Эпоха Просвещения-«век разума» охватывает конец 17-18в. Просвещение –необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Умы просвещения волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом , перед человечеством-первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц, просветители видели в распространении знаний. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме. Благодаря достижениям естественный наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным доступным человеческому разуму законам. Победа разума-второй характерный признак. Третий признак эпохи Просвещения-исторический оптимизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопии 18в. служило естественное или природное состояние общества, живущего сообразно разуму, а не по «искусственным» законам. Просветители верили в возможность построения гармоничного общества. Глубокие изменения в социально-политической жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры 18в.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Это была славная эпоха, начавшаяся одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной- в Англии, политической- во Франции, философской и эстетической- в Германии. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения.
В философии Просвещение выступило против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма. Не случайно период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции- веком Вольтера, в Германии- веком Канта.
В области политики и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие силы на магическую силу воспитания.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшем на все сферы и правовые нормы политической и культурной жизни.
Просвещение (18 в.)
Сам термин появился в связи с существенными изменениями в производстве, экономике, политике, праве, в связи с поисками более совершенных форм государственного устройства.
Эпоха Возрождения - эпоха полная противоречий. Это породило явление Реформации
Начало: 1517-1519 гг. Возглавил Мартин Лютер. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется не-посредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства.
Гл. цель в том, что если не устранить, то хотя бы потеснить институт церкви как посредника между чел. и Богом. Дать в руки каждому Библию для самостоятельного осмысления. (Первым перевел Б. на немецкий язык). Человек - второй Бог. Человек - пыль и грязь. Унизить, чтобы возвысить. Возврат к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру.
В 1529 г. - сторонники Лютера выступили на немецком Рейхстаге против его решения об отмене своего собственного решения «О веротерпимости». С этого времени их стали называть протестантами.
Власти создали Святую Римскую Инквизицию.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Уильрих Цвингли. В 1523 г. он провел реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников.
В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву и движение возглавил Кальвин. Он исходил из идеи абсолютного предопределения человека Богом к спасению или гибели, и показателем того, что он «избранник Божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Отделить церковь от гоударства, придать ей республиканский характер.
Роль: Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить без авторитарной опеки церкви. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру. Зарождавшийся капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили идеологическое обоснование в протестантизме, который послужил развитию прогресса: рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства, цивилизованного образа жизни.В 17 в. начала формироваться т.н. европейская культура как социо-культурный феномен. Она рождается с развитием буржуазных отношений и буржуазных революций в Европе.
Нидерландская революция - нач. 17 в., Английская революция - сер. 17 в., Французская реврлюция - кон. 18 в.
Развитие бурж. отн. и производительных сил с необходимостью поставило вопрос о развитии науки и научного обеспечения производства. Ориентация на науку как высшую ценность. 17 в. - век гениев (фами-лии ниже) - в 43 раза больше откры-тий, чем за всю историю до 1975 г.
Была потеснена безраздельная монополия папства на посредничество между человеком и Богом. Христианство остается источником культуры, но культура становиться светской.
С 17 в. книга стали писаться на родных языках, латынь использовалась реже - многоязычие.
17 в. - появление новых стилей в литературе и искусстве: барокко и классицизма, новые направления в философии: рационализм и сенсуализм.
Рационализм - признание разума основой познания и поведения
Специфика древних культур Востока: религия, письменность, образование, система знание, искусство.
Понятие «Древний Восток» - охватывает цивилизации складывающиеся с 4-5 тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Этим условным терминам принято обозначать совокупность очень далеких друг от друга по географ. и хозяйтв. условиям по культурным особенностям стран и народов.
Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость соц. структуры. В религиях Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план выходит религиозный культ могущественных богов. Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетинизм). Главная черта религии Востока – политеиз (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно была отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, об их мудрости, сверхъестественном могуществе. Различные формы культуры начинают вести самостоятельное существование, т.е. культура становиться специализированной.
Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-администр. деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы из писцов происходят первые литераторы. Возникает математика, астрономия, медицина.
Особенности Древневосточного искусства.
Неотделимость худ. сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.
Информационность – в памятниках культуры прослеживаются отчетливое преобладание информативного начала.
Иерархичность – которая проявляется в постоянном стремлении показать какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами через атрибутику или масштаб.
Каждый изображаемый имел определенные регалии.
Н-р – царь или фараон – символы власти;
жрецы – символ знати;
ремесленники – орудия труда.
Каноничеость, т.е. наличие обязат. корм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.
Веды – древ памятник д. культуры
По одной наиболее распростр. версий в середине 2 тыс. до н.э. в Индию с севера вторглась племена ариев. Они расселились в восточном и южном направлении страны. Они создали величайшие памятники культуры духовной, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях Индии дают представление Веды.
Веды – священная книга индийцев, великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.
Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношения), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозным аспектом Веды включали в себя и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.
Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы.
Ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д. Буддизм и индуизм в культуре Индии
Гоудализм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Расцвет этой религии пришелся на V век до н.э. – начало н.э. основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм - означает «просветленный» от древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистических представление об одушевленности всего живого в природе: о карме как законе переселения душ по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.
