Лекция 2
Тайна человеческой личности.
План
Проблема познания личности (тайна человеческой природы и неисчерпаемость личности).
Личность и индивидуальность.
Социализация личности.
Личность и социальная среда, социальные роли и статус личности.
Психологическая структура личности.
Проблема типологии личностей.
Психологические проблемы и судьба личности в современном мире.
Эпиграф: “Весь мир театр.
Все женщины, мужчины – все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той…”
(У.Шекспир).
Проблема познания личности
Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уникальная, неповторимая личность. (А. С. Пушкин: “Нет, весь не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья убежит…”) Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было и нет и не будет другого такого человека как я. Вполне справедлива мысль о том, что когда рождается человек, рождается целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окружающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах). Трагедия смерти каждого человека в том и состоит, что гибнет не просто один из миллиардов человеческих особей, гибнет личность и весь ее неповторимый и невосстановимый мир и всё человечество становится беднее, гибнет всё потенциальное богатство материальной и духовной культуры, которую могла бы еще подарить человечеству личность. (Парадокс жизни: сил в юности много, а ума и предусмотрительности знаний, правильного понимания жизни и ее направление нет в старости же наоборот, есть все нужные знания для “правильной” мудрой жизни, но нет ни времени, ни сил). Каждый человек хочет считать себя личностью и обидится, если его не будут считать таковой другие люди (особенно чутки к этому ущербные или ущемленные личности.)
Но не каждый задумывается над тайной личности, и не каждый задумавшийся над ней постигает эту тайну. Философы ищут ответ в абстрактных философских теориях. Психологи ищут ответ в исследовании психологических физиологических процессов индивидуального организма. Социологи ищут ответ в исследовании общественных отношений и их влиянии на человека. Только религия не ищет теоретического ответа, она постулирует принципиальную личность и мистический путь её само постижения через общение с богом. Но тайна индивидуальной человеческой личности остается до конца не разгаданной.
Дело в том, что ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собственная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности.
Польза рассмотрений этих теории в том, что они могут помочь каждой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие представления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личности
Индивидуальная личность как предмет познания неисчерпаема, ибо она имеет потенциально-бесконечное количество проявлений, а так же находится в состоянии постоянного развития и изменения, имеющий также потенциально-бесконечный набор возможностей. Но не нужно путать исчерпывающие знания о личности со знанием, пониманием ее существенных сторон и качеств, которые не только достижимы, но необходимы человеку для сознательного управления своей жизнью и судьбой. Это-то понимание, ключ и методику к нему и дают психологическая концепция личности, но не всякая. А лишь опирающаяся на правильную объективную диалектико-материалистическую философскую базу. О чем здесь идет речь?
О том, что понять, что такая личность вообще невозможна не дав сначала ответ на вопрос: что такое человек вообще. Ибо личность это и есть индивидуальный человек. И основания индивидуальности заключены в природе человека вообще. А это – вопрос чисто философский. И философы дают богатый набор ответов о природе человека. От натуралистических до разного рода идеалистических. Возьмем, например, такую концепцию: человек это один из видов животных, обладающий теми же потребностями биологическими и способностями, что и они. Особенность этого вида в том, что он самое хищное и всеядное животное. Животное социальное, способное к речи. Индивидуальность личности при этом сводится к набору биологических качеств и инстинктов, присущих каждому отдельному человеку: как биологической особи. Но при таком подходе уж очень бедным и примитивным выглядит мир личности и другие животные также должны быть признаны как личности. Философы идеалисты склонны сводить сущность человека к его идеальным, духовным качествам – душе, сознанию, интеллекту и т. п. При этом, однако, теряется реальное основание индивидуальности человека – его индивидуальный биологический организм. Ведь духовные качества являются общими, общественными по своей природе, надындивидуальными. Идеалисты не могут найти какого-то основания их индивидуализации, и им остается просто постулировать. не решает проблемы и третий вариант – механическое сочетание натуралистического и идеалистического подходов к сущности человека, т.к. приводит к неразрушимому дуализму души и тела, что тем более запутывает вопрос о критериях индивидуальности личности. В этом вопросе о природе человека, как определяющим для решения вопроса о природе личности и заключен ключ и главная трудность познания личности.
Реальное основание для действительного познания личности, как вообще, так и конкретной, дает только диалектико-материалистическая концепция сущности человека. эта концепция при определении сущности человека исходит не из произвольного набора внешних признаков, а из родовой, определяющих видовую специфику и сущность человеческого существа деятельности общественного, производительного материального труда.
Значит сущность человека определяется системой отношений общественных, возникающих в процессе труда. Эти отношения делятся на два вида, выступающие как две стороны единого процесса труда: отношения между человеком и природой и отношения между людьми. Специфика обоих отношений в том, что они опосредованны орудиями труда и соответствующими формами деятельности социальными.
Т.е. мы видим, что сущность человека не дана ему как биологическому существу (особи вида биологического “человек”) от природы, а возникает в процессе включения индивида в систему общественных отношений и общественного производства. Человек, есть индивид, включённый в эту систему.
2. Личность и индивидуальность.
Опираясь на такое понимание сущности человека, мы можем перейти к понятию личности. Личность есть индивидуальный человек. Каковы основания индивидуальности личности и что такое вообще индивидуальность? Индивидуальность человека - уникальность набора присущих ему качеств. Ее основания заключены в биологической индивидуальности человеческого организма и в индивидуальности социального опыта индивида (конкретной системы социальных отношений и форм деятельности, в которую включен отдельный индивид). Т.е. мы можем выделить два вида индивидуальности, присуще человеку:
биологическую индивидуальность (уникальное сочетание биологических особенностей организма).
социальную (уникальную систему общественных отношений конкретного вида).
Какая из них главней. Естественно, что для характеристики личности большое значение играет социальная индивидуальность, социальные, а не биологические качества индивида (не рост, например, а нравственные качества). Но мы должны избегать распространенной ошибки отделения и противопоставления биологической и социальной индивидуальности как двух независимых друг от друга сторон личности.
На самом деле – это две стадии развития человека (от индивида к личности, от биологической индивидуальности к социальной, а не две стороны личности. Личность, т.е. следует определить как социальную индивидуальность, в которой снята, преодолена, преобразована и сохранена, но в новом высшем социальном качестве биологическая индивидуальность человека.
Личность выступает как социальное качество индивида, приобретаемое им в процессе социального воспитания и сохраняемое в процессе социальной жизнедеятельности
Другими словами личность – социальная индивидуальность человека, или индивид, включенный в конкретную для него систему общественных отношений по поводу воспроизводства собственного существования и средств к нему, а так же одновременно собственной социальной сущности. В связи с определением личности как индивидуальности, давайте ограничим понятия индивидуальности и типичности. Индивидуальность отношений и качеств личности (биологических или социальных) не означает их уникальности. Разным личностям и индивидам могут быть присуще одинаковые качества, являющиеся в принципе общими, родовыми, типичными. Индивидуальность выражается в уникальности для каждого индивида сочетание или набор тех или иных качеств, в различной степени и формы проявления.
Индивидуальность не только не отрицает похожесть и типичность, но напротив только и возможна благодаря типичному, как возможность уникального набора из типичных черт.
Подведем итоги. Как связаны эти четыре понятия – индивидуальность, индивид, человек, личность? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, который приобрел социальную индивидуальность, и снял т.е. свою биологическую индивидуальность. Всякая личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:
объективное (признающее личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и деятельности).
Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – личность, и считающее необходимым установление социальных критериев личности, – т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению чтобы быть личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими. Наиболее часто называются следующие критерии личности:
Самосознание, - определенные моральные качества, сила воли, - способности
Самокритичность, - свобода (в моральном и аморальном смыслах),
Самовоспитание, - или перевоспитание (тот, кто сам себя строит),
Непохожесть на толпу, массу, большинство (кто идет наперекор всем, вышел из толпы, пошел наперекор всем) и т.д.
Возможны, конечно, различные комбинации специальных личностных качеств из этого набора.
В принципе, с научной точки зрения или в широком смысле слова каждый человек является личностью (каким бы незначительным или средним, типичным, ничтожным он бы нам ни казался, ибо он обладает своей уникальной социальной индивидуальностью). В узком же ценностном смысле слова, конечно, можно говорить о различных уровнях развития личности в зависимости от выбранных критериев.
