Мир ценностей и проблема осмысления действительности
Дымина Е.В.
"Мамочка, а когда закончится кризис?" - как- то спросила меня вернувшаяся из детского сада дочь. Так уж повелось в этом мире, что самые трудные вопросы задают дети, а мы, взрослые пытаемся ответить на них. Нам больше всего хотелось бы, чтобы мир наших детей был светлым и чистым, чтобы в нем царили любовь и радость, вера и надежда. Но как подарить это детям, если мы сами перестали ощущать свое будущее? Сможем ли мы когда-нибудь почувствовать снова уважение к самим себе, к своей культуре, к своему народу, без чего не может существовать ни одно государство?
Характеристика современной ситуации как кризисной, предполагает, что кризис может быть преодолен. В нашем менталитете заложена непреодолимая вера в то, что за холодной зимой наступит весна, за "трудной годиной"- процветание. Этому учат русские былины и сказки, об этом поется в русских песнях -"без мрака нету света, без горя нет удач." И все же современное состояние духовной культуры России не может не тревожить
В начале 90-х гг. в жизненном мире россиян произошел перелом в связи с изменением основ жизни общества. Современный мир стал сложным, взаимозависимым, быстро изменяющимся, непредсказуемым в своем развитии. Многие негативные тенденции в развитии современной культуры связаны с изменениями в экономической и социальной сфере. Никогда еще Россия и русские не переживали такого трагизма и унижения, как теперь.
И в каждом сердце, в мысли каждой-
Свой произвол и свой закон...
...над нашим станом,
Как встарь, повита даль туманом,
И пахнет гарью. Там - пожар.
Строки из "Возмездия" А.Блока стали актуальны как никогда. В стране с некогда относительно однородным составом населения, произошла резкая социальная дифференциация, повлекшая за собой формирование новых субкультур в рамках современного российского общества, реструктуризацию ценностных ориентаций, формирование новых культурных запросов. Перемены в мироотношении людей, глубинные и массовые, в свою очередь, изменяют облик экономической, политической жизни, влияют на темпы экономического роста. Стремительные изменения ведут к глубокой неуверенности, рождающую мощную потребность в предсказуемости. "Глубокая неуверенность в будущем способствует возникновению не только потребности в сильных властных фигурах, которые защитили бы от угрожающих сил, но и ксенофобии. Пугающе быстрые перемены рождают нетерпимость к изменениям в культуре и к иноэтническим группам".1 Так было в США на рубеже ХХ в., так было в Германии в 30-е гг. Так, по навязчивой аналогии явлений, в современной России.
Тотальный характер принял процесс обнищания общества. Происходят процессы люмпенизации населения, что закономерно ведет к снижению уровня духовных запросов личности, повышению агрессивности общества, активизации маргинально- криминальных слоев, для которых с точки зрения социокультурных взглядов характерны презрение к интеллектуальному и духовно-нравственному началу в человеке, к исторически сложившимся нормам общественного бытия и социального поведения, к образованности, эрудированности и т.п. Известный российский культуролог А.Я. Флиер в работе "Культура как фактор национальной безопасности" отмечал, что "по устойчивости традиций, норм и образцов, бесперебойному социальному воспроизводству, нормативной жестокости и одновременно пластичности, адаптированности к меняющимся условиям существования и т. п. криминальная культура (включая такие ответвления как субкультуры бомжей, гадалок, мелких мошенников, проездных попрошаек и др.) давно уже стала одним из наиболее стабильных социокультурных явлений в России"2. Это значительно снижает безопасность жизни в обществе, что не может не сказаться на ценностных ориентациях по отношению к власти, религии, политике. Когда люди чувствуют, что под угрозой их выживание, они реагируют напряжением, стрессом. Это стимулирует активность индивида на преодоление угрозы. Но высокие уровни напряжения могут становиться дисфункциональными и даже опасными. Ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты, обеспечивающей определенный уровень предсказуемости и контроля над ситуацией. Помните у Ницше: "Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК". При отсутствии такой системы убеждений люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализма, безропотного смирения или форму злоупотребления алкоголем или наркотиками. Неслучайно сегодня философы говорят о том, что кризис культуры в современной России становится фактором угрозы национальной безопасности страны.3
Поставленный на грань выживания, человек стремится лишь к удовлетворению своих биологических потребностей, подчиняя свою систему ценностных ориентаций проблеме выживания. Исторический опыт большинства развитых стран подтверждает гипотезу ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает. Неудовлетворенные физиологические потребности первенствуют по отношению к социальным, интеллектуальным, эстетическим. Условия экономической необеспеченности, непредсказуемости будущего, приводят к определенным сдвигам в шкале ценностных ориентаций субъектов культуры. На первый план выходят "материальные" ценности, обеспечивающие поддержание собственного существования и собственной невредимости, отодвигая ценности, связанные с удовлетворением потребностей в признании, в самовыражении, в эстетическом удовлетворении.
