Организационно - методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики
Курсовая работа
Работу выполнил студент II курса ФФК
Ставропольский государственный университет
Факультет физической культуры
Кафедра гимнастики
г.Ставрополь
1997г.
Введение
Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делает еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!” Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Что такое здоровье человека? К сожалению, в медицине нет общепринятого определения. Многие ученые-медики давали свои различные трактовки. Нам думается, что здоровье — это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенность с окружающей средой, при отсутствии каких-либо болезненных изменений.
Одна из важнейших задач российского государства - охрана здоровья народа. Особое внимание обращают на охрану здоровья детей и подростков. Между тем существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Более того, у учащихся нередко наблюдаются увеличение заболеваемости рядом распространенных болезней и ,что особенно важно, такие изменения реактивности, сопротивляемости организма, которые располагают детей и юношей к развитию болезни. Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
Идеи укрепления здоровья, борьбы за долголетие волновали умы выдающихся деятелей науки и культуры всех времен и народов. Извечен был вопрос — как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым с тем, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь?
Однако проблема физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться весьма актуальной. Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности этого контингента учащихся предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.
Актуальность этого вопроса и определила цель нашего исследования :
Обосновать программу по лечебной гимнастике для детей 7 - 9 лет общеобразовательной школы с элементами творчества в реализации и определить ее эффективность .
Глава 1. Исследование состояния вопроса
1.1 Современные средства и методы восстановления здоровья человека.
В последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма. Широкое распространение получили разнообразные педагогические, медико-биологические и психологические средства / 2 /.
Центральное место в проблеме восстановления и поддержания здоровья отводится педагогическим факторам, предполагающим управление работоспособностью людей и восстановительными процессами посредством целесообразно организованной мышечной деятельности. Возможности педагогических факторов восстановления многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств в процессе построения программы тренировочных занятий.
Психологические методы и средства восстановления помогают быстро снизить нервно-психическую напряженность, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать четкую установку довести до границ индивидуальных возможностей напряжение функциональных систем, участвующих в работе.
Медико-биологические средства способствуют повышению резистентности организма к нагрузкам, более быстрому снятию острых форм общего и местного утомления, эффективному восполнению энергетических ресурсов, ускорению адаптационных процессов, повышению устойчивости к специфическим и неспецифическим стрессовым влияниям .
Восстановительные процедуры, относящиеся к различным группам, по характеру воздействия могут быть подразделены на глобальные, избирательные и общетонизирующие. Средства глобального воздействия охватывают своим влиянием все основные функциональные системы организма. Это такие процедуры, как суховоздушная и парная бани, общий ручной массаж, общий гидромассаж. Средства избирательного воздействия оказывают преимущественное влияние на отдельные функциональные системы или их звенья. К общетонизирующим могут быть отнесены средства широкого спектра действия, не оказывающие глубокого влияния на организм (ультрафиолетовое облучение, некоторые электропроцедуры, аэроионизация). Наибольшее значение в процессе тренировочной работы имеют средства избирательного воздействия. Использование их в условиях разнообразного сочетания нагрузок различной преимущественной направленности и величины позволяет управлять уровнем работоспособности от занятия к занятою / 11 /.
Четкий режим (время отхода ко сну и подъема), применение аутотренинга, проветривание и аэронизация помещений позволяют достигнуть эффективного восстановления во время сна. При локальном переутомлении мышечной системы хороший эффект дает электростимуляция и вибромассаж. При применении восстановительных средств (бани, массаж, гидропроцедуры) следует учесть их интенсивное действие на организм, которое легко может быть передозировано, оказывая отрицательное влияние на работоспособность и здоровье человека / 3 /.
Таким образом , основными требованиями к применению восстановительных средств являются :
- применение восстановительных средств с целью предупреждения переутомления (нецелесообразно снимать нормальное утомление, необходимые для повышения тренированности); восстановление и обеспечение энергетических трат; пластических процессов (углеводы, жиры, белки); водно-электролитного обмена; синтез гормональных веществ и ферментов (вода, минералы, микроэлементы, витамины); повышение тренированности и работоспособности;
- дозирование восстановительных средств с учетом возраста, пола, спортивной специализации и квалификации.
1.2 Состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления.
Лечебная гимнастика — разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.
Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.
Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь. Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Российской Армии, возвращение их в ряды защитников Родины. В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнения, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях . Так например, для больных с недостаточностью кровообращения лечебная гимнастика помимо общеукрепляющего воздействия упражнений имеет целью облегчить работу сердца, укрепить сердечную мышцу и приспособить ее к постепенно возрастающей физической нагрузке, восстановить нормальное кровообращение и улучшить обмен веществ. При заболевании органов дыхания гимнастика способствует ликвидации или уменьшению дыхательной недостаточности, развивая подвижность грудной клетки и увеличивая жизненную емкость легких. Лечебная гимнастика — хорошее средство профилактики и лечения заболеваний пищеварительного аппарата. Правильно проводимые упражнения восстанавливают функции желудка и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение внутренних органов / 14 /.