Социализация личности.
Каждый человек рождается не как человек, а как индивид или биологическая особь вида человек разумный. Чтобы стать личностью, человеком индивид должен пройти процесс социализации. Если он по каким то причинам не пройдет ее, он так и останется биологическим индивидом, лишенным собственно человеческих социальных качеств.
Социализация личности есть т.о. процесс превращения индивида в человека и личность, процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыты в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. В этом процессе можно выделить две взаимосвязанных стороны:
индивидуализация социального содержания (социальных отношений и форм деятельности)
социализация биологической индивидуальности человека.
По поводу сути социализации есть разные толкования. Т.н. биогенетическая концепция рассматривает социализацию как детерминацию социальных качеств личности биологическими качествами. Социогенетическая концепция, наоборот, считает, что при социализации социальное подавляет в человеке биологическое. Есть теории конвергенции, механического сочетания влияние на социального на биологическое и биологическое на социальное, в результате чего в личности сохраняется биологическое, но появляется и социальное и они ведут между собой борьбу. Все эти трактовки ведут в тупик. Подлинная суть социализации состоит не в борьбе социального и биологического, заканчивающейся неважно чьей победой или сосуществованием, а в превращении биологического в социальное. Механизм этого превращения, преобразования точнее сказать, таков: биолог. потребности индивида – осваивающая деятельность (социальные способы удовлетворения потребностей) – социальные потребности сознательная социальная деятельность – новые социальные потребности и т.д.
В процессе социализации первоначальная активность индивида (ребёнка) стимулируется, побуждается его ест. биолог. потребностями. Но общество в лиц своих представителей – воспитателей навязывает индивиду (ребёнку) социальные способы удовлетворения этих потребностей (формы деятельности). Осваивая эти социальные формы индивид преобразует свои биолог. потребности в социальные. Каждая удовлетворённая социальным способом, социальная потребность далее стимулирует, побуждает, рождает новые формы социальной деятельности, а те рождают новые потребности и т. д. Таков механизм не только социализации, но и развития личности (его своеобразно описал Пушкин в образе старухи из “Золотой рыбки”).
Т. о. В основе социализации личности лежит социализация и социальное развитие ее потребностей и способов их удовлетворения.
Основные моменты социализации: - вступление индивида в систему социальных отношений – овладение индивидом социальными формами деятельности – приобретение индивидом социальных качеств, - усвоение индивидом мира духовных и материальных ценностей, знаний, накопленных человечеством.
Социализация является результатом взаимодействия трех основных взаимодействующих факторов:
социального воспитания
биологических качеств индивида и личного опыта (личной, индивидуальной деятельности).
В свою очередь характер социального воспитания и его формы определяют прежде всего существующим общественным строем и соответствующей ему материальной и духовной культурой. Но этот специальный вопрос мы рассмотрим в другой теме.
Социализация проходит ряд этапов первый период – младенчество от рождения до года. Это этап доверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со взрослыми. Благодаря этому общению ребёнок осваивает нормы отношений между людьми. В этот период у ребенка ещё не сформировалось самосознание. В зависимости от характера воспитания – обращение матери с ребенком в этот период у него формируется либо позитивное, оптимистическое отношение к миру (если он получает качественный уход и имеет положительное и достаточное общение с матерью), стремление к жизни, либо отрицательное, недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти (если имеется дефицит эмоционального общения с матерью и оно носит негативный характер).
Вторая стадия – раннее детство (от 1 до 3лет) – этап самостоятельности. Ведущей деятельностью является предметная, и соответственно на первый план выходит усвоение общественно – выработанных способов деятельности с предметами. Именно в этот период ребенок впервые начинает осознавать субъектом собственных действий и поступков (отделяя свои действия от действий взрослых). Он говорит: “Я сам”, не только отделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя другим (это моё). В этот период формируется автономия и независимость ребенка, он учится контролировать себя при выполнении основных бытовых действий. Родители при этом стараются регулировать степень автономии, уравновешивая её стыдом и наказанием за неправильные действия. В оптимальном варианте должно соблюдаться определённое равновесие автономии и стыда и тогда развитие ребенка будет положительным, у него сформируется самостоятельность, автономия, опрятность, воля. Если же самостоятельность автономия ребенка будет чрезмерно подавляться ребенка разовьется сомнения в своих силах, стыд, зависимость от других. Третий период – дошкольное детство (3-7 лет) – этап выбора инициативы. Ведущей деятельностью является игра, смысл которой состоит в освоении социальных ролей, взаимоотношений между людьми. В этом возрасте развитие самосознания сводится к самооценке своих качеств. Если родители поощряют и развивают игровую активность ребенка, то тем самым они формируют правильное отношение ребёнка к миру – инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность. Если же в этот период родители не уделяют внимание к играм ребенка, подавляют его чрезмерной мелочной опекой, то у нег возникает пассивность, неуверенность, чувство вины, подражание образцам. Следующий период – школьный возраст (от 7 до 14 лет). Основной деятельностью является учебная и общение со сверстниками. В этот период происходит освоение знаний, развитие интеллектуально - познавательной сферы личности, освоение норм отношения между людьми. В этот период начинает формироваться т.н. Я – образ - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере сознания, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими. В образ Я встраивается и отношение человека к самому себе. Протекание этих процессов также существенно зависит от метода и приемов воспитания и успешной учебной деятельности ребёнка.
Социализация ребёнка носит положительный характер, если в семье он получает положительную эмоциональную поддержку, в школе успешно овладевает знаниями, в коллективе сверстников пользуется уважением и одобрением.
Всё это воспитывает в школьнике уверенность в себе. Если же вышеперечисленные моменты (семья, учителя, сверстники) не дают положительного поощрения учебной деятельности ребенка и вообще его поведения, то у ребенка возникает комплекс неполноценности, который может закрепиться у него на всю жизнь. Самым важным периодом социализации является юношеский возраст (14-25 лет). Его иногда делят на ранний (14- 18 и поздний 18-25). Ведущей деятельностью здесь является выбор и освоение профессии, учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой человек не только усваивает профессиональные знания и навыки, но и осваивает нормы профессиональных, социальных, производственных отношений. Именно в этом возрасте завершается формирование устойчивого самосознания личности и её характера. Кроме профессиональной деятельности, второй проблемой этого возраста является поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми. Положительная социализация в этот период выражается в том, что человек находит своё Я, своё место в жизни, уверенно включается в определённую социальную группу. Ошибки в воспитании на предыдущих этапах, другие внешние и внутренние неблагоприятные факторы могут вести к отрицательной социализации – тревоги, одиночеству, инфантилизму, асоциальному поведению, враждебности к миру и людям, когда человек не находит признания, своего места в обществе, уходит в себя, боится, избегает личного общения (особенно с лицами противоположного пола).
Социализация в принципе не заканчивается с формированием цельной личности в юношеском возрасте. Она фактически продолжается всю жизнь, поскольку в трудовой деятельности и в других сферах своей жизнедеятельности личность постоянно испытывает определённые воздействия общества и изменяется под их влиянием, хотя эти изменения опосредованны самосознанием личности (и как бы само регулируются ею). Они также не носят такого резкого и ярко выраженного характера.
Особым моментом социализации являются т.н. критические возрасты, соответствующие основным стадиям социализации. Эти критические возрасты неизбежны и естественны, ибо они есть резкий и качественный переход от одного уровня социализации, развития личности к другому. Они сопровождаются отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких. Задача воспитателей в этот период – не упорствовать в своих старых отношениях к ребенку, а перестроить свои отношения в соответствии с изменившимся состоянием личности. Критические возрасты могут проявляться по разному – резко бурно, остро, если окружающие личность люди, воспитатели неверно на них реагируют. Выделяют в жизни личности следующие основные критические возрасты: рождение (кризис новорожденности), детский – около 3-х лет, ребенок становится самостоятельной личностью, юношеский – (18-20 лет) самоопределение в жизни, рубеж 30 и 40 лет – переосмысление прожитой жизни, её итогов. Старческий кризис (переход от активной трудовой деятельности к доживанию, “отдыху”) – очередной пересмотр своего места в жизни, новое “самоопределение”, подведение итогов жизни.
личность и социальная среда, социальные роли и статус личности.