Центральным в учении Буддизма считается «четыре благородных истины»:
жизнь есть страдание;
причина страдания – стремление к наслаждению;
прекращение страдания – уничтожение желаний;
нирвана - свобода и озарение.
Главной чертой культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности. Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромисом духа и плоти.
Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.
Между Западной и Восточной церковью в 1054.
Ересь - отрицали догмат о божес-твенной сущности Христа, утверж-дая, что Иисус Христос и Дева Ма-рия были смертными людьми.
Монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу.
Инквизиция (от лат. розыск), которая с 13 в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками каралась т.н. «культура безмолвствующего большинства»: ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, вольнодумство, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой.
Продажа индульгенций - грамот об отпущении грехов, как уже со-вершенных, так и будущих.
В 5—9 вв. все школы в странах Западной Европы находились в ру-ках церкви. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви.
В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.
Изменения в человеке: переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий к искуплению грехов, спасения с Божьей помощью.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной наукой. Ее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего цеков-ные. Влияние церкви на средневеко-вые университеты было огромным.
??????????.Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: оно олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божия к достижению индивидуального спасения путем аскетического «сораспятия» Христа при жизни, совместной святой жизнедеятельности.
Монахи брали на себя обязательства. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
Одним из первых был Бенедиктинский орден (6 в).
Доминиканский орден (12 в) боролся с еретиками. К нему принадлежал философ Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств бытия Бога.
Монахи Францисканского ордена (13 в) относились к так называемым «нищим монашествующим орденам», подражая жизни Христа на земле.
Роль монастырей заключалась в том, что они являлись центрами культуры, т.к. в них писались книги, переводились древние тексты, записывались исторические события и т.д.
В период Средневековья возникает и развивается т.н. рыцарская литература.
Одно из наиболее знаменитых произведений - франц. «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.
В 12 в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страстбурского «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей.
Успешно развивалась и рыцарская лирическая поэзия.
В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения.
Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой «куртуазной» (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям.
Бертран де Борн , Джауфре Рюдель
18 в. - век активного развития предпринимательства, оно порождает практицизм (отказ от духовного обоснования) и утилитаризм (цель деятельности - польза).
Растет авторитет знания и чувство хозяина по отношению к природе. Знание - двигатель прогресса.
Авторы идеологии Просвещения: Вольтер, Дидро, Локк, Кант.
Встала необходимость систематизации знания. Франц. просветители создали «Энциклопедию наук, иску-сств и ремесел» в 35 томах (Дидро, Доломбер, Гильвеций, Гольбах, Лометри).
В 18 в. в Англии - промышленная революция, век развития инфраструктуры.
Кант «Что такое просвещение?» - это умение пользоваться своим умом.
Деизм - Богу отводится место только первопричины (Ньютон, Вольтер).
В новых сложившихся условиях появляются острые социальные противоречия. Возникают новые художественные стили: романтизм, сентиментализм, в архитектуре - рококо.
Музыка:
Гайдна называют отцом симфонии - «12 Лондонских симфоний», «Сотворение мира», «Времена года».
Моцарт - «Свадьба фигаро», «Волшебная флейта».
Бетховен - «Фиделио», «Лунная соната», «Девятая симфония», «Торжественная месса».
Рококо, его отличие от барокко.
18 в. Франция - Рококо отражает переход от фундаментализма к культуре малых форм.
Архитекторы занимались не только внешним убранством зданий, но и интерьером. В частности стиль рококо распределяется на такие атрибуты как мебель, зеркала, стены.
Рококо решало проблему уюта, красивого жилища.
Все искусство рококо, в отличие от барокко, построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.
Сюжеты в основном любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».
Яркий представитель Франсуа Буше - «первый художник короля» («Венера с Амуром», «Купанье Дианы»..).
Лозунг эстетики рококо - «искусство для наслаждения», выражал мироощущение предреволюционной аристократии, жившей одним днем (Людовик 15: «после нас - хоть потоп»).
Легкомысленное рококо - полная противоречивость торжественности барокко.
людей. Декарт «Концепция рационализма»: мыслю, значит существую.
Сенсуализм - основа всех основ - ощущение, интуиция и даже божественное провидение, упование на волю Бога.
Франц Снейденс «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка», «Мясная лавка».
Реформация и ее роль в становлении новоевропейской культуры.
