Основные этапы Древне Индийской культуры

Йога

Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии начиная с первых шагов индийской цивилизации; 2) конкретную философскую традицию, «надстраивающуюся» над системой психотехники и теснейшим образом связанную с основополагающими принципами философии санкхьи.

Первый период истории йоги в более узком смысле (5 в. до н.э. – 1 в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды – Арада Калама (на пали – Алара Калама), был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее практикования: предварительный нравственно-аскетический тренинг и достижение «продвинутых состояний сознания». Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, «средних» Упанишад и дидактических текстов Махабхараты, развивается в череде учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует «практической» части, согласованной с «теоретическими» калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где настойчиво проводится мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, свидетельствует о начале обособления последней.

В 1–4 вв. можно констатировать «выходы» в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (прежде всего модусов взаимодействия духовного начала и менталитета-читты), так и общефилософских тем.

Примерно в 4 в. был создан базовый текст йоги – Йога-сутры, приписываемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йоги – йогачары.

О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса (6 в.) cоставляет нормативное толкование к сутрам Йогасутра-бхашью, энциклопедист Вачаспати Мишра (9 в.) комментирует толкование Вьясы в своей Таттвавайшаради (Искусность в овладении истиной), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам Раджамартанда (Царское солнце), также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджнянабхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы Йога-варттика и отдельное «резюме» учения йоги – компендиум Йогасанграху (Квинтэссенция йоги), отражающие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.

Среди основных отличий философского наследия йоги от санкхьи следует выделить в первую очередь: 1) введение концепции менталитета-читты, в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов «внутреннего инструментария» (антахкарана) – интеллекта-буддхи, эготизма-аханкары и ума-манаса; этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми); 2) иную типологизацию состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида (клеши); 3) признание божества – Ишвары, который, правда, является лишь «первым среди равных» духовных субъектов-пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем «семени всеведения».

Среди тем философствования йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) «реалистическая» (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности – различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, «презентации» объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.

Список литературы





Похожие курсовые работы

1. Религиозное многообразие индийской культуры

2. Какую роль играет живая природа в развитии культуры

3. История физической культуры в средневековом Китае

4. Гуманизм идейная основа культуры возраждения

5. Данилевский теория культуры типов

6. Конспекты физической культуры в детском саду

7. Класса культуры народов молдовы и украины

8. Компаненты базовой культуры личности

9. Дома культуры в современных условиях

10. Индо буддийский тип культуры

11. История человеческой культуры

12. Достижения культуры Древней Руси

13. Характеристика базовой культуры личности

14. Рассказ на тему достижения культуры Древней Руси

15. Концепция культуры Юнга

Курсовые работы, рефераты и доклады