Определяющим фактором развития и формирования из индивида личности являются как видим отношения личности и общества, которые имеют две стороны: сначала общество творит личность, а затем сформировавшаяся личность творит, воспроизводит и развивает в обществе. Рассмотрим конкретный психологический механизм взаимодействия уже сложившейся личности и общества. По отношению к конкретной личности общество выступает как своеобразная, конкретная социальная среда обитания, в которой конкретный человек занимает определенную нишу, место. Что представляет эта среда: общие условия общественно-экономического строя и соответствующие ему культурные, политические, экономические институты и организации, конкретные бытовые условия существования и жизнедеятельности личности, конкретные малые группы, в которые социализирован, включен индивид. Что представляет собой эта ниша или место индивида в социальной среде? Она характеризуется таким понятием как социальный статус личности – совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определённой социальной системе и иерархии общественных отношений. Возможны три основных типовых позиции в отношениях личности и среды в зависимости от удовлетворённости личности своим местом в данной среде или вообще самой средой. Первая позиция, если личность неудовлетворенна средой, - бунт личности против среды, противостояние ей, отстаивание своей независимости, в худшем случае бегство от среды. Вторая позиция подавление личности средой, приспособление личности к среде, если среда вполне удовлетворяет личность. Третья позиция – самоопределение личности по отношению к среде, выражающиеся в активном изменении тех компонентов социальной среды, которые не удовлетворяют личность.
Взаимодействие личности со средой происходит через систему социальных ролей, которые она исполняет. Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия; мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Занимающей определенное положение в обществе, т.е. имеющей определенный социальный статус личности, общество, соц. Среда предъявляет вполне определенный социальные ожидания в отношении ее поведения, т.е. соответствующие этому статусу социальные роли. В зависимости от характера исполнения этих ролей личностью, степени реализации социальных ожиданий, общество применяет к личности положительные или отрицательные (насмешки, бойкот, угрозы, выговор, неодобрение) санкции.
Однако, человек не является пассивным слепком среды, исполнителем предписанных, заданных его также заданным статусом ролей. Активность личности, ее взаимодействие на социальную среду, ее самоопределение проявляется, во-первых, в выборе и смене своего социального статуса (который зависит от объективных условий социализации личности, но и от ее самостоятельного решения), во-вторых, в характере исполнения социальных ролей.
Выбор статуса стимулируется внутренними, ведущими потребностями личности. Причем мотивы выбора статуса делятся на две группы: утилитарные – стремление к материальным благам и ценностям, соц. Льготам или нравственным разного рода (социально-псих. защищённость, любовь, одобрение, уважение людей). Характер исполнения ролей личностью определяется степенью совпадения самосознания личности и исполняемых ролей, т.е. ожиданий личности и ожиданий общества. В случае полного совпадения, имеет место искренне исполнение роли, приносящее личности чувство социального удовлетворения, и ведущее к максимальному слиянию личности с ролью (хотя полного слияния не бывает никогда). Если это совпадение частичное, то имеет место определённый формализм в исполнении роли, и четкое отделение личностью себя от роли, рассматриваемой, как вынужденная необходимость, не составляющая сущность личности. Естественно, формальное исполнение не приносит полного и глубокого социального удовлетворения. Если же ожидание личности и социальные роли ее резко расходятся, то имеет место внутри личностный конфликт между исполнителем и ролью. Возможны следующие виды такого внутри личностного конфликта, разлада между ролями и актером:
если роль выше возможностей личности, ее самосознания “Я”. Она грозит переутомлением, появлением неуверенности в себе.
если роль ниже возможностей “Я”, то рассматривается личностью как недостойная и унизительная.
Этот конфликт может разрешаться в разных формах:
а) объективное изменение ситуации (повышение статуса или изменение его.
б) отказ от исполнения роли.
в) переход конфликта в сферу подсознания, что внешне выражается в психической напряжённости и срывании зла на козлах отпущения.
г) рационализация – убеждение себя и других в добровольности исполнения этой роли,
д) неадекватное поведение, проявляющееся в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить противоположную ей роль (например, ребёнок, нуждающийся в ласке, ведёт себя грубо).
е) обращение гнева на себя, самокритика, переоценка себя как неудачника.
Личность исполняет не одну, а много ролей, т.к. вступает в разные социальные отношения с разными людьми в разных ситуациях и социальных групп. Каждая роль накладывает свой отпечаток на личность, ее самосознание, требует мобилизации психических сил. Однако, человек никогда не отождествляет себя целиком без остатка ни с одной ролью, ни с суммой каких-то типичных значимых для него ролей. Независимость личности от ролей не абсолютно, а относительно (ибо какие-то роли все равно приходится исполнять). Она выражается в том, что:
личность выбирает не только характер исполнения ролей, но и сами роли (в меру своего нравственного развития и соответствующей свободы выбора). Общество более или менее навязывает личности определенный набор ролей, но выбор остается за личностью, как и уклонение от выбора.
Личность сама может творить новые социальные роли, образы, образцы поведения, которые общество может принимать или отвергать.
Личность, исполняя разные роли вынуждена сама ранжировать их, т.е. распределять по степени важности и значимости на основные и второстепенные, а также личность оценивает роли (не без влияния общественного мнения) как положительные или отрицательные.
Основной проблемой отношения личности к своим ролям является совместимость ролей. Роли, исполняемые личностью не должны противоречить друг другу. В противном случае либо формируется противоречивая личность, либо отторгается одна из противоречивых ролей.
Количество ролей, исполняемых личностью велико. Попробуйте, например, подсчитать сколько ролей и каких вы играете в течении дня. Чтобы в них как то сориентироваться прибегают к классификации ролей. Такие классификации возможны по самым разным признакам. Например, по значимости для личности: значимые, положительные, значимые отрицательные, безразличные, главные, второстепенные. По возрасту. По ситуации – т.н. ситуативные роли. по виду деятельности, по разным социальным группам (семейные, в производственном коллективе и т. п.), внутригрупповое деление. Мы отметим только условность любой классификации и ее личностный характер. Для успешного ранжирования исполняемых ролей каждая личность поневоле вынуждена так или иначе их классифицировать, сознательно или бессознательно.
Важной характеристикой личности является не только качество исполняемых ролей и качество самого исполнения, но и богатство ролей, которыми овладела личность, ибо оно определяет богатство самой личности.
Условием успешного исполнения различных ролей является умелая комбинация и переключение ролей. Человек может одновременно исполнять несколько ролей или последовательно, и понятно почему важно выделять главную в данный момент роль и быстро входить в новую роль.
Наконец, в заключении отметим, что личность играет роли не только перед обществом, в лице его конкретных представителей, с которыми она вступает в отношения, но и перед самой собой, а может играть перед воображаемыми зрителями и играя роль всегда нуждается в подкреплениях (поощрениях, хотя могут быть и отрицательные подкрепления), награда за исполнение ролей. Каждая личность в свою очередь является также и зрителем, наблюдающим и оценивающим исполнение ролей другими людьми, и прежде всего близкими к ней. Здесь вырастает проблема взаимооценки и взаимосоответствия в процессе общения. Но это относится уже к другой теме, которую мы рассмотрим поздней.
Психологическая структура личности.
Психологическая структура личности есть система психических состояний, качеств, процессов. Употребляя слово: система, мы имеем ввиду, что это не просто набор независимых характеристик, а сложная система взаимосвязанных очень сложными и разнообразными связями психических явлений, характеризующих личность как субъекта социальных отношений и деятельности. У каждой конкретной личности она индивидуальна и уникальна, но общее её строение и компоненты типичны. Возможны разные построения системы или структуры личности. Наша будет построена на принципе последовательности социализации личности, поскольку итоговая структура личности есть снятая история ее становления.
(Снизу вверх она выглядит так: темперамент ® направленность ® способности ® характер ® сознание ® самосознание. А темперамент. – это биологический фундамент личности, т.е. врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования. Степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В переводе с греч. темперамент означает “соразмерность”, “смесь”. Впервые описал темперамент Гиппократ, назвав типы темперамента по преобладанию в организме определенной жидкости: сангвис – кровь, холи – желчь, флегма – слизь, меланхоли – черная желчь. Физиологические основы темперамента изучил И. П. Павлов, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Деятельность головного мозга по Павлову определяют два основные процесса – возбуждение и торможение. Они различаются по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре типа нервной высшей деятельности, каждому из которых и соответствует определенный тип темперамента:
“безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный (холерик)),
“живой” (сильный, подвижный, уравновешенный (сангвиник)),
“спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)),
“слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный (меланхолик)).
