На тему теория фрейда

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

 2СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23


- 2 -

МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

 _ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является

известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-

ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

Итогом его научных изысканий послужила теория пси-

хосексуального развития общества и индивида. В своем

мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-

ласти психиатрии, он руководствовался постулатами

естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-

рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

представление об основополагающем значении для челове-

ческого поведения "психической энергии", присущей

инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В

психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

но автономные, но постоянно взаимодействующие между

собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

(см. сноски на последней странице), которое внедряется

в "Я", но без специального анализа не осознается им.

По мнению Фрейда, причиной невроза является особого

рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

В чем же заключается основной конфликт этих трех

субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

 11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"


- 3 -

Если считать, что человек - такое же детище при-

роды, как и остальные известные нам живые существа, то

он в определенной мере наделен теми же качествами, что

и они. Если считать, что животные не наделены таким

разумом, как человек, то единственной точкой сопри-

косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

размножения, которые, в свою очередь, складываются из

множества инстинктивных факторов. Причем эти два

инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

ции, которые делают любой организм живым. Изначально

эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

му, что у человека появились приспособления для добы-

вания пищи, он стал использовать пищу не только для

того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие

приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-


- 4 -

нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

 11.2.КОНТРОЛЬ "Я"

Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

В нашем случае разумом является "эго". Так как

инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

костью, то есть в строго концентрированном состоянии

"оно" находиться не может, потому что в этом случае

при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-

мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

положить, что каждому предмету и явлению соответствует

свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

ческой психике присуще свое место и время в общей при-

роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а


- 5 -

внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо

развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

наружная оболочка с развитием культуры все растет и

утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

ление внутри становится столь велико, что внутреннее

содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

внутренний конфликт и является главным противоречием

между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

случайно с ростом и развитием культуры человечество

все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

главная проблема в том, что человек не догадывается о

противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих

запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической

дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-

дел средство восстановления психического здоровья.

Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-

руживается то место в психике, в котором наблюдается

давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

наружив это место и устранив в нем возникшее противо-

речие, человеку возвращается здоровая психика.

 11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

"Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой

психики. Так как человек живет в обществе, то оно


- 6 -

оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

ше рассуждениям. Если человек представляет из себя

систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна

существовать не может, она погибает (вычлените из ор-

ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,

та, в свою очередь, образует орган, а последний -

систему органов, образующих большой, единый организм.

Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.

Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-

купность всех общественных отношений (контролирующих

поведение человека).

 11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и

"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается

на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-

нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был

запрещен (религией, законодательством). Эту запретную

установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.

Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте

направлено на близких, а в большей степени, на мать,

так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

что вольно или невольно бессознательное "оно" создает

инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

которое или со временем (с возрастом) разрешается, или


- 7 -

выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной

стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него

появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда

можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-

ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

лись против неограниченной власти отца и, сговорив-

шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл

убийства, они испугались, что то же может произойти и

с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

и каждый в своей новообразовавшейся семье установил

(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то

есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-

няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.

Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

 11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Естественно, на основании всего вышесказанного

можно сделать вывод о том, что мир движется за счет

противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-

дать, что нет ни одного здорового человека, так как у

каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо

внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке

постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-

тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них

состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-


- 8 -

ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество

предопределило норму сексуального общения, и через эту

узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-

хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-

няет первый, является следующим: по второму закону ди-

алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

другое качество, в частности в энергию социальную, то

есть человек делается социально активным. Если оба ка-

нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-

мальном состоянии. Если не работает первый канал, то

вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не

работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в

бессознательное, могут привести к так называемому пси-

хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых

различных формах: от фонтомных болей до психических

расстройств, как то: мания преследования, паранойя и

др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-

дотвратить их.

Естественно, мы описали упрощенную схему действия

психики. Организм человека, в частности его психика,

являются автономной, саморегулирующейся системой и,

пожалуй, главным фактором искажения психики является

не конфликт между бессознательным и сознательным, а

воздействия "сверх-Я".


- 9 -

 _ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

 12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-

ентирован на изучение и излечение психики индивидов,

но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-

яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют

сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

альными нормами нравственности и права, возникшими на

заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-

яснить как, почему, при каких условиях они возникли,

утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было

привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

дить об общем развитии человечества по своему опыту,

приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

отдельных лиц за все время их развития от детского

возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-

ристики с отдельного человека на все человечество,

Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции

общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

чество психологические черты не просто индивида, а

невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-

шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-

рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии


- 10 -

проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

ется характерной и для первобытного человека. Через

нее проходят все народы в своем культурно-историческом

развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

человечества является отречением от природных

страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-

тарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин

"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-

начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-

ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

"она охватывает все приобретенные людьми знания и

способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-

ностей", и в то же время она включает все институты,

регулирующие отношения между людьми, в особенности

распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

тикультурные традиции и что эти стремления у значи-

тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-

ляют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между

двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

бавится от нее); с другой стороны, культура защищает


- 11 -

его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать

все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-

ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

грузом ложится на его психику. В какую же сторону

склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

этом так: "В силу этого всякая культура должна быть

построена на принуждении и на отказе от влечений, и

при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-

териальных интересов передвинут на психику. Решающим

является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить

для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от

своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие

им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о

том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

ности в культуре.