Непосредственное и наибольшее воздействие упражнений испытывает опорно-двигательный аппарат: мышцы, связки, суставы и кости. При отсутствии движений суставы теряют свои функции, подвижность, мышцы теряют сократительные свойства, работоспособность.
Средства лечебной гимнастики — строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастической стенке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).
Широкое применение получили специальные аппараты и тренажеры. В кабинетах ЛФК различные тренажеры применяются для более эффективного восстановления организма человека после болезней и травм. Они позволяют выполнять движения в облегченных условиях, дозировать нагрузку на определенные группы мышц и функциональную систему, щадя поврежденные звенья, способствуют восстановлению утраченных функций отдельных мышечных групп, общей и специальной работоспособности, помогают устранять атрофию мышц и тугоподвижность суставов.
Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся. В основе лечебного действия упражнений лежит их способность влиять на процессы возбуждения и торможения, протекающие в коре головного мозга. Упражнения оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм больного, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды / 6 /.
Важное значение в процессе занятий имеет эмоциональное состояние занимающихся. Интересное, живое занятие всегда способствует успеху, лучше усваиваются и правильнее выполняются сами упражнения, а это способствует скорейшему восстановлению утраченных функций. Методист по лечебной гимнастике должен хорошо (профессионально) знать свое дело, с любовью относиться к нему, быть чутким и отзывчивым .
1.3 Творчество - как предмет исследования
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох, а на рубеже XIX и XX столетий родилась наука о творчестве—психология творчества.
Основными направлениями исследований проблемы творчества являются : выяснение внутреннего, психологического, механизма творчества (как создается); изучение особенностей субъекта творчества (кто создает), его целей, мотивов, интересов, потребностей, задач (зачем, почему создает) в свете конкретных социально-исторических обстоятельств (когда создает) с точки зрения условий и предпосылок разного рода. Нельзя пренебрегать и спецификой результатов творчества (что создается) / 12 /.
Что же такое творчество?
“Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Неоднозначность в оценке той или иной деятельности исчезает, если, решая, создается ли в процессе этой деятельности что-либо новое и ценное, мы задаем себе вопрос: “Новое и ценное—для кого, с чьей точки зрения? Новое в жизни создающего или в истории общества?” Этот вопрос позволяет различать два рода критериев — психологические и социальные, на которые мы ориентируемся, относя какую-либо деятельность к творческой или шаблонной. Хотя с точки зрения социальной решение учебной задачи по заданию учителя и восприятие художественного произведения не являются продуктивной, творческой деятельностью, психологическая природа их та же, что и создания шедевра искусства, построения научной теории.
“Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества,—писал Л. С. Выготский,—но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве... Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка” / 7 /.
Итак, творчество можно определить как деятельность, направленную на создание чего-то нового. Однако общее определение становится явно недостаточным, как только мы начинаем конкретно рассматривать какую-то личность или ее деятельность. Здесь налицо три совершенно разных подхода. Во-первых, объективно важен масштаб творчества, оценка по достигнутым результатам: насколько продукт деятельности нов, для кого он нов и кому он нужен? Во-вторых, творчество изучается психологически, со стороны процесса деятельности: в отличие от репродуктивной деятельности, когда применяется какой-то готовый шаблон, стереотип мысли, творчество означает самостоятельный поиск, выработку новых средств деятельности или новое их сочетание. И, наконец, третье, личностное измерение: творческая деятельность всегда индивидуальна, неповторима и является способом самоосуществления личности /13 /
Следовательно, мы можем говорить, что творчество - это психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).
Как одна из разновидностей творчества рассматривается в современных исследованиях педагогическая деятельность.
Необходимость творческого подхода к педагогической деятельности обусловлена прежде всего ее целью воспитанием нового человека, формированием у него активной жизненной позиции.
Активная позиция человека означает его социальную активность. Она является и результатом воспитания, и главным показателем его эффективности.
Педагогическое творчество выражается в умении самостоятельно решать нетипичные задачи, видеть проблему там, где все кажется привычным и понятным. Оно проявляется в умениях создавать новые способы воздействия на обучаемых, искать новые варианты решения педагогических задач в процессе обучения, изучения психологии обучаемых и анализа собственной деятельности и деятельности своих коллег, предвидеть, какие трудности могут возникнуть при решении задач у обучаемых. Вместе с тем творчество—это не только созидание нового, но и борьба со старым, отжившим.
А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическая деятельность — “...вещь прежде всего диалектическая — не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным”. Каждая сфера жизни—идет ли речь о труде или общественной работе, о досуге или семейно-бытовых отношениях—должна быть пропитана моральным содержанием. В этом одна из важнейших задач и одновременно важнейшее условие успеха всей работы по идейному, нравственному совершенствованию личности. Основа творчества — создание новой техники, тактики, методики занятия.