Холерик – человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевая себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движения, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы (н.с.) определяет цикличность в его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и как, только они истощаются, он дорабатывается до того, что все ему невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все падает из рук). Чередование положительных циклов подъёмов настроения и энергетичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н.с. обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность н.с. обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым условиям. Это обаятельный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае становится скучным, вялым, отвлекается. В острой ситуации проявляется “реакция льва”, т.е. активно, обдумано, защищая себя, берется за нормализацию обстановки.
Флегматик – реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспособляется к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях остается внешне спокоен.
Меланхолик - обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, стопор, растерянность, стресс “кролика”, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности по сравнению со спокойной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности, для восстановления которой требуется более длительный отдых. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться им, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н.с. они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Тип н.с. хотя и определяется наследственностью, не является абсолютно неизменным. С возрастом, а так же под влиянием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств может измениться, хотя в ограниченных пределах. Кроме того редко встречаются темпераменты в чистом виде – это не различия по уровню возможности психики, а по своеобразию ее про явления, по характеру протекания психических процессов.
Как влияет характер темперамента на деятельность личности.
Во- первых, он определяет не результативность деятельности, а различие способов достижения цели. Любой темперамент может справиться с любой деятельностью, но своим способом, в разное время.
Во – вторых, темперамент сам по себе никак не влияет на способности, а лишь на форму их выражения, проявления. В – третьих, для каждого типа темперамента существует свой, наиболее подходящий способ деятельности, при котором достигается максимальная продуктивность, и наоборот, такой способ, который наименее подходит этому темпераменту и ведет к низкой продуктивности. Так, особая подвижность сангвиника может привести к дополнительному эффекту, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентированность и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
Нет плохих и хороших темпераментов, у каждого свои сильные и слабые стороны (но и это относительно). Важно только правильно учитывать и использовать особенности темперамента в различных видах деятельности.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности возникает на базе социализации ее потребностей, лежащих в основе мотивации. В системе мотиваций, определяющей направленность личности, выделяют три особых по своей роли элемента: интересы, убеждения и установки.
Интерес – мотив, способствующий ориентировки в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы различают по признаку цели (опосредованные и непосредственные), по широте, и по устойчивости. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива познания, т.к. его удовлетворение приводит не к затуханию, а к развитию и появлению новых интересов. Интересы различают также по содержанию, – т.е. тем объектам, на которые они направлены, и которые играют особое значение для личности.
Убеждения – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания об окружающем мире природе и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека. Важной характеристикой убеждений является единство слова и дела, обеспечиваемое превращением знаний в мотивы поведения.
Интересы и убеждения являются осознанными мотивами поведения личности. Но есть особая сфера мотивации поведения, носящий неосознанный, подсознательный характер. И центральное место среди этих мотивов занимает УСТАНОВКА – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена определенная потребность. Установка – это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, осмыслить объект, или действовать с ним. Предвзятость , составляющая сущность многих установок, является результатом выводов из личного опыта человека или некритического усвоения стереотипов мышления и поведения. Установки по отношению к обычным явлениям общественной жизни могут быть позитивными или негативными, принимающие характер предубеждения. Психологическими исследованиями выяснены три составные части установки:
а) познавательная (образ того, что готов познать и воспринять человек)
б) эмоционально-оценочная (комплекс симпатий или антипатий к объекту установки)
в) поведенческая (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).
Динамика развития направленности такова: потребности – мотивы – интересы – убеждения – установки.
Направленность занимает одно из главных мест в психологической структуре личности, ибо определяет цели и содержание ее активности, деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладением необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками. Они есть возможность приобретения знаний, умений и навыков и проявляются в динамике их приобретения. Это характеристики деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, а не их самих. Способности обнаруживаются только в деятельности, требующей соответствующих способностей, по совладению знаниями, умениями, навыками (соответствующими). Они проявляются в динамике приобретения знаний, умений и навыков, т.е. в том насколько быстро, глубоко, прочно, легко осуществляется это овладение. Способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности. Для разных типов деятельности необходимы различные комплексы свойств – особенностей. Выделяют два типа особенностей – общие, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности и специальные – отвечающие узкому кругу требований конкретной деятельности. Когда говорят о способностях, то встаёт четыре вопроса:
являются ли они врожденными биологическими качествами личности?
Какова их физиологическая основа?
Можно ли их измерить и как?
Возможно ли развитие способностей?
Кратко остановимся на этих вопросах. Физиологическая основа способностей пока изучена плохо, но верное направление дает учение Павлова о трёх чисто человеческих типах высшей нервной деятельности, лежащих в основе формирования тех или иных способностей: мыслительной, художественной, средней. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к деятельному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и контролируется разумом. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, научной деятельностью. У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, эмоциональное, яркое воображение, непосредственность и живость восприятие действительности. Их интересует искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Большинство людей принадлежит к среднему типу с небольшим преобладанием деятельности одного из полушарий мозга.
Современные исследования мозга показали, что полушария мозга имеют свои специфические функции, и преобладание одного из них существенно влияет на индивидуальные особенности человека.
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
1. хронологический порядок | 1. Текущее время |
2. чтение карт, схем | 2. Конкретное пространство |
3. запоминание имен и символов | 3. Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц |
4. речевая активность | 4. Восприятие эмоционального состояния |
5. видение мира веселым, легким | 5. Видение мира мрачным |
6. детальное восприятие | 6. Целостное образное восприятие |
Являются ли способности врожденными? Поскольку они являются определенными характеристиками психической деятельностью человека, а не его организма, то естественно, они не могут быть врожденными и передаваться по наследству. Способности возникают только в определённых условиях социальной деятельности и вне её не могут возникнуть и проявиться. Однако, в основе формирования способностей лежат вполне определённые биологические особенности человеческого организма, называемые задатками – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органы чувств и движения, которые вступают как природные предпосылки развития способностей. Разовьются ли задатки в способности и в какие конкретно способности – это зависит от
от того будет ли вовлечен человек в деятельность, соответствующие этим задаткам, т.е. где могут проявляться эти задатки,
в какой конкретный способ деятельности будет вовлечен человек
какую методику обучения определенному виду деятельности применяют обучающие ( ибо неправильная методика не только не способствует, но не препятствует их проявлению и развитию).
Передаются ли эти способностью по наследству? Как показывает опыт, иногда да, но чаще нет и причина этого еще не раскрыты.
Исследования физиологической основы способностей и задатков установили, что последние не связаны с весом мозга или количеством извилин, и что определенные способности не локализуются в определенных участках мозга (как считал Галль, составивший свои френологические карты).
Психологию всегда интересовал вопрос количественного измерения способностей. Ещё в начале нашего века западные социологи и психологи разработали соответствующую методику измерения количества интеллекта (Кеттел, Термен, Спирмен, Айзенк).
Суть методики в том, что испытуемому предъявляется набор тестов, задач, которые оценены в баллах. Ограничивается время проведения тестирования. По сумме заработанных баллов вычисляется коэффициент IQ по формуле:
Умственный возраст
IQ= Фактический возраст * 100
Умственный возраст устанавливается в соответствии с количеством набранных баллов, соотнесенным с определенным возрастом.
Пороком этого теста является то, что фактически он устанавливает не способности, те динамику приобретения знаний, навыков и умений, а уже имеющиеся у личности знания, навыки и умения, которые и используются испытуемым при решении тестов и задач. Количественное измерение должно быть основано на методике именно изучающей динамику формирования знаний, навыков, умений. Одной из таких методик является метод определения зоны ближайшего развития Л. Выготского. Суть его в том, что тестовые задания предъявляются испытуемому дважды. Сначала он пытается решить их сам, а второй раз с помощью педагога. Затем сопоставляются результаты первого и второго испытания и их динамика и есть показатель уровня способностей.
Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Характер – целостное образование, сложное и неделимое сочетание всех психических качеств личности (волевых, чувств, и интеллекта). В отличие от направленности, определяющее цели и общее направление деятельности личности, характер определяет способ деятельности, как определённая программа поведения, обеспечивающая типичные реакции в типичных условиях.