 12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной

работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-

шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

недальновидны, они не любят отказываться от влечений,

не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого

отказа, а индивидуальные представители масс поощряют

друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь

благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых


- 12 -

ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к

напряженной внутренней работе самоотречения, от чего

зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

ми становятся личности с незаурядным пониманием этой

жизненной необходимости, сумевшие добиться господства

над собственными влечениями. Но для них существует

опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,

они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому

нам представляется необходимым, чтобы они были неза-

висимы от власти как распорядители средств власти.

Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

ными свойствами, ответственными за то, что институт

культуры может поддерживаться лишь в известной мере

насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

ны против их страстей.


- 13 -

 _ 33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

 13.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

Культурологические размышления Фрейда неизбежно

подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-

реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-

нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

мание на их связь с религиозными представлениями, тем

более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.

Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,

что при падении падении религии деградирует и культу-

ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

те своего развития налагает запреты на его желания.

Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна

отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

защитить его от проявлений природы и от посягательств

на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто

же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый

замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,

устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает

отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять

его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают

свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом


- 14 -

остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою

очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как

бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-

награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд

установил, что религия является массовым неврозом. На

основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что

религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

вое невротическое состояние. Так, например, если нев-

ротик боится не производить какие-то определенные дви-

жения, то любой истинно верующий человек так же боится

не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница

заключается лишь в том, что невротик не может объ-

яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

верующий человек, в зависимости от своего познания те-

ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-

венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-

тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда

опасней общественного, так как он отрицательно влияет

на физическое состояние больного, тогда как данный об-

щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

же религию можно назвать и антиневрозом, так как она


- 15 -

помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

альные противоречия. И разрушение разрушение религии

ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-

далось в России после революции, хотя позже произошла

подмена веры. Для развития общества нужны какие-то

основы, и с падением старых появляются новые. Так,

например, религиозную основу в России сменила комму-

нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже

рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко

возросло астеническое состояние общества, возросла

преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

и т.д.


- 16 -

 _ 34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория

Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-

на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в

оценке и понимании развития человеческого общества.

Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-

ред в познании человеческой психики и раскрытия ее

глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-

валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-

менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

в своих исследованиях. В своей работе я попытался

раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-

гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,

а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-

тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и

работ, посвященных фрейдизму.


- 17 -

 2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

1.Бессознательное - действия человека, которые он

совершает, не отдавая себе отчета, автоматически.

Бессознательный характер носит психическая деятель-

ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-

ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-

тики, является антагонистом сознанию и является

вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-

тельное носит врожденный характер и определяет все по-

ведение человека.

2.Я - философское понятие, обозначающее субъект

преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-

ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

шений Я формируется культурой, то есть культурные и

моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

3.Супер-эго - это интериорезированные культур-

но-социальные нормы.

4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к

раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и

развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-

новешиваются, то есть находятся в более стабильном

состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со

временем проявляют себя.

5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом


- 18 -

спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его

убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип-

та) и долго странствующий, возвращается на родину и,

убив своего отца, женится на своей матери и становится

царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-

гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал

его.

7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также

инцест, который позже был запрещен религией.

8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

ально-культурную основу) подверглась бурной крити-

ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться

на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение ото-

гинеза", то есть индивидуальное развитие организма

повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-

дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-

вивается общество, ибо развитие человека в точности

повторяет развитие общества.

9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные

представления об искомом предмете можно получить, лишь

сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

чия.

10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

Если взять за основу то, что дети в результате


- 19 -

действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

ений убили своего отца, а позже испугались, что такое

может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему

кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

они стали поклоняться своему мертвому предку и все

бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-

ное раз в год убивается племенем.

11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-

чивые мысли и движения и действия.

12.Не следует путать общественный невроз с рево-

люционными взрывами.


- 20 -

 2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/

Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

ринтное воспроизведение издания 1913 г.

3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-

тературы, 1992.

4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная

философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,

1977 г.

5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:

Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-

туры, 1982 г.





Похожие курсовые работы

1. Бесплатные ы на тему для чего нужны знаки препинания

2. 2008 2009курсовая работа по гражданскому праву на тему вексель и вексельные правоотношения

3. Теория З Фрейда в таблицах теория З Фрейда в таблицах

4. Бесплатные ы на тему почему я хочу служить в ФСБ

5. Бесплатные презентации на тему Крещение Руси в

6. БЕСЕДА НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

7. Беседа на тему о вреде курения

8. Бесплатные ы на тему ломоносов

9. Бесплатные ы на тему экономика юар

10. Анкета на тему Алкоголизм среди подростков

11. Концепция культур фрейда

12. Анкета социологического опроса на тему алкоголизма

13. Беседы со школьниками на тему курение алкоголь

14. Бесплатные ы на тему ядерное оружие

15. Банк речей по риторике на тему берегите лес

Курсовые работы, рефераты и доклады