Исследователи проблем творчества большое значение придают выявлению особенностей творческой личности. Так, выделяет следующие особенности творческой личности: перцептивные—необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость; интеллектуальные—интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний; характерологические—уклонение от шаблона, оригинальность) инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе / 4 /.
1.4 Человек как субъект творчества
Человек как субъект творчества—явление сложное уже потому, что в нем соединены биологические, психофизиологические и социальные начала, индивидуальное активное проявление которых во внешнем мире образует феномен творчества. Философия, эстетика, психология и другие науки разносторонне изучают это явление. Как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, “многообразие подходов современной науки к изучению человека... не является, конечно, только следствием все большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность”.
Следовательно, определяющим в изучении человека является анализ всей его деятельности (“что”) и индивидуального творчества (“как”). В вопросе о соотношении индивидуального и личностного в педагогическом творчестве и в становлении учителя как творца для нас отправной точкой служит принятое в философии и психологии понимание и различение этих начал. По удачному определению С. Л. Рубинштейна, “свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям... Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности— это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Формирование творческой индивидуальности учителя в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности, оно решающий образом зависит от его личностных черт. Признание этой истины, подтверждаемой всем опытом передовой педагогической науки — необходимое условие плодотворного анализа психологических механизмов формирования учителя как творца /1/.
1.5. Творчество в педагогической деятельности
Творчество в педагогической деятельности представляет собой процесс решения многочисленного ряда педагогических задач. Основной цели обучения и воспитания в коллективе учитель достигает сложными путями, в числе которых преобразование обучения учеников в самообучение, внешней регуляции их действий и поступков в саморегуляцию. Решить такую важную задачу учитель может, лишь осознав общую цель, разложив ее на целый ряд более частных, соподчиненных целей, преобразовав их в конкретные педагогические задачи, проявив творческий подход к делу / 10 /.
Педагогические задачи представляют собой противоречивые ситуации, объективно требующие совершенствования сознания, поведения или деятельности учеников. Каждую педагогическую задачу можно решить многими способами, но только один из них ведет к достижению оптимального результата. Перед учителем педагогическая задача всегда выступает не в форме кем-то сформулированного задания, а в виде реальных обстоятельств, в которых проявляется несоответствие между уровнем подготовленности (воспитанности) учеников и новыми требованиями к их поведению и деятельности. учитель должен в каждом случае всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, сформулировать суть возникшей задачи, определить оптимальный способ ее решения и организовать деятельность учеников в соответствии с принятым решением.
Следовательно, творчество учителя можно более конкретно определить как процесс создания новых путей решения различных типов педагогических задач / 14 /.
Психологические особенности решения педагогических задач сближают деятельность учителя с художественным творчеством, так как творческий процесс всегда связан с созданием новых духовных или материальных ценностей. Однако творческая деятельность учителя специфична, поскольку объект педагогической деятельности—развивающаяся личность подростка—является одновременной субъектом, активным участником процесса воспитания. Если писатель создает новые образы литературных героев, то учитель формирует личность, также способную создавать материальные и духовные ценности .
Творчество не исключает систему и планомерность в работе. Учителя-мастера, учителя-творца характеризуя осознание общей цели воспитания как его личной задачи, умение планировать свою деятельность и деятельность учеников, умение проектировать личность каждого воспитанника, отбирая методы, средства, формы воздействия на него. Не имея определенного минимума знаний и умений в работе с учениками, большинство учителей начинают путь к мастерству с бесконечных проб и досадных ошибок. Они идут длинным путем и нередко вслепую, стихийно подбирают приемы и методы педагогического воздействия. Такой путь продолжителен, тернист и, как правило, малорезультативен.
Педагогическая теория не в состоянии дать рецепт на каждый конкретный случай практики. И педагогическая психология не может передать все те неповторимые ситуации, с которыми сталкивается учитель. Но учитель, вооруженный системой педагогических средств и психологических знаний, сможет в конкретной ситуации взаимодействия с воспитанниками отыскать оптимальный способ решения возникшей педагогической задачи.
Однако не только от знаний и умений зависит успех воспитания. Учитель влияет на ребенка всей своей личностью, своими взглядами на жизнь, своим отношением к людям, к обществу. Подлинная человечность учителя как выражение самой сути нравственности является главнейшим фактором педагогического влияния.
Конечно, было бы неверно противопоставлять знание методов воспитания личностным качествам учителя. Но все же необходимо заметить, что методы сами по себе, как правило, нейтральны, их применение всецело зависит от личности учителя, от его мировоззрения, доброты и честности, непримиримости ко злу и заинтересованности в судьбах детей.
Воспитатель, который сумеет “нажить себе прекрасную душу” (так сказал Горький о Макаренко), полюбить детей, какими бы они ни были, с большей вероятностью достигнет вершин воспитательного искусства, чем тот, кто делает ставку лишь на методы и голую методику. Только синтез знаний и умений, личного благородства, культуры, духовного богатства учителя может привести его к подлинному творчеству / 4 /.
