Тема: Этика деловых отношений
1. Личность и социум
Условия среды, положения в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы. Связь и взаимодействие между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга.
Выделяют два компонента личности:
- совокупность отношений с внешним миром;
- внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определения характер воздействий с социальными реальностями.
Характер связей человека с внешним миром определяются его положением в социальной структуре (статусом); конкретными предметами его деятельности.
Человек не тождественен самому себе. Он находиться в процессе непрерывного становления, стремиться подняться над самим собой. Стремление к завершению, которое есть в то же время совершенство – отличительная особенность человека. Разумность человека обнаруживается не только в способности к целесообразности деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в перспективе последней (высшей, совершенной) цели. Все человеческие поступки конкретны, ситуативны, за ними стоят определенные склонности, интересы, логика обстоятельств.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости. Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде.
Для ответа на вопрос, что же такое личность, следует разграничить три взаимопересекающихся понятия: человек, индивид, личность. Человек – отделяющий представителей вида homo sapiens, от других видов живых существ. Понятие индивид обозначает отдельно взятого представителя человеческого рода, обладающего определенными психофизиологическими особенностями и культурными чертами. Личность – это социальные качества и особенности индивида, которые развиваются и реализуются в совместной деятельности общении с другими людьми, социальными структурами и обществом в целом.
Личность предстает в общественной жизни как субъект социальных отношений. Она существует в определенном человеческом теле и обладает рядом психофизических особенностей, накладывающих на нее печать индивидуальности. Однако определяется она не физиологией тела и не набором психических составляющих характера, а системой навыков и приемов социального взаимодействия человека с его социальным окружением.
Источником права является социум, власть. Не будь социальных сдержек, каждый преследовал бы лишь собственную выгоду. Стоит отметить, что равенство может быть идеологией общества: в этом случае оно означает предельно жесткое и простое иерархическое устройство, когда кроме власти с ее структурами и так называемого «населения» нет никаких еще заметных личностей, обеспечивших бы себе вес или благополучие не бюрократической карьерой, т.е. не причастностью к власти, а как угодно иначе. Поэтому фактическое равенство в обществе может быть насаждено лишь путем искусственных (насильственных) мер, и не может считаться справедливым. Индивидуализм – это и есть персоноцентристская точка зрения на личность, то же, что узаконенный эгоизм. Напрасны попытки «разумного эгоизма» обосновать мораль и сделать жизнь приемлемой. Эгоизм может быть преодолен только социальностью, т.е. личный эгоизм – коллективным, который для личности свят и называется обычно патриотизмом, но по сути составляет – ее религию
Что касается ценностей, по смыслу – это коллективные ценности, они не могут быть делом отдельных умов, иначе они не имели бы абсолютного характера. Личность причастна ценностям постольку, поскольку отреклась от себя в их пользу: это называется духовностью, идейностью, моралью. Мораль - есть последовательный отказ личности от отдельного, индивидуального в себе (что называется индивидуалистического), – которое, не ведая интересов общих, может быть только потребляющим, своекорыстным. Всякий социум эгоцентрик, «пуп земли», лишь коллективную корысть он и противопоставляет частным эгоизмам; но все действительно высшее корысти, будь то Бог или интересы ближнего, творчество или познание, может быть открыто лишь индивидуально.
Совесть – это способность ощущать социальные нормы как свои собственные (мораль личности и образуется в результате «интериоризации» этих норм); это твоя социальность, страх оказаться не в ладу с социумом или (религиозный вариант) с его верховным иерархом – Богом; в этом последнем случае совесть есть «божий страх». «Сильная личность» – та, что смогла произвести максимум влияния на социум.