Гуманистическое движение еще в 15 в. вышло за пределы Италии и оказало воздействие на культурный процесс в странах расположенных к северу от Ренессанса. Северное возрождение подразумевало не только географические характеристики но и некоторые особенности Англии, Германии, Испании, Нидерланды, Швейцарии и Франции. Северное Возрождение происходило в период Реформации, в культуре этих стран отсутствовали памятники античности, как в Италии. Реформация (преобразование) началась в Германии и распространилась на большинство западноевропейских стран. Огромную роль в Реформации сыграли новые идеи Возрождения. Начало Реформации в Германии связанно с выступлением Мартина Лютера (1483-1546г) провозгласившего 95 тезисов против индульгенции. Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта Гаиса Сакса, автора большого количества басен, песен, драматических произведений. В весьма схожих обстоятельствах реформационного движение развивалось гуманистическая культура Швейцарии. Победа в 40 г. в Швейцарии также облегчило развитие гуманистической культуры в стране. Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале 16 в.. В то время она была абсолютной монархией, что накладывало отпечаток на ее культуру. Наиболее ярким представителем французского гуманизма был автор сатирического романа « и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Значительных высот достигают философия и этика. Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. Видны следы влияния идей Итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей стал Оксфордский университет. Расцвет начало 17 в., достиг своей вершины в творчестве Вильям Шекспир. В отличии от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках капиталистической идеологии, опирающейся на репрессивный аппарат цивилизации. Поэтому гуманистическое движение не носило яркий характер. И тем не менее 16 – первая половина 17в. отмечены взлетом Испанской культуры. В области литературного творчества получили широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (Дон Кихот). Живопись Испании достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко и Диего Веласкеса.
Обмирщение
В ХVII веке завершилась история cредневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени Для него был характерен процесс всесторовнего обмирщения. В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке - в росте интереса к обобщению практического опыта: в живописи - в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли. Господствующий класс осознает необходимость сильной власти в стране и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия обшественой жизни отразила литература. Она приобрела светский характер.
Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.
В нем мирно уживаются самые разнообразные черты, порой совершенно противоположные.
Согласно индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.
Наиболее почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).
Создав синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям. Специфика древне-китайской мудрости, конфуций и лао-цзы
На рубеже VI - V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).
Конфуций считал, что основные добродетели человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль. В основе поведения человека должна лежать мораль и этика. Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии традиции.
Конфуций не проявлял особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение – прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдать установившиеся нормы жизни. Он утверждал, что истинно совершенные люди могут существовать только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.
Мудрец рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила, поведения, что и в семье.
Учение Конфуция – это прежде всего знания о человеческом в каждой личности.
Даосизм возник на рубеже VI - V в.в. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово дао, что означает – путь. Дао – корень всего, мать всех вещей.
Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от дао, а дао – от самого себя. Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир.
Лао-цзы утверждал, что человек будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.
Он утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли».
Дао - источник всего существующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.
Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.
Жители Древнего Китая — одного из первых государств на Земле — создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.
В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических направления - даосизм, учение Конфуция и буддизм.
Конфуцианство. Конфуций усматривал причину всех невзгод и беспорядков в обществе в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших.
Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.
Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению.
Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору — «сыну неба». «Император - это отец народа, а народ — его дети».
Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм.
Во II—I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов.
Основное содержание конфуцианства — это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле.
Арно Даниэль
Позднее в эпоху Возрождения рыцарские романы получили большое распространение в Испании.
Фернандо де Рохас «Селестина»
Мигель де Сарвантес «Дон-Кихот»
Лопе де Вега «Собака на сене», «Учитель танцев».
??????????? ?????????????.Для Западной Европы 5 в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма.
По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы.
. С того времени широко используется камень.Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Пример:
Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арле, Велезе (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Лунде (Швеция).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.
Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Живопись отражала сословно-иера-рхические представления о мире: святые изображались более крупные по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.
К 12 в. во Франции появляется готика. Готический собор - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерн. черта - устремление зданий ввысь. Пр: Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В 14 в. - «пламенеющая готика» - здания украшались тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. Тогда же в Англии намечается переход к «перпендикулярному стилю» в готике - каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами
Культура замкаГородская субкультур -ра деревни
Рыцарская субкультура
Образование в средние века выступает как образование религиозное.Было введено (Боэций) деление 7 свободных искусств : тривиум (грамматика , риторика, диалектика) и квадривиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В XII и Х1Я вв. из них иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. В XIII в. появились и другие университеты: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии; в XIV в. были основаны Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский университеты. Занятия в университетах обычно проходили в форме лекций: Средневековая университетская наука получила название схоластики наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Этому новому этапу духовной культуры Западной Европы соответствует *схоластическая логика», в рамках которой большой вклад в развитие логических идей внесли номиналисты (средневековые материалисты). Достаточно напомнить о поисках геометрических интерпретаций логических зависимостей (Шервуд, Оккам). Схоластика в области логики отнюдь не была прямым продолжением античной классики или ее преломлением через призму религиозной «духовности». Она возникла на основе логического наследия, обработанного арабской классической мыслью и воспринятого средневековой культурой; она подготовила почву для нового подхода к проблемам возможного и действительного, к бесконечности, что позволило затем безболезненно оперировать бесконечностями в математике.
1. Готовый кроссворд на тему многообразие живого мира
2. Готовый конспект по теме Мильон терзаний И А Гончаров
3. Кроссворд по теме архитектура веков
4. Готовый кроссворд на тему природные условия
5. Готовый конспект по теме ощущение
6. Готовый кроссворд на тему миграция
7. Презентация на тему эпоха просвещения
8. По биологии кроссворд по теме нуклеиновые кислоты
9. Кроссворд по теме гражданская война в россии
11. Кроссворд по теме пределы в
13. Презетация эпоха просвещения
14. Кроссворд по теме нуклеиновые кислоты
15. Кроссворд по теме строение клетки