1.6. Творчество в процессе преподавания ОРУ
Как известно под творчеством понимается деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей , а также порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не имевшие место. Применительно к нашему случаю, под творчеством учителя, преподавателя понимается создание физических культурных ценностей через создание качественно новых подходов к подготовке и проведению общеразвивающих упражнений известным практике способом. При этом культурная ценность будет, видимо, заключаться в новом, неизвестном ранее "звучании", способа проведения 0.Р.У. в его образовательном, воспитательном и оздоровительном аспектах влияния на занимающихся. Следует подчеркнуть, что творчество преподавателя в подготовке и проведении ОРУ привносит новое в профессиональное образование студентов. Выпускники факультета, воспитанные в духе творческой деятельности, несут образовательные ценности ученикам школы в области физической культуры, развивая, в свою очередь, творческую активность у будущих студентов ФФК. А это создает реальные предпосылки для формирования качественно новых исходных позиций в подготовке преподавателя физической культуры и спорта.
Основными направлениями проявления творчества при подготовке и проведении ОРУ могут быть:
- подбор содержания музыкального сопровождения или формы подсчета;
- подбор упражнений в подготовительной части ;
- подбор упражнений основной части;
- подбор упражнений заключительной части ;
Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У.. Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений. При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным содержанием. При этом каждое новое упражнений может выполняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями.
При подборе музыкального сопровождения надо учитывать:
- соответствие музыки содержанию упражнений;
- качество музыки как произведения искусства;
- соответствие музыки возрасту занимающихся;
- темп исполнения упражнения и соответствующий ему темп выбранного музыкального произведения;
- четкость и равномерность метрического отсчета;
- плавную преемственность музыкальных фрагментов для каждого отдельного упражнения или оправданную контрастность частей музыкального сопровождения;
- необходимость общего культурного, эстетического воспитания .
Рекомендуется разумное сочетание или чередование в разных комплексах народной музыки современных эстрадных ритмов. Надо помнить, что непопулярные музыкальные произведения, а такие вульгарные мелодии не несут творческой ценности.
Творчество в подборе упражнений подготовительной части может проявиться в использовании большого разнообразия шагов, прыжков, танцевальных действий, элементов акробатики, сочетания отмеченных групп упражнений, применения коллективных действий, гимнастических предметов и снарядов.
Шаги: походный, строевой, с различными положениями рук и с изменением положений рук, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы, на носках, выпадами, приставные, в полуприседе, в приседе, окрестные, с махом и выпадом вперед на рунах в упоре лежа, в упоре лежа сзади, с предметами (обруч, гимнастическая палка, скакалка, набивной мяч и др.) и др.
Прыжки : на двух, на двух с зигзагом, на одной, поочередно на одной, другой, на двух, скрестным шагом, с различным положением рук, с изменением положения рук, в полуприседе, из приседа в присед, с махом одной и толчком другой, на четвереньках.
Возможно сочетание различных вариантов шагов, прыжков, шагов и прыжков.
Творчество в подборе и применении упражнений может проявиться в:
- выборе упражнении, соответствующих конкретной типовой схеме О.Р.У.;
- выборе упражнений, максимально отвечающих требованиям каждого упражнения типовой схемы ;
- разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от выполнения упражнения ;
- применении упражнений парах, шеренгах, взявшись за руки, в колоннах по два;
- использовании в упражнениях гимнастических предметов, гимнастических скамеек;
- в нестандартных исходных положениях, принимаемых в конце упражнения.
Творчество в подборе упражнений части возвращения может проявиться в применении:
- бега, бега по заднему маршруту, бега со сгибанием ног назад, бега с поочередными взмахами прямыми ногами вперед и назад;
- спортивного шага;
- танцевальных шагов /даны выше/;
- прыжков /даны выше/, а также через препятствия /мячи, через скамейку, поперек и др. ;
- шагов в упоре лежа в упоре лежа сзади;
- перескоки партнером известными способами;
акробатических упражнений /кувырков вперед, назад, перекатов с
прямым телом в группировке, переворотов в сторону, кувырков вперед в парах, тройках ;
- прыжков со скакалкой на месте и с продвижением;
- целенаправленных упражнений на развитие физических качеств /силы, скоростной силы, выносливости, ловкости/;
- упражнений .на снарядах /брусьях, перекладине, гимнастической стенке и др./,
- прыжков ноги врозь через находящегося впереди партнера, принявшего положение наклона вперед, согнувшись/.
Творчество в применении упражнения третьей части может проявиться в разработке и реализации специальных требований к их использованию, в применении кратких письменных указаний - карточек /плакатов/.
Созданию общего эмоционального фона упражнений может способствовать применение:
- нестандартных, но относительно простых упражнений ;
- соревновательного метода;
- игрового метода;
- Соревнование можно проводить по простым правилам с оценкой относительно известных действий, например, качества выполнения упражнений, синхронности действий в шеренгах и колоннах, парных упражнений, соответствия движений характеру музыки и т.д. Весьма эффективным может быть соревновательно-игровой прием.
