Содержание
1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
Важнейшей особенностью производственного обучения как составной части учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся в процессе производственного труда. Производительный труд, являясь одним из средств обучения, призван не только решать специфические задачи обучения профессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи с этим особое значение приобретает изготовление в учебных мастерских учебного заведения изделий по заказам предприятия, индивидуальным заказам граждан и организаций. Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит от материально-технической базы, оснащенности оборудованием, обеспеченности материалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качество профессионального образования зависит от перечня учебно-производственных работ. Перечень должен соответствовать требованиям учебных программ, уровню подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой.
Согласно нормативным документам, подбором работ для включения в перечень занимается мастер производственного обучения. Однако опыт показывает, что решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно, так как необходимо создание номенклатуры изделий, обеспечение документацией, технологией, заготовками и инструментом в строго определенные сроки в соответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежных профессий и финишной операции по доведению изделий до товарного образца и последующей реализации.
Повышение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики несомненно зависит от квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебного заведения планирует и проводит мероприятия по повышению профессиональной и педагогической квалификации инженерно-педагогических работников училища. Формы повышения квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки, научно-практические конференции, курсовая подготовка, самообразование и т. д.
2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования
Для анализа и оценки педагогической деятельности и результатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеров производственного обучения необходимы определенные критерии. Наиболее приемлемые критерии, позволяющие дать комплексную оценку опыта, разработаны Н.М. Таланчуком:
новизна (ее уровень может быть различным — от научных открытий до применения достижения науки и рационализации отдельных элементов педагогического труда);
высокая результативность (результаты обучения и воспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше массовых показателей);
доказательность (основные показатели: достаточная проверка временем, получение тех же результатов в работе различных педагогов);
стабильность опыта (результаты опыта должны быть идентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания);
преемственность (передовой опыт всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его);
перспективность (всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике).
Используемые в производственном обучении документы письменного инструктирования имеют две стороны: производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную, содержащую указания, как делать.
В зависимости от целей и периода обучения можно выделить документы письменного инструктирования пяти видов.
В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения учащимися основными трудовыми операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.
В период выполнения сложных комплексных работ, то есть отработки технологии приготовления блюд или кондитерских изделий, применяют технологические карты.
В любой период обучения можно применять учебные алгоритмы и карты-задания.
Карты-задания бывают различного вида.
Первый, основной вид - карта-задание – по изучению устройства и принципа работы оборудования.
Второй вид – по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.
Карты – задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.
Четвертый вид карты-задания – служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.
Пятый вид – используется для обобщения собственного опыта учащихся.
Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.
Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся – будущих молодых рабочих.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.
Документы письменного инструктирования содержат наиболее рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий, приемов, операций. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается в сочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций, рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.
Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.
Применение письменного инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и расширяют их.
3. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения в учебных мастерских
Много лет российская профессиональная школа занималась подготовкой квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства страны и вопрос о стандарте профессионального образования до последнего времени в явном виде не возникал.
Стандарт прогрессивного образования — это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессиональной подготовки, отраженных в соответствующих нормативных документах.
Овладение инженерно-педагогическими работниками вопросами содержания обучения, разработка на этой основе конкретных мер, направленных на улучшение качества профессионального обучения, подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию учебно-программной документации с учетом современных требований к подготовке рабочих — основная цель в работе методических комиссий.
Эту работу рекомендуется вести по следующим этапам:
изучение содержания новых учебных планов и программ;
применение новых учебных планов и программ;
анализ учебных планов и программ и подготовка предложений по их совершенствованию;
разработка рабочей учебно-программной документации (региональный и училищный компоненты) на основании типовой.
1. Изучение содержания новых учебных планов и программ.
В профессиональных учебных заведениях до начала учебного года рекомендуется провести сверку имеющейся учебно-программной документации со списком действующих учебных планов и программ, который ежегодно рассылается Научно-методическим центром Института профессионального образования, и принять необходимые меры по обеспечению учебного заведения необходимой учебно-программной документацией. На заседаниях методических комиссий необходимо провести изучение содержания новых учебных планов и программ. В процессе изучения особое внимание необходимо уделить: структуре и содержанию учебных планов, особенностям содержания учебных программ, содержанию новых и наиболее сложных тем программ, последовательности изучения тем с учетом взаимосвязи теоретического и производственного обучения. В результате изучения учебно-программной документации методическая комиссия:
намечает пути реализации учебно-программной документации в соответствии с требованиями федерального стандарта профессионального образования с учетом регионального и училищного компонентов;
намечает пути создания и совершенствования учебно-материальной базы с целью комплексного методического обеспечения профессионального обучения;
проводит выбор рациональных форм организации труда инженерно-педагогических работников, форм и методов обучения и воспитания учащихся.
2. Применение учебных планов и программ в учебном процессе.
В процессе обучения учебно-программная документация систематически дополняется учебным материалом о попой технике, технологии новых материалов, прогрессивных формах и методах организации труда, внедряемых в производство после издания программ.. Одновременно из программы следует исключать изучение устаревших технологических процессов и оборудования, которые на предприятиях отрасли больше не применяются, устаревшие терминологию и стандарты, заменяя их новыми. После рассмотрения методической комиссией, вносимые в программу коррективы утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе и согласуются с местными методическими органами:
выполнение учебных планов и программ;
изучение практики обучения учащихся по наиболее важным и сложным темам программ;
изучение, обобщение и распространение передового опыта обучения учащихся мастерами производственного обучения и преподавателями;
создание необходимой учебно-материальной базы и комплексного методического обеспечения предметов и профессий;
оказание помощи инженерно-педагогическим работникам по вопросам применения учебно-программной документации.