В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Старые конфликты поколений ушли в прошлое. Нарушился привычный механизм трансляции культурных ценностей. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что старшее поколение в современной России , призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Это вызвало определенную растерянность. Они не спешат предавать новому поколению те ценности., которые получили из прошлого. Современная молодежь оказалась в довольно сложной ситуации. Эрих Фромм отмечал: " С раннего детства человек узнает, что быть модным- значит пользоваться спросом и что ему тоже придется "выйти" на рынок личностей. Но добродетели, которым человек научен,- честолюбие, чувствительность к чужому настроению, способность приспособится к требованиям других - носят слишком общий характер, чтобы обеспечить успех. Он обращается к популярной литературе, газетам, фильмам за более конкретными образцами и находит лучшие . последние модели для подражания.
Ничего удивительного, что в этих условиях чувство само ценности человека жестоко страдает. Условия для самоуважения - не в его власти. Человек зависит от других в одобрении и постоянной потребности в одобрении; неизбежным результатом являются беспомощность и неуверенность. В рыночной ориентации человек теряет тождество с собою; он становится отчуждением от себя.
Если высшая ценность человека- успех, если любовь, истина, справедливость, нежность, милосердие ему не нужны, то, даже проповедуя эти идеалы, он не будет к ним стремиться." 4 В современной социо-культурной ситуации уровень непредсказуемости, неопределенности продолжает возрастать.
Смотрите, как дельно, бодро.
Организованно держится
В нашем столетии ненависть.
Какие берет высоты,
Как легко выполняет задания:
Бросок-попадание!
Ах, эти чувства иные-
Как хилы они и вялы.
Разве букет их чахлый
Способен сплотить толпу?
Разве сочувствие может
Других победить в забеге?
Разве многих сомнение за собой поведет?
Эти строки современного поэта, лауреата Нобелевской премии 1996 г. Виславы Шимборской удивительно точно предают мироощущение современного человека
Обессмысливание жизни, когда все теряет какое- либо значение и превращается в хаос вещей и событий ,- есть прямое следствие разрушения иллюзий в результате столкновения с реальностью. Ведь смысл- это порождение наших проекций на внешний мир. Мы оказались не в состоянии жить в этом реальном мире, но система наших ценностей уже не защищает наш внутренний мир. Духовный кризис порожден крушением всех прежних привычек, стереотипов поведения, ориентации человека, что привело его к безысходности. Это приобретает особое значение для молодежи. Ценностные установки в дополнение к образу жизни человека формируют его картину мира комплекс отчасти рациональных (основанных на достоверном знании), но в значительной мере и интуитивных (ментальных, образных, эмоциональных и т.п.) представлений и ощущений о сущности жизни, о закономерностях и нормах этого бытия, ценностной иерархии его составляющих. Как известно базовая структура человеческой личности обычно складывается к моменту достижения индивидом зрелости и относительно мало меняется в дальнейшем. Это не означает, что никаких изменений не бывает в зрелые годы. Анализ показывает, что процесс развития человека никогда полностью не останавливается. Однако вероятность глубокой личностной перемены резко снижается после достижения зрелости. Таким образом изменить ценностные ориентиры взрослого человека сложнее. Фундаментальные перемены ценностей, отражающие перемены во внешней среде, осуществляются постепенно, по мере того, как на смену старшему поколению приходит молодое. Поэтому обществу не может быть безразлично, какая система ценностей формируется в сознании современных молодых людей.
В современных гуманитарных науках активно исследуется гипотеза о том, что системы убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические и социальные последствия. Связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной. Нравственность, общественное сознание, которое отражает сложившуюся в обществе шкалу ценностей, определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и политика. Подробный анализ этих проблем представлен работе видного американского социолога Рональда Инглхарта.5
Все это привело к тому, что проблема ценностей стала одной из самых дискуссионных в современных гуманитарных науках.