Игровой метод можно творчески реализовать в сюжетном варианте комплекса упражнений , когда, например, народным мотивам мелодии музыкального сопровождения будут соответствовать движения шагов, танцев, темпа и ритма прохождения основной части возвращения наисходную позицию / 5 /.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1 Задачи
1.Овладение технологией исследовательской деятельности в области физической культуры и особенности ее применения.
2.Изучить состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления.
3.Овладеть основами творческого подхода в физкультурно - лечебной деятельности.
4.Эксперементально определить эффективность творческого подхода в процессе применения лечебной гимнастики.
2.2. Методы
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования :
Педагогический эксперимент .
Антропометрия.
Тестирование.
Математико - статистические методы исследования.
2.3.Организация исследования
Для проведения педагогического эксперимента по определению эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики в ноябре 1997 года в средней общеобразовательной с углубленным изучением английского языка школе № 1 г.Ставрополя была организована группа детей состоящая из 14 мальчиков и 15 девочек 8 - 9 лет. На день начала исследования девятилетними считались дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев. Всего в эксперименте участвовало 29 человек.
Перед проведением эксперимента для определения состояния степени здоровья испытуемой группы, был использован специальный тест (Таблица 1).
Измерение веса, определение выносливости (тест Купера) и работоспособности - проводились в первой половине дня.
Вес измерялся (без обуви и в спортивной одежде) на медицинских весах с точностью до 0,5 кг.
Для определения выносливости использовался тест Купера (6 - ти минутный бег ), результат определялся с точностью до 10 метров.
Измерениям предшествовала психологическая подготовка , с целью достижения максимального результата.
Эксперимент длился полтора месяца, его можно условно разбить на два этапа. Первый этап был направлен на определение степени здоровья исследуемой нами группой , а второй - на изменения степени здоровья происшедших за полтора месяца.
Глава 3. Исследование эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики.
3.1.Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастике с элементами творческого подхода в процессе ее реализации.
Анализ литературных источников показал, что возможно множество направлений творческого подхода в сфере физической культуры .При занятиях физическими упражнениями можно вы делить три основных направления.
Первое направление . Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У.. Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений. При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным содержанием. При этом каждое новое упражнений может выполняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями / 5 /.
Второе направление . Достижение эффективных результатов физической культуры и спорта среди школьников реально только при условии, что родители учащихся станут активными участниками этого процесса. К сожалению, еще далеко не в каждой семье знают, как связать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе.
В работе с родителями мы широко используем такие хорошо зарекомендовавшие себя формы педагогического просвещения, как беседы, консультации, лекции и даже конференции по вопросам физического воспитания детей. Однако, на наш взгляд, родителям необходима еще и практическая помощь.
Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей, а также оказания родителям практической помощи можно достичь проводя открытые уроки физической культуры с последующим их совместным обсуждением.
Основная задача открытого урока для родителей — познакомить с показателями физического развития учащихся, рассказать о том, как связать домашнее воспитание с требованиями школьного физического воспитания.
Открытый урок для родителей учащихся спустя некоторое время, должен продемонстрировать, какие сдвиги в показателях физического развития, умениях и навыках произошли у детей.
Третье направление . Прежде всего следует отметить проявление творчества учителя при занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе круглый год . Ведь правильно подобранные учителем методы, средства, организация занятий на открытом воздухе обеспечивает физическое воспитание детей, повышает эмоциональное состояние, укрепляет и закаливает организм, повышает устойчивость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективными средствами неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей / 9 /.
Некоторые из этих направлений легли в основу экспериментальной программы.
3.2.Экспериментальная программа лечебной гимнастики
Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,— соответствие физической нагрузки в любых формах двигательной деятельности физиологическим возможностям организма. Особое внимание уделяется осуществлению контроля за дозировкой и объемом физической нагрузки занятия с детьми перенесшими простудные заболевания.
Целью нашей программы является качественное, максимально эффективное воздействие на определенные мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.
Содержание и методика преподавания лечебной гимнастики подчинены решению следующих задач:
1.Образовательно - развивающего воздействия с целью гармоническогого развития форм и функций организма, совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств.
2.Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма, укрепления здоровья, профилактики и лечения хронических и других заболеваний.
Основными средствами для решения задач экспериментальной программы являются :
1.Общеразвивающие упражнения .
2.Специальные упражнения.
3.Упражнения для домашнего выполнения..
4.Работа с родителями
5.Проведение занятий на открытом воздухе.
Особенности реализации экспериментальной программы.
Занятия с экспериментальной группой проводилось на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня. Невозможностью проведения занятий являлись погодные условия такие как :
- дождь;
- сильный ветер;
- мороз более 10 градусов и т.д.
Продолжительность занятия, интенсивность и количество повторений двигательных действий определялись индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими двигательных действий ( от 15 до 30 минут) .
