Тема:
Культура средневековой Европы.
Древнерусская литература: семь веков.
Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший, период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукопис- ном характере.
Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с расп- ространением христианства и славянской письменности. Христианст- во – письменная религия. Возникновение и развитие письменности обусловлено потребностью в изложении и распространении христи- анского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой - её возникновение было в значительной степени подготовлено высо- ким уровнем развития устного народно – поэтического словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора, литература формировалась иным типом мышления, на иной эстети- ческой основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его среда обетования была гораздо шире среды обетования ли- тературы. Литература – продукт деятельности не всей, а только обра- зованной части общества.
Как область умственной деятельности, средневековая литература тесным образом была связана с философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосре- дованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более сильна, что в средневековый период художественный метод отраже- ния бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от на- учно – познавательного метода по причине синкретизма средневеко- вого личностного и общественного сознания. В результате развитие литературы было тесным образом связано с развитием философско- мировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литера- турного процесса необходимо не только исходить из смены и взаимо- отношений исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей свя- зи этих двух процессов. В этой связи необходимо рассмотреть фило- софско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса средневековья.
Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сот- ворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. От- туда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в обрат- ной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы взг- ляд Создателя.
«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» - этими словами из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в «Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисот- летнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характе- ра.; от духовности к душевности.
В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,- подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», - говорит Иоанн Дамаскин.
Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творе- ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружаю- щий мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца, вершина его творения, и тем он возвышается над сотворён- ным видимым миром.
Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопреде- лено. Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаи- мосвязаны между собой, каждое из них происходит повелением свы- ше. Такой взгляд на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской Руси – «Повести временных лет» - первом оте- чественном летописном своде, составленном около1113 года монома- хом Киево – Печерского монастыря Нестором.
В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и ви- зантийские хроники, тексты Священного писания и народные преда- ния и легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составите- лей.
«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.
Следует отметить, что историческая тематика занимает в древне- русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона «Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами, сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.
Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, преж- де всего, церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно же, жанры церковной литературы занимали в древне- русской письменности этого периода ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.
В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во многих своих разновидностях: воинской повести, историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству опи- сания «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещён- ная в «Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Ря- зани Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.
«Слово о полку Игореве» - самая крупная жемчужина древнерус- ской словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической силой.
К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую ие- рархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доми- нировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исто- рические повести, слова, послания и так далее.
Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древ- нерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззрен- ческой системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил место ре- алиям. Накапливаемый практический опыт дал толчок познаватель- ному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению в 14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился, наконец, на человеке.
Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате- лей и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.
Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир глазами обыкновенного человека. В результате значительных измене- ний в мировоззрении, в центре внимания литературы оказался чело- век. Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям че- ловека, отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици- альной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности.
Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях переводится разнообразная средневековая научная литература, разви- ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох и событий, ценности человеческой личности.
Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностно- го начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по по- воду тех или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться особенности индивидуального стиля писателя.
Не случайно в этот период появляются первые профессиональные писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профес- сионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополи- том, Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.
Расширение кругозора, стремление пополнить географические знания способствовали появлению произведений о путешествиях.
Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерус- ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произ- ведениях.
17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые пред- ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуля- ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского. Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое стихотворство.
Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – от- крытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает представление о характере и его формировании под воздействием обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в литературе 17 века.
Литература подошла к новому периоду в своей истории.
Средневековая живопись.
Живопись – важное средство художественного отражения и ис- толкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрите- лей, обладает существенным социальным содержанием и разнообраз- ными идеологическими функциями.
Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научны- ми открытиями и общим расширением кругозора. Великие географи- ческие открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с сис- темой Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, началь- ный период развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа (1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680), изображённые в картинах предметы объе- диняются, важным фактором становится свет, падающий на предме- ты.
Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества, умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризу- ют творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавше- го значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живо- писец Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва он создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изо- билие природы, яркая, жизнеутверждающая сила материи прославля- ются Снейдерсом в его многочисленных, огромных по размеру ком- позициях, предназначенных для украшения дворцов фламандских вельмож.
Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символи- ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то, Бронзино.
Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Фран- сиско Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое представление о том, как испанский художник не только виртуозно передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет боль- шим духовным смыслом.
К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которо- го обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зри- телем.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи (1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё- инженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечаю- щий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманисти- ческий идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).
Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульп- тор, живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а так же трагические ощущения кризиса гуманистичес- кого миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументаль- ность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед челове- ческой красотой появились уже в ранних произведениях.
К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)- итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в Риме.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живопи- сец, рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психоло- гической характеристики с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее слож- ные по психологической структуре религиозные и исторические ком- позиции. Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия психологических коллизий.
Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс анг- лийский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупней- ший гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились социальные противоречия, предшествовавшие Английс- кой революции 17 века. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверж- дающим началом: «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и т. д. В исторических хрониках запечатлён кризис феодальной системы. Шекспировский канон включает 37 драм. Глубокий лиризм и поэтичная образность присущи как поэмам и «Со- нетам», так и драмам (написанным преимущественно белым стих- хом), отличающимся проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы героев явлени- ями государственного и общественного значения. Изображение харак- теров во всей их многогранности и движении – важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.
Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершив- ший переворот в естествознании, отказавшись от принятого в тече- ние многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением её вокруг Солнца.
Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из ос- нователей точного естествознания – всю свою жизнь боролся против схоластики, считая основой познания опыт. Заложил основы совре- менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели- оцентрическую систему мира Коперника, за что был подвергнут суду инквизиции.
Надо сказать, что в средние века большинство учёных подверга- лось гонениям со стороны инквизиции – судебно – полицейского уч- реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал учения церкви, считался еретиком и обычно приговаривался к сожжению. Примером тому может служить судьба итальянского философа – пан- теиста и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего концеп- цию о бесконечности и беслисленном множестве миров Вселенной.
Работы Исаака Ньютона (1643 – 1727) – английского математика, механика, астронома и физика – надолго определили пути развития физики и математики. Значительная часть классической механики на- долго сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения постепенно осознавался как единый принцип, позволяющий строить совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им матемачический анализ открыл новую эпоху в математике.
Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев средневековья, людей, которые не смотря на протесты церкви, про- возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со школьной скамьи, можно написать очень много.
Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской литературе»
Анатолий Томилин «Рассказы об электричестве»
«Советский Энциклопедический словарь»
М. Шахнович «Тайны Прометея»
«Энциклопедический словарь математика»
Журнал «Огонёк» 1987 года.
1. Культура западной европы в средние века презентация
2. Презентация на тему Культура Западной Европы
3. Культура западной европы век презентация
4. Александр блок биография презентация
5. Анненский биография презентация к уроку
6. А блок поэма двенадцать урок презентация
7. А а блок биография презентация
8. Презентации культура западной европы в средние века
9. Культура Западной Европы В средние века презентацию
10. Андрей рублев презентация к уроку
11. Презентация Блок поэма Двенадцать
12. На тему культура западной европы века
13. Анненский биография презентация
14. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ
15. На тему Культура западной европы