Ценности- спорный и неоднозначный термин. Проблема ценностей связана с вопросом о смысле человеческого бытия. Столь модная ныне формула " смысл жизни" (одним из первых ее ввел Ф Ницше) включает в себя вопросы- что есть ценного в жизни, чем она вообще ценна? Очевидно, что каждая эпоха развития человечества отвечала на эти вопросы по-своему, создавая свою систему ценностей. Мир ценностей историчен. Система ценностей формируется естественным путем. Каждая из них имела свое начало, откуда-то появилась в человеческом обществе. Ницше устами Заратустры говорит: "Жить не мог бы народ, не умей он оценивать"; "Скрижаль высших благ висит над каждым народом. Вглядись, то скрижаль его преодолений...То похвально, что ему трудно дается; что непреложно и трудно, то называет он добром; а что из крайней нужды вызволяет : самое редкое, самое трудное он нарекает священным" И потому у каждого народа свои, особенные ценности- "хочет он сохранить себя, так не должен он оценивать так, как оценивает сосед. Многое , что одобрял один народ, в глазах другого было посмешищем и позором...Впрямь , люди сами дали все их добро и зло...Человек впервые вложил ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал смысл вещей и человеческий смысл!"6
Но способен ли человек самостоятельно создавать ценности? Думается, что нет. Слишком мы все разные, слишком в разных мирах мы живем. Ценности всегда были групповыми, они объединяли и разъединяли людей.
Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории. Ценности выступают как сила, определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта - будь то отдельный человек, нация, этнос, государство. На основе ценностей, которые они принимают или исповедуют, люди строят свои отношения, определяют цели своей деятельности, занимают политические позиции.
Ценности - это не объекты (хотя на практике чаще всего ценности и рассматриваются как некоторое качество, присущее объекту, и в силу этого сам объект воспринимается как ценность), например - произведения великих живописцев, исторические и культурные памятники. Разве у кого-то из нас возникает сомнение, что Парфенон или Московский Кремль, работы К.Фаберже или несравненного Ван Гога - это ценности? ). "Объекты" способны быть лишь носителями ценности, независимо от того материальны они или духовны. Ценность не может быть и свойством объекта, т.к. свойство лишь объясняет его способность обрести ту или иную ценность, став ее носителем. Ценности выступают как отношение субъекта (человека или общества) к этим объектам, сфера переживаний человека. Чтобы объект обладал ценностью, необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности. Одна из восточных притч повествует о том , что однажды ученик спросил учителя : " Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И. Доказать это просто. "Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.".7 Источник возникновения ценностей - социальный опыт. Настоящим субъектом ценностного сознания является не отдельный человек в качестве самодостаточной данности, а общество в его конкретных формах проявления (род, племя, группа, класс, нация и т.п.) Ни ценности индивида, ни ценности общества в целом не могут измениться мгновенно. Фундаментальная перемена ценностей осуществляется постепенно. Критерием отделения ценного от неценного в качестве генеральной тенденции всегда выступает общественный интерес. Ценности, как это не покажется парадоксальным, оказываются надличностными, трансцендентными. Мера, степень трансценденции, способность в качестве своих жизненных ориентиров иметь не узкий круг "своих", "ближних", а и "общечеловеческих" ценностей - единственный путь сближения культур, путь к достижению диалога между ними. Ценности на этой высшей ступени своего развития утрачивают границы, замкнутость. Они выступают в роли культурных универсалий, абсолютного образца, на основе которого вырастает весь мир культурного многообразия. Однако, само понятие "общечеловеческие ценности" требует конкретизации и уточнения. Если вдуматься в его содержание, то мы легко увидим его условность. На это указывал Ницше: "Все хорошие вещи были некогда вещами дурными; из всякого наследственного греха произошла наследственная добродетель" Широко распространена идея о том, что на основе современной европейской цивилизации возникнет некая единая цивилизация, с некоей единой системой ценностей, которую стало принято называть системой "общечеловеческих ценностей". Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм ( не это ли определило принятие решений о реформе образования в России), наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Но эта система не должна быть абсолютизирована. К тому же, в ней самой наблюдаются процессы смены ценностных ориентаций, вызванных ростом благосостояния в этих странах, уверенностью в будущем, что меняет сам стиль жизни. Далеко не все можно считать общим для всех. Никакая стратегия не является оптимальной на все времена " Единая мировая цивилизация- это такой же нонсенс, как и генетически стандартный человек, и цивилизационное разнообразие столь же необходимо, для обеспечения стабильности рода человеческого, как и разнообразие генетическое. И в то же время род людской взаимодействует с природой как единый вид, следовательно неизбежны и какие- то общие стандарты поведения и мотивы принятия решений"- отмечал академик Н.Н. Моисеев.8
Необходимо признать, что общечеловеческие ценности существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к единому биологическому виду. Они обеспечивают целостность культуры, отражая единство жизненного опыта человечества. Высшие гуманные ценности, действительно, очень по-разному понимались в разные времена и у разных народов, но они присущи им всем. В глубинных основах культуры любого народа всегда - или по крайней мере , быть может за очень редким исключением - содержаться сходные, более или менее одинаковые для всех культур ценности. Они выступают в роли культурных универсалий. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако с необходимостью она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они часто нарушаются. "Нормы и ценности в культуре детерминируют поведение человека. Вершины этой культуры- идеи добра, цивилизованности и социального порядка, но ее повседневная практика - беспросветный массив диких запретов, пуританских норм и безжизненных идеалов. Странным образом "разумное, доброе, вечное" культуры обращается на уровне ее повседневного функционирования в дубину для репрессии экзистенциального".9 Человек живет по одним законам, а. осознает же свою жизнь по другим. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но парадоксальный факт: хотя житейский опыт показывает, что вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но не смотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями, и никто не хотел бы слыть подлецом. Так называемые "новые русские" на заработанные, отнюдь не честными путями, средства отправляют своих детей учиться в самые престижные учебные заведения мира, нанимают для них талантливых гувернеров, - они хотят видеть их благородными, с хорошими манерами и блестящим образованием. И это тоже тенденции сегодняшнего дня в России.