Сущность культуры – традиция: социум накапливает свой опыт, а личность, как функция социума, более или менее – в силу индивидуальных способностей служить такой функцией – к этому опыту причащается. Здесь социальный навык передается человеку навыком же, минуя его осмысление, которое лишь способно в этой передаче что-то исказить, переврать. Культура есть образ жизни и лицо общества; она есть то, что отличает одно общество от другого, и потому отторгает как единичное, случайное, так и универсальное. Иначе говоря, она отторгает личность в том ее понимании, которое объединяет индивидуальное и общечеловеческое. Личность и слаба и сильна социумом, к которому принадлежит. Если ей что-то даже в себе самой не нравится – это виновата в ней «среда», а хорошая среда делает и ее достойнее. Когда личность захочет вдруг ощутить себя более качественной, она меняет среду (эмигрирует, например).
В английском языке используется не много слов слов, действующих на широкую публику столь зачаровывающе, как "личность". Хотя оно используется в разных смыслах, можно говорить о двух основных. В первом случае этот термин относится к своего рода умелости или ловкости. Личность индивида оценивается по той эффективности, с которой он добивается позитивных реакций различных людей в различных обстоятельствах. Именно этот смысл имеют в виду, говоря о курсах "личностного тренинга". Аналогично, преподаватель, говоря о личностных проблемах ученика, скорее всего указывает на то, что социальные умения ученика неадекватны для того, чтобы он мог установить удовлетворительные отношения с соучениками и педагогом. Во втором случае понятие соотносится с тем наиболее явным и ярким впечатлением, которое индивид производит на окружающих. Тогда говорят, что индивид обладает "агрессивной личностью", или "покорной личностью", или "ужасающей личностью". Наблюдатель выбирает тот признак или качество, которое в высокой степени типично для субъекта, предположительно является важной составляющей общего впечатления, производимого на окружающих, и при помощи этого понятия определяется личность человека. Ясно, что в обоих случаях присутствует элемент оценки. Обычно личности видятся как хорошие или плохие.
Теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаимодействие с эмпирическими или наблюдаемыми событиями.
У. Джемс теории можно выделить три аспекта, на основе которых далее будет проведена параллель с другими исследователями понятия «личность»: (1) физическое, материальной Я тождественное мое; (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка; (3) духовное Я – центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я – волевая активность. Развитие личности – развитие воли.
З. Фрейд соответственно приведенным аспектам рассматривал личность следующим образом: (1) Оно (не природа) – задержанное, подавленное желание, которое породило уже личностную проблему и, может быть, психическое расстройство; (2) Я – сознание; (3) Сверх-Я (не культура) – неверное представление о культуре, субъект до конца не понимает, что такое культурная норма. Эти три аспекта тесно взаимосвязаны между собой.
Э. Берн: рассматривал человека как субъекта общения. Главным выступает второй аспект. Родитель (3) – носитель универсальных норм. “Нельзя, потому что нельзя”, “Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет”. Взрослый (2) использует нормы в конкретной ситуации и решает проблемы, “Почему нельзя?”, нельзя имеет 2 значения: запрещено и невозможно, то есть бессмысленно. Ребенок (3) – субъект неуправляемых желаний, “Что такое культурный запрет, норма? Почему нельзя?”. У данного исследователя эти три аспекта динамично сочетаются. Культурный запрет универсален. Социальные правила имеют конкретную отнесенность.
В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: “Быть или не быть?” Неправильный вопрос: “Тварь я дрожащая или право имею?”.
Далее будет рассмотрена проблема структуры личности. Согласно Скиннеру структура личности – строение поведения. Строение, в свою очередь представляет собой механизм построения поведения в актуальной ситуации. Природные предпосылки – безусловные врожденные реакции. Субъект – это управляемый механизм (научение). Социальными условиями выступают: социальное научение (речь) и управление поведением. В то время как, культурные условия - эта возможная саморегуляция, сознательная активность. Роль сознания – выбор адекватного способа реагирования.
Джемс выделил немного другую структуру личности, которая предстваляет совокупность психических функций необходимых для жизнедеятельности в целом. Тело – орудие обитающего в нем сознания. Волевая активность тоже необходима для существования личности. Познающее Я – источник активности, познаваемое Я – предмет научного изучения. Познание - есть мышление.
