробуждение после сна в детском саду
5. Дыхательная гимнастика после сна в детском саду
6. Отчет о педагогической практике в детском саду
7. Отчет по педагогической практике в детском саду
8. После сна гимнастика в детском саду
9. Гимнастика в детском саду после сна
10. Отчет по предной практике в детском саду
11. Отчет по практике в детском саду
12. Педагогический отчет по практике в детском саду
13. Гимнастика пробуждения комплексы в детском саду
14. Комплекс гимнастика пробуждения в детском саду
15. Веселые упражнения после сна в детском саду