Не в том суть жизни, что в ней есть,
Но в вере в то, что в ней должно быть.
Эти строки, принадлежащие И .Бродскому яркое подтверждение тому, что общечеловеческие ценности значимы для любой культуры, так как они и делают человека человеком.
Обособленное существование народов в течение долгого времени вело к тому, что, содержащиеся в их культурах общечеловеческие ценности рассматривались людьми как нормы, действующие лишь в рамках их общества, а за пределами его не обязательные. Это вело к формированию своеобразного двойного стандарта.( Политическая культура Америки , как мне представляется -яркое подтверждение этому).Но современный мир становится все более взаимозависимым. По мере преодоления национальной замкнутости, увеличению степени знакомства людей с культурами других народов (этому во многом способствуют и средства массовой информации, развитие новых компьютерных технологий, рост международных обменов, развитие туризма и т.п.) постепенно обнаруживается наличие в разных культурах одних и тех же ценностей, хотя и выраженных в различных формах. Эти ценности осознаются как действительно всеобщие. Глобализация проблем, стоящих перед человечеством приводит к пониманию того, что различие ценностей требует сегодня разрешения в диалоге.
Из безграничного океана ценностей мировой культуры каждый выбирает то, что в наибольшей степени отвечает его потребностям и интересам. Необходимо учитывать тот факт, что люди, воспитаны в разных цивилизационных рамках и очень по- разному воспринимают происходящее, оценивают его, по разному реагируют, по разному принимают решения, даже в одинаковых ситуациях. Многое зависит от того, в какой конкретной ситуации, происходит актуализация или воплощение ценностей. " Теперь ситуация сосуществования множества альтернативных ценностно-нормативных и гносеолого-онтологических систем воспринимается уже не как упадок..., а как необходимая данность, которая должна быть осознана и из которой должны быть сделаны выводы". 10 Таким образом, одной из труднейших проблем современности является мера сочетания и разнообразия цивилизационных установок и некоторых "общепланетарных императивов".
Система ценностей определяет поведение человека сообразно с принципом разумности существования. Они изменяются, актуализируются в ответ на изменение внешних обстоятельств. Изменения, произошедшие за последние годы в мироотношении людей, привели к формированию новых ценностных ориентаций. Последствия этих изменений еще только складываются, элементы прежней культуры все еще широко распространены, но можно, тем не менее, различить черты нового. Все более высокий приоритет отдается качеству жизни, чем экономическому росту. Не абсолютное богатство, а чувство экзистенциальной безопасности является в наши дни решающей переменной. Этим объясняется и такое пристальное внимание к проблемам нравственности, экологии и т.п.
В современной культуре формируется диалогическое отношение и человека к человеку, признание свободы своего партнера. Человек сам осуществляет выбор ценностей из того океана смыслов, созданных человечеством. Нельзя не согласится с мнением французского экзистенциалиста Жан-Поля Сартра, что мы не в состоянии ни на кого переложить тяжесть принятия моего решения и ответственность за это решение. Общечеловеческие ценности, закрепленные в сознании человека нормами морали, предписаниями религии, культурной традицией во многом определяет поведение человека в обществе, но существует лишь как обстоятельства, при которых я все- же решаю сам, что для меня значимо, а что нет. Смысл знаменитого сартровского тезиса: "человек обречен быть свободным" состоит в том, что он никогда не завершен, он все время делает и переделывает себя сам, т.е. сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, в выборе ценностей. Воспитание- формирование ценностного сознания, но оно может быть только диалогом. Выбор смыслов всегда происходит в сфере экзистенциальной. А потому ценности не могут быть заданы. В дзен- буддистской традиции существует одна притча, которая, на мой взгляд, очень точно передает смысл всего вышесказанного "Одного дзенского Мастера спросили: "Что вы обычно делали до того как стали просветленным?