Помимо коллективных занятий в школе они ежедневно выполняли специальные комплексы упражнений дома. С этой целью мы приглашали родителей учащихся на занятия , объясняли и показывали, что и как дети должны выполнять в домашних условиях, какими должны быть темп , количество повторений. В помощь выполнения комплексов физических упражнений дома, были предложены наглядные пособия для определения правильного исходного положения и выполнения двигательных действий.
Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра) , а ассоциировались с названиями разных животных, предметов и т.д. Следует отметить , что непривычные формы проведения наших занятий имели большой успех как у детей , так и их родителей.
3.2.2 Содержание комплекса лечебного воздействия
Комплекс №1
Содержание | Дозир-ка | Организация и технология |
1. “Мы большие”. 1-4 - ходьба на носках, вытягивая руки вверх; 5-8 - обычная ходьба, опуская руки вниз. “Хлопушки”. И.п. - о.с. 1- хлопок впереди; 2- хлопок внизу за туловищем; 3- хлопок впереди; сгибая руки, хлопок за головой. “Лыжники” И.п. - ноги слегка расставлены, ступни параллельны, руки впереди, кисти сжаты в кулаки. полуприсед (на всей ступне) с накло- ном вперед, руки вниз-назад, имитируя отталкивания палками назад - выдох; и.п.- выдох. “Цапля ходит по бплоту” И.п.- руки согнуты за спиной. согнуть ногу, поднять колено выше; держать; 4 - выпрямляя ногу вперед, сделать шаг. “Насос” И.п.- руки опущены. наклон влево, левая рука скользит по ноге вниз, правая, сгибаясь, скользит по телу вверх - выдох. и.п.-вдох. 3-4 - тоже в другую сторону. | 25-30 сек. 5-8 раз 5-8 раз 25-30 сек. 5-8 раз. | 1.Ходьбу можно выполнять на месте и с продвижением вперед. 2.Дыхание произвольное но равно - мерное. 1.При выполнении этого упр. Движе- ния руками должны быть свободные, размашистые. 2.Сильных хлопков не делать. 3.Дыхание ритмичное. 1.При выполнении этого упр. , голо- ву держать прямо. 2.Глубокие приседы не делать. 1.Упр. выполнять поочередно левой и правой ногой. Три-четыре шага продвигаясь впе- ред по кругу , а затем, повернувшись кругом , то же назад. 1.Движения выполнять без остано - вок . 2.Выполнять строго в боковой плос - кости. 3.Голову держать прямо. 4.Ноги прямые. |
“Цирковая лошадь”. И.п. - руки сцеплены на голове. Бег на месте высоко поднимая колени. “Кенгуру”. И.п. - стойка с сомкнутыми, слегка сог - нутыми ногами, туловище слегка накло- нено вперед, руки назад - в стороны. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | 15-20 сек. | 1.После бега перейти на ходьбу. 1.Прыгать мягко, слегка пружиня согнутыми ногами. 2.Передвигаться челночным спосо - бом. 3.Дыхание равномерное . 4.Перейти на ходьбу. |
Комплекс №2
Содержание | Дозир-ка | Организация и технология |
“Проснулись, потянулись” И.п.- о.с., голова опущена, руки за голо- вой, локти вниз. руки вверх - в стороны, голову под - нять, прогнуться - глубокий вдох; и.п. - выдох. “Самолет на повороте”. И.п.- ноги врозь руки в стороны. наклоны туловища влево; и.п. наклоны туловища вправо; и.п. “Косарь” И.п.- ноги врозь, левая рука в сторону, правая перед грудью. поворот туловища вправо; и.п. поворот туловища влево; и.п. “Конькобежец”. И.п.- о.с. , руки за спиной. полуприседая на левой ноге, правую назад и вправо; и.п. то же на правой ноге; 4- и.п. | 5-8 раз. 5-8 раз. 5-8 раз. 5-8 раз. | 1.Руки прямые. 2.Следить за осанкой. 1.Руки в локтях прямые. 2.Наклоны выполнять в боковой плоскости. 1.При выполнении поворота ноги от опоры не отрывать. 2.При повороте увидеть сзади стоя - щего. 3.Темп средний. 1.Спина прямая. 2.Нога сзади прямая. |
“Дровосек” И.п - ноги врозь, руки вверху сцеплены в “замок”, слегка прогнуться. наклоны вперед , руки вниз; и.п. “Со скакалкой” (прыжки). И.п.- о.с. , руки согнуты в локтях. На каждый счет прыжки на двух ногах, делая круги руками в локтевых суставах. “На параде”. Ходьба на месте с движениями руками с большой амплитудой. | 5-8 раз 10-15 | 1.При наклонах ноги в коленях пря- мые. 2.Руками коснуться пола. 1-4 Круговые движения руками вперед. 5-8 Круговые движения руками назад. |
Комплекс №3
“Поход”
После построения группы учитель объявляет: “Сегодня мы с вами отправимся в поход по родному краю”. По команде “Направо!” дети начинают движение по залу (площадке) под текст, читаемый учителем:
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждет!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
О.М.У
Во время передвижения акцентировать внимание на правильной ходьбе, следить за осанкой. Выполняются различные виды ходьбы: на носках, на пятках, руки на пояс, в стороны, вверх.