Согласно З.Фрейд природные предпосылки личности выступают: психоанализ – первая психология тела, телесное желание проникло в психику, это конечная причина всякого психического явления. Социальные условия дл личности определяются в раннем детстве в семейной ситуации. Любой защитный механизм, препятствующий развитию личности может быть снят путем понимание культурных норм. Все телесные желания могут быть осмыслены рационально.
В. Райх. Основа строения личности – жизненная энергия. Основа развития – ее высвобождение. Телесный характер – фильтр для социальных взаимодействий. Самость = здоровое тело. Познавательное представление о себе не играет терапевтической роли.
Адлер выделил следующие природные свойства личности – возможный источник комплекса неполноценности, материал для преобразования при компенсации комплекса неполноценности. Социальное условие – самое главное для становления личности. Сущность личности – это индивидуальный жизненный стиль, который должен быть понят субъектом.
На основе вышесказанного можно выделить несколько основных направлений развития личности: развитие мотивационной сферы; развитие самосознания; личностный рост.
При рассмотрении проблемы периодизации психического развития выделяют критерии в следующих областях: природные (созревание, возраст) – готовность организма к развитию; жизненные социальные условия, которые обеспечивают развитие в данный момент; личностные (особенности личности).
Стоит отметить, что критериями самопознания личности являются:
природный критерий. Схема тела. Самоощущение, самочувствие. Сеченов: смутное чувство.
социальный критерий. Я – образ. Джемс: социальное Я. Эриксон: ролевая идентичность. Саморегуляция, самоконтроль. Маслоу: самоуважение.
личностный критерий. Я – концепция (осознание мотивов). Самооценка (Роджерс).
2. Вы руководитель Ваш подчиненный второй раз не выполнил Ваше задание. Его эта ситуация утраивает, Вас – нет. Ваши действия?
Вначале, прежде чем предпринимать какие-либо меры, следует выяснить какие тому были причины:
- объективные (не своевременное доведение задания подчиненному, объем задания превосходил срок его выполнения и т.п.);
- субъективные (не внимательность, не исполнительность, не выполнение заданий от других сотрудников, халатность и т.п.).
В случае объективных причин, следует пересмотреть свое отношение к подчиненным (возможно, Вы сами были в этом виноваты).
В случае субъективных причин следует пригласить «на ковер» подчиненного. Далее выслушать его оправдания, после чего можно:
- первый вариант - уменьшить круг его обязанностей с пропорциональным снижением его заработной платы. Чем более важным было порученное задание, тем большее снижение заработной платы, но в допустимых пределах, согласно законодательству;
- второй вариант. Если не выполнение задание повлекло за собой цепь последствий, которые можно было избежать, например, сотрудник вовремя не отнес документ в какое-либо учреждение и это повлекло за собой штрафы, убытки, неустойки и т.п., то в данной случае возможно понижение сотрудника в должности;
- третий вариант – если не выполнение задание не вызвало последствий описанных во втором варианте, то возможно просто закрепление за подчиненным куратора, который бы отслеживал выполнение поручаемых подчиненному заданий. Куратором может выступать вышестоящий по должности и более опытный сотрудник.
Список используемых источников
1. http://psylib.org.ua/
2. http://www.follow.ru/
1. Скачать бесплатно курсовую работу на тему управления социальным развитием организации
2. Курсовую работу на тему учет расчетов по ФФОМС
3. Бесплатные ы на тему для чего нужны знаки препинания
4. 2008 2009курсовая работа по гражданскому праву на тему вексель и вексельные правоотношения
5. Скачать бесплатно курсовую работу по финансам
6. Скачать бесплатно курсовую работу по конституционному гражданскому праву россии
7. Скачать курсовую работу по финансам
8. Правоотношения курсовую работу
9. Скачать бесплатно курсовую работу по уголовному праву
10. Скачать курсовую работу бухгалтерский учёт
11. Беседы со школьниками на тему курение алкоголь
12. Бесплатные ы на тему почему я хочу служить в ФСБ
13. Бесплатные презентации на тему Крещение Руси в
14. Скачать бесплатно курсовую работу по дефектологии
15. Скачать бесплатно курсовую работу по стратегическому менеджменту ж