Среди системы качеств, составляющих характер доминирующие и второстепенные черты. Последние могут гармонировать с первыми или нет. В первом случае мы видим цельный характер, во втором – противоречивый. Черты характера принято систематизировать по четырём группам:
отношение к другим людям,
отношение к себе,
отношение к делу,
отношение к вещам.
Характер выступает как психологический каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно связанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в разных видах деятельности. Характер является не врождённым, а социально приобретенным качествам. Основные факторы, формирующие его: общественный строй(действующий через отношения в малых группах), характер деятельности личности, её содержание, успешность и перспективы, темперамент, воспитание, самовоспитание, направленность личности.
Наиболее яркое выражение характер получает в поступках, поведении, деятельности личности. Поэтому о характере следует судить прежде всего на основании поступков людей. Сам характер формируется через поступки, которые повторяясь становятся привычными, закрепляются в чертах характера: от анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности, и от понятого характера к уже предвиденным и уже ожидаемым поступкам. Об этом говорят восточная пословица: “Посей поступок –пожнешь привычку, посей привычку – пожнёшь характер, посей характер – пожнёшь судьбу”.
Характер – лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Речь идет о том, что человек, поставленный в ситуацию выбора или экстремальную ситуацию способен стать выше своего характера, как типичной реакции на определенные обстоятельства, и значит стать выше обстоятельства. Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и своим внутренним психологическим (характеру) представляет собой силу самоизменения человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попытки однозначного прогноза поведения человека, опирающиеся на знание его характера не могут дать совершенно достоверный результат.
Общеизвестное понятие “тяжёлый характер”. Но какой психологический смысл этого понятия. В нём выражено явление акцентуации характера, крайнего варианта нормы, результата усиления некоторых черт.
Акцентуация характера при неблагоприятных ситуациях может привести к патологическим изменениям поведения личности. А. Личко выделяет следующие типы акцентуации характера: интровертный – замкнутость, затруднённость в общении, и налаживании контактов с окружающими, уход в себя. Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, хвастливость, поверхностность, конформность. Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, подозрительность.
Неврастенический тип – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность, переходы от кратких вспышек гнева к умиротворению, раскаянию и слезам. Сензитивный тип – пугливость, замкнутость, застенчивость, чувство неполноценности. Демонстративный тип – эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения.
Особо волновал людей всегда вопрос о проявлении черт характера во внешности людей. Уже Аристотель и Платон выдвинули идею диагностики характера человека по сходству его внешнего вида с каким либо животным Человеку, похожему на к-л животное приписывались черты этого животного.
В XVIII веке некий И.К. Лафатер написал труд “Физиогномика”, в котором доказывал, что человеческая голова есть зеркало души и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики есть основной путь познания характера. Его выводы основывались на собственных соображениях по поводу портрету знаменитых личностей (среди которых было немало мифических типа библейских пророков). Идеи Лафатера не оправдались в его собственном опыте. Так его физиогномика не помогла ему распознать характер случайного попутчика, который его убил, во время беседы. Но знамя Лафатера подхватил Франц Галль, разработавший целую “научную систему” - френологию (от слова “френ” - “ум”). Он считал, что все свойства характера имеют строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень выраженности этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих участков мозга. Выпуклости и впадины мозга зеркально отражаются на строении черепа, и т.о. по характеру черепа можно судить о характере человека: “Бедный Йорик” - как сказал Гамлет. Галль составил социальные френологические карты, где разместил качества характера по различным шишками впадинам черепа и мозга.
Ч. Дарвин выдвинул мысль о связи индивидуального характера с определенными частым повторением выражениями лица. Однако, к огорчению всех физиогномистов и френологов, следует признать, что, хотя, конечно, характер личности проявляется во внешнем виде ее, но не настолько ясно, устойчиво и однозначно, чтобы была возможна научная систематическая диагностика подобного рода: по внешности определять характер. Хотя иногда отдельные, частичные достижения в этой области возможны.
Важнейшим элементом структуры личности является ее уникальное, индивидуальное сознание, в котором, кроме уникальных черт, конечно содержится определенное общее, общественное содержание, но индивидуально усвоенное, оформленное и выражаемое. Индивидуальность в случае с сознанием как и во всех других случаях не отрицает, а наоборот предполагает типичность его содержания. Сознание включает в себя два основных взаимосвязанных компонента – социальный опыт, усвоенный личностью в виде системы знаний (не только знаний о мире, людях и обществе, но и о способах деятельности) и совокупность психических процессов (интеллектуально-познавательных, эмоциональных, волевых) обеспечивающих сознательное поведение личности и вообще формирование самого сознания и его функционирование. Нет необходимости специально углубляться в анализ структуры и закономерностей сознания здесь, ибо это большой и специальный вопрос, тем более, что мы его рассматривали уже в первой лекции.
Высшим и, может быть, важнейшим элементом психической структуры личности является самосознание. Оно формируется на протяжении всего периода социализации личности и венчает процесс формирования личности. Самосознание личности психологи определяют как Я-образ – относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная , переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. По своей психологической структуре Я-образ является своеобразной психологической установкой личности по отношению к самому себе. Как установка он включает в себя три момента:
познавательный (представление о своих способностях, внешности, социальном статусе и т.п.)
эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие и т. п.)
поведенческий (волевой) – стремление быть понятым, завоевать социальное одобрение, повысить свой статус и т. п.
Поскольку самосознание включает в себя не только представление о себе, но и представление о своих отношениях к другим и определенное представление об отношении других ко мне (атрибутивная проекция), то я-образ оказывается сложной по своей структуре установкой.
Схема Я-образа
Я сам (Я о Я) | Отношение к другим (Я и другие) | Атрибутивная проекция (другие и Я) |
Познавательный момент. | Сумма представлений о себе. | Знание о других | Проекция представлений о себе в сознании других |
Оценочный, | самооценка | Оценка других | Ожидаемая от других оценка |
Поведенческий | Уровень притязаний | Отношение к другим | Ожидаемое отношение ко мне |
Остановимся на отдельных элементах этой системы. Сумма представлений человека о себе неоднозначна. В образе Я, который мы рисуем для себя т.е. собственном психологическом автопортрете, легко обнаружить не одного, а нескольких Я. Это, во-первых, т.н. “реальное Я” или “переживаемое , сиюминутное Я” – представление личности о себе в конкретный момент переживаемой конкретной ситуации. И таких Я, сменяющихся друг за другом в жизни личности очень много. Второе Я – идеальное Я, т.е. образ субъекта каким он должен быть, чтобы соответствовать общественным ожиданиям и собственным устремлениям. Оно более устойчиво, хотя, конечно, идеализирует личность. Наконец, есть ещё и фантастическое Я – представление о себе каким бы я хотел бы быть, если бы это зависело только от моего желания. Все эти Я сложно взаимодействуя друг с другом играют основополагающую роль в структуре самосознания, ибо определяют характер остальных элементов самосознания. Что касается знания о других, ожидаемых оценок и ожидаемого отношения и проекции представлений о себе на других, то здесь действует принцип личностного уподобления. Например, оценивая других людей, или формируя представления о них, человек склонен судить по себе (ибо вначале у него вообще нет другой мерки). То же самое касается и представлений об отношении других ко мне. Как я к другим отношусь, так и другие кажется, должны относиться ко мне. Однако, с накоплением опыта жизни принцип личного уподобления может постепенно заменятся принципом противопоставления по типу пропозиции: я и они (я – хороший, они – плохие), или комбинаций принципов уподобления и противопоставления. От представления личности о себе зависит, в первую очередь ее самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей. Самооценка может быть трех типов: более или менее реальной, завышенной или заниженной. Реальная обеспечивает нормальное самочувствие личности и наиболее эффективное включение ее в систему общественных связей. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя и свое значение в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате, он как правило сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию, что может привести к утрате межличностных контактов и замыканию в себе.
Заниженная самооценка есть результат далеко не всегда осознаваемой проекции реального Я на идеальное Я. Заниженная самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности. Она есть своеобразное подавление, самоунижение, умаление (своеобразный крест на себе).
Самооценка личности связанна не только с представлением о себе, но и с ожидаемой оценкой, а так же реальной оценкой со стороны других, и наконец оценкой личностью группы. Каковы конкретные выражения конкретных взаимосвязей, легко может определить любой студент самостоятельно. Общая тенденция здесь – повышение самооценки с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Реальная оценка тем выше, чем выше оценка личностью других. (Можно составить сводную таблицу, где коррелированны эти показатели).