Затем учитель обращает внимание детей на красивых бабочек:
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
О.М.У
Дети легко бегут на носках в различных направлениях, с поворотами на 360", взмахами рук имитируя движения крыльев бабочки.
Далее — встреча с косарями:
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.
О.М.У.
Во время ходьбы выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге. Движения сопровождаются звуком “вжик”.
Учитель:
Сколько выросло грибов
У осинок и дубов.
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем.
О.М.У
После этих слов дети имитируют сбор грибов, выполняя наклоны вперед с касанием пола ладонями Следующая встреча - с лягушками:
38
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
О.М.У.
Ребята имитируют прыжки лягушки с выносом прямых рук вперед - вверх.
Впереди показалась речка:
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
О.М.У
Ребята выполняют несколько наклонов вперед, “зачерпнув ладонями воду”, умываются.
Учитель:
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — “брасс”.
О.М.У.
Выполняются движения рук, имитирующие плавание способом “брасс”. Следить за дыханием (вдох над водой, выдох в воду). Учитель продолжает:
Одной, другой — это кроль.
О.М.У.
Слегка наклониться вперед, попеременные “гребки” руками, чередуя вдох с выдохом.
Далее:
Качаясь на волне, плывем на спине.
О.М.У.
Выполняются движения, имитирующие плавание на спине. Вдох под одну руку, выдох под другую.
Далее плавание продолжается другим способом:
Все как один плывем, как дельфин.
О.М.У.
Выполняются одновременные круговые вращения руками вперед. Далее ученики “выходят из воды”;
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
О.М.У.
Построение в колонну по одному и заключительная ходьба. При подведении итогов игры следует спросить ребят о том, что они видели, с кем встречались в пути.
Комплекс № 4
(Для домашнего выполнения)
Содержание | Дозир-ка | Организация и технология |
Комплекс 1 1. “Паровоз”. И. п.— стойка ноги врозь, руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Круговые движения согнутыми руками вперед в боковой плоскости со словами; “Чух-чух-чух”. Дыхание свободное. 2. “Зайчик кушает морковку”. И. п.— о. с. Присесть, руки согнуть в локтях и прижать к груди — выдох. Вернуться в и. п,— вдох. 3. “Дети собирают каштаны”. И. п.— стойка ноги врозь. Наклон вперед, руки вниз, “взять каштан” — выдох. Вернуться в и. п. Положить каштан в “корзиночку” — вдох. 4. “Винтики” И. п.— о. с., руки за спину. Повороты туловища направо и налево. 5. “Комарики полетели”. Бег по кругу за “комариком” в течение 20—25 сек., а затем переход на ходьбу с постепенным замедлением. “Комарики машут крыльями”. И. п.— о. с. Поднимание рук в стороны и медленное опускание вниз. Дыхание свободное. | 8—10 раз. 6 раз. 6 раз. 5—6 раз в каждую сторону. 5—6 раз, | Дыхание свободное. Дыхание свободное. Дыхание свободное. |
Примечание: Смотри рисунок (1)
( Для домашнего выполнения)
Содержание | Дозир-ка | Организация и технология |
Комплекс2 1.Петушок крыльями машет”. И. п.— о. с. Поднять руки в стороны, помахать ими вниз-вверх, хлопая ладонями по бедрам и произнося: “Ку-ка-реку!” “Тигр выпрямляет спину”. И. п.—упор присев, голову вниз. Выпрямляя ноги, выгнуть спину вверх, как тигр,— вернуться в и. п. Дыхание свободное. 5—6 раз. 3. “Петушок воду пьет”. И. п.— о. с. Наклон вперед, руки в стороны, голову приподнять — выдох. Вернуться в и. п.— вдох. 4. “Налево и направо”. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. Поворот налево, руки в стороны — вдох. Вернуться в и. п.— выдох. То же в другую сторону. “Бой петушков”. И. п.— стойка на левой, правую согнуть назад, руки согнуть. Прыжки со свободным передвижением. То же на правой. “Петушиным шагом”. Ходьба по кругу в среднем темпе с высоко поднятой головой, а также медленным подниманием рук (“крылышек”) вверх и опусканием вниз. | 5—6 раз. 5—6 раз 6 раз. 4 раза. в каждую сторону. 6—8 подскоков на каждой ноге. 20—25 сек. | Дыхание свободное. Дыхание свободное. Дыхание свободное. |
Примечание: Смотри рисунок (2)
(Для домашнего выполнения)
Содержание | Дозир-ка | Организация и технология |
Комплекс3 “Регулировщик”. И. п.— о. с., руки влево на уровне плеч. Поочередная смена положения рук - вправо и влево. “Самолет садится”. И. п.— о. с. Присесть на носках, руки в стороны — выдох. Вернуться в и. п.— вдох. 5—6 раз. “Самолет в полете”. И. п.— о. с. Наклон вперед, руки в стороны, смотреть вперед — выдох. Вернуться в и. п,— вдох. 4. “Самолет качает крыльями”. И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклоны влево и вправо. “Самолет делает поворот”. И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища налево и направо. Дыхание свободное. “На параде”. И. п.— о. с. Энергичная ходьба по кругу с широкими движениями рук. | 5—6 раз в каждую сторону. 5—6 раз 6 раз. 4 -5раз в каждую сторону. 4—5 раз в каждую сторону. 20—25 сек. | Дыхание свободное. Дыхание свободное. Дыхание свободное. Дыхание свободное. Дыхание свободное. |
Примечание: Смотри рисунок (3)
Глава 4. Основные результаты исследования
Средние величины оценки степени здоровья детей 8 - 9 лет до занятий лечебной гимнастикой.