3. Анализ учебных планов и программ и подготовка предложений по их совершенствованию.
Все предложения инженерно-педагогических работников по совершенствованию учебно-программной документации рассматриваются на заседании методической комиссии. Одобренные решением методической комиссии и утвержденные руководством училища предложения по совершенствованию учебно-программной документации направляются в учебно-методические организации профессионального образования.
4. Разработка рабочей учебно-программной документации па основании типовой.
Проектирование типового учебного плана для подготовки рабочих включает в себя три этапа:
создание модели учебного плана;
составление на его основе типового учебного плана;
создание рабочих учебных планов для конкретного учебного заведения на основе типового.
Типовая учебно-программная документация по предмету применительно к группе профессий должна отражать основные требования к результатам обучения, которые могут быть достигнуты для получения квалификации определенного уровня, исходя из учебного времени, выделяемого на изучение этого предмета в типовом учебном плане. В типовой программе обозначены требования к результатам обучения по каждой теме раздельно по каждому уровню квалификации, выраженные в обобщенном описании общих и специальных умений, необходимых для чтения технической документации, планирования работы, в том числе подготовки рабочего места, обслуживания оборудования, выбора инструментов, результатов и качества выполненной работы, соблюдения условий безопасности труда.
Рабочая программа разрабатывается непосредственно в учебном заведении при содействии учебно-методических организаций профессионального образования на основании типовой и утверждается местным органом образования.
В рабочей программе дается развернутое описание содержания учебного материала по каждой теме (включая перечень и содержание упражнений, лабораторных и практических работ) с рекомендациями по уровням его усвоения, а также возможные межпредметные связи материала темы с другими предметами учебного плана и предметами, изучавшимися ранее в общеобразовательной школе.
4. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии
Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:
выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;
организация рабочих мест учащихся;
организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;
организация рабочего места учителя;
оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;
размещение и хранение учебного оборудования;
оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);
оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;
наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно-материальной базы мастерской и т.д.)
Учебные мастерские – специально оборудованные помещения для обучения подростков 14-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.
I. Аудитория для занятий по предмету «Художественная обработка дерева»
Кафедра.
Доска.
Стол учителя.
Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным инструментом.
Выставка работ учащихся.
Место хранения незаконченных работ.
Демонстрационно-выставочная зона.
Лекционная зона.
II. Механическая мастерская.
Местная вытяжка к станкам.
Токарно-деревообрабатывающие станки.
Шлифовальный станок.
Универсальные деревообрабатывающие станки.
Заточные станки.
Сверлильный станок.
Универсальное рабочее место учащихся.
Торцово-комбинированная пила.
Струбцина.
Пресс.
Вытяжное устройство УВП-1500 П.
Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений: собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.
Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон.
Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это отдельная, очень серьезная тема для разговора).
Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.
Второе помещение учебных мастерских или инструментальная (лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей, материалов и инструментов.
5. Перечислите основные обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих обязанностях
Основные обязанности мастера производственного обучения в сельскохозяйственном техникуме
Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися соответствующих работ по производству сельскохозяйственной продукции.
Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации техники и оборудования, формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда.
Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической оснастки, животных, инструкционной и технологической документации.
Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.
Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или заместителю директора по производству учебного хозяйства.
Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике, а также за начислением денежных сумм за работы, выполненные учащимися в процессе производственного обучения и практики.
Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.
Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно-производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет руководству техникума предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, техники и активно участвует в реализации принятых предложений.
Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.
Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики, передовиков производства и использует их на учебных занятиях.
Для педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения, характерны следующие результаты работы:
глубина и прочность знаний, умений и навыков учащихся;
стремление учащихся самостоятельно приобретать знания и практически применять их в различных условиях, творческий подход к выполнению учебных заданий;
умение учащихся строить свои взаимоотношения в коллективе;
культура труда учащихся.
Если этого не наблюдается, то можно говорить о том, что, несмотря на то, насколько хорошо мастер знает свои обязанности, это не способствует повышению качества учебы.
Список литературы
Данилова Е. Ваше рабочее место. // Народное образование, 1997. - № 10.
Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. // Управление, 2001 - № 45.
Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.
Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003. - № 10.
Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006.
1. А блок анализ стихотворения перстень страданье
2. Анализ Стихотворения брюсова большие дома
3. Анализ стихотворения юному поэту В Брюсова
4. Анализ стихотворения К Пущину Пушкин
5. А С Пушкин анализ стихотворения К Пущину
6. А Белый анализ стихотворения Русь
7. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Каменщик
8. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Я люблю
9. Анализ стихотворения брюсова ночь
10. Анализ стихотворения эхо пушкин
11. Анализ стихотворения рожденные в годы глухие
12. Пушкин анализ стихотворения поэт
13. Анализ стихотворения молитва пушкин
14. Анализ стихотворения Няня А С Пушкин
15. Анализ стихотворения пушкин узник