Психологи разработали много методик выяснения самооценки. Самая простая – расположение себя на градуированной шкале оценок:
Самый умный | Самый красивый | Самый счастливый |
Самый глупый | Самый уродливый | Самый несчастный |
Большинство людей располагают себя чуть выше середины, что говорит о потребности каждого в самоуважении. Самоуважение в ещё большей степени чем самооценка зависит от уровня притязаний личности – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую ставит индивид перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить, чтобы избежать неудачи. Собственно люди делятся по этому признаку на два типа: I. Одни стремятся избежать неудачи и поэтому при выборе задач разной трудности выбирают более легкие. II. Другие же стремятся к максимальному успеху и выбирают самые трудные задачи. Уровень притязаний зависит от успехов, достигаемых личностью. Эту связь выразил У. Джеймс в формуле самоуважения = успех
притязания
В случае успеха уровень притязаний повышается, а в случае неудач понижается. Из этой формулы вытекает и два основных способа поддержания самоуважения личности. Либо путем увеличения своих успехов, либо путем снижения уровня притязаний. Самоуважение настолько важно для личности, что в случае его устойчивого падения в результате неуспеха, неудач реальных достижений сначала снижается уровень притязаний, но лишь до известного предела, не ниже общественно средней нормы. А далее включаются механизмы психологической защиты своего Я – образа и его достаточно высокой самооценки. Механизм самозащиты может включаться и в другом случае, если личность имеет низкие реальные достижения, но не хочет снижать свой уровень притязаний.
Это механизмы:
Агрессия – реальная или только в воображении против других или против себя.
Замещение деятельности, оказавшейся блокированной непреодолимыми или кажущимися непреодолимым барьером другой деятельности, где успех более реален.
Рационализация – убеждение самого себя в не значимости блокированной препятствиями деятельности.
Вытеснение – спрятать голову в песок, как бы отключиться, забыть о неприятном.
Самосознание, хоть оно и так называется на самом деле никогда не присутствует в сознании целиком и является осознанным. Большая его часть существует в подсознании и оттуда определяет поведение личности. Поэтому мы должны различать самосознание как сложную психологическую структуру Я-образа и осознание этого Я – образа личностью (или его самосознание). Все обладают самосознанием, но далеко не каждый достигает само осознания.
Структура самосознания является результатом процесса и механизма его формирования. Познавая сначала на себя, а других людей, индивид затем начинает сравнивать себя с ними и смотря в себя через других составляет Я – образ, на основе которого затем оценивает себя, сопоставляя самооценку с оценкой других и оценивает других и проецирует их оценку на себя. На основе этого комплекса оценок индивид определяет поведенческий момент. Я – образа, сопоставляя то, что он делает с тем, что от него ожидают другие.
Проблема типологии личностей.
Ни одна типология, ни сумма всех типологий не исчерпывают ни одной конкретной личности, но они позволяют выявить существенные признаки личности, классификация по которым позволяет нам более эффективно строить отношения с различными типами личности, учитывая их типические черты. Проблема типологии – проблема выбора критериев ее. Поскольку личность имеет бесконечное число черт и проявлений, критерии типологии выбираются, исходя из конкретных потребностей людей, исследующих личность. При любой типологии нужно учитывать, что ни один конкретный человек не исчерпывается определенным для него типом, и имеет специфическое проявление черт.
Рассмотрим ряд наиболее распространенных в психологии классификации личности. Очень многие классификации примыкают к опорной схеме деления людей по темпераменту:
А (по Павлову) | Б (по Х.Айзенку) | В (Р. Акофф, Ф. Эмери) |
Неуравновешенный Невротизм (эмоционально-
психическая неустойчивость
к психическим травмам)
Инерт- М Х возбу- интро- М Х экстро-
ность димость версия версия
Ф С Ф С
Уравновешенный эмоциональная стабильность
Чувствительность к личным переживанием
АП ЛА
Пассивные активные
ОП ОА
Чувствительность к внешним обстоятельствам
Смысл типологии Айзенка и Акоффа, Эмери в том, чтобы применить эту типологию к прогнозированию такой важной психологической характеристики как “совместимость людей”. На основе своей классификации в частности Акофф и Эмери разработали целую систему комбинаций типов взаимоотношений позволяющую прогнозировать эти отношения. В центре графика находится характер, в котором все эти черты находятся в равновесии. В пространстве Оаи, ЛП находятся “чистые типы” характеров, хотя и разные. ОА быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идет им навстречу мало думая о себе. ЛП – все время занят собою и старается не проявлять активности. В пространстве ОП и ЛА находятся смешанные характеры, находятся в контакте одновременно с обстоятельствами и с внутренним миром. Чистые типы более трудно, чем смешанные приспосабливаются к своему окружению и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами чистый тип ОА становится все более активным, поддающимся их взаимодействию, а чистый тип ЛП еще более уходит в себя (не трогайте меня). Смешанные характеры напротив смещаются к центральной точке равновесия. Такая же динамика чистых и смешанных типов наблюдается с возрастом.
Если мы в пространстве характеров поместим двух людей, то окажется, что они образуют два вектора, составляющие вместе угол, который называется углом асимметрии. По величине этого угла и разности векторов можно судить о совместимости характеров.
Примерно те же цели типологии Айзенка, с помощью которой он установил, что максимальная совместимость достигается при взаимодействии противоположных темпераментов по принципу взаимодополнения. Дружеские отношения способны поддерживать люди одного темперамента, кроме холериков. Наиболее универсальными партнерами в общении являются флегматики, т.к. их устраивает любой темперамент, кроме собственного.
Методика определения своего типа по графику Айзенка или Акоффа, Эмери, весьма проста: человек откладывает свою оценку указанных качеств по обоим осям и совмещая две точки находит свой показатель.
В общении большое значение имеет не только характер и темперамент людей, но и их особенности восприятия внешнего мира и друг друга, т.н. сенсорный опыт. Чтобы изучить эту зависимость разработали сенсорную типологию.
I | Визуалист | Кинестетик | Аудиалист | “Компьютер” |
Употребляемые слова | Смотреть, наблюдать, любуюсь, яркий | Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю | Звучать, слышать, тон, громкий | Понимать, знать, представлять, интересно, логично |
Поза | Голова вверх, спина прямая | Спина согнута, голова опущена | Голова склонена набок | Прямая поза, руки скрещены |
Движения | Напряжённые | Раскрепощённые | Средние | Ригидные |
Взгляд | Поверх других | Вниз, ниже других | В одну сторону, вниз | Через головы других |
Речь | Быстрая, громкая, высокий тон | Медленная, негромкая, низкий грудной голос | Мелодичный голос, выразительная речь | Монотонный |
Правила слушания | Я должен видеть, для того чтобы слышать | Приблизиться поближе | Не смотреть, чтобы слышать | Никакого контакта глаз |
Чтобы человек мог воспринять, что вы ему хотите сообщить, нужно, чтобы информация была подана ему на “языке” сенсорном, который для него адекватен.
Прогнозированию поведения призвана служить типология Норакидзе, который в зависимости от соотношения внутренних мотивов и внешнего поведения выделяет три основных типа личности:
гармоническая (нет конфликта и расхождения между поведением и внутренними мотивами,
конфликтная, противоречивая – разлад между поведением и мотивами, желаниями.
Импульсивная – поступает только по своему желанию, либо, если нет ярко выраженных желаний, то поступает в соответствии с воздействиями извне (человек – флюгер).
Задача прогнозирования характера личности в зависимости от его физиологической конституции преследовал Кречмер, выделивший четыре основных типа конституции телосложения, которые определяются динамикой внутриутробного младенца. Первый тип – астеник – хрупкое телосложение, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлинёнными и худыми конечностями вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой и головным мозгом. Этому физиологическому типу соответствует психологический тип “шизотимик” – замкнутость, склонность к размышлениям, к абстракциям, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, настойчив, систематичен и последователен, строг, справедлив, непритязателен. Шизотимики по Кречмеру бывают следующих разновидностей: “тонко чувствующие люди”, идеалисты – мечтатели, холодные, властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. Из этого типа формируются три таких типа исторических деятелей: I. Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета.