(мальчики)
Показатели (степени здоровья) | М | М |
Вес Тест Купера Заболеваемость | 0,3 0,8 0,7 | 1,8 |
(девочки)
Показатели (степени здоровья) | М | М |
Вес Тест Купера Заболеваемость | 0,5 0,9 0,5 | 1,9 |
Проводя индивидуальную оценку степени здоровья на основе установленных степеней, мы получили следующие результаты :
Среди мальчиков 8 лет по общей оценке - степень здоровья составляет 1,8 балла , что соответствует 2- й степени здоровья.
1-ю степень здоровья имеет 40% учащихся.
2-ю степень здоровья имеет 58% учащихся.
3-ю степень здоровья имеет 2% учащихся.
44
У девочек в испытуемой нами группе, степень здоровья составляет 1,9 балла, что относится к 2 - й степени здоровья.
1-ю степень здоровья составляет 57% девочек.
2-ю степень здоровья имеет 40% девочек.
3-ю степень здоровья имеет 3% девочек.
Средние величины оценки степени здоровья школьников 8 - 9 лет (спустя 1,5 месяца).
(мальчики)
Показатели (степени здоровья) | М | М |
Вес Тест Купера Заболеваемость | 0,3 0,7 0,5 | 1,5 |
(девочки)
Показатели (степени здоровья) | М | М |
Вес Тест Купера Заболеваемость | 0,5 0,8 0,3 | 1,6 |
Среди мальчиков 8 - 9 лет по общей оценке - степень здоровья составляет 1,5 балла , что соответствует 2 - й степени здоровья.
1 - ю степень здоровья имеет 53% учащихся.
2 - ю степень здоровья имеет 46% учащихся.
3 - ю степень здоровья имеет 1% учащихся.
Среди девочек испытуемой нами группы , степень здоровья составляет 1,6 балла, что соответствует 2 - й степени здоровья.
ю степень здоровья имеют 59% девочек.
ю степень здоровья имеют 40% девочек.
ю степень здоровья имеют 1% девочек.
Все полученные результаты обрабатывались методом математической статистики. Определились следующие статистические параметры :
1. средняя арифметическая величина ряда однородных показателей ;
2. среднее квадратическое отклонение;
где n - количество (вариант);
- знак суммирования ;
V - полученные в исследовании значения (варианты).
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: 1968
2.Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. М.: Физкультура и спорт, 1987.
3.Вайбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986.
4.Деркач А.А , Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982.
5.Курысь В.Н. , Яровой Н.М. , Титаренко Е.В. Общеразвивающие упражнения в школе. Ст.: СГПУ, 1995.
6.Куколевский Г. М. Здоровье и физическая культура. М.: Медицина , 1979.
7.Козлова Т.В. , Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М.: Физкультура и спорт, 1988.
8.Коробков А.В. Движения и здоровье. М.: Знание, 1964.
9.Куценко Г.И. , Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М.: Медицина, 1987.
10.Матвеев Л.П. , Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976.
11.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.
12.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: 1976.
13.Петровский А.В. О психологии личности . М.: 1964.
14.Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987.
15.Шепель В.М. Производство и педагогика. М.: 1969.
1. Комплекс зарядки в детском саду средней группе
2. Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе
3. Гимнастика после сна в средней группе в детском саду
4. Комплекс гимнастики в детском саду после сна
5. Конспект утренней гимнастики в средней группе
6. Комплекс гимнастики после сна в дет саду
7. Комплекс гимнастики пробуждения после сна
8. Комплекс гимнастики после сна для дошкольников
9. Виды гимнастики после сна в детском саду в
10. Конспект гимнастики пробуждения для старшей группе
11. Комплекс упражнений для гимнастики после сна в
12. Конспекты гимнастики после сна в детском саду
13. Комплекс зарядки после дневного сна в детском саду
14. Комплекс гимнастика пробуждения в детском саду
15. Зарядка в младшей группе после сна