Он сказал: "Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца."
Затем спросили его : " А теперь . когда вы стали просветленным, что вы делаете ?"
Он ответил : " Что же я еще могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца".
Вопрошающий был, естественно. озадачен. Он попытался узнать в чем же тогда разница.
Мастер засмеялся и сказал: " Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие; это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставлять себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать. Но в глубине души я злился, хотя внешне ничего не говорил. Теперь я просто рублю дрова, потому, что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца , потому. Что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится к нам, нам будут нужны дрова. Нам нужно будет отапливать помещение. Учитель стареет . ему нужно больше тепла. Из этой любви я ношу ему воду из колодца, рублю дрова. Но теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость"11
Общество обречено жить в потоке обновляющегося знания, в череде все новых и новых проблемных ситуаций. Это условие существования и культуры, и человека. Развитие культуры происходит нелинейно, многообразно. Изменение системы ценностей - закономерный, неизбежный процесс. Новая, формирующаяся иерархия ценностей должна соответствовать новому складывающемуся типу культуры. В этом многообразии залог устойчивости системы.
Сегодня мы наблюдаем ситуацию формирования новой системы ценностей в России. Можно ли уже сегодня сказать какой она будет? В полной мере нет, но, очевидно, что эта новая система ценностей, ориентируясь на "общечеловеческие" стандарты, должна учитывать особенности менталитета России. В современной культуре Я- сознание слишком слабо развито ( сказывается многовековое существование традиционной культуры). Общество способно задавить пробуждение сознания Я (события в Чечне ярче всего показали механизмы этих процессов. Когда ты отвечаешь не за себя, а за весь свой род) Ценность индивидуальности, свободной личности, способной к саморазвитию, к возможности существования в современном динамичном мире должна соотносится со свойственной для русской культуры идеей соборности. Необходимо поверить в то, что у нас не все потеряно, важно почувствовать общность - мы не одни, у нас общая судьба, вернуть самоуважение и гордость за свою нацию. Идея национальной чести, как показывает опыт послевоенной Японии и Германии может спасти общество от деградации. Но не обойтись и без развития свободной личности, а это значительно повышает ценность образования .
Отсутствие готовых способов трансляции ценностей культуры, необходимость поиска, создание новых способов связи поколений и разных культур - обстоятельство с одной стороны стрессовое, с другой творческое, развивающее. Не случайно в одной древней восточной притче говорилось о том, что как-то на одном собрании зашла речь о падении нравов.
-Если так пойдет и дальше, мир перевернется вверх дном! - воскликнул один из присутствующих.
Не успел он окончить, как один дервиш заметил: как знать, а может быть дно окажется лучше верха.1
Но, очевидно, чтобы реальные перемены произошли необходимо сделать свой выбор между свободой и ответственностью. Необходимо начать с работы над собой. Только на это надежда и только это абсолютно в нашей власти.
Список литературы
[1] Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества.// Полис.№ 4. 1997. С.18.
[2] Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности.// Общественные науки и современность. № 3. С.184.
[3] Там же.
[4] Таранов П.С. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. - М, 1998.С.166.
[5] Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества.//Полис.1997.№ 4. С.6-32.
[6] Сумерки богов.- М., 1995. С.37.
[7] Притчи человечества. -Минск, 1997. С.136.
[8] Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. - М., 1997. С.233
[9] Чухлеб С.Н. До различения добра и зла. (культурная экзистенция) // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия.1997.№ 3. С.58.
[10] Притчи человечества - Минск, 1997. С.158- 159.
[11] Притчи человечества. - С. 210.
1. Комплексы утренних гимнастик для детского сада
2. Комплексы общеразвивающих упражнений в детском саду
3. Все для детского сада конспект гимнастики после сна
4. Комплексы зарядок после сна в детском саду
5. Комплексы зарядки после сна в детском саду
6. Комплексы гимнастики после дневного сна в доу
7. Комплексы гимнастики после сна в стихах
8. Комплексы гимнастики после сна для детей
9. Комплексы гимнастики после сна
10. Комплекс гимнастики в детском саду после сна
11. Гимнастика пробуждения комплексы в детском саду
12. Комплексы утренней гимнастики для средней группы
13. Комплексы утренней гимнастики средней группы
14. Комплекс упражнений для гимнастики после сна в
15. Физические комплексы на улице в детском саду