Второй тип – пикник – человек малого или среднего роста, с выражено жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее. Этому типу соответствует психологический тип циклотимика: Эмоционален (эмоции колеблются между радостью и печалью), общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Разновидности циклотимиков: весёлые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Из пикников вырастают три типа лидеров: 1. Храбрые борцы, народные герои 2. Живые организаторы крупного масштаба, 3. Примеряющие политики.
Третий тип – атлетик – крепкий скелет, выраженная мускулатура, пропорциональное, крепкое телосложение, широкий плечевой пояс. Ему соответствует психологический тип искотимика. Они бывают двух типов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
Дипластик – человек с неправильным телосложением.
Сам Кречмер считал, что конституционные особенности определяют не только психологический тип, но и предрасположенность к определенной психологической патологии. Так циклотимик превращается в циклоида, шизотимик в шизоида. Но специально клиническую типологию личностей мы рассмотрим в теме психические девиации.
Типология по доминирующему инстинкту Гарбузова В. призвана прогнозировать жизненную ориентацию и вообще судьбу личности. Он выделял семь ведущих инстинктов (по его определению – фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжение рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации в первичную социализацию человека). : 1. Самосохранения, 2. Продолжения рода, 3. Альтруистический, 4. исследования, 5. Доминирования, 6. Своды, 7. Сохранение достоинства.
Обычно у человека доминирует преобладает один инстинкт, который и определяет тип личности (и ее судьбу, ее приспособление к миру. Соответственно есть семь первичных чистых типов (и масса смешанных).
1-й тип - эгофильный: - эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться с социальными потребностями ради собственной безопасности. Отрицание риска, тревожность в отношении собственного здоровья и благополучия,.
2-й тип – генофильный: - сверх любовь к своим детям, - семейственность, сверх забота о безопасности и здоровье своих детей, тенденция отрицания своего в пользу мы (семьи) – сверхтревожность в отношении будущего своих детей.
3-й тип – исследовательский: - склонность к исследовательской деятельности, - склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве, - способность без колебания оставлять обжитое место, налаженное дело, при появлении нового, требующего риска, но интересных задач и дел, - устремленность к творчеству, - самоотверженность в реализации творческих устремлений.
4-й тип – альтруистический – доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.
5-й тип – доминантный: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных организационных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жестокой борьбе за лидерство, приоритет общего (интереса дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
6-й тип – либертофильный: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенной к перемене мест, стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.
7-й тип дигнитофильный – нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием, социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескопромисность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.
Фундаментальную комплексную типологию личности попытался разобрать классик психоанализа Юнг. В основу классификации он положил четыре признака: 1. Экстроверсия, интроверсия,2. Рациональный – иррациональный, 3. Мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик), 4. Ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип – интуит.
Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни, для эмоционального – главное выражение отношения к событию, оценка события, его принятие, как факт, как чувственный опыт, присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение. Людей с преобладающими формами (ощущения интуиции) относят к иррациональному типу, а с преобладанием логики, эмоций к рациональному типу.
Типология социотипов будет выглядеть так:
Интроверты Экстраверты
Иррациональные рациональные Иррациональные рациональные
этики логики этики логики этики логики этики логики
И С И С И С И С И С И С И С И С
И – интуиты, С – сенсорики.
Каким выглядит определенная комбинация признаков определяет психосоциотип личности – врождённую психическую структуру, определяющую конкретный тип информационного обмена личности со средой.
Соответственно выделяют 16 типов психотипов (8 интровертов, 8 экстравертов). Интроверты: 1. ИЭИ – Есенин, 2. СЭИ – Дюма, 3. ИЛИ – Бальзак, 4. СЛИ – Габен, 5. ЭИИ – Достоевский, 6. ЭСИ – Драйзер, 7. Робеспьер, 8. ЛСИ – Горький. Экстраверты: ИЭЭ – Гексли, 2. СЭЭ – Наполеон, 3. ИЛЭ – Дон Кихот, 4. ИЛЭ – Жуков, 5. ЭИЭ – Гамлет, 6. ЭСЭ – Гюго, 7. ЛИЭ – Джек Лондон, 8. ЛСЭ – Штирлиц.
Потенциально возможно бесконечное количество классификаций личности, но всегда нужно понимать их функциональную предназначенность, которой ограничено их значение, и кроме того, в любой классификации есть элемент искусственности и относительности, поэтому их нельзя абсолютизировать.
Мы можем, например, предложить такую нравственную типологию личностей.
активный
эгоист АЭ АА альтруист
ПЭ ПА
Пассивный
Важной для анализа личности является типология по отношению личности к окружающей социальной среде: 1. Конформисты (приспособленцы, бывают двух типов: винтики общественной системы и паразиты, каждый из них по своему приспосабливается к социальной среде в зависимости от приоритета общественных и личных интересов. 2. Революционеры (те, кто борется с существующей социальной средой), делятся на теоретиков и практиков, 3. Изоляционисты (те кто стремится изолироваться от общества (уйти в себя) или уйти в асоциальное поведение.
7. психологические проблемы и судьба личности в современном мире.
Реализация личностью психологического жизненного потенциала и есть ее судьба. Она определяется именно этим потенциалом, всеми ее психическими качествами. С другой стороны, судьба зависит от социальных условий глобальных и локальных. Рассмотрим оба эти судьбоформирующих фактора. Психологическая структура личности, ее потенциал оказывает общее детерминационное влияние на поведение и судьбу. Но среди психических качеств ряд специальных, судьбоопределяющих. К ним относятся в частности: 1. Психологический рост. 2. Жизненный стиль, 3. Фокус контроля, 4. Жизненный сценарий, 5. Жизненные позиции, 6. Доминирующий инстинкт,
Рассмотрим их по порядку. Психологический рост, жизненный стиль и комплекс неполноценности, как негативную альтернативу психологическому росту исследовал Адлер. Развитие человека характеризует стремление к совершенству, суть которого в желании максимально эффективным способом адаптироваться к окружающему социальному миру. Адлер назвал его “целью превосходства”. Оно рождается из чувства неполноценности, которое свойственно каждому человеку, особенно в детстве. Умеренное чувство неполноценности стимулирует развитие личности.. но оно моет быть как позитивной так и негативной. Если цель превосходства включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то оно реализуется в личностном росте – движение от центрированности к себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Если же цель превосходства носит негативный характер, то она выражается в стремлении достичь превосходства за счёт господства над другими (жажда власти и агрессии). Источником ее является слишком сильное чувство неполноценности, превратившееся в “комплекс”. Комплекс неполноценности формируется в детстве. Три ведущих фактора его формирования: 1. Органическая неполноценность ребенка, 2. Избалованные дети, 3. Отверженные, нелюбимые, лишние дети, у которых нарушается гармоническое воздействие с обществом. Комплекс неполноценности выражается прежде всего в социальной дезадаптации, уклонения от преодоления реальных жизненных трудностей, который может иметь две разные формы, но одинаковые по результату мотивировки: а) (убеждение себя и других в своей никчемности, несостоятельности связанное с состоянием хронической пассивности , вялости, униженности. б) убеждения себя и других в своем превосходстве над мелочами жизни, которые недостойны внимания. Итак, чувство неполноценности, возникающее в детстве ( в зависимости от своей силы) определяет характер проявления цели превосходства – либо психологический рост, либо развивающийся комплекс неполноценности.
На судьбу личности влияет и такая характеристика как ее жизненный стиль – уникальный способ, выработанный личностью для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Центральное место в стиле жизни занимает схема апперцепции (представление о себе и мире, определяющее избирательную организацию и интерпретацию личного опыта) и паттерны (образцы поведения) по отношению к миру. Каждый человек сам творит свой стиль жизни, являясь одновременно и художником и картиной, избирательно организуя и интерпретируя свой опыт. Адлер выделяет два принципиальных типа стиля жизни: 1. Кооперативный, предполагающий сотрудничество личности с людьми, с обществом, стремление внести свой взгляд в общее дело, 2. Невротический, характеризующийся неспособностью личности к сотрудничеству с обществом, с людьми, эгоистической ориентацией поведения, одиночеством, замкнутостью в себя.
Одна из важнейших, судьбовлияющих характеристик личности – степень независимости и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Психологи назвали этот показатель “Локус контроля”. По тому, где локализуют люди контроль за значимыми для них событиями выделяют два основных типа людей: 1. Интерналы – люди, интерпретирующие значимые события как результат их собственных усилий, считающие, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Экстерналы – люди, считающие, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей, т.е. размещающие контроль за значимыми событиями вне себя. Если интрналам присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя, то экстерналы обычно пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от него ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они пешки в этой жизни, даже свои успехи, достижения и радости они приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других. Человек интернал в жизни ещё “победитель”, а экстернал “побеждённый”. У них разные жизненные сценарии и жизненные позиции.
Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. “Сценарием считается то, что человек ещё в детстве планирует совершить в будущем” (Э.Берн) Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, ещё в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический портрет толкает человека вперёд, навстречу его судьбе и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора. В детстве родители сознательно или бессознательно программируют жизненный сценарий своего ребенка, и он не может этому противиться. Невольно характер жизненного сценария родителей накладывается на сценарий ребёнка. У родителей – неудачников и дети оказываются неудачниками. Тем не менее личность (чем более зрелая, тем легче) может участвовать в изменении и само программировании сценария. В каждом сценарии есть свой типичный сюжет и свои роли (основные роли злодеев и хороших людей, счастливцев и неудачников), свои спланированные заранее сцены. Психологи победителей называют Принцами и Принцессами, а неудачников лягушками. Основных типов сценария всего-то четыре:
Сценарий победителя – Я – хороший, все ОНИ – хорошие, жизнь хороша,
Сценарий побеждённого – Я – плохой, ОНИ плохие, жизнь плоха,
Сценарий озлобленного пессимиста – Я – хороший, ОНИ – плохие, жизнь плоха.
Сценарий комплекса неполноценности – Я – плохой, а ОНИ - хорошие.
Жизненный сценарий оказывает своё влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Психологи выделяют семь вариантов жизненных позиций.
“Идеализация действительности” - позиция новичка: ожидание, энтузиазм, вера в то, что все пойдет хорошо.
“Крушение надежд” – тревога, нерешительность, вызванные растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось, разрушение надежд.
“Вызов всему или неповиновение” – активный бунт, протест, гнев и вызов существующему положению дел.
Уход от дел – ощущение того, что даже не имеет смысла пытаться что-то изменить, отход от дел, при внешнем формальном исполнении функций (эта позиция чревата разрядкой в пьянстве).
Осознание – ощущение необходимости измениться, чувство ответственности, реальный отчет о самом себе, кто я такой, понимание, что если я не изменю себя, будет хуже.
Решительность – активная жизненная позиция, когда человек решился совершить реальные действия в выбранном направлении, бодрее самоощущение, прилив сил.
Убеждённость – человек перестаёт ожидать совершенства от своей работы (и в других сферах), но хочет, чтобы дела шли хорошо, активное постоянное желание улучшить сегодняшнее положение дел.
Последовательность, в которой жизненные позиции осуществляются в жизни разных людей различна. Отсюда различна и жизнь. Однако, человек может изменить свою жизнь, проанализировав и сознательно регулируя свои жизненные позиции.
Мы рассмотрели внутренние, психологические факторы, определяющие судьбу личности. Но она зависит и от внешних обстоятельств жизни, которые могут благоприятствовать или препятствовать реализации жизненных планов и потенций личности. Какие же условия для развития личности предлагает современный мир, современное общество?
Судьба личности в современном мире плачевна. Современное технологическое общество представляя, с одной стороны, материальные возможности для практически неограниченного развития личности, с другой стороны ведет тотально наступление на личность. Рассмотрим основные угрозы личности в современном мире. Первое: это дегуманизация системы воспитания и обучения людей (формализм в воспитании, заброшенность детей, ориентация воспитания послушных винтиков существующего общества). Второе: стандартизация жизни, потребительство, как болезнь современного человечества, превращающие личность в потребителя материальных и духовных товаров, нивелирующие личность, стирающие всякую индивидуальность в примитивных массовых стереотипах поведения и мышления. Далее, урбанизация – скопление в городах-муравейниках огромных масс людей, которое выхолащивает, умерщвляет личные человеческие отношения между людьми, происходит массовое обезличивание и взаимное отчуждение людей друг от друга. Бюрократизация общественной жизни, отчуждения народа от власти ведёт к тому, что безличный бюрократический аппарат истребляет всякое личное проявление, рассматривая людей, как безличные, послушные винтики, пассивные исполнители чиновничьей воли, и сами чиновники превращаются в безличные и бездушные винтики бюрократической машины. Массовая культура, пришедшая в мир вместе со средствами массовой информации, так же является одним из мощнейших и эффективных средств нивелирования, усреднения, подавления личности, индивидуальности. Наконец, дегуманизация современной науки и техники, превращающихся более в самоцель, а человека рассматривающие как средство, утратившие нравственные ориентиры и ограничения, направляющих свои усилия на управление человеком (генная инженерия, кибернетизация, зомбирование, средства массового поражения и т.п.).
Все эти вызовы личности находят отражение в современной психологии и социологии. Так американский социолог М. Симэ выделил шесть социально психологических проявлений отчуждения личности:
бессилие – чувство своей неспособности контролировать события,
бессмысленность – чувство непонятности, непостижимости общественных и личных дел,
нормативная дезориентация – необходимость прибегать для достижения своих целей к социально-неодобряемым (нравственно-неприемлемым) средствам,
культурное отстранение – отвержение принятых в обществе или определённой социальной группе ценностей,
самоотстранение – участие в действиях которые не доставляют удовлетворения и воспринимаются как внешняя необходимость,
социальная изоляция – чувство своей отверженности, неприятность окружающими.
Другой американский исследователь Р. Лифтон создал целую модель современного человека – Протея, который уже не чувствует себя автономной, устойчивой, замкнутой личностью (монадой) , а постоянно изменяет свои личностные характеристики, ценности, стиль жизни.
Подавляющая масса современных людей – это пассивные личности, подавленные, подчиненные современной отчуждающей и дегуманизирующей человека культурой. Они могут быть разделены на три типа. Конформисты, в значительной мере утратившие свою личность, приспособленцы, живущие сегодняшним днём, плывущие по течению, не задумывающиеся о своем положении, не ощущающие нравственного беспокойства дискомфорта. Второй тип – пассивно-активные роботы, функционеры формальных бюрократических структур, целеустремленные на карьеру, зацикленные на формальной деятельности, утратившие свою личную сущность.
Третья группа –идейные проповедники и организаторы отчуждения дегуманизации – правители современного общества, в погоне за властью давно утратившие всякие нравственные ценности и человеческие качества.
Меньшинство современного человечества – это ещё сохранившиеся, не вымершие динозавры, нравственно богатые и культурно развитые личности, понимающие угрожающее направление развитие современной цивилизации, пытающиеся с этим бороться. Все, кто озабочен судьбой личности понимают, что нельзя спасти личность, не спасая современное общество от дегуманизации его во всех сферах. Все они понимают, что борьба за спасение личности должна опираться на верное понимание причин современного кризиса, а так же предпосылок, путей и способов борьбы с анигуманизмом т.н. технотропной цивилизации.
Но в этом вопросе как раз и нет желаемого единства прогрессивной части человечества . программа спасения зависит от понимания причин современного положения личности. Одни исследователи склонны винить порочную природу человека, другие видят источник всех бед в развитии техники и технологии, “демонизм” техники, третьи корень зла видят в неправильных, антигуманных общественных отношениях.
Четвертые – в нераспорядочности, подлости и глупости правителей. Отсюда и различие рецептов спасения. Есть и позиции обречённости или фантастической надежды на “инопланетян” помощь высшего разума.
Всеобщим ощущением сегодня является ощущение реальной угрозы гибели и вырождения не только личности, но и вообще всего человечества, и каждый человек должен принять личное решение и занять личное место в борьбе за выживание личности в современном мире и значит, выживание человечества вообще.
1. Детские кроссворды на тему культура китая
2. Кроссворды на тему культура китая
3. Крестьянская культура средневековья презентация
4. Исламская культура в области музыки презентация
5. Кроссворд Русская культура конца начало
6. КРОССВОРД НА ТЕМУ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
7. Русская культура конца начала века презентация
8. Классификации теории личности бихевиористическая
9. Век музыкальная культура в России презентация
10. Презентация на тему византийская культура
11. Презентация на тему Русская культура
13. Культура Византии в средние века
14. Культура западной европы в средние века презентация
15. Презентация на тему культура века